Введение
XXI век во всем мире обусловлен процессом глобализации, который способствует в свою очередь наиболее тесному взаимодействию всех форм общественного сознания. Литература, будучи одной из самых ярких форм выражения общественного сознания, находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с философией, педагогикой, психологией, социологией и другими отраслями науки и культуры.
В художественном произведении, как в зеркальном отражении, рассматривается общество, его противоречия, социальные слои, их взаимоотношения. Молодежь - часть этого общества. Она является объектом глубокого и пристального внимания и изучения в самых различных отраслях науки.
Возрастной диапазон анализируемых нами героев от 13-20 лет. При анализе героев следует учитывать тот сложный возрастной период, в котором они находятся. Ж.Ж. Руссо охарактеризовал подростковый возраст как “второе рождение”, когда человек заново самостоятельно “рождается в жизнь” и подчеркнул важнейшую особенность данного периода – рост самосознания.
Подростковый период обозначается также как кризис сознания (период “Бури и натиска”), преодолев который человек приобретает “ чувство индивидуальности. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие “Я”, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Подростковый период – сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни.
Создавая образ молодого человека, авторы чаще всего обращаются к таким средствам характеристики персонажа, как портрет, речь, формы его поведения и мир вещей, окружающих героя.
Наиболее значимым средством создания образа молодого человека является их речь: употребляемые в ней слова, выражения, фразеологические обороты, которые имеют смысловые и эмоциональные оттенки. Специфика диалогов, их эмоциональная окраска помогают читателю понять героя, его ближайшее окружение, ценностную ориентацию персонажа.
Психологический портрет молодого человека создается благодаря использованию внутренних монологов героев. Они открывают читателю интимные и глубоко личные переживания, проблемы, которые волнуют героев.
Рассматривая в данной работе образ героя, остановимся на времени начала XXI века. В жизни мирового сообщества произошла смена границ, экономических формаций, смена жизненных ориентиров и ценностей.
Целью данной работы является найти особенности в описании героя и окружающих его персонажей в произведении "Тринадцать", раскрыть внутренний мир главного героя.
Предмет исследования - произведение Тома Хойле "Тринадцать”.
В работе решаются следующие задачи:
- образ подростка в творчестве Тома Хойле;
- выявить особенности отношений автора и героя в произведении "Тринадцать".
- найти ответы на следующие вопросы: кто он, главный герой произведения?
В качестве методов решения данных вопросов применяется анализ текста произведения "Тринадцать", а также анализируются критические работы, посвященные данному произведению.
Глава 1
Понятие “персонаж”. Основные характеристики и виды персонажей
Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо . В данном синонимическом ряду слово персонаж – наиболее нейтральное, его этимология (persona – маска, которую надевал актер в античном театре) мало ощутима. Героем (от греч. heros – полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт. Понятие персонажа (героя, действующего лица) – важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (т.е. система, ход событий) составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете. В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике (по сравнению с эпосом и драмой) резко ослабевает.
Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его изображения может быть очень разной и зависит от многих причин. Он может занимать в системе персонажей разное место и, соответственно, быть нарисован в полный рост или представлен через немногие детали.
Словарь литературоведческих терминов (2012) дает следующее определение персонажу:
ПЕРСОНАЖ
- (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин П. употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.
Согласно Литературной энциклопедии (2012): ПЕРСОНАЖ в художественной литературе действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной литературе образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными.
На страницах Большой советской энциклопедии (БСЭ, 2012) мы находим следующее определение: ПЕРСОНАЖ - (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных произведений.
Так как мы будем рассматривать образ современного героя, остановимся на понятии “ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ”.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования. Особое значение приобретает понятие Г. л. в сказках и баснях, где могут действовать (и, следовательно, называться Г. л.) фантастические существа, животные или предметы, однако чаще они именуются персонажами или действующими лицами. Ср. персонаж, действующее лицо. (Словарь литературоведческих терминов. 2012)
Существуют различные типы персонажей, такие как антропоморфные, групповые, всесценические, заимствованные персонажи и собирательныегерои.
Создавая образ молодого человека, авторы чаще всего обращаются к таким средствам характеристики персонажа, как портрет, речь, формы его поведения и мир вещей, окружающих героя.
Автор данного произведения, Том Хойле, создает образ персонажа за счет его поведения во время повседневных ситуаций и описания отличительных черт героя, используя различные тропы (такие как сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, перефраз и т.п.).
Глава 2
Образ современного героя произведения Тома Хойле “13”
Для анализа персонажа возьмем главного героя, вокруг которого происходят все действия, данного произведения Адама Гранта. Адам является тринадцатилетним мальчиком, родившимся в начале второго тысячелетия. По сюжету книги это и делает его особенным, поскольку Адам является одним из 13 мальчиков, появившихся в тот же момент в Лондоне, и, по легенде, один из них должен стать лидером и изменить мир полностью и кардинально.
Культ, знающий об этом придании, хочет помешать исполнению этого сказания, убивая этих парней. Когда Адам остается последним из тринадцати детей, за ним объявляет особую охоту Корон, предводитель данного культа, которому постоянно шепчет программу действий голос, называемый Мастером.
Когда ребенок рождается, он сталкивается с сумасшедшим человеком из этого культа, который пытался убить его совсем новорожденного, но, благодаря случайности, младенец выживает. В дальнейшем его мать сходит с ума, поскольку боится людей, преследовавших её сына, и оставляет его на произвол судьбы, пока его не усыновили люди из другой семьи.
Адам, как тринадцатилетний мальчик, - это собирательный образ современного подростка, сталкивающегося с обычными бытовыми или более серьезными проблемами. Более того, реакция этого парня на различные ситуации, как раз также выявляет его характер.
У Адама сильно переменчивое настроение, об этом факте нам говорит ситуация в школе. Он за считанные мгновения от веселого и беззаботного состояния переходит в неконтролируемую ярость, в результате которой он разбивает нос своему однокласснику. Данноедействиепроисходитнаурокеестествознания:” ...There was a pause as Adam flipped to a page featuring an octopus. 'Hey, Meg - look. This creature's amazing. It says here it has eight testicles. '....Returning from elsewhere in the room, Jake stopped at the end of the row and yet again punched Leo for no reason…. Adam felt anger stir within him like a deep rippling pool….He stood up. Five strides later, he had reached Jake and hit him.” (Перевод: Повислапауза, покаАдампролистывалдостраницысизображениемосьминога:” Хей, Мег, смотри. Это животное удивительное. Тут сказано, что у него 8 щупалец” … Возвращаясь откуда-то в комнате, Джейк остановился в конце ряда и снова ударил Лео без причины… Адам почувствовал, как в нем закипает гнев, словно глубокая рябь бассейна….Он встал. Через пять шагов он добрался до Джейка и ударил его.) Видно, что в начале занятия он имеет хорошее настроение и настроен на то, чтобы веселиться, но то, как его одноклассник поступил с его другом заставляет главного героя чувствовать ярость и в дальнейшем идти на драку с парнем, обидевшего его товарища.
Вспыльчивость этого подростка так же ярко видна именно в тот момент, когда он случайно находит документы о своем усыновлении, в которых говорится не та информация, которую утверждали Адаму ранее. Втекстеэтототрывокпредоставлентак:” Adam over to the desk in the sitting room, then towards the top right drawer and then to what lay under the blue folder. It was a report on Adam's adoption, and raised questions that he had only ever half asked or been half told…. It mentioned a review 'because of the exceptional circumstances of the child's adoption', whatever that meant…. He tore into the desk, looking for more information. Whole drawers were pulled out and tipped on to the floor…. Adam then went from room to room, searching. By the time his parents returned, the house was a sea of paper. Adam was crouched on the sitting-room floor, still in his pyjama bottoms, a letter in his hand. 'When were you going to tell me? I was three - THREE when you adopted me! And what does this exceptional mean?' Adam jabbed at the page.” (Перевод:Адам подошел к письменному столу в гостиной, затем к правому верхнему ящику и к тому, что лежало под синей папкой. Это был отчет об усыновлении Адама, и в нем поднимались вопросы, которые он только наполовину задавал или которые ему наполовину говорили…. Упомянут отзыв ‘из-за чрезвычайных обстоятельств усыновления ребенка’? что бы это не значило...Адам ходил из комнаты в комнату и искал. К тому времени, когда его родители вернулись, дом превратился в море из бумаги. Адам сидел на полу в гостиной, все еще в пижамных штанах, с письмом в руке. “Когда ты собирался мне сказать? Мне было три, ТРИ ГОДА, когда вы усыновили меня! И что это чрезвычайное значит? - Адам ткнул пальцем в страницу.) За совсем небольшой промежуток времени, ребенок наводит беспорядок среди документов и начинает сильно злиться и ругаться, после того, как понимает, что его родители не рассказывали всю информацию об усыновлении.
Более того, он скрывает часть своих эмоций и чувств, как это свойственно подросткам, как, например, он был заинтересован в своей подруге, Меган, но долго сам не мог сам для себя это решить. Это доказывает одна из цитат? находящиеся в пятой главе первой части:” He was interested in her- or only indirectly interested” (Перевод: Он был заинтересован в ней, но только не на прямую). Однако же Адаму получается сказать другу о том, что он чувствует к Меган, в первый раз, только во время фестиваля, когда главный герой оказывается в состоянии алкогольного опьянения: He quickly leaped outside, bolstered by cider, so not as shy as he would normally have been in front of those returning to their tents. 'I love Megan! I love Megan!'(Перевод: “Он быстро выскочил наружу, поддерживаемый сидром, поэтому не был таким застенчивым, как обычно перед теми, кто возвращался в свои палатки. - Я люблю Меган! Я люблю Меган!”).
Персонаж проявляет постоянную заботу о своей подруге, ведь в любой опасной ситуации он всегда первым делом думает:” Где Меган?”, более того, он постоянно беспокоится о том, не произошло ли чего-либо ужасного с ней. Как, например, после того, как на Адама, в том числе и компанию друзей, напали в первый раз, первые мысли после побега были о своей подруге:” Terrified that something would happen to Megan, Adam didn't speak until they were well beyond the tents.” (Перевод: “Испугавшись, что с Меган могло что-то случится, Адам не произнес ни слова, пока они не оказались далеко за палатками.”)
Для Адама не так важна часть его жизни окружающая его материально, то есть, например, планировка комнаты или одежда, купленная в магазинах, предназначенных на покупателя, который разбирается в моде и новых тенденциях. Его больше волнуют внутренние переживания, как свои собственные, так и своих друзей. После того, как главной герой по случайности убивает другого персонажа, его потом долгое время мучает совесть, и у него постоянно в голове крутятся мысли о том, что он убийца. Понять можно его переживания в ночь после пожара, когда он у Меган постоянно просыпается и и повторяет сам себе:” I’m a killer. I’ve killed twice “(Перевод: “Яубийца. Яубилдважды”)
Поэтомувегокомнатетворитсяпостоянныйбеспорядок,говорящийоегорассеянности:” His desk drawer held many things: string, elastic bands, picture from the paper of Megan Fox (why did| - you could google her), a memory stick that he thought he had lost... Plenty of things, but no batteries.” (Перевод: в ящике стола лежало много вещей: веревки, резинки, фотография из газеты Меган Фокс (почему он сохранил ее - вы можете погуглить ее), флешка, которую он думал, что потерял... Много чего, но нет батареек.)
Обращая внимание на исследование С.В Чернобровкиной, являющаяся кандидатом психологических наук и, помимо этого, она-доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Омского государственного университета им. М.Ф. Достоевского, напечатанное в Вестнике омского университета, названием “Образ героя современных подростков”, то выявляется опрос, проведенный среди аудитории, на которую нацелено произведение Тома Хойле, с целью выявления какие качества имеются у литературного героя, который является, по мнению читателей, примером дляподростков, и каким “хороший подросток” должен быть, по их мнению.
Главный герой произведения “Тринадцать” имеет большинство данных качеств. На первом место данного опроса стоит качество, как “ совершение хороших поступков”, треть опрошенных ответили так. Адам же постоянно борется за справедливость и тот факт, что он смог в финале данного произведения Корона, предводителя культа, который хотел править миром, убивая тринадцатилетних детей. Момент подвига как раз происходит в новогоднюю ночь, в день рождения Адама:” Twelve. Adam's right foot connected with Coron's face. An instant later, Coron's hand slipped from the rope. For a moment before he fell, Coron's feet seemed to catch against the building and he defied gravity. New Year fireworks sparkled in his black eyes. Adam saw him mouth one word: 'Thirteen.” (Перевод: Двенадцать. Правая нога Адама коснулась лица Корона. Мгновение спустя рука Корона соскользнула с веревки. За мгновение до того, как он упал, ноги Корона, казалось, зацепились за здание, и он бросил вызов гравитации. Новогодний фейерверк сверкал в его черных глазах. Адам видел, как он произнес одно слово: ‘тринадцать’.) Он совершил подвиг, спасая мир от культа, желающего захватить его, а “совершение подвига” также является одним из ответов участников опроса среди подростков.
“Спасает”. Данный фактор также встречается почти у трети опрошенных. Адам подходит по это описание, сформулированное участниками этого опроса. Подросток неоднократно спасает своих друзей от различных опасностей, от задиры-одноклассника и до участников культа, которые пытались убить его и его друзей. Например, когда Адам защищает своего друга, Лео, от парня, издевающегося над ним, то герой произведения Тома Хойла рассуждает так:” Leo was one of the good guys, awkward and odd, but good. In need of protection.” (Перевод: “Лео был из тех хороших парней, неуклюжим и странным, но хорошим. Нуждающейся в защите.”)
“Умный”. Под подобную позицию опроса нас герой произведения Тома Хойла подходит также. Он отличается некоторой сообразительность, ведь он с самого начал уже начинает говорить о том, что люди, относящиеся к культу, нуждаются в помощи. Когда они приходят в его дом и в очередной раз пытаются убить, то он говорит эту фразу: “...Surely someone who spoke so calmly would have some sense of reason. So Adam said, 'Please, I think you need help. If we could just think about this . . .’” (Перевод:” ... Наверняка у того, кто говорит так спокойно, есть хоть какой-то здравый смысл. Поэтому Адам сказал: ‘Пожалуйста, я думаю, вам нужна помощь. Если бы мы только могли подумать об этом …’”) Это означает, что Главный герой хочет им помочь и понимает тот факт, что, возможно последователи Корона не могут здраво мыслить.
Один из признаков героя для подростков является “сильный”. Адам не обладает какими-либо выраженными физическими качествами, однако в это же время он достаточно вынослив, ведь в конце книги он мог драться на равных с предводителем культа, который старше мальчика на 34 года, более того, финальные удары были произведены, когда они висели вдвоем, держась за веревки здания.” …Toppling back, he grabbed at Adam with his right hand and kept hold of the remaining rope with his left. Adam was pulled from the building along with Coron, his arms jolting in their sockets as he stopped about fifteen feet below the window, dangling nine hundred feet above London…. Adam and Coron dangled outside the building, trying to hold on, each attempting to kick out at the other….”- так описывается финал этой ключевой драки. (Перевод:Опрокинувшись назад, он схватил Адама правой рукой, а левой удерживал оставшуюся веревку. Адама был вытолкнут из здания вместе с Короном, его руки тряслись в их разъемах, когда он остановился примерно в пятнадцати футах под окном, болтаясь в девятисот футах над Лондоном…. Адам и Корон болтались снаружи здания, пытаясь удержаться, каждый пытался ударить другого…)
Помимо этого, Адам является объектом, для подражания которым можно гордиться, ведь после того, как главный герой со своей подругой спасает всех от клана, правительство начинает разбираться в произошедшем, и местная судья хвалит детей за их храбрость:” .... ‘There's significant legal talk in here. There have been a lot of failures. But one thing that comes through clearly is how brave you have been. Adam, I don't know how you managed to keep your mind. You're a remarkable young man.’ Adam glanced down, embarrassed. 'Thank you…” (Перевод: “...’Здесь много юридических разговоров. Было много неудач. Но одна вещь, которая приходит через ясно, как храбрый вы были. Адам, я не знаю, как тебе удалось сохранить свой разум. Вы замечательный молодой человек. ’ Адам смущенно опустил глаза. - ‘Благодарю вас. ’....)
При прочтении произведения Тома Хойле, английского писателя современности, “Тринадцать”, то бросается в глаза множество различных троп, при помощи которых также можно определить характер героя, которого мы рассматриваем, главного персонажа, Адама.
Чаще всего на протяжении всего текста встречаются сравнения, которые помогают лучше осознать характер персонажа при прочтении данного произведения.
Например, ситуация, произошедшая в классе, во время уроков, еще в начальных главах:” …Adam felt anger stir within him like a deep rippling pool….Jake's sniggering and muttering made Adam's anger more forceful and energetic, a fountain rather than a pool.” (Перевод: ….Адам почувствовал, как в нем закипает гнев, словно глубокая рябь бассейна….Хихиканье и бормотание Джейка придавали гневу Адама большую силу и энергию, словно в фонтане, а не в бассейне.) Данное сравнение эмоций мальчика с бассейном и фонтаном показывает его вспыльчивость, которая была упомянута ранее: тихий гнев, сравниваемый с бассейном превратился в фонтан, состоящий из ярости.
Помимо этого, во время побега от самого первого нападения, ощущения Адама описываются так:” His chest felt full of electricity, and tight, like china about to crack.” (Перевод: “Его грудь была наполнена электричеством и напряжена, как фарфор, который вот-вот треснет.”) Сопоставление внутренних ощущений с хрупким фарфором говорит о том, насколько он напряжен и напуган во время этого побега от людей, пытавшихся убить его.
Отношение Автора к герою
Когда протагонист первый раз появляется в произведении, автор сразу же начинает показывать симпатию к главному герою книги.
Автор чувствует те же самые эмоции и Адам, в течении всех действий, как, например, когда Адам в самом начале ссорится со своим одноклассником, поскольку у главного героя ненависть была всегда к этому подростку, то и автор тоже начинает испытывать ненависть к этому персонажу. Эту становится понятно благодаря фразе сказанной автором:” Jake was unreasonable, nasty. Adam felt as if he was having an allergic reaction. “(перевод: Джейк был безрассудным, мерзким. Адам чувствовал, словно у него была аллергическая реакция).
Также реакция автора и Адама на документы об усыновлении схожи, то еще раз доказывает, что автор перенимает эмоции и ощущения протагониста на протяжении всего произведения. Ответ автора на это был:” Exceptional circumstances? What the hell did that mean?” (Перевод:”Исключительные обстоятельства? Что, черт возьми, это значит?”)
Более того автор не показывает напрямую отрицательные стороны Адама, пытаясь их максимально завуалировать и сообщить об этом только намеками. Одним из примеров является уже сказанная выше история про фотографию Меган Фокс.
Также автор поддерживает Адама в некоторых ситуациях, где мальчик может делать что-то ради своей выгоды. Послепроизошедшейавариипроисходитданнаяситуация:” ‘Yes, I just want to sit away from what has happened, quietly. Please let me go over there.’ Adam nodded towards the far side of the motorway, across the opposite carriageway, away from the accident. ‘Please.’ People rarely refuse children’s requests. They usually help kids in trouble.” (Перевод:” ‘Да, я просто хочу сидеть в стороне от того, что произошло, спокойно. Пожалуйста, позволь мне пойти туда. ‘ Адам кивнул в сторону дальней стороны автострады, через противоположную проезжую часть, подальше от места аварии. ‘Пожалуйста. ’ Люди редко отказываются от детских просьб. Они обычно помогают детям в беде.) Тут становится видно, что автор поддерживает желание подростка самому пешком идти вдоль трассы, никак не осуждая это, помимо этого, объясняя, почему Адам решил сообщить то, что он хочет сделать, а не поступить наоборот- пойти молча, не разговаривая ни с кем.)
Заключение
В литературе, как в зеркальном отражении, рассматривается общество, его противоречия, социальные слои, их взаимоотношения. Молодые люди, а точнее подростки - это часть этого общества. В жизни мирового сообщества произошла смена границ, экономических формаций, смена жизненных ориентиров и ценностей. Это нашло отражение на формировании образа главного героя произведения.
В ходе выполнения работы нами были изучены такие понятия как персонаж, главный герой, тропы и рассмотрены основные типы персонажей.
Главной целью научно-исследовательской работы было изучение главного героя произведения Тома Хойле “13”, которая была нами достигнута. Внутренний мир данного персонажа был раскрыт при помощи выявления особенностей поведения и окружения данного персонажа, его речи и внутренних монологов.
Адам имеет собирательный образ подростка с определенными чертами характера: сильно переменчивое настроение, вспыльчивость, он скрывает часть своих эмоций и чувств, проявляет постоянную заботу.
Помимо всего этого, Главный герой этой книги имеет все качества, относящиеся к герою для современного подростка: он совершает хорошие поступки, спасает людей и мир, является объектом для подражания.
Помимо этого, одной из целей являлось выяснить отношение автора к главному герою. Она также достигнута. Автор имеет только положительное отношение к протагонисту, и он показывает это всеми возможными способами: перенимает эмоции подростка или же поддерживает его в каких-либо решениях.
Список использованных источников и литературы
Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст]/ С.П. Белокурова Спб.:Паритет,2012.-320с.
Большая российская энциклопедия[Текст]/Т. 3 под редакцией Горкина А.П.- М.:БРЭ, 2012-1008с.
Зализняк А.А Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку/ А.А. Залиняк М., 2007. – 515с.
Кон, И. С. Психология юношеского возраста/ И.С. Кон – М.: Просвещение, 1979.- 112с.
Литерату́рная энциклопе́дия [Текст]/Т.1 под редакцией В. М. Фриче.- М.:Коммунистическая академии, 1993-725с.
Чернобровкина, С.В. Образ героя современных подростков[Текст]/ С.В.Чернобровкина// Вестник омского университета. 2013. - №2. - С.23-32