Компьютерные игры как способ расширения словарного запаса в английском языке (на примере компьютерной игры "Minecraft")

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные игры как способ расширения словарного запаса в английском языке (на примере компьютерной игры "Minecraft")

Симонов И.А. 1
1МАОУ СОШ № 34
Симонова А.С. 1
1МАОУ СОШ № 34
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Он сочетает в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книг, калькулятора и является универсальной игрушкой. В наше время знакомство детей с компьютером происходит уже с раннего возраста.

Актуальность данной работы заключается в том, что большинство ребят проводит много времени за компьютерными играми. Игровая индустрия – это один из самых быстрорастущих рынков развлечений в мире и в нашей стране. Компьютерные игры – хороший пример того, насколько долго человек может сохранять внимание на одной задаче. Именно это их свойство можно использовать в изучении иностранного, в частности, английского языка.

Мы выбрали данную тему исследования потому, что нас заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на изучение английского языка. Исследование решено провести на примере компьютерной игры «Minecraft», так как она очень популярна в среде школьников.

Цель исследования: изучение влияния компьютерных игр на оптимизацию усвоения иноязычной лексики при самостоятельном изучении английского языка.

Задачами исследования:

подобрать материал по выбранной теме;

изучить виды компьютерных игр и их особенности;

проанализировать содержание английской речи в компьютерной игре «Minecraft», составив словарь по используемой в ней лексике;

провести опрос обучающихся 5-6 классов с целью выявления их вовлеченности в компьютерную игру «Minecraft» ;

проанализировать насколько компьютерная игра «Minecraft» влияет на процесс изучения английского языка среди моих сверстников;

подвести итоги исследования и описать результаты в заключительной части.

Предмет исследования: компьютерные игры.

Объект исследования: влияние компьютерной игры «Minecraft» на оптимизацию усвоения иноязычной лексики.

В основу нашей работы положена следующая гипотеза: компьютерные игры положительно влияют на изучение английского языка и расширяют словарный запас игроков.

Методы исследования:

Теоретические (сбор, обобщение и анализ литературы по теме);

Практические (составление словаря, анкетирование).

Глава 1.

Компьютерные игры как часть жизни детей и подростков

1.1 Жанры компьютерных игр

С конца XX века компьютерная техника наиболее плотно внедряется в жизнь человека. Изобретение компьютера послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности. С совершенствованием компьютерной техники появились и компьютерные игры. Компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами», или «геймерами» [1].

  Жанровое различение игр начало активно развиваться с середины 90-х годов. Основой для формирования классического свода жанров послужили серии игр. Эти серии были образованы в результате того, что после выхода в свет популярной «оригинальной игры», как официальные так и сторонние разработчики продолжали эксплуатировать черты первой игры, создавая «клонов».

Традиционно выделяемые жанры игр по Т.Х. Кутлалиеву сводятся к следующим:

действие (Action, Экшен; игра, требующая хорошей моторики, глазомера; поджанрами данного вида игры являются шутер, платформер, аркада, файтинг);

симулятор (Simulation; игра, имитирующая определённые направления деятельности, например, авиасимулятор или автосимулятор);

стратегия (Strategy; игра с упором на управление ресурсами, например, военные игры);

ролевая игра (Role-plaing Game; игра с развитой системой изменения персонажей);

приключения (Adventure; игра, предполагающая преодоление различных препятствий на пути персонажа. Поджанрами данной игры являются интерактивные квесты);

головоломка (Puzzle; игра, заключающаяся в решении логических задач, построенных на общем наборе правил. Разновидностью может служить группировка одинаковых элементов).

Некоторые игры сложно отнести к одному конкретному жанру, так как они объединяют в себе особенности сразу нескольких разновидностей. Их называют смешанными [2]. Компьютерная игра «Minecraft» относится к смешанным играм, поскольку сочетает в себе элементы стратегии, экшена, приключений и симулятора.

1.2 Основные положения компьютерной игры «Minecraft»

«Minecraft» (от англ. «mine» - шахта; добывать; «craft» - ремесло) — компьютерная игра в жанре песочницы, разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его компанией «Mojang AB». Перссон опубликовал начальную версию игры в 2009 году; в конце 2011 года была выпущена стабильная версия для ПК «Microsoft Windows», распространявшаяся через официальный сайт. В 2014 году «Microsoft»  приобрела «Mojang AB» и права на «Minecraft».  Сегодня разработана версия игры для образовательных заведений, в том числе и на русском языке.

«Minecraft» даёт в распоряжение игрока процедурно генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения — эта особенность делает игру схожей с конструктором LEGO. «Minecraft» не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий: например, игрок может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и многое другое. Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве. Механика «редстоуна» (англ. redstone) позволяет создавать в игре сложные логические схемы — тем самым игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров.

«Minecraft» получила всеобщее признание среди игровой прессы и множество наград. Критики выделили такие основные достоинства, как реиграбельность, минималистичный дизайн, динамичный саундтрек и необыкновенную свободу творчества, ограниченную лишь фантазией игрока; недостатками они посчитали наличие недоработанных предметов и сложности с созданием сетевой игры, а также отсутствие в игре режима обучения. Разработчики устранили эти недостатки в последующие годы.

На лето 2020 года было продано более 200 миллионов копий на всех платформах, что делает «Minecraft» самой продаваемой игрой в истории [3].

Вывод к Главе 1: Компьютерные игры прочно вошли в жизнь современного подростка и отличаются по жанрам и среде использования. Одной из самых популярных и продаваемых игр в мире и нашей стране является «Minecraft», выпущенная шведскими разработчиками. Игра нацелена на создание возможности игрока действовать в изменяемом трёхмерном мире, исследуя его, добывая полезные ископаемые, создавая сложные логические схемы для выживания.

Глава 2.

Компьютерная игра «Minecraft» как способ расширения словарного запаса при изучении английского языка

2.1 Лексика игры

Изучив официальный сайт «Minecraft», ресурсы сети Интернет [3,4,5,6], а также основываясь на собственной практике использования компьютерной игры, мы составили словарь лексических единиц, используемых в ней. Всего мы включили в него 54 слова, сопроводив их английским вариантом написания, переводом и значением в компьютерной игре «Minecraft». Подробно с таблицей можно ознакомиться в Приложении 1 данного исследования.

Как мы видим, большинство английских лексических единиц вошли в русскоязычную версию игры путём использования стратегий прямого перевода, а именно транскрипции (звукового воспроизведения) и транслитерации (буквенного воспроизведения).

2.2 Результаты анкетирования участников игры «Minecraft»

Исходя из цели научного исследования, состоящей в изучении влияния компьютерных игр на оптимизацию усвоения иноязычной лексики при самостоятельном изучении английского языка, нами было проведено анкетирование учащихся младшей подростковой группы (5 и 6 класс) в количестве 30 человек, которые являются потенциальными игроками компьютерной игры «Minecraft» (Приложение 2). Для чистоты эксперимента анкетирование прошли 15 мальчиков и 15 девочек. Вопросники сдавались анонимно.

Учащимся предстояло ответить на три вопроса:

1. Играете ли вы или играли когда-нибудь в компьютерную игру «Minecraft»?

(да, нет)

2. Знакомо ли вам значение следующих слов и их эквиваленты в русском языке: «моб»(mob), «грифер» (griefer), «фаербол» (fireball), «баг» (bug), «крафтинг» (crafting)?

(да, нет)

3. Помогают ли компьютерные игры, в частности «Minecraft», запоминанию английских слов?

(да, нет)

Результаты получились следующими.

При ответе на первый вопрос анкеты 27 учащихся (90%) указали, что в «Minecraft» играли или играют. 3 учащихся (10%) с игрой, по их словам, незнакомы. При этом следует отметить, что результаты ответа на первый вопрос оказались примерно одинаковыми у мальчиков и у девочек. У мальчиков ответы распределились таким образом: «да» - 13 человек (87%), «нет» - 2 человек (13%); у девочек: «да» - 14 человек (93%), «нет» - 1 человек (7%), из чего мы можем сделать вывод о том, что данная компьютерная игра широко распространена в среде младших подростков обоих полов.

При ответе на второй вопрос учащимся необходимо было указать, знают ли они значение определённых лексических единиц, используемых в игре, и их перевод на русский язык. Оказалось, что 23 человека (77%) знакомы с терминологией игры, не знакомы – 7 человек (23%). Ответы по половой принадлежности распределились следующим образом: среди мальчиков ответы «да» были даны 13 раз (87%), «нет» - 2 раза (13%); среди девочек ответы «да» получены 10 раз (67%), «нет» - 5 раз (33%), в результате чего мы сделали вывод, что далеко не все подростки, играющие в игру «Minecraft», знают значение используемых в ней слов, причем среди девочек процент этих учащихся выше. Следует отметить, однако, что в общем подавляющее большинство опрошенных хорошо знакомы с терминологией игры и могут её объяснить.

При ответе на третий вопрос учащимся необходимо было определить, помогают ли компьютерные игры, в частности «Minecraft», запоминанию английских слов. Утвердительно ответили на вопрос 19 человек (63%), отрицательно – 11 человек (37%). Из них ответ «да» выбрали 11 мальчиков (73%), «нет» - 4 мальчика (27%); «да» - 8 девочек (53%), «нет» - 7 девочек (47%). Как видно из полученных результатов, большая часть опрошенных всё же отмечает положительное влияние терминологии компьютерной игры «Minecraft» на процесс запоминания английских слов, причём этот процент выше среди мальчиков. У девочек результаты распределились практически пополам, что говорит о том, что девочки не видят прямой связи между компьютерными играми и процессом изучения английского языка.

Все описанные нами результаты анкетирования представлены в виде диаграмм в Приложении 3 данной работы.

Вывод к Главе 2: Изучив официальный сайт компьютерной игры «Minecraft», ресурсы сети Интернет, а также основываясь на собственной практике использования компьютерной игры, мы составили словарь лексических единиц, используемых в ней. Данный словарь был использован при составлении вопросов анкеты с целью выяснить, насколько современные подростки вовлечены в процесс игры «Minecraft», знакомы ли они с лексическими единицами игры и считают ли они, что компьютерные игры, в частности «Minecraft», помогают запоминанию английских слов. В результате проведённого нами опроса большинство утвердительных ответов были получены на все три вопроса, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что компьютерные игры могут использоваться как эффективный инструмент при самостоятельном изучении иностранного языка.

Заключение

Компьютерные игры стали сегодня неотъемлемой частью жизни подростка. Практически каждый подросток вовлечён в ту или иную компьютерную игру. Старшее поколение привыкло считать время за компьютерными играми потраченным зря. В данном исследовании мы поставили цель изучить влияние компьютерных игр на процесс усвоения английской лексики и для примера выбрали игру «Minecraft» как одну из самых популярных.

В нашей работе мы описали типы компьютерных игр и основные положения компьютерной игры «Minecraft», а также составили словарь лексических единиц из неё с полным объяснением их значения и переводом на основе Интернет - источников и собственной практики игры.

В результате теоретического исследования и анкетирования учащихся 5-6 классов мы пришли к следующим выводам:

1. В компьютерную игру «Minecraft» играют как подростки-мальчики, так и девочки. 90% опрашиваемых играют постоянно или когда-либо играли в эту игру.

2. Большинство опрошенных понимают значение лексических единиц, используемых в игре, могут их объяснить и подобрать вариант перевода на русский язык.

3. Большинство опрошенных признают факт положительного влияния англоязычных игр на изучение иностранного (английского) языка.

Таким образом, мы считаем теорию, выдвинутую нами в начале исследования, полностью доказанной, а цель – достигнутой.

Список источников

(печатные)

1. Журнал «Школьный психолог», № 7-2012 (по по материалам «Энциклопедии детских проблем» Ю.А. Захаровой);

2. Кутлалиев Т. Х. Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художественных средств: Автореф. дисс. канд. культурологи/ Лиманская Л.Б. – М.:2014);

(электронные)

3.ru.wikipedia.org;

4. minecraft-ru.gamepedia.ru;

5. mine-mods-info.ru;

6. minecraftonly.ruminecraft-portal.ru

Приложение 1

Сводная таблица лексических единиц компьютерной игры « Minecraft»

Лексическая единица, используемая в русской версии

Английский вариант написания

Перевод

Значение лексической единицы

в игре

 

А

     

1

админ

admin, administrator

администратор

оператор сервера в игре

2

аирлок

 airlock

воздушный шлюз

одноразовая структура, которая может быть построена для предотвращения затопления водой или лавой 

владений игрока

3

альтитуда

altitude

высота

высота относительно нижней границы игрового мира

4

ангриться

angry

злой

нападать на противника

 

Б

     

5

баг

bug

ошибка, жучок

программная ошибка, то есть поведение программы, не соответствующее задуманному разработчиком

6

бан

ban

запретить

ограничить доступ к серверу

7

бедрок

bedrock

коренная порода

блок в игре, который невозможно разрушить

8

биомы

biom

природная зона

природные зоны, на которые разделён мир «Minecraft» (пустыня, саванна, лес, джунгли и т.д.)

9

боббинг

bobbing

качание

система анимаций, которая обеспечивает покачивание экрана во время передвижения игрока

10

бустер

booster

ускоритель

механизм, позволяющий создать своеобразный «вечный двигатель», ускоряющий вагонетки

 

В

     

11

вайп

wipe

стирание

полное стирание игровой карты (всех построек, блоков и т.д.)

12

вайтлист

whitelist

белый лист

система управления доступом игроков к серверу, состоящая из списка игроков, доступ которым разрешён; всем остальным игрокам доступ запрещён

13

валлхак

wallhack

взлом стены

замена непрозрачных текстур на прозрачные, что позволяет смотреть сквозь блоки

14

ваниль

vanilla

ваниль

клиент или сервер «Minecraft» 

без каких-либо неофициальных модификаций 

15

визер

wither

чахнуть

иссушитель, один из боссов игры, призываемый игроком, который после своей смерти оставляет опыт и звезду Нижнего мира

 

Г

     

16

гайд

guide

руководство

обучающая статья или обучающее видео, руководство

17

гаст

gust

порыв

враждебный летающий медузообразный моб, который атакует игрока огненными шарами

18

геймплей

gameplay 

игровой процесс

термин, который используется в области компьютерных игр для обозначения собственно игрового процесса с точки зрения игрока

19

гем

gem

драгоценный камень

изумруды, предназначенные для торговли с жителями

20

грифер

griefer

беспредельщик

игрок, который со злым умыслом вредит другим игрокам, уничтожая их постройки, убивая скот, крадя вещи из дома и т.д.

 

Д

     

21

данж

dungeon

подземелье

сокровищница

22

дроп

drop

падать

предметы, которые выпадают после уничтожения блока, убийства моба или игрока

23

дюп

dupe, 

duplicate

дублирова-

ние

ошибка в игре, которая позволяет игроку клонировать имеющиеся у него предметы

 

И

     

24

иксрей

X-ray

рентген

замена непрозрачных текстур на прозрачные, что позволяет смотреть сквозь блоки

 

К

     

25

контент

content

содержимое

любой значительный объём информации, который добавляется обновлением в программный продукт

26

крафт, крафтинг

crafting

создание

процесс создания предметов и блоков в игре, представленный в виде размещения других блоков или вещей в определённой последовательности в сетке для крафта

27

краш

crash

крушение

 аварийное завершение игры

28

креатив

creative

творческий

творческий мир

29

крипер

creeper

пресмыкающе-еся, ползущий

враждебный моб, не имеющий рук и передвигающийся при помощи четырёх ног

 

Л

     

30

лаг

lag

задержка

увеличение времени отклика игры на действия игрока

31

лог

log

записывание в журнал

журнал, протокол событий сервера и использования игроками команд

32

лор

lore

профессиональные знания

дополнительная текстовая информация, отображающаяся при наведении мышью на предмет в инвентаре

33

лут

loot 

добыча

предметы, выпадающие при смерти моба

 

М

     

34

майн

mine

шахта

шахта

35

моб

mob, mobile object

мобильный объект

существо, которое присутствует в мире игры и управляется компьютером (свиньякороваскелет и т.д.)

36

мод

mod, modification

модификация

 модификация, усовершенствование, изменение для игры, которое создано сторонним разработчиком и не поддерживается «Mojang Studios»

37

мультиплеер

multiplayer

мультиплеер

многопользовательский режим выживания

 

Н

     

38

незер

nether

нижний

ад, параллельное измерение, попасть в которое можно с помощью соответствующего портала

39

нуб

noob

новичок

презрительный термин, которым описывают или не умеющего играть новичка, или же просто выглядящего очень глупым (с точки зрения использовавшего термин) игрока

 

О

     

40

обсидиан

obsidian

вулканическое стекло

самый прочный разрушаемый блок в игре, который можно добыть в режиме выживания и приключения, образуется при соединении воды и источника лавы

 

П

     

41

пиксель-арт

pixel art 

пиксельное искусство

выстраивание различных блоков в последовательности, которая на некотором расстоянии похожа на какой-то рисунок

42

плагин

plugin

дополнение к программе

модификация, усовершенствование, в основном используется для введения новых функций на сервер 

43

редстоун

redstone

красный камень

руда, материал, блок и в целом аналог электрических цепей реального мира, логические схемы, которые могут использоваться для удалённого управления механизмами, создания дистанционных ловушек, железных дорог и т.д.

44

ресорс-пак

resource pack

пакет ресурсов

набор текстур, звуков, моделей и т. п., отображаемых во время игры

 

С

     

45

сид

seed

зерно

число, которое используется механизмом игры для генерации игрового мира

46

скин

 skin 

кожа

облик игрока, его внешний вид

47

спаун, спавн

spawn

потомство

возрождение или появление игрока или моба

48

сплэш

splash

всплеск

случайно выбираемая из предопределённого списка надпись в главном меню игры, которая расположена под логотипом «Minecraft»

49

стек, стак

stack

стопка

одна заполненная тем или иным ресурсом ячейка в инвентаре игрока или сундуке

 

Т

     

50

текстур-пак

texture pack

набор структур

набор текстур, отображаемых во время игры

 

Ф

     

51

фаербол

fireball 

огненный шар

огненный снаряд, различные версии которого используются гастами, а также запускаются из раздатчика, поджигают блоки и наносят урон

 

Х

     

52

хилиться

heal

лечиться

восстанавливать силы в игре

 

Ч

     

53

чанк

chunk

кусок

единица пространства игры

54

читер

cheater

обманщик

игрок, взламывающий аккаунт игрока, взломщик

Приложение 2

Анкета о влиянии компьютерной игры «Minecraft»

на процесс запоминания английской лексики

Анкету подписывать не нужно!

Выберите вариант ответа.

Укажите свой пол:

М

Ж

1

Играете ли вы или играли когда-нибудь в компьютерную игру «Minecraft»?

Да

Нет

2

Знакомо ли вам значение следующих слов и их эквиваленты в русском языке: «моб»(mob), «грифер» (griefer), «фаербол» (fireball), «баг» (bug), «крафтинг» (crafting)?

Да

Нет

3

3. Помогают ли компьютерные игры, в частности «Minecraft», запоминанию английских слов?

Да

Нет

Приложение 3

Результаты анкетирования 30 учащихся

1. Играете ли вы или играли когда-нибудь в компьютерную игру «Minecraft»?

Диаграмма 1. Общее количество опрашиваемых без указания пола (в %)

Диаграмма 2. Общее количество опрашиваемых мальчиков (в %)

Диаграмма 3. Общее количество опрашиваемых девочек (в %)

2. Знакомо ли вам значение следующих слов и их эквиваленты в русском языке: «моб» (mob), «грифер» (griefer), «фаербол» (fireball), «баг» (bug), «крафтинг» (crafting)?

Диаграмма 4. Общее количество опрашиваемых без указания пола (в %)

Диаграмма 5. Общее количество опрашиваемых мальчиков (в %)

Диаграмма 6. Общее количество опрашиваемых девочек (в %)

3. Помогают ли компьютерные игры, в частности «Minecraft», запоминанию английских слов?

Диаграмма 7. Общее количество опрашиваемых без указания пола (в %)

Диаграмма 8. Общее количество опрашиваемых мальчиков (в %)

Диаграмма 9. Общее количество опрашиваемых девочек (в %)

 

Просмотров работы: 124