I. Введение.
Владение иностранным языком, хотя бы на базовом уровне, уже давно стало жизненной необходимостью. Мы ездим на отдых за границу, легко можем познакомиться с детьми из других стран в социальных сетях, многие описания игр, этикетки на продуктах выполнены на английском языке.
Изучение иностранного языка, чаще всего английского, начинается уже в 1-м или во 2-м классе. Иногда в детских садах также организованы занятия по английскому языку.
Для освоения языка нужна постоянная практика. Некоторые дети ходят на дополнительные занятия в языковые школы. Но для тех, кто ограничен часами школьной программы, могут возникать сложности.
В прошлом году со мной случилась ужасная история! По английскому за четверть у меня вышла итоговая оценка «три». Вроде и занималась я, но почему-то английский стал мне казаться всё сложнее и сложнее, всё непонятнее и непонятнее. После тестирования моих знаний английского языка выяснилось, что основная проблема у меня – словарный запас. Значительную часть слов, которые были в текстах учебника, я просто не понимала, не помнила их значения, хотя английским языком я занималась с 5 лет, в садике. И тогда папа, Жуков Николай Геннадьевич, вспомнил о методике удерживания в памяти иностранных слов, которую сам использовал, когда учил английский и готовился для рабочей поездки в США и Канаду 20 лет назад, а затем успешно использовал уже при работе там.
Его методика помогает сохранить слова из оперативной памяти в долгосрочную.
В своей работе я поделюсь с вами, как работает эта методика, и каких результатов с ее помощью можно достичь не только ребенку, но и взрослому человеку. Данная методика ни в коем случае не заменяет школьную программу, а является лишь эффективным дополнением к классическим методам изучения иностранного языка.
Цель работы: выявление и использование эффективных способов и приёмов запоминания иностранных слов.
Задачи:
- изучить процесс запоминания/забывания информации школьником;
- сделать анализ словарных слов учебников за 2 и 3 классы авторов С.Г. Тер-Минасовой и И.Н Верещагиной;
- создать тест для проверки контрольного среза знаний словарного запаса по учебникам С.Г. Тер-Минасовой и И.Н Верещагиной;
- узнать мнение одноклассников, друзей и их родителей о том, какие проблемы возникают у них с запоминанием иностранных слов и нуждаются ли они в дополнительной методике их запоминания;
- разработать методику запоминания словарных слов, подготовить дидактический материал;
- используя данную методику, самой изучить основные слова из учебников и дополнительные по интересу, собрать статистику, выявить достоинства и недостатки.
Объектом исследования является процесс запоминания или забывания иностранных слов.
Предмет исследования – поэтапная технология (методика) процесса устойчивого запоминания иностранных слов в долговременной памяти.
Методы:
- изучение теоретического материала;
- проведение эксперимента по запоминанию иностранных слов;
- обработка и анализ полученных данных;
- интервьюирование.
Гипотеза – для успешного владения иностранным языком важно сформировать базовый словарный запас с эффектом длительной памяти и возможностью мгновенного вспоминания значения слова без приемов мнемотехники.
II.Теоретическая часть.
2.1. Как происходит процесс запоминания и забывания. Кривая забывания Германа Эббингауза.
ЗАПОМИНАНИЕ. Даже без научных экспериментов, на своём личном опыте каждый знает, что хорошо и надолго запоминаются яркие события, яркие необычные образы. Остаётся в памяти то, что связано с чем-то для нас важным.
На этом основан приём для запоминания, который называется МНЕМОТЕХНИКА. При запоминании иностранного слова используется какой-то яркий необычный образ или какая-то понятная ассоциация. Например, я никак не могла запомнить слово “wall” – «стена». Потом представила на стене в моей комнате огромные яркие огненные буквы “WALL”. Запомнила этот образ, и потом каждый раз при слове «стена» у меня в памяти появлялась картинка стены в моей комнате с огненными буквами “WALL”. Так я запомнила, наконец, это слово. Но такая техника хороша для первичного запоминания. Она помогает вспоминать иностранные слова. Но для нормального использования этих слов их нужно не вспоминать каждый раз через цепочку образов, а просто знать, понимать сразу же. Как сделать так, чтобы эти иностранные слова не приходилось каждый раз вспоминать с помощью огненных букв или ещё чего-нибудь, а чтобы просто, когда я услышу или увижу надпись “wall” я понимала – «стена», а когда я захочу сказать «стена» на английском, язык сам произнёс “wall”. Об этом – чуть дальше.
ЗАБЫВАНИЕ – тоже очень важная функция работы мозга. Та информация, которой мы не пользуемся, постепенно вытесняется из нашей памяти как ненужная.
Поэтому как бы мы ни старались запомнить иностранное слово при помощи ярких ассоциаций или связав его с тем, что нам дорого, если мы этим словом не пользуемся, оно со временем будет позабыто.
2.2. Кривая забывания Германа Эббингауза.
КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ. Ещё в 1885 году немецкий учёный Герман Эббингауз [1] проводил эксперименты для того, чтобы понять, как происходит процесс забывания. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, (например, бов, гис, лоч и т. п.).
В ходе опытов было установлено (Приложение А, рисунок 1), что после того как человек сумеет всё-таки хотя бы один раз безошибочно повторить серию таких слогов, забывание идёт вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 % от изученного. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц.
Выводы, которые можно сделать на основании этих экспериментов – для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.
Конечно, английские слова это для нас не совсем бессмысленные слоги.
Запоминая слова для словарных диктантов, я стараюсь представить яркие картинки, кроме слов заучиваю словосочетания, а иногда целые предложения.
Но когда тема, например, «ЕДА И КУХНЯ» пройдена, слова “potato”, “bowl”, “carrot” могут не встречаться в тексте учебника в течение нескольких месяцев, и многие из них неминуемо будут забыты. Когда-то в садике у нас были уроки английского, и я помню, что мы проходили тему овощей и фруктов, я их все хорошо знала. Но когда начали эту тему изучать в школе, не смогла вспомнить ни одного слова, потому что давно не повторяла их.
Чтобы изученные слова надолго оставались в памяти, их нужно повторять и повторять по особой методике, предложенной тем же учёным Эббингаузом. Сначала повторения делаются через короткий промежуток времени, например, через полдня или через день, потом промежутки между повторениями постепенно увеличиваются (Приложение А, рисунок 2).
2.3. Анализ словарных слов в учебниках английского языка.
Так как к этой методике проявили интерес родители моих друзей, которые учатся в других школах и по разным учебникам, то мы вместе с папой сделали единую базу всех слов за 2 и 3 классы по учебникам И.Н. Верещагиной [2,3] (Приложение Б, таблица 1) и С.Г. Тер-Минасовой [4,5] (Приложение Б, таблица 2), чтобы понять какое количество слов вводится в лексикон за каждый учебный год по группам:
- словарные слова;
- слова, которые встречаются в тексте, но нет в словарике;
- слова, которые повторяются в учебнике следующего года.
И сделали выводы, что в учебниках И.Н. Верещагиной (Приложение Б, таблица 3) используется принцип повторения, а в учебниках С.Г. Тер-Минасовой нет (Приложение Б, таблица 4), а именно по второй системе я и обучаюсь. Поэтому крайне важно использовать дополнительно к основному учебному процессу еще и методику повторения словарного запаса.
Также для меня и моих друзей мы сделали тесты в программе Excel за 2 класс по учебникам И.Н. Верещагиной (Приложение Б, таблица 5) и С.Г. Тер-Минасовой (Приложение Б, таблица 6) для проведения контрольных срезов. Так, например, у меня после 1 четверти 3 класса проверка слов за 2 класс у меня процент усвоенных слов составлял всего 25% (Приложение Б, таблица 7).
III. Экспериментальная часть.
3.1. Подготовка дидактического материала.
Для того, чтобы исправить ситуацию с тройкой по английскому языку, мы с папой изготовили карточки, куда постепенно были записаны все-все слова, которые мы изучили во втором классе и за первую половину третьего. (Дело было как раз после первого полугодия.
Процесс изготовления карточек: берём белый двусторонний глянцевый картон формата А4 (Приложение В, рисунок 1). Разлиновываем прямоугольниками. Размер прямоугольников такой, чтобы было удобно держать в ладони, и чтобы оставалось поменьше отходов 38 х 55 миллиметров.
Разрезаем. Обязательно обрезаем уголки – тогда карточки не будут цепляться, застревать, карточки удобно будет перемешивать. На одной стороне пишем английское слово с транскрипцией. На другой – русский перевод. Иногда возможно два-три значения перевода (Приложение В, рисунок 2). Карточки раскладываем пачками по 25 или 50 шт. Кому как нравится.
3.2. Методика запоминания иностранных слов.
Как мы помним из исследования Генриха Эббингауза, сначала слово нужно освежать в памяти часто, а по мере запоминания – можно всё реже и реже. Чтобы следовать этому правилу мы приобрели три коробочки для хранения карточек (Приложение В, рисунок 3).
В красной – новые слова, которые я только-только начала изучать (Приложение В, рисунок 4). Тут обычно не более одной пачки – 50 слов. Эти слова я повторяю трижды в день. Какие-то слова запоминаются довольно быстро. Их я перекладываю в жёлтую коробку. Потом я к ним снова регулярно возвращаюсь дня через три или четыре.
Те слова из жёлтой коробки, значение которых вспоминается уже легко и сразу, перекладываются в белую коробку. К ним я возвращаюсь уже через несколько недель.
При работе с карточками-словами нужно то и дело менять сторону: то с английского на русский, то с русского на английский. Интересно, что с английского на русский запоминается легче и быстрее, чем наоборот.
Главное условие сохранения иностранных слов в долговременную память – это их повторение по 2-3 раза каждый день (Приложение Г). За четыре месяца регулярных повторений: три раза в день по 10 минут в белую коробочку было переложено 500 карточек. А к лету – уже 700. Перерыв в занятиях на 2 летних месяца привёл к забыванию значений примерно 200 карточек. С сентября занятия были возобновлены.
3.3. Мотивация к обучению иностранного языка.
Когда через первый месяц запоминания слов я увидела какое большое количество карточек оказалось в белой коробке (200 слов), то сама удивилась, что смогла и у меня получилось. Мне стало гораздо интереснее на уроках английского языка в школе. Теперь мое самое любимое занятие, это перекладывать карточки в белую коробочку. Карточки, которые я выучила до автоматизма.
Также с карточками мне гораздо понятнее насколько я хорошо учу слова, быстро или медленно.
А чтобы мне было еще интереснее учить английские слова, папа помог мне составить список слов из моих любимых мультфильмов, где герои говорят и поют на английском языке, песен и книг. Например, из песни «FRIENDS» певицы Anne-Marie или детской книги про котят на английском языке.
VI. Заключение.
По итогу выполнения работы, которая длится уже несколько месяцев, можно с уверенностью сказать, что цели достигнуты и гипотеза успешно реализуема.
Так за третью и четвертую четверти 3 класса по английскому языку у меня стоят оценки «5». У меня появилась уверенность, а страх перед незнакомыми словами отступил. И даже мама успевает вместе со мной запоминать слова, пока готовит нам завтрак.
Отработана простая, но очень эффективная методика, которая не требует больших дополнительных усилий и может быть рекомендована как дополнение к другим занятиям по иностранному языку.
Теперь по этой методике занимаются и мои друзья. Для них и их родителей мы с папой провели онлайн-вебинар в Zoom и записали несколько видео-уроков (Приложение Д).
В процессе этой работы мы увидели полезность выпуска типографским способом в приложение комплекту к школьным учебникам готовые наборы карточек со словарными словами.
V. Список литературы.
Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
(дата обращения 07.11.2010) Кривая забывания Генриха Эббингауза.
Английский язык. 3 класс : учебник для 3 класса общеобраз. организаций и школ с углубленным изучением англ. языка. В 2 ч. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. (2-е изд.- 2019). - Ч.1 - 160с., Ч.2 - 128с.
Английский язык. 2 класс : учебник для 3 класса общеобраз. организаций и школ с углубленным изучением англ. языка. В 2 ч. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. (2-е изд.- 2019). - Ч.1 - 146с., Ч.2 - 162с.
Английский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М. и др (3-е изд.- 2018) Ч.1 - 96c., Ч.2 - 103c.
Английский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М. и др М.: (3-е изд.- 2018) - Ч.1 - 104с., Ч.2 - 104с.
Приложение А
Приложение Б
Таблица 1
Анализ учебников И.Н. Верещагиной за 2 и 3 класс (фрагмент)
Количество слов в словаре за 2 класс |
Количество слов за 2 класс, но которые уже не встречаются в 3 классе |
Количество дополн. слов за 2 класс, которых нет в словаре, но которые есть в текстах |
Количество слов в словаре за 3 класс |
Из них совпадает со слова 2 класса |
445 |
132 |
54 |
612 |
350 |
Таблица 2
Анализ учебников С.Г. Тер-Минасовой за 2 и 3 класс (фрагмент)
Количество слов в словаре за 2 класс |
Количество слов за 2 класс, но которые встречаются в 3 классе |
Количество слов в словаре за 3 класс |
Количество дополн. слов за 3 класс, которых нет в словаре, но которые есть в текстах |
225 |
- |
232 |
251 |
Таблица 3
Контрольный срез остаточных знаний за 2 класс
Всего слов, изученных и встреченных во 2-м и 3-м классе |
616 |
Из них запомнилось |
155 |
Процент усвоенных слов, % |
25 |
рисунок 1 |
Приложение В рисунок 2 |
рисунок 3 |
рисунок 4 |
Приложение Г
Утром 10 минут перед выходом в школу |
Днем 10 минут пока едем в машине на тренировку |
Вечером 10 минут после отдыха и уроков |
Приложение Д