Введение.
Сказки любят все: и взрослые, и дети. Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Мы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.
Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.
Объект исследования. Баба Яга.
Предмет исследования. Русские народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования. Размышления, знакомство со словарями, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Глава 1. Теоретическое исследование.
1.1 Общая характеристика Бабы Яги.
Б аба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками. Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по всему свету в железной ступе. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоб; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра;польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba)— персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацкихи чешских сказках.
Русский учёный- фольклорист В.Я. Пропп выделяет три образа Бабы-Яги : яга-воительница, дарительница , похитительница.
Яга-воительница сражается «не на жизнь, а на смерть. При этом она злобная и агрессивная. Сражаясь с героями побеждает многих из них. Во многих сказках Яга летает в ступе и сильна, как богатырь. Она выступает против приехавших в ее царство витязей, причем в отличии от змея, который, обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства.
Яга-дарительница снабжает гостя волшебными предметами (клубок, платок, гребень, зеркало, молодиное яблоко) и помогает ему. Сказочный образ Бабы-Яги - дарительницы складывается из разных деталей. Она дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героя, мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противника.
Яга-похитительница это наиболее распространенный образ, характерный для сказок северных областей.
В сказках Яга часто похищает детей, стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавший над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился заново уже другим человеком.
1.2 Баба-Яга – мифологическое существо.
Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма. Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.
Образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир. В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.
1.3 Жилище Бабы-Яги.
Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.
По мнению А. Л. Барковой, избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
Светящиеся черепа
Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников. В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи.
В олшебные помощники.
На службе у Бабы Яги ветры и лесные звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноимённой сказке, «три пары рук» и три всадника — белый, красный и чёрный (соответственно день, заря и ночь).
Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.
Глава II. Экспериментальное исследование
2.1 Анкетирование
Сначала я провела опрос среди учащихся моего класса, мне было интересно узнать, что они знают об этом персонаже. В анкетировании приняло участие 20 человек.
Я им предложила ответить на следующие вопросы:
Кто такая Баба Яга?
Вымышленный персонаж –2
Старушка с метлой – 15
Пожилая женщина –1
Злая сварливая старуха – 2
Какой вы ее себе представляете?
Веселой, шутливой – 0
Злой, плохой – 18
Агрессивной – 2
Где она живет?
В лесу – 15
На болоте – 5
В деревне –0
Чем занимается?
Ходит в гости к Лешему-0
Летает в ступе –14
Колдует – 2
Ест детей –4
Особенность Баба Яги.
Золотая рука – 0
Костяная нога –18
Деревянная нога -2 .
Из результатов анкетирования видно, что большинство детей считает, что Баба Яга это старушка с метлой, она злая, летает с в ступе, живет в лесу и у нее костяная нога. (Приложение 1).
2.2 Изучение образа бабы Яги в русских народных сказках.
Для анализа образа Бабы Яги было выбрано 8 русских народных сказок. В сказках она играет важную роль, порою к ней обращаются как к последней надежде. Одним она помогает, а другим нет. Анализ нашей работы предоставлен в таблице.
Название сказки |
Место обитания Бабы Яги |
Внешний вид |
Волшебные вещи в сказках и др. чудеса |
Животные, служащие Бабе Яге |
Положительный или отрицательный персонаж |
«Гуси-лебеди» |
«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» |
«…морда жилиная, нога глиняная» |
Золотые яблочки |
Мышка, гуси-лебеди |
Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть |
«Царевна-лягушка» |
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» |
«…зубы – на полке, а нос в потолок врос» |
Клубок |
– |
Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) |
«Василиса Прекрасная» |
«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» |
«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» |
Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук |
– |
Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) |
«Марья Моревна» |
«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» |
«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» |
Волшебный платочек |
Волшебные кони |
Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича |
«Иван-Быкович и Чудо-юдо» |
«Прилетел у чудо-юдовым белокаменным палатам» |
Старая ведьма |
Оборотилась старая ведьма нищенкой, ухватила за руку и перенесла в змеиное царство |
– |
Отрицательный, так как строила козни против богатырей |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» |
Избушка на курьих ножках |
Сидит седая старуха, прядет кудель |
Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум |
Лягушка |
Положительный, так как помогла Андрею-стрелку |
«Финист – ясный сокол» |
Три Бабы Яги. |
Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» |
Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце |
Кот, собака, Серый волк |
Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
Три Бабы Яги (сестры). |
«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» |
Живая вода, молодильные яблоки |
Волшебные кони |
Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки |
Баба Яга, в прочитанных сказках, представляется старой, неопрятной, одетой в лохмотья, с растрёпанными волосами и длинным носом. Она живет в лесу, в избушке на курьих ножках (исключение сказка «Иван–Быкович и чудо-юдо».
Герои обращаются к Бабе Яге ласково, называя «бабушка», и она им помогает, если они этого заслуживают. Других же она преследует, гонится за ними черною тучею. В одной сказке Баба Яга погибает – падает в огненную реку с моста («Марья Моревна»). В некоторых сказках у нее есть сестры, а в других даже дети.
Баба Яга ведает будущим, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями, обладательница волшебных вещей.
На основе проделанной работы можно сделать выводы о сущности Бабы Яги.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Таким образом, наша гипотеза оказалась верной: Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Заключение
В ходе исследования были прочитаны русские народные сказки, рассмотрены их иллюстрации и репродукции с картин художников, изучены словари и дополнительная литература, проведен опрос среди учащихся и на основе всего этого можно сделать вывод о сущности образа Бабы Яги. Баба Яга - это сказочный персонаж, хранящий «семейные традиции народа». Она зла и коварна, но в тоже время отзывчива на чужую беду. Русские народные сказки напоминают нам, что добро и зло в жизни живут рядом, но добро всегда побеждает зло. Я поняла, что нужно очень внимательно относится к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Список использованной литературы
Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.
Русские волшебные сказки: сказки / В обработке М. Булатова, А. Платонова, А. Афанасьева. – М.: РОСМЭН, 2021. – 128 с
http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm- о происхождении образа
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах
Приложение