Покупатель (потребитель) и дистанционные покупки

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Покупатель (потребитель) и дистанционные покупки

Исмагилова П.Д. 1Исмагилова С.Р. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец детского и юношеского творчества" городской округ город Октябрьский Республика Башкортостан
Исмагилова Л.И. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец детского и юношеского творчества" городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоевывает все большую популярность. По прогнозам аналитиков к 2025 году половина всех розничных продаж будет осуществляться удаленным способом.

Актуальность темы определяется рядом факторов, к числу которых следует отнести малоизученность, отсутствие четкого правового регулирования дистанционного договора, а так же информированности населения.

Проблема: несмотря на проработанность отдельных вопросов в рамках гражданского права, на сегодняшний день не уделяется внимание детальному исследованию и правовому регулированию дистанционных договоров, в том числе и положению субъектов в этих договорах.

Новизна: осуществлен анализ отношений между субъектами дистанционного договора, определены особенности и предложена классификация дистанционных договоров.

Объектом исследования являются общественные отношения, склады­вающиеся при продаже товаров дистанционным способом.

Предметом исследования особенности поведения покупателя в области дистанционных продаж.

Цель: выявление проблем, связанных с участием потре­бителей в дистанционных сделках, и выработке предложений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование регулирования данных отношений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: уточнить понятие и дать классификацию дистанционных договоров; выявить специфику дистанционных договоров; определить правовое значение участия потребителей в дистанционных договорах; разработать рекомендации, при заключении договоров розничной купли-продажи в области дистанционных продаж; провести анализ нормативной базы, литературы, деловых практик, статистических данных в области дистанционного рынка; выявить тенденции и перспективу развития дистанционных продаж в России.

Гипотеза исследования: дистанционная торговля будет успешной и эффективной для потребителя, если он, будет применять на практике теоретические знания, учитывая их особенности.

Методологической основой исследования являются теория и методы системного подхода к анализу правовых явлений и процессов, статистики, делового оборота, из специальных методов: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формальный.

Теоретическая основа исследования. В последнее время появилось значительное число отечественных и зарубежных публикаций по проблемам дистанционной торговли: анализ экономических и технологических аспектов дистанционной торговли, выявление ее видов и форм (Тиме Я.); систематизации в области теории и практики электронной коммерции, ее истории, правового обеспечения (Балабанов И.Т.,Успенский И.В.) и др.

Была исследована информационная база, которую составляют и нормативно-правовые документы в области торговой деятельности; статистические данные ЕМОТА И НАДТ, анализ материалов Торгово-промышленной палаты РФ; данные опроса населения города Октябрьского.

Значимость результатов исследования: обеспечение реализации и защиты правовых возможностей потребителя, как субъекта договорных отношений в дистанционной сфере. Профилактика правонарушений.

Реализация результатов исследования. Выводы и предложения представляют интерес в плане возможности их использования в учебном процессе, при подготовке научных, учебных и практических трудов, а также в рамках специальных курсов по защите прав потребителей, использованы на практике, участниками дистанционных отношений.

Структура исследования обусловлена предметом, целями, задачами и

логикой исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих

пять параграфов, заключения, библиографии и приложений.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты дистанционных продаж

Понятие и особенности дистанционных продаж

Дистанционная торговля в мире существует более века. Большие расстояния, низкая плотность населения и хорошо отлаженная почтовая служба - предпосылки, определившие развитие дистанционной торговли в России в 19 веке. В 1913 году каждый третий житель России регулярно покупал товары по почте. Ведущими компаниями дистанционной торговли были «Александер», «Мюр и Мерилиз» (Приложение 1).

В СССР дистанционная торговля сохранилась, но развиваться перестала, перейдя под полный контроль государства. В 90-х годах дистанционная торговля начала свою историю в России заново.

В ст. 497 ГК РФ дается определение дистанционным продажам: « Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, посредством средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении договора, без непосредственного общения продавца и покупателя в момент заключения договора, с последующей доставкой товара» [10;4].

Договор двухсторонний, консенсуальный, возмездный, публичный.

Покупка товара является сделкой купли-продажи и регулируется главой 30 ГК РФ, а к отношениям с участием покупателя-гражданина, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты.

Данный метод продаж вошел прочно в нашу жизнь, то необходимо знать существенные особенности (способ заключения и условия), дистанционной торговли от продажи товаров в стационарных местах (Приложение 2) [16;23].

Предлагаю, в связи с учётом особенностей, данного договора: признать обязательными существенные условия - предмет, количество, цену, условия доставки и оплаты; выделить в отдельный раздел или правовую категорию.

1.2. Классификация дистанционного договора

Дистанционная торговля с развитием информационных технологий, получила возможность использовать различные формы торговли. Чёткой классификации дистанционных договоров нет. С учетом изученного материала и анализа рынка продаж, я предлагаю классификацию:

I. По способу ознакомления со свойствами товара: 1) договор купли-продажи по образцам; 2) договор купли-продажи путем непосредственного

ознакомления с товаром, подлежащим передаче.

II. По способу передачи имущества выделяют: договор дистанционной

купли-продажи; договор купли-продажи с использованием автоматов.

III. По средствам заключения договора: телемагазин; товары почтой; интернет –магазин; каталожная торговля; вендинг; мобильные системы.

Способ представления товара, место исполнения договора, всё это по моему мнению, может являться основаниями выделения договора продажи товаров дистанционным способом в отдельный вид договора.

Вывод: В этой главе раскрывается содержание понятия и формы дистан-ционного договора. Опираясь на практику делового оборота, анализ нормативно-правовых документов, литературы, механизм продаж, были выделены признаки дистанционной торговли и дана его классификация.

ГЛАВА II. Правовое статус покупателя в дистанционных сделках

Правовой статус участника правоотношения составляют его права и обязанности. При дистанционной продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с обычной розницей, поэтому закон устанавливает больше возможностей для дистанционного покупателя [13;37]. Для более полного определения прав покупателя, рассмотрю их, в соответствии с этапами заключения и исполнения дистанционного договора розничной купли-продажи.

I. Этап « Ознакомление покупателя с товаром».Право покупателя на информацию о товаре закреплено в ст. 495 ГК РФ1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию до заключения договора о товаре и продавце (ст. 8,10 ЗоЗПП2, ФЗ «О рекламе»3), в виде рекламы, аннотация к товару, на этикетках, маркировкой или иным способом. Внимание стоит уделить информации о продавце. Если информации о продавце мало или она отсутствует, то стоит воздержаться от покупки.

Например: если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекла-мацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию; информации и об изготовителе, может повлиять на решение о приобретении товара).

Несоблюдение требования законодательства о предоставлении покупа-телю информации может повлечь к административной ответственности4 (ст. 14.7 -14.8 КоАП РФ).

Пример: Продавец несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи

с отсутствием у него такой информации.

II. Этап «Покупатель принимает решение о покупке». Познакомив-

шись с предложением, покупатель направляет продавцу акцепт (ст. 438 ГК РФ) по интернету или телефону. Закон обязывает продавца, обеспечить конфиден-циальность персональных данных покупателя5. Обработка, хранение, передача третьим лицам персональных данных, осуществляется только с письменного согласия покупателя. Данные должны быть получены законным путем, для осуществления цели в рамках деятельности продавца6.

После того, как покупатель заявил согласие о покупке товара, продавец не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора.

III. Этап «Оплата товара». Согласно ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене и условиям, на момент заключения договора. Способ оплаты выбирает покупатель из предложенных продавцом. При дистанционной торговле применяют наличный расчет, переводами, сертификатами, электронными деньгами, в виде предоплаты или постоплаты.

IV. Этап «Выполнение продавцом своих обязательств по формиро-

ванию заказа». Обязательства продавца связанные с передачей товара, соглас-но п.18 Правил дистанционной торговли, возникают с момента получения про-давцом сообщения покупателя о намерении заключить договор.

В ГК РФ устанавливается несколько требований в части содержания

договора купли-продажи и условий сделки. В ст. 455 ГК РФ говорится, что ус-ловие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если дого-вор позволяет определить предмет договора: в оговоренном количестве и ассортименте, соответствующего качества, в комплектности (комплекте) и упаковке (таре), свободным от прав третьих лиц.

При обнаружении недостатков, если они не были оговорены продавцом,

потребитель по своему выбору защитить свои права (ст. 18 ЗоЗПП).

V. Этап «Доставка товара». Соблюдение порядка и сроков доставки,

установленных в договоре, возложено на продавца и определяется договором.

Если в договоре срок доставки заказа не определен, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в течение 7 дней со дня предъявления покупателем требования о его исполнении. Если стороны не пришли к соглашению о разумном сроке - спор подлежит передаче на рассмотрение суда.

В момент доставки товара продавец, должен информировать покупателя (в письменной форме!) о товаре (ст.10 Закона ЗоЗПП), о сроках и порядке

возврата данного товара. Для доставки товаров продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

Моментом исполнения обязанности продавца по передаче товара покупа-

телю, считается момент вручения товара покупателю, принадлежностей и документов на товар. В тот же момент переходит риск случайной гибели товара переходит и бремя содержания (ст.459 ГК РФ ). Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель может отказаться от договора и потребовать возмещения убытков7.

VI. Этап «Прием товара покупателем». При приеме товара покупа-тель проверяет его характеристики. Затем подписывается акт приема-передачи товара и проводит оплату, если не использовалась предоплата [11;С. 326].

До передачи вещи покупатель вправе отказаться от товара в любое время, а после передачи - в течение 7 дней, если информация о возврате товара не было в письменной форме - в течение 3 месяцев с момента его передачи.

Есть ещё один этап договора, который возникает при не исполнении или

не надлежащем исполнении договора VII этап « Реализации покупателем

права на возврат, гарантийного обслуживания проданного товара». На этом

этапе реализуется ещё несколько прав потребителя.

Одно из таких значимых прав – право на безопасность и качество товара

(ст. 7 ЗоЗПП). Продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для

целевого использования (ст. 469 ГК РФ). На некоторые товары установлена

обязательная сертификация.

Следующий пакет прав потребителя, возникает при не исполнении обяза-тельств со стороны продавца: замена товара; соразмерное уменьшение покуп-ной цены; безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расхо-дов на устранение недостатков товара; право на возврат товара продавцу; право на возмещение ущерба; право на возмещение морального вреда.

Пример: 1. Продавец, допустивший нарушения, уплачивает покупателю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, но не более 50% от суммы предоплаты товара. 2. В полном объеме вред возмещается, если не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре. 3.Возмещение морального вреда, при наличии вины продавца.

Сроки устранения недостатков товара, замены товара и удовлетворения отдельных требований потребителя в соответствии ст.20 - 22 ЗоЗППП.

Пример: при продаже товаров через интернет, эти сроки исчисляются со дня доставки товара покупателю; если день доставки определить невозможно - со дня заключения договора купли-продажи; для сезонных товаров - с момента наступления сезона.

Законодатель суров не только к продавцу. Он требует дисциплинирован-

ности в выполнении договорных обязательств и от покупателя [12;21].

Основная обязанность покупателя - оплатить товар (ст. 486 ГК РФ). Усло-вия оплаты, выбирает покупатель, из предложенных способов продавцом. По-купатель должен насторожиться, если предложена только предоплата. Если покупатель не оплачивает переданный товар, продавец требует оплаты товара и процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Покупатель обязан принять переданный ему товар (ст. 484 ГК РФ), за иск-

лючением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора. Если товар не передан покупателю по его вине, то покупатель повторно оплачивает доставку [14; 32].

Ст. 483 ГК РФ обязывает покупателя известить продавца в части о ненадлежащем исполнении договора.

Вывод: Во второй главе рассмотрено нормативно-правовое регулирование дистанционной торговли на различных этапах сделки, определены права и обя-

занности покупателя при дистанционных сделках.

ГЛАВА III . Портрет покупателя дистанционных покупок в России

По мере роста рынка дистанционной торговли меняется и потребитель. Кто же он, российский онлайн-покупатель? Что бы ответить на этот вопрос, были проведены опросы среди населения, использованы статистические данные ЕМОТО8, НАДТ9. С помощью этих данных, попробую создать демографический и поведенческий портрет покупателя.

Самый первый вопрос был задан респондентам «Совершали ли Вы когда-нибудь дистанционные покупки? Укажите факторы, повлиявшие на Ваше решение.» Да ответили 69% (Приложение 3). Основными причинами, побуж-дающих к покупкам являются: для жителей мегаполисов экономия времени, а регионов – ассортимент, а так же цена товара и удобство доставки. Значимыми причинами, для отказа от онлайн покупок стали: не возможность увидеть товар «вживую» перед покупкой, боязнь обмана, проблема выбора надежного магазина, слухи о негативном опыте друзей или родственников, а для жителей регионов, ещё и нежелание долго ждать товар.

Чаще всего на выбор онлайн магазина для покупателей оказывают влияние отзывы на форумах 31 %, мнение специалистов 21% (Вещизм.ру, Владелия и т.д.) и знакомых 20% (Приложение 4). Многие ритейлеры создают в социаль-ных сетях свои группы, для взаимодействия со своими потребителями, где размещают информацию о себе, проводимых акциях, новых предложениях.

Ситуация меняется, если анализировать критерии активности потребителей в сфере онлайн-покупок (Приложение 5). Покупатели, с высоким доходом, выбирают конкретный магазин из-за низких цен, широкого ассортимента, удобная доставка и система возврата. Респонденты со скромным доходом, помимо низких цен и ассортимента, ценят удобную навигацию по сайту.

Какова частота дистанционных покупок (Приложение 6) и как на час-

тоту покупок влияет возраст и доходы покупателя. (Приложение 7). Самые активные покупатели от 18 до 24 лет и от 31 года до 35 лет. Они совершают покупки каждую неделю, что составляет 15% и 14% соответственно. Больше других в удаленный шопинг вовлечены наиболее состоятельные представители социальных групп (в возрасте 36–40 лет), совершающие покупают не реже 1 раза в 3 месяца. У них меньше времени на посещение обычных магазинов, а также они продвинутые интернет-пользователи со свободным доступом к Сети.

Активности в дистанционных покупках (Приложение 5) у 78 % опро-шенных способствуют более низкие цены, чем в обычных магазинах. Для 71% бесплатная доставка, для женщин эти параметры более важны, чем для мужчин. Лиц с высоким доходом больше волнует система оплаты: можно ли покупать в кредит (13%), возможны ли расчеты банковской картой (16%), можно ли легко вернуть товар обратно (26%)? Молодежь склонна делать больше покупок по рекомендациям друзей, заказывать товар через социальные сети (по 4%), а оплату проводят мобильно10. Для привлечения покупателей, онлайн магазины должны работать со своим брендом, делать ставку на меньшую цену и формировать долгосрочные отношения с потребителями.

Какие товар покупаются дистанционным способом (Приложение 8). Если раньше безоговорочным лидером удаленных продаж были книги, то сейчас в зависимости от местожительства и логистических возможностей: лидером у жителей крупных городов на первое место вышла электроника 91% (в больших городах доставка осуществляется курьерской службой в 71%, а такая доставка позволяют купить товар быстро, с гарантией), продажа обуви и одежды 74% (дешевле, большой ассортимент), компьютеры и ПО 68% (дорогой софт, со скидкой чаще заказывают корпорации). У жителей регионов на первом месте осталась печатная продукция 83% (нет доверия к удаленному рынку, в случае обмана нет больших рисков, знакомый товар), обувь и одежда 64%, затем товары для детей 52% (большой ассортимент, консультации специалистов).

Больше всего выросла удаленная торговля в сегменте одежды и обуви.

Популярность набирает бронирование билетов (гостиниц, туров, кино, театры). Категория мобильные гаджеты, начинает выходить на лидирующие позиции, это связано с тем, что они прочно входят в нашу жизнь.

Хотя мужчины и женщины совершают покупки с одинаковой регулярностью, но их предпочтения в онлайн-покупках различаются, и отражают их разные интересы. Так, мужчины чаще приобретают технические товары (компьютеры и ПО, мобильные телефоны и смартфоны, а также видео и аудиопродукцию). Женщины же чаще покупают товары для красоты (косметику и парфюмерию, одежду и обувь), а также детские товары.

Способы оплаты (Приложение 10) зависят от условий доставки. В дистанционной торговле используют доставку товаров потребителю: почтой; курьерской доставкой; альтернативными операторами. Наиболее популярной формой оплаты дистанционных покупок у жителей мегаполисов, является оплата наличными курьеру, а у жителей регионов банковский или почтовый перевод 64%. Если в 2016 году только 16% опрошенных предпочитали оплату банковской карточкой, то сейчас 57 %. Интересно, что мужчины больше (на 24%) доверяют оплате через Интернет, чем женщины, которые предпочитают наличный расчет с курьером. За последнее время выросла популярность и новых способов оплаты: смс-платежи 34 % и через терминалы 29%.

Постепенно растет и стоимость онлайн покупок. В 2015 году наибольшую долю (63%) составляли покупки стоимостью от 500 рублей до 3000 рублей, а в 2017 году их доля сократилась до 54%, а 2019 году наибольшее число покупок пришлось на заказы стоимостью 10-30 тыс. рублей (38%) (Приложение 11)11. Связано это с ростом онлайновых продаж бытовой техники и мобильных телефонов. Дорогие покупки от 100 тысяч рублей — в 2015 году совершили 2% респондентов, в 2017 году 5%, в 2019 году 6%, этот сегмент не показывает тенденции к росту. Россияне предпочитают тратить внушительные суммы офлайн. Средняя стоимость покупки зависит и от категории товара: в сегменте книг 300–400 рублей; товары для дома - 1500 руб-

лей; одежды – около 5000 рублей, и соответствует европейскому показателю.

Исследователи заметили, что онлайн-шопинг становится спонтанным (Приложение 12):19% респондентов предпочитают спонтанные траты, а 30% планируют покупки онлайн, но иногда совершают их спонтанно. Среди жен-щин доля спонтанных покупателей больше, мужчины более рациональны (21% против 18%). К спонтанным покупкам склонны не опытные потребители (случайно узнают о выгодном предложении).

Способы онлайн-покупок (Приложение 5). В России сегодня развита интернет-торговля 68%, вендинг и мобильная торговля по 19 %. Интернет-торговля растет намного быстрее рынка в целом, постепенно вытесняет тради-ционные бумажные каталоги. Бытовую технику, гаджеты, одежду и обувь, товары для детей - это категории товаров, перед приобретением которых покупатель изучает товар, сравнивает характеристики, выбирает модели, и их удобнее покупать с ПК (самый распространенный способ). Идет развитие других направлений интернет шопинга: мобильный шопинг, сайты коллективных покупок («Biglion»), через социальные сети (Facebook), геолокационные сервисы, сайты-агрегаторы (Dealnews). Товары почтой доступны на всей территории страны, удобны для удаленных населенных пунктов, малых городов и поселков. Сегодня телемагазинам отданы целые каналы телевещания, а ежегодный рост мирового рынка телевизионной торговли составляет 15%. Продавцам, этот вид торговли выгоден, возможностью охвата большой и разноплановой аудитории, уменьшения затрат на содержание розничной сети магазинов. Стоит отметить и нестандартный ассортимент товаров в телемагазинах. Один из новых и удобных способов вести торговлю или оказывать услуги -вендинг. Лидерами продаж, в вендинге, являются прохладительные напитки (28 %), конфеты (25 %). Даже на почте на-

чали применять почтоматы.

На основании анализа имеющихся данных, можно выделить два разных

портрета онлайн - покупателя.

Первый - «Молодой активный». Это активные молодые люди до 25 лет,

чаще всего, начинающие карьеру специалисты, со средним доходом. Делают покупки онлайн практически каждую неделю, как правило спонтанно. Чаще всего приобретают одежду и обувь, косметику, парфюмерию, книги, билеты на развлекательные мероприятия. У большинства нет семьи и весь товар предназ-начается для личного пользования. Молодежь, выбирая магазина, обращает внимание на ассортимент, а потом на цены. Для них важно мнение друзей о товарах и услугах, которыми они делятся в соцсетях и там же делают покупки. Они чаще покупают купоны, приобретают товары с мобильных устройств, состоят в брендовых группах, по причине лояльности к данной марке.

Другой портрет «Деловой активный». Сюда относятся люди в возрасте от 30 до 40 лет с доходами выше среднего уровня. Это уже состоявшиеся в профессии люди, имеют свой круг общения и семью. Для них менее значимы низкие цены и бесплатная доставка: за качественный сервис готовы платить. Покупки делаются осознанно и с выгодой для себя. Покупают больше лекарств и бытовой техники, детских товаров, товаров для дома и сада, предпочитают предварительно бронировать билеты на мероприятия. Онлайн активность при сделках объясняется нехваткой времени и занятостью на работе.

Портрет покупателя зависит от многих показателей – от активности самого

покупателя, его места жительства, возможностей, мнения окружающих.

На основе данных опроса, мною были выявлены достоинства и недостатки

дистанционных продаж. К плюсам можно отнести: полную свободу действий, консультации специалистов, удобство и доступность, анонимность, отзывы, широкий диапазон цен, экономия, гигантский ассортимент.Из недостатков отмечу: невозможность оценить товар «в живую», условия и время доставки, недобросовестность продавца, наличие посредников, способы оплаты.

Выводы: Всё больше покупателей вовлекается в эти отношения. Не смотря

на отрицательные моменты, дистанционный рынок развивается. Во всем мире

происходит трансформация в подходах к регулированию онлайн торговли: от-

пора на саморегуляцию к жесткой правовой регламентации.

Заключение

Исследование, в рамках которого было проанализировано потребитель-ское поведение, демонстрирует проблемы в области удаленных продаж. Выводы и предложения базируются на результатах анализа действующей нормативной и научной базы, практик делового оборота, опросов покупателей, данных об активности дистанционного рынка. Основываясь на личном и социальном опыте, считаю, что гипотеза выдвинутая верна.

Проблемы участия потребителей в онлайн сделках можно разделить на две группы: технические и правовые. Их нужно решать правовыми средствами:

- конкретизировать правовые нормы и повысить их качество, что снимет противоречия в законодательстве в отношении правового положения потребителей и применение их на практике (Приложение 13);

- на всех уровнях власти и бизнес сообщества необходимо выработать подходы к решению выделенных проблем в контексте развития рынка удалённой торговли в новых условиях - Таможенного союза, ЕврАзЭС, ВТО;

- минпромторгу РФ на федеральном уровне необходимо инициировать реализацию системного статистического учета удаленной торговли в России, сформулировав задачу Росстату по методологии сбора статистических данных; - ведение дистанционной торговли невозможно без использования персональ-ных данных покупателя, что требует дополнительных затрат на обеспечение безопасного хранения и обработку данных и предотвращение их передачи третьим лицам. Все это делает заказ товара более сложным и дорогостоящим;

- участникам необходимо выработать общее понимание терминологии дистанционного рынка, внести изменения в общероссийские классификаторы продукции (ОКП), услуг населению (ОКУН);

- продолжить реформирование ФГУП «Почты России», логистической инфраструктуры России. Это решит проблемы доставки товаров потребителям;

- развивать банковскую и платежную инфраструктуру;

- создавать отраслевые общественные организации способные максимально защитить потребителей от мошенников и их недобросовестных действий в дистанционной торговле. Их основной задачей является максимальное обеление рынка, установление понятных и честных принципов конкуренции, и что наиболее важно, распространение в интернете добросовестных потребительских практик. Как показывает анализ обращений граждан, поступающих в Роспотребнадзор, до 70 % жалоб потребителей, воспользовавшихся услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана;

- восстановить культуру дистанционных покупок и бороться с правовым негилизмом. Цифровые технологии ускоряют развитие дистанционного рынка. Покупателю нужно быть готовым к появлению новых моделей и форматов онлайн коммерции, а также постоянно повышать свою компетентность в этой области. Правовая грамотность зависит не только от государства, но и сами потребители должны быть активны в овладении правовыми знаниями. Я посещаю юридическую школу «Ваше право», где изучаю основы права, это помогает мне уверенно чувствовать себя в обществе, защищать свои права.

Перечисленные обстоятельства являются потенциальным источником возникновения ситуаций, приводящих к нарушению законодательства со стороны недобросовестных продавцов, а также к снижению качестваоказывае-

мых ими услуг и затруднению реализации прав потребителей.

Но, не смотря на выше сказанное, на сегодняшний день Россия является самым перспективным и еще не поделенным рынком удаленной торговли в Европе. EMOTA прогнозирует, что к 2015 году дистанционный рынок России вырастет в 3 раза и станет одним из крупнейших в Восточной Европе. И только Вам решать - совершать такую покупку или нет.

Список использованных источников и литературы

I.Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 16.12.2019г.) // СЗ РФ. 1996.№ 5.Ст. 410.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 года)//СЗ РФ. 2004.№ 34.Ст. 3533.

3. Федеральный закон от 07 февраля 1992 года № 2300-1 Закон «О защите прав потребителей» (ред. от 01. 10. 2019 года) // РГ. 2008. - 31 декабря.

4. Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 (в ред. от 02.08.2019). // СЗ РФ. 1995.№ 30.Ст. 2864.

5. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» // РГ. 2008. - 31 декабря.

6. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Правила продажи товаров дистанционным способом» (в ред. от 30.11.2019). //СЗ РФ. 2007. №41.Ст. 4894.

7. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. №575 «Правила оказания телематических услуг связи» (12.08.2014)//СЗ РФ.2007.№28.Ст.4552

8. Правила продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года) № 55 // СЗ РФ. 1998.№ 4. Ст. 482.

9. Письмо Роспотребнадзора от 12 октября 2007г. №0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом».

II. Основная литература.

10. Пластинина Н. В. Дистанционные покупки. / М., 2015. 87с.

11. Тиме Ян. Дистанционная торговля. М., 2016. 480 с.

III. Периодические материалы

12. Ермолаева Е. Права-потребителю, обязанности-продавцу, или дистанцион-ной способ продаж//Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017.№ 11.

13. Зак А.Ю. Эффективная защита прав потребителей при продаже товаров дис-дистанционным способом / Материалы Х Междунар. науч. конф. М.: РГГУ, 2016.

14. Кечагин, И. Продажа на дистанции. Оформление сделки // Современный предприниматель. 2018. - № 11.

15. Митрофанов А. «Бегали по ЦУМу Чехов и кокетки»/ Газета «Труд». № 45 от 16.03.2006 г.

16. Орешнина О.В. Особенности дистанционного способа продаж товаров // Реклама и право. 2018. — № 1.

IV. Интернет ресурсы

17. http://www.marketing.spb.ru/mr/social/retail_online.htm/05.03.2020

18. http://www.emota-aevpc.org/ Исследования ЕМОТ.2019

19. http://www.imagecms.net/blog/e-commerce/14 августа 2019

20. http://www.namo.ru.//Дистанционная торговля. Исследования НАДТ. 2019.

21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мюр_и_Мерилиз.

22. http://chehov.niv.ru/chehov/family/fotografii.htm.

Приложение 1

История о дистанционных продажах в России.

Магазин "Мюр и Мерилиз" открылся в самом центре, на Петровке, нап-ротив Большого театра в 1892 году. Невиданное новшество - здесь выпускали каталог. Магазин бесплатно рассылал каталоги, и любой житель страны мог заказать товар по почте.

На картинке «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ) 1914 год.12

А.П. Чехов, сидя в Ялте, слал письмо в Москву:

"МилаяМаша, поскореескажиМе-рилизу, чтобыонвыслалмненаложеннымплатежомбарашковуюшапку, котораяунеговосеннемкаталогеназываетсябадей-кой (N 216), каракулевойчерной; выберимягкую, размер 59 сантиметров... Еслифуражки-американки (N 213) теплы, топустьМерилизпришлетещеифуражку".[15;5]

А.П. Чехов. Ялта, ноябрь 1899 г.13

Приложение 2

Признаки характеризующие дистанционный договор розничной купли-продажи.

Признаки характеризующие способ заключения договора

Признаки характеризующие условия договора

Специфический способ ознакомления с то-варом, исключающий непосредственный осмотр потребителем товара или его образца. Ознакомление с товаром происходит исключи-тельно при помощи коммуникативных средств. У потребителя нет возможности во-очию ознакомиться с самим товаром до момента его получения.

0собый субъектный состав. Покупателемпризнается гражданин, имеющий намере-ние заказать или приобрести либо заказы-вающий, приобретающий или использую-щий товары. Расширено понятие «покупа-тель» прежде всего, для защиты покупателя от недобросовестного продавца. Продавцом являются юридическое лицо независимо от ее организационно-правовой формы, индии-видуальный предприниматель, осуществ-ляющие продажу товаров дистанционным способом.

Необязательное для признания предложения товара публичной офертой фактическое размещение (выставление) товара в месте его продажи.

Цель заключения договора - для личных, семейных и иных нужд покупателя, не связанных с осуществлением предприни-мательской деятельности.

При направлении акцепта обязательное вы-полнение покупателем ряда требований и указание информации, отсутствие которой не позволит считать сообщение акцептом.

Предмет договора - товары, приобретае-мые для личных либо производственных целей, без их последующей перепродажи, исключительно для использования приоб-ретателем. Не допускается продажа дис-танционным способом, алкогольной про-дукции, а также товаров, свободная реали-зация, которых запрещена или ограничена законодательством РФ

Особые средства, используемые для обмена информацией путем использования электрон-ных данных, писем и т. п.

Своеобразный перечень информации, пре-доставляемой покупателю, и специфичес-кий способ ее раскрытия.

Обязательная письменная форма договора.

Особый порядок возврата денег при одно-стороннем отказе от договора с момента оплаты товара.

 

Специфика перехода права собственности

 

Особая схема заключение договора и его исполнения.

 

Императивные сроки.

Приложение 3

Факторы, сдерживающие и способствующие дистанционным покупкам

Факторы, сдерживающие дистанционные покупки

Факторы, способствующие дистанционным покупкам

Приложение 4

Факторы влияющие, на выбор онлайн - магазина

Приложение 5

Способы дистанционных покупок

Приложение 6

Влияние дохода покупателя на онлайн шопинг

Приложение 7

Частота дистанционных покупок

Что может побудить Вас к более активным дистанционным покупкам?

Приложение 8

Активность покупательской способности

в зависимости от возраста

в зависимости от доходов

Приложение 9

Товары, приобретаемые дистанционным способом

по месту жительства покупателя

по гендерному признаку

Категории товаров: 1 – электроника; 2 –компьютеры и их комплектующие, ПО; 3 – лекарства; 4 – обувь, одежда; 5-бронирование билетов ; 6 – товары для детей ; 7 – спортивные товары; 8 - книги; 9 – крупная бытовая техника; 10 – косметика и пар-фюмерия; 11 – товары для дома и сада; 12 – мобильные гаджеты; 13 - продукты

питания; 14 – другое.

Приложение 10

Способы оплаты дистанционных продаж

Способы: 1- наличные, курьеру при доставке; 2- интернет-платежи; 3- банков-ские карточки; 4- банковский или почтовый перевод; 5- терминалы; 6 - СМС-платежи.

Оплата товаров покупаемые дистанционным способом в зависимости от места жительства покупателя

Способы: 1- наличные, курьеру при доставке; 2- интернет-платежи; 3- банков-ские карточки; 4- банковский или почтовый перевод; 5- терминалы; 6 - СМС-платежи.

Приложение 11

Средняя стоимость дистанционной покупки

Приложение 12

Спонтанность дистанционных покупок

Приложение 13

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регу-лирования дистанционной торговли.

Совокупность особых признаков и черт, присущих договору розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли при его заключении и исполнении, дает основание считать его самостоятельной разновидностью договора розничной купли-продажи. Его стоит выделить в отдельный раздел ГК РФ и дополнить:

1. Дать классификацию дистанционному договору (сейчас отсутствует в действующей системе права).

2. Обязательными существенными условиями дистанционного договора кроме предмета, количества и цены товара, должны являться: условие о доставке (определяет момент исполнения договора со стороны продавца по передаче товара); условия оплаты (определяет момент переход права собст-венности).

3. Срок момента заключения дистанционного договора, сроки устране-ния недостатков и замены товара ненадлежащего качества - должны быть императивными.

4. Ввести в обязанность продавца (исполнителя, изготовителя) доведения до сведения по­требителя определенную информацию и её актуальность. Эта инфор-мация должна быть дове­дена в непосредственной, ясной форме, исключающей возможность неправильного понимания потребителем. Это позволит защитить потребителя от принятия экономически не обоснованных решений.

В ЗоЗПП внести дополнения, касающиеся защиты прав потребителей:

1. Из сферы действия ЗоЗПП исключены договоры об оказании услуг дистанционным способом. Необходимости доработать закон, с целью распространения требований о дистанционной продаже на предоставление услуг.

2.Закрепить в ЗоЗПП, Правилах оказания телематических услуг связи принцип гражданско-правовой ответственности регистратора доменных имен зарегистрацию и поддержание доменного имени продавца (исполнителя), информацию о нём14. Это позволит защитить потребителя от случая, когда установить наименование и местонахождение продавца невозможно. Отсутствие сведений о продавце, делает невозможным дальнейшую защиту прав потребителя. Доказать связь между сайтом и продавцом не сегодняшний день затруднительно. Установление продавца возможно по данным реестра Российского НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Даже там информация может оличаться от действительной.

3. В связи с не возможность применения неюрисдикционных форм защиты прав потребителей, обоснована необходимость создания саморегулируемой организации участников рынка дистанционной торговли.

4. ЗоЗПП дополнить пунктом, запрещающим продавцу предлагать покупателю товары путем принятия участия в различного рода маркетинговых акциях с указанием на состоявшийся факт выигранного последним приза. Предусмотреть ответственность за проведение таких акций.

5. В ЗоЗПП приравнять стоимость доставки товара при его возврате к стоимости доставки товара при его покупке, и освободить потребителя от обязанности оплатить продавцу стоимость доставки при возврате товара. Это позволит защитить потребителя от рассылки незаказанного товара или не качественного товара.

В ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Рос­сийской Федерации» возложить на организатора системы поиска обязанность проверки достоверности информации, размещенной на сайте дистанционного продавца, и ее соответствия требованиям закона. Это позволит обеспечить добросовестную конкуренцию, беспрепятственное участие потребителей в дистанционных договорах, гарантирует достоверность предоставленной потребителю информации.

1

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 16.12.2019г.) // СЗ РФ. 1996.№ 5.Ст. 410.

2Федеральный закон от 07 февраля 1992 года № 2300-1 Закон «О защите прав потребителей» (ред. от 01.10. 2019 года) // РГ. 2008. - 31 декабря.

3Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 (в ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 1995.№ 30.Ст. 2864.

4Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 года)//СЗ РФ. 2004.№ 34.Ст. 3533.

5Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Правила продажи товаров дистанцион-ным способом» (посл. изм. 30.11.2019) // СЗ РФ.2007. №41.Ст. 4894.

6Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» // РГ. 2008. - 31 декабря.

7Письмо Роспотребнадзора от 12 октября 2007 г. № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом».

8http:// www.emota-aevpc.org/ Исследования ЕМОТ.2019.

9http://www.namo.ru.//Дистанционная торговля. Исследования НАДТ. 2019. 17 ноября 2004 г. в Москве был подписан договор о создании Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ).

10http://www.marketing.spb.ru/mr/social/retail_online.htm/05.03.2020.

11http://www.imagecms.net/blog/e-commerce/14 августа 2019

12 Рисунок с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Мюр_и_Мерилиз.

13 Фото с сайта http://chehov.niv.ru/chehov/family/fotografii.htm.

14 Правила оказания телематических услуг связи: Утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 28. Ст. 4552.

Просмотров работы: 66