Введение.
Выбор темы проекта и его актуальность.
В жизни мы видим много пожилых людей. У кого то из них есть близкие, которые их любят и заботятся. И им очень важно это внимание!
Но очень часто бывает, что пожилые люди страдают от одиночества. С возрастом, им становится сложнее ходить, появляются проблемы со здоровьем. Они все больше времени проводят дома, и сил и возможностей найти новых друзей становится все меньше, иногда им даже не с кем поговорить..
У кого то из них совсем нет родных, у кого то родственники живут очень далеко и не могут часто приезжать, кто-то требует постоянного ухода из-за плохого здоровья, и тогда они оказываются в интернатах и домах престарелых. Но всем им очень хочется понимания, заботы и человеческого тепла, поэтому мы считаем тему нашего проекта актуальной.
Многие люди думают, что оказать помощь пожилым людям очень сложно и это требует больших денежных затрат и времени. Мы решили выяснить так ли это и как можно помочь?
Цель нашего проекта.
Привлечь внимание к проблемам людей пожилого возраста.
Привлечь учащихся в школе и их родителей к участию в деятельности, направленной на улучшение жизни пожилых людей.
Задачи проекта.
Организовать общение и взаимодействие с пожилыми людьми;
Оказать социальную помощь и психологическую поддержку престарелым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Методика выполнения проекта.
Сбор информации в книгах и СМИ;
Получение информации от компетентных специалистов;
Социальный опрос;
Анализ полученной информации и разработка плана решения задач проекта;
Реализация поставленных действий;
Оформление проекта, подготовка презентации;
Представление проекта.
Подготовка к выполнению проекта
Сбор информации в литературе и интернете.
Занятые уроками, своими друзьями и увлечениями мы часто отдаляемся от бабушек и дедушек и не замечаем, что им грустно и они чувствуют себя ненужными и одинокими.
Когда мы начали готовится к этому проекту, то столкнулись с проблемой найти литературу про бабушек и дедушек.. Даже в Интернете очень мало такой информации. Поэтому мы составили список книг с пожилыми героями (Приложение 1) и предложили его одноклассникам для чтения. Во многих книгах отражены темы семьи, человеческих взаимоотношений, доброты и человечности. Бабушки и дедушки всегда очень добрые и мудрые, и книги о них - такие же.
Также мы заметили, что по телевизору показывают много социальной рекламы посвященной помощи детям, а рекламы о помощи пожилым людям совсем нет. А ведь с каждым годом пожилых людей в мире становится все больше.
Одной из самых главных проблем у пожилых людей является их изолированность от общества и чувство одиночества.
Мы стали думать, как можем помочь бабушкам и дедушкам, особенно тем, кто живет в домах престарелых, ведь у многих из них нет родных и они очень одиноки.
В интернете мы узнали, что есть два больших фонда, которые помогают старикам. Благотворительный фонд "София" и Благотворительный фонд "Старость в радость"
1.2 Получение информации от волонтеров.
Мы решили принять участие в работе фонда "Старость в радость", так как нам очень понравилось его доброе название.
От координаторов фонда, Марины Лубагиной и Катерины Фроловой, мы узнали, что девиз фонда "Помогай, чем можешь, помогай как хочешь". Поэтому любому человеку с любыми способностями находится дело.
Бабушки и дедушки, оказавшиеся в домах престарелых очень одиноки и им особенно важно внимание. Поэтому волонтеры фонда организуют поездки в дома престарелых, устраивают концерты, помогают с ремонтом, сажают деревья и просто разговаривают со стариками. Оказывается, это очень важно!
Мы узнали, что можем помочь, даже не прилагая больших усилий. Например, просто написать поздравительную открытку дедушке или бабушке в дом престарелых на любой праздник. Особенно приятно им получать детские рисунки с поздравлениями. А ведь нарисовать рисунок так просто.
1.3 Проведение социального опроса.
Мы решили узнать как относятся к одиночеству люди вокруг нас, для этого провели опрос.(Приложение 2 ) В опросе приняли участие 31 человек в возрасте от 9 до 72 лет (Приложение 3). Метод опроса – телефонное интервью. Мы выяснили, что:
70% опрошенных боятся одиночества;
6 5% участников уверены, что одиноких людей вокруг стало больше, 29% считают, что одиноких стало меньше и 6% - не знают как ответить на этот вопрос;
На вопрос кто чаще всего чувствует себя одиноким, 52% опрошенных ответили, что это - пожилые люди, 48% - люди у которых нет семьи.
В результате опроса мы выяснили, что многие боятся одиночества в будущем и думают что одиноких людей вокруг становится больше, причем большинство из них - это пожилые люди.
Проведенный нами опрос подтвердил информацию собранную нами в интернете и полученную от координатора фонда "Старость в радость" .
1.4 Подготовка плана реализации проекта.
На основании полученной информации нами был составлен план мероприятий, которые помогут в решении задач проекта:
Организация в классе коллективной акции "Открытка для улыбки" к "Дню Пожилого Человека".
Выступления перед учащимися "Человеку мало надо..." об одиночестве пожилых людей.
Организация в классе акции "Письмо для бабушки и дедушки".
Организация в школе сбора подарков на Новый год для пожилых людей в домах престарелых.
Участие в мероприятиях посвященных ветеранам и пожилым людям.
Подготовка видеоролика и размещение его в интернете.
Практическая часть работы над проектом
2.1 Организация мастер-класса по изготовлению открыток и коллективной акции "Открытка с улыбкой" в "День Пожилого Человека".
К дню пожилого человека, было решено провести в нашем классе акцию "Открытка с улыбкой" и подарить пожилым людям на улице открытки, сделанными своими руками, с добрыми пожеланиями.
Открытки мы предложили и сделали заранее всем классом. Для этого нашли в интернете картинку с интересной идеей, купили материалы для изготовления и распечатали добрые стихи с поздравлениями. Каждый из ребят в классе смог сделать открытку и подписать ее.
Открытки вручали 1 октября знакомым и просто бабушкам и дедушкам на улице. Каково же было удивление и радость прохожих, когда к ним подходили ребята и желали им долгих лет жизни. Сколько мы увидели в этот день улыбок и даже слез радости. Оказалось, что сделать приятное очень просто.
2.2 Организация в классе акции "Письмо доброты".
Мы решили не останавливаться на этом и устроить акцию "Письмо доброты". Для этого, по электронной почте связались с координаторами благотворительного фонда "Старость в радость" и нам выслали адреса бабушек и дедушек из разных интернатов и домов престарелых.
Мы попросили родителей помочь с приобретением открыток, конвертов и марок. Почти все ребята 4"Е" и 5"В" приняли участие и принесли свои рисунки. Перед Новым годом мы отправили поздравления в Новгородскую область в дом Милосердия в деревне Буреги и Шимский интернат для престарелых.
Сотрудники благотворительного фонда рассказали, что для бабушек и дедушек эти открытки являются очень важной частью жизни, так как они дарят им положительные эмоции и улыбки. Они хранят их под подушками, в тумбочках, перечитывают их каждый день и ждут, что им напишут ещё.
Мы решили продолжить акцию с письмами, и теперь поздравляем дедушек с днем 23 февраля, а бабушек с праздником 8 марта. Также, по нашей просьбе, из фонда нам прислали адреса бабушек и дедушек, у которых дни рождения в ближайшее время, к ним тоже отправились поздравления и хорошие пожелания. Всего уже получилось отправить более 70 писем. Надеемся, эта акция станет традицией в нашем классе.
2 .3 Выступления "Человеку мало надо..." об одиночестве пожилых людей.
Для того, чтобы как можно больше людей узнало о проблеме пожилых людей, нами было подготовлен доклад и проведены выступления не только в классах нашей школы, но и на региональной конференции в г.Реутов. К докладу были подготовлены листовки с информацией о том как можно помочь пожилым людям в домах престарелых, которые мы раздали всем ребятам.
2.4 Организация в школе сбора подарков на Новый год для пожилых людей в домах престарелых.
Когда мы занимались подготовкой открыток к Новому году, то узнали, что фонд "Старость в радость" организует сбор Новогодних подарков для бабушек и дедушек в домах престарелых и инвалидов в Москве, Московской, Тульской, Калужской, Владимирской и других областях.
Мы решили организовать сбор подарков для бабушек и дедушек в школе и предложили провести его ребятам наших классов.
У нас появилась возможность стать волшебными Дедами Морозами для одиноких бабушек и дедушек и подарить им немного радости. Ребята и их родители активно откликнулись на это предложение.
В классе была установлена коробка для сбора подарков. В результате, коробки не хватило и подарки заняли все место вокруг нее.
Для бабушек и дедушек принесли полотенца, тапочки, ночные рубашки, футболки, варежки, вкусные сладости и чай. Ребята подготовили красивые открытки с поздравлениями, новогодние рисунки и поделки, а бабушка одной из учениц даже передала носочки, которые связала сама.
Также были переданы подарки для нянечек, медсестёр, поваров и других людей, которые каждый день делают жизнь бабушек и дедушек чуточку лучше. Все подарки были упакованы в коробки и отвезены в пункт сбора в Москве, откуда с волонтерами отправились к бабушкам и дедушкам.
2.5 Участие в мероприятиях посвященных Ветеранам и пожилым людям.
Мы уже не раз принимали участие в школьных и городских мероприятиях посвященных ветеранам Великой Отечественной Войны и в будущем планируем с этими выступлениями присоединится к волонтерским поездкам в дома престарелых.
2.6 Подготовка видеоролика и размещение его в Интернете.
Для того чтобы как можно больше людей узнало о проблемах пожилых людей и о том, что помочь им совсем не сложно мы подготовили видеоролик и разместили его в Интернете: https://www.youtube.com/watch?v=8-44JK39OcA (канал Anideya_Fox)
Выводы
Когда мы готовили проект, мы поняли, что в наших силах изменить отношение к старости, мы можем подарить пожилым людям частичку своего сердца и времени. И для этого от нас требуется не так уж и много.
Участие в проекте позволило нам познакомиться с новыми людьми, найти новых друзей, получить новые знания и опыт и понять, что неравнодушных людей очень много, но просто многие из них не знают как можно помочь другим.
Мы считаем, что нам удалось достичь поставленных в проекте целей. Мы смогли обратить внимание многих людей, своих одноклассников и их родителей на проблему одиноких бабушек и дедушек и выяснили, что помочь может каждый человек и это совсем не сложно.
В дальнейшем мы планируем:
1. Продолжать акцию "Письмо доброты";
2. Снова организовать сбор Новогодних подарков для бабушек и дедушек из домов престарелых и предложить другим классам присоединиться;
3. Принимать участие в волонтерских поездках в дом престарелых;
4. Участвовать в акциях, проводимых благотворительным фондом "Старость в радость".
5. Принимать участие в школьных и городских мероприятиях для пожилых людей.
Список использованных источников и литературы.
1. Кудряшова Н., Ковалёв В., Как волонтеры меняют жизнь одиноких стариков.(Электронный ресурс) - Комсомольская правда, 11.12.2018. - Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26919/3965594/
6. Благотворительный Общественный Фонд «София» (Электронный ресурс) 1998-2019, Режим доступа: https://sofiafond.ru/
Приложения.
Приложение 1
Список интересных книг про бабушек и дедушек.
1. Анджела Нанетти: Мой дедушка был вишней.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/489225/
2. Василий Аксенов: Мой дедушка - памятник. Сундучок, в котором что-то стучит
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/284025/
3. Мира Лобе: Бабушка на яблоне
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/461956/
4. Ульф Старк: Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/620293/
5. Гудрун Мебс: Бабушка! - кричит Фридер.(Сборник)
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/613914/
6. Анне-Катрине Вестли: Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/517508/
7. Нодар Думбадзе: Избранная проза. Я, бабушка, Илико и Илларион
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/368591/
Приложение 2
Опросный лист для анкетирования
1. Ваш возраст.
2. Вы боитесь одиночества? Да Нет
3. Как Вы считаете, в последнее время одиноких людей стало больше или
меньше?
Больше Меньше
4. Кто чаще, по Вашему мнению, чувствует себя одиноким?
а) пожилые люди
б) те у кого нет семьи
в) молодые люди
г) у кого есть семья/ дети
Приложение 3
Таблица оценки результатов опроса
Вопрос |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Участники опроса по порядку |
1 |
65 |
да |
больше |
а |
2 |
37 |
да |
больше |
а |
|
3 |
40 |
нет |
не знаю |
а |
|
4 |
33 |
да |
больше |
а |
|
5 |
40 |
да |
больше |
а |
|
6 |
11 |
нет |
больше |
а |
|
7 |
40 |
да |
больше |
а |
|
8 |
63 |
нет |
больше |
б |
|
9 |
22 |
нет |
больше |
а |
|
10 |
35 |
нет |
больше |
б |
|
11 |
32 |
да |
больше |
б |
|
12 |
34 |
да |
больше |
а |
|
13 |
52 |
да |
больше |
б |
|
14 |
52 |
да |
меньше |
а |
|
15 |
62 |
нет |
больше |
б |
|
16 |
9 |
нет |
больше |
а |
|
17 |
17 |
да |
больше |
а |
|
18 |
72 |
да |
меньше |
б |
|
19 |
13 |
нет |
меньше |
а |
|
20 |
38 |
да |
меньше |
б |
|
21 |
46 |
да |
больше |
а |
|
22 |
27 |
да |
больше |
б |
|
23 |
27 |
да |
не знаю |
б |
|
24 |
10 |
да |
больше |
б |
|
25 |
37 |
да |
меньше |
а |
|
26 |
28 |
да |
больше |
б |
|
27 |
33 |
нет |
меньше |
б |
|
28 |
35 |
да |
меньше |
а |
|
29 |
40 |
да |
больше |
б |
|
30 |
36 |
нет |
меньше |
б |
|
31 |
34 |
да |
меньше |
б |
1. Участники опроса - 31 человек от 9 до 72 лет
2. Ответ Да - 21, Нет - 9
3. Ответ Больше - 20, Меньше - 9, Не знаю - 2
4. Ответ А - 16, Б - 14, В -0, Г -0