Образ Бабы Яги в русских народных сказках

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Придацкая М.С. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП" Грайворонского района Белгородской области
Придацкая Т.П. 1Бражникова Л.Н. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП" Грайворонского района Белгородской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Сказки любят все: и взрослые, и дети. Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Мы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, знакомство со словарями, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Глава 1. Теоретическое исследование.

1.1 Общая характеристика Бабы Яги.

Б аба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».

В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по всему свету в железной ступе. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.

Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоб; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра;польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba)— персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацкихи чешских сказках.

Русский учёный- фольклорист В.Я. Пропп выделяет три образа Бабы-Яги : яга-воительница, дарительница , похитительница.

Яга-воительница сражается «не на жизнь, а на смерть. При этом она злобная и агрессивная. Сражаясь с героями побеждает многих из них. Во многих сказках Яга летает в ступе и сильна, как богатырь. Она выступает против приехавших в ее царство витязей, причем в отличии от змея, который, обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства.

Яга-дарительница снабжает гостя волшебными предметами (клубок, платок, гребень, зеркало, молодиное яблоко) и помогает ему. Сказочный образ Бабы-Яги - дарительницы складывается из разных деталей. Она дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героя, мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противника.

Яга-похитительница это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей.

В сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавший над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился заново уже другим человеком.

1.2 Баба-Яга – мифологическое существо.

Сказку всегда предваряет миф.

Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.

Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.

Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма. Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.

Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)

Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.

Образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир. В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

1.3 Жилище Бабы-Яги.

Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.

По мнению А. Л. Барковой, избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Светящиеся черепа

Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников. В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи.

В олшебные помощники.

На службе у Бабы Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноимённой сказке, «три пары рук» и три всадника — белый, красный и чёрный (соответственно день, заря и ночь).

Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

Глава II. Экспериментальное исследование

2.1 Анкетирование

Сначала я провела опрос среди учащихся моего класса, мне было интересно узнать, что они знают об этом персонаже. В анкетировании приняло участие 20 человек.

Я им предложила ответить на следующие вопросы:

Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж –2

Старушка с метлой – 15

Пожилая женщина –1

Злая сварливая старуха – 2

Какой вы ее себе представляете?

Веселой, шутливой – 0

Злой, плохой – 18

Агрессивной – 2

Где она живет?

В лесу – 15

На болоте – 5

В деревне –0

Чем занимается?

Ходит в гости к Лешему-0

Летает в ступе –14

Колдует – 2

Ест детей –4

Особенность Баба Яги.

Золотая рука – 0

Костяная нога –18

Деревянная нога -2 .

Из результатов анкетирования видно, что большинство детей считает, что Баба Яга это старушка с метлой, она злая, летает с в ступе, живет в лесу и у нее костяная нога. (Приложение 1).

2.2 Изучение образа бабы Яги в русских народных сказках.

Для анализа образа Бабы Яги было выбрано 8 русских народных сказок. В сказках она играет важную роль, порою к ней обращаются как к последней надежде. Одним она помогает, а другим нет. Анализ нашей работы предоставлен в таблице.

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Клубок

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-Быкович и Чудо-юдо»

«Прилетел у чудо-юдовым белокаменным палатам»

Старая ведьма

Оборотилась старая ведьма нищенкой, ухватила за руку и перенесла в змеиное царство

Отрицательный, так как строила козни против богатырей

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Лягушка

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Баба Яга, в прочитанных сказках, представляется старой, неопрятной, одетой в лохмотья, с растрёпанными волосами и длинным носом. Она живет в лесу, в избушке на курьих ножках (исключение сказка «Иван–Быкович и чудо-юдо».

Герои обращаются к Бабе Яге ласково, называя «бабушка», и она им помогает, если они этого заслуживают. Других же она преследует, гонится за ними черною тучею. В одной сказке Баба Яга погибает – падает в огненную реку с моста («Марья Моревна»). В некоторых сказках у нее есть сестры, а в других даже дети.

Баба Яга ведает будущим, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями, обладательница волшебных вещей.

На основе проделанной работы можно сделать выводы о сущности Бабы Яги.

Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.

Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.

Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.

Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.

Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.

Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Таким образом, наша гипотеза оказалась верной: Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Заключение

В ходе исследования были прочитаны русские народные сказки, рассмотрены их иллюстрации и репродукции с картин художников, изучены словари и дополнительная литература, проведен опрос среди учащихся и на основе всего этого можно сделать вывод о сущности образа Бабы Яги. Баба Яга - это сказочный персонаж, хранящий «семейные традиции народа». Она зла и коварна, но в тоже время отзывчива на чужую беду. Русские народные сказки напоминают нам, что добро и зло в жизни живут рядом, но добро всегда побеждает зло. Я поняла, что нужно очень внимательно относится к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Список использованной литературы

Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.

Русские волшебные сказки: сказки / В обработке М. Булатова, А. Платонова, А. Афанасьева. – М.: РОСМЭН, 2021. – 128 с

http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок

http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги

http://ww.paganism.ru/babayagahtm- о происхождении образа

http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах

http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах

Приложение

Просмотров работы: 131