Ребус – школьный помощник

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ребус – школьный помощник

Фаткуллов А.И. 1
1МБОУ «Многопрофильный Лицей №186 – «Перспектива» Приволжского района г.Казани
Мингулова Е.Н. 1
1МБОУ «Многопрофильный Лицей №186 – «Перспектива» Приволжского района г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я очень люблю разгадывать загадки, кроссворды, сканворды и особенно ребусы. Они попадаются в разных журналах, учебниках и в олимпиадных заданиях. Оказывается, что многие дети не знают, что такое ребусы и тем более не умеют их решать.

Было решено провести опрос учащихся нашего лицея и сделать проект на тему: «Ребус – школьный помощник».

Актуальность темы

В мире различных гаджетов и компьютерных игр современные дети не могут решать логические задачи, ребусы, головоломки, а это очень необходимо для развития умственных, математических, логических способностей, а также для расширения кругозора и словарного запаса. Поэтому эта тема очень актуальна.

Цель и задачи

Цель: узнать, как ребусы могут помочь в учёбе.

Задачи:

Найти и изучить историю происхождения ребусов.

Изучить виды ребусов.

Изучить правила разгадывания ребусов.

Провести опрос среди учащихся.

Сделать подборку ребусов по предмету «Русский язык».

Объект исследования: разгадывание и составление ребусов.

Предмет исследования: ребусы

Гипотеза: умение решать ребусы позволит нам не только расширить кругозор, но и поможет в учебе.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анкетирование, обработка данных.

Используемая литература и источники:

- специальная литература, посвященная ребусам;

- методические рекомендации по использованию ребусов на уроках;

- Интернет – ресурсы.

Практическая значимость: полученные материалы могут быть применены в учебном процессе в качестве занимательного материала по предмету русский язык.

1. Основная часть

1.1. Что означает слово «ребус»?

Чтобы ответить на этот вопрос, было изучено несколько источников и получили несколько вариантов ответов.

Из источника Интернет (Википедия) слово «Ребус» – это латинское слово, которое означает «при помощи вещей». То есть – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками

В словареС.И. Ожегова записано, что«Ребус – это головоломка, в которой скрыты слова, фразы и даже небольшие рассказы».

То есть ребус загадка, которая представлена в виде рисунка в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Получается, чтобы решить ребус, нужно перевести всё рисунки и символы в осмысленное слово или предложение.

Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение.

1.2. Когда появились ребусы

Самые первые ребусы появились в древности, когда трудные слова были представлены изображениями предметов. Такие ребусы похожи на иероглифы Египта и пиктограммы Китая.

В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. 

Приблизительно в это же время появились и первые рисованные ребусы. 

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус». 

В настоящее время ребусы очень популярны и интересны как для взрослых, так и для детей. Трудно найти развлекательный журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов.

1.3. Виды ребусов

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

Ребусы-шутки – это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус – это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача – это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы – это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

1.4. Правила решения ребусов

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении.

Во-первых, необходимо помнить, что в ребусах одновременно могут быть несколько правил.

Во-вторых, предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий, или иметь одно общее название и одно конкретное. И самое трудное – это определить правильное название изображения на рисунке.

Удобно решать ребус по частям, записывая подряд изображенные буквы, рисунки, цифры, и составить по смыслу слово или текст.

Рассмотрим основные правила решения ребусов:

Названия всех предметов в ребусе следует читать в именительном падеже.

Изображенный предмет может иметь несколько названий (ель – ёлка, два – двойка, пара).

СТЕЛЬКА

Если слева или справа от слова или рисунка есть запятые, то от начала или от конца слова нужно убрать столько букв, сколько изображено запятых.

ТИГР

Если над предметом указаны цифры, то из слова нужно взять буквы в той последовательности, в какой указаны цифры.

МОСТОВАЯ

Знак равенства между двумя буквами указывает на замену одной буквы другой.

ЛУК

Если порядок цифр изменён, нужно поменять порядок букв в загаданном слове.

ЛИЗА

Если предметы или буквы расположены друг под другом, нужно прибавить к ним предлоги на, над, под, подобрав подходящий.

БАНАН ПОДОШВА

Если большая буква стоит рядом с маленькой, то нужно использовать предлоги при, у, за, перед.

ЗАЯЦ ДУБ

Если по большой букве написаны маленькие, то загаданное слово нужно читать с прибавлением предлога по.

ПОВАР

Если маленькие буквы вписаны в большую, надо использовать предлог в.

ВАЗА

Если в ребусе изображено несколько одинаковых предметов, то загаданное слово читается во множественном числе.

ВОЛОСЫ

Буква (несколько букв) справа или слева от картинки показывает, что ее нужно добавить в конец или начало загаданного слова.

ТЕТЕРЕВ

Если в ребусе к букве или от буквы нарисована стрелка, нужно использовать предлоги к или от.

СКУКА

Цифры, числа или названия нот обозначают части слов, созвучные с произношением этих цифр, чисел или нот.

ДОМ СТОЛ

В одних ребусах предмет нужно рассматривать обобщенно (например, дерево), в других – конкретно (осина или дуб).

Если картинка в ребусе перевёрнута, то загаданное слово читается задом наперёд.

Стрелка на картинке может указывать предмет, на который следует обратить внимание.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование 1-4 классов

Перед тем как начать этот проект, мною решено провести опрос и выяснить: на сколько наша тема интересная и актуальная, сколько учеников умеют решать ребусы и сколько не умеют, и сколько учеников хотели бы научиться решать ребусы. Для этого, была составлена анкета [Приложение 1], где нужно было ответить на несколько вопросов.

Для того, чтобы посмотреть, как отличаются ответы учеников разного возраста, было решено опросить несколько классов начальной школы, а именно 1А, 2А, 3А и 4А.

Всего в опросе приняли участие 113 учеников: 27 учеников из 1 А, 25 – 2А, 30 – 3А, 31 – 4 А. Из 113 учеников 62 девочки и 51 мальчик.

На вопрос «Знаете, что такое ребусы?» получены следующие ответы: «ДА» ответили всего 90 учеников (14 –1кл, 25 – 2кл, 23 – 3кл, 28 – 4кл), «НЕТ» ответили 23 ученика (13, 0, 7, 3 соответственно).

На вопрос «Умеете ли вы решать ребусы?» положительно ответили 69 учеников (6,22, 21, 20) и отрицательный ответ был у 44 учеников (21, 3, 9, 11). Наибольшее количество отрицательного ответа было в 1 А классе.

На следующий вопрос «Хочешь ли ты научиться решать ребусы?» ответы были такими: большинство детей ответили «ДА» - 88 учеников (23,25,16, 24). Всего 6 учеников ответили «НЕТ» (4 – 1А, 2 – 3А). И еще 19 учеников ответили «НЕ ЗНАЮ» (12 – 3А, 7 – 4А).

Вопрос «Могут ли помочь ли ребусы в изучении предметов?» у учеников вызвал затруднение. Многие ответили, что они не знают, а именно 37 учеников (9 – 2А, 14 – 3А, 14 – 4 А). Положительный ответ дали 58 учеников (20, 12, 13, 13). Отрицательный ответ дали 18 учеников (7, 4, 3, 4).

6 вопрос мы задали только ученикам 2,3 и 4 классов. Вопрос был такой: Для чего нужно уметь решать ребусы? И мы получили очень интересные и разные ответы.

А. Для развития мышления – (19 – 2А, 23 – 3А, 29 – 4А)

Б. Для того, чтобы быть умным (7,8,5)

В. Для развития внимания (7, 7, 12)

Г. Чтобы получать хорошие оценки (7,7,0)

Д. Чтобы весело провести время (10, 3, 12)

Чтобы убедиться, знают ли ученики как разгадывать ребусы, мы предложили решить несколько простых ребусов. Надо было решить 4 ребуса: семья, бочка, раб, осёл. И вот что у нас получилось:

Семья – разгадали 78 учеников (10 – 1А, 25 – 2А, 24 – 3А, 19 – 4А).

Бочка – разгадали 78 учеников (9, 22, 21, 26).

Раб – разгадали 38 учеников (1, 14, 9, 14).

Осел – разгадали 50 учеников (9, 16, 10, 15).

Более подробно результаты опроса видны на диаграммах [Приложение 2].

Вывод: изучив результаты анкет, убедился, что наш проект действительно актуальный, ученикам интересна эта тема, так как она их заинтересовала, и они проявили желание научиться решать ребусы.

2.2. Как могут ребусы помочь ученику

Открывая учебники, газеты, журналы, разные конкурсные и олимпиадные задания мы очень часто встречаем разные ребусы и головоломки. А умение решать ребусы и головоломки помогает быть более сообразительным, внимательным, развивает мышление, логику, смекалку, расширяет кругозор. Решение подобных задачек также развивает нестандартное мышление, ведь иногда зашифрованная картинка может иметь неоднозначную трактовку.

А некоторые ребусы помогают даже запомнить некоторые сложные словарные слова.

Делая зарядку по утрам, мы укрепляем свое тело! А решая ребусы, мы тренируем и укрепляем ум!

Тренируя ум, мы становимся наблюдательным, сообразительным, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретаем многие другие важные и полезные качества.

При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

Ученики, умеющие решать ребусы, могут принимать активное участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, и других.

2.3. Ребусы на уроке русского языка

В программе начальной школы по русскому языку есть слова с непроверяемыми гласными, которые очень трудно правильно писать. Эти слова называют словарными. Их нужно просто запоминать. Без усвоения этих слов трудно научиться грамотному письму.

Изучая этот вопрос, было найдено много ребусов, которые помогут запомнить эти слова.

Взял список словарных слов 1 класса и подобрал ребусы. Они могут быть использованы на уроке русского языка, на уроке родного языка и во внеклассной работе по русскому языку.

Рассмотрим эти ребусы:

алфАвит

бЕрёза

ветЕр

вОрОбей

вОрона

девОчка

до свИдания

кАникулы

кАрАндаш

клаСС

кОрова

мальчИк

мОлОко

МОсква

пЕнал

пОсуда

пОртфель

рАбота

рЕбята

РОССия

руССкий

сОбака

сОловей

сОрока

стОлица

тЕтрадь

учЕник

учитЕль

фАмилия

Язык

Заключение

При выполнении данной работы решены поставленные задачи:

Изучена история происхождения ребусов.

Изучены виды и правила решения ребусов.

Изучены правила разгадывания ребусов.

Проведен опрос среди учащихся и анализ результатов.

Сделана подборка ребусов по предмету.

Оформлены результаты работы, подготовлена презентация.

По результатам опроса учащихся выявлена необходимость в умении решать ребусы. Ребусы помогают в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание.

Сделаны выводы, что занимаясь ребусами, дети не только повышают словарный запас, но и учатся правильно писать, запоминают новые слова. А при составлении ребусов, дети учатся искать и анализировать информацию, творчески оформлять, а это развивает интеллектуальные способности.

А главное, научившись решать ребусы, дети смогут принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах и других.

В ходе работы для начальной школы сделана подборка ребусов, которые можно использовать на уроках математики, русского языка, родного языка и во внеклассной работе по русскому языку.

Результаты работы оформлены в виде проекта и презентации.

Работая над данным проектом, изучены разная научная литература, Интернет-ресурсы, посещена библиотека. Также работа организованна в программах : Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point.

Список используемой литературы

Анашина Н.Ю.Гимнастика для ума. Книга для будущих миллионеров : сб. ориг. логич., словес., числовых и комбинир. задач, интеллект. игр и головоломок / Анашина Н. Ю., Курбанов Г. С., Мельниченко И. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 251, [1] с. : ил., табл..

Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников : Попул. пособие для родителей и педагогов / [Линго Татьяна Ивановна]. - Ярославль : Акад. развития [и др.], 2001. - 190, [1] с. : ил.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003

Хисамова А.Х., «Ребусы к словам с непроверяемыми и трудными написаниями» : Пособие для нач. шк. : 1-3-й [кл.] / Хисамова А. Х. - Казань : Б. и., 1995. - 52 с. : ил.; 20 см.

Интернет-источники

Польза ребусов для развития интеллекта ребенка https://adalin.mospsy.ru/l_03_09/polza-rjebusov-dlja-razvitija-intjelljekta-rjebjenka.shtml

Правила решения ребусов https://rebuskids.ru/rules-rebus

Ребус —Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81

Словарные слова. Ребусы

https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_dlja_vneklassnoj_raboty_v_nachalnoj_shkole_slovarnye_slova_rebusy/457-1-0-48694

Приложения

Приложение 1

Анкета ученика(цы) ___ «__» класса

Мальчик/девочка

Знаете, что такое ребусы?

Да (+)

Нет (-)

Умеете ли вы решать ребусы?

Да (+)

Нет (-)

Хочешь ли ты научиться решать ребусы?

Да (+)

Нет (-)

Не знаю (?)

Могут ли помочь ли ребусы в изучении предметов?

Да (+)

Нет (-)

Не знаю (?)

Для чего нужно уметь решать ребусы?

А. Для развития мышления

Б. Для того, чтобы быть умным

В. Для развития внимания

Г. Чтобы получать хорошие оценки

Д. Чтобы весело провести время

Разгадай несколько ребусов

а

б

в

г

Приложение 2

АНАЛИЗ АНКЕТ

Нами были протестированы 4 класса начальной школы: 1А, 2А, 3А, 4А. Всего было протестировано 113 учеников.

Из них

На вопрос «Знаете, что такое ребусы?» мы получили следующие ответы:

На вопрос «Умеете ли вы решать ребусы?» ученики ответили:

На следующий вопрос «Хочешь ли ты научиться решать ребусы?» ответы были такими:

Вопрос «Могут ли помочь ли ребусы в изучении предметов?» у учеников вызвал затруднение. Многие ответили, что они не знают.

6 вопрос мы задали только ученикам 2,3 и 4 классов. И получили очень интересные и разные ответы. На диаграмме хорошо видно, как на один и тот же вопрос ответили ученики разных классов.

Для чего нужно уметь решать ребусы?

А. Для развития мышления

Б. Для того, чтобы быть умным

В. Для развития внимания

Г. Чтобы получать хорошие оценки

Д. Чтобы весело провести время

Чтобы убедиться, знают ли ученики как разгадывать ребусы, мы предложили решить несколько простых ребусов. И вот что у нас получилось:

Просмотров работы: 621