Царскосельский Лицей и школа М.К. Тенишевой, как социально-педагогические проекты

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Царскосельский Лицей и школа М.К. Тенишевой, как социально-педагогические проекты

Вакина Г.Г. 1
1МОУ СОШ № 75 г.о. Черноголовка
Вакина С.А. 1
1МОУ СОШ № 75 г.о. Черноголовка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Эта научно-исследовательская работа является продолжением работы прошлого года по теме «Школа М.К. Тенишевой: блажь богатой княгини или серьезное образовательное учреждение», которую я представляла на городской конференции. Тогда я изучала образовательный процесс в одной забытой школе конца XIX - начала ХХ века, в школе М.К. Тенишевой на хуторе Фленово на Смоленщине. В данной работе я решила рассмотреть образовательный процесс самого известного в России учебного заведения первой половины XIX века: Лицея в Царском селе. Мне захотелось сравнить два учебных заведения и выяснить, являлись ли они социально-педагогическими проектами своего времени. А может они опередили его? А так, как народная мудрость гласит, что «Все новое – это хорошо забытое старое», то может, стоит реформаторам системы образования еще раз повнимательнее посмотреть на эти учебные заведения. Особенно в условиях социального расслоения общества.

Цель исследовательской работы: поиск, сбор, изучение, систематизация, анализ информации из различных источников о Лицее в Царском селе, сравнение его со школой М.К. Тенишевой. Задачи:

собрать и изучить информацию о Лицее;

выяснить причины, приведшие к созданию учебного заведения;

выяснить, как подбирались кадры для работы с детьми;

собрать и изучить информацию о классно-урочной системе, об образовательных программах и сравнить их с учебным процессом в школе Тенишевой;

сделать выводы о тех положительных начинаниях в образовании, которые могут быть использованы сегодня.

Предмет исследования – образовательный процесс в Царскосельском Лицее.

Объект исследования – Лицей в Царском селе.

Актуальность: информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях, т.к. сравнительный анализ никто не делал, а он будет интересен, в условиях реформирования системы образования.

Методы исследования: исследование печатных источников информации, изучение документальных и художественных киноматериалов.

Перспективы исследовательской работы:

привлечь внимание педагогической общественности к опыту работы как школы Тенишевой, так и Лицея, путем публикации на различных сайтах, выступлениях.

Обзор и анализ литературных источников по теме исследования.

По истории Царскосельского Лицея очень много информации. Она содержится в различных источниках: документальных фильмах, статьях ученых, исторических и художественных произведениях литературы … Познакомившись с этими источниками, я смогла представить образовательный процесс в этом учебном заведении, убедится в том, что это уникальное явление общественной и духовной жизни России. Анализируя все источники информации о Лицее и школе Тенишевой, я пришла к выводу, что это социальные проекты, революционные для своего времени.

Основная часть

Раздел I. Причины и цели создания Лицея.

В марте 1801 г. на престол вступил Александр I. Новому самодержцу было 24 года. Он с молодым задором обдумывал планы серьезных государственных преобразований. Россию охватило оптимистическое ожидание перемен. Модернизация образования началась с создания Министерства народного просвещения, в его владения была передана вся сфера культурной жизни страны: Академия наук, российские университеты, библиотеки, музеи, типографии, периодические журналы, цензура.

По велению императора Александра I открываются школы, университеты, педагогический институт в Петербурге. Многие общественные деятели того времени были обеспокоены состоянием образования в России и предлагали различные проекты модернизации. Среди них был статс-секретарь сената М. М. Сперанский. Ему и принадлежит идея создания Императорского лицея – учебного заведения, которого не было в те времена ни в одной стране просвещенной Европы. По мнению М.. М.. Сперанского новое учебное заведение должно было быть создано с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий» [5]. Сперанский хотел, чтобы эта школа воспитывала не ординарных чиновников – слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но государственных людей, которые бы сами прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли новые идеи в жизнь. И поэтому выпускников этой школы должны отличать широчайшие знания, умение мыслить, любить Россию и стремление трудиться для её блага. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им (приложение 1).

Раздел II. Благотворное влияние античности.

Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками» [7], заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Я провела исследование и выяснила, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея. Подобно древней школе, Царскосельский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее (приложение 2).

В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию - вступительным экзаменам. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии, три последующих года – окончательный курс – основные предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично сочетала в себе гуманитарные и точные науки, давая поистине энциклопедические знания. За шесть лет обучения в Лицее нужно было овладеть «предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными» [4]. Возможно, поэтому из Лицея вышло так много талантливых людей, прославившихся в самых разных сферах деятельности – не только на государственной службе, но и в науке, и культуре. Раздел III. Программа, образовательные цели и задачи Лицея, учебный процесс.

Основной целью обучения в Лицее была подготовка юношества к государственной службе, поднятие ее престижа, поэтому учебное заведение отличалось особым вниманием к общему образованию воспитанников, повышению их культуры, нравственной ответственности за судьбу родины. В Лицее изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Распорядок жизни в Лицее был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

У директора Лицея — полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов — шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего — золотом.

Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения. В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строение находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад. В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками. На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной (приложение 3,4).

За годы деятельности Лицея был выработан некий «кодекс интеллигентности» - не писанный и ни кем нигде не утвержденный свод правил российского интеллигента: взглядов, стремлений, интересов, увлечений, пристрастий, манер человека, ответственного за судьбы России и служащего ей. Это и было основной целью образования лицеистов: воспитание высокого понимания чувства долга, человеческого достоинства и чести, культ образованности и гражданственности. Содержание лицейского образования во многом следовало традициям дворянского воспитания: многопредметность, преобладание гуманитарных дисциплин, особое отношение между воспитанниками и наставниками – всё это отличало Лицей от других учебных заведений того времени.

Лицей – учреждение, прежде всего, гуманитарной направленности. Приоритет в лицейских программах отдавался изучению гуманитарных дисциплин. В Уставе Императорского лицея это объясняется так: «Познание российского слова необходимо, а потому на сию часть и должно обращено особенное внимание… главная цель науки словесности есть изощрение и направление вкуса воспитанников к изящному слову» [8]. Приоритет гуманитарного образования в большинстве учебных заведений России философы и историки педагогики объясняют менталитетом россиян: русская культура всегда была преимущественно гуманитарная, ориентированная на «возвышенности», не привыкшая приглядываться к экономическим и техническим сторонам жизни. Как показывает анализ лицейского учебного плана, в течение трех лет начального курса обучения языкам «должно быть доведено до такой степени, чтобы на латинском воспитанники могли… переводить с помощью лексикона Федра или Корнелия… Что принадлежит до российского, французского и немецкого языков, они должны переводить с одного на другой со свободою…» [8].

Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях» [9]. Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т. д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.

Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики (табели), в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2… худо – 0). Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные. В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо» [8].

В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения», списки книг для прочтения составлялись педагогами (приложение 5).

Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т. д. Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной» [6].

Раздел IV. Новый этап в судьбе Лицея.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории. Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». «Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса» [8].

Раздел V. Сравнительный анализ.

№ п/п

Критерии для сравнения

Лицей

Школа во Фленово

 

Дата создания

1811 г.

1887 г.

 

Место нахождения

Царское Село, Санкт-Петербург

хутор Фленово, Смоленская губерния

 

Причины создания

реформирование системы образования

нежелание власти тратить средства на образование крестьян, отсутствие учебных заведений, дающих крестьянским детям, качественное образование в условиях развития капитализма, невежество и безграмотность крестьян

 

Социальная цель

воспитывать неординарных чиновников – слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, а государственных людей, которые бы сами прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли новые идеи в жизнь. И поэтому выпускников этой школы должны отличать широчайшие знания, умение мыслить, любить Россию и стремление трудиться для её блага.

изменить сам образ жизни крестьянина, научить его по-новому относиться к земле, превратить забитого крестьянина в человека думающего, знающего, приносящего пользу себе и обществу

 

Инициатор создания

Александр I , М. М. Сперанский

Мария Клавдиевна Тенишева, Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская

 

Социальный состав обучающихся

дети дворян

дети крестьян

 

Возраст воспитанников

10—12 лет

с 9 лет

 

Педагогические методы

соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим; проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. На каждого лицеиста был заведен Табель об успехах. В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо». Запрещалось кричать на обслуживающий персонал или бранить их. В Лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. Уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье проявлялась и в том, что у каждого из них была отдельная комната

обучение не было принудительным, отсутствие телесных наказаний, «учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т. е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе; но он должен быть и руководителем, воспитателем, должен сам быть сельским деятелем...; а кроме того, он должен был быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности»

 

Материально-техническая база

на нижнем этаже четырехэтажного флигеля Царскосельского дворца располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад. Для занятий верховой ездой на конюшне содержали лошадей

одноэтажное школьное здание, общежитие, столовая, кухня, мастерские, пасека, библиотека

 

Финансирование

за счет государственных средств

за счет средств Тенишевой

 

Персонал учебного заведения

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников

8 учителей В. А. Лидин, Малютин, Алексей Прокофьевич Зиновьев с друзьями по Строгановке В.В. Бекетовым и Д.С. Стеллецким, Завьялов, Панков

 

Отношение к подбору педагогических кадров

особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами, им устанавливался VII классный чин и годовой оклад в 2000 рублей, а также предоставлялась благоустроенная квартира вблизи Лицея; среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги

ответственное и серьезное отношение к педагогическим кадрам, так как сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни, педагоги обеспечивались жильем и хорошей зарплатой

 

Значение

изначальная цель была достигнута — сформирован особый тип личности. Лицейские воспитанники усвоили не только знания, идеи, но прежде всего особый тип поведения, человеческих отношений

школа нового типа для крестьян была создана, Тенишева сумела воплотить в ней идею всестороннего образования

Заключение

В нашем исследовании мы сравнили педагогические методы, социальные цели, требования к учителям и выпускникам, условия обучения в начале ХIХ века и на рубеже ХIХ – ХХ веков. Мы выяснили, что в связи с произошедшими в российском обществе во второй половине 19 века изменениями (отмена крепостного права 1861 г., развитие капитализма), появилась насущная потребность в образовании и воспитании не только выходцев из высших сословий, но и крестьян. Одной из первых это поняла М.К. Тенишева. Безусловно, школа во Фленово давала профессионально-техническое образование, Лицей гуманитарно-правовое. Несмотря на разные источники финансирования, разный статус оба учебных заведения имели прекрасные материально-технические базы, высококвалифицированных преподавателей. Педагогические методы различаются, но телесные наказания отсутствуют. Особое внимание везде уделялось развитию личности ребенка, проходила ее социализация. К сожалению, таких педагогов-новаторов, как Тенишева в России было мало. Революции 1917 г. не дали воплотить ей все свои идеи. О школе надолго забыли. Лицею повезло больше. Из его стен вышло много талантливых людей, приумноживших славу России. Но и Лицей, и школа во Фленова это новаторские непревзойденные проекты каждый своего времени.

Данной исследовательской работой я хотела привлечь внимание учительского сообщества, людей, которым не безразлично российское образование к его истории и лучшим страницам.

Список литературы и использованных источников.

1. Документальный фильм ЦСДФ «Наш Пушкин». 1974.

2. Басина М.Я. Жизнь Пушкина. В садах Лицея. - СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 1996 г. – 77 с.

3. Баженов А.М. Протей и пророк. Пушкин: лицей, учёба, учителя // Литература в школе. – 2000. – №7. - С. 2-6.

4.Громыко Н.Ф. Царскосельский лицей: уроки для будущего // Начальное образование. – 2007. - №4. – С. 47-52.

5.Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843 гг. - М.: Кучково поле, 2008 г. – 448 с.

6. Кунина В.В. Друзья Пушкина. – М.: Изд-во «Правда», 1986 г. – 638 с.

7. Некрасов С.М. Лицейская лира: лицей в творчестве его воспитанников. - СПб.: Вита Нова, 2007 г. – 384 с.

8. Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. - СПб.: Паритет, 2002 г. – 631 с.

9. Руденская С. Д. Царскосельский - Александровский лицей. 1811-1917 гг. - СПб.: Лениздат, 1999 г. – 512 с.

Приложение.

Приложение 1 Приложение 2

Царскосельский лицей Герб Лицея на доме директора в

Царском Селе

Приложение 3 Приложение 4

Учебный класс Класс с рисунками воспитанников

Приложение 5

Библиотека

20

Просмотров работы: 211