Л.Н. Толстой- писатель или учитель?

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Л.Н. Толстой- писатель или учитель?

Гозалян Н.Э. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном г.Пятигорска
Слащева Е.А. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном г.Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

«Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь,

ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.

Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что

такое он сам и тот мир, среди которого он живет.

Об этом учили во все времена самые мудрые и

добрые люди всех народов».

Л. Н. Толстой

 Введение

Тема “Лев Толстой – писатель или учитель” актуальна, потому что многие учащиеся знают Льва Толстого, как писателя. Читая его рассказы, мы-учащиеся мало знаем или вообще не знаем, что Л.Н. Толстой был еще и учителем. Я решила изучить его педагогическую деятельность.

Вот уже более века, как не только в России, но и во многих странах и на разных континентах дети, начиная познавать грамоту по буквам и первым книгам для чтения, обязательно встречают написанные Толстым рассказы из его знаменитой «Азбуки», которой уже почти 150 лет. В его творчестве много маленьких произведений для детей, которые он включил в свою Азбуку. Неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло столько лет?

Цель моей исследовательской работы – узнать кем был Л. Н. Толстой, и чему учат его рассказы детей нашего времени .

Задачи:

1.Изучить педагогическую деятельность Толстого.

2.Узнать, каким должен быть хороший учитель.
3. Вспомнить содержание ранее изученных произведений.

4. Исследовать эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор, ответить на вопрос: «Чему призывает нас автор?»

Гипотеза:  Толстой-учитель – пример для современного учителя и ученика. Уроки жизни Толстого очень нужны современным ученикам.
Объект исследования: педагогическая деятельность Толстого. 
Предмет исследования: Рассказы о Толстом. Рассказы Л.Н. Толстого. 
Методы:  изучение справочной литературы, анализ художественных произведений и статей, обобщение изученного материала.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Педагогическая деятельность Льва Толстого в Яснополянской школе.

Толстой был и писателем, и педагогом. Он работал в школе деревни Ясная Поляна. Эту школу писатель открыл сам для крестьянских детей. Граф Толстой помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях! Люди сначала даже не верили бесплатной школе. В первый день пришло всего 22 ученика. Скоро число детей намного увеличивалось. В школе обучение было в форме беседы. Беседовали на разные темы, развивали живую речь.

Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, природоведение, география, рисование и пение. Ученики охотно слушали искренние рассказы Толстого. Учитель обучал детей богатству русского языка. Научил видеть прекрасное во всём.

Домашние задания не давали. Это было здорово! Ученики могли уходить из школы, когда захотели. Но я думаю, им не хотелось уходить, потому что было интересно. А когда интересно, так и хочется учиться и учиться.

1.2. Педагогические идеи Толстого.

В те времена школы и учителя враждебно относились к детским потребностям и интересам, пользовались насильственными методами, постоянно наказали, унижали детей. Толстой с этим не соглашался. Свобода образования, гуманное отношение к ребёнку - это главное для Толстого. Он не только любил детей, но и уважал личность каждого ученика. Он назвал их «маленькими людьми». Я тоже разделяю его мысли.

В те времена многие считали, что начальное обучение – дело недостойное таланта великого писателя. Но Толстой был убежден, что именно в начальных классах начинается и духовное развитие ребенка.

Он издавал педагогический журнал «Лесная поляна». Там он написал новые методы обучения.

Лев Николаевич считал, что необходимо учить ребят ценить то, что дает нам природа - жизнь, здоровье! Учитель должен служить примером для подрастающего поколения.

Толстой большое внимание уделял трудовому воспитанию. Обучал детей столярному делу, ремеслу. Охотно занимались сельскохозяйственными работами. Толстой считал, что труд воспитывает человека.

Толстой обращал большое внимание к развитию творческих способностей ученика. Он говорил:  «Школа должна быть творческой. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений». Поэтому его ученики часто писали сочинения. Учились мыслить, сочинять, творить.

Толстой понимал, что обучить детей непросто. Поэтому он читал специальную литературу, разговаривал с деятелями просвещения. Толстой, чтобы накопить опыт, совершил путешествие в Европу, посетил Германию, Францию, Швейцарию.

Я считаю, что для нашего поколения Лев Николаевич Толстой остается тем же наставником, каким был для детей деревни Ясная Поляна.

Вывод: он был учителем не только для яснополянских ребятишек, он был и остается Учителем всего российского народа. Одна из гипотез подтвердилась.

1.3. «Новая азбука» Л. Н. Толстого.

Толстой видел, что отсутствуют книги и пособия, пригодных для народных сельских школ.  Поэтому Толстой написал «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». Эти книги он написал долго (14 лет), с душой. Вот что написал он об этом: «Что из этого выйдет – не знаю, а положил в него всю душу». «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть».  Надо было писать коротко – это было трудно для писателя. Поэтому потом эти учебники переиздавались тридцать раз!

Он хотел, чтобы рассказы в «Азбуке» были просты, понятны и интересны, учили ребят добру. Он пересказывал сказки, были, басни, сочинения разных писателей, вспоминал происшествия, которые приключились с ним самим или о которых слышал от других ; некоторые истории он записал со слов своих учеников. Толстой мечтал о том, чтобы русские дети учились читать по его «Азбуке», получали из неё новые знания о жизни. Создание этой книги он считал одним из самых важных дел в своей жизни, дети любили читать его произведения.

В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Лев Толстой был мудрым человеком. Поэтому написал мудрые книги. Мы читаем эти книги и сами становимся мудрыми.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Чему учат рассказы Толстого?

«Маленькие рассказы» написаны для маленьких детей. Их понять очень легко. Сказка «Три медведя» учит нас не покидать дом без разрешения родителей. Нельзя без спроса трогать чужие вещи. Маша сделала неправильно. Если с товарищем случилась какая-то беда, нельзя его бросать. Нет безвыходных положений на свете. Подруги тоже сделали неправильно.

В рассказе «Филипок» мальчик тоже уходит из дома без разрешения мамы. Но это уже другая ситуация. Филипок хочет учиться. Он сделал правильно. Такие люди добиваются успеха.

Толстой с огромной любовью собирал произведения устного народного творчества всю свою жизнь и широко использовал при создании своих произведений. Пословицы, поговорки, былины, сказки учили детей народной мудрости: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое», «Нужда и по воскресным дням постится». В небольших рассказах, дети получали много полезных сведений бытового, практического характера или указания как себя вести: «Люби Ваня Машу», «По часу сижу, азы буки учу», «Небо выше, море ниже». В его творчестве большое место занимают рассказы, описывающие происшествие с самим автором.

Большое место в рассказах занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчеркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток». 

На примерах из жизни животных («Лев и собачка») учит дружбе, преданности, бережному отношению к животным. Писатель показывает, что животные, как люди переживают разлуку, горе, утрату. Этот рассказ будит сострадание, учит сопереживать и сочувствовать чужой боли.

В рассказе «Косточка» говорится о том, что «Правду как ни прячь, она наружу выйдет» или «Всё тайное становится явным. А ещё, если провинился, - надо научиться просить прощение. Какие слова помогут в этом?   (Простите, я был не прав. Больше такое не повторится.)

Толстой посвятил много произведений природе. Этими рассказами автор учит наблюдательности, любви к природе, к её красоте. («Какая бывает роса») « Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы…»

Сказка «Два брата» учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека.

Басня «Отец и сыновья» учит взаимопомощи. Надо жить всем дружно: «Один за всех, а все за одного».

Басня Толстого «Старый дед и внучек» учит быть добрым, заботливым к другому человеку, особенно если это пожилой родной человек, нужно относиться так, как ты хочешь чтобы относились к тебе.

Из басни «Два товарища» дети могут вынести один урок: не стоит называть друзьями тех, кто в трудную минуту тебя может бросить.

Басня «Лгун» учит тому, что не надо обманывать людей. Ведь «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят».

Заключение:

В результате исследовательской работы я пришла к выводу, что простые, понятные и увлекательные рассказы интересны и в наше время. Что Л.Н. Толстой- не просто писатель, но и педагог, учит нас жить в мире людей – правильному поведению в разных жизненных ситуациях. Его произведения учат быть добрыми, отзывчивыми,  дружными, преданными, честными, воспитанными, учат сопереживать и сочувствовать чужой боли, учат любить и восхищаться  красотой природы, бережному отношению к животным, помогают избавиться от лжи, от лени, безразличия и злобности к окружающим людям.

Каждая история показывает жизненную ситуацию, а мы сами делаем выводы. Эти выводы и есть УРОКИ  жизни. Они были полезны в яснополянской школе, в которой работал Л.Н. Толстой . Эти уроки жизни остаются полезными и нам, всем детям в современном мире.

М. Горький так писал о Толстом и его творчестве: «Толстой – это целый мир. Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Список литературы:

1. Сайт: http://ru.wikipedia.org, раздел - Лев Николаевич Толстой

2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -- М., 1989.

3. «Азбука Лева Толстого», "Посредник" (Тула, 1992);

4. Ремизов В.Б., Маслов С.И. «Азбука Льва Толстого». Тула: АРКТОУС, 1996

5. Андреева, В.Г. «Азбука» и «Новая азбука» Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] / В.Г. Андреева // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/azbuka-i-novaya-azbuka-l-n-tolstogo, свободный (дата обращения: 02.05.2020). – Загл. с экрана.

6.Мумрикова, Л.И. «Азбуки» Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] / Л.И. Мумрикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2007. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/azbuki-l-n-tolstogo, свободный (дата обращения: 02.05.2020). – Загл. с экрана.

7. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: художественная литература [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. - Электрон. текстовые дан. – Москва: Государственное издательство "Художественная литература", 1957. – Т. 21. Новая азбука и русские книги для чтения (1874-1875). – 728 с. – Режим доступа: http://programma.x-pdf.ru/16raznoe/142379-1-polnoe-sobranie-sochineniy-tom-novaya-azbuka-russkie-knigi-dlya-chteniya-1874-1875-gosudarstvennoe-izdatelstvo-hudozhe.php, свободный (дата обращения: 02.05.2020). – Загл. с экрана.

Приложение 1

Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

   

Приложение 2

Азбука» Льва Николаевича Толстого

Приложение 3

Просмотров работы: 301