Что читают в нашем классе?

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что читают в нашем классе?

Черепанова В.А. 1
1МОУ "СОШ № 63" г. Магнитогорска
Грищенко О.В. 1
1МОУ "СОШ № 63" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

Почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы, к поэзии? Что интересно читать моим сверстникам, и читают ли они вообще? Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?

Поэтому я считаю актуальным изучение данной темы.

Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.

2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.

3. Провести анкетирование.

4. Сделать буклет с рекомендациями для чтения

Объект исследования – обучающиеся 5 «Г» класса.

Предметом исследования – читательские интересы учащихся 5 «Г» класса МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска.

Методы исследования:

1.Метод анализа литературных источников, интернет-ресурсов.

2.Метод наблюдения.

3. Метод беседы и интервью.

4. Метод эксперимента.

Глава 1. Состояниечтения современных школьников

Основой всех школьных занятий по литературе является чтение произведения. Литература имеет способность отображать всю многогранность жизни человека и общества. С этой точки зрения ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой - все богатство и сложность связей человека с окружающим миром, с обществом, с историей.

Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины 15 века, когда великий Иоганн Гуттенберг впервые напечатал Библию.

А Николай Рерих сказал: «Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги».

Бытует мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.

Возможно, ученики читают, не в том объеме, что читали их родители в детстве, но это и понятно - ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни школьника.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети?

Глава 2. Исследование читательских предпочтений

Какие же книги предпочитают читать мои сверстники?

Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса, проведя анкетирование.

Ребятам из моего класса было предложено ответить на 7 вопросов.

1. Твои читательские предпочтения (нужное обведите в кружочек):

- фантастика

- юмористические произведения

- триллеры («ужастики»)

- познавательные книги (энциклопедии)

- приключенческие произведения

- детективы

- стихотворения

- книги о моих сверстниках

- рассказы о животных

- сказки

Пятиклассникам нужно было из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:

Фантастика – 5 человек.

Юмористические произведения – 8 человек.

Триллеры (ужастики) – 12 человек.

Познавательные – 3 человека.

Приключенческие произведения – 7 человек.

Детективы – 1 человек.

Стихотворения – 2 человека.

Рассказы о животных – 2 человека.

Сказки – 8 человек.

Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как триллеры (ужастики) – 12 человек, приключения – 7 человек, фантастика – 13 человек.

2. Твое любимое произведение (указать название и автора):

Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса:

1. "Гарри Поттер".

2. Сказки А.С. Пушкина.

3. "Чёрная курица, или Подземные жители".

4. "Муму"

5. "Кавказский пленник" Л.Толстого.

6. "Холодное сердце".

3. Твой любимый литературный герой

Этот вопрос выявил большое разнообразие пристрастий моих одноклассников. Любимыми литературными героями признаны Жилин и Костылин.

4. Твой любимый писатель

Своим любимым писателем ребята считают:

А.С.Пушкин – 12 чел.

К.Г. Паустовский – 4 чел.

И.С. Тургенев – 3 чел.

М.Ю. Лермонтов – 3 чел.

Н.В. Гоголь – 3 чел.

5. Твой любимый поэт

Самым любимым поэтом ребята моего класса признали Александра Сергеевича Пушкина. У 2 человек нет любимого писателя и поэта.

6. Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?

В среднем мои одноклассники уделяют чтению в 2-3 часа в неделю, 30 минут в день. 67 % из них читают от 1 до 3 часов, 21 % уделяют чтению 1-2 часа, 8 % - более 3 часов в неделю. Есть 2 ученицы, которые читают более 5 часов в неделю. Каждый день читают – 48%, 2 раза в неделю – 37%, реже 2 – ух раз в неделю – 15%.

7. С какой целью ты читаешь?

На этот вопрос ответы ребят тоже неоднозначны:

11 % опрошенных читают, потому что любят чтение,

59% делают это только к уроку литературы,

15% - по принуждению родителей.

Огорчает то, что в классе есть двое ребят, которые вообще читать не любят или читают от нечего делать.

8. Чтение для тебя – это…

Отдых, развлечение считают 30%,

познание нового – 29%,

помощь в учебе – 41%.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план.

Заключение

В своей работе я ставила цель выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье своего класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения пятиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются сказки, фантастика, триллеры и юмористические произведения. Неинтересна моим одноклассникам познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией и рассказами о животных. Пятиклассники абсолютно равнодушны к книгам об их сверстниках.

Таким образом, читатель – пятиклассник в нашем досье предстает как фигура достаточно противоречивая с очень разнообразным кругом чтения.

В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.

Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.

Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников достаточно высок. В классе есть дети, которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.

Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала моя работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса, но также и рекомендованный список для чтения.

И это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения. Заканчивая работу, хочу обратиться к своим сверстникам со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава.

"Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный…"

Список литературы:

1. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».

2. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.

3. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.

4. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г.

5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.

6. Чудинова В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 4.

Приложение 1

Что почитать для ума и сердца

 

Классическая литература

Особенности: размеренное повествование даёт ощущение устойчивости. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.

Показания: универсальное средство при стрессах, неврозах, навязчивых состояниях.

 

Детективы и приключения

Особенности: тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.

Показания: при навязчивых состояниях, психозах.

 

Научная фантастика, фэнтези

Особенности: расширяет границы возможного, обостряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха свои мысли и желания и допускать их наличие у других.

Показания: при фобиях (страхах). Настоятельно рекомендуется пациентам, живущим «в футляре» и по строгому расписанию.

 

Поэзия

Особенности: чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.

Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.

 

Сказки и фольклорная литература

Особенности: в лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности.

Показания: при гиперактивности у детей и хроническом непослушании трудных подростков.

Чтение вместо психолога: какие сказки избавят ребёнка от комплексов и страхов >>

 

Юмористическая литература

Особенности: снимает тревожность, учит бесконфликтной технике общения.

Показания: подросткам - в переходном возрасте, повышает настроение в п­ослеоперационный период.

 

Философская и духовная литература

Особенности: даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.

Показания: при острых стрессах, хронических депрессиях.

Просмотров работы: 639