1.Введение
«Страх есть просто потому, что ты не живёшь в Жизни, а лишь в своём воображении. Твой страх связан с тем, что ещё Произойдёт в будущем, значит ты боишься того, чего не существует. Если ты страдаешь из-за несуществующего, это называется сумасшествием. Люди всегда страдают, либо из-за того что случилось вчера, либо из-за того, что может случиться завтра. Так, что все страдания основаны, на том чего нет. Ты потерян в своём воображении, вот корень страха. Будь ты здесь, страха не будет». ОШО
Актуальность
Прочитав летом «Волшебник изумрудного города», про девочку Элли и её друзей, среди которых был трусливый лев, который на протяжении всего рассказа, ради своих друзей, менялся, становился бесстрашным и, стал царем всего звериного царства. Мне стало интересно а какие страхи есть у детей, влияют они на их жизнь или нет, можно и нужно с ними бороться?
Я решила разобраться в данном вопросе. Чтобы разобраться в этом вопросе мне нужно было собрать информацию про страх из книг, а также консультация учителя и школьного психолога.
Объект исследования – влияние страха и тревоги на ребенка
Предмет исследования — страх, тревога
ГИПОТЕЗА: Можно ли и нужно ли бороться со страхом и тревогой?
Цель исследовательской работы - узнать о методах борьбы со страхом и тревогой
Задачи исследовательской работы:
1. Собрать информацию
2. Провести исследование
3. Проанализировать и сравнить полученные результаты
4. Познакомить одноклассников с результатами исследования.
Методы исследования
1.Сбор информации.
2. Анкетирование.
3. Экперимент
Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для информирования одноклассников.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать для повышения образовательного уровня в школьном курсе «Биологи» и «Обществознание», для личного использования.
2.Сбор информации. Общие сведения.
В словаре Даля, страх – страсть, боязнь, сильное опасение, тревожное состояние, от грозящего или воображаемого бедствия.
Известный биолог И.П. Павлов считал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер о сопровождается определенными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхании, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
2.1 Страх и тревожность.
Признаки страха: во время чувства страха в организме происходит сильнейший выброс адреналина и норадреналина, вызывающие учащёние дыхания сердцебиения, увеличение артериального давления, покраснение или побледнение лица, выделение пота на ладонях и появление сухости во рту. Все эти проявления доступны для внимательного наблюдателя.
Исходя из тих данных можно сделать, что первые наш страх появляются у нас сразу после нашего рождения и являются неотъемлемой частью нашего развития, при нормальном развитие определённые страх исчезают, но появляются другие, в связи с нашим ростом и развитием, что тоже является допустимой нормой.
Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определённом возрастном периоде, считаются нормой и со временем исчезают при нормальном развитии.
0-6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падения предметов, отсутствие матери, общая потеря поддержки.
7-12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки, люди, которых ребёнок видит впервые, переодевания, смена обстановки, высота, беспомощность перед неожиданной ситуацией.
1-2 года – страх могут вызывать разлука с родителями, засыпание и просыпание, плохие сны, люди, отверстие стока воды.
2-2,5 года – страх потери родителей, незнакомые дети того же возраста, возможно первое появление ночных кошмаров, проявления стихии: гром, молния.
2-3 года – большие и непонятные, «несущие в себе угрозу объекты», изменения местоположения привычных вещей.
3-5 лет – смерть (приходит первые понимания того, что жизнь заканчивается), ночные кошары, нападения грабителей, стихийные бедствия, змеи.
6-7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки), страх потери, одиночества.
7-8 лет – темные зловещие места (подвалы, заброшенные стройки), катастрофы, утрата внимания и любви со стороны близких людей, отсутствия принятия в школе сверстниками.
8-9 лет – несостоятельность в школе, уличения во лжи, одиночество.
9-11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или спорте, болезни, определенные животные, высота, люди несущие в себе угрозу.
11-13 лет – поражение, необычные собственные поступки, внешность собственная, критика со стороны взрослых.
Страхи бывают не только возрастные, но и невротические. Поводом к их возникновению являются:
- наличие стресса у родных.
- тревожность в обращении с ребёнком.
- избыточное предохранение от опасности.
- большое количество запретов.
- многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.
- психологическая травма (испуг, шок).
Самая очевидная причина детских страхов.
Пережитая ранее травмирующая ситуация. Например если ребёнка укусила собака, с большей долей вероятности мы можем говорить, что он буде бояться собак.
Если родители запугивают ребёнка сказочными персонажами (баба-яга, бабайка), пытаясь добиться собственных целей, ребёнок в итоге будет бояться оставаться один, или в темноте.
Базой для формирования страхов также служит общая тревожность самого ближайшего окружения, которая передаёт ребёнку эту информацию, он её считывает вербально. Нас и меня в том числе в детстве родителе предостерегают разными словами: осторожно, больно, поранишься, из всех этих слов ребёнок в силу своего возраста и отсутствия опыта воспринимает только, чувство тревоги, волнение. Он не понимает, что будет, он не может произвести причинно следственных связей и это может перерасти в устойчивые страхи. Акцентирование внимания ребёнка на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу, также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для появления страхов.
Но на ряду с эти бывают и не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:
Гиперопека – дети живущие в современном мегаполисе, зачастую подвержены опеки со стороны близких, это делает ребёнка неуверенным в себе и боязливым. Кроме того сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень насыщенна, что на прямую влияет на неокрепшую детскую психику и делает её более уязвимой.
Недостаток внимания со стороны родителей – из-за чрезмерной загруженности и активности взрослых, общение, которое так необходимо ребёнку сводится к минимуму. Ребёнок ищет и находит замену этому, приходят компьютерные игры, виртуальное общение, на смену живому и эмоциональному контакту.
Недостаток физической активности – отсутствие достаточного количества физической активности, также может стать причиной появления страхов.
Нестабильная ситуация в семье – нестабильная психологическая ситуация в семье, частые конфликты между её членами, отсутствие взаимопонимания и поддержки становится причиной хронической тревожности, которая со временем приводит к появлению страхов.
Тревожность – это склонность индивида к переживаниям, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени, эмоциональный дискомфорт. Ожидание неблагополучия, предчувствие грозящей опасности.
Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.
У каждого человека существует свой оптимальный и желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства, а также большим количеством страхов, причём они возникают в тех ситуациях, в которых ему ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью, ему трудно сосредоточиться на чём –либо, сильно потеет когда волнуется, часто не может сдержать слёзы, нередко плохо ест, плохо спит и часто снятся кошмары. Таким образом поведение тревожных детей отличается часты проявлениями беспокойства и тревоги, они живут в постоянном напряжении, всё время ощущая угрозу, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
Учёные выделяют два типа тревожности:
Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, то есть тревожность, порождённая некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных сложностей. Это состояние не только является нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьёзно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом неприятностей демонстрирует безразличие, что свидетельствует об инфантильности.
Другой вид тревожности – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям в любых сложных ситуациях, в том числе которые к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовность воспринять любое событие, как неблагоприятное или опасное. Ребёнок находящийся в таком состоянии находится в напряжении и подавленном настроении, у него затруднено общение со сверстниками. У него закрепляется в процессе становления характера заниженная самооценка и пессимизм.
Причины появления и развития тревожности у детей.
Среди причин вызывающих детскую тревожность на первом месте по мнению Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями.
Следующая причина – это соперничество, конкуренция, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в гиперсоциализации. В этом случае дети попадают в ситуацию соперничества, стремясь быть первыми среди всех, любой ценой.
У мнительных подверженных беспокойству подростков могут возникнуть навязчивые опасения, будто их никто не любит, не понимает, то они не кому не нужны. Подобный нигилизм существования отражает невозможность достижения идеала, возможности делать всё, как нужно, чтобы понравиться всем. Жизнь таких людей построена в иллюзорном мире, в котором они становятся заложниками собственных страхов. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх что над тобой будут смеяться - всё это проявления застенчивости, от которой страдают прежде всего, эмоционально чувствительные, впечатлительные дети.
2.2 Влияние страха и тревожности на ребенка.
Исследователи выделяют две стороны страха: положительная и отрицательная.
На первый поверхностный взгляд страх несёт мало, что приятного человеку, лишает его радости, не даёт делать многие приятные вещи и даже ожжет приводить к болезням.
Страх, как и боль - это сторожевой пёс нашего организма, который предохраняет его от вредоносного влияния из вне, от рискованных поступков. Тем самым помогая сохранить здоровье и иногда даже жизнь. Но страх, как выясняется, может быть и полезным.
Во-первых, страх спасает нам жизнь, останавливая нас перед опасной ситуацией. Например: мы не заплываем далеко в море, не суём пальцы в розетку, не ходим по тёмным улицам одни. Как гласит древняя пословица «Мать труса не потеряет», в этом плане страх полезен для жизни и здоровья человека.
Во-вторых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Писатель В. Суворов пишет, что страх это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Страз резко увеличивает физические силы, повышает чёткость и ясность мышления, в страхе человек способен предпринять то, что до страха ему казалось невозможным. Это происходит из-за выброса адреналина в кровь.
В-третьих, страх выступает регулятором агрессивности и служит и служит утверждением социального порядка. Страх перед наказанием сдерживает проявление первичной биологической агрессии, а также удерживает многих граждан в рамках закона.
В-четвёртых, запоминанию опасных или неприятных событий. Он активизирует работу памяти и делает её следы особо прочными. Так например ребёнок, который обжёг руку у открытого огня, долго помнит об этом.
Пятое важное значение страха – возможность действовать в условиях недостатка информации, когда её не хватает для принятия решения, тогда стратегии на диктует страх. Если мозг не знает, что предпринять в критической ситуации, а у разума нет взвешенного и проверенного логикой рецепта, то организм предпочитает довериться вековому опыту инстинктов и эмоций. Как считает академик П. В. Симонов, создатель информационной теории эмоций, страх возникает при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых ещё не известна.
Шестое значение – обострение под его действием всех органов чувств, что позволяет видеть или даже предчувствовать мельчайшие признаки опасности. Вот, что об этом писал А.Кемпински в своей книге, иногда у людей можно наблюдать способность предугадывать грозящую опасность.
Седьмое положительное влияние страха заключается в том, что через преодоление его может происходить совершенствование человека. Как писал Фриц Риман, если мы наш мучительный страх будем понимать, также как указание на необходимость поиска ошибок в собственном поведении или как боязнь новых требований жизни, вследствие которых мы не решаемся на новый шаг в своём развитии, мы должны понять его, как приглашение к выходу на новую ступень нашего развития, как призыв к свободе. В этом смысле мы должны рассматривать страх в его позитивном, творческом аспекте.
Отрицательные стороны страха:
Страх может держать человека в постоянном напряжении;
Страх порождает неуверенность в себе;
Страх ограничивает возможности человека, лишает его многих интересных и приятных полезных занятий, не позволяет личности реализоваться в полную силу;
Страх буквально сковывает активность человека, а в выраженных случаях буквально парализует его.
Страх могут использовать в своих интересах недобросовестные люди, манипулируя напуганным человеком и заставляя плясать под его дудку.
Страх может как бы притягивать неприятное событие, программировать его (выводы виктимологии).
Страх при длительном воздействии на организм может приводить к развитию психосоматических болезней, и даже гибели человека.
Снижается уровень и острота восприятия, нарушается мышление.
И, наконец страх это очень неприятная эмоция, отравляющая жизнь, от которой хочется избавиться при первой возможности.
2.3 Я и мои страхи
Я прочитала притчу о страхе: «Один мудрец повстречал на своём пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь»? Она отвечает «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила всего пятьдесят», - упрекнул он её. «Нет - возразила она, - я погубила пять тысяч человек, остальные умерли от страха». Страх, порожденный воображением, видит опасность даже там, где её нет.
Я пришла к выводу, что на самом деле страх и его присутствие в жизни ребёнка может оказать негативное влияние на его жизнь. Я продолжила изучение литературы по данному вопросу и ещё мне стало интересно, а можно избавиться от него, что для этого надо сделать.
Мне 11 лет и я очень сильно боюсь пауков. Сходив летом в зоопарк, мы посетили секцию с пауками. Они очень неприятные, пушистые и страшные, среди них много ядовитых особей. Мой страх называется арахнология – это боязнь паукообразных, относится он к числу самых распространенных фобий. Фобия (от греческого Фобос «страх»), симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии.
На данный момент описано уже боле 500 видов фобий. Я решила рассмотреть самые часто встречающиеся фобии:
*акрофобия – боязнь высоты.
*араханофобия – боязнь пауков.
*глоссофобия – боязнь публичного выступления.
*никтофобия – боязнь темноты и ночи.
*клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств.
*аутофобия – страх одиночества.
*аэрофобия – страх полётов.
Способы которые помогут избавиться от страхов:
Самое главное не молчать, надо говорить с близкими людьми о своих проблемах, переживаниях, в таких ситуациях не стоит оставаться одному и замыкаться в себе.
Можно попробовать нарисовать страх - это увлекательное и полезное занятие, в ходе рисования можно это обсудить с родителями, рассказать им о своём страхе и попытаться вместе с ними найти решение. А после можно сжечь свой листок, символично таким образом сжигая свой страх, чтобы больше к нему не возвращаться.
Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты, ребенок понимает, что тот или иной страх не может причинить ему никакого вреда.
Можно взять тайм-аут, чтобы физически успокоиться. О своих страхах надо говорить, обмен страхами помогает объяснить окружающим предмет вашего страха.
Здоровый образ жизни, физическая активность тоже могут нам помочь.
Страхи у подростков – это явление с которым можно и нужно справляться. Помочь родителям совместно с ребёнком преодолеть страх могут помочь советы психолога:
- лишний раз не демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнениям;
- не навязывать детям такие правила и обязательства выполнить которые они не в состоянии;
- не читать постоянно мораль о должном поведении не стыдить по любому поводу;
- стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;
- не создавать проблемы там где можно обойтись и без них и прежде всего не драматизировать, уже имеющиеся затруднения в общении.
Важно помнить, что страхи присущи всем и их не стоит бояться. Родителям нужно научиться принимать своих детей, такими какие они есть, со всеми страхами и тревогами. Ведь если рядом надёжный и уверенный в себе родитель преодолеть страх ребёнка становиться для ребёнка делом времени.
3. Проведение практической работы
С помощью учителя и школьного психолога мы решили провести анкетирование, целью которого было узнать, какие страхи есть у детей моего возраста. Чтобы их систематизировать, разобраться в причинах их появления и чтобы попытаться от них избавиться.
Работа началась с того, что мы получили согласие родителей на проведение диагностической работы. Для выявления страхов у детей 5 классов, мы прибегли к арттерапевтическому методу.
Для этого нам понадобились лист бумаги и цветные карандаши.
Мы предложили нарисовать им свой страх на листе. Целью данного задания заключалась в том, чтобы ребята могли преодолеть все свои негативные переживания, символически уничтожить страх.
Когда ребята закончили рисовать свои страхи, мы попросили показать свои рисунки и рассказать о том, что они чувствовали во время работы.
При проведении данного метода итог может быть разный:
- Уничтожение рисунка.
- Превращение в смешное, дорисовка.
- Украшение, чтобы рисунок стал понравился и стал добрым.
Мы предложили ребятам сделать его добрым, украсить его, дорисовать. Проводя эту терапию, мы рассчитывали на то, что наши ребята перейдя на новый жизненный этап, в среднее звено школы, будут преодолевать социальные страхи, а именно боязнь опоздать в школу или плохой оценки, критики со стороны родителей ли учителей, но как оказалось страхи у них были другими: никтофобия (боязнь темноты), зоофобии (боязнь разных насекомых), батофобия (боязнь глубины), глоссофобией (страх публичных выступлений).
Самое главное ребята поняли, что не надо молчать, надо говорить с близкими людьми о своих проблемах, переживаниях, в таких ситуациях не стоит оставаться одному и замыкаться в себе, о своих страхах надо говорить, обмен страхами помогает объяснить окружающим предмет вашего страха.
4. Вывод
Страх у ребенка– это явление с которым можно и нужно справляться. Помочь родителям совместно с ребёнком преодолеть страх могут помочь советы психолога:
- лишний раз не демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнениям;
- не навязывать детям такие правила и обязательства выполнить которые они не в состоянии;
- не читать постоянно мораль о должном поведении не стыдить по любому поводу;
- стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;
- не создавать проблемы там, где можно обойтись и без них и прежде всего не драматизировать, уже имеющиеся затруднения в общении.
Важно помнить, что страхи присущи всем и их не стоит бояться. Родителям нужно научиться принимать своих детей, такими какие они есть, со всеми страхами и тревогами. Ведь если рядом надёжный и уверенный в себе родитель преодолеть страх ребёнка становиться для ребёнка делом времени.
Если, что то нужно сделать и вы понимаете, что паникуете и боитесь, представьте себе сколько успешных людей когда то тоже боялись, паниковали, но они справились, необходимо и вам сделать первый шаг, дольше будет легче. Даже если первая попытка будет неудачной, не отчаивайтесь, попытка это ваш бесценный опыт.
Старайтесь постепенно повышать собственную самооценку и уверенность в себе. Старайтесь всегда красиво выглядеть, читать больше книг, не бойтесь рассказывать смешные истории или анекдоты, повышайте свой уровень интеллекта. Общайтесь больше с людьми, находите новых друзей. Пусть ничего не получится, пусть вы потерпите фиаско. Сделайте ещё раз, а потом ещё. И в любом случае вы почувствуете, что ваши страхи надуманны вами самими и в реальности, всё обстоит просто замечательно!
Подводя итоги результатов проведённого мною исследования можно сделать выводы:
Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения.
Между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у неё эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные моменты.
Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, как снежный ком создавая в жизни ребёнка множество проблем.
Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к родным людям в сложных ситуациях.
Таким образом, гипотеза о том, что страх и тревожность влияет на ребёнка, нашла своё подтверждение в ходе моей исследовательской работы.
«Побеждает те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен преодолеть свой страх, ещё не выучил свой первый урок в жизни». Эмерсон Ролф Уолдо
Список литературы:
1.Щербатовых Ю. В. «Психология страха». – М: Издательство Эксмо, 2006г.
2. Детская и подростковая психотерапия /Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001-448с.
3. Д. Айдукович «психологическая помощь в экстренных ситуациях» - ГУП «Полиграфический комбинат» Ингушетия» 30.03.2002г, 206 -1000.
4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха – СПб.1995г.
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей СПб: Издательство «Союз», 2004г.
6. В. Даль Толковый Словарь русского языка. Издательство «Эксмо».
7. Е.В.Шубина «Страх: враг или друг», Санкт-Петербург Издательский дом: «Весь», 2004г.