Психология лжи в подростковом возрасте

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психология лжи в подростковом возрасте

Шабиева Э.И. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» Открытая Юридическая школа "Ваше право"
Сайфутдинова Г.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» Открытая Юридическая школа "Ваше право"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время многополярный мир вступил в эпоху активных изменений и поисков дальнейших перспектив развития. Динамично развивающееся общество предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности во всех сферах ее жизни. Современная социокультурная ситуация ориентирует подростков на духовное взросление, конкурентоспособность и успешность в реализации смыслообразующих идеалов и ценностей. Проблема исследования лжи до сих пор не получила целостного изучения. Между тем, следует заметить, что интерес к данной теме в последние годы значительно возрастает в контексте формирования жизненных ориентиров и идеалов подростков.

Изучение представлений и понятий о лжи дает возможность глубже проникнуть в сферу ее нравственных убеждений и тем самым расширить и систематизировать наши знания о психологических особенностях данного возрастного периода.

Вопрос о подростковой лжи имеет большое значение. Важно также понять причины и условия лжи подростков.

Актуальность: исследование особенностей оценки подростками ситуаций, связанных с употреблением лжи, предоставляет возможность глубже изучить нравственные представления современных подростков, расширить знания о психологических особенностях подросткового возраста.

Гипотеза: основная причина лжи в подростковом возрасте - страх разоблачения, страх наказания.

Цель работы: изучить особенности и причины употребления и расположенность ко лжи подростков.

Задачи работы:

- изучить научную и публицистическую литературу по исследуемой теме;

- познакомиться с наукой «Психология лжи»;

- организовать и провести исследование;

- составить показательные диаграммы и таблицы, на основе результатов исследования;

- провести психологический анализ склонности ко лжи с помощью анкетирования.

Объект исследования: морально-нравственная сфера детей 13-17 лет.

Предмет исследования: причины и мотивы использования лжи.

Методы исследования: анализ литературы по теме; наблюдение; разработка опросников, отвечающих поставленной цели; опрос (анкетирование); количественный, качественный и сравнительный анализ полученных результатов.

База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец детского и юношеского творчества» Открытая юридическая школа «Ваше право», обучающиеся 7-9 классов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления системы представлений подростков о лжи, выявления их связи с социально-психологическими характеристиками личности и предпочитаемыми стратегиями поведения.

ГЛАВА I. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

1.1. Анализ литературы по психологии по проблеме

описания работы

В настоящее время, ложь как психологический феномен изучают и за рубежом Пол Экман (Приложение1), и в России Виктор Знаков (Приложение2). Работа американского психолога, профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско Пола Экмана «Психология лжи» [21] является одной из книг, в которой довольно полно представлены все наработки по этой проблеме. Данная книга – результат многолетних исследований одного из крупных специалистов в мире по данному вопросу. В России написано много работ по монографии Экмана.

Для отечественной науки эта тема является новой и мало изученной областью исследований. Исследователь западных и русских традиций в понимании лжи В.В. Знаков считает, что это связано с тем, что в предельно политизированном советском обществе не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые доказывали, что советский человек может быть неправдивым, нечестным, лживым. Видимо, поэтому исследования отечественных ученых связаны с особенностями проявления искажения информации, и в большей степени - с определением содержания понятий «правда», «ложь», «обман»1.

Детский психолог Даниэль Марсели, написавшая книгу о проблемах детей в переходном возрасте, считает, что скрывать правду для подростка, это естественно. Этот период означает конец предельно ясных, открытых отношений между ребенком и родителями, к чему последние должны приспосабливаться [9].

1.2. Понятие лжи в психологии

Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс, порождающий ложь. Однако, в словарях русского языка ложь трактуется не только как неправда, обман и искажение истины, но и как выдумка, вымысел, фантазия и даже шутка, розыгрыш.

В словаре русского языка ложь определена как намеренное искажение истины, неправда, обман [16].

Ложь - это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое говорящий считает неверным.

С точки зрения П. Экмана, ложь - это заведомо неверная информация, неправда, вымысел, дезинформация. Умышленное утаивание и фабрикация путем передачи фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение»[4].

В повседневной жизни многие люди используют слова "ложь", "обман", "неправда" в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание.

Ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий своей целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.2

Психологические исследования свидетельствуют, что чаще лгут люди с малой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью, невротичностью, а также склонные к совершению антисоциальных поступков. В то же время не отмечено, что уровень интеллекта и образование человека влияют на частоту произносимой им лжи. Интересно, что способность успешно лгать другим совершенно не влияет на умение определять, когда лгут тебе.

Известный американский ученый Пол Экман в своей книге "Психология лжи" пишет: "Ложь настолько естественна, что ее без обиняков можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности. Некоторые могут содрогнуться от такого утверждения, поскольку считают ложь достойной всяческого осуждения" [21].

Действительно, следует признать, что ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи с чем, это явление объясняется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей. Такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку) и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку без лжи жить невозможно.

Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и в случае таковой может по-новому рассматриваться, как психическая патология.

В силу того, что безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения. Следует помнить, что ложь не всегда бывает обусловлена тем, что конкретный человек совершил тот или иной проступок. Ложь может быть и защитной реакцией невиновного. Опасение незаслуженного обвинения и наказания нередко толкает подозреваемого на отрицание действительных фактов и ложные утверждения, в которых он ищет средства защиты от ошибочных подозрений.

Обман - это полуправда, провоцирующая человека на ошибочные выводы. Обманщик сообщает только часть подлинных сведений, одновременно он утаивает другую часть важной информации, которая необходима для производства правильного умозаключения. Обман можно сравнить с коктейлем, приготовленным из лжи и правды, а будет ли он выпит собеседником с аппетитом, зависит от искусства его изготовителя [9].

Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы, нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желательного результата иным путем. Главное, что роднит обман с ложью, это сознательное стремление обманщика исказить истину.3

1.3. Формы лжи

Ученые выделяют две основные формы лжи: умолчание и искажение.

При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной.

При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия - он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную. Зачастую только сочетание умолчания и искажения приводит к обману, но в некоторых случаях лжец может достичь успеха и просто не говоря всей правды.

Ложь может не иметь оправдания, а может и иметь его. Но обман – всегда действие умышленное; лжец всегда обманывает намеренно. При этом он может иметь оправдание только в своих глазах, а может также и во мнении всего общества. Лжец может быть любым человеком – хорошим или нехорошим, приятным или неприятным. Но человек всегда выбирает сам – солгать ему или, напротив, сказать правду. И человек при этом хорошо различает ложь и правду, и умеет отличать одно от другого.

Доктор психологических наук Виктор Знаков придерживается иного мнения, утверждая, что ложь и обман – это разные вещи: «Вызывает удивление тот факт, что в отличие от других исследователей, Экман не отличает ложь от обмана, а употребляет эти понятия как синонимы. Ложь всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном, лживом утверждении, однако при жульничестве (например, списывание на экзамене) или умолчании (в частности, утаивание от партнера сведений, важных для совместного бизнеса) субъект может ничего не утверждать»[10].

Обман многие исследователи считают более широкой категорией, чем неправда и ложь. В частности, такую точку зрения высказывает С. Бок, которая относит ко лжи такие намеренно вводящие собеседника в заблуждение утверждения, которые делаются устно или письменно. Обмануть же можно посредством жеста, кода Морзе, различных символов. 4

То есть можно сделать вывод о том, что обман не может быть ограничен только словами. Иногда обман основывается на приверженности определенной роли, чем на конкретном лживом утверждении. Так, нерадивый ученик играет роль усердного, чтобы произвести впечатление на учителя. Следовательно, не все обманщики – лжецы.

1.4. Функции лжи

Все мы знаем, что такое ложь - сами часто ею пользуемся, и нас обманывают. Ложь существует, и будет существовать, как механизм воздействия людей друг на друга с целью удовлетворения своих желаний.

Первая функция лжи - защита своих материальных интересов. Это, прежде всего, защита человека, группы близких ему людей, материальных или духовных ценностей от изменений, которые рассматриваются этим человеком как нежелательные.

Однако если ложь помогает сберечь материальные средства, значит, она в состоянии их и приумножить. Действительно, многие люди давно используют обман для обогащения.

Вторая функция лжи - приумножение своих материальных благ.

Писатель, переписывающий книгу неизвестного автора и выдающий ее за свою, или ученый, приписывающий свою фамилию в список авторов, что делает? Приобретают духовные блага (славу, известность, престиж, статус и т.п.). Все эти люди реализуют еще одну функцию лжи - приобретение духовных благ. 

Еще одной функций лжи является агрессия . С помощью лжи один человек стремится подчинить другого человека, заставляя его выполнять свои цели, которые по-другому его никак не заставить выполнить. "Ну, что поделать, если по-хорошему не хочет!" Демонстрация видимости угрозы для жизни и здоровья позволяет существенно изменить поведение "жертвы".

Таким образом, можно сделать вывод, что ложь позволяет человеку выживать в условиях сложного современного окружения. Но если выживание будет сопровождаться смертью или разорением этого окружения, можно сделать предположение, что для одних ложь - это хорошо, а для других - плохо.

1.5. Отношение ко лжи

Отношение к обману достаточно сильно отличалось в разные времена и у разных народов. Но даже в одном и том же обществе всегда существуют противоположные точки. Различно отношение мужчин и женщин, верующих и атеистов, детей и взрослых.

В структуре моральных устоев общества ложь рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются во взаимодействии, общении между людьми.

Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема и в этом случае характеризует человека как совершающего действия, противоречащие нормам морали. Человек в любом возрасте знает и помнит, что врать плохо, из-за чего возникает эмоциональный дискомфорт, напряжение, человек попадает в ситуацию стресса. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому.

Дети относятся ко лжи иначе. Большинство школьников предпочитают говорить правду, но, когда все же решают приврать, это, как правило, связано с желанием защитить кого-то из друзей или получить для друга какую-то выгоду. Социально приемлемую ложь дети чаще используют в общении со сверстниками, а эгоистическую (ради собственной выгоды, с целью защитить себя или скрыть свой проступок) - в общении с матерями [12].

Реакция человека на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению нельзя судить, распознана ложь или нет. Девушки чаще предпочитают говорить об этом в лицо, тогда как юноши часто никак не реагируют на чужую ложь в своем окружении. Причины, по которым человек не реагирует на чужую ложь, которую он заметил, могут быть разными. Человек может стремиться к сохранению сложившихся отношений; соблюсти правила этикета; причина может быть связанна с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. Но ещё стоит заметить, что интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что ему не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок.

Подростки отрицательно относятся ко лжи, что может объясняться максимализмом, свойственным этому возрасту [7].

Снижение частоты использования обмана более старшими детьми сопровождается ростом представлений о возможной не успешности обманного поведения. Эти данные свидетельствуют о том, что развивающаяся с возрастом модель психического лежит в основе понимания, что другие люди могут ошибаться, иметь представления, отличающиеся от действительности, и соответственно могут быть обмануты. Появления других способов совладения с трудностями приводит к тому, что значимость и актуальность обмана снижается, замещаясь другими формами поведения [2].

Влияние на восприятие лжи оказывает религиозность человека: глубоко верующие подростки более сдержаны в оценках лжи, склонны в большей степени оправдывать чужую ложь, предполагают высокую правдивость людей и сами придерживаются правдивой линии поведения. Отношение ко лжи может быть детерминировано и социальной средой, в которой проживает человек, так подростки из неполных семей стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь [7].

1.6. Способы обнаружения лжи

В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачён:5

а) Слова (Приложение 3)

«Иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть не простой ошибкой речи. Это обуславливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. По средствам этого правда может вырваться наружу. Когда человек сознательно лжёт у него часто, в построенных им фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова… например: « Ну… ну я это… м-мне мне… нравится т-твоя новая стрижка!»

б) Голос (Приложение 3)

Частые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, что бы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придётся лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека.

в) Пластика (Приложение 4)

Руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, нос чешут быстро и целеустремлённо, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется.

г) Мимика (Приложение 4)

Часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущённое. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы, на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребёнка, разоблачив его тем самым.

д) Взгляд (Приложение 5)

Но все эти факторы выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием.

1.7. Причины лжи у подростков

Существует два основных подхода в психологии к пониманию лжи у подростков: биологизаторское направление и социальное направление. Сторонники биологизаторского направления такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. С точки зрения социальной психологии - ложь социальное явление. Ребенок не рождается вруном, он им становится в социальном окружении и, прежде всего, в семье. Этого мнения придерживается большинство российских исследователей.

На формирование нравственных ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями. Ложь подростков имеет свои характерные особенности, виды и мотивы.

Психологи отмечают, что в младшем подростковом возрасте до 12-13 лет подростки крайне негативно относятся ко лжи, особенно взрослых, но сами активно используют ложь для самозащиты от вмешательства взрослых в их личную жизнь. Также подростки лгут, когда им нужно утвердиться в подростковой группе. Чем старше становится подросток, тем он больше понимает, что такое ложь, обман, неправда. 6

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с психологической стороны обман характеризуется сознательным созданием ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании подростка.

Чаще всего подростки лгут из страха наказания, лишения, унижения, лени и т.п. А нагромождения лжи приводит к повышенному уровню тревожности, возбудимости, нервного перенапряжения, а иногда и срыва.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

2.1. Техника обнаружения лжи

Исследование проводилось на базе МБУ ДО «ДДиЮТ» г. Октябрьский. В исследовании участвовали обучающиеся Открытой Юридической школы «Ваше право» (Приложение 6). Основная цель моего исследования звучит следующим образом: выявление причин и мотивов использования лжи в повседневной жизни, а также выявление уровня «искренности» даваемых ответов старшеклассниками в данном исследовании.

Так как в практике не существует ни одной психо-диагностической методики, которая определяла бы склонность людей к лживости или рассматривала бы лживость как характерологическую особенность, я попыталась подойти к решению данной проблемы следующим образом. Для реализации поставленной цели я разработала два опросника:

1. Опросник «Искренность – Ложь» (Приложение 7).

2. Анкета-опросник (Приложение 8).

2.2. Анализ полученных в исследовании результатов

Проанализируем результаты, полученные в ходе исследования.

Рассмотрим диаграмму 1 (Приложение 9), данные результаты получены по опроснику «Искренность – Ложь». Исходя из представленных выше данных, мы можем сделать вывод о том, что подростки, участвующие в исследовании, достаточно искренне отвечали на поставленные вопросы, тем самым не давая социально желаемых ответов. Если бы по данному опроснику старшеклассники набрали бы высокие баллы, то их результаты можно было бы считать недостоверными.

Так же я попыталась проанализировать те определения лжи, которые дали старшеклассники. Условно я их разделила на две группы: «определение лжи с точки зрения разума» и «определение лжи, с точки зрения оценивания и эмоций».

По второй анкете, опрос показал, что подавляющему большинству обучающихся приходилось обманывать. Всего 3 человека из 64 опрошенных врут редко, а остальные при необходимости, так как не имеет смысла рассказывать о своей лжи, просто тогда ты выставишь себя лгуном, и к тебе будет потеряно доверие (Приложение 10).

Чаще всего подростки врут сверстникам и это можно объяснить тем, что со сверстниками подростки чаще всего контактируют, далее идут родственники и т.к. подростки контактируют с ними чаще, чем с остальными взрослыми они и врут им чаще (Приложение 11).

Большинство подростков рассказывают о своей лжи только при необходимости, так как не имеет смысла рассказывать о своей лжи, просто так ведь, тогда ты выставишь себя лгуном, и к тебе будит потеряно доверие. 49 % подростков врут из-за страха, что плохо подумают о них, 39% из-за страха за наказание,12% врут случайно (Приложение 12).

Повальное большинство (79%) считают ложь приемлемой в повседневной жизни (из них 80% считают приемлемой ложь во благо, 15% ложь во спасение и 5% индивидуальные причины) (Приложение 13).

Человек лжёт в среднем 3 раза за 10 минут разговора и даже не замечает этого, чаще всего это какая-нибудь безобидная ложь, но когда дело доходит до чего-то более масштабного или обманутый контактирует с человеком знающим правду, ложь может быть выявлена, но т.к. чаще всего ложь безобидная, то и уличать не имеет смысла, что, конечно немного портит статистику раскрытия факта лжи. То, что родители чаще уличают во лжи объясняется тем, что друзьям чаще всего главное знать правду, чем перевоспитать лгуна.

Можно также сделать вывод о том, что подростки не считают ложь исключительно негативным явлением, требующим разоблачения и наказания. В их ответах на вопросы часто встречаются утверждения, оправдывающие ложь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы показал, что ложь – это такое психологическое явление, которое состоит в намеренном искажении действительного положения вещей. Существуют несколько форм и типов лжи. Психологи отличают ложь, обман и неправду.

Ложь подростков в основном связана с особенности подросткового возраста.

Мотивы, побуждающие подростков ко лжи: ситуации; защита себя от наказания, выход из неприятной ситуации; защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство; стремление приобрести что-либо для себя (озорство; удовольствие и т.д.); стремление унизить другого.

Опрашиваемые сами очень редко признаются в своей лжи другим. Выявляют ложь подростков в основном родители. Хотя большинство опрошенных допускают ложь, в то же время указывают, что им стыдно за свою ложь.

Гипотеза подтвердилась частично: большинство подростков указали причину лжи - страх, но не наказания и разоблачения, а страх, что плохо подумают о нем. ложь обман подросток

В целом выявлено неоднозначное отношение подростков ко лжи.

В дальнейшем я хочу продолжить свое исследование. Во-первых, планирую провести исследование, по результатам которого можно видеть, как меняется отношение ко лжи у подростков в зависимости от их возраста. Во-вторых, планирую провести психологический анализ склонности ко лжи с помощью двух методик. В-третьих, сравнить полученные результаты у девочек и у мальчиков. В-четвертых, выявить зависимость между склонностью ко лжи и уровнем тревожности или уровнем агрессивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Барсукова О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи [Текст] / О.В. Барсукова // Молодой ученый. — 2012. — №2.

Дубровский Д.И. Обман. Философски-психологический анализ. – М., РЭЙ, 2007.

Знаков В.В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. 2005. № 2.

Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 9-16.

Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 38-49.

Знаков В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта // Психологический журнал. 2007. № 4. С. 3-14.

Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. 2005. № 5.

Знаков В.В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960-1980гг. // Психологический журнал. 2011. № 9.

Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С. 113-124.

Ильин И.А. О лжи и предательстве // Аксиомы религиозного опыта. М. 2006. С. 317-330.

Писемский А.Ф. Русские лгуны. Очерки. // Сочинения в 3-х т.т. М.1956. Т.2.

Пословицы русского народа. Сб. В. Даля в Зх т. М: Русская книга,2005. С. 34.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А. Крылова. Л: ЛГУ, 2007. С. 51-60.

Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 78-84.

Словарь русского языка: в 4-х т.// т. 2. // под ред. Евгеньевой А.П. – М., Русский язык, 2008. (стр. 324)

Челандзия Э. Ложь во спасение? Врать или не врать - вот в чем вопрос // Cosmopolitan, 2006. Июль-август.

Черников М.В. Концепты “правда” и “истина” в русской культурной традиции // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С. 164-175.

Шалютин Б.С. Человек лгущий // Человек. 2007. № 5. С. 151-159.

Экман П. Почему дети лгут? М: Педагогика-Пресс. 2008.

Экман П. Психология лжи. – СПб., Питер, 2009

Экман П. Психология лжи. СПб: Питер. 2000. С. 23-114.

Интернет-ресурсы:

Ширази М., "Правда и ложь" http://www.makaremshirazi.org/russian/lessons

Юрганова Л.В. Мой ребёнок мне лжёт // http://clinica.nsk.ru/children... <http://clinica.nsk.ru/children/false>

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Способы обнаружения лжи:

Слова

Г олос

Приложение 4

Пластика

Мимика

Приложение 5

Взгляд

Приложение 6

Проведение исследования на базе Открытой Юридической школы

Приложение 7

Опросник «Искренность – Ложь»:

Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

Тебе можно доверить любую тайну?

Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

Ты всегда ешь то, что тебе подают?

Бывает ли так, что ты раздражен чем- нибудь?

Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

Ты когда-нибудь говорил неправду?

Любишь ли ты иногда прихвастнуть?

Случалось ли тебе плохо говорить о ком -либо?

Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем вам полагалось?

Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты вы сами?

Вам случалось когда-нибудь брать вещи, которые принадлежали другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

Вас часто беспокоит чувство вины?

Вам случалось когда-нибудь сломать или потерять чужую вещь?

Вы когда-нибудь пользовались оплошностью человека в своих целях?

Вы попытались бы избежать уплаты налогов с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом?

Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было, по-вашему?

Вы когда-нибудь говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

Приложение 8

Анкета-опросник для подростков:

Приходилось ли тебе обманывать?

Как часто ты лжешь?

Кого ты чаще обманываешь?

Как часто ты признавался в своей лжи?

Назови причину, по которой ты обманываешь?

Как ты думаешь, бывают ли случаи, когда ложь допустима?

Как часто тебя уличают во лжи?

Кто чаще всего уличает тебя во лжи?

Бывает ли тебе совестно от своей лжи, даже если никто тебя не уличил?

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

1Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С. 113-124.

2Знаков В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта // Психологический журнал. 2007. № 4. С. 3-14.

3Экман П. Психология лжи. – СПб., Питер, 2009

4 Ширази М., "Правда и ложь" http://www.makaremshirazi.org/russian/lessons

5Экман П. Психология лжи. СПб: Питер. 2000

6 Барсукова О.В. Изучение особенностей и причин подростковой лжи [Текст] / О.В. Барсукова // Молодой ученый. — 2012. — №2.

2

Просмотров работы: 368