Введение
В Великобритании музеи считаются одной из разновидностей образовательного пространства. Их коллекции собираются с учетом познавательного потенциала, который содержат экспонаты. Британские музеи стали вспомогательным инструментом для школьного образования еще в XIX веке, поэтому их посещение широко поощрялось и поддерживалось.
На наш взгляд, в России роль музеев в образовании школьных учащихся также растет. Появляется все больше современных экспозиций и творческих пространств, которые помогают ученикам познавать окружающий мир. Музеи стараются заинтересовать и привлечь как можно больше людей. В связи с этим возникает интерес к тому, как взаимодействуют школы и музеи в других странах. Актуальность выбранной нами темы объясняется тем, что, изучая устройство британских музеев и их связь с школьным образованием, мы лучше узнаем уклад, историю, а также образовательные и культурные традиции и новые страноведческие факты о Великобритании. Кроме того, в период пандемии, когда доступ к путешествиям и посещению музеев ограничен, вырос интерес к посещению онлайн-выставок, и наша работа может стать путеводителем для учащихся, помощником в определении интересных экспозиций, помогающих освоить школьную программу.
Объектом исследования являются школьные музеи Великобритании. Предметом исследования – организация образования в британских школьных музеях.
Целью работы является изучение роли и подходов британских музеев к школьному образованию, что объясняет поставку следующих задач:
Изучить роль музеев в системе школьного образования.
Рассмотреть наиболее известные британские школьные музеи, их выставки и методы обучения.
Начиная изучать выбранную тему, мы столкнулись с малым количеством работ, что говорит о небольшом уровне изученности этой темы. Методами исследования являются анализ статей, художественной и учебной литературы.
Роль музея в системе школьного образования
Образовательно-воспитательная функция была одной из главных с момента появления первых музеев. В Великобритании первым публичным музеем считался музей Эшмоула в Оксфорде, он был открыт в 1683 году и сразу стал использоваться для обучения студентов [Юхневич, 1997].
Многие другие британские университеты, такие как университет Сент-Эндрю, Кембридж, Эдинбургский университет тоже стали использовать музеи для обучения учащихся. Обычно это были естественнонаучные коллекции – например, анатомические выставки для изучения медицины. Их экспонаты имели особую важность, потому что их можно было изучать гораздо дольше по времени.
Во времена правления королевы Виктории строительство музеев получило особое значение. В этот период происходил подъем в культурной и научной жизни страны, бурный рост промышленности, из-за чего музеи имели узкую специализацию. Важную роль в истории британских музеев и развитии идеи образования и воспитания сыграла Всемирная выставка изделий промышленности всех наций, которая состоялась в 1851 г. в Гайд-парке в Лондоне. На ней центральное место занимали экспонаты из Великобритании, показавшие ее высокий уровень развития. Это событие показало населению важность обучения и музеи обрели новый уровень популярности.
15 британских музеев, посвященных проблеме образования, создали Группу школьных музеев. Эти музеи принимают участие в профессиональных конференциях. Это, например, Викторианский класс в Музее Рединга, Раггедский школьный музей, открытый в Лондоне в 1990 году, Британский школьный музей в Хитчине и музей в Глазго. Этот музей известен довольно широко благодаря необычной архитектуре здания, в котором он располагается, интерьерам и интересной экспозиции, посвященной развитию образования, а также проводимым в нем педагогическим и исследовательским семинарам. В Глазго выставка музея связана с центральным городским музеем, а исследования по истории образования - с университетом [Шуштар, 2012].
Конечно, школа и музей имеют совсем разные подходы к процессу обучения. Музеи дают более неформальные знания, их посещают люди разных возрастов, интересов и положений. Музей открывает уникальную возможность своими глазами узнать все это разнообразие и полноту жизни и научиться понимать сущность разных событий или явлений.
В отечественном музейном деле долгое время было принято считать, что в задачу музея вовсе не входит обучение, передача знаний, умений и навыков. Сейчас же музей стал особой областью. Люди посещают их не только ради лекций и осмотра достопримечательностей. В музей идут отнюдь не только для того, чтобы увидеть самую большую статую, самую драгоценную коллекцию украшений или самую редкую шкатулку. В работе со школьниками иностранные музеи уделяют много внимания представлению о мире, способности наблюдать разные явления, классифицировать и получать информацию. Сюда приходят еще и за обменом мнениями и нестандартным подходам к изучению разных тем.
Популярные школьные музеи Великобритании
В Великобритании находится множество разнообразных музеев, но мы расскажем о музеях, популярных именно среди учащихся школ и о музеях, имеющих специальные предложения по обучению школьников.
Музей Рединга, или Музей чтения – это музей истории города Рединг в английском графстве Беркшир и его окрестностей. Музей состоит из нескольких галерей. Галерея Силчестера рассказывает о находках, обнаруженных во время раскопок римского города Силчестер: керамике, ювелирных изделиях, скульптуре. Галерея Байе показывает точную копию гобелена Байе и содержит информацию об истории переселения саксонцев и набегов викингов в этом графстве. Галерея Зеленое пространство объясняет геологию и естественную историю области с помощью большой выставки образцов растений, минералов и животных. Галерея Хантли и Палмерса рассказывает о производстве печенья, которое долгое время было основным производством в этом районе.
Кроме экскурсий и лекций, музей имеет множество тестов, игр, карточек и плакатов по содержанию выставки, они выпускают пособия и буклеты с информацией и заданиями для разных возрастов. Особенностью этого музея является его тесная работа с школьными группами. Они проводят ряд мероприятий и семинаров, которые позволяют ученикам исследовать исторические и современные методы творчества: анимацию, рисование, фотографию и музыку. Музей периодически проводит премию в области искусства, для которой школа может представить свой творческий проект. Такой конкурс вдохновляет учеников развивать свои художественные и лидерские таланты [Reading Museum, Электронный ресурс].
Другим популярным школьным музеем является Городской музей Лидса, первоначально основанный в 1819 году, и открывшийся вновь в 2008 году в Лидсе, Западный Йоркшир, Англия. Хотя экспонаты выставок варьируются, они обычно состоят из экспонатов из истории Лидса. В центральном холле на полу напечатана большая карта Лидса. Выставки организованы между несколькими галереями. Чаще всего открыта галерея «Жизнь на Земле» Это галерея естественной истории, в которой представлено все – от метеорита до останков динозавров. В галереи древних миров можно увидеть древнюю римскую мозаику, мумии и гробницы. Интересна выставка «Голоса Азии», показывающая культуру, быт и традиции азиатских общин.
Для школьников этот музей интересен тем, что предлагает множество мероприятий, связанных со школьной программой. Это творческое, основанное на навыках обучение в различных областях: например, виртуальный семинар про Древний Египет, поиск древних украшений англосаксов с помощью металлодетекторов, квесты о северных животных. Таким образом, музей не только проводит лекции, но и развивает навыки, это помогает лучше запомнить новую информацию [Leeds City Museum, Электронный ресурс].
Музеи пользуются популярностью среди учащихся не только в Англии. Художественная галерея и музей Келвингроув находится в Глазго. Является самым посещаемым музеем Шотландии и шестым по посещаемости в Великобритании. Музей расположен недалеко от главного кампуса Университета Глазго на Гилморехилле. В музее 22 галереи, в которых размещены различные экспонаты, в том числе произведения искусства эпохи Возрождения, чучела животных и артефакты из древнего Египта.
Среди экспонатов музея можно увидеть полотна Рембрандта, Рубенса, Якоба ван Рейсдаля, Боттичелли, Тициана, Джованни Беллини, Дега, Моне, Пикассо, Дали, Ван Гога, Писсарро, Россетти, шотландских живописцев Уильяма Орчардсона, Джона Петти, Горацио Маккаллоха, Генри Ребёрна, Сэмюеля Пепло и др. Кроме того в музее можно увидеть коллекцию скелетов доисторических животных; коллекцию объектов искусства Древнего Египта; коллекцию скульптур; коллекцию рисунков, предметов мебели и других объектов, выполненных знаменитым уроженцем Глазго архитектором Чарльзом Ренни Макинтошем; коллекцию оружия и доспехов; ряд выставок, посвященных историческому наследию Шотландии и Глазго [Glasgow Life, Электронный ресурс].
Для школьных учащихся существует несколько программ по обучению: это лекции в игровой форме, клубы по интересам (изучение языков, книжный клуб, клуб кино для детей, клуб домашней работы, проведение опытов и экспериментов).
Британский школьный музей в Хитчине считается «домом образовательной революции». Музей построен вокруг подлинной ранневикторианской школы, основанной в 1830-х годах, и не изменялся с тех пор, как он был открыт. История музея начинается в 1810 году, когда старый дом на Куин-стрит был превращен в классную комнату для 200 мальчиков и 100 девочек, детей самых бедных жителей Хитчина. В британском школьном музее хранятся две важные образовательные коллекции – это коллекция Джилл Грей и эталонная коллекция.
Коллекция Джилл Грей – это архив, содержащий около 37 000 артефактов, связанных с детством и историей образования в Великобритании. Коллекция собрана уроженкой Хитчина Джилл Грей (1919-1987), которая помогла развивать британские школы в Хитчине. Ее коллекция – это основа среди постоянно меняющихся музейных экспонатов.
Вторая коллекция – эталонная коллекция, составленная из материалов, переданных музею в дар. В настоящее время насчитывается более 10 000 предметов, связанных с детством и образованием, многие из которых были пожертвованы учениками и сотрудниками бывшей школы. Некоторые из этих предметов были использованы, чтобы помочь обустроить кабинеты.
Британский школьный музей предлагает взглянуть на Викторианскую школу и устройство викторианского образования, это отличает его от многих других музеев. Мы можем не только узнать об устройстве классов и уроков, но и своими глазами увидеть предметы, которыми пользовались учителя и ученики для обучения. Музей предлагает регулярные мероприятия для школьных групп и семей: это семинары, викторины, выставки, лекции, мастерские игрушек и дизайна, обучение практическим навыкам. Также можно посетить выступления волонтера-историка, в художественной форме рассказывающего о различных исторических фактах, задать ему вопросы и провести беседу. Для погружения в атмосферу викторианской эпохи, посетителям предлагают специальные костюмы [British school museum, Электронный ресурс].
Раггедский школьный музей, или Музей школы беспризорников – еще одно важное место посещения для британских школьников. Он рассказывает о жизни бедного района Лондона в викторианскую эпоху и может быть очень полезен современным детям. Школа на Копперфилд-Роуд, в Ист-Энде, где проживало бедное население Лондона, была открыта в 1877 году и проработала до 1907 года. Через неё прошли десятки тысяч детей. Располагалась школа в бывших складских помещениях.
В помещении есть много выставок: фотографии Лондона XIX века и детей, учившихся в школе, их рекомендательные письма, Библии, которыми их награждали, учебники и тетради, публикации доктора Бернардо. Но наиболее необычным для посетителей местом являются воссозданные помещения: школьный класс и викторианская кухня. В них сохранилось много предметов обихода тех времен, такая выставка воссоздает атмосферу обучения викторианской эпохи. [Ragged school museum, Электронный ресурс]
Среди необычных мероприятий музея – Фестиваль музыки беспризорников, совместный фестиваль с Музеем детства, праздники в честь Хэллоуина и Пасхи, конкурсы рисунков, чтение и обсуждение книг.
Заключение
Ни для кого не секрет, что музей – это важная ступень в обучении школьников. Если раньше он был «хранилищем» для древних находок, предметов быта старины, то сейчас он стал ярким местом получения новых знаний, местом для обсуждений, для выражения творчества.
В Великобритании множество музеев имеют специальные программы для учеников школ. Эти программы помогают узнать новое в игровой форме, получить практические навыки и просто пообщаться.
Одними из самых популярных среди школьников музеев в Великобритании считаются Музей Рединга, или Музей чтения; Городской музей Лидса; Художественная галерея и музей Келвингроув; Британский школьный музей в Хитчине и Раггедский школьный музей, или Музей школы беспризорников.
Они не только проводят привычные экскурсии и читают лекции об экспонатах, но и устраивают семинары, квесты, фестивали, где заставляют применять уже имеющиеся знания, сочинять, творить, высказывать свое мнение.
Списокиспользованныхисточников
Юхневич М.Ю. Музейная педагогика за рубежом. – М., 1997. – С. 4-55.
Шуштар Б. Школьные музеи Европы: многообразие подходов // ВМ. – 2012. – №2 (6). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-muzei-evropy-mnogoobrazie-podhodov (дата обращения: 01.11.2020).
Rice D. Balancing act: education and the competing impulses of museum work // Art Institute of Chicago Museum Studies. – 2003. – Vol 29, № 1. – P. 11.
Greenwood T. Museums and art galleries. – London: Simpkin: Marshall, 1888. – P. 389-390.
Thompson J.M.A. Manual of curatorship: a guide to museum practice. – Cornwall: Hartnoll Print: Bodmin, 1984. – P. 31.
Reading Museum. Электронный ресурс: https://www.readingmuseum.org.uk/ Дата обращения: 26.10.2020.
Glasgow Life. Электронный ресурс: https://www.glasgowlife.org.uk/ Дата обращения: 29.10.2020.
Leeds City Museum. Электронный ресурс: https://museumsandgalleries.leeds.gov.uk/leeds-city-museum/ Дата обращения: 03.11.2020.
Ragged school museum. Электронный ресурс: https://www.raggedschoolmuseum.org.uk/ Дата обращения: 05.11.2020.
British school museum. Электронный ресурс: https://britishschoolsmuseum.org.uk/ Дата обращения: 07.11.2020.