Фигурное стихотворение как средство выражения воображения автора

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фигурное стихотворение как средство выражения воображения автора

Казакова Е.А. 1
1МБОУ СОШ №15
Федченко О.Н. 1
1МБОУ СОШ №15
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире процессы цифровизации и визуализации охватывают все сферы человеческой деятельности. В современных условиях художественные образы лучше воспринимаются через наглядное изображение.

Объект исследования: фигурные стихи

Предмет исследования: фигурные стихи как визуальная поэтическая форма – «стихи для глаза».

Гипотеза: фигурные стихи предназначены не только для визуального восприятия, но и для выражения воображения автора.

Цель: создать фигурные стихотворения, доказать их значимость в развитии творческих способностей, воображения.

Задачи:
1. изучить литературу по вопросу;

2. создать фигурные стихотворения.

Методы и приемы исследования:

Системный анализ

Описание

Творческий

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое фигурные стихи?

Фигурные стихи или графические стихи — разновидность поэтической типографики, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), образуя рисунок.

1.2. История возникновения визуальной поэзии.

История фигурных стихов (визуальная поэзия) насчитывает более двух тысячелетий.Изобретателем фигурной поэзии считается древнегреческий поэт Симмий Родосский. Он написал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев.

В стихотворении Симмия Родосского «Яйцо» строки следовало читать в следующей последовательности: первая сверху — первая снизу — вторая сверху — вторая снизу и т. д.

Это и история о происхождении мира (божества, правителя) из вселенского яйца, и греческие мифы о Зевсе, в образе Лебедя соединившегося с Ледой, после чего она родила яйцо, а из него появилась прекрасная Елена.

Рис. 1 Симмий Родосский «Яйцо»

Родоначальником русской визуальной поэзии исследователи называют СимеонаПолоцкого. Он написал множество стихотворений, в которых воспевал события из жизни царского семейства и придворных. Одно из них - «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» - в честь рождения царевича Фёдора (1661), изображенное в форме сердца.

Рис.2 Симеон Полоцкий

В жанревизуальной поэзии работали Г.Р. Державин и А.П. Сумароков.

В 1809 г. Г.Р. Державин написал фигурное стихотворение «Пирамида». Он уделял большое внимание художественному оформлению своих произведений, и, вероятно, так возник пример визуальной поэзии.

Рис. 3 Г.Р. Державин «Пирамида»

Хочется обратить внимание на рифму, она также ступенчата, как пирамида.
Конечно, так писать не так-то легко. Обычно это удавалось большим мастерам, в совершенстве владеющим словом. Да и каждый из этих поэтов был поэтом ищущим. Ищущим что-то новое и совершенно необычное, занимательное.

Во Франции в 1918 г. Гийом Аполлинер написал фигурное стихотворение «Заколотая горлинка и фонтан». Ему важнее всего было достичь синтеза искусств, давней мечты многих поэтов и музыкантов. Поэтический текст оказался все же важнее, поэтому Аполлинер пытался заставить визуальную форму работать на содержание.

Рис.4 Гийом Аполлинер

В начале ХХ века в русской визуальной поэзии происходит новый всплеск,представленный именами Белого А., Брюсова В.Я. , Каменского В.В., Бурлюка Д.Д.,Хлебникова В., Кирсанова С.И. и других.

В этот период возникло течение футуризм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов. В литературе футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.

Рис. 5 В. Каменский «Солнце»

В советское время видеомы публиковал Андрей Вознесенский. В 1985 г. Андрей Вознесенский написал цикл стихотворений, посвященных Сухаревой башне. О ней пишут в связи с важнейшими событиямиотечественной истории. Сухарева башня запечатлена в многочисленных работах художников, на страницах литературных произведений. Она навсегда связана с русской историей и культурой.

Рис. 6 А. Вознесенский «Сухарева башня»

1.3. Примеры фигурных стихов современных авторов

Сегодня в жанре визуальной поэзии известны работы Сигея Сергея, Никоновой Ры,Хвостенко Алексея, Федулова Александр, Литвак Светы, Кацюба Елены, КедроваКонстантина, Мишина Валерия, Кирсанова Андрея.

Рис.7 Визуальная поэзия: Каталог выставки (концепция Ры Никоновой и Сергея Сигея)

Рис.8 Т. Манкова «Ариадна»

Рис.9 Елена Кацюба «Бабочка из сна»

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Создание фигурных стихов собственного сочинения

Когда я увидела фигурное стихотворение в интернете, я  заинтересовалась такой необычной формой создания стихотворений. Мне стало интересно, как совместить содержание и форму и сложно ли это сделать. Сначала я попробовала поместить в форму стихотворение А.А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Сделать это оказалось несложно. Я взяла шаблон ели и просто подставила туда содержание. Вот что получилось:

Ель

рукавом

мне тропинку

завесила. Ветер. В лесу

одному Шумно, и жутко, и

грустно, и

весело, — Я ничего

не пойму. Ветер. Кругом всё

гудет и колышется, Листья кружатся

у ног, Чу, там вдали неожиданно

слышится Тонко взывающий

рог. Сладостен зов мне глашатая

медного! Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного Нежно

приветствуешь ты.

Потом решила попробовать сочинить собственное фигурное стихотворение. Создавая стихотворения «Туча», «Осенний лист», «Звездочка», я записала сначала текст, а затем расположила его в виде фигуры. Во многих источниках я читала, что важна только лишь форма, а не содержание. Но я не совсем согласна с этим. Мне кажется, что вместе они сочетаются гораздо лучше. Мне понравилось составлять такие стихотворения и подбирать для них форму, хоть сделать это было непросто.

Осен-

ний лист,

он пестрый,

яркий. Предвестник

радостной поры. Хоть для

кого-то не прекрасной, А серой,

тягостной хандры. Тот листик упадет

на землю И как бы скажет: «Лета нет!». И не ушла еще

в забвение пора прелестных ясных дней. Но тут

печалиться не стоит, Ведь осень снова входит к

нам. Она нас счастья удостоит, Добавит теплоты

сердцам. Подарит кучу листьев ярких, Заполнит

дом уютом наш. Укроет пледом осень мягким,

И кофе угостит подчас. Тот лист предвестник

не холодной, Не серой, злой, не ледяной

Прекрасной осени свободной

Он вестник

славный,

озорной.

Заключение

Фигурный стих – визуальная поэтическая форма; жанр, в образцах которого тема или словесный образ продублированы графическим образом. Он изначально осознавался как жанр "книжной" поэзии, поскольку мог быть правильно воспринят только визуально. Изучив историю происхождения фигурного стиха, принципы его написания, познакомившись с примерами фигурных стихотворений, я написала несколько таких стихотворений сама и могу сделать вывод, что писать фигурные  стихи сложно, но интересно. Такой жанр стихотворения развивает творческие способности, воображение. Кроме того в фигурных стихах я не увидела преобладания формы над содержанием,  они взаимосвязаны, часто форма стихотворения заставляет найти нужные  средства выразительности. Проведя работу по написанию  фигурных стихов, я могу предложить такой вид творческой деятельности учащимся других классов, а также  учителям для использования на уроках русского языка и литературы. Гипотеза о том, что фигурные стихи предназначены не только для визуального восприятия, но и для выражения воображения автора подтвердилась. Цель достигнута.

Список литературы

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х —1925-го годов в комментариях. — М.: Высш. шк., 1993.

Жовтис А.Л. Стихи, которые читаешь… // Литературная учеба, 1982, № 4. С.116 – 121.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

Штейнер Е. Картины из письменных знаков (из заметок о визуальной поэзии) // Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994.

Просмотров работы: 89