Проблемы подростков и пути их решения

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы подростков и пути их решения

Каракова В.С. 1
1ГБОУ СОШ №5 8б
Кирюхина Н.Ю. 1
1ГБОУ СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сколько раз вы слышали из уст подростка: «У меня проблемы. Мне очень грустно. У меня депрессия. Меня никто не понимает»? Готова поспорить, что довольно часто. Но, как правило, эти «проблемы» не воспринимаются всерьёз, игнорируются, а дети на просьбу о помощи получают ответ: «Это все подростковое! Пройдёт! Не забивай голову ерундой!»

Актуальность

Я считаю важным говорить о вещах, которые тревожат детей. Это играет важную роль в постановке общения между детьми и родителями, подростками и их сверстниками.

Также темы и вещи, которые тревожат подростков, часто обесцениваются, а дети остаются без внимания, без решения серьёзных, для них, проблем, и как результат замыкаются в себе, потому что уверены, что всем всё равно.

Цель

Обратить внимание на проблему обесценивания подростковых сложностей и тем самым побудить родителей быть более внимательными по отношению к своим детям.

Задачи

Выявить особенности подросткового периода

Определить перечень проблем подростка

Узнать о причинах возникновения проблем подростка

Ознакомится с разными мнениями о ситуации

В своей работе я использовала интернет ресурсы и информацию, полученную из общения с различными людьми. (подробнее в «Список используемых ресурсов»)

Глава 1. Подростковые проблемы изнутри.

В этой главе мы рассмотрим причины возникновения подростковых проблем, их перечень, а также особенности подросткового периода. Замечу, что мы изучаем тему без углубления в физиологические процессы.

Специфика периода взросления подростка

Под периодом взросления, я имею ввиду совокупность пубертатного и подросткового периодов.

Пубертатный период – (Половое созревание) — процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.

Подростковый период — это двухфазный переходный период развития, состоящий в переходе из детства в подростковую стадию и переходе из нее в стадию взрослости. Это период множественных и частично перекрывающихся преобразований, изменений в физическом, психологическом и социальном развитии, одни из которых зависят от пубертата, а другие – нет.

Из заключений учёных, мы знаем, что организм в этот период проходит через огромное количество сложных процессов. Это, по сути, становление «нового» организма. Происходит развитие биологической (половое созревание и физический рост); психофизиологической (самосознание, самоуважение,); когнитивной (мышление); социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение) сторон личности. Эти сферы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом, а если происходит неравномерное развитие этих сторон, то возникают противоречия личности1.

Главными задачами этого периода становятся:

Утверждение и принятие собственного «Я» и внешнего вида.

Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).

Перемена манеры общения с ровесниками.

Формирование новой манеры взаимоотношений с родителями.

Формирование профессиональных заинтересованностей и возможностей с целью последующей профориентации.

Усвоение взрослой модели поведения, предполагающей обязанности, ответственность и т.д.

К естественным негативным проявлениям данного возраста относятся: пессимистичный настрой; повышенная чувствительность и раздражительность (нестабильность эмоций); физическое и душевное недомогание; мечтательность и неопределенность; амбициозность; нервозность; неудовлетворенность собой; повышенная утомляемость, рассеянность, вялость, обидчивость, противоречивость и т.д.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое).

1.2. Поведение подростка

Смоделируем ситуацию. Подросток попадает в обстановку, в которой не знает как себя повести и как из неё выбраться без потерь. Тут играет роль недостаток личного опыта. Конечно, у него ничего не будет получаться, потому что модель мира, которая существовала до этого буквально рушится, вместо неё формируется новая и неизведанная, а информации о ней попросту нет. В итоге подросток начинает думать, что в этом виноват он сам, что он не такой как все, злится сам на себя, перестаёт воспринимать себя, но отказывается принимать, что это по большей части от недостатка опыта и усугубления ситуации факторами взросления перечисленных ранее

Иногда у подростков создается впечатление, будто за ними все наблюдают, жадно выискивая в нем и его поведение недостатки. Выхода тогда 2. Либо замкнутость (Н.-р: подросток отказывается ходить в школу или куда-либо, ведь «там все вокруг его осуждают и не понимают насколько он отличается от них»), либо путь демонстративного поведения, игры на публику («я покажу вам насколько я не такой как все»), начинает вести себя очень развязно и показательно. Оба пути, опять же, сильно усугубляются спецификой данного периода.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Изменения во внешнем виде. Не секрет, что школьники подвластны влиянию моды, по этой причине они могут носить слишком смелую одежу, либо красить волосы в неестественные тона.

Споры и разногласия. Стремясь приобрести независимость, подростки зачастую дискутируют с родителями.

Субкультуры. Что касается подростковой субкультуры, то она выделяется лишь неформальным поведением, которое свойственно подросткам. Будучи детьми, они испытывают зависимость от родителей, а вступая в подростковый возраст, молодые люди начинают испытывать интерес в самостоятельной жизни, вне зависимости от старшего поколения.

Перечень проблем подростка и причины их возникновения

Чтобы выявить темы, которые тревожат подростков, я провела небольшой эксперимент. Через популярную соц. сеть, я предложила своим друзьям и знакомым высказаться, отметить всё что их тревожит. Основываясь на личный опыт и результаты эксперимента, я выделила следующие темы и причины их возникновения, тревожащие подростков.

«Меня никто не понимает»

В момент заинтересованности чем-либо ребёнок не получил необходимого внимания к своей деятельности

Заниженная самооценка/эгоцентризм.

Из предыдущей проблемы плавно вытекает другая – чувство одиночества. Причины те же.

«Разочарование в себе, людях»

Из-за того, что подростки ещё не научились адекватно оценивать людей по общению и поведению случается так, что они начинают общаться между собой, иногда сильно привязываются, а потом, когда перестают общаться, сильно переживают. Начинается поиск проблем в себе, разочарование.

Общие причины: гиперболизация всего вокруг на фоне сложного периода, отсутствие сформированной мотивации, неуверенность в себе, отсутствие личного опыта, особенности характера.

Глава 2. Решение проблем от разных источников.

В этой главе приведены советы от родителей, психологов и самих подростков, для разрешения сложных ситуаций во время подросткового периода.

Попытайтесь понять, что скрывается за гневом подростка. Он расстроен или находится в депрессии? Возможно, подросток так ведет себя потому, что у его друзей есть вещи, которые он не может себе позволить? А может быть, подростку просто нужно, чтобы его выслушали и не осуждали?

Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят. Каждый подросток – это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ваш ребенок отдалился от вас, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует – он нуждается в вашей любви.

Постарайтесь понять, как развивается подросток. (Чтение соответствующей литературы/ интернет ресурсов.)

Постарайтесь уделять чуть больше времени и внимания подростку. Для него важно быть услышанным. Больше разговаривайте на важные темы, объясняйте то, что подросток не совсем понимает.

Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком, несмотря на его переменчивое настроение, которое может очень не нравиться родителям. Замечу, что дружбы между родителем и ребёнком строить особо не нужно, потому что у ребёнка и родителя отличное мировоззрение ввиду разницы в возрасте, но доверительные отношения сыграют не последнюю роль.

Тактильный контакт, непосредственная ласка, нежность как знак принятия и любви безусловно нужны подростку. Ошибочно считать, что подросток уже вырос и не нуждается в поглаживаниях.

В качестве профилактики подростковых девиаций возьмём контроль, но не тотальный. Всё-таки потом это может сыграть злую шутку.

Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

Заключение

Мы разобрались с понятиями, ознакомились с спецификой подросткового периода, а также поняли почему же подростки себя так странно ведут.

Я очень надеюсь, что смогла обратить внимание на довольно важную тему. Я верю, что помогла некоторым родителям, пролив свет на причины специфичного поведения их детей.

Список использованных ресурсов

1.https://www.b17.ru/article/93048/- подростковые проблемы и пути их решения.

2.https://psychologist.tips/160-perehodnyj-vozrast-i-krizis-u-podrostkov-sovety-psihologa.html#i-10 – Переходный возраст и кризис у подростков.

3. https://childdevelop.ru/articles/psychology/4121/ - трудное поведение подростка. Советы родителям.

4. Личный опыт.

1Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Данная разновидность конфронтации способна одновременно ускорить процесс саморазвития, вынудив личность мобилизовать собственный потенциал, и нанести вред индивиду, затормозив процесс самопознания и загнав в тупик самоутверждение.

 

Просмотров работы: 8542