Реализация закона о территориях традиционного природопользования в ХМАО-Югре

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реализация закона о территориях традиционного природопользования в ХМАО-Югре

Крутько И.В. 1
1МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Черкасова Л.В. 1
1МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Сохранение и поддержка коренных малочисленных народов ХМАО - Югры является одной из приоритетных задач нашего округа. Известный хантыйский писатель, депутат Ханты – Мансийской окружной Думы, председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Данилович Айпинубежден, что «самобытность коренных этносов невозможно сохранить, если не будет исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Если мы сохраним наши исконные земли и наш уклад жизни, мы сохраним и нашу культуру.» [1, с.3]. В этом году исполнится 104 лет со дня принятия закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 декабря 2006 г. N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения вХанты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее – закон о ТТП), согласно которому ТТП отнесены к особо охраняемым территориям в округе.

Тема исследования: «Реализация закона о традиционных территориях природопользования в ХМАО-Югре».

Цель работы: выявить, как реализуется закон о ТТП в ХМАО-Югре.

Задачи работы: 1. выявить причины принятия закона о ТТП в округе,

1. определить содержание и значение закона для коренных жителей округа,

2. проследить реализацию закона в ХМАО-Югре,

3. выявить проблемы в реализации закона о ТТП.

Объект исследования: реализация закона о ТТП в ХМАО-Югре.

Предмет исследования: закон о ТТП в ХМАО-Югре.

Методы исследования: последовательно-текстуальное изучение и анализ документов, интервьюирование.

Гипотеза: закон о ТТП способствует сохранению среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов ХМАО – Югры. Актуальность исследования заключается в выявлении проблем коренных малочисленных народов Севера.

При написании исследования были использованы неопубликованные документы, предоставленные Думой Ханты – Мансийского округа, Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также Службой государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры. Источниками исследования являются интервью Айпина Е. Д. и руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры Кондрашёва А. Н.

1. Закон о традиционных территориях природопользования в ХМАО-Югре.

1.1. Причины принятия закона о ТТП.

Наш регион – опорный край Российского государства, и это накладывает на органы власти ответственность за стабильное развитие нефтегазового комплекса во благо Югры и России. В ХМАО-Югре добывается нефти.

Сегодня Югра во многом определяет стабильное развитие экономики нашей страны. Достаточно сказать, что в регионе добывается половина российской нефти или 7 процентов мировой, и Югра дает значимую часть консолидированного бюджета страны [1, с.2].

В целом на территории автономного округа недропользование осуществляют свыше 80 компаний, из которых больше половины дочерние предприятия, 10 крупных нефтяных холдингов и более 30 независимых недропользователей. Суммарная площадь распределенного фонда недр, зарезервированного для поиска и добычи углеводородного сырья, превышает 160 тыс. км2,что составляет 30% от территории округа [1, с.2].

В то же время Ханты-Мансийский автономный округ является местом исконного проживания коренных малочисленных народов. В округе проживает более полутора миллионов человек. По отношению ко всем жителям Югры аборигенное население составляет всего 2%. В округе проживает более 1,58 миллионов человек. Численность коренных малочисленных народов автономного округа составляет 30 450 человек, из них: ханты – 17 955 человек, манси – 10 630 человек, другие коренные малочисленные народы – 713 человек[12, с.3].

Наша Конституция устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [8, с.14]. Конституция также относит к предметам совместного ведения федеральных и региональных органов власти защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов [8, с.15].

Исконная среда обитания народов ханты и манси в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений подвергается повышенной техногенной нагрузке и ссужается.Взаимоотношения нефтяных компаний и коренных жителей не всегда складываются гладко.

В Ассамблею коренных малочисленных народов Севера регулярно поступают обращения по фактам нарушения фактам нарушения крупными ресурсодобывающими компаниями конституционных прав аборигенов. В качестве примеров можно привести следующие выдержки из обращений:

«Нефтяные скважины не огорожены, допускаются разливы нефти, в результате олени беспрепятственно заходят на нефтяные объекты, облизывают оборудование, соль, по этой причине заболевают. Дороги строят, перерывая верховья рек, реки пересыхают…» (из обращения жителя ТТП-1 п. Нижнесортымский, Сургутский район)[13, с.13].

Ярким примером является конфликт между местными жителями и нефтяной компанией по поводу озеро священного озера Имлор. Для коренных жителей Сургутского района, живущих по берегам рек Пим, Юган, Лямин и Тром-аган, священными являются озеро Имлор и расположенный на нём остров. Уже более чем три десятка лет в этих местах ведётся разработка Фёдоровского месторождения. Священное место оказалось в кольце нефтяных кустов. Мало того, к озеру, которое никогда не было общедоступным, протоптали свои тропы рыбаки из Сургута и посёлков [9, с.7].

В апреле 2012 г. был даже подготовлен проект постановления Правительства округа о включении в единый госреестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ выявленных объектов культурного наследия округа достопримечательного места «Священное озеро Имлор». Но проект не прошёл согласование из-за особого мнения нефтяников.

По оценкам учёных, под водоёмом залегает порядка 1 млн тонн «чёрного золота». Нефтяники «Сургутнефтегаза» вряд ли откажутся от такого «нефтяного пирога», а значит, промышленное освоение будет продолжено. В этой ситуации важно, чтобы антропогенное воздействие на озеро было минимальным [9, с.7].

В условиях развития нефтегазового комплекса необходимо сохранят самобытный уклад жизни коренного населения Югры – народов ханты и манси.

В целях реализации права малочисленных народов Севера на землю, недра, воды, леса, пастбища и другую естественную среду обитания, восстановление численности, культуры, ведения традиционного природопользования и традиционных промыслов на территории автономного округа образовывались родовые угодья в период с 1992 года по 2002 год. В дальнейшем, постановлением Правительства автономного округа от 10.04.2002 №192 «О территориях традиционного природопользования», ранее образованные территории приоритетного природопользования и родовые угодья были признаны территориями традиционного природопользования [1, с.2].

А в этом году исполнится 14 лет со дня принятия закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 декабря 2006 г. N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения вХанты-Мансийском автономном округе - Югре", согласно которому ТТП отнесены к особо охраняемым территориям в округе. Итак, для сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера, их культуры, традиций в 2006 году был принят закон о территориях традиционного пользования в ХМАО-Югре.

1.2. Структура и содержание закона о ТТП.

Закон и ТТП состоит из 5 глав и 17 статей:

Глава I. Общие положения

Глава II.Образование территорий традиционного природопользования

Глава III.Правовой режим территорий традиционного природопользования

Глава IV.Использование и охрана территорий традиционного природопользования

Глава V.Заключительные и переходные положения

В главе Iстатье 1 закона о ТТП утверждается, что «территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения вХанты-Мансийском автономном округе - Югре - особо охраняемые территории регионального значения, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера субъектами права традиционного природопользования» [10, с.1]. Представители коренных малочисленных народов Севера являются субъектами права традиционного природопользования и «ведут традиционное природопользование и традиционный образ жизни малочисленных народов в границах территорий традиционного природопользования с соблюдением требований федерального законодательства, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов автономного округа, положений о правовом режиме территорий традиционного природопользования» [10, с.2]. В целях защиты прав и законных интересов субъектов права традиционного природопользования, учета образованных территорий традиционного природопользования, обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения и организаций полной и достоверной информацией о территориях традиционного природопользования ведется Реестр ТТП [10, с.2].

Если же физическое или юридическое лицо не являются субъектом ТТП, то не может осуществлять там свою хозяйственную деятельность, то есть рыбачить, охотиться и т. д.

Осуществление деятельности, не связанной с традиционным природопользованием и традиционным образом жизни аборигенов в границах ТТП лицами, не являющимися субъектами права ТТП допускается при выполнении следующих положений о правовом режиме ТТП:

размещение промышленных объектов, буровых скважин, иных сооружений подлежит согласованию с субъектами права традиционного природопользования,размещение транспортных путей, обслуживающих перевозки, должно предусматривать минимальное количество переправ через реки (ручьи) с учетом требований природоохранного законодательства;

при использовании авиации для доставки пассажиров и грузов на место непосредственной хозяйственной деятельности маршрут и график авиаперевозок должны исключать полеты над местами отела и выпаса оленей;

вокруг промышленных и иных сопутствующих объектов, определенных совместно с субъектами права традиционного природопользования (их уполномоченными представителями), осуществляется установка ограждений (коралей); по требованию субъектов права традиционного природопользования им представляются планы природоохранных мероприятий и информация об их исполнении [10, с.3].

Если же нанесен вред окружающей среде, убытки, причиненные субъектам ТТП, то им возмещается ущерб, осуществляются иные платежи в соответствии с законодательством и соглашениями с субъектами права ТТП. Если субъекты ТТП не дают согласие на размещение промышленных объектов (например, буровых скважин), то «варианты месторасположения и условия размещения промышленных и иных сопутствующих объектов рассматриваются Комиссией по вопросам территорий традиционного природопользования, которая готовит соответствующие рекомендации Правительству автономного округа. [10, с.3].

Охрана окружающей среды в границах территории традиционного природопользования «осуществляется в соответствии с федеральным законодательством …» [10, с.5].Объекты историко-культурного наследия в границах территорий традиционного природопользования могут использоваться только в соответствии с их назначением » [10, с.5].

Итак, закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 декабря 2006 г. N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в ХМАО - Югре" относит ТТП к особо охраняемым территориям округе. Без согласования с субъектами права ТТП нельзя заниматься хозяйственной деятельностью на их территории, защищая их интересы, природные и культурные ресурсы ТТП.

2. Реализация закона о ТТП в ХМАО-Югре

2.1. Мероприятия, проводимые в целях реализации закона о ТТП в ХМАО-Югре

В целях исполнения закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в округе с 2011 по 2015 годы были реализованы следующие мероприятия:

1.Постановлением Правительства ХМАО – Югры 01.07. 2008 № 140-п «О Реестре ТТП коренных малочисленных народов Севера»был создан Реестр, в котором на данный момент в ХМАО – Югре зафиксировано 475 ТТП коренных малочисленных народов Севера регионального значения и 4375 субъектов права, в том числе в Сургутском районе 107 ТТП и 1909 субъектов права (Приложение 1). Общая площадь их занимает более 13 миллионов гектаров, что составляет 24,4% от общей площади территории Югры [2, с.4].

2. Закон о ТТП в первую очередь призван защитить права коренных народов Севера в спорных, конфликтных ситуациях между ними и нефтяным компаниями. Поэтому Распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 05.10.2009 г. № 425-рп «Об утверждении Модельного соглашения недропользователей с субъектами права традиционного природопользования об использовании земель для целей недропользования в границах ТТП», между коренными жителями и компаниями – недропользователями заключаются экономические соглашения, содержание которых конкретизируется в результате договоренностей сторон.

По данным муниципальных образований, практика заключения экономических соглашений между коренными народами и недропользователями складывалась следующим образом:

в 2013 году заключено 741 соглашение, которыми охвачено 3 173 человека, проживающих на 274 ТТП, в 2014 году заключено 944 соглашения, которыми охвачено 3 753 человека, проживающихна 277 ТТП [3, с.5].

3. Постановлением Правительства ХМАО – Югры 10.04. 2002№ 192-п в случае спорных вопросов между недропользователями и субъектами права ТТП была создана Комиссия по вопросам ТТП. В год проходит обычно 3 заседания данной комиссии [3, с.2]. На ней рассматриваются вопросы по урегулированию конфликтных ситуаций между коренными жителями округа и компаниями – недропользователями, ведущими работу на ТТП.

4. В рамках реализации закона о ТТП проводится мероприятие «Функциональное зонирование ТТП ХМАО-Югры», в ходе которого специалисты на территории угодий определяют места отёла оленей, пастбищ, места сбора дикоросов, рыбопромысловые участки, места захоронений и т.д., подлежащие особой охране для защиты традиционного образа жизни КМНС. Так, например, в 2012 году было выделено 25100 тысяч рублей для функционального зонирования ТТП в Сургутском и Нижневартовском районах.В 2012-2013 годах были проведены работы по функциональному зонированию 240 территорий традиционного природопользования, из них 133 ТТП Нижневартовского и 107 ТТП Сургутского районов [2, с.7].

5. В рамках реализации закона о ТТП в округе регулярно проводятся межведомственные совещания, семинары, встречи с субъектами права ТТП и т. д. Так, например, для того, чтобы хозяйственная деятельность на ТТП, осуществляемая не субъектами права этих территорий не нарушала права владельцев ТТП 30 октября 2014 года проведено совместное совещание с представителями Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера, федеральным агентством по недропользованию, общественными организациями КМНС, компаниями природо- и недропользования. На данном совещании были рассмотрены проекты Положений о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по Сургутскому и Нижневартовскому районам, а также обсуждены возможные последствия развития ТЭК автономного округа в связи с принятием данных распоряжений Правительства Югры [2, с.3].

6. Для развития ТТП предусмотрена государственная поддержка КМНС. Средний объем компенсационных средств (в денежном эквиваленте) в год на одного человека составил: 2013год – 112,9 тысяч рублей,2014 год – 117,8 тысяч рублей. Общий объем компенсационных средств составил:

2011 год – 20767 тыс. рублей, (1 пдф 7), 2013год – 358,3 млн. рублей,2014 год – 442,2 млн. рублей [2, с.5].

Принимается комплекс мер по развитию ТТП в ХМАО-Югре. Такими мерами стали:

компенсация стоимости приобретенных материально-технических средств: снегоходов, лодочных моторов, лодок, электростанций, средств связи, прицепов, сетематериалов, охотснаряжения, запасных частей, боеприпасов физическим лицам из числа коренных малочисленных народов. Так, например, в 2013 году для этих целей из бюджета округа было выделено 21,5 млн. рублей;

предоставление субсидий на приобретение материально-технических средств физическим лицам, состоящим в реестре ТТП. В 2013 году для этих целей из бюджета округа было выделено 8,4 млн. рублей;

предоставление субсидий на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами; предоставление мер государственной поддержки организациям, осуществляющим заготовку продукции традиционной хозяйственной деятельности (пушнина, мясо диких животных, боровой дичи);

предоставление финансовой помощи на обустройство быта
молодым специалистам педагогической, медицинской и технической областей в местах традиционного проживания и традиционной деятельности;

компенсация проезда и обучения правилам безопасного обращения с оружием физическим лицам. В 2014 году для этих целей из бюджета округа было выделено 24, 4 тысячи рублей [2, с.4].

Модельным соглашением предусматривается передача Субъекту права традиционного природопользования ежегодно горюче-смазочных материалов, раз в 4 года снегохода «Буран», лодочного мотора 12-30 л/сил, автономной электростанции мощностью от 1,5 до 3,5 киловатт. С момента обустройства месторождения недропользователь передает в безвозмездное пользование сроком на 10 лет моторную лодку. По заявке Субъекта права традиционного природопользования строит ограждения (корали) в указанных Субъектом права традиционного природопользования местах в границах территории традиционного природопользования с целью ведения традиционного хозяйствования - оленеводства.

Ежеквартальные выплаты в денежном выражении составляют от 4 до 6 тысяч на каждого члена семьи до налогообложения [3, с. 5].

За последние 5 лет на поддержку коренных малочисленных народов из средств бюджета выделено более 3,7млрд. рублей, объем выплат нефтяных компаний в денежном эквиваленте составил более 1,5 млрд. рублей [2, с.6].

7. При использовании лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса, на основании статьи 88 Лесного кодекса лесопользователи составляют проект освоения лесов – основной документ, регулирующий деятельность предприятия на арендуемом лесном участке. Проектом предусматривается возможность внесения ограничений в хозяйственную деятельность лесопользователей, направленную на соблюдение положений о правовом режиме территорий традиционного природопользования [2, с.8].

8. Учитывая нормы Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2006 №145-оз «О территориях традиционного природопользования…» при формировании лесных участков с целью заготовки древесины лесничества Департамента исключают совсем или частично ТТП или, как исключение, согласовывают такие лесные участки с представителями коренных малочисленных народов Севера или они совсем или частично исключают такие территории [2, с.8].

9. Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной контроль (лесную охрану) на землях лесного фонда, федеральный государственный пожарный надзор в лесах. Территории традиционного пользования не выделяются как отдельный объект надзора. На ТТП надзор осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством. В Природнадзор Югры от представителей и общественных организаций коренных малочисленных народов Севера в 2013 году поступило 20 обращений, в 2014 году – 18 обращений. Все обращения рассмотрены и удовлетворены [3, с.9].

10. Объекты историко-культурного наследия на ТТП находятся поохраной государства. По данным, предоставленными Службой государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры, на территории округа находится 5421 объект культурного наследия[4, с.1]. Среди них 983 объекта федерального значения[6, с.3], 113 объектов регионального значения, 8 объектов местного (муниципального) значения, 4317 выявленных объектов культурного наследия [5, с. 5]. Самое большое количество объектов (2222 объекта) находится в Сургутском районе [4, с.2].

Начиная с 2012 года в автономном округе ведется активная работа по формированию системы достопримечательных мест, как базы для создания на их территориях историко-культурных заповедников. Достопримечательные места позволят наиболее рационально обеспечить сохранность уникальных археологических объектов и наследия коренных малочисленных народов Севера в естественных историко-культурных и природных условиях. На все достопримечательные места нормативными правовыми приказами Госкультохраны Югры утверждены границы и режим использования территорий [4, с.3].

Итак, в целях реализации закона о ТТП в ХМАО - Югре были осуществлены следующие основные мероприятия:

- создание Реестра ТТП, в котором на данный момент зарегистрировано 475 ТТП коренных малочисленных народов Севера регионального значения и 4375 субъектов права в округе; заключение Модельных соглашений (то есть экономических договоров) недропользователей с субъектами права традиционного природопользования об использовании земель для целей недропользования в границах ТТП. Заключение таких договоров призвано защитить права коренных народов Севера; создание Комиссии по вопросам ТТП, которая рассматривает конфликтные ситуации между коренными жителями округа и компаниями – недропользователями; проведение мероприятий «Функциональное зонирование ТТП ХМАО-Югры», проведение межведомственных совещаний, семинаров, встреч с субъектами права ТТП и т. д. , оказание государственной поддержки КМНС для развития ТТП, а также компенсация убытков КМНС компаниями – недропользователями; ограничение деятельности лесопользователей на ТТП, например, лесозаготовок; сотрудничество Природнадзора Югры с КМНС, охрана ТТП в рамках действующего законодательства; охрана объектов культурно – исторического наследия на ТТП в округе.

2.2. Проблемы в реализации закона о ТТП.

Помощник депутата Айпина Е. Д. Пурышев Александр Михайлович считает, что Комиссия по вопросам о ТТП не учитывает в полной мере интересы коренных народов, так как в её составе не входят представители КМНС. Он убеждён, что одной из неотложных мер является изменение состава комиссии, а точнее «включение в её состав на паритетных началах представителей субъектов права традиционного пользования, в том числе давших отрицательное согласование схемы размещения объектов» для выработки компромиссного решения для каждой из сторон [7, с. 7]. Пурышев А. М. считает, что сейчас Комиссия может использоваться для обхода согласования с субъектами права традиционного природопользования.

Закон о ТТП, конечно, признает их особый статус, объявляя их «особо охраняемыми территориями регионального значения, образованными для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни» КМНС. Но в тоже время, для того, чтобы этот закон действовал полностью необходимо принятие Положений о правовом режиме ТТП, которые способствовали охране зон строго охранного режима. Принятие данных Положений является полномочием органов исполнительной власти. В настоящее время без закрепления зон строго охранного режима при обходе согласования схем размещения производственных объектов с субъектами права ТТП по рекомендации Комиссии территории традиционного природопользования могут потерять свое предназначение – ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.

Многочисленные обращения граждан, субъектов права ТТП в адрес депутатов, членов Ассамблеи представителей КМНС думы округа по вопросам разрешенияпроизводственных объектов свидетельствуют о необходимости совершенствования государственного регулирования и контроля осуществления деятельности в границах территорий традиционного пользования.

Итак, можно сделать вывод, что главными проблемами в реализации закона о ТТП является несовершенство правовой базы, а также отсутствие представителей коренных малочисленных народов Севера в составе Комиссии по вопросам о ТТП.

Заключение.

Итак, для сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера, их культуры, традиций 28 декабря 2006 года в ХМАО – Югре был принят закон N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения вХанты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее – закон о ТТП).

Закон относит ТТП к особо охраняемым территориям округе. Без согласования с субъектами права ТТП нельзя заниматься хозяйственной деятельностью на их территории, что защищает их интересы, природные и культурные ресурсы ТТП.

В целях реализации закона о ТТП в ХМАО - Югре с 2011 по 2017 годы были осуществлены следующие основные мероприятия:

- создание Реестра ТТП, в котором на данный момент зарегистрировано 475 ТТП коренных малочисленных народов Севера регионального значения и 4375 субъектов права в округе; заключение Модельных соглашений (то есть экономических договоров) недропользователей с субъектами права традиционного природопользования об использовании земель для целей недропользования в границах ТТП. Заключение таких договоров призвано защитить права коренных народов Севера; создание Комиссии по вопросам ТТП, которая рассматривает конфликтные ситуации между коренными жителями округа и компаниями – недропользователями; проведение мероприятий «Функциональное зонирование ТТП ХМАО-Югры», проведение межведомственных совещаний, семинаров, встреч с субъектами права ТТП и т. д. , оказание государственной поддержки КМНС для развития ТТП, а также компенсация убытков КМНС компаниями – недропользователями; ограничение деятельности лесопользователей на ТТП, например, лесозаготовок; сотрудничество Природнадзора Югры с КМНС, охрана ТТП в рамках действующего законодательства; охрана объектов культурно – исторического наследия на ТТП в округе.

Главными проблемами в реализации закона о ТТП является несовершенство правовой базы, а также отсутствие представителей коренных малочисленных народов Севера в составе Комиссии по вопросам о ТТП.

Гипотеза исследования подтвердилась: закон о ТТП способствует сохранению среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов ХМАО – Югры.

Библиографический список

Неопубликованные документы:

1. Айпин Е. Д. Территории традиционного природопользования (родовые угодья) как институт сохранения и развития языка, культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[Текст]: офиц. текст (7 стр.) / Дума Ханты – Мансийского автономного округа - Ханты-Мансийск [2016], [7 стр.]

2. Информация об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в 2013-2014 годах [Текст]: офиц.текст (9 стр.) / Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры- Ханты-Мансийск [2016], [9 стр.]

3. Информация о реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 декабря 2006 года № 145-оз «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [Текст]: офиц.текст (9 стр.) / Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры- Ханты-Мансийск [2016], [9 стр.]

4. Количество и структура объектов культурного наследия на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[Текст]: офиц. текст (3 стр.) / Служба государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры- Ханты-Мансийск [2016], [3 стр.]

5. Объекты культурного наследия регионального значения [Текст]: офиц. текст (16 стр.) / Служба государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры- Ханты-Мансийск [2016], [16 стр.]

6. Объекты культурного наследия федерального значения [Текст]: офиц. текст (55 стр.) / Служба государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры- Ханты-Мансийск [2016], [55 стр.]

Литература:

7. Конев А. Когда владелец не хозяин // «Новости Югры», 18 июля 2013 года, с.7

8. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2011. – 32 с.

9. Тайна озера Имлор: можно ли сберечь священное место, добывая нефть?// «Аргументы и факты», № 4, 23 января 2013 года, с.7

Интернет – ресурсы:

10. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 декабря 2006 г. N 145-оз "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения вХанты-Мансийском автономном округе - Югре" (с изменениями от 12 октября 2009 г., 18 февраля 2012 года, 23 февраля 2013 года, 28 марта, 26 сентября 2014 года). - [Электронный ресурс] -http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao (дата обращения 15 января 2016 года).

11. Казанцева Л. Н. Ограничения хозяйственной деятельности на территории ХМАО-Югры. - [Электронный ресурс] -http://www.oilnews.ru/20-20/ogranicheniya-xozyajstvennoj-deyatelnosti-na-territorii-xmao-yugry/ (дата обращения 1 февраля 2016 года).

12. Сидоров А. Л. Мировой опыт работы омбудсмена и защита правнациональных меньшинств в России. - [Электронный ресурс]-http://www.upch.admhmao.ru/wps/portal/humn/home/deyatelnost/doklady/dynamic/ee0d4290-1ffe-492f-a9b3-(дата обращения 14 января 2016 года).

13. Сидоров А. Л. Создание условий для ведения традиционной хозяйственной деятельности титульных народов посредством нормотворческой деятельности органов государственной властиХанты-Мансийского автономного округа – Югры.- [Электронный ресурс]-http://www.upch.admhmao.ru/wps/portal/humn/home/deyatelnost/doklady/dynamic/4913d471-(дата обращения 14 января 2016 года).

Просмотров работы: 25