ОБРАЗЫ АГРЕССОРА И ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТЕЙ М. ЛАЗАРЕНСКОЙ «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР ДУЛ С ЮГА» И Ю. КУЗНЕЦОВОЙ «ГДЕ ПАПА?»)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗЫ АГРЕССОРА И ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТЕЙ М. ЛАЗАРЕНСКОЙ «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР ДУЛ С ЮГА» И Ю. КУЗНЕЦОВОЙ «ГДЕ ПАПА?»)

Пяточенко Е.В. 1
1ГУО "Гимназия № 2 г. Гродно"
Борисюк О.Л. 1
1УО "ГрГУ им. Я. Купалы"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальные нравственные, экологические, социальные, политические проблемы всегда поднимали и отражали в своих произведениях писатели, поэты, философы. Злободневной на протяжении нескольких веков является тема детской жестокости, агрессии, насилия. Оскорблениям и насмешкам подвергались поэты В. Брюсов, В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, прозаики М. Горький, А. Толстой и другие. Тема детской жестокости и травли поднимается в таких произведениях, как «Некрасивая» Л. Чарской (1912), «Чучело» В. Железникова (1981), «Верочка» В. Богославского (1984), «Не пускайте рыжую на озеро» Е. Габовой (2011), «Ветер. Время. Вода» И. Мартин (2019) и др.

В настоящее время детская жестокость, травля, насилие объединены термином буллинг, которому все больше уделяется внимания со стороны не только психологов, но и представителей культуры. В связи с этим мы решили исследовать, как явление буллинга осмысливается писателями XXI века, каким образом в литературе, адресованной подросткам, раскрываются образы агрессора и жертвы буллинга.

В качестве материала исследования были выбраны две повести для подросткового чтения – М. Лазаренской «Северный ветер дул с юга» (2017) и Ю. Кузнецовой «Где папа?» (2013), которые заняли призовые места на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества в 2017 и 2013 годах соответственно.

Объект исследования – феномен буллинга в повестях Юлии Кузнецовой и Майи Лазаренской.

Предмет исследования средства создания образов агрессора и жертвы буллинга в указанных повестях.

Гипотеза: современные авторы больше внимания уделяют раскрытию ситуации буллинга, анализу поведенческих моделей агрессора и жертвы, а также способам выхода из конфликтной ситуации.

Цель исследования – определить специфику образов агрессора и жертвы буллинга в повестях М. Лазаренской «Северный ветер дул с юга» и Ю. Кузнецовой «Где папа?».

Задачи:

рассмотреть феномен буллинга с позиции психологии;

изучить средства создания художественного образа;

охарактеризовать средства создания образа жертвы буллинга в повестях М. Лазаренской «Северный ветер дул с юга» и Ю. Кузнецовой «Где папа?».

раскрыть особенности изображения образа агрессора в указанных повестях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматривается феномен буллинга с точки зрения психологии – как одна из форм насилия в коллективе, а также определяются основные доступные литературе средства создания художественного образа. Вторая глава посвящена непосредственному анализу участников буллинга (жертвы и агрессора) с точки зрения их литературного изображения в повестях М. Лазаренской и Ю. Кузнецовой.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Образы агрессора и жертвы как участников буллинга

Буллинг (англ. bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – понятие, обозначающее запугивание, физическое или психологическое насилие, детскую жестокость, травлю, проявление «дедовщины» в школе [1, с. 203]. Одни называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления. Так, психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек [2].

Буллинг это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Как отмечают психологи Е.С. Илларионова, И. Кон, буллинг чаще всего наблюдается в учреждениях общего среднего образования, так как учебный класс представляет собой длительно существующую группу; в школе складываются определенные ролевые отношения (лидер – изгой); находят выход накопившиеся негативные эмоции [4, с. 47].

Формы проявления буллинга могут быть различными: во-первых, непосредственное физическое насилие, во-вторых, психологическое насилие (словесная травля, распространение сплетен и слухов, бойкот).

По мнению большинства исследователей, буллинг включает четыре главных компонента:

агрессивное и негативное поведение;

регулярность, повторяемость действий;

умышленность действий;

происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью [6, с. 15].

Норвежский психолог Дан Ольвеус в книге «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать?» (1993) определяет типичные черты агрессоров и жертв. Жертвы буллинга пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкую самооценку; склонны к депрессии; не имеют ни одного близкого друга; мальчики, которые физически слабее своих ровесников [9].

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Чаще всего жертвами становятся дети:

с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);

неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;

с особенностями внешности (веснушки, полнота или худоба и др.);

с низким интеллектом и проблемами в учебе;

«любимчики» учителей или наоборот изгои.

Всех жертв объединяет невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Потенциальный агрессор (буллер) – это человек:

с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;

стремящийся быть в центре внимания любой ценой;

агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;

чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях;

не умеющий брать ответственность за свое поведение;

желающий наслаждаться преимуществами взрослого мира, но не умеющий выполнять необходимые условия, которые являются частью взрослого мира;

не признающий, что могут быть другие, лучшие способы поведения.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели – это люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Наблюдатель может встать на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой; может занимать пассивную позицию, никак не вмешиваясь в конфликт; активно поощрять агрессора и затем присоединяться к нему. В зависимости степени поддержки буллера выделяют такие типы наблюдателей, как последователи, одобряющие, пассивно одобряющие, равнодушные, потенциальные защитники и, наконец, защитники.

Таким образом, буллинг – это асоциальное явление, связанное с ситуацией физического или психического насилия, накладывающее негативный отпечаток на судьбы его участников, их становление в дальнейшей жизни, а также на психологическую атмосферу в коллективе.

1.2 Средства создания художественного образа

По мнению Е. О. Опариной, под термином «образ» в литературе понимают «объект, возникающий в сознании человека и отражающий предметы или явления окружающей действительности» [11, с. 85].Термин «образ» можно определить как объект, возникающий в сознании человека и отражающий предметы или явления окружающей действительности.

А. Е. Ефимов в статье «Образная речь художественного произведения» рассматривает художественный образ как образ персонажей литературного произведения [5, с. 93]. Отличительными чертами образа Е. Б. Борисова называет: сильное авторское начало (именно автор создает образ); экспрессивность; индивидуальность; многогранность, т. е. каждый читатель воспринимает образ по-своему [3, с. 24].

Образ героя складывается из ряда компонентов, выявляющих внутренний мир человека и его внешний облик. Это совокупность элементов, составляющих характер, внешность, речевую характеристику, поступки, социальный статус, которые показаны с помощью определенного набора художественно-композиционных и языковых средств.

Портрет – это описание наружности действующего субъекта: черты лица и фигуры, цвет волос, то, что сформировано социальной средой, культурной традицией (одежда и украшения, прическа, косметика). В портретную характеристику включают позы, жесты, мимику, выражение лица и глаз. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера.

Для понимания героя важны формы его поведения – совокупность движений и поз, жестов и мимики, произносимых слов. Поведенческие характеристики обычно рассредоточены в тексте, многократны и вариативны, обнаруживают внешние и внутренние перемены в жизни [14, с. 202]. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению, которое связано с психологическими особенностями. Они включают в себя динамичность, уровень эмоциональности, общительность, рассудительность, терпеливость или безрассудство.

Важным элементом образа является внешняя и внутренняя речь. Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия. Сюжетно-композиционные и словесно-речевые средства описания поступков героя играют немаловажную роль в создании художественного образа. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором для того, чтобы читатель увидел героя не изолированно, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми.

В прямой авторской характеристике писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку. Характеристика героя другими действующими лицами также широко используется писателями.

Раскрыть образ может отношение героя к природе. По тому, как человек относится к природе, к «братьям нашим меньшим», можно судить о его характере, о его гуманистической сущности.

Выявить особенности натуры персонажа помогает яркая художественная деталь. Дают представление о материальном достатке, профессии, эстетическом вкусе и многом другом вещи, окружающие человека.

Психологический анализ – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, побуждений и т.п. Средствами психологического анализа служат сны, письма, дневники, раскрывающие внутренний мир героя.

Нередко для характеристики героев писатели используют фамилии или имена, которые соответствуют сущности их характеров.

Для создания образов в художественном произведении используются различные тропы и стилистические фигуры: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, градация, оксюморон, олицетворение, синтаксический параллелизм, анафора, парцелляция, инверсия. Использование данных языковых средств позволяет раскрыть характер персонажей, ярче выразить их эмоции.

Таким образом, литературное произведение имеет достаточно широкий арсенал художественных средств для изображения участников конфликтной ситуации.

ГЛАВА 2

АГРЕССОР И ЖЕРТВЫ В ПОВЕСТЯХ ЛАЗАРЕНСКОЙ «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР ДУЛ С ЮГА» И КУЗНЕЦОВОЙ «ГДЕ ПАПА?»

2.1 Средства создания образа жертвы буллинга

В повести Майи Лазаренской «Северный ветер дул с юга» (2017) и Юлии Кузнецовой «Где папа?» (2013) главными персонажами, подвергающимися буллингу, являются наши современницы – шестнадцатилетняя Виталина Ланге и тринадцатилетняя Лиза Макарова.

Как правило, образ героя начинается с портрета. В начале повести М. Лазаренской главная героиня Виталина Ланге описывает себя: «Ровная жидкая челка, длинный нос с горбинкой. Несимметричность лица. И глаза. Болотные, невыразительные…» [8, с. 26]. Однако низкая самооценка героини не вполне соответствует реальности: рокер Глеб отмечает, что девушка симпатичная, красивая, а стилист Егор обращает внимание на красивую линию шеи, выразительные глаза, матовую кожу, хорошую фигуру девушки.

Героиня повести Ю. Кузнецовой Лиза тоже недовольна внешностью, считает себя толстой, некрасивой, никому не нужной. «Я – урод. Я – глыба. Огромная, сутулая, с толстыми белыми руками и толстыми ногами. Плоское лицо с острым носом. Бесцветные глаза. Выдвинутый вперёд подбородок» [7].

Для характеристики героев писатели могут использовать фамилии, которые соответствуют сущности их характеров. В книге Ю. Лазаренской фамилия указывает внешние данные (в переводе с немецкого «ланге» – длинный), а имя (Вита-Лина) соединяет в себя мягкую, боязливую Лину и решительную Виту. Девушка стесняется своего высокого роста, прозвищ Дылда, Жирафа.

Обе писательницы важное место уделяют изображению внутреннего состояния жертвы буллинга – чувствам своим героинь. «Хотелось вжать голову в плечи и подогнуть ноги. Нужно принимать такой, какой родилась, даже если одноклассники уже десять лет не могут запомнить твое имя и зовут Жирафой…» – думает Виталина [8, с. 27]. После расставания с Глебом девушка ощущает себя униженной, оскорбленной, одинокой.

В повести «Где папа?» на уроке труда Лиза чувствует, как «щёки горят, в груди тоже жарко... Боюсь, что растаю, как Снегурочка, от напряжения, от страха снова привлечь к себе внимание, от слёз, которые уже подступили к горлу» [7]. Чтобы показать силу боли, отчаяния, Ю. Кузнецова сравнивает Лизу с кастрюлей с кипятком, которая готова взорваться и выплеснуть на нее содержимое.

Большое внимание М. Лазаренская уделяет мыслям героини, которая долгое время считает, «что надо сидеть в своей скорлупе и не высовываться, так спокойнее, надежнее, привычнее» [8, c. 33]. «Пока я буду «очкастой макарониной» – про меня будут забывать, будут стараться не замечать, обходить стороной, смеяться за спиной и в лицо» [8, c. 18]. Юлия Кузнецова тоже показывает мысли героини: «Все взяли и отвернулись от меня. Я видела кругом только толстые серые спины, через которые ни достучаться, ни прорваться, ни крикнуть так, чтобы услышали» [7].

Еще одним средством раскрытия образа героини М. Лазаренской является дневник, в котором Виталина записывает свои мысли и достижения. В нем она формулирует клятву придуманного ею Ордена Хорта: «Клянусь никогда не жалеть себя... Клянусь никогда и ни перед кем не опускать голову… Клянусь улыбаться, когда мне плохо…» [7, c. 28]. Каждый вечер отмечает в дневнике достижения. Если Виталина получает силы, твердя клятву Ордена Хорта, то Лиза – читая папины письма, в которых «папа закутывал … в свою любовь, как в одеяло». Девочка чувствует поддержку близкого человека, определяет свою дальнейшую жизнь.

Средством раскрытия образов героинь являются сны. Лине часто снится, что ее настигает серая туша, которая хочет ее убить, а волк спасает от этого кошмара. Неоднократно в обеих повестях появляются художественные детали, несущие семантику насилия или защиты. Так, в повести М. Лазаренской несколько раз появляется образ ножа как символа насилия над людьми: в руках маньяка, пьяного Бориса, мужика, убившего Геллу. А в повести Ю. Кузнецовой Лиза Макарова представляет, что отгораживается от всего мира целлофановым пакетом, который является символом ограждения, отторжения от других.

Виталина осуществляет свою мечту: превращается из «овцы» в «волка». Противостоит пьяному Борису, неадекватному мужчине на улице, однокласснице Глаховой. Понимает, что должна быть сильной духом, так как всегда нападают на слабого. В мечтах ярче раскрывается образ Лизы. «Я хотела стать смотрителем маяка. Купить кучу книжек и запереться с ними в каменной башне с прожектором» [7]. Девочка хочет похудеть, не слышать оскорбления и насмешки, поэтому визуализирует мечту, рисуя тоненьких, красиво одетых девушек.

Для осмысления ситуации буллинга важно рассмотреть отношения жертвы буллинга с другими персонажами. Так, Виталина из повести М. Лазаренской с третьего класса дружит только с Алиной. Лину не расстраивает то, что в классе ее игнорируют, обижают. После преображения героиню начинают замечать, общаться, советоваться. Девушка уже не боится знакомиться, встречаться с другими людьми (на собачьей площадке, на подготовительных курсах). Лиза Макарова из повести Ю. Кузнецовой практически не общается с одноклассниками, у нее нет подруг, поэтому прозвище – Немая. Другом Лизы становится одноклассник Андрюша Дроботенко. Изменяет отношение Лизы к миру знакомство с его трехлетней сестрой Кьярой.

Героини обоих произведений (Виталина и Лиза) подвергаются различным видам буллинга: физическому, эмоциональному, социально-психологическому, экономическому. И тем не менее каждая из них находит в себе силы, чтобы выйти из роли жертвы, преодолеть насилие.

Так, поначалу при описании поведения Виталины автор использует слова беспомощно, страх, бессмысленное терпение, паника, боится, дрожит, сжавшись в комок. Девушка начитает книги по психологии, чтобы решить проблемы с общением. Сначала героиня меняется только внешне: на нее начинают обращать внимание. Автор подводит нас к мысли, что человек не кукла, он может быть одет и выглядеть как угодно, но впечатление о нем все равно оставят поступки. Девушка записывается в секцию бокса, берет собаку, от которой отказались хозяева, отстаивает свое право на уважение в классе, требуя называть себя Витой. Изменения, происходящие в героине, раздражают, вызывают неприкрытую злость у одноклассниц.

Действия Лизы свидетельствуют о ее нерешительности: ни с кем не общается, молча рисует, на переменах отсиживается в туалете, выходит, когда разойдутся остальные.«Жутко боится» компанию Фокса. Но девушка находит в себе силы, преодолев застенчивость, обратиться к агрессору, чтобы помочь Кьяре. Лиза не побоялась пойти к классному руководителю домой и вернуть украденный Андреем классный журнал. Она успокаивает учительницу, внук которой попал в больницу, вместе с мамой Кьяры лечит девочку. Следуя папиным заветам о том, что «добро должно побеждать зло», помогает тем, кто ей дорог, нуждается во внимании и заботе.

Средства изображения образа жертвы обобщены в приложении А.

Таким образом, для изображения жертвы буллинга обе писательницы используют различные приемы психологического анализа: автопортрет, портретную характеристику, говорящие фамилии и прозвища, внутренний монолог, сны, дневник, письма и т.п. В характерах Виталины и Лизы подчеркиваются типичные черты жертвы: низкая самооценка, застенчивость, замкнутость, недовольство своей внешностью. При этом авторы на примере своих героинь демонстрируют возможные пути выхода из позиции жертвы.

2.2 Образ агрессора (буллера) и средства его изображения

Показательно, что в обеих повестях более значимое внимание уделяется образу жертвы, а не агрессора. Одним из агрессоров в повести «Северный ветер дул с юга» является Ванька Серегин, который придумал Виталине прозвище Жирафа. Автор не рисует портрет Вани, больше сосредотачивается на его поступках. Когда-то мальчик бил, дергал за волосы, обзывал одноклассницу. Даже после того, как Вита изменила стиль и пыталась изменить отношение к жизни, пытается острить над ее внешностью, грубит. Юноша говорит развязно, плюхается, а не садится за парту. Но через некоторое время начинает задумчиво, без насмешки обращать на девушку внимание, добавляется в друзья, извиняется, признается, что был дураком. Это очень уверенный в себе парень, который не верит, что что-то может быть не так, как он хочет.

Однако главный буллер в повести М. Лазаренской – Ленка Глахова, модница, красавица, королева класса, ненавидит, презирает, высмеивает не стильную, некрасивую отличницу Виталину. Автор сравнивает Ленку с гиеной, которая нападает на тех, кто слабее. Глахова сплевывает жвачку и втаптывает в асфальт, показывая, что также расправится с тем, кто переходит ей дорогу. В качестве мести в парке при всем классе Глахова разрезает платье Виты.

В ситуацию буллинга вовлекается и весь класс, который «корчился от смеха, обнимая парты», когда Серегин унижал Виталину. Обычно девушку не замечали, игнорировали, считали пустым местом. После того, как все привыкли к изменениям во внешности Виты, стали показывать неприкрытую злость, крутили пальцем у виска. Тем самым одноклассники главной героини принимают на себя роль вовлеченных наблюдателей.

И лучшая подруга Виталины Алина, «легкая, веселая, с которой никогда не было скучно» [8, с. 13], у нее «легкий характер и вечная улыбка» [8, с. 11], «взяла меня под свою защиту» [8, с. 12], тоже время от времени становится агрессором. Видит, как мальчишки не хотят ехать с ее подругой, рассматривают «с ленивым любопытством», оскорбляют, называя «очкастой макарониной», и ничего не предпринимает, чтобы защитить, оставляет одну с велосипедами до позднего вечера. Даже бабушка Виталины может упрекнуть внучку: «Посмотри, на кого ты похожа! Гриб сморчок и то симпатичнее. Гриб!» [8, с. 19].

В книге Юлии Кузнецовой «Где папа?» агрессорами является компания Фокса (хотя членов компании ни разу не называют по именам, не описывают их внешность). Лиза даже забыла, что Фокса на самом деле звали Роман. Новый мальчик Алаша, издеваясь, называет Лизу красавицей. Обзывают героиню поваром из-за шапки, немой – из-за необщительности. Весь класс присоединяется к травле Лизы. Девочки, когда Макарова на уроке труда режет селедку, обвиняют, что она портит воздух. Мальчишки накидывают ей на голову куртку и суют в руки что-то живое и мокрое. «У них раскрыты рты, видны зубы, и хохот такой злой, как у разъярённого джина, который вырвался из бутылки».

Андрея компания Фокса тоже унижает, его ставят на четвереньки, используют вместо скамейки, заставляют выкрасть школьный журнал. Андрей называет их придурками, злыми, безжалостными, но не может им ни в чем отказать.

После того, как Фокс с Лизой вскрывали дверь в ванну, в которой закрылась Кьяра, парень стал относиться к ней по-другому, считая ее «нормальной». А в июне на вечере даже пригласил на медленный танец.

В повестях М. Лазаренской «Северный ветер дул с юга» и Ю. Кузнецовой «Где папа?» показано, что агрессорами являются одноклассники, а лидерами-буллерами – конкретные личности (Ванька Серегин, Ленка Глахова, члены компании Фокса), но наблюдателями и потенциальными агрессорами невольно становятся все одноклассники. Тем самым в травлю вовлекается весь класс. Агрессорам присущи такие черты характера, как резкость в общении, вспыльчивость, раздражительность, самоуверенность, завышенная самооценка, наглость, жестокость.

Пытаясь подсказать читателям-подросткам правильные модели поведения в ситуации буллинга, обе писательницы изображают, как под воздействием поведения жертв меняются поступки агрессоров и их отношение к жертвам буллинга. Так, Ванька Серегин начинает лучше понимать Виталину, восхищается стойкостью девушки, пытается стать ей другом. Фокс перестает обижать Лизу, ценит ее доброту, внимательное и заботливое отношение к окружающим. Однако, Ленка Глахова не меняет свое агрессивное поведение по отношению к Вите, так как привыкла занимать лидирующие позиции в классе. Но ее действия не имеют для Виталины такого значения, как раньше.

Характерно, что одноклассники в начале обеих повестей выступают то в качестве пассивных наблюдателей, вовлеченных в ситуацию травли, то в качестве буллеров, активно поощряющих агрессора и присоединяющихся к нему. Когда основной агрессор перестает издеваться над жертвой, поведение наблюдателей меняется, они становятся на защиту жертвы.

Средства изображения образа агрессора обобщены в приложении Б.

Так, образу буллеров писательницы уделяют меньше внимания. В арсенале художественных средств преобладают приемы внешней изобразительности: уничижительная форма имени, грубая речь, повествование о неприглядных поступках, связанных с насилием. Авторы указывают на характерные черты агрессоров – самоуверенность, завышенная самооценка, наглость, резкость в общении, вспыльчивость, жестокость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буллинг – это асоциальное явление, накладывающее негативный отпечаток на судьбы его участников, их становление в дальнейшей жизни.

М. Лазаренская и Ю. Кузнецова используют разнообразные средства для создания образов участников буллинга: жертвы, агрессора, наблюдателей.

Образ жертвы буллинга раскрывается через автопортрет и портрет глазами других; через фамилии и имена, соответствующие сущности их внешности и характеров, прозвища. Лучшему пониманию произведений способствует показ авторами чувств персонажей, их мыслей. Сны, дневник, письма к отцу раскрывают внутренний мир, состояние души героинь. Обе девушки, благодаря работе над собой, изменяются, становятся способными на решительные поступки.

Для изображения образа агрессора авторы указывают на такие общие черты характера, какуверенность в себе, завышенная самооценка, наглость, резкость в общении, вспыльчивость, жестокость. Образу буллеров писатели уделяют меньше внимания: не показывают портрет, мысли, чувства персонажей, социальное положение семей агрессоров, их увлечения.

Одноклассники Виталины и Лизы выступают то активными буллерами, то пассивными наблюдателями травли, соотнося свои действия с поведением отрицательного лидера.

Таким образом, обращаясь к проблеме буллиннга и подробно изображая образы агрессора и жертвы, оба автора пытаются пробудить в читателе мысль о необходимости сознательного отношения к жизни и людям, идею защиты личностных границ, противления злу и насилию, утверждают общечеловеческие ценности милосердия, а также предлагают психологически верные и художественно убедительные примеры выходы подростка из ситуации травли.

Список использованных источников

Белорусская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. А–М / науч. ред.: С.П. Самуэль и др. – Минск : Адукацыя i выхаванне. – 2015. – С. 203–204.

Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября. – 2005. – № 18. [Электронный ресурс]. – URL: ttps://ps.1sept.ru/article.php?ID=200501822. (дата обращения: 25.01. 2021).

Борисова, Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа / Е.Б. Борисова // Известия ВГПУ, 2016.[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-sozdaniya-obraza-personazha-kak-predmet-sopostavitelnogo-analiza/viewer. (дата обращения: 20.12.2020).

Гребень, Н.Ф. Буллинг среди белорусских подростков и возможности его диагностирования / Н.Ф. Гребень // Адукацыя i выхаванне. – 2017. – № 10. – С. 47–53.

Ефимов, А. И. Стилистика художественной речи / А.И. Ефимов. – М.: Изд-во Моск. ун-та. ,– 1959. – 448 с.

Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15–18.

Кузнецова, Ю. Где папа? / Ю. Кузнецова. М.: Издательский дом Мещерякова, 2013. [Электронный ресурс]. – URL : https://libking.ru/books/child-/child-prose/463598-yuliya-kuznetsova-gde-papa.html. (дата обращения: 10.12.2020).

Лазаренская, М. Северный ветер дул с юга / М. Лазаренская. – М.: «Аквилегия-М», 2017. – 224 с.

Ольвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Дан Ольвеус. – М., 1993. [Электронный ресурс]. – URL: https://tutknow.ru/psihologia/5647-osobennosti-i-uchastniki-bullinga-v-shkole.html (дата обращения: 11.11.2020).

Опарина, Е. О. Языковой образ в коммуникации: сб. науч. трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. отд. языкознания. М., 2017. С. 85.

Светличная, А. А. Художественный образ и средства его создания / А. А. Светличная // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – С. 213–215. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/306/69038 ( дата обращения: 20.01.2021).

Cорокин, П.А. Человек. Цивилизация, Общество / П.А. Сорокин. – М.: Издательство политической литературы, 1992. – С. 210211.

Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Е. Хализев. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЖЕРТВЫ

Средства

М. Лазаренская «Северный ветер дул с юга», Виталина

Ю. Кузнецова «Где папа?»,

Лиза

Автопортрет

«Ровная жидкая челка, длинный нос с горбинкой. Несимметричность лица. И глаза. Болотные, невыразительные».

«Я – огромная, сутулая, с толстыми белыми руками и толстыми ногами. Плоское лицо с острым носом. Бесцветные глаза. Выдвинутый вперёд подбородок.

Портрет глазами других

Красивая линия шеи, выразительные глаза, матовая кожа, хорошая фигуру (стилист Егор); симпатичная, красивая (рокер Глеб).

нет

Фамилия, имя

Ланге – длинный, Вита-Лина – Вита – жизнь, решительность, активность.

Имя не имеет значения для характеристики героя.

Прозвище

Дылда, Длинношеее, Жирафа, Очкастая макаронина.

Немая, Повар. Папа ласково называет Муськин-Пуськин.

Чувства

Стыд, позор, унижение.

Страх, стыд, унижение

Мысли

«Не высовываться, так спокойнее, надежнее, привычнее. Совсем нет гордости. А если ты себя ненавидишь? Люто, до тошноты, до боли в висках. Что тогда? Ненавидеть всех? Или что-то менять в себе? …Надо себя полюбить? Хорошо, научусь».

«Все отвернулись от меня… ни достучаться, ни прорваться, ни крикнуть так, чтобы услышали».

Самооценка

Заниженная, в середине повести – адекватная.

Заниженная, в середине повести – адекватная.

Детали

Нож, образ волка.

Целлофановый пакет на голове и на сердце, кастрюля с кипятком.

Мечты

Превратиться из «овцы» в «волка». «Пора выбираться из своей кастрюли, пока совсем не заплесневела».

Хотела стать смотрителем маяка. Купить кучу книжек и запереться с ними в каменной башне с прожектором. «Нужен мне человек «моего калибра».

Дополнительные средства раскрытия образа

Дневник, сны.

Письма к отцу, сны.

Пути перевоплощения

Придумала орден Хорта, дала себе клятву быть сильной. Изменила внешность, имя. Записалась в секцию бокса. Взяла из приюта собаку. Стала читать книги по психологии. Подружилась с людьми вне школы. Дала отпор агрессорам.

Возвращает украденный Андреем журнал классному руководителю. Успокаивает учительницу. Становится незаменимым человеком для Кьяры и ее мамы. Перестала бояться Фокса, улучшила с ним отношения.

Художественные средства

Эпитеты: лишняя, больная, ненавистные стекла, дурацкие очки, чужая, непонятная девушка.

Сравнение: пакости, как стая голодных дворняг, набрасываются со всех сторон.

Аллегория: гадкий утенок.

Ирония: «Если бы от длины носа зависела «породистость», у меня были бы все шансы стать международным, самым титулованным суперчемпионом на всем белом свете».

Анафора: «Клянусь никогда не жалеть себя… Клянусь никогда и ни перед кем не опускать голову... Клянусь улыбаться, когда мне плохо… Клянусь…»

Эпитеты: спокойная, нормальная девушка.

Скрытое сравнение: «я кастрюля с кипятком». Сравнение: растаю, как Снегурочка, от напряжения, от страха.

Ирония: Лиза – красавица.

Повторы: «Режу и режу. Режу и режу. Как апельсин».

Парцелляция: «Я – урод. Серьёзно. Честно. Я – глыба». «И ещё что-то внутри захлопнула. Крепко-накрепко. Чтобы не заплакать».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА АГРЕССОРА

Средства

М. Лазаренская «Северный ветер дул с юга»

Ю. Кузнецова «Где папа?»

Портрет

Ванька Серегин – портрет отсутствует.

Ленка Глахова – красавица-блондинка.

Одноклассники – портрет отсутствует.

Алина – легкая улыбка

Компания Фокса – портрет отсутствует.

Одноклассники – портрет отсутствует.

Отношение автора к агрессору

Формы имен Ленка, Ванька имеют пренебрежительный, уничижительный оттенок.

Ленка сравнивается с гиеной, которая нападает на тех, кто слабее.

Автор использует кличку Фокс, а не имя.

Действия

Ванька Серегин – бьет, дергает за волосы, обзывает, грубит.

Ленка Глахова – распускает нелицеприятные слухи, обзывает, грубит, вызывает на драку, разрезает платье Виталины в присутствии всего класса.

Одноклассники – игнорируют, считают пустым местом, насмехаются. Позже проявляют неприкрытую злость, зависть.

Алина – видит, как мальчишки не хотят ехать с ее подругой, оскорбляют, ничего не предпринимает, чтобы защитить, оставляет одну с велосипедами в лесу до позднего вечера.

Члены компании Фокса издеваются, передразнивают, обзывают.

Одноклассники – игнорируют, считают пустым местом, насмехаются, осуществляют физическое насилие.

Черты характера

Ванька Серегин – уверенность в себе, завышенная самооценка, наглость, резкость в общении, вспыльчивость.

Ленка Глахова – наглая, раздражительная, самоуверенная, жестокая, агрессивная.

Алина – легкая, веселая, иногда бездушная.

Члены компании Фокса – агрессивные, резкие в общении, самонадеянные, наглые, жестокие.

Пути перевоплощения

Ванька Серегин – добавляется в друзья, извиняется, признается, что был дураком, начинает защищать Виту, ухаживать за ней.

Одноклассницы (кроме Глаховой) – принимают как равную себе, советуются.

Фокс помогает Лизе, начинает считаться с ее мнением, приглашает на медленный танец.

Художественные средства

Сравнение: Глахова, как гиена, которая нападает на тех, кто слабее. Глахова как с цепи сорвалась. Бегает хомячком.

Эпитеты: недовольные одноклассники, безжалостные подростки.

Парцелляция: «Он издевается. Я вижу, что он издевается. Фокс видит».

Просмотров работы: 519