«Имя – тончайшая плоть, духовная сущность человека».
П. Флоренский.
Ведение.
Два примера из жизни.
В январе 2015 г. французский суд запретил молодой паре назвать свою дочь Нутелой.
В 2002 году Московский городской суд отказал родителям дать своему ребенку имя в виде аббревиатуры – БОЧРВФ 260602.
И в том и в другом случае суд мотивировал свой отказ тем, что при присвоении имени не должны нарушаться права ребенка.
Эти случаи подтолкнули нас провести исследование и узнать, как обстоят дела с именами в нашей школе.
Цель исследования: определить самые популярные (распространенные) в нашей школе имена среди девочек и мальчиков.
Практическая значимость исследования:
Данный материал можно использовать как рекомендации будущим родителям при выборе имени ребенка, а так же на уроках окружающего мира и обществознания при изучении тем разделов «Семья», «Семейные отношения» и др.
Гипотеза исследования: если имя популярно, то оно должно присутствовать в разных возрастных группах, а не в одной.
Объектом исследования являются учащиеся школы.
Предметом исследования – имена учащихся.
В работе мы использовали следующие источники информации:- энциклопедии, учебные пособия, интернет – сайты, списки учащихся.
В ходе работы были использованы следующие методы:
- Анализ и синтез материалов из разных источников по теме исследования;
- Обобщение материала работы.
- Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)
Теоретическая часть.
Любое имя таинственно и священно, значимость его проверена веками человеческой истории. Людям всегда давали имена. В далекие времена ребенка просто называли по очередности появления на свет, например: Починок, Третьяк. Давали имена по времени года, в которое он родился – Зорька, Вешняк, или по внешнему виду новорожденного – Черныш, Беляк, Альбина, Найда (найденыш). Ждан, Богдан (данный богом), Забава, Лада – старинные славянские имена, отражающие родительскую любовь, нежность, благословение. Считалось, что слово, выбранное для имени с любовью, поможет в жизни.
Наши далекие предки понимали, что имя – своеобразная формула, которая связана с судьбой человека, и властью над ним. Детям начали давать имена, которые должны были принести любовь, счастье, удачу и долголетие. Такие традиции были у славян и греков. Называли детей именами людей, которые считались отмеченными милостью богов. Люди надеялись, что удачное имя поможет ребенку. В некоторых индейских, а также африканских племенах людям давали отталкивающие имена, с целью отогнать злых духов.
В славянской культуре использовались имена–обереги, которые применялись вместо настоящих имен, которые давались с благословением. Собственное имя назвать незнакомому человеку считалось опасным. Незнакомец мог оказаться колдуном, который мог навредить. Поэтому, давая ребенку отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не будут причинять вред недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Подобные традиции (двуимение, тайное имя) есть у северных народов, в том числе у ненцев. У ненцев практиковалось при рождении давать ребенку два имени – публичное и тайное, тайное имя держалось в секрете, чтобы злые люди не причинили вред ребенку.
История происхождения современных имен.
Привлечь высшие силы на защиту ребенка было очень заманчиво. Первыми додумались до этого древние греки. Они давали ребенку имена богов и героев, этим они надеялись на благосклонность богов и что дитя унаследует их судьбу и черты характера.
Как считалось, боги жили совсем рядом – на горе Олимп, были похожи на людей и общались с ними. Для общения к ним применялись различные эпитеты, которые сформировались в имена.
Например, Максим – величайший, так называли Зевса. Или Виктор – победитель, Марс носил лавровую ветвь, отсюда имя – Лавр. Боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Так произошло имя Стефан – увенчатый. Осталась и традиция давать детям имена богов. Имена Муза, Апполон, Аврора, Майя до сих пор употребляются. Затем, позднее, стали давать имена христианских праведников, причисленных к лику святых, с тем, чтобы с человеком всегда был рядом Ангел-хранитель, который носил бы тоже имя. Имя – это зашифрованный символ, который сам по себе имеет влияние и значение, а не только по нему ты можем отличать одного человека от другого. Звук, слово, как сочетание звуков, и имя – звуковой код, который мы отождествляем с собой, оказывает огромное значение на нас.
Эксперименты, показали, что звук имени, как волновой рисунок, который выбран, чтобы на него отзывались, влияет на формирование типа нервной деятельности ребенка. Имя при произнесении оказывает влияние на человека. Наши знакомые, родственники ассоциируются у нас с неким образом, имени, в котором есть звуки, слова, цвет, что-то еще, что трудно ощутить.
В славянской традиции имён со старыми славянскими корнями осталось мало, из Византии пришли вместе с христианством греческие и латинские имена, которые произошли от еще более древних языков. Смысл многих имен давно утерян. Сохранились и многие старославянские имена, например Владимир и Людмила. Большинство имен, которые мы считаем русскими и которые употребляются последние несколько сот лет, существовали параллельно в нескольких языках – древнеславянских, древнегреческом и древне-европейских. Это почти все наиболее употребительные и приятные слуху имена. Дмитрий, Алексей, Федор, Никита, Илья, Захар, Кирилл, Данила, Анна, Зоя, Настя, Валентина – практически все имена, которыми сейчас называют детей.
Некоторые имена, появились в связи с политическими обстоятельствами – Вилен, Октябрина и другие подобные им, но они быстро забылись, не прижились, потому что как имена эти слова не совсем уместны. Лучше выбирать для ребенка имя, которое когда он вырастет не выйдет из употребления. В нашей стране, по нашим традициям, в детстве употребляется детское, ласковое, уменьшительное имя, а затем – полное. И как показатель того, что человек повзрослел, состоялся как личность – его называют по имени – отчеству. У каждого из нас есть детский и взрослый варианты имени. У многих есть семейное имя, или имя, которым называла его только мама или бабушка. Лишить человека имени – все равно, что лишить его права считать себя личностью. Во время войны в концлагерях людям вместо имени присваивались номера, заставляя человека забыть себя. Имя не только дар родителей, но и нечто большее, что придаем человеку уверенность и делает его личностью.
Сохранилась хорошая традиция называть детей в честь бабушек и дедушек. Называть же детей в честь живущих родителей всегда считалось плохой приметой. Толкование и попытки предсказать судьбу по имени, описать характер и склонности человека – занимает людей так же, как и само происхождение имен.
Практическая часть
Какие же имена популярны в нашей школе? Чтобы ответить на этот вопрос мы проанализировали списочный состав учащихся, сделали анализ в целом по школе, по классам, по годам рождения. Понимая современные требования законодательства, в частности требования Федерального Закона РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», списочный состав, который был использован для исследования, имел только имена (без фамилии и отчества) и год рождения (без дат).
На сегодняшний день в школе-интернате 442 учащихся. Анализ списочного состава показал, что самыми редкими являются следующие имена: Кэхале, Хэмча, Апполлинария, Марина, Динда, Веста, Сабрина, Мая, Пэту, Саламон, Аполи, Выга, Рамира, Джулианна, Таина, Карина, Мирослав, Едейко, Арнольд, Яков, Петр, Виталина, Людмила, Арина, Наина, Асият, Юлиана и другие. В школе обучаются мальчики с похожими именами (Данил, Данила, Даниил, Даниел), девочки (Милана, Милена).
Популярными женскими именами в школе являются: Дарья – 8 девочек (2 класс – 1, 3 класс – 2, 5 класс – 1, 7 класс – 2, 8 класс – 1, 11 класс – 1), Любовь – 7 девочек (1 класс – 1, 2 класс – 1, 5 класс – 1, 7 класс – 1, 11 класс – 3), Галина – 7 девочек (1 класс – 1, 2 класс – 1, 3 класс – 1, 4 класс – 1, 8 класс – 2, 11 класс – 1), Алёна – 7 девочек (1 класс – 1, 3 класс – 1, 4 класс – 1, 5 класс – 1, 8 класс – 1, 9 класс – 2), Виктория – 7 девочек (2 класс – 4, 4 класс – 1, 7 класс – 1, 8 класс – 1), Диана – 7 девочек (2 класс – 2, 5 класс – 1, 6 класс – 1, 8 класс – 1, 9 класс – 1, 10 класс – 1), Анна – 6 девочек (1 класс – 1, 2 класс – 1, 6 класс – 1, 7 класс – 1, 8 класс – 1, 10 класс – 1). Кристина – 6 девочек (4 класс – 2, 5 класс – 1, 7 класс – 1, 8 класс – 1, 9 класс – 1), Татьяна – 6 девочек (1 класс – 1, 2 класс – 1, 5 класс – 2, 6 класс – 1, 7 класс – 1), Ольга – 6 девочек (4 класс – 1, 6 класс – 1, 7 класс – 1, 8 класс – 1, 9 класс – 2).
Популярными мужскими именами в школе являются: Александр – 11 мальчиков (1 класс – 1, 2 класс – 2, 3 класс – 1, 5 класс – 1, 6 класс – 1, 7 класс – 1 класс, 9 класс – 1, 10 класс – 3), Иван – 10 мальчиков (1 класс – 2, 3 класс – 2, 5 класс – 2, 7 класс – 1, 8 класс – 1, 10 класс – 1 класс, 11 класс – 1), Дмитрий – 10 мальчиков (3 класс – 4, 4 класс – 1, 6 класс – 3, 8 класс – 1, 9 класс – 1), Андрей – 9 мальчиков (1 класс – 2, 2 класс – 1, 3 класс – 1, 5 класс – 1, 6 класс – 1, 7 класс – 1,8 класс – 1 класс, 9 класс – 1), Сергей – 8 мальчиков (1 класс – 1, 2 класс – 2, 3 класс – 3, 6 класс – 1, 9 класс – 1, 11 класс – 1), Василий – 8 мальчиков (2 класс – 1, 3 класс – 2, 4 класс – 2, 7 класс – 1, 9 класс – 1, 11 класс – 1), Николай – 6 мальчиков (1 класс – 2, 3 класс – 2, 5 класс – 1, 8 класс – 1), Анатолий – 6 мальчиков (1 класс – 1, 3 класс – 1, 4 класс – 1, 6 класс – 2, 7 класс – 1).
Кроме того, в школе по 5 девочек с именами Алина, Мария, Екатерина, Валентина, Нина, Яна; по 4 девочки с именем Александра, Ирина, Наталья, Юлия, Елена, Светлана; по 3 девочки с именем Надежда, Ангелина; по 2 девочки с именем Тамара, Анита, Ульяна, Елизавета, Роза, Вероника, Зоя, Снежана, Лилия, Фаина.
Кроме того, в школе по 5 мальчиков с именами Руслан, Владислав; по 4 мальчика с именем Юрий, Степан, Владимир, Михаил; по 3 мальчика с именем Павел, Леонид, Тимур, Денис, Роман; по 2 мальчика с именем Богдан, Константин, Олег, Виталий, Всеволод, Тимофей, Илья.
Самым популярным (наиболее часто встречающимся) женским именем является имя Анастасия. В школе-интернате 13 Анастасий. Анастасииобучаются в 1 классе – 2 девочки, во 2 классе – 2 девочки, в 3 классе – 2 девочки, в 6 классе – 1 девочка, в 7 классе – 2 девочки, в 8 классе – 2 девочки, в 11 классе – 2 девочки). Самым популярным мужским именами является имя Алексей и Виктор, в школе-интернате 12 мальчиков носят имя Алексей и 12 мальчиков – имя Виктор. В 1 классе обучаются 2 Алексея, во 2 классе – 2 Алексея, в 4 классе – 3 Алексея, в 5 классе – 1 Алексей, в 7 классе – 1 Алексей, в 9 классе – 2 Алексея, в 11 классе – 1 Алексей. Викторы обучаются в 1 классе – 1 мальчик, во 2 классе – 1 мальчик, в 3 классе – 2 мальчика, в 4 классе – 2 мальчика, в 5 классе – 1 мальчик, в 6 классе – 2 мальчика, в 8 классе – 1 мальчик, в 9 классе – 1 мальчик, в 11 классе – 1 мальчик.
Вывод:
Проведенное исследование показало, что самые популярные имена Анастасия, Алексей, Виктор носят школьники разных возрастных групп. Наша гипотеза подтверждена.
Обращение к молодым родителям в выборе имени.
Уважаемые молодые люди, прежде чем дать имя ребенку подумайте, комфортно ли будет вашему ребенку с этим именем, не причинит ли оно ему моральный дискомфорт, не станет ли поводом для насмешек и издевательств со стороны сверстников.
Источники и литература:
http://xadviser.com/tainy-imeni
http://infoname.org/
http://yandex.ru
А.В. Сперанская. Словарь народных форм русских имен. М.: Либроком, 2010
Список учащихся МКОУ «ШИСОО» с. Самбург (без фамилий, отчеств и дней рождения)