Образ матери в современной литературе

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ матери в современной литературе

Бондар П.А. 1
1 ГУО "Гимназия № 46 г.Гомеля имени Блеза Паскаля
Бондар Т.А. 1
1ГУО "Гимназия № 46 г.Гомеля имени Блеза Паскаля"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Если ты с детства не научился смотреть

в глаза матери и видеть в них тревогу или покой,

- ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»

(В. Сухомлинский)

Образ матери является едва ли не единственным в мире, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Я решила обратиться к изучению проблемы воплощения образа и темы матери в современнойлитературе.

Женщина - это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей.  Писатели, художники, музыканты стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные человечеству.В литературе народов мира мы встретим прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Не только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю литературу проходит образ женщины матери-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. 

Цель исследовательской работы: изучение образа женщины-матери в современной литературе.

Задачи исследования:

рассказать, какое место занимает образ женщины-матери в современной художественной литературе;

показать бессмертие образа матери во времени;

познакомиться с произведениями Л. Улицкой, Р.Риггсаи понять особенности «женского образа» каждого из них;

провести небольшое исследование о понимании роли женщины в обществе.

Предмет исследования:образ женщины- матери в современной художественной литературе

Объект исследования: литературные произведения современных авторов.

Актуальность проблемы: тема материнства в современной литературе от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Гипотеза: образ женщины-матери в современной литературе также отображает лучшие черты, свойственные народу.

Методы исследования: В основе моих наблюдений лежит теоретический метод историко-филологического анализа с привлечением метода опроса.

Глава 1.Образ женщины- матери в литературных произведениях

На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов - «мама». Слово это несет в себе тепло-тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а её любовь согревает жизнь малыша.

Мама! Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик.

Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовали сами дети на стадии лепета, удвоением слога «ма». Оно слово почти одинаково произносится на многих языках – русском, болгарском, чешском, польском, болгарском, литовском. Слово «мама» - особое слово. Оно родилось вместе с человеком, чтобы сопровождать его по жизни. История культа матери начинается в пещерах первобытных людей. Женские фигурки из кости мамонта как символ любви и уважения к женщине-матери до сих пор находят ученые-археологи на местах раскопок.

1.1.Тема материнства в русской культуре.

Во всех жанрах устного народного творчества раскрывается тема материнства: сказки, колыбельные и обрядовые песни, пословицы и поговорки.  Пословицы ярко отражают народную мудрость.

При солнце тепло, а при матери добро.

Для матери ребёнок до ста лет детёнок.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка. 

Слова матери, как топлёное масло, мягки.

А сколько произведений, воспевающих мать! В творчестве русских поэтов и писателей несложно найти произведения, воспевающие мать.  Это произведенияН.А.Некрасов, А.М. Горького, И.А.Бунина, С.А. Есенина и др.

В книге «Учебник жизни» священник Артемий Владимиров пишет: «Мама... Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас.

Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она.

И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему с возрастом даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью».

1.2. Тема материнства в искусстве.

Образ матери, единство матери и ребѐнка - одна из главных тем в искусстве, которая неиссякаема. Многие писатели, поэты, композиторы, художники черпали своѐ вдохновение в воспоминаниях о доме, о матери, о детстве. В них выражена любовь, благодарность, поклонение, уважение и много других чувств к Маме. А иконы называют «древнейшей песнью материнства». В мире много произведений искусства, посвящѐнных женщине-матери. Рембрандт, Рафаэль, К. Петров- Водкин, А.Дейнека и многие другие обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.

1.3. Образ матери в мифологии.

Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Образ матери имеет как минимум 4 символических значения.

Космическая Мать-Земля, супруга Неба, Мать всего и вся на Земле, не видящая разницы между добром и злом. Один из примеров такой матери — древнегреческая богиня Гея. Она породила титановциклопов, пятидесятиголовых великанов, все боги Олимпа были её потомками. Гея не различала добра и зла — одинаково любила и морских змеев с циклопами — жутких монстров, и беспредельное, светлое небо Уран.

Мать-Земля в славянской мифологии[

В славянской мифологии Мать-Землю представляет Мокошь. Всемогущие боги трепещут перед ней, ведь в руках богини священные нити судеб. Оборвётся такая ниточка, и человек, а то и бог умрёт. Её суровый нрав запечатлён в пословице «Бог — не Мокошь, чем-нибудь да потешит». Мокошь была очень почитаемой богиней в славянской мифологии и входила в Пантеон князя Владимира.

Мать-Природа

Милостивая, всемогущая и одновременно жестокая Мать-Природа управляла всем, от чего зависел человек: дождями и засухами, жарой и морозами, удачей в охоте и собирательстве… С развитием человечества в некоторых религиях Мать-Природа стала делиться на покровительницу охоты (в греческой мифологии — Артемида) и земледелия (Деметра). Однако в других религиях образ Матери-Природы не разделился. Например в славянском язычестве эту роль, по совместительству с Матерью-Землёй до конца имела Мокошь.

 

 

Богоматерь

Богоматерь (также Мадонна, Богородица, Дева Мария) в христианской и исламской традиции — мать Иисуса Христа, одна из наиболее почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии. Именно она являет собой ещё одно символическое значение образа матери.

Велика и многообразна роль литературы. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе … И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях мастеров художественного слова.

Именно поэтому, на примере двух совершенно разных произведений современной литературы - романа Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» и повести американского писателя РэнсомаРиггса «Дом странных детей мисс Перигрин» я хотела бы проанализировать образы женщины - матери в интрепретации современных авторов.

Глава 2. Образ женщины-матери в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети».

Роман «Медея и ее дети» (1996) вызвал неоднозначную оценку критиков и читателей. Не всем показался удачным сюжет произведения, насыщенный повторяющимися мотивами (главный из них – мотив преступления и наказания). 

Роман представляет собой историю семьи, но не просто историю, а историю семьи как бы в проекции. Сюжет построен так, что все семейные проблемы мы узнаем через главную героиню – Медею, которая является «корнем» семьи, ее основой, своего рода божество. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.

Роман «Медея и ее дети» отмечен французской международной премией.

Имя главной героини Медеи Синопли ассоциируется с древнегреческим мифом. Однако общее у героини романа и героини мифа только то, что обе пережили измену мужей и обе бездетны (героиня греческого мифа убивает своих детей, чтобы отомстить мужу, героиня романа переживает проклятие природной бездетности). В греческом мифе Медея приходит в ярость от измены мужа и совершает тяжкий грех убийства, в романе Л.Улицкой героиня находит силы простить мужа и становится духовной опорой детей своих братьев и сестер.

Критик С.Тимина справедливо отмечает: «Мифы – как вечные уроки для человечества, как носители живой энергии подлежат переоценке и переосмыслению. Возвышенное начало, безграничная отзывчивость к добру героини романа «Медея и дети» как бы рождает полемику с традиционным мифом и создает новый миф о Медее ХХ века на базе нового мировидения. Этот миф о преодолении хаоса и зла гармонией»

«Семейная хроника» Улицкой превращается в семейную мифологию. Если сюжет античного мифа о Медее связан с разрушением семьи, то героиня Л. Улицкой – хранительница семейного очага. Она представляется своеобразной анти-Медеей: ее образ обращен к свету, в нем нет ни мстительности, ни неудержимой страсти.

Действие романа происходит в Крыму. Бывшая греческая семья Мендес разъехалась по всему свету и вплела свои корни в культуру людей различных национальностей. На каждое лето потомки этой семьи собираются в старом и уютном доме в Нижнем Поселке. В этом доме всегда звенят детские голоса.

Центром мироздания семьи, важной знаковой фигурой является образ главной героини романа - Медеи. Не случайно в связи с этим и название произведения - «Медея и ее дети». Интересно, что своих собственных детей у Медеи нет. Значение знака «дети» в данном случае является не столько системным, сколько актуальным - это многочисленная Медеина родня: младшие братья и сестры, которых она растила после смерти родителей, и многочисленные племянники и внучатые племянники. Не будучи матерью, Медея выполняет функцию материнства по отношению ко всей свой родне (даже к собственному мужу). Именно с этой материнской функцией Медеи и связано в данном романе значение знака «дети». Медея как центр семейного мира - символ ее прочности, вечности, непоколебимости чужим миром. 

На долю Медеи выпали страшные испытания. В шестнадцать лет после смерти родителей на ее руках остались двенадцать братьев и сестер, которых она вырастила, пожертвовав многим в своей жизни, и теперь она принимает летом в своем доме многочисленных потомков своих родственников. Портрет Медеи строг, аскетичен и напоминает иконопись: «Первые десять лет (после смерти мужа) она носила все исключительно черное, впоследствии смягчилась до легкого белого крапа или мелкого горошка. Все по-черному. Черная шаль не по-русски и не по-деревенски обвивала ее голову и была завязана двумя длинными узлами, один из которых лежал на правом виске. Длинный конец шали мелкими античными складками свешивался на плечи и прикрывал морщинистую шею. Глаза ее были ясно-коричневыми и сухими, темная кожа лица тоже была в сухих мелких складочках». Медея всю жизнь прожила в Крыму, покидая свою родину лишь дважды в жизни. «Для местных жителей Медея Мендес давно уже была частью пейзажа».

Медея всю жизнь прожила в Крыму, покидая свою родину лишь дважды в жизни. «Для местных жителей Медея Мендес давно уже была частью пейзажа».

Дружба для героини является одной из главных ценностей в жизни. В ней есть твердый нравственный стержень, который помогает ей выстоять в самых трудных испытаниях. Медея – высокодуховная личность. В ежедневном разговоре с Богом она благодарит его за ежедневное чудо жизни, несмотря на все испытания.

В процессе изучения произведения, я пришла к выводу, что наше время распада семейных связей, нравственной деградации общества, вызванной социальными катаклизмами, роман Л.Улицкой служит тем нравственным ориентиром, который помогает читателю сохранить гуманизм и стремиться к духовному совершенству.

Глава 3.Образ женщины- матери в повести Р.Риггса « Дом странных детей мисс Перигрин»

Образ женщины-матери, защищающей и оберегающей своих детей, воспитанников от всяческих бед широко используется и в современной зарубежной литературе. Для своего исследования я выбрала образ женщины из моей любимой книги американского писателя РэнсомаРиггса «Дом странных детей мисс Перигрин». Это произведение повествует нам о подростке ДжейкобеПортмане, которому в детстве дед рассказывал странные истории о детях, обладающих сверхспособностями, и чудовищах.В конце концов поиски приводят Джейкоба на островок в Уэльсе, «зловещий и унылый, окутанный лохмотьями тумана, охраняемый миллионами галдящих птиц», где он обнаруживает заброшенный дом, оказывающийся одним из мест проживания, своего рода гетто, людей с паранормальными способностями — «крипто сапиенсов».

Основными обитателями этого дома были дети, обладающие этими способностями, и их воспитательница – мисс АльмаЛеФей Сапсан Перигрин, имбрина, женщина, призванная, как мать, ухаживать, воспитывать и защищать от бомбежек и различных угроз своих «странных» воспитанников. Имбрина — особенный вид «странных» людей, который может превратиться в птицу, а также поддерживать в рабочем состоянии петлю времени. Они всегда женского пола, защищают странных детей, взрослых, животных, обычно спасая их из опасных ситуаций. Мисс Перигрин, заменившая мать детям с необычными способностями, в романе обладает своей способностью- она превращается в довольно необычную птицу - сокола сапсана. Это деликатная женщина, которая курит трубку и обожает порядок, хотя иногда она может быть довольно резкой.

Как ни странно, к образу птицы древние обращались даже чаще, чем к образам остальных животных. Это можно объяснить недоступным, удивительным и волшебным умением пернатых летать, вызывавшем суеверный трепет и любопытство.Умение летать заставляло древних людей верить, что птица – существо, приближенное к Высшим Силам или этой самой силой и являющееся.

Обратимся к «Словарю символов» Владислава Копалинского: «Птица – символ Солнца, ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, Времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души; женской основы; приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества; свободы…».

Для создания образа женщины, вечной матери, дающей кров и опеку своим детям, автор в книге «Дом странных детей…» использовал совсем необычный образ сокола. По легендам, именно птица-сокол принесла на землю огонь. Сокол больше духовная птица, он помогает человеку, особенно воину или страннику. Именно соколиные перья носили воины разных народов на своих шлемах.

Он олицетворяет собой силу, огонь и бессмертие, почитается владыкой небес. Сокол – активный защитник от сил мрака, болезни и смерти, в народном эпосе обычно враждует со змеями и лягушками, представителями нижнего мира. Однако эта птица воплощает собой не только силы жизни, но иногда и смерть.

Образ мисс Перигрин в произведении РэнсомаРиггса созвучен образу птицы - женщины в мифологии.

Птица в культуре разных народов ассоциируется с образом матери-защитницы, прикрывающей крылом своих детей, дающей им свою любовь, кров и пищу. В книге «Дом странных детей» АльмаПеригрин – это любящая мать, охраняющая своих необычных питомцев от чужих глаз, обеспечивающая их безопасность. Благодаря этой женщине, умеющей создавать временные петли, дети, обладающие особыми способностями, существуют в мире и согласии с собственной необычностью, принимают свое отличие от других людей как обыденную вещь. Благодаря петлям, которые создала мисс Перигрин, у детей появилась возможность жить, не поддаваясь действию времени.АльмаПеригрин оберегает своих воспитанников от трудностей, порой жертвуя жизнью и собственной безопасностью. В конце повествования дети спасают свою воспитательницу, женщину, заменившую им мать, но она, растеряв все силы, так и остается в образе сокола, и привычный уклад жизни ребят разрушается.

Образ АльмыПеригрин, также не бывшей матерью «странным» детям, - это не только образ женщины- матери, но и воительницы, до последней минуты оберегающей свой очаг.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: у каждого автора формируется свой образ женщины. То, как развивается судьба женщины, непосредственно зависит от её характера, силы воли, нравственных убеждений или от того, какими характерами обладает ее окружение. Характер женщины, её воспитательские способности находят отражение в судьбах её близких, друзей, детей.

Глава 4. Практическое исследование

В качестве практического исследования я провела опрос, задав своим одноклассникам всего один вопрос: «Какая роль является главной в жизни женщины: жена, мать, бабушка; любимая женщина; хороший работник, делающий отличную карьеру».

Были получены следующие результаты:

- хороший работник, делающий отличную карьеру – 62%,

- жена, мать, бабушка – 4%;

- любимая женщина – 34%.

Мне очень хотелось поделиться с одноклассниками своими выводами, сделанными после анализа произведений; попытаться убедить их в неправильности чисто внешнего оценивания роли женщины. Для этого мы устроили коллективные чтения вышеперечисленных произведений, затем просмотр художественного фильма по мотивам книги Р.Риггса «Дом странных детей мисс Перигрин», по окончании которых у нас завязалась оживленная дискуссия, в ходе которой я познакомила ребят с моими наблюдениями. После этого я вновь провела опрос, были получены следующие ответы:

- хороший работник, делающий отличную карьеру – 26%,

- жена, мать, бабушка – 47%;

- любимая женщина – 39%.

Результаты этого опроса, на мой взгляд, показали, что идеал женской нравственной чистоты и силы живет внутри каждого из нас, а, значит, за наше будущее можно не волноваться!

Заключение

Как необыкновенно важно в наш компьютерно-эмансипированный век не утратить самого высокого предназначения женщины. Ведь для маленького человека, вступающего в жизнь, где любовь, добро и красота вечно воюют с предательством, злом и безобразием, где ошибиться и запутаться легче, чем в любой физической задаче, первым учителем должна стать прежде всего мать. И как правильно заметил когда-то Жан-Жак Руссо: «Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщине»

В процессе исследования я пришла к следующему выводу:тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.Образ женщины-матери в современной литературе отображает лучшие черты, свойственные народу.

В процессе исследования я пришла к выводу, что наше время распада семейных связей, нравственной деградации общества, вызванной социальными катаклизмами, роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» служит тем нравственным ориентиром, который помогает читателю сохранить гуманизм и стремиться к духовному совершенству. На примере произведения РэнсомаРиггса « Дом странных детей мисс Перигрин» можно сделать вывод, что у каждого автора и читателя формируется свой образ женщины. То, как развивается судьба женщины, непосредственно зависит от её характера, силы воли, нравственных убеждений или от того, какими характерами обладает ее окружение. Характер женщины, её воспитательские способности находят отражение в судьбах её близких, друзей, детей.

Говорят, наше время добавило сложности и в непростые отношения "отцов и детей”. Наверное, это так, потому что личные контакты человека с человеком сужаются, снижается культура человеческого общения. Эти и другие издержки прогресса, несомненно, сказываются и на семье. Есть немало равнодушных, холодных сыновей и дочерей, для которых мать – не ближе, чем «соседка по квартире». Причин тут немало, и, к сожалению, не всегда в трудно складывающихся отношениях повинны дети, много зависит и от родителей, а в частности, и от матери, потому что мама играет важную и, пожалуй, главную роль в воспитании ребёнка. Она словно сама создаёт нового человека, формируя окружающий мир ребёнка. Не случайно говорят, что глаза матери – глаза её ребёнка, слова матери - слова её ребёнка. И когда малыш впервые ступает на землю, он видит мир таким, каким видит его мать.

И сколько бы нам не было лет – 5, 15 или 50 – нам всегда нужна мать, ее ласка, ее внимание, ее любовь, И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. Не так ли?! И подтверждение этой гипотезе я нашла, проведя анкетирование среди моих одноклассников. Я считаю, что цель моей работы достигнута и я смогла доказать, что образ женщины-матери, отражённый в выбранных мною произведениях, отображает лучшие черты, свойственные народу.

Список литературы.

Этимологический словарь Макса Фасмера [Электронный ресурс ]https://gufo.me/dict/vasmer Дата доступа 01.02.2021

Русские пословицы и поговорки. [Электронный ресурс ]https://diktory.com/poslovitsy_pogovorki.html Дата доступа 01.02.2021

Образ матери в мифологии. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C Дата доступа 01.02.2021

Словарь символов. Копалинский Владислав. [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/book/1001134237-slovar-simvolov-vladislav-kopalinskij Дата доступа 01.02.2021

протоиерей Артемий ВладимировУчебник жизни. [Электронный ресурс] https://lib.pravmir.ru/library/book/2165 Дата доступа 01.02.2021

Улицкая Л. Медея и её дети. Москва «Вагриус», 1999 г.

Риггс Р. Дом странных детей. Москва, 2012г.

Приложение

Просмотров работы: 2118