Экстралингвистический фактор, влияющий на уровень сформированности эстетической культуры.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экстралингвистический фактор, влияющий на уровень сформированности эстетической культуры.

Миронова А.А. 1
1ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
Никонова Г.Д. 1
1ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Гипотеза:если подростки включатся в осмысление надписей на одежде и их перевод, то произойдет изменение отношения к надписям как экстралингвистическому фактору, влияющему на культуру.Методы: наблюдение, опрос, анкетирование, сравнение, сопоставление и анализ. Объектом изучения являются надписи на иностранном языке на одежде. Предметом исследования работы является та информация, которую несут надписи на одежде.Цель работы – выявление уровня понимания учащимися нашей школы значения иностранных надписей на одежде и выявление уровня сформированности эстетической культуры у обучающихся.

Задачи:

• Изучить историю появления, функции надписей, и их роль, в качестве неязыкового фактора речи;

• Найти определенное количество надписей на одежде и перевести на русский язык их смысл;

• Провести опрос и анкетирование среди обучающихся с целью выявления уровня сформированности эстетической культуры.

Ключевые слова: история надписей на одежде, экстралингвистический фактор, регулятивно-ценностная функция, эпистемологическая функция, футурологическая функция, лингвистические методы, уровень сформированности эстетической культуры, обобщенная модель эстетической культуры личности обучающегося.

Введение

Когда мы общаемся с людьми, в первую очередь, невольно обращаем внимание на их внешний вид. Мы замечаем, насколько их одежда соответствует возрасту, социальному статусу, моде. У одних желание походить в одежде на тех, кто значим, у других - стремление выделиться. Моё внимание привлекли иностранные надписи на одежде. В настоящее время надписи на одежде молодежи служат в качестве важнейшего атрибута. Но довольно много молодых людей не в полной мере понимают смысл этих надписей на одежде. Но, всё же, всё равно покупают такую одежду, и она является неотъемлемой частью гардероба многих. Большинство учащихся не обращают особого внимания на надписи на одежде, которые, в свою очередь, могут содержать грубые слова, грамматические и орфографические ошибки.

Я хотела бы рассказать вам о разных иностранных надписях, встречающихся на одежде молодёжи: на рубашках, толстовках и футболках. Возникает сразу такой вопрос: Все ли владельцы вещей понимают смысл иностранных надписей на одежде?

Мое исследование направлено на поиск ответа на этот вопрос.

Объектом изучения являются надписи на иностранном языке на одежде учащихся нашей школы.

Предметом исследования моей работы является та информация, которую несут надписи на одежде.

Цель работы – выявление уровня понимания учащимися нашей школы значения иностранных надписей на одежде и выявление уровня сформированности эстетической культуры у обучающихся.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

• Изучить историю появления надписей, функции надписей, и их роль, в качестве неязыкового фактора речи;

• Найти определенное количество надписей на одежде учащихся нашей школы и перевести на русский язык смысл надписей;

• Провести опрос и анкетирование среди учащихся 10-11 классов с целью выявления выявление уровня сформированности эстетической культуры у обучающихся.

Данные задачи будут решены с помощью лингвистических методов: наблюдение, опрос, анкетирование, сравнение, сопоставление и анализ.

Гипотеза

Если подростки включатся в осмысление надписей на одежде и их перевод, то:

• произойдет изменение отношения к надписям как экстралингвистическому фактору, влияющему на культуру;

• повысится интерес к осознанному изучению иностранного языка.

II. Основная часть:

Глава 1: Теоретическая часть: Надписи на одежде: история, современное состояние и пути изучения

1.1.История надписей на одежде

Самые ранние надписи на одежде относятся к эпохе Древней Греции. Уже там мы находим вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, или находим имена на ювелирных украшениях. На итальянских и немецких портретах конца XV и XVI веков мы видим надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Например, в начале второго тысячелетия в вышивке использовались готические шрифты. Очень известны пелерины короля Отто, которые находятся в музее Болберга в Германии. Там в хранилище старины собора есть удивительные вещи с готическими или романскими буквами - как часть орнамента этих старинных вышивок. Они датируются X-XI веками нашей эры.

В наше время многие маститые кутюрье используют в своем творчестве разнообразные надписи. Франко Москино был самым большим «хулиганом» в итальянской моде. Самая знаменитая модель Москино - костюм с надписью на талии «Талия из денег» (что можно прочитать и как «Выброшенные на ветер деньги» - он развалился на клиентке ровно через неделю). Успех ему принесли модели с надписями и аксессуары с золотыми объемными буквами «MOSCHINO» — сумки и пояса. Тексты надписей были ироничны и придавали новый смысл классическим формам одежды — надпись на трикотажном платье «Меня можно надеть, но нельзя снять!», «Дорогой жакет» на пиджаке, «Эта рубашка стоит один миллион лир» на рубашке. Москино понял, что к моде нельзя относиться слишком серьезно, при этом его клиенты часто превращались в «ходячие рекламы» марки «Москино», нося на себе джемперы, платья, шляпы, сумки и пояса с его именем. Москино превратил маленький лейбл, пришитый с изнанки, в огромные лозунги на самых видных и неожиданных местах.

Коллекция 1955 года Кристиана Диора была создана на тему трех букв - Н, А и Y. Все платья имели такие очертания, а их швы повторяли эти три буквы, это были самые модные коллекции в сезоне 1955 года – как раз в тот момент, когда к Диору пришел молодой Ив Сен Лоран. Возможно, буква Y и символизировала приход Ива.

В 1985 году для «Русской коллекции» осень/зима 1986-1987 гг. Жан-Поль Готье создал модели, украшенные надписями с использованием кириллицы (в эпоху Перестройки начиналась мода на советскую символику). Эта удивительная коллекция включала славянские буквы - кириллицу, ими он писал на своей одежде орнаментом «Жан-Поль Готье». Это было хитом, весь Париж носил вещи с этим логотипом, особенно всем нравилась буква Ж, потому что она похожа на жука или на какой-то китайский орнамент.

По мнению Александра Васильева, «можно быть уверенными, что человечество никогда от этого не уйдёт, это позволяет многим фокусировать многие мечты модников на конкретных изделиях, глядя на эти надписи, люди узнают друг друга, позволяют многим узнать больше о ваших мнениях, знаниях, пристрастиях».

Футболки с надписями или рисунками стали наиболее популярны в конце 60-х годов, во время распространения движения хиппи. Надписи на футболках в то время были как политического, так и юмористического характера. В 90-е годы печать на футболках стала общепринятой нормой. Более того, каждую футболку старались сделать как можно более уникальной и оригинальной. С тех пор все футболки существенно отличаются одна от другой, благодаря оригинальным надписям и рисункам, которые нанесены на них. На сегодняшний день можно не только купить оригинальную футболку, но и заказать такую. На футболку, по желанию клиента, могут нанести практически любую фразу или даже его личные фотографии. Кроме того, этот элемент гардероба может служить отличной рекламой, если разместить на ней надпись вроде: «Перила из нержавеющей стали в Москве». Надев такую футболку, можно спокойно отправляться на прогулку, рекламируя при этом свои услуги или товар. Приобретя простую и удобную футболку, на которой написана какая-либо смешная или необычная фраза, можно сделать свой повседневный образ уникальным и узнаваемым.1

1.2 Функции надписей на одежде

Любая одежда неразрывно связана с ее фирмой. Почти везде – на джинсах, рубашках, пуловерах – в глаза бросаются надписи и этикетки; они на майках, эти буквы, аббревиатуры, синтагмы, формулы, приковывающие к себе внимание.

Соединив надпись с логикой, мода расширила свои границы, увеличив область возможных комбинаций; при этом оказывается, что юмор затронул надписи, культуру, смысл, групповую принадлежность. Знаки оторваны от их значения, их использования, их функции, их основы; остается лишь налет парадоксальное сочетание, где одежда – это насмешка над надписью на ней, а надпись – насмешка над одеждой.

Теоретики моды в качестве основных функций надписей на одежде указывают:

1.Эпистемологическая функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта. Данная функция реализует себя в чувственно-созерцательную деятельность.

2. Футурологическая функция, которая заключается в обеспечении будущей дееспособности коллектива посредством передачи социально-значимой информации (хотя передача эта может быть и пустой – типа «новое поколение выбирает Пепси»).

3. Коммуникативная функция, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, создавая первичное коммуникативное поле, имеющее психологическую и знаково-символическую сторону.

4. Регулятивно-ценностная функция – набор образцов, норм и правил действия в тех или иных социальных ситуациях – задаваемая через предписание и запрет.

Резюмируя вышеуказанные функциональные аспекты, можно сказать, что социокультурная функция надписей на одежде заключается в хранении и передаче социально-значимой информации.

1.3. Экстралингвистический фактор надписей на одежде и его роль.

Экстралингвистические факторы – это социальные факторы.

Параметры внеязыковой социальной действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и частного характера. К экстралингвистическим факторам относятся:

1) демографические параметры:

а) численность населения, говорящего на том или ином языке;

б) способ расселения;

в) возрастная дифференциация носителей языка;

2) социальная структура общества;

3) культурно-языковые особенности:

а) наличие письменных традиций;

б) культурно обусловленные языковые контакты и т.п.2

Экстралингвистические, то есть неязыковые факторы речи, они являются неотъемлемыми составными частями самого процесса речи, без которых речь немыслима. Например, для переводчика как для участника, правда, своеобразного речевого акта абсолютно необходимо обладание определенной экстралингвистической информацией. Другими словами, чтобы переводить, необходимо знать, также и предмет, и ситуацию коммуникации, то есть то, о чем говорится в переводимом тексте, и ту обстановку, в которой функционирует данный текст, данное речевое произведение. Следовательно, надписи играют большую роль и являются экстралингвистическим фактором, влияющим на уровень сформированности эстетической культуры.

Любое речевое произведение, помимо языка, на котором оно строится, предполагает также наличие определенных экстралингвистических факторов, как-то: темы или предмета сообщения, участников речевого акта, и обстановки или ситуации общения.

Вывод: без наличия этих экстралингвистических моментов сам по себе речевой акт неосуществим, как неосуществим без языка.

1.4.Новости и скандалы, связанные с надписями на одежде

Надписи бывают разные. Они могут многое рассказать о человеке, в частности и о том, что этот человек не понимает то, что написано на его одежде. Надписи могут быть угрожающими и непристойными, например: Дэвиду Пратту, водителю погрузчика из Питерборо, грозил штраф в 80 фунтов стерлингов. Всему виной стала фраза на футболке «Не доставайте меня! Мне скоро некуда будет прятать трупы!». Такая надпись, по мнению британских властей, оскорбительна и провоцирует агрессию окружающих. Полицейский остановил Пратта на автобусной остановке и попросил больше не носить оскорбительную футболку, утверждая, что противозаконная надпись на ней эквивалентна брани и оскорблению людей на улице.

Не так давно по этому поводу разгорелся целый международный скандал, затронувший Германию и Китай. За последние пару лет зафиксировано почти два десятка случаев, когда за непонятные надписи на майках, выполненные на арабском языке, или понятные, на английском, но с «шутками» по поводу бомб, носителей такой одежды секьюрити не пропускали на рейс в самолет.

20 марта 1997 г. во время матча Кубка обладателей кубков нападающий "Ливерпуля" Робби Фаулер, отправив мяч в ворота норвежского "Бранна", продемонстрировал надетую под игровую форму майку с надписью в поддержку забастовки ливерпульских докеров (портовых рабочих). Надпись гласила: "500 ливерпульских докеров были уволены с сентября 1995 г.". УЕФА оштрафовал англичанина на 2 тыс. швейцарских франков (около 2,8 тыс. долларов США).

26 января 2008 г. в Гане во время матча Кубка африканских наций нападающий сборной Египта Мухаммед Абутрика, забив мяч в ворота команды Судана, показал надетую под игровую форму футболку. На ней были изображены надписи на арабском и английском языках в поддержку жителей палестинского сектора Газа (в связи с блокадой территории Израилем). Футболист получил желтую карточку. Африканская конфедерация футбола вынесла Абутрике формальное предупреждение, однако более строгого наказания не последовало.

7 января 2009 г. во время матча Кубка Испании футболку с политическим подтекстом продемонстрировал малийский нападающий клуба "Севилья" Фредерик Кануте. После гола в ворота "Депортиво" Кануте показал надетую на себя нательную майку с надписью "Палестина" на нескольких языках. Малийский форвард получил желтую карточку и впоследствии был оштрафован испанской лигой на €3 тыс.

В 2014 году скандал разгорелся вокруг бренда модной одежды Zara. На пижаме в синюю полоску была надпись "Шериф" и жёлтая звезда. В соцсетях стали обсуждать, похожа ли она на шестиконечную звезду Juden, что в переводе с немецкого означает "еврей". Пользователи нашли сходство с нашивками, которые были на одежде евреев, попавших в плен на территории нацистской Германии или в концентрационные лагеря.

Следовательно, к надписям на одежде следует относиться настороженно. Таким образом, правомерен вопрос - если ты не поддерживаешь написанные на твоей одежде слова, зачем ты ее надел на себя?

Таким образом, перефразируя знаменитую фразу, можно утверждать – мы в ответе за то, что написано у нас на одежде.3

II. Основная часть:

Глава 2: Практическая часть: Исследование надписей на одежде обучающихся ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский

2.1.Методика проведения исследования

Мы изучали содержащие на этой одежде надписи на иностранных языках, переписывали и фотографировали надпись. Затем мы интересовались, знают ли ученики перевод надписи. Мы зафиксировали и проанализировали ответы 91 респондента – учеников 10-11 классов. Полученные данные отражены в сводной таблице.

2.2.Результаты опроса обучающихся ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский

Надпись в оригинале

Перевод

Знает

Не знает

Хотел бы знать

IF YOU DON’T RISE ABOVE THINGS OF THE WORLD THEY WILL RISE ABOVE YOU

Если вы не поднимитесь над вещами мира, то они поднимутся над вами

 

+

 

EAST DEPT

Восточныйотдел

+

   

NO MORE TODAY THE BEST IS YET TO COME

Лучшеесегодняещёвпереди

+

   

REACTIVE

токсичный

+

   

MONDAY SATURDAY

Понедельниксуббота

+

   

AWESOME

удивительный

+

   

JUST BELIEVE

Просто верить

+

   

ENJOY TILE

Наслаждаться кафелем

 

+

 

BERNICE, THAN NASTY

Бернис, спасибо, отвратительный

 

+

 

INTERNATIONAL

интернациональный

+

   

URBAN SAFARI

Городское сафари

+

   

FOLLOW YOUR DREAMS

Следовать за своими мечтами

+

   

TO BE, BACK

Чтобы вернуться

+

   

LOVE LIFE ENGOU LITTLE THINGS

Любовная жизнь радует мелочами

+

   

LA VIE EST BELL

Жизнь прекрасна

+

   

OMG

-

+

   

ORIGINAL

оригинал

+

   

NASA

-

+

   

OFTEN

часто

+

   

WILD AND FREE

Безумный и свободный

 

+

 

CITY

город

+

   

SIMPLE

простой

 

+

 

CELEBRITY

знаменитость

   

+

CLOUD

облачный

   

+

I LIMITED EDITION

Я ограниченного тиража

 

+

 

По данным нашего исследования из 91 респондента только 71 учащийся знает перевод той надписи, которая есть у них на одежде. Остальные ученики затруднялись перевести свои надписи. После того как эти надписи были для них переведены, они признались, что никогда не задумывались о смысле того, что написано на их одежде, но теперь заинтересованы и будут переводить все надписи. Процентное соотношение учащихся, которые знают или не знают содержание надписей на своей одежде, показано в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

В целом, во время прохождения опроса, интерес у школьников к надписям возрос, и можно было наблюдать, как, останавливая друг друга, учащиеся читают и пытаются перевести то, что написано на одежде.

В ходе исследования было выявлено 1 надпись, содержащая грамматическую и орфографическую ошибки. Очень часто встречаются надписи, состоящие просто из произвольного набора букв. Смысл в таких надписях отсутствует.

Кроме того, с целью изучения отношения к одежде с надписями с 91 учеником 10-11 классов было проведено анкетирование. Мы получили следующие результаты:

Вопросы для анкетирования:

1)Есть в вашем гардеробе одежда с надписями на иностранном языке? Почему?

- нет - да Диаграмма 2.

2) Знаете ли вы перевод надписей на вашей одежде? Почему?

-да

-нет, мне всё равно

-нет, но хотел бы знать

Диаграмма 3.

3) Почему вы носите одежду с надписями?

- это модно

- надпись выражает мои мысли

- мне все равно, что носить

Диаграмма 4.

4) Выбирая одежду с надписями, задумываетесь ли вы о том, что эта надпись может иметь неприличное содержание?

- нет, мне это все равно

- я куплю эту вещь и буду надеяться, что окружающие не смогут перевести эту надпись

- при малейшем подозрении на неприличное содержание надписи я никогда не куплю такую одежду

Диаграмма 5.

5) Введение школьной формы – это хорошо? Почему?

-да -нет

Диаграмма 6.

6) 1. Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы?

- да, обращаю; - иногда замечаю; - нет, никогда.

7) Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах?

- нравится; - смотря какое описание; - нет, всегда их пропускаю.

2.3 Анализ собранного материала

По результатам анкетирования, целью которого было также выявление уровня сформированности эстетической культуры у обучающихся можно сделать следующие выводы:

1. В гардеробе каждого ученика есть одежда с надписями на иностранном языке, что также свидетельствует о среднем уровне сформированности эстетической культуры.

2. Большинство участников покупают эту одежду, потому что это стильно выглядит, что также свидетельствует о среднем уровне сформированности эстетической культуры .

3. Большинство участников знают перевод надписей на своей одежде, что также свидетельствует о среднем уровне сформированности эстетической культуры.

4. Большинство учеников никогда не купят одежду с надписью, если будут подозревать, что содержание надписи имеет неприличный смысл, что также свидетельствует о среднем уровне сформированности эстетической культуры.

5. К сожалению, опрос показал, что среди учеников нашей школы есть такие, которые не придают особого значения надписям на их одежде, им все равно, что написано на их одежде, что также свидетельствует о низком уровне сформированности эстетической культуры.

Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности обучающегося. Эта модель включает следующие компоненты: развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей); общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов; степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоение предметно-эстетической деятельности.4 В Приложении 1 даёт полное описание уровней обобщенной модели эстетической культуры личности учащегося по Л.П. Печко. Ответы обучающихся на вопрос «Почему?» были сопоставлены с моделью эстетической культуры личности Л.П. Печко. Таким образом, были получены такие результаты уровня сформированности эстетической культуры старшеклассников ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский и представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни культуры личности по модели Л.П. Печко

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Старшеклассники 91 уч. -100%

10 уч. – 11%

30 уч.- 33%

49 уч. – 53%

3 уч. – 3%

Благодаря исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом. Я надеюсь, что ученики, которые участвовали в опросе, осознают тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе. Мы, в каком-то смысле солидаризируемся с ней, становимся ее носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде. Ненадозабывать, что «Man empfängt den Mann nach dem Gewand und entläßt ihn nach dem Verstand!»- «По одежке встречают, по уму провожают!».

Заключение

В ходе исследования мне удалось выяснить смысловое значение надписей на одежде школьников. Для этого я изучила историю происхождения надписей на одежде, собрала надписи на одежде учеников нашей школы и выполнила их дословный перевод на русский язык. Для того чтобы определить, как соотносится содержание надписей с их носителями в школьной обстановке, проведено анкетирование. Выяснилось, что единственной причиной выбора одежды с надписями является мода и стиль.

Из данного исследования я сделала определенный вывод для себя. Я точно знаю, что не куплю вещь, предварительно не узнав, что на ней написано.

Сегодня, как никогда парадоксальное сочетание «Одежда – это насмешка над надписью на ней, а надпись – насмешка над одеждой» становится актуальным. Так как, необходимы принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах, введение ограничений на некультурные надписи на одежде.

Я считаю, что научное и практическое значение результатов работы неоспоримо. Во-первых, все выводы получены с помощью лингвистических методов и научно обоснованы. Во-вторых, исследование выносит на поверхность актуальную проблему «экологии слова» в условиях социального контекста. Был выявлен уровень культуры старшеклассников по методике Л.П. Печко.

Подводя итог, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза о том, что произойдет изменение отношения к надписям как экстралингвистическому фактору, влияющему на культуру, и повысится интерес к осознанному изучению иностранного языка, считаю подтверждённой.

Библиография:

Англо-русский и русско-английский словари

Васильев А. История надписи на одежде / sweetbay.livejournal.com/11139.html

Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.

Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

Интернет-ресурсы:

http://goshirts.ru/blog/istoriya-vozniknoveniya-nadpisej-na-futbolkax/

https://newsae.ru/novosti/skandaly_svyazannye_s_politicheskimi_izobrazheniyami_i_nadpisyami_na_maykah_futbolistov/

https://life.ru/p/1077129

https://moluch.ru/young/archive/2/121/

https://www.deepl.com/ru/translator

http://ecsocman.hse.ru/data/2010/10/28/1214792143/38-41.pdf

Приложения

Приложение 1: Описание методики Л.П. Печко «Обобщенная модель эстетической культуры личности учащегося»

Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности учащегося. Эта модель включает следующие компоненты: развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей); общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов; степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоение предметно-эстетической деятельности .

Свою модель из четырех уровней дает Л.П. Печко выявлены четыре уровня сформированности у учащихся эстетической культуры.

1. Высокий уровень. Для таких учащихся характерна сформированность эстетических представлений, понятий и умений, развитость интереса к эстетическим знаниям, которыми они умеют оперировать в своих суждениях, в практической эстетической деятельности, стремление реализовать в ней полученные эстетические знания. Учащимся с этим уровнем присущи развитые эстетические чувства, они эмоционально воспринимают все прекрасное и негативно относятся к безобразному. Они владеют необходимой способностью к волевому напряжению, умеют управлять своей деятельностью, поддерживать произвольное внимание, добиваться запланированных результатов. Учащиеся осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, критически подходят к себе, стремятся преодолеть имеющиеся у них недостатки. В мотивационной сфере важное место занимает стремление к прекрасному, другие социально значимые мотивы (ответственность перед товарищами, коллективом и др.), проявляется высокий уровень саморегуляции, эстетического отношения к действительности. Они с удовольствием помогают товарищам в учебе, активно участвуют в жизни коллектива, гордятся им и проявляют деятельностную инициативу; с глубоким уважением относятся к родителям и другим членам своей семьи, охотно заботятся о них. Такие учащиеся ответственны, настойчивы и последовательны в труде, умеют организовать свой труд и видят в нем наряду с необходимостью красоту. У этой категории учащихся наблюдается устойчивость всех компонентов сформированности эстетической культуры.

2. Уровень выше среднего. Для таких учащихся типична сформированность эстетических представлений, понятий, умений. Но иногда они не умеют оперировать ими в эстетических суждениях и практической деятельности. Обычно проявляют интерес ко многим предметам художественно-эстетического цикла, не отдавая предпочтения отдельным из них. Их эстетические чувства развиты, они понимают прекрасное, но к негативным явлениям относятся или безразлично, или предпочитают их не замечать. Старшие подростки этой группы способны к самостоятельному достижению результатов в эстетической деятельности, но стремятся избирать те ее виды, где результат достижим легко. Они понимают, что успех в эстетической деятельности зависит от прилагаемых усилий, добросовестно работают, умеют оценить свою подготовленность, но не всегда требовательны к себе. Они осознают свои эстетические способности, но стремятся совершенствовать среди них лишь ярко выраженные. В иерархии мотивов их эстетической деятельности преобладают личностно необходимые, они умело используют их для самосовершенствования, социально значимые мотивы реализуются ими ситуативно. Учащиеся этой группы активны в самопознании, но для придания уверенности в правильности выбора целей и средств их достижения им необходима поддержка взрослых. Устойчивость компонентов эстетической воспитанности не достигнута из-за недоразвития эстетических умений и навыков, необходимых для осуществления эстетической деятельности. Эстетическое отношение у них проявляется во всех сферах жизни. Помогают сверстникам в коллективных делах, добросовестно выполняют все поручения, болеют за дело группы, но инициаторами в них выступают редко. Обычно проявляют заботу о родителях, но помощь оказывают лишь по их просьбе. В большинстве случаев они ответственны в труде, но навыки самоконтроля развиты недостаточно.

3. Средний уровень. У учащихся этой группы имеются частично сформированные эстетические представления, понятия и умения, однако они не прочны. В суждениях старшие подростки оперируют ими неумело, редко используют их в практической деятельности. У них отсутствует заинтересованность в их совершенствовании и применении. Интерес к эстетическим знаниям проявляют ситуативно, избирательно. Эстетические чувства развиты у них недостаточно. Они проявляются в основном на подсознательном уровне, будучи во многом обусловленными настроением на данный момент. У них недостаточно для их возраста сформированы волевые качества, необходимые для эстетической деятельности; слабо развита концентрация внимания. Учащиеся этой группы осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, но часто допускают халатность. Личные переживания неудач заставляют их браться за дело, но хватает их ненадолго. Они не стремятся к совершенствованию своих способностей, социально значимые мотивы у них не развиты, в мотивационной сфере их эстетической деятельности преобладают узколичные мотивы. Товарищам помогают лишь тогда, когда они импонируют им, в эстетической деятельности инициативу берут на себя редко, заботу о членах семьи проявляют недостаточно, в домашних делах участвуют неохотно. Добросовестно работают лишь под контролем. Настойчивы в труде лишь тогда, когда возникает опасность получить низкую оценку труда.

4. Низкий уровень. Для учащихся данного уровня характерна частичная сформированность эстетических понятий, представлений, умений. Эти школьники не умеют оперировать имеющимися знаниями. У них не развиты эстетические интересы и соответственно эстетические способности и чувства, нет стремления и к их развитию, хотя под влиянием определенных стимулов они могут участвовать в эстетической деятельности. Слабо развиты воля, внимание. Могут концентрировать внимание в эстетической деятельности лишь при строгом контроле. Часто не осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, товарищам помогают крайне редко. В работе требуют постоянного напоминания, инициативу в коллективных делах не проявляют, хотя успехи коллектива их радуют. Заботу о семье они проявляют лишь на словах, в домашнем труде участвуют лишь при строгом контроле. Охарактеризованные уровни сформированности эстетической культуры учащихся являются типичными и позволяют говорить об определенных тенденциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе учащихся от более низкого к более высокому уровню. Как показала опытно-экспериментальная практика, систематическая работа по формированию эстетической культуры учащихся позволяет к концу эксперимента сократить число ребят со средним и низким уровнями сформированности эстетической культуры. В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены данные об исходных уровнях сформированности эстетической культуры учащихся. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальной и контрольной группах наблюдалось большое сходство данных по основным критериям и показателям сформированности у учащихся эстетической культуры.

1 https://moluch.ru/young/archive/2/121/

2 Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

3 https://life.ru/p/1077129

4 Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.

Просмотров работы: 258