Введение
Эта научно-исследовательская работа является продолжением работы прошлого года по теме «Школа М.К. Тенишевой: блажь богатой княгини или серьезное образовательное учреждение», которую я представляла на городской конференции. Тогда я изучала образовательный процесс в одной забытой школе конца XIX - начала ХХ века, в школе М.К. Тенишевой на хуторе Фленово на Смоленщине. В данной работе я решила рассмотреть образовательный процесс самого известного в России учебного заведения первой половины XIX века: Лицея в Царском селе. Мне захотелось сравнить два учебных заведения и выяснить, являлись ли они социально-педагогическими проектами своего времени. А может они опередили его? А так, как народная мудрость гласит, что «Все новое – это хорошо забытое старое», то может, стоит реформаторам системы образования еще раз повнимательнее посмотреть на эти учебные заведения. Особенно в условиях социального расслоения общества.
Цель исследовательской работы: поиск, сбор, изучение, систематизация, анализ информации из различных источников о Лицее в Царском селе, сравнение его со школой М.К. Тенишевой. Задачи:
собрать и изучить информацию о Лицее;
выяснить причины, приведшие к созданию учебного заведения;
выяснить, как подбирались кадры для работы с детьми;
собрать и изучить информацию о классно-урочной системе, об образовательных программах и сравнить их с учебным процессом в школе Тенишевой;
сделать выводы о тех положительных начинаниях в образовании, которые могут быть использованы сегодня.
Предмет исследования – образовательный процесс в Царскосельском Лицее.
Объект исследования – Лицей в Царском селе.
Актуальность: информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях, т.к. сравнительный анализ никто не делал, а он будет интересен, в условиях реформирования системы образования.
Методы исследования: исследование печатных источников информации, изучение документальных и художественных киноматериалов.
Перспективы исследовательской работы:
привлечь внимание педагогической общественности к опыту работы как школы Тенишевой, так и Лицея, путем публикации на различных сайтах, выступлениях.
Обзор и анализ литературных источников по теме исследования.
По истории Царскосельского Лицея очень много информации. Она содержится в различных источниках: документальных фильмах, статьях ученых, исторических и художественных произведениях литературы … Познакомившись с этими источниками, я смогла представить образовательный процесс в этом учебном заведении, убедится в том, что это уникальное явление общественной и духовной жизни России. Анализируя все источники информации о Лицее и школе Тенишевой, я пришла к выводу, что это социальные проекты, революционные для своего времени.
Основная часть
Раздел I. Причины и цели создания Лицея.
В марте 1801 г. на престол вступил Александр I. Новому самодержцу было 24 года. Он с молодым задором обдумывал планы серьезных государственных преобразований. Россию охватило оптимистическое ожидание перемен. Модернизация образования началась с создания Министерства народного просвещения, в его владения была передана вся сфера культурной жизни страны: Академия наук, российские университеты, библиотеки, музеи, типографии, периодические журналы, цензура.
По велению императора Александра I открываются школы, университеты, педагогический институт в Петербурге. Многие общественные деятели того времени были обеспокоены состоянием образования в России и предлагали различные проекты модернизации. Среди них был статс-секретарь сената М. М. Сперанский. Ему и принадлежит идея создания Императорского лицея – учебного заведения, которого не было в те времена ни в одной стране просвещенной Европы. По мнению М.. М.. Сперанского новое учебное заведение должно было быть создано с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий» [5]. Сперанский хотел, чтобы эта школа воспитывала не ординарных чиновников – слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, но государственных людей, которые бы сами прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли новые идеи в жизнь. И поэтому выпускников этой школы должны отличать широчайшие знания, умение мыслить, любить Россию и стремление трудиться для её блага. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им (приложение 1).
Раздел II. Благотворное влияние античности.
Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками» [7], заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Я провела исследование и выяснила, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея. Подобно древней школе, Царскосельский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее (приложение 2).
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию - вступительным экзаменам. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии, три последующих года – окончательный курс – основные предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично сочетала в себе гуманитарные и точные науки, давая поистине энциклопедические знания. За шесть лет обучения в Лицее нужно было овладеть «предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными» [4]. Возможно, поэтому из Лицея вышло так много талантливых людей, прославившихся в самых разных сферах деятельности – не только на государственной службе, но и в науке, и культуре. Раздел III. Программа, образовательные цели и задачи Лицея, учебный процесс.
Основной целью обучения в Лицее была подготовка юношества к государственной службе, поднятие ее престижа, поэтому учебное заведение отличалось особым вниманием к общему образованию воспитанников, повышению их культуры, нравственной ответственности за судьбу родины. В Лицее изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.
Распорядок жизни в Лицее был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках.
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.
У директора Лицея — полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов — шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего — золотом.
Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения. В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строение находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад. В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). В классных комнатах столы покрывались алым сукном. В столовой посуда была английского фаянса, сервизы — из петербургского Гостиного двора. Воспитанники пользовались столовыми приборами из серебра и кружевными салфетками. На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной (приложение 3,4).
За годы деятельности Лицея был выработан некий «кодекс интеллигентности» - не писанный и ни кем нигде не утвержденный свод правил российского интеллигента: взглядов, стремлений, интересов, увлечений, пристрастий, манер человека, ответственного за судьбы России и служащего ей. Это и было основной целью образования лицеистов: воспитание высокого понимания чувства долга, человеческого достоинства и чести, культ образованности и гражданственности. Содержание лицейского образования во многом следовало традициям дворянского воспитания: многопредметность, преобладание гуманитарных дисциплин, особое отношение между воспитанниками и наставниками – всё это отличало Лицей от других учебных заведений того времени.
Лицей – учреждение, прежде всего, гуманитарной направленности. Приоритет в лицейских программах отдавался изучению гуманитарных дисциплин. В Уставе Императорского лицея это объясняется так: «Познание российского слова необходимо, а потому на сию часть и должно обращено особенное внимание… главная цель науки словесности есть изощрение и направление вкуса воспитанников к изящному слову» [8]. Приоритет гуманитарного образования в большинстве учебных заведений России философы и историки педагогики объясняют менталитетом россиян: русская культура всегда была преимущественно гуманитарная, ориентированная на «возвышенности», не привыкшая приглядываться к экономическим и техническим сторонам жизни. Как показывает анализ лицейского учебного плана, в течение трех лет начального курса обучения языкам «должно быть доведено до такой степени, чтобы на латинском воспитанники могли… переводить с помощью лексикона Федра или Корнелия… Что принадлежит до российского, французского и немецкого языков, они должны переводить с одного на другой со свободою…» [8].
Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях» [9]. Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т. д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.
Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики (табели), в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2… худо – 0). Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные. В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо» [8].
В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения», списки книг для прочтения составлялись педагогами (приложение 5).
Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т. д. Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной» [6].
Раздел IV. Новый этап в судьбе Лицея.
Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Таким образом, непосредственное заведование Лицеем перешло к генерал-адъютанту П. В. Голенищеву-Кутузову. Начался новый этап его истории. Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.
В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало. Император Николай I 6 ноября 1843 года подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». «Это означало перевод лицея под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитное высшее учебное заведение мирового класса» [8].
Раздел V. Сравнительный анализ.
№ п/п |
Критерии для сравнения |
Лицей |
Школа во Фленово |
Дата создания |
1811 г. |
1887 г. |
|
Место нахождения |
Царское Село, Санкт-Петербург |
хутор Фленово, Смоленская губерния |
|
Причины создания |
реформирование системы образования |
нежелание власти тратить средства на образование крестьян, отсутствие учебных заведений, дающих крестьянским детям, качественное образование в условиях развития капитализма, невежество и безграмотность крестьян |
|
Социальная цель |
воспитывать неординарных чиновников – слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, а государственных людей, которые бы сами прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли новые идеи в жизнь. И поэтому выпускников этой школы должны отличать широчайшие знания, умение мыслить, любить Россию и стремление трудиться для её блага. |
изменить сам образ жизни крестьянина, научить его по-новому относиться к земле, превратить забитого крестьянина в человека думающего, знающего, приносящего пользу себе и обществу |
|
Инициатор создания |
Александр I , М. М. Сперанский |
Мария Клавдиевна Тенишева, Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская |
|
Социальный состав обучающихся |
дети дворян |
дети крестьян |
|
Возраст воспитанников |
10—12 лет |
с 9 лет |
|
Педагогические методы |
соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим; проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. На каждого лицеиста был заведен Табель об успехах. В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо». Запрещалось кричать на обслуживающий персонал или бранить их. В Лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. Уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье проявлялась и в том, что у каждого из них была отдельная комната |
обучение не было принудительным, отсутствие телесных наказаний, «учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т. е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе; но он должен быть и руководителем, воспитателем, должен сам быть сельским деятелем...; а кроме того, он должен был быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности» |
|
Материально-техническая база |
на нижнем этаже четырехэтажного флигеля Царскосельского дворца располагались правление лицея и больница, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. Богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей. Рядом с дворцом в отдельном строении находился служебный блок и квартира директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад. Для занятий верховой ездой на конюшне содержали лошадей |
одноэтажное школьное здание, общежитие, столовая, кухня, мастерские, пасека, библиотека |
|
Финансирование |
за счет государственных средств |
за счет средств Тенишевой |
|
Персонал учебного заведения |
Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников |
8 учителей В. А. Лидин, Малютин, Алексей Прокофьевич Зиновьев с друзьями по Строгановке В.В. Бекетовым и Д.С. Стеллецким, Завьялов, Панков |
|
Отношение к подбору педагогических кадров |
особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами, им устанавливался VII классный чин и годовой оклад в 2000 рублей, а также предоставлялась благоустроенная квартира вблизи Лицея; среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги |
ответственное и серьезное отношение к педагогическим кадрам, так как сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни, педагоги обеспечивались жильем и хорошей зарплатой |
|
Значение |
изначальная цель была достигнута — сформирован особый тип личности. Лицейские воспитанники усвоили не только знания, идеи, но прежде всего особый тип поведения, человеческих отношений |
школа нового типа для крестьян была создана, Тенишева сумела воплотить в ней идею всестороннего образования |
В нашем исследовании мы сравнили педагогические методы, социальные цели, требования к учителям и выпускникам, условия обучения в начале ХIХ века и на рубеже ХIХ – ХХ веков. Мы выяснили, что в связи с произошедшими в российском обществе во второй половине 19 века изменениями (отмена крепостного права 1861 г., развитие капитализма), появилась насущная потребность в образовании и воспитании не только выходцев из высших сословий, но и крестьян. Одной из первых это поняла М.К. Тенишева. Безусловно, школа во Фленово давала профессионально-техническое образование, Лицей гуманитарно-правовое. Несмотря на разные источники финансирования, разный статус оба учебных заведения имели прекрасные материально-технические базы, высококвалифицированных преподавателей. Педагогические методы различаются, но телесные наказания отсутствуют. Особое внимание везде уделялось развитию личности ребенка, проходила ее социализация. К сожалению, таких педагогов-новаторов, как Тенишева в России было мало. Революции 1917 г. не дали воплотить ей все свои идеи. О школе надолго забыли. Лицею повезло больше. Из его стен вышло много талантливых людей, приумноживших славу России. Но и Лицей, и школа во Фленова это новаторские непревзойденные проекты каждый своего времени.
Данной исследовательской работой я хотела привлечь внимание учительского сообщества, людей, которым не безразлично российское образование к его истории и лучшим страницам.
1. Документальный фильм ЦСДФ «Наш Пушкин». 1974.
2. Басина М.Я. Жизнь Пушкина. В садах Лицея. - СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 1996 г. – 77 с.
3. Баженов А.М. Протей и пророк. Пушкин: лицей, учёба, учителя // Литература в школе. – 2000. – №7. - С. 2-6.
4.Громыко Н.Ф. Царскосельский лицей: уроки для будущего // Начальное образование. – 2007. - №4. – С. 47-52.
5.Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843 гг. - М.: Кучково поле, 2008 г. – 448 с.
6. Кунина В.В. Друзья Пушкина. – М.: Изд-во «Правда», 1986 г. – 638 с.
7. Некрасов С.М. Лицейская лира: лицей в творчестве его воспитанников. - СПб.: Вита Нова, 2007 г. – 384 с.
8. Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. - СПб.: Паритет, 2002 г. – 631 с.
9. Руденская С. Д. Царскосельский - Александровский лицей. 1811-1917 гг. - СПб.: Лениздат, 1999 г. – 512 с.
Приложение 1 Приложение 2
Царскосельский лицей Герб Лицея на доме директора в
Царском Селе
Приложение 3 Приложение 4
Учебный класс Класс с рисунками воспитанников
Приложение 5
Библиотека
20