Создание и использование на уроках литературы карточной игры “Мафия” в стиле романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание и использование на уроках литературы карточной игры “Мафия” в стиле романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Шифрина А.Г. 1
1ГБОУ гимназия 52
Белова Л.И. 1
1ГБОУ гимназия 52
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На значительную актуальность данного проекта указывают следующие факторы:

Настольные игры – популярный формат развлечений среди людей разных возрастных групп;

«Мафия» – одна из самых известных игр своего жанра;

данная игра имеет особую стилистику, что позволяет участникам создавать особенную атмосферу с помощью погружения в дух эпохи Петербурга XIX века;

роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» входит в программу десятых классов, а подобный формат позволит ученикам быстрее и увлекательнее войти в процесс изучения произведения.

Можно вывести гипотезу: на вовлеченность участников в игровой процесс влияет не только суть игры, а и создаваемая атмосфера.

Цель проекта – создать игру «Мафия», основываясь на художественно-психологических портретах героев и событиях романа, передав собственное видение персонажей.

Для выполнения поставленной цели, следует выделить задачи:

Произвести краткий анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

выбрать героев романа, изучить их характеристики;

произвести сравнительный анализ каноничных персонажей игры «Мафия» с героями произведения;

найти материалы для создания карточной игры;

создать игру;

создать брошюру с подробными правилами;

провести пробную игру среди учеников 10 класса.

Для разработки данного проекта использовались следующие методы исследования:

сравнение;

анализ и синтез (анализ художественного произведения).

Продукт исследования: авторская интерпретация игры «Мафия» в стиле художественного произведения.

Практическая значимость проекта: данная игра может использоваться по своему прямому назначению. Ее отличительная черта – оригинальность исполнения, вовлекающая участников и позволяющая сделать изучение романа «Преступление и наказание» более увлекательным.

Срок выполнения работы: сентябрь 2020 – апрель 2021.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Обзор правил игры «Мафия»

Общие правила

Мафия – командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом, моделирующая борьбу информированных друг о друге «честных» и «нечестных» персонажей. Игровой цикл представляет собой чередование дня и ночи, причем непредсказуемый характер игры позволяет не ограничиваться их количеством. Ночью происходят убийства, покушения и все самые опасные и интересные события игры, которые могут полностью менять ее ход. Днем ведущий объявляет новости и проводит голосование среди игроков.

Рекомендованное количество игроков — от 9 до 20 человек.

Роли

Мафия – это один-два игрока, имеющие большую власть. Убивают вместе одного человека за ночь. Победа мафии наступает тогда, когда в живых не осталось детектива, доктора. Или тогда, когда остаётся только один мирный житель. Как правило, в качестве мафии берется туз треф или пик.

Маньяк – это персонаж, который играет сам за себя, ни от кого не зависит. За одну ночь может убить лишь одного человека. Победа маньяка наступает, если из всех персонажей останется только он. Его карта – шестерка черви.

Детектив – представитель закона. Главная его задача – вычислить мафию. Делает догадки ночью. Если он оказывается прав, ведущий показывает жест: большой палец вверх, если тот, на кого детектив показал – мафия, если же игрок – честный житель, то большой палец вниз. Днем детектив не может раскрывать свою роль, только приводить весомые доказательства. Его карта - король буби.

Доктор – это персонаж, который может вылечить любого игрока ночью. Выбор производится случайным образом. Доктор может вылечить себя один раз за всю игру. Карта этого персонажа – валет черви.

«Падшая» – честная мирная жительница. Может обеспечить алиби игрока, которого выбрала случайным образом. В случае, если человека, которого она выбрала ночью, убивают, она погибает вместе с ним. Карта этого персонажа – дама пик.

Мирные жители просто спят ночью, имеют право голоса днем. Их карты – любые мелкие карты разных мастей (кроме шестерки черви).

1.2. Анализ основных событий романа. Сопоставление героев

Сюжет романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отлично соотносится с ходом игры «Мафия». Основа сюжета романа – убийство старухи-процентщицы и ее сестры главным героем. Строится повествование на постоянных размышлениях героев, и передаётся через их отношение к действительности. Родион Раскольников приходит к своей истине благодаря Соне Мармеладовой. Она стала для него спасением, и после каторги Родион вернется другим человеком благодаря ей. Достоевский раскрывает множество черт характера человека и показывает читателю глубокую человеческую психологию и свою позицию, например, через образ Дмитрия Разумихина, раскрывая его теорию «Малых дел», в конце концов, приводя читателя к главной мысли: любой человек может быть спасён, а деление человечества на классы – идея сумасшедшая.

Помимо основной сюжетной линии существует еще несколько побочных. В них задействованы как главные, так и второстепенные герои: Дмитрий Разумихин, Алёна Ивановна и её сестра и Лизавета, семейство Мармеладовых, Аркадий Свидригайлов, Пульхерия и Авдотья Раскольниковы, Петр Лужин и другие. Их можно соотнести с персонажами игры: мафия, детектив, доктор, маньяк, «падшая», ведущий и мирные жители.

Сопоставим героев романа с персонажами игры. Для того, чтобы понять, какие роли они занимают, обратимся к тексту.

Родион Раскольников – маньяк.

Живет он крайне бедно, в квартире, «походящей более на шкаф». С первых страниц произведения читатель видит в герое его крайнюю степень тревожности и паранойю, которая не отпускает его даже после совершенного преступления: «Не то, чтобы он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи…», «Страх охватывал его всё больше и больше…». Убив старуху и её сестру, Родион заболевает, падает еще ниже, в яму подозрительности, страха за то, что теория его разрушилась и теперь он сам – «тварь дрожащая». Раскольников – герой противоречивый: имеет свою философию, которая отталкивает всех читателей, но своим состоянием вызывает сострадание. Тревожное, нервное настроение – спутник Родиона на протяжении почти всего пути до возрождения. С каждой строчкой, с каждой главой читатель всё лучше и лучше понимает теорию этого героя, понимает её тёмную сущность и античеловеческий посыл: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Достоевский, показывая огромный путь к перерождению, закладывает в свое произведение глубокий гуманистический посыл: любой человек может быть спасён, а деление человечества на классы – идея сумасшедшая. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ нашего героя, Родиона Раскольникова, отлично ложится на роль «Маньяка». Действует, исходя из собственной философии, не зависит от остальных злодеев.

Петр Лужин – мафия.

Это деловой, богатый человек лет сорока пяти, занимающий чин надворного советника, который дает ему право на личное дворянство. Занимается он «большими делами» и хочет открыть адвокатскую контору: «У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу». Лужин придерживается своей теории «целого кафтана», предполагающей следование только своим интересам: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь самого себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел». Такой деловой «человек с деньгами» имеет большую власть. С помощью этих денег может вести дела, идущие против закона. Этого героя можно сопоставить с персонажем «мафия», который действует противозаконно, убивая всех, кто встаёт на пути к достижению цели.

Аркадий Свидригайлов – мафия.

Дворянин по происхождению и офицер в отставке, бывший шулер Свидригайлов – тоже человек, обладающий властью. В начале романа у него есть состоятельная жена-помещица, «выкупившая» его из тюрьмы. Соответственно, это человек, любящий легкие деньги, готовый пользоваться своим авторитетом и другими состоятельными людьми для достижения своей цели. «...От этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца…», «Нет, нет, это ужасный человек!» – так его описывает Дуня Раскольникова. «...Я человек развратный и праздный…» – так Свидригайлов описывает себя. Он придерживается теории о том, что цель оправдывает средства: «...я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хорошо. Единственное зло и сто добрых дел!». Этот герой, пустой, мелочный и хитрый, так же, как и Лужин, отлично подходит на роль «мафии».

Порфирий Петрович – детектив.

Порфирий – это пристав следственных дел и правовед, ведет дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. «А дело знает, знает… Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!...», «Порфирий совсем не так глуп, как ты думаешь…» – так о нём отзываются герои романа. Можно сделать вывод о том, что он действительно умен, справедлив и честен. Именно благодаря своей профессии и чертам характера, Порфирий Петрович отлично подходит на роль детектива игры «Мафия». Действует, чтобы найти истину и справедливость, во благо народа.

Дмитрий Разумихин врач.

Решительный, сильный духом бывший студент и друг Родиона Раскольникова. Образованный, заботливый и находчивый человек, «...горячий, откровенный, простоватый…», никогда не унывает: «...никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». Именно он одним из первых пришел на помощь к Раскольникову, когда тот заболел: «Какой расторопный и… преданный молодой человек!..». Помимо Родиона, Разумихин помогает Дуне и Пульхерии Ивановне. Придерживается теории «Малых дел»: «Помаленьку начнем, до большего дойдем, по крайней мере покормиться чем будет. и уж во всяком случае свое вернем». Очевидно, что такой бескорыстный, заботливый и умный герой отлично подходит на роль врача игры «Мафия».

Соня Мармеладова – «падшая».

Девушка, вынужденная жить по желтому билету из-за крайней бедности ее семейства. Трудолюбивая, кроткая, «робкая от природы», безропотная и самоотверженная: «...стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, “о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании”...». Сонечка – чистый, словно молодой росток, человек с добрым сердцем, в котором есть сострадание ко всем несчастным: «...да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!<...> Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!». И действительно, сама ее профессия и то, как она на нее пошла говорят о самоотверженности, ведь она идет на такую опустошающую и унизительную работу ради спасения маленьких детей: «...что только вытерпела она…». Несмотря на постоянные унижения и страдания на работе, Сонечка остается глубоко верующей девушкой, способной наставить на верный путь сбившегося с пути убийцу – Родиона Раскольникова. Тот факт, что большинство людей, имеющих именно такой способ заработка, шли на крайние меры ради выживания или были отправлены туда не по своей воле, делает Сонечку идеальной кандидатурой для сопоставления с «падшей».

Алена Ивановна, Лизавета Ивановна, Авдотья и Пульхерия Раскольниковы – мирные жители.

Старуха-процентщица и ее сестра – герои, которых по сюжету романа убивают. Они обе, в целом, влиянием не обладают, становятся жертвами теории Раскольникова. Если Алена Ивановна и совершала нечестные сделки, то на них соглашались обе стороны. Даже учитывая то, что старуха – женщина довольно состоятельная, она остается жалким человеком. Ее сестра Лизавета – это жертва ситуации. Она полная противоположность сестры: «...робкая и смиренная…», с добрым лицом и глазами, а по своему поведению похожая на ребенка. Раскольников убивает обеих героинь, жертвы не сопротивлялись ему.

Дуню и её мать тоже можно отнести к мирным жителям: «...две нищие и беззащитные женщины…».

Дуня бедна и работает гувернанткой. Любит своего брата Родиона «беспредельно» и готова ради него выйти замуж не по любви. Мать описывает ее так: «...какое у нее бесценное сердце…», «...существо благородное, как ангел…». Эту героиню также можно сопоставить с мирным жителем благодаря ее законопослушанию, доброте и положению. Пульхерия Александровна, как и ее дети, очень бедна. Зависит от своего положения, но все равно старается так или иначе помочь своему сыну. Добра и самоотверженна.

Федор Михайлович Достоевский – ведущий.

На роль ведущего как нельзя лучше подходит сам автор романа «Преступление и наказание» – Ф.М. Достоевский. Задача ведущего – погрузить участников атмосферу «желтого» Петербурга, который читатель видит на страницах произведения. Кто же может лучше показать всю «желтизну» этого города, если не сам автор?

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анализ портретных и психологических характеристик героев романа.

Портретные и психологические характеристики героев – основа для создания карточек с их изображением. Мы обратимся к уже существующим изображениям.

Каждый герой романа обладает личными психологическими характеристиками, которые отражаются на их мимике. Задача изображений этих героев на карточке – передать их образы игрокам так, чтобы они могли проассоциировать игровую роль с настоящим персонажем романа.

Рассмотрим каждого героя отдельно, обратимся к характеристикам:

Родион Раскольников «...был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.», имеет тонкие черты лица и воспаленные глаза. Почти все время находится в тревожном и нервозном состоянии, что, естественно, отражается на его мыслях, лице и поведении: «Не то, чтобы он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи…», «...бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией…». Угрюм, надменен, импульсивен: «Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя.», «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик».

Все эти черты характера и внешности могут создать примерно такую мимическую картину: тонкие черты; исхудавшее лицо и глубоко посаженные глаза, смотрящие гордо и надменно. Ощущение, будто смотрит немного свысока. Для передачи неряшливости Родиона следует изобразить растрепанные волосы. Его бедность можно заметить, взглянув только на его одежду, а значит, следует изобразить обычный воротник и потрепанную шляпу.

Обращаясь к кадрам фильма «Преступление и наказание» 2007 года (режиссёр – Д.И. Светозаров), можно заметить, что черты актера, Владимира Кошевого весьма точно передают черты Раскольникова (ил.№1, №2). За основу для изображения персонажа игры был взят кадр именно из этого фильма.

Соня Мармеладова – бедная молодая девушка. Ее лицо можно назвать невинным и детским: «...белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…», «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях». Безропотная, пугливая и чувствительная – эти черты характера позволяют сделать вывод о том, что мимика ее, действительно, будто детская. На игровой карточке очень важно передать именно чистоту и безвыходность, заключенную во взгляде голубых глаз.

С помощью данных характеристик можно создать лицо с такими чертами: острые, четкие черты худого лица; ясные глаза, смотрящие вверх, будто ищущие помощь где-то в небе (небольшая отсылка к религии: Соня ищет помощи не в реальном мире, а «от неба», от Бога); небольшие губы. Чтобы показать как бы «страдательную» и незащищенную позицию Сони, следует изобразить то, как она откинула голову назад. Таким образом, взору открывается уязвимое место человеческого тела – шея. Это переносит нас к тому, что Сонечка и сама по себе такая же физически уязвимая и незащищенная. Волосы изображены собранными сзади в не примечательную прическу. В ее повседневной одежде нет излишеств, а значит, следует изобразить непримечательный воротник платья.

Для изображения персонажа игры - Сони Мармеладовой - можно обратиться к кадрам одноименного фильма 1970 года (режиссер – Л.А. Кулиджанов). Именно в этом фильме Сонечка обладает милыми и детскими чертами (ил. №3, №4).

Дмитрий «Разумихин» Вразумихин – достаточно симпатичный молодой человек: «Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый». Как и Раскольников, Дмитрий – бедный человек, соответственно, худой: «...его огромной и костлявой ручищи…». «...всегда худо выбрит…», но, несмотря на бедность, чистоплотен и силен: «Белье же было на нем всегда сносное; на этот счет он был особенно чистоплотен…», «...сильный, как богатырь…». О его характере известно, что он – «человек деловой, трудолюбивый, честный…». Как мы уже выяснили, этот герой отлично подходит на роль врача благодаря тому, что он любит и умеет помогать людям. Свою помощь он оказывает и постоянным оптимизмом, добротой и внутренней силой: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты.», «...никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». Помимо всего прочего, обладает ясным умом: «Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват», «Он малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает, семинарист, должно быть)...». «Впрочем, под этою простотой таились и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его». Разумихин – это человек, открыто показывающий свои чувства и эмоции: «...горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь…», а значит, это отражается, например, в мелких мимических морщинах.

Таким образом, складывается примерно такой портрет: приятные черты лица; «раскрытые», ясные глаза; «худо бритая» щетина; выраженные мышцы смеха, небольшие мимические морщинки в уголках глаз и рта; красивые волосы, вполне сносно причесанные. Одежда на нем опрятная, но воротник верхней одежды расстегнут и выглядит слегка небрежно. Карточка с изображением Дмитрия должна выглядеть позитивно, так как и сам герой выглядит и ведет себя весьма положительно.

Основой художественного изображения могут послужить кадры фильма 2007 года (ил. №5, №6).

Авдотья Раскольникова – умная, твердая, гордая и воспитанная девушка: «...ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером…», «...сильная, самоуверенная…». Любит своего брата Родиона «беспредельно» и готова ради него выйти замуж не по любви. Мать описывает ее так: «...какое у нее бесценное сердце…», «...существо благородное, как ангел…». Внешность Авдотьи можно назвать красивой и выразительной, Достоевский уделяет особое внимание ее описанию: «Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами необыкновенно добрые. <...> Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, – единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое…»

Все эти черты помогут создать достаточно точное изображение Дуни Раскольниковой: четкие, красивые черты лица; выраженные скулы; серьезный, вдумчивый и гордый взгляд; маленькие губы и немного выдвинутый подбородок. Взору игрока будет открываться воротничок скромного платья. Портрет должен передавать ее достоинство, стойкость и внутреннюю чистоту.

За основу карточки можно взять кадры фильма «Преступление и наказание» 1970 года (ил. №10, №11).

Старуха-процентщица, Алена Ивановна – «...крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая», «...маленькая и гаденькая…», «...злая, больная…». Наружность ее полностью соответствует внутренним характеристикам: «...с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет…».

С помощью данных характеристик можно воссоздать ее портрет на бумаге: сухое, морщинистое лицо; злые, маленькие глаза, не выражающие ничего, кроме бессмысленного гнева; нахмуренные брови. Одежда у нее весьма бесформенна. Весь ее портрет олицетворяет бессмысленность и злость персонажа.

Этому образу отлично соответствует старуха-процентщица из фильма «Преступление и наказание» 2007 года (ил. №7, №8).

Лизавета Ивановна – сестра процентщицы, «...девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмачках, и держала себя чистоплотно», «...высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девушка…». Лизавета – добрая и тихая женщина: «У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная». Сестре процентщицы тридцать пять лет: «...и было ей уже тридцать пять лет». По развитию ее можно сравнить с ребенком, так как она страдает идиотизмом: «...чуть не идиотка…», «Посмотрю я на вас, совсем-то вы как робенок малый».

Данные характеристики помогают нам воссоздать такой портрет: округлые черты, не худое лицо; добрые, смиренные и детские глаза; выделяющиеся щеки, как бы намекающие и на ее мягкий характер, и на развитие; мимические морщины в районах лба и бровей, которые вполне могли появиться из-за постоянного насилия со стороны Алены Ивановны.

За основу для художественного изображения возьмем кадры фильма «Преступление и наказание» 1970 года (ил. №9).

Пульхерия Александровна – мать Родиона и Дуни. Так же бедна, как и ее дети, все равно старается им помогать (подрабатывая совсем мелкой работой, старается почти все деньги отдавать Раскольникову на учебу в Петербурге: «Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит. Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год…»). Пульхерия – добрая, робкая, чувствительная и заботливая женщина: «…Пульхерия Александровна была чувствительна, впрочем не до приторности, робка и уступчива, но до известной черты: она многое могла уступить, на многое могла согласиться, даже из того, что противоречило ее убеждению, но всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить ее переступить…». Пульхерии сорок три года, но выглядит она моложе своих лет: «…уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости…». О внешности этой героини автор пишет не особо много, но все же, с помощью данных характеристик возможно представить ее образ: «Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от заботы и горя, и все-таки это лицо было прекрасно…», «Это был портрет Дунечкиного лица, только двадцать лет спустя…».

Данные характеристики позволяют нам создать мимическую картину Пульхерии: худое, но правильное и красивое лицо; ярко выраженные морщины в уголках глаз и между бровей (плоды «заботы и горя»); глаза лучистые, живые и добрые. Выражение лица доброжелательное, мягкое. Одежда бедная, но опрятная.

Порфирий Петрович – мужчина лет тридцати пяти. Опытный и «знающий свое дело» следователь. По мнению Раскольникова и Разумихина, Порфирий – умный человек: «Это, брат, славный парень, увидишь! <…> Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный…», «Он человек, кажется, умный…». Проницательный, знающий человеческую психологию, сразу же заглядывает в саму суть характера Раскольникова: «Зная болезненность его характера и с первого взгляда верно схватив и проникнув его, Порфирий действовал». Внешность этого героя Достоевский описывает весьма подробно: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бaбье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать...», «...маленькая, толстенькая и круглая фигурка, как будто мячик, катавшийся в разные стороны и тотчас отскакивавший от всех стен и углов.», «…морщинки на его лбу разгладились, глазки сузились, черты лица растянулись, и он вдруг залился нервным, продолжительным смехом, волнуясь и колыхаясь всем телом...».

Из этой достаточно подробной характеристики можно вынести основные черты: пухлое лицо, выглядящее так, будто его обладатель – человек старше сорока лет; небольшие глаза и серьезный, проницательный взгляд; нет ни усов, ни бороды, ни волос на голове (для обозначения формы черепа возможно изображение волос по бокам); выраженные морщины на лбу, возле глаз и губ. Выражение лица – серьезное и исследующее.

За основу портрета Порфирия могут быть взяты кадры фильма «Преступление и наказание» 1970 года (ил. №10).

Аркадий Свидригайлов – состоятельный человек, живущий за деньги своей жены. Исходя из описания его характера (см. гл. 1.2.), можно сделать вывод о том, что он – человек бесчестный, корыстный, развратный и гнилой. Это, естественно, отражается и на его мимике. О внешности этого героя также известно достаточно много: «Это был человек лет пятидесяти…», «...росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. <…> Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет...», «...обеими руками оперся на трость... Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…», «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем».

Достоевский дает читателю исчерпывающую характеристику внешности Свидригайлова. Противоречивость вида его лица – то, что действительно указывает нам на то, что внутри этого человека скрывается жалкое и злое существо. Можно обозначить основные черты этого героя: скулистое и правильное лицо, похожее на маску; светлые волосы на голове, светлая борода, «спускавшаяся лопатой»; глаза «холодно-пристальные» и хитрые; морщины на лбу, около глаз; дорогая и качественная одежда.

За основу карточного портретного изображения могут лечь иллюстрации (ил. №11, №12).

Петр Лужин – человек эгоистичный, хитрый, деловой и умный. По мнению Лебезятникова, Лужин является низким мошенником: «…вы… клеветник… <…> …мошенник!». Петр – человек скупой, расчетливый и рациональный: «…он человек расчетливый…». О внешности Лужина читатель узнает следующее: «Это был господин немолодых уже лет [45 лет], чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией...», «...Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем, чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин», «...он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам...».

Внешность его, при всей «приятности», которая может нравиться женщинам, на самом деле скрывает под собой не самый приятный характер. Как человек обеспеченный, он, скорее всего, имеет и некоторые проблемы с лишним весом, что позволяет его лицу выглядеть здоровее и румянее. В целом, его черты примерно таковы: пухлое и толстое лицо с некоторыми морщинами; большие бакенбарды, «в виде двух котлет»; аккуратная прическа; хитрые и маленькие глаза; красивая, дорогая одежда.

Под данные характеристики отлично подходит иллюстрация П. Боклевского (ил. №13).

Федор Достоевский – автор романа «Преступление и наказание». Уже существует множество его портретов, а для создания карточки будет скопировано и подвергнуто некоторым стилистическим изменениям произведение кисти К.А. Трутовского (1847) (ил. №14).

2.2. Правила игры

Так как игра «Мафия» весьма непредсказуема, правила не могут ставить рамки в сюжет. Именно поэтому ведущий игры – это человек, хорошо ориентирующийся в сюжете романа, способный сохранить нужную атмосферу и настроение.

Правила остаются теми же, что и были изложены в главе 1.1., но добавляются сюжетные усложнения:

Раскольников может победить в том случае, если убивает Старуху-процентщицу и Лизавету. Для того, чтобы определить момент победы, в «Ночь знакомств» ведущий должен попросить проснуться этих героев.

Помимо поимки Лужина и Свидригайлова у Порфирия будет еще одна конкретная задача: вычислить и маньяка, и мафию, назвать имена тех, кто исполняет эти роли, а значит, Раскольников, хоть и имеет весьма ограниченные возможности, по значимости не уступает группе «мафиози»

Вместо названий классических ролей ведущему рекомендуется называть имя/фамилию героя романа.

Исполнитель роли ведущего должен знать текст и добавлять к дежурным фразам некоторую стилистическую окраску, например: «Здравствуйте, Петербуржцы… В наш город, как вы все, наверное знаете, люди разные попадают… Такой уж наш Желтый Петербург. Каждому из вас, игроки, будет дан билет в новую жизнь, он покажет вам вашу роль. Будьте осторожны, идя по улицам в сумерки или ночью, ведь никто не знает, что же может случиться с вами около кабака или в темном переулке… Закрывайте ваши квартиры самым надежным образом, а все ценное храните там, где никто кроме вас не найдет. Да начнется же наша история Желтого Петербурга!».

Гипотеза данного проекта заключается именно в том, чтобы узнать, влияет ли на вовлеченность игроков в процесс создаваемая ведущим атмосфера. Для опровержения/подтверждения гипотезы принципиально важно передать дух романа.

2.3. Шаги создания

Приступаем к прикладной работе. Для начала нам потребуются материалы: бумага для черчения, черная бумага для набросков, серебряная и черная ручки, желтый фломастер, черный маркер, глянцевый скотч и клей-карандаш.

Для начала следует создать портрет героя на черной бумаге ручкой с серебряной пастой. Размер такого портрета – примерно 7,2х4,8 см. Далее этот мини-портрет нужно расположить на бумаге для черчения (главная основа для карточки, 6х8 см) и наклеить его на бумагу с помощью клея. Для того, чтобы карточка на деформировалась, ее следует поместить под какой-либо пресс, например, под стопку книг и оставить ее примерно на 5-10 минут. Когда карточка станет ровной, можно приступить к оформлению: сверху написать черной гелевой ручкой имя/фамилию героя романа, внизу написать роль героя. На обратной стороне карты нанесем надпись «МАФИЯ ЖЕЛТОГО ПЕТЕРБУРГА» сначала желтым фломастером, а затем слова «мафия» и «Петербург» продублировать черным маркером. Слово «желтый» следует повторить черной гелевой ручкой. Последний шаг – использование глянцевого скотча. Для того, чтобы карточка выглядела качественно и красиво, можно наклеить на обе ее стороны скотч, а затем аккуратно удалить остатки канцелярским ножом.

Таким образом, используя данный алгоритм, мы создаем целую колоду карт.

Для наглядности правила следует распечатать на отдельном листе. Чтобы ни карточки, ни правила не потерялись, создаем коробку в стиле созданной игры из белой плотной бумаги для акварели 11х9х3 см. На крышку коробки нанесем надпись «Мафия желтого Петербурга» таким же образом, что и на карточках.

2.4. Анализ результатов пробных игр

Шестого марта на классном мероприятии, посвященном настольным играм, «Мафия желтого Петербурга» впервые была использована по своему назначению. Участники отметили оригинальный подход к созданию и необычный формат игры.

Четырнадцатого апреля была проведена пробная игра среди одиннадцати учеников десятого класса. Для сравнения было проведено две партии: классическая «Мафия» и «Мафия желтого Петербурга».

Для подтверждения гипотезы была проведена рефлексия. На листочки игроки записали свои впечатления:

Участник №1: «Мне гораздо больше понравилась игра с персонажами романа Достоевского. Все роли соответствуют героям произведения, весьма интересная задумка создать игру вручную. Было очень приятно проводить время в окружении одноклассников и знакомиться с “желтым” Петербургом».

Участник №2: «Очень впечатлила подобная стилизация всем знакомой игры. Время пролетело незаметно, я успела по-настоящему почувствовать себя героем произведения. Рисунки и стиль игры передали эту “желтую” атмосферу».

Участник №3: «Мне больше всего понравилась вторая партия. Было крайне интересно играть, ставя себя на место героев романа».

Участник №4: «Меня очень впечатлила данная стилизация. Очень креативное оформление, интересные реплики ведущего, погружающие в атмосферу “желтого Петербурга”. Захватывающая игра, гораздо интереснее классической версии. Я бы хотела провести подобную игру, включив ее в изучение романа».

Участник №5: «Прекрасная игра! Казалось бы, обычная “Мафия”, но новое оформление и новый подход сильно освежили эту игру. Идея стилизации очень интересна. Я думаю, что практический урок, на котором ученики сыграли в данную игру, может увеличить их интерес к роману “Преступление и наказание”».

Участник №6: «Литературная “Мафия” гораздо интереснее обычной! Я думаю, что создание подобного развлечения – отличная идея, ведь мы, игроки, вовлечены не только в процесс игры, но и в характер героев романа. Хочется отметить карточки. Весьма точно переданы черты всех героев»,

Участник №7: «Мне намного больше понравилась литературная версия игры “Мафия” по роману “Преступление и наказание”. Очень любопытно было представлять себя жителями «желтого» Петербурга и погружаться в эту атмосферу».

Участник №8: «Во время изучения любого произведения классической художественной литературы важен не только глубокий анализ, но и погружение в атмосферу произведения. Особенно это касается творчества Фёдора Михайловича Достоевского, ведь его книги наполнены мрачной атмосферой Петербурга 19 века. Хорошим способом прочувствовать это является игра “Мафия”, так как формат детективного расследования отлично подходит под сюжет романа.
Во время процесса происходит активное взаимодействие между участниками, что создаёт коллективный дух в игре. Такой формат игры мне понравился больше, чем традиционный, так как он способствовал погружению в роман “Преступление и Наказание”, позволил более глубоко прочувствовать персонажей и представить, как бы они повели себя в аналогичной ситуации.
Карточки были выполнены качественно и детально, и они передают эмоции персонажей, что сразу создает должную атмосферу в игре.
Ведущая хорошо выполняла свою роль, организуя процесс и не отходя от хода игры. Я бы очень хотела, чтобы подобная игра проводилась у нас в классе на уроках литературы».

Участник №9: «Мне очень понравилась вторая партия игры (“Мафия желтого Петербурга”). Было интересно наблюдать за развитием действий и играть самой. Мне даже кажется, что некоторые погрузились в эту атмосферу настолько, что передо мной сидели уже не мои одноклассники, а знакомые герои. Игра получилась очень динамичной и непредсказуемой. Подобная игра определенно влияет на желание изучать “Преступление и наказание” подробнее».

Участник №10: «Из двух игр мне понравилась больше всего стилизованная версия “Мафии”. Классическая ролевая криминальная игра в новой литературной обёртке очень сильно привлекает к себе внимание. На выбор Достоевской версии также повлияла прекрасная организация игры: переделаны все игровые персонажи с полным сохранением и преобразованием правил классической “Мафии”. Стоит отметить качество проделанной работы: разработан авторский дизайн игровых карточек, стилизованных под тематику романа “Преступление и наказание”. Не могу не уделить внимание креативности автора-ведущего, чьи многочисленные старания были направлены на максимальное погружение в атмосферу далекой эпохи желтого Петербурга.
Безусловно, такая замечательная игра будет превосходным дополнением к классическому курсу литературы: более приближенная к молодежи форма проведения урока во многом отличается от старых заезженных уроков-практикумов, изрядно надоевших учащимся.
Это - максимально детализированная работа, принципиально отличающаяся от других, менее удачных версий “Мафии”».

Со стороны ведущего можно отметить, что все участники, действительно, были более активными и вовлеченными в игровой процесс именно в «Мафии желтого Петербурга». Эта роль рассказчика заставляет исполнителя роли ведущего также войти в эту атмосферу и стать свидетеле запутанных событий, происходящих в этом городе.

Заключение

Итак, в заключение данного проекта следует резюмировать полученные результаты. Цель проекта выполнена: создана карточная игра, стилизованная под роман «Преступление и наказание».

В ходе работы над продуктом были выполнены следующие задачи:

● произведен краткий анализ романа;

● изучены и выбраны герои произведения;

● с помощью правил классической игры «Мафия» были найдены характеристики каноничных персонажей и сопоставлены с героями романа;

● найдены требуемые материалы, с помощью которых была создана игра;

● для удобства была создана брошюра с правилами игры;

● шестого марта и четырнадцатого апреля были проведены пробная и повторная игры «Мафия желтого Петербурга», по результатам которых были получены отзывы игроков.

С полной уверенностью можно сделать вывод о том, что создаваемая атмосфера действительно влияет на вовлеченность игроков в процесс, а значит, гипотеза проекта подтверждена.

Игроки также отметили и практическую значимость проекта: способ изучения характеристик героев романа с помощью подобного развлекательного формата является эффективным и оригинальным.

Список литературы

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». – М.: Эксмо, 2019. – 592 с.

Врублевский Е. Ролевая игра «Мафия». Описание и правила. – 2006 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://desktopgames.com.ua/games/895/mafia_rules_rus.pdf

Приложения

Иллюстрации №1, №2

Иллюстрации №3, №4

Иллюстрации №5, №6

Иллюстрации №7,№8

Иллюстрации №9,№10

Иллюстрация №11

Иллюстрация №12

Иллюстрации №13, №14

Иллюстрация №15

Иллюстрайия №16

Просмотров работы: 1406