Нет слов? Одни эмоции!

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нет слов? Одни эмоции!

Веретельная В.Н. 1
1 ГУО "Гимназия № 46 г.Гомеля имени Блеза Паскаля
Бондар Т.А. 1
1ГУО "Гимназия № 46 г.Гомеля имени Блеза Паскаля"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В повседневной жизни человека разум всегда противопоставлялся чувствам, эмоциям. Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль подчинена законам логики, законы же эмоций трудно выявить и применить, если они действительно существуют.

Считается, что мышление протекает свободно, тогда, как эмоции подчинены жестко определяющим причинам. И человек, живущий эмоциями, рассматривался как руководствующийся факторами, от него не зависящими.

Это мнение объясняется малой степенью изученности законов, управляющих эмоциональными процессами. Изучение этих явлений насчитывает несколько десятков лет, что не могло привести к детальной ориентации в этой запутанной области психологии. Опираясь на уже существующие исследования, я постараюсь ответить на вопросы: Что такое эмоции? Какие факторы вызывают эмоции? Как эмоции влияют на поведение человека? Как передаются эмоции в речи?

Цель работы:изучение и систематизация слов, словосочетаний, междометий, графических знаков, выражающих эмоции, для использования на письме и в устной речи.

Задачи исследования:

Изучить научную литературу по теме исследования.

Познакомиться с понятием «эмоция», изучить слова, словосочетания, междометия, графические знаки, выражающие эмоции и чувства, с целью дальнейшего их применения на уроках русского языка.

Выявить наиболее продуктивные способы употребления слов, выражающих эмоции.

Предмет исследования: слова, словосочетания, междометия, графические знаки, выражающие эмоции и чувства

Объект  исследования:  тексты различных стилей речи, общеупотребительная лексика.

Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения слов, выражающих эмоции,  как языковых единиц в силу своей распространенности и повторяемости с целью дальнейшего использования на уроках русского языка.

Гипотеза: изучениеслов, выражающих эмоции, тесно связано с процессом изучения русского языка. Я предполагаю, что можно использовать эмоционально окрашенную лексику, чтобы сделать уроки русского языка интереснее. изучениеслов, выражающих эмоции, тесно связано с процессом изучения русского языка. Я предполагаю, что можно использовать эмоционально окрашенную лексику, чтобы сделать уроки русского языка интереснее.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, лингвистический анализ, анкетирование,  статистическая обработка материала (составление таблицы).

 

Глава I. Определение эмоций и чувств.

1.1. Виды эмоциональных состояний и влияние их на поведение человека.

Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровождают нас постоянно? В какой мере они определяются ситуацией, условиями момента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками каждого человека?

Эмоции — особый класс психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият­ного или неприятного процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.

1.2. Передача чувств и эмоций в речи.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

В процессе исследования я сделала вывод, что человеческие чувства и эмоции передаются не только через настроение, деятельность, но и через речь, слова, которые не просто называют предметы, действия, но и несут на себе оценочно – окрашенную нагрузку. К таким словам мы можем отнести эмоционально – окрашенные слова, оценочную лексику, многозначные слова, экспрессивную лексику, междометия, обращения и другие.

Глава II. Через что можно передать эмоции и чувства в речи.

2.1.Эмоционально - окрашенные слова.

     Слова в русском языке условно можно разделить на две группы. Одни из них только называют явления действительности, никак их не оценивая, например: школа, пар­та, новый, сильный, сидеть, пилить, долго, много, пятый, шесть. Другие не только называют явления действительности, но и выражают отношение к ним людей: карапуз — не просто ребёнок, а маленький, полноватый ребёнок (шутливое); кляча — не просто лошадь, а плохая лошадь (пренебрежительное), колымага — не просто повозка, а тя­жёлая, громоздкая, неуклюжая повозка (ироничное и пре­небрежительное); космы — не просто пряди волос, а рас­трёпанные, всклокоченные пряди волос (презрительное).

Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. п., называются эмоционально окрашенными. Эмоциональная окраска может быть положительной (одобрительной) и отрицательной (неодобрительной).

Эмоционально окрашенные слова даются в толковых словарях со специальными пометами: прост, (просторечное), высок, (высокое, торжественное), ирон. (ирониче­ское), бран. (бранное), разг. (разговорное) и др. Напри­мер:

Лизоблюд, -а, м. (разг. презр. устар.). Тот, кто прислуживает кому-нибудь, подхалим.

Лодырь, -я, м. (разг. неодобр.). Лентяй, бездельник. Гонять лодыря (прост, неодобр.) — бездельничать.

Напрочь, нареч. (прост.). Совсем, окончательно. Отрубить, оторвать напрочь.

Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Например, восхищаясь красотой цветка, можно назвать его белоснежным, белюсеньким, лилейным. Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального определения белый. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятия: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной).
      В то же время следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.
      Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что окраска "накладывается" на лексическое значение слова, но не сводится к нему.       В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

Слова содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.

Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.

Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены не номинативными свойствами, а словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают суффиксы.

Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Экспрессивность(экспрессия) (лат. expressio) - значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. В русском языке немало слов, у которых к их номинативному значению добавляется элемент экспрессии. Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать не люблю, но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение.
      Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения; ср.: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

Яркая экспрессия выделяет слова торжественные (глашатай, свершения, незабвенный), риторические (соратник, чаяния, возвестить), поэтические (лазурный, незримый, немолчный, воспевать). Экспрессивно окрашены и слова шутливые (благоверный, новоиспеченный), иронические (соблаговолить, донжуан, хваленый), фамильярные (недурственный, смазливый, мыкаться, шушукаться) Экспрессивные оттенки разграничивают слова неодобрительные (манерный, претенциозный, честолюбивый, педант), пренебрежительные (малевать, крохоборство), презрительные (наушничать, подхалим), уничижительные (юбчонка, хлюпик), вульгарные (хапуга, фартовый), бранные (хам, дурак). Все эти нюансы экспрессивной окраски слов получают отражение в стилистических пометах к ним в толковых словарях.
      Экспрессия слова нередко наслаивается на его эмоционально-оценочное значение, причем у одних слов преобладает экспрессия, у других - эмоциональность. Поэтому часто разграничить эмоциональную и экспрессивную окраску не представляется возможным, и тогда говорят об эмоционально-экспрессивной лексике (экспрессивно-оценочной).     

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так, резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, сталинизм, репрессии. Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный. Даже различные значения одного и того же слова могут заметно расходиться в стилистической окраске: в одном значении слово выступает как торжественное, высокое: Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа (П.), в другом - как ироническое, насмешливое: Б. Полевой доказал, что почтенный редактор пользуется славою ученого мужа (П.).
       Развитию экспрессивных оттенков в слове способствуют метафоры. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как метафоры, получают яркую экспрессию: гореть на работе, падать от усталости, пылающий взор, голубая мечта, летящая походка и т. д. Окончательно проявляет экспрессивную окраску слов контекст: в нем нейтральные в стилистическом отношении единицы могут становиться эмоционально окрашенными, высокие - презрительными, ласковые - ироническими и даже бранное слово (подлец, дуреха) может прозвучать одобрительно. Национально-русской чертой является то, что такие обращения, как: глупенькая(ий), дурочка, дурачок, дурашка, дуреха в определенном контексте употребляются как ласковые, добрые: – Ну что ты, дурашка ты моя? – говорил ласково Смородин (В. Шукшин. Пьедестал).

Д.С. Лихачев в своей работе говорит о внутренних причинах такого словоупотребления: «Что же касается до дурашливости, то недаром в русском языке «ах ты мой глупенький, ах ты мой дурачок» – самые ласковые из ласкательств. И дурак в сказках оказывается умнее самого умного и счастливее самых удачных. Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую»

Широко представлена в художественной прозе А.С. Пушкина метафорическая номинация, представляющая собой создание наименования на основе какого-либо сходства реалии с уже существующими (по форме, величине, внешнему подобию и т.д.). Наиболее типичны для языка Пушкина-прозаика зооморфизмы типа собака, медведь, волчонок, гарнизонная крыса, сокол ясный. Выразительность, яркость и точность этих номинативных обозначений достигается за счет того, что весь круг лиц, употребляющих и воспринимающих данную группу слов, имеет одинаковые представления об их значении.

2.2. Междометия.

Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Приведенные ниже таблицы содержат симптоматические ситуации, разделенные на два функциональных блока. Это блок «событийных» и блок «объектных» ситуаций.

«Событийная» симптоматическая ситуация – такая, в которую человек включен в качестве участника действия (либо сочувствующего свидетеля).

«Объектная» симптоматическая ситуация представляет действительность как ОБЪЕКТ. «Автор» рефлексивно отделяется от события для его исследования, классификации и оценки. [Приложение 1].

Эмоциональный вздох и эмоциональный стон являются реакцией на физическую или психологическую тяжесть или физическую и психологическую боль и передаются не словами, а скорее звуками. Его вызывает утомление от физической или психологической нагрузки, жары, мыслей о чем-либо безысходном, невозвратном, трудном для совершения, любое «давящее» чувство, затрудняющее свободное дыхание. Последующее поведение вздыхающего обычно пассивно: субъект «принимает» реальное положение дел, как данность. Описывается этот вокальный жест глаголом вздохнуть, при котором встречаются эпитеты тяжело, глубоко, грустно, с болью, с сожалением.

(1) — Ох, господи, господи!.. - Старик глубоко вздохнул. - Господи... тяжко, прости меня, грешного. (В. Шукшин. Как помирал старик).

(2) — «Эх, жара», - говорит он, вздыхая. (П. Кузнецов. Деревенский дневник)

(3) Это сильно напоминает сетования верных ленинцев: ах, если бы Ленин не помер бы в 24-м, то не было бы 37-го. (Богомолов Ю. Не виноваты мы // Известия, 2002.08.16)1[5].

(4) — «Уф, Ветка, ну и загрузила ты меня», - вздохнул Служкин. (А. Иванов. Географ глобус пропил).

(5) Старый добрый поэт слушал мои стихи с улыбкой, иногда качал головой и повторял: «Ох, господи, господи!. (Г. Горин. Об авторе).

(6) – «О-о, - застонал Иван. - Помру. От разрыва сердца». – «Что, плохо? - участливо спросила женщина. - Давай я распеленаю тебя». (В. Шукшин. До третьих петухов).

(7) – «Ой, больно!» - сдавленно стонал Жора. (Д. Липскеров. Последний сон разума).

(8) – «Как ты себя чувствуешь, Матрена?» - спросила она, наклонившись над лежанкой. – «О-ох! - простонала старушка, всмотревшись в Александру Павловну. - Плохо, плохо, родная! Смертный часик пришел, голубушка!». (И.С. Тургенев. Рудин).

2.3. Обращения.

Обращения также являются словами, которые могут передавать эмоции и чувства человека. Они отражают чувства и отношение говорящего к человеку, к которому он обращается. Например, важнейшая черта русского человека – душевность – отразилась и в русских обращениях.

- Что ж, душенька, пойдем обедать, - сказала Собакевичу его супруга. (Н.Гоголь. Метвые души)). Здравствуйте, душечка Ольга Семеновна! Как поживаете, душечка? (А. Чехов. Душечка). – До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! (Л. Толстой. Война и мир). – Эй, душа милая, выдь подержи лошадь! – крикнул Никита во двор кухаркину мужу (Л. Толстой. Хозяин и работник). [Андрей) (зевает):] Позови его. Здравствуй, душа моя. Что скажешь? (А. Чехов. Три сестры).

Отметим, что обращения «душечка», «душа моя», как свидетельствуют примеры, и в 19 веке, и в 20-е годы, у русских употреблялись не только по отношению к женщине, но и к лицам мужского пола: – Простите, душечка, – сказал он Воробьянинову, который в продолжение всех этих манипуляций стоял, сложив руки по-солдатски (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев). – Садитесь, садитесь, моя душа, – бодро воскликнул Драйер и включил хитрый электрический ток, согревающий воду для чая (В. Набоков. Король, дама, валет).

В ходе исследования я выяснила, что слова, выражающие эмоции, не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Такие лексемы используются в литературных произведениях различных русских авторов. При описании чувств и эмоций писателями и поэтами широко используются средства художественной выразительности.

Глава III Результаты социологического опроса

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели социологический опрос среди учащихся 8-9 классов

( принимало участие72 чел.), в котором выяснили место эмоций и слов, их выражающих, в жизни каждого участника. В процессе исследования учащиеся ответили на следующие вопросы:

По вашему мнению, влияют ли эмоции на состояние здоровья человека.

Какие эмоции вы чаще всего испытываете в жизни?

Какими словами вы выражаете положительные эмоции в жизни? Отрицательные?

Какими словами вы передаёте радость/грусть/любовь?

Как часто вы используете смайлики (графическое выражение эмоций) в жизни? [Приложение 2].

По итогам опроса можно сделать вывод, что большинство участников чаще испытывает положительные эмоции, чем отрицательные. Свои эмоции опрошенные выражают при помощи междометий и звукоподражаний, слов экспрессивной и эмоционально - окрашенной лексики в устной и письменной речи. Часть эмоций опрошенные выражают при помощи эмодзи - специальных графических знаков.

Глава IV Практическая работа.

В процессе нашего исследования мы решили создать лингвистическую сказку, содержащую слова, выражающие эмоции. Данная работа предназначена для использования на уроках русского языка в различных классах при изучении тем «Части речи» и в работе по развитию речи. [Приложение 3]. Также учащиеся VIII «Б» класса приняли участие в конкурсе творческих работ и написали сочинение-рассуждение на тему «Для меня главное чувство – это…», в котором использовали слова, словосочетания, междометия, выражающие различные эмоции. [Приложение 4].

Заключение

Без эмоции человек бы превратился в машину выполняющую команды только для выживания и продолжения своего рода. У людей не было бы той радости жизни, которой они наслаждаются, имея такое качество как «эмоции». Хотя мы этого и не замечаем, но они сопровождает нас каждую секунду.

Слова, характеризующие эмоции в русском языке, помогают передать данные эмоции и чувства как в устной, так и в письменной речи.

Внимание к чувствам, переживаниям, нюансам человеческих отношений и их вербальному выражению характерно для русской языковой картины мира. Преобладающее большинство лексем изучаемого поля в русском языке появилось в XI веке, что говорит об эмоциональности характера русского народа и о значимости эмоции для русской лингвокультуры.

Многообразие слов, передающих эмоции и чувства человека, делают художественные произведения русской литературы яркими, эмоционально насыщенными, приближенными к реальности.

В процессе исследования мной было выяснено, что человеческие чувства и эмоции передаются не только через настроение, деятельность, но и через речь, слова, которые не просто называют предметы, действия, но и несут на себе оценочно – окрашенную нагрузку. Слова, выражающие эмоции, не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Такие лексемы используются в литературных произведениях различных русских авторов. При описании чувств и эмоций писателями и поэтами широко используются средства художественной выразительности. Я провела социологический опрос среди учащихся 8-9 классов, в ходе которого выяснила, что большинство участников чаще испытывает положительные эмоции, чем отрицательные. Свои эмоции опрошенные выражают при помощи междометий и звукоподражаний, слов экспрессивной и эмоционально - окрашенной лексики в устной и письменной речи. Часть эмоций опрошенные выражают при помощи эмодзи - специальных графических знаков. Для проведения уроков русского языка мною была создана лингвистическая сказка, содержащая слова и выражения, описывающие эмоции. Учащиеся 8 «Б» класса приняли участие в конкурсе сочинений на тему тему «Для меня главное чувство – это…», в котором использовали слова, словосочетания, междометия, выражающие различные эмоции. Итак, моя гипотеза подтвердилась, изучениеслов, выражающих эмоции, тесно связано с процессом изучения русского языка. Я предполагаю, что можно использовать эмоционально - окрашенную лексику, чтобы сделать уроки русского языка интереснее. Изучениеслов, выражающих эмоции, тесно связано с процессом изучения русского языка.

Список литературы

Андреева, И. Н. «Эмоциональный интеллект: исследование феномена» / И. Н. Андреева. - М.: 2006 г. № 3. С. 78 — 86.

Нет слов? Одни эмоции! Глобальная школьная лаборатория. [Электронный ресурс]. https://globallab.org/ru/project/cover/net_slov_odni_emocii.ru.html#.YC6Ycvkzbcs Дата доступа – 02.12.2021.

Маслечкина С.В. Выражение эмоций в языке и речи. [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-emotsiy-v-yazyke-i-rechi Дата доступа -15.12.2021

4)Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах.- М.: Просвещение, 2001.- 605с.

5)«Лингвистический энциклопедический словарь». М., 1990. С. 340.

6) Ожегов, С.И. «Словарь русского языка» / С.И. Ожегов. - М.: 1985 г

7)Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. https://ruscorpora.ru/new/ Дата доступа - 10.02.2021

Приложение.

Приложение 1.

I. «Событийные» ситуации

симптоматические реакции

речевая реакция говорящего

междометия

1. Реакции на физическое воздействие или непосредственную опасность (резкая боль или страх).

громкий крик

–А (а-а!).

2. Реакции на физическую или психологическую тяжесть (тупая боль, усталость, пресыщенность).

а) вздохи

б) стоны

а) ОХ (ах, эх, уф).

б) О, (ой, о-ох);

3. Реакции на контакт с чужеродным, неприятным объектом (отвращение, брезгливость)

а) фырканье

б) псевдоплевок

в) «поёживание»

а) Фу, (фи, фе),

б) ТЬФУ

в) БРР.

4. Реакции на потерю контроля в деятельности (испуг, растерянность).

а) неожиданный вскрик

б) «мычания»

а) АХ (ай, ой),

б) Э-Э (ммм, гм).

5. Реакции на снятие внутреннего напряжения (облегчение, расслабление).

вздохи

УФ, (фу, ух).

6. Реакции на сбой, небольшую ошибку в процессе, деятельности (смущение).

а) вскрики

б) возгласы

в) присвист

а) ОЙ, (ай, уп),

б) ОП-ПА (оба-на).

в) ФФФ (ссс, шшш),

7. Реакции на неудачу в процессе, отсутствие ожидаемого результата (разочарование, огорчение, досада).

а) возгласы

б) «кряканье»

в) фырканье

г) «псевдоплевок»

д) «причмокиванье»

а) И, У, НУ

б) Ах (а, ох)

в) ФУ (фу-у).

г) ТЬФУ

д) ТС

8. Реакции на удачу, успешность действия (радость, восторг).

возгласы

а) ОП-ПА1 (оба-на1), ЙЕС (есть!).

II. «Объектные» ситуации

симптоматические реакции

речевая реакция говорящего

междометия

1. Реакции на новизну и необычность чего-л. (заинтересованность).

а) возгласы

б) хмыкание

а) О, (ой, ох), ОГО, БА,УХ, АХ, НУ, У, Э, ЭГЕ.

б) ГМ

2. Реакции на степень признака чего-л.

(сильное впечатление)

а) возгласы

б) цоканье

а) О (о-о), ОГО, У, ДА, (м-да)

б) Ц-Ц-Ц

3 Реакции не странность чего-л.

(недоумение, сомнение в истинности)

а) хмыканье

б) возглас

в) цоканье

а) ГМ, (хм),

б) БА

в) Ц-Ц-Ц

4. Реакция на окончательное осознание чего-л. (удовлетворение)

Возгласы

А, (ах), АГА.

5 Реакция на достижение результата. (удовлетворение)

возглас

О(о-о).

6. Реакция на осознание незначительности чего-л. (неприятие в расчет).

«кряканье»

А, (ай, ах, эх, э).

7. Реакция на осознание несоответствия должному, желаемому.

(сожаление )

а) возгласы

б) вздохи

в) цоканье

а) ЭХ, АЙ-ЯЙ-ЯЙ (ой-ой-ой)

б) ФУ

в) Ц-Ц-Ц

Приложение 2.

Социологический опрос(в %).

1.По вашему мнению, влияют ли эмоции на здоровье человека?

Да-98%; нет-2%; не знаю.

2.Какие эмоции вы чаще всего испытываете в жизни?

Положительные(63):удовольствие-9%; радость-18%;спокойствие-7%;любовь, счастье-6%; смех -6%;сострадание, доброта, забота, расслабленность-6%; восторг -5%; доверие, задумчивость, умиление-6%

Отрицательные(19): недопонимание, молчаливый гнев, безразличие-5%; грусть – 10%;уныние, гнев, страх -4%; испуг, боязнь, тревожность –2%; тоска, печаль –2%; разочарование, скука, удивление –4%.

Нейтральные:- 8%.

3.Какими словами вы выражаете положительные эмоции в жизни? Отрицательные?

Положительные:междометиями–9%; эмоционально - окрашенные слова –2%; экспрессивная лексика - 6 %; оценочная лексика – 25%;многозначные слова-12%; обращения- 8%.

Отрицательные:междометия-10%; эмоционально - окрашенные слова -12%; экспрессивная лексика-4%; оценочная лексика-7%;обращения-2%.многозначные слова -3%.

4. Какими словами вы передаёте радость/грусть/ любовь?

Радость:отлично -2%; это хорошо -15%; круто -4%;ура -10%;другие междометия – 7%;графически -3%.

Грусть: графически -16%; плохо -2%; ужасно -2%;междометия -4%;печально -2%; о, нет -2%; жаль -2%;обидно -2%.

Любовь: графически-14%; любовь-13%;междометия -8%; обнимаю -2%.

5.Как часто вы используете графические изображения эмоций:

Часто -59%; редко – 31%; как получится, не использую -10%.

Приложение 3.

Лингвистическая сказка.

Жили были Ох и Ах.

И сказало как-то Ах:

«Ох, ты слишком огорчён,

Очарован иль влюблён?»

- Я в печали, обречён,

Безответно я влюблён.

- Ох, ну хватит же страдать!

Ну пошли уже гулять:

Санки с горки покатаем

И в снежки мы поиграем.

Не хотя, но Ох пошёл.

Ах - ведь друг и он нашёл

В нем поддержку и тепло.

Как же трудно без него!

Веселились Ох и Ах…

И прошёл потери страх.

Друг поможет и спасёт

Даже если не везёт.

- Ох, поверь, если твое, 

Будет просто и легко.

Если нет, то отпусти,

Улыбайся и живи!

Приложение 5.

Сочинение- рассуждение на тему « Для меня главное чувство – это…»

Автор: Котова Александра, VIII «Б» класс

Для меня самое главное чувство – это…

Любовь… Самое вечное, самое прекрасное чувство на земле… Писатели, поэты, художники, музыканты во все времена посвящали этому чувству свои бессмертные творения. Я долго думала, какое из чувств, существующих в нашем сознании, для меня самое главное и пришла к выводу, что это, конечно же, любовь. Я задалась вопросом : а что же такое любовь?

Конечно, в интернете миллионы ответов. Появляется все самое актуальное на сегодняшний день. Читаю лишь некоторые. Вот точка зрения семейного психолога А. И. Макарова: «Любовь - это глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку под действием различных гормонов». Антропологи считают, что любовь – это химические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме. Врачи пишут, что любовь – это болезнь: зрачки расширены, пульс частит, температура тела и артериальное давление нестабильны, способность сосредоточиться практически равна нулю.

Да, с такими определениями, хоть и не поспоришь, но нужно что-то свое, живое, не научное. Попробую собраться с мыслями, сосредоточиться, поразмышлять и ответить: что для меня любовь?..

Это, конечно же, чувство, но какое? Безграничное, неуловимое, преображающее, исцеляющее, дающее силы, всеобъемлющее, окрыляющее, манящее… Можно долго перечислять определения, и им не будет концапотому, что у этого слова очень много значений. Оно одно заключает в себе целую жизнь.

Любовь к Родине, любовь к молодому человеку или к девушке, любовь к родным и близким людям, любовь к природе, животным и даже к игрушке, с которой любил играть в детстве – это все разные грани такого большого и важного чувства. Попробую подобрать верные слова, чтобы выразить свои мысли …

Твой дом, твой город, твоя страна…мне кажется, именно так начинается любовь к Родине. Сначала ты любишь двор, в котором живешь и играешь с друзьями. Уезжая в дальние поездки, хочется вернуться в свой родной город, Гомель. Он очень древний и красивый. Я люблю гулять по старой его части, ходить по ухоженным улицам и любоваться прекрасным парком.

Любовь между молодыми людьми… Многие думают, что это чувство измеряется в героических подвигах ради любимого человека, но на самом деле все строится на взаимопонимании, заботе, сопереживании, попытке помочь в самую трудную минуту. Когда возлюбленные скрепляют свои отношения узами брака, они дают друг другу обещание быть вместе и в радости, и в горе. Самое трудное – сдержать это обещание. В наше время люди все чаще отрекаются от своих слов, и это очень подло по отношению к близким. Любовь, как спичка, ее можно зажечь и потушить, но больше она уже не загорится. Так случается и с людьми. Если любимый человек предал тебя, полюбить его снова уже не получится никогда.

Работа над собой – самое трудное в любви. Любить по-настоящему очень сложно. Нужно уметь сдерживать свои эмоции, когда они некстати, нужно, несмотря на усталость, помогать и заботиться, учиться быть добрым и внимательным. Любовь – это безграничное терпение. Надо учиться терпеть, хоть это и не так просто. Любовь способна на многое.

Любовь к животным - это совершенно иное чувство. У меня дома есть собака, и я очень привязана к ней. Но, мне кажется, как бы сильно ты не любил своего четвероногого питомца, его любовь к тебе будет сильнее в тысячу раз. Они для нас – страница в жизни, а мы для них – целая жизнь. Существуют люди, предающие эти чувства, отказывающиеся от своих верных друзей, но ни одна собака ни за что не оставит своего хозяина. Они вернее и преданнее нас. Людям у животных надо поучиться.

Любовь – самое главное чувство на земле. Его надо беречь и дорожить им. Неслучайно самая главная христианская заповедь звучит так: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Очень трудно следовать этой заповеди, но ее никак нельзя забывать. Любите друг друга, и в мире будет больше радости и добра!

Просмотров работы: 941