Введение
Все больше люди сегодня становятся “рассказчиками”. Так складывается жизнь — проще и быстрее “переговорить” на ходу, на бегу. Пишем мы совсем мало и очень редко.
Но выражать свои мысли в письменном виде — грамотно, эффективно и интересно — по-прежнему, очень важно. Особенно, если ты еще учишься в школе, и впереди тебя ждут сначала школьные изложения и сочинения, проекты, презентации и доклады, а потом поступление в ВУЗ, устройство на работу и прочие важные жизненные этапы.
Письменный текст есть во всем, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: поставят ли нам хорошую отметку, услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли нам.
В этой научно-практической работе я решила разобраться, как писать просто и эффективно, как доносить свои мысли и выражать себя.
На примере нескольких собственных творческих работ для разных конкурсов, которые проходили в 1 и 2 классах, а также благодаря своему давнему желанию написать книгу с веселыми рассказами для детей, я попыталась разработать пошаговый алгоритм создания литературного текста — рассказа.
Актуальность моего исследования и практической работы по написанию рассказов очевидна. Я полагаю, что выводы и навыки, которые я приобрету, изучая этот литературный жанр, в будущем помогут мне легко писать и эссе, сочинения, сказки, сценарии, готовить доклады, формировать презентации.
Хочу сразу оговориться — все вышеперечисленные виды текстов и художественных произведений, конечно, имеют собственные нюансы и отличия друг от друга. Но структура произведений и этапы работы над ними довольно схожи, поэтому текущая тема поможет мне разобраться в универсальных принципах создания любого текста.
Цель
В настоящей работе я поставила перед собой цель научиться писать рассказы и другие тексты (например, сказки для школьных конкурсов), так, чтобы это:
Было интересно мне и окружающим;
Доносило мои чувства и мысли верно;
Удавалось мне без ожидания “писательской музы”;
Не отнимало много времени.
Ну и конечно, научиться писать просто, ясно, образно.
Задачи
Для того, чтобы достичь поставленной цели, мне нужно решить следующие задачи:
Изучить теоретические вопросы — из каких частей состоит любое произведение.
Как придумать, ввести и не потерять героя.
Понять, что делает произведение интересным.
Выяснить, какие языковые средства делают произведение ярким, гармоничным, полным, выразительным.
Как добиться, чтобы рассказ выглядел законченным.
Можно ли выстроить алгоритм написания рассказа.
Понять, как структура помогает писать.
Также я поставила перед собой задачу — закончить работу над сборником веселых историй о животных, который я начала писать перед выпуском из детского сада.
Челлендж (вызов) этого года для меня — издать эксклюзивный тираж этого сборника и подарить книгу своему классному руководителю, своей школе в лице комиссии НПК, а также своим родным (в первую очередь, бабушкам) и близким друзьям.
Глава 1. Что такое рассказ и каковы его основные составляющие. Алгоритм работы над рассказом
1)Признаки рассказа как жанра художественной литературы
Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с одним или несколькими героями. При этом изображаются кратковременные события.
Можно выделить следующие признаки рассказа:
Небольшой объём;
Ограниченное число действующих лиц;
Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя;
В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни героя;
Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем;
По количеству страниц рассказ может быть и объемным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя;
В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.
2)Алгоритм работы над рассказом
Перед написанием любого рассказа важно продумать алгоритм работы над его созданием. Многие авторы используют девять основных шагов:
Важно определить основную мысль (тезис) рассказа — то, ради чего он будет писаться, понять какую идею мы как авторы хотим заложить в рассказ, т.е. некое простое убеждение, которое нам хочется раскрыть. В конце рассказа герои ведь научатся чему-то, чего-то достигнут, сделают определенные выводы. Какими будут эти выводы — это мы должны понять для себя в самом начале работы над рассказом.
Поняв основную мысль, мы должны набросать сюжет, по которому потенциальные герои придут к этой мысли и выводам — ту канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в рассказе.
Главное условие в сюжете – занимательность и динамичность. Приоритет стоит отдавать диалогам. Нужно стараться выражать чувства героев ИХ словами, а не своими.
Это та “изюминка”, которая будет двигать весь сюжет рассказа. Итогом разрешения конфликта станет кульминация — самый главный напряженный момент в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества.
Герои должны быть интересными, индивидуальными, яркими. Читатели должны их четко представлять, не путать их между собой. Каждый герой должен обладать своим характером, особенностями речи, самобытностью, поведением в определенных сложных ситуациях. Работа над созданием и обдумыванием образов героев очень важная и иногда занимает треть всей работы над рассказом.
Уже сейчас в начальной школе мы довольно много работаем с готовыми, уже написанными текстами, и знаем, что любой текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу, его можно разделить на смысловые части и даже их озаглавить.
Одна из важных задач в начале работы над текстом на наших уроках — это составление плана текста, который выглядит примерно так:
Прочитать текст.
Разделить текст на смысловые части (абзацы).
Определить начало, основную часть и концовку.
Озаглавить каждую часть текста.
Озаглавить весь текст.
Так, становится очевидно, что любой художественный текст (в том числе и рассказ) состоит из:
Начала (мы будем называть его Вступлением или Завязкой). Около 20% рассказа.
Основной части. Обычно в среднем это 60% рассказа.
Концовки (мы будем называть ее Заключением или Развязкой). Это 20% всего объема.
Итак, формула рассказа довольно проста — вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал — весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения.
Часть текста, которая определяет характеры и действия героев. В ней начинается (или завязывается) конфликт, который и будет двигать все развитие сюжета. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.
Название говорит само за себя — развиваются сюжетные линии, их переплетения, намечаются возможные последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.
Самая важная и яркая точка, когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по абсолютно другому. А это в итоге может породить в финале два радикально отличающихся друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, который разрубает клубок проблем и противоречий.
Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро, если и не торжествует, то, по крайней мере, не несет сильного ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.
На этом этапе мы вносим в рассказ те характеристики героев, которые помогут более масштабно раскрыть нашу тему, а также добавляем дополнительные аргументы и факты. Иными словами, мы наполняем текст интересными деталям, подробностями, смыслами.
Придумывать заголовок лучше после того, как рассказ дописан до конца. Если сначала озаглавить текст, а потом писать рассказ, то есть вероятность, что рассказ не будет соответствовать названию совсем.
У каждого автора свой стиль. Иногда мы берем книгу, не глядя на имя писателя, и сразу понимаем, кому она принадлежит. У каждого состоявшегося автора есть свой стиль, который чувствуется.
Чтобы сделать свой рассказ запоминающимся нужно работать над выразительностью своей письменной речи — подбирать слова, которые цепляют, которые интересно читать, использовать образы, метафоры и фразеологизмы, работать с синонимами, вычищать слова-повторы.
Хороший писатель просто обязан грамотно писать, знать литературные нормы, иметь богатый словарный запас и выразительную речь.
Это очень важный критерий, который пробуждает интерес к содержанию написанного. Сухие слова, отсутствие личных впечатлений обедняют содержание и, напротив, наличие эмоциональных акцентов и других уместных “красивостей” обогащают его.
Написать текст рассказа — это еще полдела. Следующий этап — редактура. Этот этап обязателен, его нельзя пропустить.
Редактировать текст — это перечитывать его, исправлять ошибки и улучшать. В процессе этого нужно проверить:
логику изложения. Все ли детали и развитие сюжета подчинено одной теме или мы собрали столько деталей, что хватит на целую серию романов;
запятые, ошибки, опечатки. Самое простое здесь — перечитать свежим взглядом и посмотреть, какие слова подчеркивает красным цветом Word;
стилистику. Легко ли читается наш текст? Не слишком ли сложные предложения мы написали? Насколько точно переданы идеи, которые мы в текст вложили? Написано все это простыми словами или витиевато, и мы сами не понимаем, что имели ввиду?
Многие авторы пишут о таком лайфхаке: после создания текста имеет смысл отодвинуть процесс его редактирования на сутки. Через день смотришь на свой текст совершенно новым взглядом — и лучше видны все его слабые и сильные места.
На основе вышесказанного я построила схему с основными этапами работы над текстом и представила ее в формате ментальной карты (mind map) (см. в Приложении 1).
3)Сложности, с которыми встречается автор, и основные ошибки
Страх чистого листа
Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в его голове, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится. Очень часто начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий.
Как с этим справиться:
Чтобы избежать этого выше мы определили четкий алгоритм работы с текстом. Теперь остается просто действовать по плану.
Начинать вступление издалека
Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше?
Как с этим справиться:
Сразу переходить к сути конкретной идеи, которую мы хотим донести. Безжалостно убирать все лишние отступления, которые не ведут героя к тем выводам, которые мы хотим донести до читателя в конце рассказа.
Бывает так, что ведя главного героя по сюжетной линии, автор так увлекается, что начинает описывать слишком детально всю жизнь героя, весь его внутренний противоречивый мир, всех его друзей и знакомых. И не помнит об одном главном тезисе, а иногда в конце рассказа даже забывает его упомянуть.
Как с этим справиться:
Просто стоит вспомнить, что такое рассказ. Это малая литературная форма, в которой один главный герой и несколько второстепенных решают одну проблемы и приходят к одному главному выводу. И снова удаляем все лишнее, возможно даже целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа.
Сухо и кратко излагать только факты
Все-таки рассказ — это художественная литература, поэтому недостаточно просто изложить все факты и выдать сухой остаток в конце произведения. Русский язык богат и красочен, поэтому нужно использовать языковые выразительные средства, чтобы текст был ярким и запоминающимся, чтобы его было читать легко и интересно.
Как с этим справиться:
Писатель должен работать над своим слогом и стилем. Вот шесть правил, которые могут научиться хорошо писать:
1) Визуализируйте то, о чем пишите;
2) Вступайте в диалог с читателем;
3) Редактируйте текст спустя сутки после написания;
4) Всегда проверяйте текст на грамотность;
5) Как можно больше пишите;
6) Как можно больше читайте.
Разобравшись таким образом с тем, что такое рассказ, какие его отличительные признаки, а также составив последовательный алгоритм работы над рассказом, я перехожу к практической части моей работы — созданию сборника историй о животных и прочих работ на конкурсы.
Глава 2. Как я написала свои первые рассказы
Шаг 0. Захотеть и попробовать
Мне с детства было интересно, как авторы пишут свои произведения. Мама читала мне сказки, а я думала, что когда вырасту обязательно напишу свою книгу для детей. Я еще тогда не знала, как к этому подступиться, но очень хотела это сделать.
Когда мне было 5 лет, мне пришла в голову идея написать веселые истории о животных. Я подумала: “А о ком мне бы хотелось писать? Чьи характеры и истории я хотела бы раскрыть, чему научить ребят и себя”.
Первые истории мы писали с мамой просто “как пойдет”, отчего процесс затягивался, придумывалось все очень сложно, герои вели себя нелогично, а конец рассказа не соответствовал начальной идее.
Так мы придумали 3 первых рассказа, которые в прошлом году нам пришлось полностью переработать.
Шаг 1. Фиксировать все идеи в одном месте
Я решила сначала собрать все идеи по будущим рассказам в одном месте и сортировать их, чтобы было удобно с ними работать.
Поскольку я художник, мне удобнее визуализировать все — так я вижу и картину целиком, и мельчайшие детали в частности.
Мама посоветовала мне использовать ментальные карты (mind map) для сбора и фиксации информации по главным героям, их характерам, их приключениям, как они выходят из ситуаций и какие выводы они из этого делают.
Я начала работу над историями о животных с ментальной карты, в которой прописала Алгоритм работы (см. Приложение 1). Постепенно я наполнила каждый блок схемы, дала развернутые характеристики героям, собрала воедино сюжеты, расписала каждый сюжет по трехактной схеме — Завязка, Основная часть, Развязка.
Вот как выглядела ментальная карта с Алгоритмом в середине моего пути (см. Приложение 2).
Шаг 2. Скрупулезно работать с образами героев
Одним из самых интересных, но и самым сложным был этап создания образов героев. В итоге я просто взяла лист А3 и пастель и начала… рисовать.
Вот так и появились Жирафик Задавалкин, Медвежонок Идея, Дятел Стук, Влюбленная семейка Птах, Лиса Колбаса, Кот Обжоркин, Такса Веселякса.
Получившихся у меня главных героев сборника можно увидеть на моем рисунке в Приложении 3.
Теперь нужно было придумать им имена, характеры, любимые занятия, чем они увлекаются, что умеют делать и прочие детали.
В Приложении 4 можно увидеть более детально фрагменты создания образов главных героев.
Теперь дело с рассказами пошло быстрее — ведь стало ясно, у кого какие ценности, кто как разговаривает. И если возникали спорные моменты в работе над сюжетом, достаточно было просто обратиться к этим характеристикам.
Поскольку я решила написать несколько произведений об одних и тех же героях, сначала мне нужно было придумать общую идею, которая бы раскрыла характеры каждого героя, сделать так, чтобы герои переплетались в рассказах, чтобы на страницах сборника они учили и помогали друг другу.
Тогда я решила, что раз у меня получилось 7 главных персонажей, значит будет 7 рассказов, в каждом из которых главным героем выступит один конкретный персонаж, а остальные помогут ему сделать главный вывод.
Кроме этого, чтобы рассказы не были похожими друг на друга, и учили читателей разным ценностям, я предварительно очень кратко набросала на ментальной карте основные тезисы каждого рассказа (см. Приложение 5).
Далее я приступила к работе над сюжетами каждого отдельного рассказа.
Помните, я уже упоминала, каково это было писать рассказ, не имея плана? Изучив теоретические вопросы, связанные с написанием рассказа, я стала набрасывать сюжет в формате трехактной структуры — кратко, но так, чтобы был ясен ход событий.
Пример такого наброска смотрите в Приложении 6 — План рассказа про Таксу Веселяксу.
Шаг 5. Написать рассказы, “надев на скелеты одежду”
Пришла очередь “самого сложного” этапа — написать рассказы. На практике это оказалось намного проще, ведь у меня уже были:
Проработаны главные герои — описана их внешность, характеры, интересы, как они разговаривают. Если возникали сложности с репликами или мотивами поведения, я просто обращалась к своим наработкам и сверялась, может ли этот герой так сказать или так себя повести.
Проработаны все сюжеты вместе и по отдельности, выделены главные тезисы каждого рассказа. Я знала, к чему должна привести читателя в конце каждого сюжета, какие выводы мы с героями и читателями должны сделать, чему научиться.
Определены признаки рассказа как жанра [Глава 1. п.1]. Я постоянно с ними сверялась: много отвлечений от главного тезиса — убираем, слишком много пишу своих мыслей от автора — перевожу эти части текста в диалог героев, рассказ получился на 5 листов — смотрю, какие абзацы можно удалить без потери главного тезиса.
Удивительно, как легко и быстро были написаны черновики рассказов!
Шаг 6. Усилить рассказы яркими выразительными средствами, добавить стилистические приемы
После того, как первые черновики рассказов “отлежались”, я приступила к наполнению рассказов интересными и выразительными средствами — необычные сравнения, шутки, метафоры, перифразы известных поговорок и другие. Тестировала все на папе — читала ему вслух и отслеживала реакцию: если папа смеялся или улыбался, оставляла в тексте, если удивленно переспрашивал — редактировала или удаляла.
Шаг 7. Отредактировать готовый рассказ
Потом настала очередь редактуры. Я еще раз перечитала готовые рассказы. Снова проанализировала, не осталось ли чего-то лишнего, не относящегося к основной теме. Потом проверила грамотность в Ворде. Потом попросила маму отредактировать все стилистические неточности.
Рассказы были готовы.
Шаг 8. Придумать заголовки к каждому рассказу
Я снова обратилась к Главе “Признаки рассказа”, уточнила, какими должны быть названия — запоминающимися, в которых уже содержится часть ответа на главный тезис.
Мне понравилось придумывать названия. Это было довольно весело. Мы с мамой придумывали по несколько заголовков к каждому рассказу и отбирались лучший вариант.
Шаг 9. Сделать иллюстрации к рассказам
Я подумала, что книга не завершенной, если в ней не будет рисунков. Поэтому для каждого рассказа я сделала по одной зарисовке — так, как я вижу главных героев в сложившихся ситуациях.
Шаг 10. Сверстать готовую книгу и отдать на печать
Сразу признаюсь, что это сделала мама, привлекая меня частично к работе. В будущем мне было бы интересно освоить и эту сторону дела.
Так, я написала и издала свою первую книгу. Результат моих усилий вы можете посмотреть — https://disk.yandex.ru/i/fjlizgR3aqSU5A
Как я использовала полученные знания и навыки в дальнейшем — Экосказка для конкурса
Я хочу еще очень кратко показать, как я применила полученные навыки при написании рассказа для конкурса творческих работ “Эко сказка”, проводимого ООО “Нестле Россия” в мае 2020 года.
Изучив Положение о конкурсе, мы набросали ментальную карту с этапами работы над сказкой (см. Приложение 7).
Из Положения следовало, что на конкурс принимаются работы на тему взаимоотношений человека и природы, раскрывающие зависимость здоровья человека от здоровья окружающей среды. Также четко был определен формат подачи конкурсных работ — не более 2 страниц формата А4, включая рисунки.
Стало ясно, что нужно написать рассказ размером не более двух страниц. Тема — почему важно заботиться о природе. Жанр — сказка. Рисунки — приветствуются.
За основу сказки мы взяли реальную историю наших друзей, о которой написала пост подруга мамы.
Главным героем я выбрала Егорку. Нашла веселый рисунок в интернете. Описала его внешность, придумала ему черты характера, поняла его мотивацию.
Для создания сюжета я применила трехактную композицию — завязку, основную часть, развязку.
Поскольку в конкурсе участвовали сказки, я внесла сказочный элемент в основную часть рассказа — во сне к Егорке пришла капелька и они проговорили всю ночь.
Заголовком я выбрала реальную фразу мальчика Ильи — прототипа Егорки. Она очень гармонично вписалась в сказку.
Вот такой рассказ у меня получился — см. Приложение 8.
Главные итоги и выводы, которые я сделала, когда писала эту работу:
Я четко понимала структуру работы над текстом и знала, с чего начать и как довести до конца.
Не было никаких страхов и ступора “чистого листа”.
Я прошла по этапам разработанного алгоритма — это было не сложно и интересно.
Я потратила на это всего около полутора часов.
Я получила огромное удовольствие и от процесса, и от результата.
Заключение
С текстом мы сталкиваемся ежедневно — на учебе, в работе, даже для постов в соцсетях… Часто по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас. Почему же иногда трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще.
Если говорить просто, умение писать — это способность создавать тексты, которые легко читаются, доставляют удовольствие от стиля изложения, позволяют узнавать что-то новое или по-новому открывать для себя уже известные факты. Такими должны быть не только литературные произведения, но и школьные сочинения, в том числе.
Глупо ждать вдохновения для написания текстов. Ведь нельзя же будет сказать своему школьному учителю: “Наталья Васильевна, сочинение я не написала, у меня вдохновения не было.
Просто надо разобраться, как пишутся тексты, в том числе и малые формы — рассказы, сказки, эссе, сочинения — и разработать алгоритм действий. А потом просто следовать по пунктам этого алгоритма. И когда дойдешь до последнего пункта, увидишь и удивишься — текст уже написан!
И еще хочется сказать, что сильный текст = “простой” текст. Он состоит из простых слов, ясных мыслей, четких образов. Но чтобы его суметь написать так, чтобы не отпустить читателя до самой последней буквы, нужно много работать над собой — визуализировать и фантазировать, подмечать все, даже самые незначительные детали, быть грамотным, развивать свое языковое чутье, как можно больше читать самому.
Ну и конечно, писать. Просто разрешить себе писать и делать это постоянно и с удовольствием.
Теперь я знаю, с чего начать подготовку, как написать первые строки, как не бросить на полпути, как сделать так, чтобы рассказ получился логичным и завершенным, и в то же время интересным.
Список литературы
Багненко В. Как написать интересный рассказ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bagnenko.name/
Врублевская Г. Как писать прозу. Полный курс для начинающих. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mangadream.ru/wp-content/uploads/2021/03/Vrublevskaya_G._Kak_Pisat_Prozu_Polnyiyi_.a4.pdf
Кинг В. Как написать кино за 21 день. — Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2019.
Мельникова В.А. Рассказ как жанр литературы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://literatura-ege.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B/rasskaz/
Сарычева Л. Уступите место драме. — Москва, Бомбора, 2021.
Сахаров И. Семь удивительно простых советов, как научиться писать потрясающие тексты с нуля. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://courseburg.ru/news/7_udivitelnyh_sovetov_kak_nauchitsya_pisat_potryasauschie_teksty-p4522.html
Чуковский К.И. Живой как жизнь. Рассказы о русском языке. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://chukovskiy.su/proza/zhivoj-kak-zhizn/
Шуст А. Текст, который продает. — Москва, Издательство АСТ, 2019.
Приложение 1
Рис. 1. Алгоритм работы над рассказом — основные этапы
Приложение 2
Рис. 2. Ментальная карта Сборника рассказов о животных
Приложение 3
Рис 3. Визуализация образов героев для Сборника рассказов о животных
Приложение 4
Рис. 4. Фрагменты из Ментальной карты Сборника рассказов о животных
с описанием характеров главных героев
Приложение 5
Рис. 5. Распределение основных тезисов по 7 рассказам Сборника о животных.
Приложение 6
Рис. 6. План рассказа про Таксу Веселяксу в форме трехактной структуры.
Приложение 7
Рис. 7. Ментальная карта с этапами работы над Экосказкой для конкурса ООО “Нестле Россия”
Приложение 8
Конкурсная работа — Экосказка “Запах чистоты”
ЗАПАХ ЧИСТОТЫ
(Сказка, основанная на реальных событиях)
Живет в нашем дворе Егорка — веселый рыжий мальчишка. А веснушки у него такие большие, что бабушки говорят, будто его солнышко поцеловало.
Егорке 10 лет, почти как мне, и учится он в третьем классе. В школе у него самый любимый предмет — “окружайка”, и не напрасно, ведь он любит собирать разных жучков, червячков и ящериц, а потом болтать с ними как с настоящими друзьями. |
Как-то весенним утром, еще в темноте, Егорка пошел в школу. “Вау! Класс! Весна идет, снег почти растаял!” — подумал мальчишка спросонья.
Когда закончились уроки, он пошел домой. Придя в свой двор, он очень сильно удивился, ведь никогда раньше не думал, что их двор может быть настолько грязным — повсюду валялись пластиковые бутылки и мусор, оставленный зимой. Грустный вернулся Егор домой.
Мальчик лег спать, но долго не мог заснуть — он вспоминал картину, увиденную во дворе. Но вскоре все равно задремал. И приснился Егорке сон.
Маленькая капелька запрыгнула на бортик кровати и, свесив ножки, начала разговор.
Ты уже видел, что творится повсюду?
Даааа... Столько мусора во дворе!
И не только в твоем! Это сейчас везде! Грязно, некрасиво! А как вредно для планеты и людей!
Ой, а расскажи мне, пожалуйста, почему?
Вся грязька непременно попадет в землю, в воду, в воздух. И человеку придется пить грязную воду, дышать грязным воздухом и питаться растениями, выращенными на грязной земле. Какое уж тут здоровье…!
Егорка проснулся с криком “Аааа”. Хоть и была суббота, но он больше не смог уснуть. Он долго лежал с открытыми глазами и думал, почему сон был так похож на реальность. Мальчик встал, попросил у мамы перчатки и мешки для мусора. Не позавтракав, побежал на улицу. Позвал своих друзей, и вместе они собрали весь мусор, валявшийся во дворе.
Вернувшись домой, уставший, но довольный, Егорка сказал маме: “Я насладился запахом чистоты!”