Волонтёрская деятельность как важный элемент функционирования муниципальных организаций и учреждений

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волонтёрская деятельность как важный элемент функционирования муниципальных организаций и учреждений

Грязнова В.Г. 1
1МАОУ СОШ № 8 ГОЩ
Ермолаева Т.Н. 1
1МАОУ СОШ № 8 ЩМР МО
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

2018 год был объявлен годом добровольцев. Как заявлено в одном из информационных агентств России, именно в этот год Российское волонтёрское движение вышло на новый уровень: количество волонтёров выросло вдвое, что составило 14 млн. человек, участниками добровольческих проектов стало боле 192 тыс. учеников и более 350 университетов открыли в своей структуре волонтёрские центры.

Ежегодно данные показатели имеют положительную динамику, что приводит к увеличению финансирования и созданию новых площадок для обеспечения благоприятных условий формирования ресурсных центров общей направленности, которые активно развиваются как в крупных, так и малых городах. И именно поэтому, данная тема актуальна.

Цель проекта:

- доказать важность взаимодействия общественных организаций и добровольческих отрядов.

Для достижения цели, нужно выполнить задач:

Определить уровень осведомлённости школьников о волонтёрской деятельности.

Провести ряд мероприятий для расширения имеющихся знаний у учеников 8-11 классов.

Опираясь на опыт существующих волонтёрских центров, выявить проблему малой вовлечённости в подобные организации.

Провести опрос среди учащихся для создания статистики популярности добровольческих отрядов и организаций в г.о.Щёлково.

Сформировать волонтёрский отряд на базе одного муниципального учреждения (МАОУ СОШ №8).

Данный проект исследует наличие знаний о добровольческой деятельности у учащихся средней и старшей школы среди 8-11 классов.

В процессе работы была выдвинута гипотеза: большинство школьников косвенно знакомы с основными функциями, выполняемыми волонтёрами.

Исследования проводятся на основе анализа полученной информации:

Анализ результатов школьных бесед и семинаров среди 8-11 классов.

Анализ итогов встречи с представителями разных волонтёрских отрядов.

Анализ результатов опроса.

Непопулярность волонтёрской деятельности.

В данный момент, государство делает всё для того, чтобы добровольчество стремительно развивалось и имело большую популярность среди молодёжи и старшего поколения. Каждый человек неоднократно слышал о том, кто такие волонтёры, какой вклад они вносят в работу различных организаций, но каждый ли понимает, для чего это делается? К сожалению, именно отсутствие тех или иных мотивов (что немало важно для любой деятельности человека) тормозит его вовлечение добровольчество и не даёт полную картину того, какие преимущества мы получаем, занимаясь активной безвозмездной помощью. Многие волонтёры рассматривают свою деятельность, как способ самовыражения. Кто-то видит в этом своё призвание, кто-то, помогая другим, чувствует моральное удовлетворение, которое нельзя получить по средствам другой деятельности. Это немало важно для плодотворной и добросовестной работы.

Принято считать, что добровольцы только отдают, но ничего не получают взамен, да и в целом, это всё должно быть бескорыстно и от чистого сердца. Безусловно, это так, но не стоит забывать, что интерес к чему-либо может проснуться даже от любопытства, потому, я считаю, что пусть и малая, но мотивация должна быть. Речь идёт не о материальных благах, а именно о внутренних мотивах человека. Любая деятельность, от которой мы ждём положительного результата, должна идти изнутри – человек должен иметь чёткое понятие и ощущение, для чего он это делает и получает ли он от этого внутреннее удовлетворение.

Большое количество волонтёрских центров основано на различных организациях (органах управления и власти): Общественная палата, Территориально-избирательные комиссии, партия ЛДПР, партия КПРФ, МГЕР. Также набирают популярность волонтёрские корпуса на базе ВУЗов, средних специальных и профессиональных учреждениях.

Менее популярным является волонтёрство среди школьников младшего звена. Это объясняется тем, что волонтёрам желательно быть старше 14-ти лет, поэтому различные беседы и семинары проводятся в школах редко, а особенно, в младших классах. Прививая детям правильные ценности с ранних лет, мы формируем полноценные личности с чётким взглядом на мир, готовые делиться своими навыками и ресурсами с нуждающимися. Дети по своей сущности добрые и бескорыстные, поэтому, на примере старших товарищей мы должны демонстрировать примерное поведение для дальнейшего расширения возможностей волонтёрских отрядов.

Именно из-за отсутствия популяризации добровольчества в детстве, дети, вырастая, становятся равнодушными и безынициативными, что влечёт за собой неблагоприятные последствия.

Информационная неосведомлённость.

В процессе исследовательской работы было проведено несколько мероприятий различного характера. В первую очередь состоялся общешкольный урок «Волонтёры будущего», который провели представители МГЕР г.о.Щёлково и автор данной работы (один из членов независимой волонтёрской организации района). Урок включал в себя ёмкую теоретическую основу, интерактив с учащимися и проведения опроса (Приложение 1), который стал отправной точкой данного исследования.

Как показал опрос, большинство учащихся имеют самые тривиальные знания в этой сфере, а тем более, о деятельности волонтёров в своём городе. Проведённый урок расширил представления о добровольчестве, подогрел интерес для дальнейшего изучения этого направления и сформировал большое количество тем для дискуссий и обсуждений.

Далее последовал анализ проблем существующих волонтёрских организаций города. Одной из важных проблем стала непопулярность данных организаций, независимо от их рода деятельности (социальное, спортивное, медийное, организационное и медицинское волонтёрство). Как правило, это связано с тем, что организации не сотрудничают с муниципальными учреждениями образовательного характера.

Основываясь на итогах проведённого урока (Приложение 2), можно сделать вывод, что желающих принимать активное участие в волонтёрской деятельности достаточно и, зачастую, школьники просто не знают о существовании добровольческих центров в городе.

Поэтапное решение проблемы

Результаты опроса были непредсказуемы, но итог приятно удивил. Большое количество ребят были действительно заинтересованы стать частью волонтёрского отряда, но не имели возможности и должной информации.

Получив статистику и проведя локальные неформальные беседы, стало ясно, что волонтёрский отряд на базе школы будет иметь спрос, как со стороны учащихся, так и со стороны администрации. Для первых это возможность самовыражения и самореализации, для вторых – наличие постоянной централизованной команды для оперативной помощи в различных ситуациях.

По итогу всех предыдущих действий была сформирована небольшая команда волонтёров, которая расширяется после каждого мероприятия. Первоначально (в октябре) в её составе было 2 человека, на начало марта – 23.

Работа полноценного волонтёрского отряда значительно облегчила проведение многих мероприятий различного характера. В тесном взаимодействии с органом школьного самоуправления, было проведено несколько социальных и спортивных мероприятий. Среди них акция «Блокадный хлеб», помощь в организации дня встречи выпускников и одно выездное мероприятие «Инновационная Москва: вызовы времени», организованное Информационным агентством «ТАСС» (Приложение 3).

В ходе работы волонтёрского отряда и внутренних бесед с его членами, было решено, не ограничиваться деятельностью только внутри школы, но и наладить сотрудничество с другими местными волонтёрскими отрядами. Также, стоить отметить, что деятельность нашего отряда вышла за приделы муниципалитета и получила предложение на сотрудничество с частными коммерческими организациями, что в дальнейшем может расшить возможности не только нашего отряда, но и муниципального учреждения, благодаря которому мы существуем.

Вывод

Наличие взаимодействия с организациями разной направленности способствует расширению навыков, интересов и возможностей у его участников, что развивает их как личность. Получая новые знания, члены отряда делятся ими в своих классах, а перенимая опыт у новых знакомых, используют его на практике в школе, тем самым развивая интерес и привлекая новых ребят.

В первую очередь, школа заинтересована в личностном развитии своих учащихся, далее, в наличии собственного отряда добровольцев, которые заинтересованы в результате и всегда готовы помочь.

Школа – место, где регулярно проводятся различные мероприятия разного характера и специфики, но не всегда есть желающие помочь, но, на примере работы, созданной команды добровольцев, станет ясно, что помочь и взаимовыручка – отнюдь не скучные и не тяжёлые занятия. Наоборот, в большой дружной команде, в которой регулярно проходят внутренние беседы, игры на сплочение и совместное культурное времяпрепровождение, помогает раскрепоститься, приобрести новые знакомства и разбудить интерес к чему-то новому, что очень важно для подростков в самой тяжёлой возрастной категории.

Волонтёрские отряды на базе муниципальных учреждений играют важную роль, как для учащихся, так и для самих учреждений, поэтому, их создание, развитие, поддержка и сотрудничество с ними очень важны. Подростки развиваются, а школы имеют ценный ресурс, с помощью которого проведение любых мероприятий станет легче, веселее и креативнее.

Список литературы:

https://tass.ru/obschestvo/5876263 - ИТАР ТАСС «Год добровольца. Российское волонтёрское движение выходит на новый уровень»

Приложение 1

Опрос: «Отношение к волонтёрской деятельности»

Какой смысл Вы вкладываете в понятие «волонтёр»?

Знаете ли Вы основные направления волонтёрской деятельности и виды, на которые их делят?

Какие мотивы двигали Вами, если бы Вы являлись волонтёром?

По Вашему мнению, люди какого возраста чаще становятся волонтёрами на сегодняшний день?

Знаете ли Вы о наличие волонтёрских отрядов в Вашем городе (г.Щёлково)?

Состоите ли Вы в одном из них?

Занимаетесь ли Вы добровольческой деятельностью персонально, не входя в состав одного из отрядов?

По каким причинам Вы не хотите/не можете заниматься добровольчеством в составе отрядов города?

Приложение 2

Приложение 3

Форум РДШ «Славим Подмосковье вместе»

Урок «Волонтёры будущего» День встречи выпускников

Акция «Блокадный хлеб»

Clustertalk «Информационная Москва: вызов времени»

Просмотров работы: 51