«Вечно живущая» Надя Рушева и её «Маленький принц»

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Вечно живущая» Надя Рушева и её «Маленький принц»

Ахмедова Л.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Яренская средняя школа» МБОУ «Яренская средняя школа»
Кузнецова О.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Яренская средняя школа» МБОУ «Яренская средняя школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Обоснование актуальности и проблемы исследования.

Актуальность темы исследования и проблема связаны с тем, что существует всего несколько публикаций под названием «Пушкиниана» Нади Рушевой», несколько статей о судьбе, личности и творчестве юной художницы; слишком мало издано книг, содержащих воспоминания о феноменально талантливой девочке; недостаточное количество выставок её работ в наше время. При опросе нынешних школьников выясняется факт отсутствия знаний о художнице, проиллюстрировавшей произведений около 50 авторов. При жизни Нади Рушевой простые зрители и искусствоведы в оценке её творчества были единодушны: девочка – гений, восхищались её работами, организовывали выставки рисунков не только в нашей стране, но и за рубежом, где до сих пор занимаются изучением творчества маленькой художницы.

Цель исследования: сбор иизучение материалов о девочке-художнице Наде Рушевой, создавшей иллюстрации к произведениям литературы, а именно рисунки к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Задачи исследования: познакомиться с биографией Нади Рушевой, изучить материалы, рассказывающие о её творчестве, о художественном стиле, о созданных ею циклах рисунков, прочитать сказку Экзюпери «Маленький принц», донести до слушателей сведения о том, как она работала над созданием иллюстраций к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Предмет исследования – сбор и обобщение материалов периодической печати, публицистических статей, поиск информации в сети Интернет, прочтение сказки Экзюпери «Маленький принц», работа с рисунками художницы к этой сказке.

II. Основная часть.

1. Вступление.

В волнах рисунков той Надежды я видел вовсе не сюжет,
Я рассмотрел в них жизнь и мудрость,
Богатство мира, глубину…
Как удивительно, что Надю не знает каждый… Почему?

Алексей Потёмкин

Я расскажу о девочке, которой было отпущено так много таланта и так мало земного времени. Её звали Надя Рушева. Большинству сегодняшних молодых людей её имя неизвестно. Это была прожившая всего 17 лет девочка-художница, которую в 60-е годы прошлого века знали не только в нашей стране, но и за её пределами. Она оставила

после себя огромное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать: значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Ещё при жизни девочку называли гением! К 17 годам у неё уже было 15 персональных выставок, первая из которых прошла в 1964 году, когда художнице исполнилось всего 12 лет.

Надя Рушева – гениальная девочка – художник, так рано ушедшая и так много успевшая. 31 января 2020 года ей могло бы исполниться 68 лет.

2. Найдан – «Вечно живущая». История семьи маленькой художницы.

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, в столице Монголии, где работали её родители. Семья была творческая, тесно связанная с искусством. Мама Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, была первой тувинской балериной. Она стала основательницей монгольского национального балета. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Отец, советский художник Николай Константинович Рушев, был достаточно известным театральным художником, жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался Востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Осенью 1946 года они поженились. Летом 1952 года семья переехала в Москву.

При рождении девочка получила монгольское имя Найдан, что пророчески означает «Вечно живущая», но в семье и потом в детском саду и школе её всегда называли Надя. Под этим именем она и осталась в истории изобразительного искусства. Рушева росла обычной московской девочкой. 3. «Папа читал, а я рисовала в это время».

Рисовать Надя начала в пять лет. Её никто не обучал рисованию. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу, не делать из неё вундеркинда, боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию, а дать ей насладиться детством и самой определиться со своими интересами. Отец, будучи профессиональным художником, НИКОГДА не учил её никаким приёмам, не объяснял, как держать карандаш, пользоваться красками и т.д. Она до всего доходила сама. Он считал, что главное в таланте Нади – её удивительное воображение, которому научить невозможно. Она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Рисовала Надя необыкновенно быстро: она умела моментально передать в рисунке то, что хотела. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывала: «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время – рисовала то, что в данный момент чувствую <...> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», к «Евгению Онегину»...»

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков – книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

4. Особенности художественного стиля. «Надя никогда не пользовалась ластиком».
Наброски, лица и сюжеты, своим владея мастерством,
Писать талантливо портреты могла простым карандашом.

(Галина Гармашова о таланте юной художницы).

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Глядя на её рисунки, кажется, что она рисовала легко и естественно. Рисунки Нади рождались без эски́зов, она всегда рисовала сразу, набело. Девочка никогда не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции – чаще всего несколькими линиями. 5. Персональные выставки маленькой художницы. «Браво, Надя, браво!»

Девочка росла, и её работы становились всё серьёзнее. В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», тогда же состоялась встреча Нади с известным итальянским детским писателем Джанни Родари, который пришёл от них в восторг и способствовал тому, чтобы работы одиннадцатилетней школьницы были отправлены на выставки в Геную, а затем в США. А ещё год спустя состоялись первые выставки – в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ, когда ей было всего 12 лет.

В 1964 году писатель Борис Полевой устраивает выставку работ Нади Рушевой в редакции журнала «Юность», а затем печатает подборку её рисунков и большую статью о необычайно одарённой девочке в июньском номере журнала. Осенью того же года более 80 работ выставляют в главном здании МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. «Браво, Надя, браво!», - написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари.
В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны: чистая магия. Объяснение было одно: девочка-гений. «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», – писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана».

6. «Тебя, как первую любовь».

Буквально накануне смерти 28 февраля 1969 года Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм. Киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма. Девочка была весела и счастлива. Она так молода. Через несколько месяцев окончит школу, а впереди её ждёт учёба во ВГИКЕ на отделении художников-мультипликаторов и длинная-длинная, наполненная творчеством жизнь.

Надя никогда не жаловалась на здоровье. 5 марта 1969 года она встала, с аппетитом позавтракала и начала собираться в школу. Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения из прихожей. Выбежав на непонятные звуки, он увидел, что его никогда ничем особо не болевшая девочка лежит на полу без сознания. Приехавшая «скорая» забрала Надю в больницу, где она умерла через несколько часов, не приходя в сознание. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо – дожить до 17 лет с таким диагнозом.

К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершённым.

7. Темы творчества юной художницы.

Ни в чём и никому не подражала,
Не думала кого-то поразить,
Она воображеньем создавала
Миры и судьбы. Призывала жить.

(Юлия Бельденкова о творчестве юной художницы)

Самые известные циклы Нади Рушевой – «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и другие. Всего Надей были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков. Она создала большие циклы иллюстраций к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова, произведениям Байрона и других западных классиков. Отдельное место в творчестве Нади Рушевой занимает цикл «Пушкиниана», а также серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

8. Магия «Маленького принца» Нади Рушевой.

Образ Маленького принца уже неотделим от самой Нади.

«Маленький Принц» впервые «заговорил» на русском языке в 1959 году благодаря Элеоноре Яковлевне Гальпериной. В свои ранние годы Надя Рушева больше всего любила сказку «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. (см. рисунок № 1 и рисунок № 3).

Она создала около 30 иллюстраций к этому произведению (см. рисунок № 4). Эта сказка-притча возглавляет список наиболее читаемых книг в мире, поэтому Надя Рушева увидела в ней выражение своих самых сокровенных мыслей: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы (см. рисунок № 5).

Популярность истории Маленького Принца необычайна, она словно создаёт вокруг себя магическое поле: гениальная девочка-художница обращается к мотивам этой сказки (см. рисунок № 6).

Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно наносила на бумагу изображение (см. рисунок № 7). Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии. Ребёнок их только обводит. При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой (см. рисунок № 8 и рисунок № 9).

Образы и мотивы сказки «Маленький принц» продолжают свою жизнь в иллюстрациях к ней Нади Рушевой (см. рисунок № 10). Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда. Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя (см. рисунок № 11).

Её Маленький принц – загадка: он принадлежит одновременно двум мирам, земному и небесному. Он уже открыл для себя истину, поэтому он не по-детски мудр и спокоен (см. рисунок № 12 и рисунок № 13).

Принц Нади Рушевой поражает неземной тоской и болью за всё живое (см. рисунок № 19 и рисунок № 20).

Создаётся впечатление, что юная художница была непосредственной участницей тех далёких событий (см. рисунок № 2 и рисунок № 3).

«Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше…Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана», – восхищался академик Д.С.Лихачёв (см. рисунок № 14).

Грустный Лис по-прежнему доверчиво прижимается к хрупко-острым коленям художницы, сгибает преданным калачиком хвост и пытается заглянуть в лист бумаги, над которым волшебно летает перо (см. рисунок № 15).

Печально смотрит Лис на Принца: Расстаться с другом очень жаль.
Так хочет встреча повториться!!! Но вот пока в глазах печаль… (см. рисунок № 16).

Мы живём в век информационных технологий. Но ни одна машина, пусть даже самая совершенная, не заменит человеческого общения. Об этой простой истине напоминает нам французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этом и заключается для Нади Рушевой магия «Маленького принца» (см. рисунок № 17).

Отучи меня (Очень хочется!)
            От противного одиночества.
            От земного его сквозняка
            Я продрогла уже на века!
            И не вижу другого спасенья,
            Как твоё, мой родной, появленье.
            Поспеши, я взываю в ночи:
            Появись, обогрей, приручи! (Ирина Устинова) (см. рисунок № 18). Надя Рушева могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым для верного понимания чего-либо: явления, вещи, искусства, поступка. В истории искусства она осталась взрослым ребёнком, в точности, как её любимый персонаж – Маленький Принц (см. рисунок № 21).

9. Результаты анкетирования учащихся Яренской школы.

Чтобы проверить знания обучающихся нашей школы о Наде Рушевой, я составила вопросы для анкеты и провела анкетирование учащихся 4 Б, 5 В, 7 Г, 9 Б и 10 Б классов и получила следующие результаты, которые свела в таблицу.

Вывод: Проведя анкетирование 74-х учащихся разного возраста Яренской школы, я поняла, что школьники мало знакомы с судьбой и творчеством художницы Нади Рушевой, всего 8-9 положительных ответа в каждом вопросе. Но более всего меня удивили ответы на вопрос: Хотите ли узнать о ней, познакомиться с её работами? 45 учащихся ответили «да», 29 учащихся – «нет». Я считаю, что о такой талантливой девочке должны знать все.III. Заключение. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве»!

После смерти юной художницы осталось около 12 тысяч рисунков. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве. Так же работает музей Нади Рушевой в Московской школе № 1466, где она училась и которая сегодня носит её имя.

Рисунки Нади Рушевой побывали в космосе. 31 января 1975 года в день рождения юной художницы космонавт Георгий Михайлович Гречко, находясь на станции «Салют-4», рассказал о Наде и её судьбе, и показал рисунки, которые он специально попросил у родителей девочки перед полётом. Репортаж транслировался на весь Советский Союз и многие зарубежные страны.

После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 её выставок в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других странах.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают её рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодёжь в большинстве своём о Рушевой ничего не слышала».
«Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» – говорят японцы и недоумённо пожимают плечами: мол, «как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Вот такая история о девочке, которой было отпущено так много таланта и так мало земного времени. А может быть, правы были её родители, дав дочери имя Найдан – «Вечно живущая»? И она останется Вечно живой в своих работах. В истории Надя Рушева осталась взрослым ребёнком. В точности как её любимый персонаж – Маленький Принц.

Сама Надя говорила: «…Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам».

IV. Библиографический список источников и использованной литературы.

«Надежда есть…» школьный мемориальный музей Нади Рушевой в Москве в школе №1466.

Альбом «Графика Нади Рушевой» — Изобразительное искусство, Москва, 1976. Составитель: Николай Константинович Рушев. Автор текста: Георгий Викторович Панфилов.

Рушев Н. К. «Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери», М.: ТЕИС, 2007.

В.М.Киселёв «Месяц в Артеке», Тувинское книжное издательство, 1987.

Материалы сети Интернет:

http://rusheva.com/risunki-gallery/gallery/10-malenkij-prints.html.

Официальный сайт www.rusheva.com.

V. Приложение.

Приложение № 1.

Анкета для учащихся школы.

1. Кто такая Надя Рушева?

2. Какие факты биографии Нади Рушевой Вам известны?

3. Почему её при жизни называли гением?

4. Что Вы знаете о её творчестве?

5. Хотите ли узнать о ней, познакомиться с её работами?

Классы, итог

4 б

5 в

7 г

9 б

10 б

итог

ответы

вопросы

знают

не

знают

знают

не

знают

знают

не

знают

знают

не

знают

знают

не

знают

знают

Не

знают

1

Кто такая Надя Рушева?

0

20

1

19

1

15

6

0

1

11

9

65

2

Какие факты биографии

Нади Рушевой Вам известны?

0

20

1

19

1

15

6

0

1

11

9

65

3

Почему её при жизни называли гением?

0

20

0

20

2

14

5

1

0

12

8

66

4

Что Вы знаете о её творчестве?

0

20

0

20

2

14

6

0

1

11

9

65

5

Хотите ли узнать о ней, познакомиться с её работами?

Да

0

Нет

20

Да

17

Нет

3

Да

12

Нет

4

Да

6

Нет

0

Да

10

Нет

2

Да

45

Нет

29

Приложение № 2.

Магия «Маленького принца» Нади Рушевой.

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Маленький принц перед полётом (1967 год)

Рисунок 4

Маленький принц отправляется Лётчик и Маленький принц (1966 год) в путешествие (подарок Нади В.П.Ермолаеву)

(1967 год)

Рисунок 5 Рисунок 6

«Нарисуй мне барашка» (1965) Маленький принц спрашивает (1966)

Рисунок 8 Рисунок 9

Р исунок 7

Маленький принц с розой (1967)

Рисунок 10 Рисунок 11 Рисунок 12 Рисунок 13

Маленький принц с розой

Рисунок 14 Маленький принц и фонарщик (1967) Рисунок 15

Маленький принц и Лис

Рисунок 16

Прощание с лисом (1966 год)

Рисунок 17 Рисунок 18

Маленький принц в финале Лётчик и Маленький принц (1966 год)

п овести (1967 год)

Рисунок 19

Голова Маленького принца (1967 год)

Рисунок 20 (Этюд)

Рисунок 21

Маленький принц перед полётом (1966 год)

Просмотров работы: 206