Изучение иностранных языков в российских школах

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение иностранных языков в российских школах

Иканова Д.М. 1
1МАОУ Селятинская СОШ №2
Сычева А.Н. 1
1МАОУ Селятинская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучение иностранных языков до Петра I было очень редким явлением. Стремление выучить какой-либо иностранный язык казалось подозрительным, а людей, знающих его, было очень мало. Лишь в XVI-XVII веках Славяно-греко-латинская академия, которая находилась в Москве, являлась единственным известным заведением изучения латинского и греческого языков.

В настоящее время иностранные языки приобретают всё большую популярность в нашей стране, и нужно тщательно подготовить учителей, чтобы преподавание этих языков было с максимальной точностью или же показать подросткам, почему изучение иностранных языков будет хорошим началом для их карьеры.

На данный момент этот вопрос не сильно изучен, поскольку в школах все чаще и чаще видны ситуации, когда учителя не могут дать достаточно знаний (касательно иностранных языков). Для решения данной проблемы, если улучшать не умение учителей преподавать, то разжечь интерес у подростков к иностранному языку. Тем самым, в данной работе, приводятся перспективы изучения иностранного языка.

Целью работы является комплексное изучение преподавания иностранных языков в России.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить списки иностранных языков, преподаваемых в школах.

2. Выявить качество преподавания иностранных языков в российских школах, и что нужно для повышения квалификации преподавания.

3. Какое значение для школьников имеет изучение иностранных языков в будущем.

Глава I. Иностранные языки

Начало изучения иностранных языков.

В XVIII веке в России была предпринята попытка создания государственной системы этнического просвещения. В этот период времени появлялись новые виды светских школ с различным содержанием образования, изменение старых классических учебных заведений. Кроме того знание иностранных языков было одним из важнейших составляющих общего образования и было обязательной чертой образованного человека.

В истории преподавания иностранных языков в нашей стране выделяется три периода:

Д ореволюционный – этот период характеризует работы К.Д. Ушинского.

Вклад Ушинского огромен и одновременно бесценен по отношению к развитию отечественной педагогики. Особого внимания среди обширного собрания его сочинений заслуживают его взгляды, связанные с изучением иностранных языков. Многие его высказывания нашли свой отблеск в современной методике обучения иностранным языкам. Рисунок 1.

Советский – в этот период вышло большое количество работ, которые освещали генезис иноязычного образования.

Постсоветский – в этот период расширилась варианты исследований, выполненных на новой методологической базе.

Иностранные языки, преподаваемые в школах.

Реформа средней высшей школы в нашей стране задела практически все аспекты школьного и вузовского образования. Не стало исключением и преподавание иностранных языков.

Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России.

Наиболее распространёнными сочетаниями изучаемых в школах иностранных языков являются:

Английский (первый язык) + немецкий (второй язык)

Английский (первый язык) + французский (второй язык)

Немецкий (первый язык) + английский (второй язык)

Французский (первый язык) + английский (второй язык)

И спанский (первый язык) + английский (второй язык)

Рисунок 2.

Начало изучения второго иностранного языка зависит от вида школы: при раннем изучении первого иностранного языка известна практика изучения второго языка – с пятого класса; в общеобразовательных школах при изучении первого иностранного языка с пятого класса второй устанавливается обычно с седьмого класса. Есть случаи более позднего введения второго языка, например, с 8, 10 класса в значительной степени увеличиваются часы на его изучение (до 4 часов в неделю).

В школах страны изучаются не только языки ведущих стран, но и граничащих с нами регионов – языки соседей (китайский, японский, польский, болгарский, финский, шведский, норвежский и т.д.)

Органы управления образованием, учитывая эти факторы, должны советовать школам вести широкую разъяснительную работу с родителями, доказывая им преимущества изучения того или иного иностранного языка. Важно, чтобы родители знали, что владение вторым иностранным языков на базе достаточно хорошо усвоенного первого иностранного языка идет, как правило, значительно проще и успешней. Поэтому изучение английского языка в качестве второго совсем не дискриминирует его, а, наоборот, создает условия для более легкого овладения им.

В настоящее время соотношение изучаемых в школах иностранных языков резко поменялось в пользу английского языка. Можно рассматривать это как справедливую тенденцию, которая обусловлена геополитическими и социально-экономическими факторами и характерна для многих стран мира. Однако это приводит к вытеснению других языков.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному обществу создает важность развития речевых умений у школьников. Второй иностранный язык может вводиться во всех видах школ как обязательный учебный предмет или как предмет по выбору, или факультатив.

В настоящее время создаются особые учебники для всех видов вторых иностранных языков, которые учитывают особенности его изучения.

Глава II. Преподавание иностранных языков.

Качества учителя, преподающего иностранные языки.

Необходимые профессиональные качества учителя иностранного языка можно подразделить на три группы. Первая – это знание преподаваемого языка (практическое и теоретическое) и культуры народа – носителя данного языка. Вторую группу составляют методические знания и умения учителя, третью – педагогические. Рассмотрим каждую группу в отдельности, и проверить их взаимосвязь.

Практические качества.

Практическое владение языком – основа предметных качеств. Оно предполагает умения выражать мысли в устной и письменной форме, понимать произнесенные в нормальном темпе речь на слух, читать с пониманием прочитанного. Нужно владеть интонацией, хорошим произношением, иметь обширный словарный запас, владеть правильной грамматикой. Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию преподавателя. Учителю нужно иметь знания в области общего языкознания, теории преподаваемого языка (фонетика, грамматика, элементы истории языка, лексикология) и теории родного языка учащихся.

К предметным качествам относятся и знания культуры страны преподаваемого языка – географии, истории, музыки, обычаев и т. д.

Методические качества.

Учителю нужно разбираться в методике обучения иностранному языку, чтобы быть в состоянии понять и оценить концепцию учебника, по которому ему нужно преподавать.

Методические качества тесно связаны с предметными качествами. Практическое владение языков позволяет успешно обучать детей устной речи, аудированию, письму, чтению, правильно подбирать аудиоматериалы и книги для чтения. Знание теории чужого и своего языков позволит предугадать затруднение учащихся, подобрать им нужные упражнения. Использование знаний о стране поможет обеспечить социально-культурный аспект обучения, поддержать интерес к обучаемому языку, к чужой стране, её народу.

Методические и предметные качества нужны не только на уроках, но и во внеклассной работе. Учитель должен уметь организовать дополнительные занятия иностранного языка, подобрать нужные материалы.

Педагогические качества.

Если не сформированы отношения учителя с учащимся к своей деятельности, к самому себе, то ни предметные, ни методические знания не обеспечат успеха в работе. Сформированность таких отношений выражаются в педагогических качествах.

Важной составляющей процесса обучения является общение учителя с учащимся. Это особо значимо на уроках иностранного языка, потому что здесь обучают коммуникативной деятельности. Необходимо стремление к тому, чтобы атмосфера была непринужденной, которая вызывает желание изучать данный язык.

Г руппы педагогических качеств заключают в себя любовь к ученикам, заинтересованность в развитии личностных качеств каждого из них, умение укрепить в учениках чувства достоинства. Так же учитель должен обладать способностью к творческой деятельности. Без этого невозможно составить цепочку уроков, учитывающую разные условия, найти новые приемы обучения иностранному языку. Рисунок 3.

Повышение квалификации преподавания.

Основными методами повышения квалификации педагогов является прохождение курсов. Так же для обширного преподавания иностранных языков педагог может являться непосредственным носителем языка.

Так же учитель иностранного языка может повысить свою квалификацию при помощи Интернет-ресурсов и технологий:

Дистанционные курсы для педагогов;

Дистанционные эвристические олимпиады;

Разновидность дистанционных конференций – семинары;

Дистанционные конференции;

Дистанционные конкурсы;

Педагогические форумы;

Конкурсы педагогического мастерства.

Вместе с этим учителя могут проходить итоговую аттестацию в разных институтах:

Рисунок 4.

Глава III. Значение иностранных языков для школьников.

Роль иностранного языка для школьников.

Роль иностранного языка растет в связи с развитием экономических, культурных и политических связей, поэтому иностранный язык становится средством развития общества. Из этого следует, что необходимостью в современном мире является изучение иностранных языков, начиная с младшего школьного возраста.

Изучение иностранного языка помогает формированию достойного образа граждан России заграницей, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательной составляющей обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.

Основной особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что его усвоение не дает школьнику непосредственных знаний о действительности (в отличии, например, от окружающего мира). В соотношении с другими учебными дисциплинами иностранный язык определяется нестандартным соотношением знаний и умений. Также, отличительной чертой иностранного языка является сформировавшееся к нему негативное, субъективное отношение, практически не поддающемуся усвоению в условиях школьного обучения.

Изучение иностранного языка в школе направлено на достижение следующих целей:

Формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах.

Воспитание и разностороннее развитие школьника

Развитие интеллектуальных и познавательных, речевых способностей школьников; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Ознакомление детей с новым социальным опытом: знакомство с зарубежным миром сверстников, доступными образцами художественной литературы; воспитание доброжелательного отношения к представителям других стран.

В данный момент все больше предлагается новых подходов к обучению и воспитанию детей с особенными потребностями в изучении. С этой целью существует определение инклюзия – полное привлечение ребенка с ОВЗ (дети, имеющие проблемы со слухом, зрением и речью) во все аспекты начального общего образования, что включает в себя изучение иностранных языков. Так же, для обучения детей с отклонениями в развитии, ищут особый подход для обучения ребенка иностранному языку. Например, давать материал в игровой форме.

Рисунок 5.

Или дать возможность заниматься в паре (группе) для обучения детей взаимопомощи.

Рисунок 6.

Причины начать изучать иностранный язык (английский).

А нглийский язык – один из наиболее распространенных языков в мире.

Английский язык  считается официальным или же одним из ведущих языков общения больше чем в 50 странах. Именно он все еще является наименьшим кратным для людей из разных уголков мира, связанных работой или учебой. Рисунок 7.

Английский язык открывает перед школьником новые возможности.

Знание английского языка увеличивает шансы обзавестись хорошей работой в международной компании.

А нглийский – язык бизнеса, именно поэтому так важно, что бы сотрудник определенной компании умел свободно говорить на английском языке, общаясь с коллегами или клиентами из других стран.

Английский язык поможет сделать тебе карьеру не только в нашей стране, но и в зарубежных странах.

Рисунок 8.

Английский открывает путь в лучшие университеты мира.

Б ольшое количество институтов нашей страны, а так же зарубежных стран предоставляют программы, связанные с дальнейшим изучением иностранных языков (английский как основной или второй язык). Вместе с этим множество институтов предлагают стажировки в другие страны, что также поможет развитию карьеры. Рисунок 9.

Н а английском языке написаны некоторые из величайших произведений мировой культуры.

Даже средние знание английского языка даст возможность углубиться в литературные произведения, лучше понять их смысл и так же укреплять свои навыки английского.

Рисунок 10.

Английский язык помогает тебе лучше понять поп-культуру.

У всех бывало, что на языке крутиться мелодия, но ты совсем не можешь ее напеть. Или ты напевал совсем не ту песню, которую хотел. Постоянно ждешь выпуск своей любимой книги на русском или слушаешь плохую озвучку английского сериала. Выучив английский язык, ты сможешь смотреть фильмы, телешоу и сериалы без субтитров или без плохой озвучки; читать книги или комиксы в море Рисунок 11.авлжалв оригинале; подпевать, услышав свою любимую песню.

А нглийский – твой пропуск в мир знаний.

Обширная часть контента, которая доступна в интернете, написана на английском языке. Многие сайты, создавая их на английском языке, впоследствии переводят их на русский язык, но многие этого не делают, потому что огромное количество людей знают английский язык, или делают с плохим переводом. Ты сможешь воспользоваться информацией, зная английский, которая была бы для тебя недоступна.

Рисунок 12.

Английский улучшает память и помогает держать мозг в тонусе.

Согласно изучениям, свободное владение 2-мя языками (сам процесс их изучения) поможет защитить мозг от негативных возрастных перемен.

У некоторых людей, знающих, как минимум, 2 языка, старческое слабоумие диагностируют на 5 лет позже, нежели у людей, которые говорят на одном языке.

Достаточно всего 10 минут для изучения. Рисунок 13.

М ногие исследования доказывают, что лучше учить язык понемногу, но регулярно, чем сидеть на уроках 2 раза в неделю. Для дистанционного изучения иностранного языка существует множество платформ (EdX, Coursera, Futurelearn, Stanford Online, Udem и т.д.), на которых представлены всевозможные правила, задания, тесты, которые помогут в полном объеме проникнуться язык и с эффективностью его выучить.

Рисунок 14.

Заключение.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение иностранных языков является актуальным вопросом.

До сих пор в России не преподают языки на том уровне, на каком преподают в странах Европы. Изучение иностранных языков должно быть углубленным и интересным для изучения подростками. Что бы понять структуру иностранных языков нужно вникнуть в культуру и манеру общения носителей языка.

Для полного изучения языков нужно не только желание подростков изучать данные языки на соответствующем уровне и по соответственно сложной программе, но и важны умения учителя правильно донести и объяснить материал.

Рисунок 15.

Так же важно помнить о том, что изучение иностранных языков важно не только в школе или университете, но и в дальнейшей жизни и в карьере.

И я думаю, что преподавать языки нужно по двум направлениям (к примеру, английский и испанский) во всех школах.

Список используемой литературы.

“Гибкое сознаниеКэрол Дуэк.

“Искусство объяснятьЛи ЛеФевер.

“Как выучить английский” Сергей Ним.

Письмо Минобразования России от 28.11.2000 №3131/11-13 “Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях”.

Список используемых сайтов.

https://www.busuu.com/ru/languages/reasons-to-learn-english

https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-yazyki-v-sisteme-obrazovaniya-rossii-xviii-veka

https://cyberleninka.ru/article/n/istoriograficheskiy-analiz-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov-v-rossii

https://doshkolnuk.com/professionalnye

 

Просмотров работы: 169