СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ: КОГДА И КАК ЧУЖОЕ МНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУДЬБУ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ: КОГДА И КАК ЧУЖОЕ МНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУДЬБУ

Хисамова Д.Р. 1
1МБОУ ДО "Дом детского творчества "Дриада" г. Снежногорск, Мурманская область
Хиневич Е.С. 1
1МБОУ ДО "Дом детского творчества "Дриада", г. Снежногорск, Мурманская область
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В настоящее время актуальность проблемы профориентации как общественной, так и личной для каждого выпускника школы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и его профессиональному устремлению. То есть, по своему назначению, система профориентации должна оказывать позитивное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации к профессии. Известно, что проблема профессионального самоопределения становится остроактуальной для учащихся, оканчивающих 9-е и 11-е классы. Чаще всего в реальной практике она решается преимущественно силами родителей. Самостоятельное осознание решения этой проблемы требует от подростка уверенного проявления комплекса качеств: активной позиции в поиске будущего профессионального и жизненного пути, наличия развитых форм самосовершенствования и умения преодолевать возникающие трудности, сознательно строить реальные профессиональные и жизненные планы и проводить их в жизнь, самостоятельно и ответственно принимать решения.

Чрезвычайная сложность проблемы профессионального самоопределения, ее многоаспектность и многофакторность диктуют необходимость усвоения детьми огромного количества информации из области профессионоведения, экономики, психологии труда, общей психологии и психологии личности, социальной психологии, социологии и др. За короткое время, которое отпущено для помощи учащимся в решении этой проблемы в школе, создать условия для запоминания и умения пользоваться огромным объемом знаний, применяя традиционные формы профориентации, практически невозможно.

Исследование формирования профессиональной направленности подростков определяется проблемами устройства современного мира. Современный школьник вступает в мир, который сложен как по своему содержанию, так и по тенденциям социализации. Именно поэтому потребности школьников в профессиональном самоопределении, психологической поддержке, в процессе преодоления трудностей, в определении профессиональной направленности – всё это социально и личностно значимые проблемы, которые необходимо решать. Под профессиональной направленностью понимают иерархию или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

Цель исследования теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы формирования профессиональной направленности подростков.

Объект исследования профессиональная направленность подростков.

Предмет исследования формирование профессиональной направленности подростков.

Задачи исследования:

Охарактеризовать мотивы и ценностные ориентации при профессиональном самоопределении.

Определить факторы социальной среды, влияющие на выбор специальности.

Провести научное исследование.

Сделать выводы по полученным результатам.

Структурно работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Мотивы и ценностные ориентации при профессиональном самоопределении

Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, то есть системой определенных мотивов, ценностных ориентаций, обуславливающей его поведение в течение всей жизни. Мотивационная сфера включает в себя потребности и мотивы. Потребности являются первичным, определяющим источником активности человека. Мотивы - это психологические механизмы поведения человека, являющиеся «внутренним двигателем» поступков личности. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д. Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:

1) социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2) моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3) эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4) познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);

5) творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6) материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7) престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

8) утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Мотивационная сфера является ведущей в структуре личности и во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности, позволяет изучить механизмы принятия решения о выборе профессии. Выбирая профессию, человек как бы «проецирует» свою мотивационную сферу на будущую профессиональную деятельность, через которую возможно удовлетворение его потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности тем, что большее удовлетворение может получить от труда. Только человек с широкими жизненными интересами с «богатыми потребностями» способен на творческий труд и высокую общественную активность. Следовательно, решение проблемы правильного выбора профессии теснейшим образом связано с изучением и формированием соответствующих мотивов. Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек осознает личностную и общественную значимость труда, правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Кроме того, наметилась определенная иерархия мотивов выбора профессии. На первый взгляд, казалось бы, должны выступать такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или же к доходам, которые она будет приносить. Но на практике это не всегда происходит. Так, в процентном соотношении на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные, и только затем — интересное содержание труда. А ведь интерес — это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать себе профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Кроме этого существуют еще внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. К внешним социальным факторам можно отнести: советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. Сюда можно отнести также престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время.

При этом часто люди, выбирающие такие профессии, не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придется делать, смогут ли они выполнить подобную работу. К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии или профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и будущим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т.д. Внутренняя же мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Поэтому каждый выбирающий себе профессию должен четко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.

Глава 2. Факторы социальной среды, влияющие на выбор специальности

Рассмотрим макрофакторы, которые влияют на формирование профессиональных ориентаций подростка. Прежде всего, к таким факторам можно отнести территориальное неравенство и неравенство материальных возможностей. Сущность территориального неравенства в доступе к качественному высшему образованию заключается в том, что подростку из малых городов требуется гораздо больше материальных и интеллектуальных ресурсов для получения качественного высшего образования.

Позиции старших членов семьи, которые обеспечивают материальное содержание подростка и оказывают духовное влияние на формирование его личности, его вкусов и предпочтений. Конкретные проявления позиции старших членов семьи, это, во-первых, личный пример родителей или кого-то из родственников. Во-вторых, возможен случай, когда авторитет родителей может подавлять желания ребенка и навязывать свою волю, заставлять ребенка идти по уже однажды пройденному родителями пути. В-третьих, возможен вариант и когда успехи родителей и их любовь к своей профессиональной деятельности вдохновляет ребенка пойти по их стопам.

Большое влияние на профессиональную ориентацию юношей и девушек оказывает школа. Здесь необходимо учитывать 2 аспекта. Во-первых, позицию учителей (умение учителя заинтересовать своим предметом настолько, чтобы ребенок выбрал этот предмет как сферу своей дельнейшей профессионализации). Во-вторых, направленность школы на изучение иностранных языков, естественных или гуманитарных наук и т.д. Углублённое изучение какой-либо дисциплины, формирует у учащегося специальные знания и умения необходимые для поступления в тот или иной вуз. Таким образом, наличие этих знаний заранее формирует у подростка профессиональную направленность.

Итак, выбор профессии определяется, прежде всего, социальными условиями жизни. В обществе, в котором один человек влияет на другого человека, выбор ограничен различными привилегиями. Многие не могут решать свою судьбу по своему желанию или склонностям, так как отсутствие, например, достаточной обеспеченности, может «закрыть двери» для старшеклассника, который хочет уехать учиться в столицу, т.к. на это уйдёт значительное количество денег. В дополнение к этому, родители могут влиять на выбор ребенка, и он будет поступать туда, куда скажут родители, хотя ему это может быть даже не интересно.

Кроме того, социальная обусловленность выбора определяется потребностями общества в кадрах (престижностью профессий, влиянием семьи, целенаправленностью школы, общественностью).

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить 9 факторов, влияющих на выбор подростком вида профессиональной деятельности:

Позиция старших членов семьи.

Материальное и социальное положение семьи.

Позиция товарищей, подруг.

Позиция учителей, школьных педагогов.

Личные профессиональные планы.

Способности.

Уровень притязаний на общественное признание.

Информированность.

Склонности.

Глава 3. Практическая часть

В процессе работы над темой исследования была проанализирована научно-методическая литература, которая отражала проблемы профориентационной работы со школьниками, их профессионального самоопределения. Детальное изучение представленных разделов в литературе позволило создать представление о сущности, изучаемой проблемы, определить цель и задачи исследования. Литературные источники подбирались в связи с изучением проблемы профориентации школьников.

Анкетирование проводилось открытого типа, т.е. участники давали свободный ответ.

Исследование «Анкетирование учащихся старших классов»

В анкетировании приняли участие 68 человек, учащихся 9 и 11 классов г. Снежногорска Мурманской области.

Вопросы анкеты:

1. Выбрали ли вы профессию?

2. Что помогло вам в выборе профессии?

3. Как вы считаете, профессию нужно выбирать самому или с помощью кого-либо или чего-либо?

Результат

В результате анкетирования:

Определились с профессией - 35 человек;

Не определились – 33 человека.

На вопрос: «Что помогло вам в выборе профессии?» из 35 человек:

57% - приняли решение самостоятельно;

31% - самостоятельно, но прислушиваясь к мнению родителей;

11% - решили родители.

На вопрос: «Как вы считаете, профессию нужно выбирать самому или с помощью кого-либо?», ответили:

20% – это должно быть самостоятельное решение;

45% – самостоятельно, но учитывая мнение родителей;

35% – должны выбрать родители.

Исследование «Анкетирование людей старше 20 лет»

Анкетирование проводилось открытого типа, т.е. участники давали свободный ответ.

В анкетировании приняли участие 67 человек старше 20 лет.

Вопросы анкеты:

1. Нравится ли вам ваша профессия?

2. Работаете по полученной специальности?

3. Вы самостоятельно выбрали свою профессию? Если нет, какие факторы были при выборе?

4. Реализованы ли вы сейчас в своей профессии?

Результат

На вопрос: «Нравится ли вам ваша профессия?»

- 50 человек ответили положительно, из них 4 переучивались;

- 17 человек недовольны своей профессиональной деятельностью.

На вопрос: «Работаете по полученной специальности?»

- положительно ответили – 41 человек;

- отрицательно – 26 человек.

На вопрос: «Вы самостоятельно выбрали свою профессию? Если нет, какие факторы были при выборе?»

- 50 человек ответили – самостоятельно;

Из 17 человек:

- 7 человек выбирали дальнейшую профессию по набранным баллам ЕГЭ;

- 10 человек – оказание влияния факторов (родители, друзья).

На вопрос: «Реализованы ли вы сейчас в своей профессии?»

- 60 человек ответили положительно;

- 7 дали отрицательный ответ.

Заключение

Проблема профориентации и профессионального самоопределения в литературных источниках отражена достаточно развернуто и многогранно. Многие исследователи придерживаются того, что выбор профессии является очень нелегким выбором, встающим перед выпускниками школ. Также авторы много говорят о сложном процессе самопознания, самоопределения юношей и девушек. Но, конечно же, каждый исследователь выделяет, на свой взгляд, еще более разнообразные методы и способы для самоопределения молодежи. Под профессиональной направленностью понимается особая форма организации профессиональных знаний, умений, качеств и профессиональной культуры личности в области принятия решения определенной профессиональной деятельности. Профессиональная направленность, как и любой другой процесс, имеет свою структуру, этапы развития, функции, факторы, условия формирования. Правильное управление процессом формирования профессиональной направленности, а также всевозможное вовлечение личности в профессиональную деятельность на этапе подготовки к профессии позволит не допустить различного рода издержек (экономических, социально-психологических, личностных) на этапе профессиональной деятельности специалиста. Сущность профессиональной направленности подростков заключается в её функциях, условиях выбора той или иной профессии. Главной целью формирования профессиональной направленности подростков является в постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены задачами и динамикой профессиональной направленности самого ученика:

– необходимо информировать подростков об основных методах и направлениях работы по определению профессиональной направленности и выбору профессии в условиях рынка труда своего региона;

– помочь подросткам определять и анализировать свои способности и интересы, как они соотносятся с рынком труда;

– развивать общие и специальные способности подростков с учетом их профессиональной направленности;

– помогать успешной самореализации подростков в приобретении навыка самопознания.

Подготовка учащихся к выбору профессии – процесс долговременный и непрерывный, осуществляемый на всех возрастных этапах с учетом индивидуальных и психологических особенностей. Итогом профоориентационной работы является осознанное профессиональное самоопределение выпускников образовательных учреждений.

По результатам исследования можно сказать, что достаточно много современных подростков не готовы принять самостоятельное решение в выборе профессии.

За 11% учащихся выбор профессий осуществляли родители, 35% считают – выбор за них должны сделать родители.

При анкетировании людей старше 20 лет: 25% не довольны своей профессиональной деятельностью; 61% работают по специальности. Немаловажный факт то, что 10% не поступили на запланированные и самостоятельно выбранные профессии из-за результатов ЕГЭ.

На основании полученных результатов в процессе исследования, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях, направленной на самоопределение учащихся, целесообразно предложить следующие практические рекомендации:

- внедрять в программу образовательного учреждения занятия по профориентации;

- систематически проводить профориентационную работу в образовательном учреждении специалистами по профориентированию;

- регулярно проводить семинары по повышению квалификации специалистов по профориентированию;

- совершенствовать методики профессионального самоопределения для учащихся.

Список использованной литературы

Антипьев, А.Г. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития / А.Г. Антипьев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 2. - С. 141-150.

Абрамов, Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма /Р. Абрамов // Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи и изнутри / ред. Е Ярская - Смирнова. - Москва: ООО “Вариант”, ЦСПГИ. - 2007. - С. 30-40.

Дзида, Г.А. Профориентация молодежи в современных условиях / Г.А.Дзида, Ж.Б. Хапсирокова // Экономика и социум. - 2014. - № 2-5 (11). - С. 538-541.

Захарова, Л.Н. Системная трансформация профессиональной ориентации молодежи как фактор повышения эффективности управления профессиональным самоопределением / Л.Н. Захарова, Е.С. Калинская // Экономика устойчивого развития. - 2011. - № 8. - С. 55-61.

Попова В.Н. Система профессиональной ориентации для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению / В.Н. Попова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2015. - С. 84-86.

Пахомова, Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда региона: монография / Е. А. Пахомова. - Москва: Педагогика, 2015. - 175 с.

Пятницкая, Г.А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Г.А. Пятницкая // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2012. - Т. 14, № 2-5. - С. 1181-1183.

Ревякина, В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина, К.Е.Осетрин// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5 (158). - С. 244- 248.

Чайников А.Ю. Профессиональные пробы - шаг к успешному профессиональному самоопределению / А.Ю. Чайников // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. - С. 147-149.

Чукреева, И.И. Профориентация школьников в оценке студентов/ И.И. Чукреева // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов III Международной научнопрактической конференции. - 2016. - С. 351-354.

Просмотров работы: 340