Российская семья и ювенальная юстиция

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Российская семья и ювенальная юстиция

Нигматуллина И.Э. 1
1МБОУ "СОШ №6"
Зевакина М.Л. 1
1МБОУ "СОШ №6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Cегoдня рaзвитие ювенaльнoй юcтиции кaк прaвoвoй ocнoвы coциaльнoй пoлитики в oтнoшeнии нecoвeршeннoлeтних являeтся глaвнoй тoчкoй приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

Современный период социально - экономического развития России характеризуется углублением противоречий различного характера, в том числе, и в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, a также обострением проблем социальной дезадаптацией детей и подростков.

По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается как критическое.

Одной из серьезных проблем российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.

Обращает на себя внимание малоэффективная и разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не достаточно развита подростковая наркологическая служба.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних.

Цель: комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствие с международно-правовыми стандартами в рамках ювенальной юстиции.

Гипотеза: проблема охраны прав несовершеннолетних остается актуальной в современной России, поэтому перспективы развития ювенальной юстиции являются главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных, судебных и органов местного самоуправления.

Задачи:

Изучить понятия «ювенальная юстиция» и «ювенальная система»;

Выделить предпосылки и основания становления ювенальной юстиции в России;

Выяснить назначение и основные функции ювенальной юстиции;

Познакомиться с законодательной базой ювенальной юстиции в Российской Федерации;

Углубить теоретические знания по исследуемой проблеме.

Рассмотреть и проанализировать деятельность МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МКУ «Центр помощи детям».

Объект исследования: российская семья.

Предмет исследования: деятельность социальных учреждений ювенальной юстиции России.

Методы исследования: поиск и изучение литературы, анализ статистических данных.

Глава 1. Основная часть

1.1. Понятие «ювенальная юстиция»

Ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних.

Этимологически термин произошел от латинских слов «juvenis» - юношеский и «justitia» - правосудие.

Система ювенальной юстиции - сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними.

1.2. Назначение и функции ювенальной юстиции

В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания.

В соответствии с этим можно выделить следующие функции ювенальной юстиции:

1. Обеспечение законности выносимых правовых решений;

2. Контроль со стороны государства за соблюдением прав детей;

3. Порядок содержания детей, чьи родители не обеспечивают им надлежащих условий жизни и воспитания;

4. Ресоциализация несовершеннолетних, подверженных риску выпадения из позитивной социализации.

1.3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции

Основные действующие нормы, относящиеся непосредственно к детям, содержатся в следующих документах:

- Конвенция о правах ребенка 1989г., которая к концу 1997г. была ратифицирована всеми странами, за исключением Соединенных Штатов Америки и Сомали;

- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985г.;

- Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990г.;

- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990г.;

- Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (Вена 1997г.).

Поскольку "Конвенция" готовилась почти одновременно с тремя другими вышеназванными документами, не обладающими обязательной силой, то не удивительно, что она отразила те же основные принципы и придала дополнительный вес многим нормам, содержавшимся в этих руководствах и правилах.

1.4. Законодательная база ювенальной юстиции в России

Напрямую закона о ювенальной юстиции в РФ нет. Но существует законодательная база - основа действий, относящихся к защите прав несовершеннолетних:

-Семейный кодекс РФ, Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно положениям этого документа, возможно изъять детей из семей, находящихся в трудном положении:

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-Федеральный закон №120 от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

-Постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Как уже было сказано, в России отдельного закона о ювенальной юстиции не существует, но уже долгое время ведется деятельность по его разработке. Предпринимается ряд действий по дополнению уже существующих законов. Доказательством тому служит пояснительная записка к проекту ФЗ о внесении изменений в конституционный закон «О судебной системе РФ».

1.5. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции.

Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются:

приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов;

приоритет профилактического подхода;

защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, в том числе учреждениями; расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

Кроме того, необходимо отметить, что ювенальную юстицию отличают специфические признаки, которых нет ни в одном институте права, а именно:

Преимущественно охранительная ориентация. Этот принцип является специфичным, поскольку ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого ассоциируются с уголовным преследованием, а не с приоритетной защитой тех, кто совершил преступление. Однако исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу - защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников.

Социальная насыщенность. Суть этого принципа заключается в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний.

Глава 2 Практическая часть

2.1 Характеристика деятельности МКУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних».

На территории Верхнеуфалейского городского округа на основании Постановления Главы администрации города Верхнего Уфалея № 371 от 01.02.1995 года создано Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее Реабилитационный центр). Расположено учреждение по адресу: п. Нижний Уфалей, ул. Советская, 32а.

Реабилитационный центр является некоммерческим учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения.

Основными задачами Реабилитационного центра являются:

- профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации в семье трудной жизненной ситуации;

- обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям), имеющим различные формы дезадаптации;

- разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие профессионально-трудовые, учебно-познавательные, социокультурные, физкультурно-оздоровительные и иные компоненты.

В соответствии со своими задачами Реабилитационный центр:

• совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних, другими организациями, осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

• обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям из малообеспеченных семей;

• организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в Реабилитационном центре;

• содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Структурными подразделениями Реабилитационного центра являются:

1) Приёмно - диагностическое отделение.

Предназначено для:

- обеспечения уточнения личности несовершеннолетнего, места проживания родителей или лиц их заменяющих; извещения родителей или лиц, их заменяющих, директора интернатного учреждения о месте нахождения несовершеннолетнего;

- проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних, для оказания доврачебной помощи и направления при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение, оказания первичной психологической помощи.

2) Отделение социальной реабилитации (стационарное и полустационарное) .

Предназначается для обеспечения всестороннего изучения личности несовершеннолетнего. Выявления причин кризисной ситуации и существа конфликта, приведшего его в центр. Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ в условиях МКУСО Реабилитационный центр с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей, жизнедеятельности несовершеннолетних в Реабилитационном центре, включая их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообразования. В отделении образуются группы девочек и мальчиков в количестве детей от 7 до10 человек. Отделение включает в себя группу дневного пребывания детей из числа малообеспеченных семей, предназначенную для реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в полустационарных условиях.

Группу дневного пребывания посещают несовершеннолетние в свободное от учёбы время или неорганизованные дети, дети из малообеспеченных семей. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами. В отделении комплектуются группы численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. В период нахождения в группе дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и другими социальными услугами полустационарного социального обслуживания, в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 года № 53-П.

3) Отделение социально - правовой помощи семье и детям.

Предназначается:

- для оказания содействия в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в Реабилитационном центре в родную или приёмную семью, интернатное учреждение, оформление документов на передачу под опеку, на попечительство, в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другие учреждения на полное государственное обеспечение;

В Реабилитационном центре круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающие в неблагополучных, малообеспеченных семьях; заблудившиеся и подкинутые; самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию

Реабилитационный центр рассчитан на 40 человек.

2.2. Характеристика деятельности МКУ «Центр помощи детям».

Муниципальное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Верхнеуфалейского городского округа (далее МКУ «Центр помощи детям») создано с 04.01.1996 г. (Постановление Главы администрации г.В.Уфалея Челябинской области №8 от 04.01.1996 г.) и действует на основании Устава. (новая редакция Устава утверждена Приказом Управления социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа от 16 декабря 2005 года № 619).

Место регистрации 456800, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Маяковского, 20а.

Целью деятельности МКУ «Центр помощи детям» является оказание помощи в адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение их личных и социальных проблем.

Основные задачи МКУ «Центр помощи детям»

Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

Обеспечение социальной защиты, медико - психолого - педагогической реабилитации воспитанников и социальной адаптации воспитанников;

Освоение образовательных программ воспитанниками, обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам;

Охрана прав и интересов воспитанников.

Для достижения целей МКУ «Центр помощи детям» осуществляет следующие основные виды деятельности:

защита прав и интересов воспитанников, мониторинг их социального положения;

создание социально-педагогической среды, обеспечивающих комфортность и социальную поддержку воспитанников;

определение и периодическое представление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых);

создание и развитие системы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в условиях детского дома.

содействие в успешной социальной адаптации (психологической, трудовой, бытовой) воспитанников;

участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав;

привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи воспитанников и координация их деятельности в этом направлении.

поддержка выпускников в решении проблем их самообеспечения и реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

оказание содействия в закреплении социальных гарантий выпускников, решение вопросов их жизнеустройства;

оказание помощи выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством.

работа с гражданами желающими принять ребенка (кандидатами в замещающие родители);

обучение кандидатов в замещающие родители

методическая поддержка приемных семей;

создание единой системы и подготовки потенциальных родителей патронатных семей;

профилактика проблем и конфликтов в семье, возвратов в учреждение общественного воспитания. Выявление возможных фактов не добросовестного исполнения родителями своих обязанностей;

2.3. Анализ деятельности МКУ «Центр помощи детям» за 2018-2019г.

Мы проанализировали деятельность МКУ «Центр помощи детям» за два года: 2018 и 2019.

Мы выяснили, что на учете в МКУ «Центр помощи детям» на ноябрь 2018 года состояло 22 семьи по категории: семьи, находящиеся в социально опасном положении. Проведя анализ причин постановки на учет вышеуказанных семей, выявлено, что 11 семей были поставлены на учет по причине злоупотребления родителей алкоголем, что составляло 50 % от общего количества состоящих на учете. 7 семей (32 %) были поставлены на учет по причине ненадлежащего исполнения матерью своих родительских обязанностей.

2 семьи (9%) были поставлены на учет - родители самоустранились от воспитания и содержания детей. Дети проживают с бабушкой.

По 1 семье (по 4,5%) были поставлены на учет по причинам - родители не создали условий для малолетних детей, мать применила к старшей дочери физическую силу. Результаты отражены в таблице и диаграмме в Приложение.

На учете в МКУ «Центр помощи детям» на ноябрь 2019 года состоит 23 семьи по категории: семьи, находящиеся в социально опасном положении. Проведя анализ причин постановки на учет вышеуказанных семей, выявлено, что 12 семей поставлены на учет по причине злоупотребления родителей алкоголем, что составляет 52 % от общего количества состоящих на учете. 7 семей (30 %) поставлены на учет по причине ненадлежащего исполнения матерью своих родительских обязанностей.

Пример: семья М – мать 42 года и сын 16 лет, проживают в двухкомнатной квартире. Отец умер, ребенок получает пенсию по потере кормильца. Мать нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками, может по нескольку дней отсутствовать дома, соответственно в периоды своего отсутствия не занимается домашними обязанностями. Ребенок находиться без надзора и родительской заботы. Вследствие поступившего сигнала от соседей в органы социальной защиты, оформленного телефонограммой, семья поставлена на учет, назначен куратор, который проводит работу с матерью по вопросу трудоустройства, с ребенком по посещению общеобразовательного учреждения, оказывает правовую и социальную помощь.

Под ненадлежащим исполнением родительских обязанностей подразумевается: проживание ребенка в условиях, которые не соответствуют санитарным нормам, случаи безнадзорности ребенка во внеурочное время, отсутствие заботы и внимания со стороны родителей, если родители препятствую ребенку получать общее образование, а также качественное медицинское обслуживание, пренебрежительное отношения к детям, недостаток тепла, любви, ласки и понимания.

2 семьи (8,8%) поставлены на учет - родители самоустранились от воспитания и содержания детей. Дети проживают с бабушкой.

Родители, которые самоустраняются от проблем и воспитания ребёнка по любым причинам, подвергают его лишним опасностям, в том числе опасности попадания под влияние ложных авторитетов. Такие дети легче вовлекаются в уголовную среду, также может развиваться феномен «отчуждения родителей». В старости такие родители как минимум рискуют получить то же самое: дети могут самоустраниться от необходимости помогать пожилым родителям.

По 1 семье (по 4,6%) поставлены на учет по причинам - родители не создали условий для малолетних детей, мать применила к старшей дочери физическую силу. Результаты отражены в таблице и диаграмме в Приложение.

Сигналы о нахождении детей в трудной жизненной ситуации могут поступать в виде телефонограммы или в письменном виде из дошкольных или общеобразовательных учреждений, органов МВД, а также соседей или родственников. При получении вышеуказанной информации в органы социальной защиты, проводиться выезд по месту проживания несовершеннолетнего и составляется акт обследования материально-бытовых условий. По результатам обследования принимается решение о дальнейшей работе с семьей, назначается куратор, который оказывает социальное сопровождение семьи по выходу из трудной жизненной ситуации.

Таким образом, мы видим незначительный рост количества семей, стоящих на учете, по причине злоупотребления алкоголем родителями (на 1 семью, т.е. на 2%). По другим категориям динамики не наблюдается, цифры остаются прежние. Это говорит о достаточно стабильной социальной ситуации в городе.

Причина постановки на учёт

2018год

2019год

Мать ненадлежащим образом исполняет родительские обязанности

7

7

Родители самоустранились от воспитания и содержания детей

2

2

В семье периодически злоупотребляют алкоголем

11

12

Родители не создали условий для малолетних детей

1

1

Мать применила к старшей дочери физическую силу

1

1

Заключение

В ходе работы над данной темой я изучила понятия «ювенальная юстиция» и «ювенальная система», исследовала назначение и функции, выделила основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции, охарактеризовала деятельность Муниципальное казенное учреждение "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" и Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Верхнеуфалейского городского округа, а так же сравнила результаты работы МКУ «Центр помощи детям» за 2018, 2019 годы.

Выдвинутая мной гипотеза о том, что проблема охраны прав несовершеннолетних остается актуальной в современной России, поэтому перспективы развития ювенальной юстиции являются главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных, судебных и органов местного самоуправления подтвердилась.

Взаимодействие всех органов и организаций, специализирующихся на работе с несовершеннолетними, является основой функционирования системы ювенальной юстиции.

В заключение я хотела бы добавить, что любой закон должен применяться во благо; он должен стабилизировать общественные отношения и делать жизнь людей благоприятнее. Несомненно, ювенальная юстиция ставит перед собой благую цель: защита прав детей. Но, учитывая уровень развития системы российского законодательства и правовой культуры граждан, не разрушит ли ювенальная юстиция то, что создавалась веками и является важным в жизни каждого человека? Конечно же, я говорю о семье. Именно в семье ребенок приобретает важные, социально значимые качества, усваивает моральные и даже правовые нормы, именно семья позволяет каждому человеку стать личностью и социальной частью этого большого общества.

Список литературы

Демидова Е.В. Ювенальная юстиция в Российской Федерации и зарубежных странах: история и современные тенденции: Учебн. пособие - Казань: КЮИ МВД России, 2008.

Пиджаков, А. Ю. Исторические корни ювенальной юстиции //Вопросы ювенальной юстиции. -2006. - № 1. С. 2 – 4.

Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: теоретико-методологические и историко-правовые аспекты - М.: Глобус, 2001.

Яровая С.В. Ювенальные суды: за и против. // Юрист. - 2008. - № 6.

http://semeinoe-pravo.net/nenadlezhashhee-ispolnenie-roditelskih-obyazannostej/

http://www.allpravo.ru/library/doc101p/instrum105/item574.html.

18

Просмотров работы: 35