Анализ неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушение учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК»)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушение учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК»)

Макарова Э.И. 1
1ГАПОУ МО "МонПК"
Юдина Е.В. 1Александрова М.А. 1
1ГАПОУ МО "МонПК"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Раньше образование в Советском Союзе считалось одним из лучших в мире, а специалисты СПО были невероятно востребованы. После развала Союза в 1991 году система образования начала меняться, подстраиваясь под требования современного мира.

На сегодняшний день всё чаще и чаще поднимается вопрос о срыве занятий и нарушениях дисциплины. Эти случаи уже не являются единичными и встречаются все чаще, то есть носят систематический характер, а это не только создает угрозу жизни и здоровью других ребят и преподавателя, но и, возможно, оказывает влияние на снижение качества и уровня подготовки будущих специалистов.

Гипотеза: снижение качества подготовки современных специалистов напрямую зависит от соблюдения учебной дисциплины, ответственность за нарушение которой не является достаточной в связи с пробелами в законодательстве.

Цель исследования: выявить причины неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний в сфере российского образования и предложить пути решения.

Задачи исследования:

- изучить сущность, историю возникновения и применения дисциплинарных наказаний в сфере образования;

- изучить нормативно-правовую базу дисциплинарных наказаний в сфере образования;

- провести анализ применения существующих мер дисциплинарных наказаний за нарушения учебной дисциплины (на примере ГАПОУ МО «МонПК») с помощью анкетирования студентов и преподавателей;

- систематизировать результаты, полученные при исследовании; проанализировать полученные результаты и выявить причины неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний;

- предложить пути решения.

Объектом исследования является нормативно-правовая база о дисциплинарных наказаниях в российской сфере образования.

Предмет исследования – причины неэффективности существующих мер дисциплинарных наказаний в сфере российского образования.

Методы исследования:

-наблюдение;

-обобщение;

-опрос (анкетирование);

-анализ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ В РОССИЙСКОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История возникновения и применения дисциплинарных наказаний в сфере российского образования

Дисциплина - это поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.

Дисциплинарная ответственность в системе Российского образования появилась, нужно полагать, как только были созданы первые образовательные учреждения.

Уже тогда обучающиеся нарушали дисциплину: разговаривали во время занятия, прогуливали, опаздывали и не выполняли домашнее задание. На протяжении долгого времени основным видом наказания за эти проступки были телесные (например, порка розгами).

С развитием демократического строя физические наказания постепенно отошли, уступив место более гуманным методам. В царской России, например, Пётр Первый обязал дворян выплатить все потраченные на их обучение деньги, так как вместо учёбы они вели разгульный образ жизни. А наказанием за разговоры во время занятий, прогулы и опоздания было то, что провинившегося просто выгоняли из учебного класса.

В Советской России же дисциплина на занятиях обуславливалась моральными устоями: плохо учиться, срывать уроки, опаздывать и прогуливать было стыдно, за это с таким учеником могли перестать разговаривать друзья, подобные проступки выносились на всеобщее обозрение и считались невероятно позорными. Так же за нарушение дисциплины могли удалить с урока, поставить неудовлетворительную оценку за поведение, написать замечание в дневник, вызвать родителей.

1.2 Нормативно-правовая база применения дисциплинарных наказаний в сфере образования в России

На данный момент в России действуют следующие законодательные акты, регламентирующие поведение обучающихся и преподавателей:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. и актуальна на сегодняшний день);

Конституция Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2019 года);

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020);

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция);

Приказ Министерства образования и науки РФ №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» от 15.03.2013 г.;

Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных".

Основные дисциплинарные взыскания в российской системе образования определяются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации", а именно Статьёй 43 (Обязанности и ответственность обучающихся).

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Так же дисциплинарные взыскания не применяются к лицам с ОВЗ.

Законодательство РФ обязательно для всех, но каждое образовательное учреждение пытается обеспечить соблюдение дисциплины во время учебных занятий с помощью правил внутреннего распорядка.

Например, в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Мурманской области «Мончегорский политехнический колледж» (далее ГАПОУ МО «МонПК») существует положение о внутреннем распорядке, в котором прописаны обязанности учащихся. Вот основные из них:

1) Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.

2) Выполнять требования Устава колледжа, правил внутреннего распорядка.

3) Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников колледжа, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

4) Не допускать нарушения дисциплины.

Этот документ находится в открытом доступе на официальном сайте колледжа, а также всех студентов - первокурсников кураторы знакомят с Правилами в обязательном порядке в первые дни учебы под подпись. За неисполнение или нарушение Устава колледжа, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся колледжа могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из колледжа.

1.3 Ответственность родителей

Часто случается так, что родители упускают воспитание ребёнка (это может быть связано с неблагополучием в семье или работой). В таких случаях ребёнок может позволять себе некорректное поведение в школе, колледже или университете.

В Российской Федерации действует закон, позволяющий привлечь родителей к ответственности за ненадлежащее поведение несовершеннолетних в учебном заведении. Статья 156 УК РФ гласит: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем… наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».

Стоит отметить, что ранее существовала ответственность родителей за детей до тех пор, пока ребёнок не закончит очное обучение (но не более, чем до 23 лет). Сейчас же родители несут ответственность за детей только до совершеннолетия ребёнка, а значит, что после этого им становится довольно сложно контролировать его поведение.

2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАКАЗАНИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2.1 США

У американцев ключевое слово в сознании – это consequences (то есть цепочка, последовательность). Так вот в правилах очень четко в табличном виде и алфавитном порядке перечислены «грехи»: опоздание, невыполнение домашнего задания, плохое поведение на занятиях т.д., а дальше степень наказания – А, В, С.

А – это самая легкая, типа пересадить ученика на другое место, обсудить проблему с одноклассниками, прочитать лекцию провинившемуся, вызвать родителей в школу.

В – это серьезнее. Там могут запретить посещать школьные кружки и секции, до пяти дней отстранить от школы, отправить на исправительные семинары (например, по алкоголю).

С – это уже «тяжкие» нарушения. Грозит отстранение от школы до десяти дней, и во многих случаях обращение в полицию.

Нарушения записываются в личное дело, и эта запись на 100% повлияет на поступление в университет. А так как без образования, полученного в университете, найти работу в Америке крайне сложно, то это служит достаточной мотивацией для учащихся не прогуливать и хорошо вести себя на занятиях.

2.2 Южная Корея

Корейская система образования включает в себя два типа наказания. Индивидуальное и групповое.

Первое применяется в случае небольших погрешностей, за несделанное домашнее задание, нетактичное поведение во время урока, опоздания. И заключается оно в ударах указкой по разным частям тела. Педагоги, побывавшие на нетрадиционных корейский уроках, утверждают, что удары несильные, и после такого наказания никто и никогда не плачет, и не жалуется. Однако это помогает поддерживать дисциплину на занятиях. Подобный вид наказания был запрещён в 2010 году, однако его до сих пор практикуют.

Групповое наказание заключается в том, что ребят за групповое нарушение дисциплины оставляют после занятий и дают дополнительно задание, при этом они могут выполнять его и до поздней ночи (без преподавателя).

2.3 Бразилия

Бразильские учителя много веков подряд использовали телесные наказания, как самые эффективные для баловников. Но сейчас система образования в Бразилии гуманная, и самой страшной карой для шкодника за опоздание, несделанные уроки или плохое поведение является запрет играть в футбол на переменах.

2.4 Германия

В Германии проблему непослушания учеников решили весьма кардинальным способом. В этой стране образование полностью бесплатное, даже за проезд на общественном транспорте и обеды в школах родители не платят. Однако, если ребёнок нарушает дисциплину, опаздывает без уважительной причины, не делает домашнее задание, то его родители платят огромные штрафы, либо детей переводят на платное обучение. В некоторых особо тяжёлых случаях родителей даже могут привлечь к уголовной ответственности.

2.5 Финляндия

В Финляндии данную проблему решают другим путём.

В образовательных учреждениях этой страны действует принцип равенства прав взрослого и ребёнка. Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник). Однако детям так же объясняют, что нарушать дисциплину, опаздывать или не выполнять домашнее задание недопустимо для ученика, так как в противном случае проблема будет решаться с привлечением социального педагога. В случае частых нарушений ребёнком дисциплины родителей могут даже лишить родительских прав за ненадлежащее воспитание ребёнка.

В ВУЗах Финляндии существует не система наказаний, а, скорее, система поощрений: студентам выплачивается довольно большая стипендия (в среднем 300 евро в месяц), поэтому , чтобы не лишиться такой привилегии, студенты соблюдают дисциплину.

3. АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ МО «МонПК»)

3.1 Результаты исследования ответов преподавателей

Возрастные категории опрошенных: 25-25 лет - 7%; 36-45 лет - 61%; 46 лет и более- 32%

На вопрос о случаях нарушения дисциплины на учебных занятиях в их присутствии 100% преподавателей ответили положительно.

82% преподавателей назвали самыми распространёнными случаями нарушения дисциплины - сквернословие, 30% -мелкие пакости, 95%-опоздания на занятия, 60%-прогулы и 100% респондентов отметили пользование телефоном.

Рисунок 1. Самые распространенные случаи нарушения дисциплины на учебных занятиях со стороны обучающихся (по мнению преподавателей).

100% анкетируемых преподавателей считают, что нарушения дисциплины сказываются на качестве обучения.

82% преподавателей отметили, что нарушение дисциплины одним обучающимся приводит к приостановке учебной деятельности в группе, так как необходимо время, чтобы усмирить нарушителя дисциплины. 30% преподавателей считают, что нарушение дисциплины создаёт угрозу безопасности жизни и здоровью обучающихся и преподавателя. 40% отмечают, что подобные нарушения могут стать дурным примером для остальных студентов. 10% преподавателей написали, что нарушение дисциплины студентами разрушает информационное поле и логику восприятия.

Никто из преподавателей не назвал полный перечень законодательных актов, регулирующих права и обязанности субъектов образовательного процесса во время учебных занятий. Большинство указало ФЗ «Об образовании» и правила внутреннего распорядка. Возможно, это частично подтверждает выдвинутую гипотезу о неэффективности мер дисциплинарных взысканий, так как на практике они редко, когда применяются. Все опрошенные преподаватели знают существующие дисциплинарные наказания: замечание, выговор, отчисление, привлечение к административной ответственности.

82% преподавателей считают настоящие нормы взыскания недостаточными и голосуют за их ужесточение.

В качестве предложений опрошенных преподавателей по ужесточению дисциплинарных наказаний 72% предложили общественные работы, 81%-перевод на платное обучение и 26%-штрафы.

Рисунок 2. Предложения преподавателей по ужесточению дисциплинарных наказаний

В ходе опроса 90% преподавателей считают одной из ключевых проблем, связанных с нарушениями дисциплины на учебных занятиях то, что российским законодательством защищаются интересы одного обучающегося-хулигана (нарушителя дисциплины) в ущерб интересам других добросовестных студентов.

3.2 Результаты исследования ответов студентов

В анкетировании приняли участие ребята в возрасте от 15 до 20 лет.

В ходе анализа ответов выяснилось, что никто из ребят не смог дать правильного определения слову «дисциплина».

27% студентов считают, что соблюдение дисциплины- право обучающихся/преподавателя, 58% анкетируемых ответили, что это- обязанность обучающихся/преподавателя, 15% респондентов ответили, что это- ни то, ни другое.

К нарушениям дисциплины, по мнению опрошенных студентов, относятся плохое поведение, нарушение правил, срывы занятий, опоздания, сквернословие и прогулы.

Отвечая на вопрос о случаях нарушения дисциплины в их присутствии, 87% ребят ответили утвердительно (да, случались), а 13% ответили отрицательно.

На просьбу перечислить самые распространённые случаи нарушения дисциплины студенты написали: 96%-прогулы, 96%-опоздания, 100%-пользование телефоном во время занятий, 62%-сквернословие, 12%-драки, 5%-воровство.

   

Рисунок 3. Случаи нарушения дисциплины

98% студентов отметили недопустимость нарушения дисциплины на занятиях, то есть 2% ребят, а это 5 человек, считают нарушения дисциплины нормой, а значит, возможно, сами являются её нарушителями.

Можно предположить, что такое поведение негативно влияет на получение знаний другими обучающимися, так как даже один человек может, нарушая дисциплину, сорвать учебное занятие и, тем самым, помешать остальным получать полные знания по предмету.

82% ребят считают, что нарушения дисциплины некоторыми обучающимися учебной группы сказываются на успешности обучения остальных студентов, отметив, что при этом они недополучают знания по предмету в полном объёме и такое поведение нарушителя служит плохим примером для остальных ребят

18% ребят считаю, что нарушения дисциплины некоторыми обучающимися не сказываются на успешности обучения остальных студентов, так как пока преподаватель разбирается с нарушителем, можно ничего не делать по принципу - «солдат спит – служба идет».

90% анкетируемых студентов знают о наличии каких-либо законодательных или иных актов, регулирующих соблюдение обучающимися/преподавателями дисциплины, однако стоит отметить, что не все ребята знают их содержание, судя по ответу на вопрос о том, знают ли они меры по защите их прав 54% ребят ответили утвердительно, назвав право на образование, беседы, устав заведения, а 46% ответили отрицательно.

На просьбу перечислить дисциплинарные взыскания в сфере российского образования ребята назвали выговор, штраф, вызов родителей, замечание и отчисление. Однако стоит отметить, что вызов родителей не относится к дисциплинарным взысканиям, а значит, что ребята не совсем осведомлены о дисциплинарных наказаниях в образовательной сфере.

96% студентов считают меры дисциплинарных наказаний в сфере российского образования достаточными, а 4% считают необходимым их ужесточить.

Так же ребята предложили свои меры привлечения к ответственности за нарушения дисциплины: 28%-отстранение от занятий, 42%- штрафы в ущерб стипендии и 30%-исправительные работы.

Рисунок 4. Меры привлечения к ответственности за нарушения дисциплины, предложенные студентами.

44% ребят считают, что российское законодательство защищает интересы одного обучающегося-хулигана в ущерб интереса других добросовестных студентов. Отметим, что так же (утвердительно) на этот вопрос ответили 90% преподавателей. Это связано с большим жизненным опытом преподавателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретический материал, действующее законодательство Российской Федерации, а также меры наказания за нарушение дисциплины в других странах, однозначно можно подтвердить гипотезу о том, что снижение качества подготовки современных специалистов напрямую зависит от соблюдения дисциплины во время учебных занятий, ответственность за нарушение которой не является достаточной в связи с пробелами в законодательстве.В качестве рекомендаций по решению данной проблемы можно предложить:

1) Повысить возраст совершеннолетия с 18 до 21 года, как это сделано во многих зарубежных странах. Это связано с тем, что в наше время самосознательность и самостоятельность детей наступает несколько позже, чем это было ранее. Зачастую, ребята даже в 18 лет несамоорганизованы, не чувствуют уровня ответственности перед обществом.

2) Привлекать к общественным работам за нарушение дисциплины во время учебных занятий (например, это может быть уборка кабинетов и других помещений, мелкие хозяйственные работы, работа в архиве, проведение внеаудиторных мероприятий или подготовка доклада на какую-либо социальную тему и т.д.).

3) Использовать индивидуальный подход при вынесении наказания учебного заведения и его руководителя за нарушения дисциплины обучающимися, так как в настоящее время существует рейтинг учебных заведений, если происходит какая-либо конфликтная ситуация, то это замалчивается, для сохранения достигнутого уровня престижа. Возможно, это приведет к тому, что подобные ситуации будут придаваться огласке и, как следствие, конфликтов и нарушений дисциплины станет меньше.

Так же стоит отметить и тот факт, что отсутствие наказания за какие-либо мелкие дисциплинарные проступки и их неразглашение может привести к совершению более тяжёлых преступлений. Поэтому необходимо придавать огласке любые случаи нарушения дисциплины, не смотря на Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных".

Стоит сказать, что даже сами ребята не возражают против общественных работ и других наказаний за нарушение дисциплины во время учебных занятий, так как это мешает получать знания в полном объёме. Однако государство не спешит ужесточать законодательство в этой области, так как некоторые родители против. То есть мы идём на поводу у меньшинства, хотя такой вид политической системы как демократия должен ставить в приоритет интересы большинства граждан страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 (ред. от 02.12.2019) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2.Приказ Министерства образования и науки РФ №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» от 15.03.2013 г. - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198229&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5963546875830745#04565878452882932

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

4.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. и актуальна на сегодняшний день) -https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml;

5.Конституция Российской Федерации (с изменениями на 27 марта 2019 года)-http://constitution.kremlin.ru/;

6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/;

7.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

8.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных"- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/.

Интернет ресурсы:

1.Развитие системы образования в России в XVIII веке [Электронный ресурс] – Режим доступа: - https://studbooks.net/1594595/pedagogika/obrazovanie_rossii_pervoy_polovine_xviii_veka

2. Устав ГАПОУ МО МонПК - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.монпк.рф/index/ustav/0-38

Просмотров работы: 31