Жаргонизмы и слова-паразиты в речи современных школьников

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жаргонизмы и слова-паразиты в речи современных школьников

Зиновьева А.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа имени М.Ю. Козлова"
Степанская Н.И. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа имени М.Ю. Козлова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений этих слов. Для правильного осмысления высказывания необходимо не только знание значений всех слов, но и знание речевой ситуации. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, жаргонизмов, а также лишних, сорных слов. Наиболее часто встречаются в речи, особенно подростков и молодежи, жаргонные слова и слова-паразиты. Именно они и стали объектом внимания моей научно-исследовательской работы.

Актуальность моей работы заключается в том, что многие школьники считают жаргонизмы и слова - паразиты необходимыми словами своей речевой культуры, не понимая, что они засоряют и огрубляют наш язык. Неужели без них действительно нельзя обойтись? Почему эти слова так вошли в нашу жизнь? Почему молодежь предпочитает говорить неправильно? Можно ли вылечить от жаргонных слов и слов-паразитов наш язык?

Гипотеза. Основная причина употребления стилистически сниженной лексики - привлечение внимания к себе и речевая скудость. Но повысить свою речевую культуру может каждый.

Цель моей работы: изучение проблемы засоренности речи учащихся 5- 9 классов жаргонной лексикой и словами-паразитами и поиски путей решения данной проблемы.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал о жаргонизмах и словах-паразитах.

2. Проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими в речи жаргонных слов и слов-паразитов.

3. Провести собственный эксперимент по улучшению качества речи своих одноклассников.

4. Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики и слов-паразитов.

Объект исследования: школьная языковая среда, разговорная речь школьников

Предмет исследования - использование жаргонных слов и слов-паразитов современными школьниками в повседневной жизни.

База исследования: МБОУ ООШ 20.

Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы);

- анкетирование;

-анализ;

-лингвистический эксперимент.

1. Теоретическое содержание исследования.

1.1 Жаргон как особая разновидность лексики.

Судьба русского языка - тема, которая не может остаться без внимания. Очевидно, что язык существенно меняется в связи с преобразованиями и изменениями в жизни общества. Это в первую очередь находит отражение в лексике. Особую группу слов в русском языке составляют жаргонизмы.

Слово жаргон (фр. jargon) возникло во французском языке в XII веке и первоначально означало «чириканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный, искажённый, неправильный язык». Жаргон - особая форма языка, нелитературная речь со специфической лексикой и фразеологией. Это слова, которые используются определенными группами людей и имеют не для всех понятный смысл. Жаргон основан на «игре со словом». Он резкий, громкий, дерзкий. Жаргон – сленг – арго - это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений.

Жаргон развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных профессиональных групп. Жаргон представляет собой специализированную разновидность языка, используемую отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста. В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи (молодёжный сленг). Речь современной молодёжиприводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек.

Жаргонная лексика уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средства общения. Выделяются следующие основные виды жаргонизмов: школьный, профессиональный, сетевой, армейский, геймерский, уголовный.

В данной работе объектом нашего исследования стал школьный жаргон, с помощью которого общаются современные дети.

1.2 Слова-паразиты

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга. Очень часто данные слова используются как слова – связки.

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода.

Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. По «словам-паразитам» можно судить о характере человека. Так, психологи считают, что человек-тугодум часто говорит бессмысленные словечки: «это…, ну…,…э...». Слово «ну» говорят в минуты волнения, а употребление слова «на самом деле» присуще самоуверенным занудам. Слово «короче» - прямой показатель спешки, нервозности, агрессии. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! «Как бы»  характеризует порой человека неопределенного в своих умозаключениях. «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, готовых из-за ерунды готов затеять словесную перепалку. «Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость. «Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.

Слова-паразиты - это пустые слова, которые сильно искажают нашу речь. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное произношение и восприятие устной речи, делает наш язык малопонятным и невыразительным.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.

К сожалению, ненормированная лексика встречается у современных школьников и является на сегодняшний день устойчивым развивающимся явлением. И поэтому я решила выяснить, как учащиеся моей школы относятся к жаргонизмам и словам-паразитам, какие слова и обороты чаще употребляют и с какой целью они это делают. Я составила вопросы и провела анкетирование.

В анкетировании - опросе приняло участие 95 обучающихся МБОУ ООШ № 20 п. Никель. Это ребята 5,6,7,8,9 классов (Вопросы к анкете № 1 в Приложении № 1).

На вопрос: «Употребляете ли вы жаргонные слова в своей речи?», ответ « да» дали 79 человек, «нет»-16. На вопрос: «Употребляете ли вы слова - паразиты в своей речи?», «да» сказали 86 человек, « нет» - 9. На вопрос: «Почему вы используете стилистически сниженную лексику в свое речи?» были даны варианты ответов, среди которых ребята выбрали:

«так говорят все, и я буду» – 38 человек

«так легче общаться» – 8 человек

«мне всё равно, как я говорю» – 32 человека

«сейчас так модно» - 7 человек

«помогают преодолеть недостаток слов» - 10 человек

Следующий вопрос был такой: «Считаете ли вы,что употребление подобной лексики – вредная, дурная привычка?» Да» ответили 60 человек, «нет»-35 человек. На пятый вопрос: «А нужно ли избавляться от ненормированной лексики?», мнения разделились: «да» сказали 55человек, « нет»- 40. Задавая шестой вопрос: «Как же вылечить наш язык от жаргонизмов и слов-паразитов?», мне было интересно услышать мнения ребят. Среди ответов были следующие:

- Надо больше читать книг

- Общаться с умными людьми

- Не знаю

Таким образом, опрос обучающихся показал, что они активно используют в своей речи и жаргонную лексику, и слова - паразиты, особенно в общении друг с другом. Они считают эти слова и выражения необходимыми в своей речи, и многие даже не задумываются о том, чтобы от них избавиться.

2.2 Словарь самых распространенных жаргонизмов и слов - паразитов.

На основании полученных анкет я составила словарь самых распространенных жаргонизмов и слов - паразитов, употребляемых ребятами из моей школы (словарь жаргонизмов и слов-паразитов в Приложении № 2). Слов и выражений ограниченной лексики оказалось очень много, но для проекта я выбрала самые нейтральные и безобидные.

2.3.Собственный эксперимент.

Проведя опрос, выяснив причины употребления жаргонов и слов-паразитов, мне захотелось провести свой собственный эксперимент. Попытаться ответить на вопрос: « А можно ли вылечить от жаргонизмов и слов-паразитов наш язык?» Поучаствовать в моем эксперименте и поддержать меня в стремлении улучшить качество их речи согласилась группа ребят (10 человек) из моего родного 8а класса. Им были даны рекомендации и задания, которые они должны были выполнять в течение в десяти дней.

1. Каждый день они должны были прочитывать вслух какое-то небольшое произведение или отрывок из него. Предпочтение отдавалось художественным произведениям классической литературы (Примерный список произведений я составила, смотреть Приложение № 3).

2. Каждый день ребята должны были сочинять небольшой рассказ на определенную тему и записывать себя на диктофон, а потом слушать себя, отмечая ошибки в речи ( Список тем смотреть в Приложении № 4)

3. С целью контроля за своей речью вести дневник наблюдений, записывая туда свои достижения, ошибки, какие-то понравившиеся фразы из прочитанных произведений.

4. За случайно произнесенное непотребное слово « наказывать « себя приседаниями по 10 раз.

5. Использовать прием «Задержка дыхания»: делать глубокий вдох, когда возникает желание вставить в свою речь слово из ненормированной лексики.

6. В течение установленного времени пропевать одну известную песню (Список песен в Приложении № 5).

Результаты эксперимента

По истечении 10 дней я собрала ребят и провела повторное исследование. Результат эксперимента меня порадовал. Своим одноклассникам я предложила новую анкету (Анкета № 2 в Приложении № 6)

На вопрос: «Употребляли вы раньше жаргонную лексику и слова-паразиты?» из десяти, принявших участие в эксперименте,8 человек сказали « да», двое-воздержались.

На вопрос: « Понравилось ли вам участвовать в эксперименте по улучшению качества устной речи?», все ответили положительно.

« Изменилось ли ваше отношение к словам ограниченного употребления?» Это был следующий вопрос. На него 9 человек ответили: « Да». И только одни сказал: «Нет».

«Пошло ли вам на пользу участие в данном эксперименте? На этот вопрос все ответили, что «да».

Среди ответов на последний вопрос были очень высказывания ребят:

- Мне понравилось и читать, и петь каждый день. Думаю, именно это позволило мне увидеть и почувствовать красоту и богатство русского языка.

- После чтения лучших произведений художественной литературы мне стало стыдно употреблять в своей речи совершенно пустые, ненужные слова.

- Я один из тех, кто не изменил особого отношения к жаргонизмам и словам - паразитам, так как считаю: они часть речевой поведения современного человека, и тем не менее, после каждодневного контроля за собой я решил стремиться быть культурным человеком.

- В первые дни приходилось приседать по несколько раз в день, но это пошло мне на пользу. Я укрепил свое здоровье и научился следить за собой.

Таким образом, проведенная мною работа показала, что стать культурным человеком можно, побеждая в себе лень и применяя силу воли, было бы желание, а также вполне вероятно и избавиться от жаргонизмов и от слов - паразитов. Все ребята после практической деятельности, однозначно, задумались о качестве своей речи. А самое главное: у многих появилось желание продолжать начатое дело, работать над своей речью, добиваясь её чистоты и правильности.

Заключение

Современный язык школьника весьма разнороден. Непринужденный молодёжный сленг стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Чаще всего он резкий, громкий, дерзкий. Язык отражает внутренние устремления подростков ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни. Их привлекает в жаргонной лексике необычность звучания, эмоциональная окраска. Причинами употребления ненормированной лексики являются:

- желание выражаться модно, оригинально, современно;

- стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все;

- возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя;

- невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка;

- эмоциональная разгрузка, ликвидация агрессии;

- желание казаться более взрослым.

В результате кропотливого труда по исследованию современной речи школьников моя гипотеза подтвердилась. В процессе неформального общения учащиеся школы активно используют жаргонную лексику, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением и снижает речевую культуру подростков.

Основная причина употребления стилистически сниженной лексики - привлечение внимания к себе и речевая скудость.

Школьники употребляют ненормированную лексику, чтобы выделиться, привлечь внимание к себе, быть, как все. Бравируют языком, упрощают слова, используют для ненужной связки слов - сорняки. Поступая так, школьники приобретают дурную, вредную привычку, от которой избавиться о том можно только усилиями разума и воли.

Поэтому проблема повышения культуры речи является основной. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы учащиеся моей школы больше обращали внимание на свою речь, следили за ней и помнили слова В. А. Сухомлинского: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни». В речи человека отражается и его ум, и его культура, и его отношение к людям. А, говоря жаргоны и слова-паразиты, мы демонстрируем свое невежество, грубость, слабость характера и неуважение к людям.

Использование жаргонизмов и слов-паразитов делают нашу речь непонятной и небрежной. Они, действительно, засоряют и огрубляют нашу речь. Очень многими слова из данной лексики можно оскорбить человека, задеть за живые чувства. Эти слова и выражения мешают людям понимать друг друга, а зачастую и сильно раздражают. И без них вполне можно обойтись.

А Н. Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Я согласна с писателем. Нельзя пренебрежительно относиться родному русскому языку. Наш язык и красивый, и богатый, и звучный. На нем написаны лучшие произведения великих наших писателей-классиков. Поэтому наша задача - сохранить чистоту языка и передать её потомкам.

Чтобы современные школьники знали, как можно исцелить свой язык от жаргонной лексики и слов-паразитов, я разработала для них памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от жаргонизмов и слов–паразитов» (Приложение № 7).

И закончить свой исследовательский проект я хочу словами И. С. Тургенева: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».

Список литературных источников.

1. Головин Б.Н. Как говорить правильно -М.: Просвещение, 1988.-  106с.

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев/ М.И.Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

3.Левонтина И.Б. «О словах-паразитах»/ И.Б.Левонтина. - Журнал «РЯШ» №15, 2004.-68с.

4. Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.- Москва,1996

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М:Издательство «Азъ», 2008.

6.О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.

7.В.В.Соколова.Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.

Приложения

1. Анкета № 1

Опрос-анкетирование для исследования современной речи школьников

1)Употребляете ли вы жаргонные слова в своей речи? Приведите примеры.

(Жаргон - нелитературная разговорная речь, это упрощенные слова нередко с грубой, иронической окраской, например, училка- учитель, телек-телевизор, зубрила- умный человек, скатать-списать, комп-компьютер и т. п.)

2)Употребляете ли вы слова - паразиты в своей речи? Приведите примеры .

(Слова-паразиты – это слова - сорняки в нашей речи. Ничего не обозначают, не несут смысловой нагрузки, являются лишними и засоряют речь, например, как бы, в натуре, короче, в принципе ,типа того, значит, блин и др.

3)Почему вы используете стилистически сниженную лексику в свое речи? Варианты ответов:

-так говорят все, и я буду

-так легче общаться

-мне всё равно, как я говорю

-сейчас так модно

-помогают преодолеть недостаток слов

-свой вариант ответа

4)Считаете ли вы, что употребление подобной лексики – вредная привычка?

5)А нужно ли избавляться от ненормированной лексики? Почему?

6)Как же вылечить наш язык от жаргонизмов и слов-паразитов? Ваши предложения, советы.

2.Словарь наиболее распространенных жаргонизмов в речи современных школьников

ВАУ – возглас восторга, удивления

ВСЁ НОРМ – всё нормально

ВРУБИТЬСЯ - понять

ДВОЯК – двойка.

ДИСКАЧ – дискотека

ДОМАШКА - домашняя работа

ЗУБРИЛА – заученный человек

КАМЧАТКА – последние парты

КЛАВА – компьютерная клавиатура

КЛЁВЫЙ – интересный, веселый

КЛАСУЧКА - классный руководитель

КРУТО - очень хорошо, замечательно

КОМП – компьютер

ЛОШАРИК — тот человек, который в чем-то терпит неудачи

ЛЫЖИ – ноги.

МАТЕМАТИЧКА – учитель математики

МАТЕША - математика

МОБИЛА – мобильный телефон

МЫША – компьютерная мышь

НАЕЗЖАТЬ - идти с кем-либо на конфликт, искать ссоры

НЕ ФОНТАН - нехорошо, некрасиво

ОБЛОМ - неудача, невезение

ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу

ПОГНАЛИ - начали

ПРИКОЛ – что-либо интересное, смешное; шутка, анекдот

ПЯТАК – пятерка

ПО ЧЕСНОКУ - честно о чем-то рассказать

РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор

РЕП – репетитор.

РОДАКИ – родители

СБАЦАТЬ - сделать что-либо.

СКАТАТЬ – списать

СМЕНКА - сменная обувь

СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное

СТОПУДОВО – точно

СТОЛОВКА - столовая

СТОПУДОВО - точно, гарантировано

СТРЕЛКА - встреча

СТУКАЧ – доносчик

ТАЧКА - машина, автомобиль

ТАЩИТЬСЯ - восхищаться, восторгаться

ТЕЛЕК- телевизор

ТОРМОЗ - бестолковый

ТРОЙБАН – тройка

Словарь наиболее распространенных в речи слов-паразитов

В ОБЩЕМ

В ПРИНЦИПЕ

ВОТ

В НАТУРЕ

ДА ЛАДНО

ДОПУСТИМ

ЗНАЧИТ

КОРОЧЕ

КАК ЕГО

КАК БЫ

КАК-ТО ТАК

КСТАТИ

НА САМОМ ДЕЛЕ

НУ

НУ ЭТО

НЕ ВОПРОС

ПОНИМАЕШЬ

ПРЯМО

ПРОСТО

ПРИКИНЬ

ПРИОЛ

СЛУШАЙ

СТАЛО БЫТЬ

СОБСТВЕННО ГОВОРЯ

ТАК СКАЗАТЬ

ТО ЕСТЬ

ТАК ВОТ

ТИПА ТОГО

ФАКТИЧЕСКИ

ЭТО САМ

3. Художественные произведения для чтения

1. А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка

2. М. Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы « Мцыри» ( бой с барсом)

3. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (описание степи)

4. И. С. Тургенев. Бежин луг

5. Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке.

6. Л. Н. Толстой. Рассказы (Лебедь, Орел, Люцерн, Мудрый старик)

7. А. П. Чехов Студент

8. А. И. Куприн. Чудесный доктор.

9. А. П. Платонов. Июльская гроза

10. К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками

4. Список тем для устных сочинений

1.Мало ли что можно делать в лесу?

2.Интересная встреча.

3.Осенним вечером.

4.Удачная прогулка.

5.Незабываемое путешествие.

6.Как мы украшали ёлку?

7.На уроке.

8.Однажды…

9.Встреча друзей 1 сентября.

10.Как мы с другом варили суп?

5. Песни

1. Гимн России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова)

2. Катюша (музыка Блантера, слова М. Исаковского)

3. Пусть всегда будет солнце (музыка  А. Островского, слова Льва Ошанина

4. Дружба крепкая не сломается…(музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского)

5. Капитан (музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача)

6. В землянке музыка (К. Листова, слова А. Суркова) 

7. Кабы не было зимы (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина)

8. Идет солдат по городу (музыка В. Шаинского, слова М. Танича)

9. Когда мои друзья со мной (музыка В. Шаинского, слова М. Танича)

10.Край родной (музыка Д. Кабалевского, слова М. Пришелец)

6.Анкета № 2

1.Употребляли вы раньше жаргонную лексику и слова-паразиты?

2.Понравилось ли вам участвовать в эксперименте по улучшению качества устной речи?

3.Изменилось ли ваше отношение к словам ограниченного употребления?

4.Пошло ли вам на пользу участие в данном эксперименте?

7. Памятка ««Рекомендации школьникам. Способы избавления от жаргонизмов и слов-паразитов»

1. Нужно обогащать свой лексикон: читать больше художественной литературы, слушать публицистические передачи.

2. Больше общаться с теми, чей уровень культуры выше, речь интереснее, а мысли содержательнее.

3. Составить список красивых нормативных речевых выражений и использовать их в своей речи.

4. Ввести для себя систему штрафов за использование жаргонизмов и слов-паразитов.

5. Внимательно следить за своей речью и контролировать постоянно себя, анализировать поток своих слов.

6. Научиться делать паузы в речи, говорить неторопливо.

7. Если так и просится сказать «в общем», «это самое», «ну», то проговаривайте эти слова мысленно, а вслух—все остальные.

8. Лучше сократить объем информации, говорить простыми предложениями и медленно, тогда слова-паразиты для связки будут не нужны.

9. Практикуйте выступления перед аудиторией, так вы станете увереннее в себе.

Просмотров работы: 3937