Ораторское мастерство. Путь к успешному выступлению

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ораторское мастерство. Путь к успешному выступлению

Каракова В.С. 1
1ГБОУ СОШ №5 8б
Кирюхина Н.Ю. 1
1ГБОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время, успешный человек обязан обладать красивой, связной и поставленной речью. Ведь мы прекрасно знаем, что речь человека – это его визитная карточка. Следовательно, чтобы чего-то добиться нужно умение правильно себя преподносить. Ораторское мастерство, как раз и является умением правильно себя преподносить с помощью нашей речи.

В период обучения в школе, нам приходится выступать перед публикой со своими проектами, исследовательскими работами, и даже элементарное прочтение стихотворений на уроках литературы тоже является выступлением. В данной работе мы постараемся разобраться что представляет из себя ораторское мастерство и как им пользоваться в реальной жизни.

Актуальность темы

Я человек, который периодически выступает на классных и школьных мероприятиях. Для меня важно выступить так, чтобы люди были заинтересованы в том, о чем я рассказываю. По моему мнению эта работа имеет актуальность даже в рамках данной конференции. Ведь нам очень важно, именно зацепить наших слушателей.

В итоге у нас возникнет вопрос: «Как же стать этим «крючком», цепляющим внимание.

Объект исследования: Публичное выступление

Предмет: Структура и свойства речи выступающего

Цели и задачи работы

Цель:

Разработать «формулу» успешного выступления.

Задачи:

Исследовать понятия, работа со словарями

Подробное изучение информации, связанной с ораторским мастерством и искусством.

Проанализировать публичные выступления разных людей в разных сферах деятельности

Работа с общественностью (опрос)

Глава 1. Исследование. «Что к чему?»

1.1 Терминология

ОРАТОР - Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.

(Толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ОРАТОР - 1. Тот, кто профессионально занимается искусством красноречия (у античных народов).

2. Тот, кто произносит речь, выступает в собрании.

3. Тот, кто обладает даром произносить речи. (Толковый словарь Ефремовой)

ОРАТОР -речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, если он говорит в суде, на сходках, в выборных и пр.

(Толковый словарь Даля)

Учитывая, все вышеперечисленное, мы приходим к следующему выводу: «Оратор – человек, выступающий на публике, или разговаривающий с кем-либо, обладающий даром красноречия, то есть, умеющий правильно и красиво говорить, а также умеющий грамотно и интересно преподнести информацию слушателям»

1.2 Цель оратора

Мы разобрались с тем, кто такой оратор. Но, как и любой человек выполняющий какое - либо действие, оратор будет преследовать определённую цель. Отсюда вопрос: «Какую же цель преследует оратор?»

В начале для себя проясним, что оратор — это человек доносящий какую-либо информацию. Следовательно, оратор должен донести до людей эту самую информацию максимально понятно, тем самым побудив их к действиям (Например, покупка товара, в случае рекламы). Цицерон1 в своих знаменитых трактатах "Об ораторе", "Оратор" описывая идеальный образ оратора, особое внимание обращает на глубину содержания публичной речи. При этом он ставил три задачи:

- продемонстрировать истинность приводимых фактов;

- доставить эстетическое удовольствие;

- воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.

Итак, целью оратора и его выступления, является интересная, но правильная подача материала, с помощью техники разговора, а также побуждение слушателей к действиям.

1.3 Анализ выступлений

В ходе работы, мною были проанализированы выступления людей разных возрастов в разных сферах деятельности. Выступления были разделены в следующие возрастные группы, а также были разделены по тематике:

● защита проектов среди 7-8 классов (14 лет)

● предвыборные кампании кандидатов на пост президента школьного самоуправления. (±16 лет)

● защита проектов среди старшеклассников и студентов (≤ 17 лет)

Также хотелось бы отметить одно мероприятие, в ходе которого я получила опыт, на него я и опиралась в данной работе. В рамках областной профильной смены «За ученические советы» в ДЦ «Берёзки» г. Новокуйбышевск 2019г., была организованна встреча с опытным и успешным оратором Русланом Хоменко. Им был проведён мастер – класс по ораторскому искусству. На встрече мы вместе разобрали понятия, определи какими качествами должен обладать успешный оратор, а также составили примерный план хорошего выступления. (на полученные знания, я и опираюсь, конкретные примеры приведены ниже, в Главе 1.4) Также я обратила внимание на одну очень важную деталь, на то как говорил Руслан. Человек явно умеющий захватывать внимание публики, обладает убедительностью речи, прекрасно владеющий информацией и разбирающийся в данной теме.

Таким образом, опираясь на личный опыт и проведённый анализ, у меня появилась гипотеза каким должно быть выступление. Опираясь на свои знания и предположения я могу выделить следующие основные черты хорошего выступления. (Глава 1.4)

1.4 Выступление оратора и его основы

Успешное выступление — это совокупность таких факторов как: поза оратора, голос и соответственно сама речь, то есть слова. Будем разбирать каждый фактор по отдельности.

1.4.1 Поза и жесты

Для выступления на каком-либо публичном мероприятии стоит выбрать подходящую позу. Она должна быть удобной для самого оратора, так чтобы выступающий смог простоять в этой позе довольно долгое время и не уставать (для длительного выступления). Также поза должна красиво смотреться со стороны. К вашему вниманию варианты такой позы, («Классическая поза оратора» приложение №1)

Обратим внимание на постановку ног: слегка врозь, одна нога выставлена чуть вперёд. Такое положение помогает распределить вес тела равномерно на обе ноги, следовательно, такая постановка самая удобная.

Существует два основных типа жестов: открытые и закрытые. (Приложение №1 «Открытые жесты»; «Закрытые жесты») Открытые жесты располагают к нам людей, в то время как закрытые наоборот. Жесты должны быть открытыми. Жестикулировать лучше чуть пояса, т.к. жесты выполняемые ниже пояса не видны большей части нашей публики, а также могут создать впечатление о неуверенности в себе. Не сцене не стоит зажиматься, жестикулировать слишком резкими движениями и лучше не занимать руки лишними предметами. (не считая микрофона или папки со вспомогательными материалами)

1.4.2 Речь оратора и её особенности

Вот мы плавно подошли к главному в выступлении – это речь. Т.к. люди склоны отвлекаться, непосредственно перед изложением материала, нам стоит разогреть публику. Каким образом это можно сделать? Почти везде нам скажут, что начать стоит со зрительного контакта. И знаете? Я с этим соглашусь. Существует предположение, о том, что перед выступлением можно найти точку, будто поверх людей. Говорят, что это поможет стать уверенней на сцене. Но никто не подумал о том, что это создает странное впечатление, словно человек погрузился в свои мысли. На самом деле все гораздо проще. Нам просто нужно найти и поймать взглядом людей в зале, будто привлечь их внимание. Так у наших слушателей не возникнет мыслей о том, что мы их боимся и с легкость пойдут с нами на контакт.

Следующая наша задача заинтересовать всех сидящих перед нами. Это можно сделать следующим образом: мы будем мотивировать слушателей. Скажем людям с каким багажом знаний они уйдут с этой встречи и чего смогут добиться в дальнейшем. Тем самым мы подогреем интерес дослушать до конца.

Вот мы и создали себе атмосферу, в которой будет удобно работать. Теперь мы готовы к изложению материала. Поговорим о структуре самого текста.

В изложении материала мы не будем злоупотреблять предложениями с большим количеством осложнений, с какими-либо дополнительными сносками и т.п. Во-первых, для восприятия на слух это довольно сложно, во- вторых слишком длинные предложения попросту «усыпят» наших слушателей, и вероятно они потеряют интерес к материалу. Что касается терминов, по моему мнению их лучше не вставлять в текст, либо вставлять, но с обязательным объяснением. В противном случае слушатели не смогут полностью вникнуть в тему из-за обилия непонятных слов. Также важно заметить, что публичное выступление — это всё-таки не лекция, а скорее непринужденный разговор оратора со слушателями на важную, интересную, тему.

Отдельная тема — это стиль. Ритмичная речь больше подходит для мотивации, для побуждения к действиям, либо для весёлого мероприятия. А вот степенная речь напротив, для спокойной обстановки. Чтобы решить какой стиль выбрать, стоит отталкиваться от ситуации, то есть от концепции самого мероприятия. Само собой, если вы комик и рассказываете шутки, лиричный стиль речи вам не подойдёт.

Также немаловажную роль играет голос, а именно его громкость. Есть небольшой совет, который поможет усилить громкость голоса. Говорите, как будто за последнего сидящего в зале, так словно вы пытаетесь докричаться до тех, кто сидит в самом конце. Таким образом у вас получиться говорить чуть громче.

Глава II. Практика

Чтобы подтвердить или же опровергнуть мою гипотезу, что я выдвинула в ходе работы, я провела опрос и небольшой эксперимент.

В опросе участвовали учащиеся 8 класса. Ребята должны были написать мнение о том, каким должно быть хорошее и интересное выступление. (Приложение №2)

В ходе эксперимента ребятам было предложено два выступления. Человек читал один и тот же текст с разной интонацией, громкостью голоса и т.п. (вышеприведённые критерии) После прочтения, ребятам было предложено высказать свое мнение по поводу выступлений, какое им больше понравилось.

После анализа стало ясно, что у большинства такое же представление о хорошем выступлении, как и у меня. А это значит лишь одно. Моя гипотеза верна! Мы готовы сделать выводы.

Выводы:

Работая с этой темой, я изучила огромное количество информации, выдвинула теорию и подтвердила её путем работы с общественностью. Могу сказать, что я подчерпнула для себя что-то новое, а где-то даже подтвердила и уточнила свои знания. И самое главное, я добилась своей цели.

Приложение №1

Классическая поза оратора

«Открытые жесты»

«Закрытые жесты»

Приложение №2

Анкеты

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1.Толковые словари

https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

2. Одно из проанализированных мною выступлений

https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1572788914190402-234593813723803211600105-vla1-1314&noreask=1&filmId=1510681441226053295

3. Википедия. Свободная энциклопедия. Ораторское искусство

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

4. Университет риторики ораторского мастерства

https://orator.biz

5. Ораторское искусство: какая основная цель публичного выступления?

https://4leader.com.ua/blog/orator/oratorskoe-iskusstvo-kakaya-osnovnaya-cel-publichnogo-vystupleniya/

6. https://studme.org/64173/menedzhment/neverbalnye_sredstva_kommunikatsii_publichnoy_rechi

1Древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру:

Просмотров работы: 133