Пути формирования социолекта обучающихся лицея (по материалам социальных сетей “В Контакте”, “Tik Tok”).

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пути формирования социолекта обучающихся лицея (по материалам социальных сетей “В Контакте”, “Tik Tok”).

Рахманова М.А. 1
1МБОУ "Лицей"
Селиванова Е.Ф. 1
1МБОУ "Лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

Одной из проблем современного общения является богатство речи.

Показателем богатства речи является степень разнообразия использованных языковых средств. Уровень языковой развитости личности говорящего, его лексикона и грамматикона, а также интеллектуальной и эмоциональной сферы свидетельствует о богатстве или бедности речи человека. А это напрямую связано с его успешной социализацией.

Какие факторы современной действительности влияют на качество речи? Безусловно, на первый план сейчас выходят Интернет-коммуникации. Их можно назвать своеобразным виртуальным клубом для общения по интересам. Общество уже однозначно признало, что обойтись без таких средств общения невозможно: социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Итоги многочисленных исследований говорят о том, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. И хотя в нашей стране этот показатель пока меньше мирового, он стремительно растёт.

Социальные сети помогают выстраивать коммуникации между различными людьми разных возрастов, профессий и специальностей и т.д., помогают в поиске старых друзей и обретении новых, помогают поддерживать с ними связь, что, безусловно, является важным средством при решении различных проблем.

И сегодня правильнее говорить не о том, чтобы ограничить общение в них, а о том, чтобы это средство коммуникации служило людям. Приносило пользу, а не вред.

Сегодня самыми популярными среди подростков 11-14 лет являются широко известная сеть «ВКонтакте» и набирающая популярность «TikTok». Так по результатам исследований агентства «РИА Новости», в России 78% обучающихся в возрасте от девяти до двадцати одного года (школьники и студенты) имеют личный профиль в социальной сети «В Контакте».

Эти каналы общения влияют на формирование социолекта обучающихся. При этом существенным фактором, влияющим на его формирование, на наш взгляд, является и принадлежность обучающегося к определенному образовательному учреждению.

Гипотеза: особенностью социолекта подростков, обучающихся лицея, является наличие большого количества жаргонизмов, связанных с развитием компьютерных технологий. Жаргоны составляют не менее 50% процентов лексики, характеризующей социолект обучающихся лицея.

Цель: описать состав и пути формирования социолекта подростков 11-14 лет, обучающихся лицея.

Задачи:

1. Определить содержание понятия «социолект», историю его изучения.

2. Отобрать из текстов сообщений и устных выступлений в сетях социолектные лексические единицы, провести их классификацию по тематике и наличию экспрессивной оценки.

3. Изучить социолектные лексические единицы используемые подростками 11-14 лет, провести классификацию.

4. Провести анализ путей создания социолекта.

Объект исследования: социальные сети «В Контакте», «TikTok».

Предмет исследования: языковые единицы, лежащие в основе появления социолекта.

Методы исследования: анализ (изучение социолектных единиц на уровне лексики); синтез (составление общей картины социолекта подростков); обобщение (определение используемых подростками единиц социолекта); метод статистического анализа (определение количественного состава лексические единиц в различных формах: жаргоны, литературный язык, сленг, просторечия).

Научная новизна данного исследования заключается в том, что характеристика данного явления рассмотрена на материале популярной сети «В Контакте» и мало изученной (в связи с непродолжительным периодом, прошедшим со времени ее появления) «TikTok», а объектом исследования выступают обучающиеся лицея г.Нижневартовска.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. История изучения понятия «социолект»

Термин «социолект» образован из двух частей — части «социо»-, указывающей на отношение к обществу, и второго компонента слова "диалект"; что по существу, представляет собой словосочетание "социальный диалект", объединенное в одно слово.

Этот термин возник в лингвистике сравнительно недавно — во второй половине XX в.

Но сам по себе анализ живой речи в социальном аспекте начался в русском языкознании еще в 20-30-х годах XX века. Циклом работ, обративших внимание на изучение речи, русские ученые основали новое лингвистическое направление, получившее наименование социальная диалектология. Тогда и вводится в научный оборот термин «социальный диалект».

Например, в статье 1927 года «Язык как социальное явление» М.Н. Петерсон, обращаясь к вопросу социально-диалектного дробления языка, считает возникновение и существование социальных диалектов («специальных языков», по его терминологии) естественным явлением, как и существование территориальных диалектов, «различие заключается только в том, что они существуют не один около другого, как диалекты, а один над другим».

Во второй же половине XX века социолект наполняется новым содержанием: «социолект - совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе — профессиональной, сословной, возрастной и т. п. — в пределах той или иной подсистемы национального языка». Такое определение находим в учебной литературе «Социолингистика» (авторы Беликов В.И., Крысин Л.П.). В работе Ерофеевой Т.И. «Социолект как инструмент описания языковой системы» данным термином обозначается коллективный или групповой язык, в который включаются понятие социального типа и системы речевых средств определенной группы. В «Словаре социолингвистических терминов» под ред. В. Ю. Михальченко отмечается, что термин социолект «употребляется как общее наименование для разнообразных языковых образований, основанных на социальном обособлении людей». Некоторые авторы социолектами называют «групповые жаргоны». В. Д. Бондалетов к социальным диалектам относит групповые жаргоны, отмечая, что это может быть как форма существования языка, так и одна из разновидностей социальной дифференциации языка.

Применительно к интернет-коммуникации термин социолект используется по отношению к самым различным группам пользователей. Этим может быть и профессиональный жаргон компьютерщиков, и язык неформального интернет-собщества. Объединяет представленные подходы то, что основной предпосылкой для формирования социолекта служит относительная замкнутость, которая является характерной чертой форума — исконного сетевого жанра.

Сегодня изучение социолекта является одной из перспективных тем исследований. Исследователи отмечают, что форумный социолект является динамичной развивающейся системой. В процессе общения на форумах постоянно создаются и закрепляются новые языковые и речевые средства. При этом, общаясь в разных социальных сетях, участники расширяют сферу употребления слов. В связи с этим возникает необходимость описания данных языковых средств.

Рассмотрение языка не только с точки зрения системы, но и как реального факта социальной жизни ведет к тому, что особое внимание сегодня уделяется как индивидуальной речи, так и говорению группы, например, семьи, сословия, класса, профессии и т.п. Речь носителя социального диалекта рассматривается как результат социальных взаимоотношений.

2.1.2. Пути формирования социолекта. Проблема разграничения термина «социолект» и смежных понятий

Социолектом называют совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе — профессиональной, сословной, возрастной и т.п. — в пределах той или иной подсистемы национального языка. Примерами социолектов могут служить особенности речи солдат (солдатский жаргон), школьников (школьный жаргон), уголовный жаргон, арго хиппи, студенческий сленг, профессиональный "язык" тех, кто работает на компьютерах, разнообразные торговые арго.

Социолекты не представляют собой целостных систем коммуникации. Это именно особенности речи — в виде слов, словосочетаний, синтаксических конструкций. Основа же социолектов — словарная и грамматическая — обычно мало чем отличается от характерной для данного национального языка.

Термин «социолект» в целом служит для обозначения определённой лексической системы, которую использует некая часть социума.

Социолект формируется на базе общенародного языка путем включения в него специфической (социально ограниченной) лексики, актуальной для данной социальной группы, использования специфической сочетаемости единиц, интонации и др.

В различных немногочисленных исследованиях по данному вопросу, отмечается, что особенностью социолектов, появление которых являются результатом общения на различных форумах в социальных сетях, становится использование

1) общих просторечий: (горбатиться, замес, турнуть);

2) интернет-сленга, основанного на

а) общей экспрессивно-нейтральной лексике, связанной с явлениями сети (админ, коммент, личка, ник, спамер, троллинг);.

б) игре слов разной степени распространенности (апофигеоз, ачотакова);

в) мемах (ванговать, кактус);

г) терминах из разных сфер (айдол, додзи, сабы, фансервис);

д) сленге геймеров (агриться, буст, прокачаться, скилл);

е) сленге сетевых писателей и художников (обмазка, перловка, фидбэк, цифра);

ж) общем разноплановом экспрессивном интернет-сленге (хейт, баттхерт, душный, ЧСВ, политота, прон, ППКС).

Обращаясь к значению представленных терминов, следует отметить, что просторечие рассматривается как разновидность русского национального языка, носителем которой является необразованное и полуобразованное городское население. Это наиболее своеобразная подсистема русского языка, не имеющая прямых аналогов в других национальных языках и в полной мере характерная интернет-общению.

Многие пользователи социальных сетей замечают, как стремительно в интернет-среде появляется большое количество новых слов - неологизмов, заимствованных из английского языка. Поэтому из-за преувеличенного пользования соцсетями школьники формируют социолекты именно оттуда.

Определение слова «мем» достаточно широкое, так как оно охватывает большое количество социальных явлений. «Мем» — это единица культурной информации, которая может быть представлена в таких формах, как теории, пословицы, мелодии, шутки, жесты и другие формы, запавшие в память людей и передающиеся от одного человека к другому (как в устной форме, так и в письменной/визуальной).1

Мем определяется как использующийся в коммуникации знак, имеющий устойчивую форму. Как правило, за мемом закреплена эмоциональная функция. Которая являются наиболее важной для подростков.

Обращаясь к характеристике «социолекта», важно отграничить его от смежных с ним понятий «диалект», «жаргон», «сленг» и «арго». Эти термины часто употребляются как синонимы. Однако целесообразно их разграничивать.

Диалект (от греч. διάλεκτος – разговор, говор, наречие), разновидность конкретного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью2.

Отличие социолекта от диалекта – это то, что социолект это языковые особенности подгрупп людей (по увлечениям, возрасту и т.п.), а диалект присущ для людей подгруппы которых определяются по географическому местоположению.

М.Н. Петерсон, отразивший в своей работе «Язык как социальное явление» особенности социальных диалектов («специальных языков»), подчёркивал их особенность, которая заключалась в их существовании не один около другого, как территориальных диалектов, а одного над другим3. Из этого следует, что территориальные и социальные диалекты разнородны по своей природе, и их необходимо рассматривать в разных плоскостях.

Арго в отличие от жаргона и социолекта, в той или иной степени тайный язык, создаваемый специально для того, чтобы сделать речь данной социальной группы непонятной для посторонних4.

Жаргон - (франц. jargon), специализированная разновидность национального языка, используемая отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон рус. дворянства в 19 в.), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). Ранее жаргон использовался преимущественно в устном общении, с появлением Интернета всё шире – в письменном, часто с нарушением орфографических норм общенационального языка. Жаргон отличается специфичной лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств5.

Сленг является неструктурным компонентом национального языка, представляющим собой нелитературный пласт специальных обозначений, используемых в обиходном (чаще всего полуофициальном и неофициальном) общении людей, занятых в одной и той же сфере трудовой деятельности или имеющих идентичную сферу интересов6.

Российские исследователи для обозначения данного феномена «социолекта» обычно используют все четыре термина - понятия: арго, жаргон, сленг и социальный диалект. На основании представленных определений наиболее однозначным представляется последний, обобщающий, термин.

2.2. Практическая часть

Формирование социолекта обучающихся лицея

В целях определения особенностей социолекта подростков, которые являются обучающимися лицея) было проанализировано 145 (120 письменных сообщений и 25 – устных) лексических единиц, использованных при общении в сети «В Контакте» и 38 (15 устных и 23 – письменных) – в сети «TikTok». Общее количество лексических единиц – 723. Количество участников общения на форумах в данных сетях – 48. Возрастная группа – 11-14 лет.

В ходе исследования были выявлены наиболее используемые языковые единицы и определены особенности социолекта обучающихся лицея.

Составление списка лексических единиц, выходящих за рамки литературного языка, было проведено на основе самых частых их фиксации в сообщениях. Они были внесены в таблицу, у каждого определено значение, соответствующе русскому литературному языку. Сформированы по источнику появления и наличию экспрессии.

Результаты представлены в таблице.

Классификация

Примеры

Количество

Общее просторечие

Ихни (их),

залазить (залезать),

хочут (хотят),

торкнуло (удивило).

18

Интернет-сленг

Общая экспрессивно-нейтральная лексика, связанная с явлениями Сети Интернет

Админ (администратор, тот кто имеет какую-либо власть) «В Контакте»

лойс (лайк, одобрение) «TikTok»

коммент (комментарий к чему-либо) «В Контакте»

троллинг (подшучивание) «TikTok»

личка (личные сообщения), «В Контакте»

лс (личные сообщения) «TikTok»

155

Мемы

Фейспалм (facepalm face «лицо» + palm «ладонь») «В Контакте»

ванговать (пророчить, предсказывать) «В Контакте»

38

Лексика из разных сфер - неологизмы

Олег (неуклюжий человек. Литература), «В Контакте»,

айдол (певцы, обычно азиатской внешности. Музыка), «В Контакте», «TikTok»

фансервис (сервис с бесплатными услугами Рисование на заказ), «В Контакте»

тучный (мрачный, из произведений А. Платонова. Литература),

экшен (стремительно быстро развивающиеся события) «В Контакте»

76

Сленг геймеров

Импостер (предатель, с англ. «Imposter»),

пруфы (доказательства с англ. «Proof»),

агриться(злиться с англ. «angry»),

скилл (навыки, с англ. «skill») «В Контакте», «TikTok»

82

Общий разноплановый экспрессивный интернет-сленг

Хейт (ненависть),

ЧСВ (человек с высокой самооценкой),

чиллить (прохлаждаться, с англ. «chill») «В Контакте», «TikTok»

118

Общая фэндомная (фандомная) лексика. Фандом – это термин, который используется для определения какого-то коллектива поклонников сериала, фильма, серии книг или комиксов, музыкальных групп, спорта или хобби.

Шип (представление чьих-либо отношений)

Канон (любовная пара, официально представленная в фэндоме),

бета (пробный, к примеру версия/персонаж) «В Контакте», «TikTok»

32

Преобразование иноязычных слов

Гоу (идти, с англ. «go» ),

изи (легко, с англ. «easy»),

сорян (извините, с англ. «sorry»),

фэйк (фальшивка, обман, с англ. «fake») «В Контакте», «TikTok»

204

Самыми распространёнными путями формировании социолекта обучающихся лицея в возрасте 11-14 лет являются:

преобразование иноязычных слов (в большинстве случаев из английского);

общая экспрессивно-нейтральная лексика, связанная с явлениями Сети Интернет;

неологизмы в социальных сетях;

использование лексики из разных сфер.

В меньшей степени используются:

интернет-сленг;

сленг геймеров;

фэндомная лексика;

общее просторечие.

При этом обращает на себя внимание использование языка литературных произведений для характеристики членов сообщества (как например, «тучный» из рассказа «Неизвестный цветок» А.Платонова).

Изучив 145 сообщений с точки зрения лексического состава, было определено количественное соотношение слов из литературного языка и группы слов, в состав которой входят просторечие, сленг, жаргоны (к их числу мы отнесли все группы остальные группы, представленные в таблице). Доля литературной лексики в сообщениях на форумах в социальных сетях «В Контакте», «TikTok» составляет всего 21% .

Следует отметить, что степень использования жаргонизмов в социолекте напрямую связано с тем, кто входит в состав данного Интернет-сообщества, являются ли участники общения «случайными» или это в большей степени постоянная группа участников. Разговорных элементов больше во втором случае. Постоянные участники стремятся сделать беседу более непринужденной, что сокращает дистанцию при общении.

В рамках исследования было попутно проведено исследование аналогичных групп среди обучающихся других общеобразовательных организаций. Несмотря на то, что не были детально изучены особенности их лексикона, используя метод наблюдения, мы получили предварительные результаты, которые свидетельствуют о том, что процентное соотношение в «пользу» использования «литературной лексики» членами других социальных групп еще ниже.

4.Заключение

В результате проведенного исследования наша гипотеза подтвердилась частично: особенностью социолекта подростков - обучающихся лицея – является, в первую очередь, преобразование иноязычных слов. Такой же путь формирования как появление жаргонизмов, связанных с развитием компьютерных технологий, расширения сети Интернет занимает второе место. Самый распространенный путь формирования социолекта (по количеству вошедших единиц) – лексика, связанная с развитием Сети Интернет (интернет-сленг). Но количество использования слов данной группы уступает количеству использования преобразованной иноязычной лексики. Это позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся лицея на высокой уровне владеют английским языком и используют его возможности в общении, наполняя ее экспрессией.

Процент использования литературного языка в общении данной социальной группы составляет лишь 41% слов.

Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении темы «Лексика». Но самым важным результатом работы является определение пути, по которому идет формирование социолекта у подростков 11-14 лет и признание существования особого «языка», который не должен вытеснять литературный язык, что приведет к обеднению нашей речи и приведет к угрозе исчезновения национального языка. Появление большого количества заимствований в русском языке должно быть оправданно, не следует без особой необходимости прибегать к иностранным заимствованиям.

4. Список литературы:

Беликов В. И., Крысин Л. П.Социолингвистика. —М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.–317 с.

Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. — М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

Лысенко С. А. Взаимодействие устной и письменной формы существования языка в интернет-коммуникации: дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2010. — 184 с.

Медведева Е. В. Социолекты глобальной сети Интернет в сопоставительном аспекте // Альманах современной науки и образования. — 2009. — Т. 3. — № 2. — С. 92–95.

Патрушева Л. С. Форум как речевой жанр интернетдискурса: дис. … канд. филол. наук. — Ижевск, 2015. —175 с.

Руденко М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии. – Научная статья в журнале. - Донбасский государственный педагогический университет. – 2016.

Русакова Е. Б. Русский компьютерный социолект: формирование и функционирование: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. — Калининград, 2007. — 23 с.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2001. — 413 с.

Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. — М.: 1989.ру, 2006. — 190 с.

Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В. Ю. Михальченко. — М.: РАН, Ин-т языкознания, 2006. — 312 с.

Интернет-ресурсы:

Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности: URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067.

Социальная сеть "ВКонтакте" [Электронный ресурс]. URL: vk.com

https://bigenc.ru/linguistics/text/4046120 - понятие диалекта.

Ерофеева Т.И. Из истории социолекта. (philology.ru): http://www.philology.ru/linguistics2/erofeeva-02.htm– из истории социолекта.

Большая российская энциклопедия - электронная версия (bigenc.ru): https://bigenc.ru/linguistics/text/1979735 – определение жаргона.

Социолингвистика (studme.org): https://studme.org/76148/sotsiologiya/sotsiolekt – определение арго.

Энциклопедия «Кругосвет»:

https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/PROSTORECHIE.html

Интернет-мемы в коммуникации молодежи (научная статья): https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-v-kommunikatsii-molodezhi

Что такое мемы простыми словами, в социальных сетях и телефоне: https://my--busines-ru.turbopages.org/my-busines.ru/s/useful/chto-takoe-memy-prostymi-slovami-v-socialnyh-setjah-i-telefone

1 Интернет-мемы в коммуникации молодежи: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-v-kommunikatsii-molodezhi

2 Большая российская энциклопедия - электронная версия

3 М.Н. Петерсон "Язык как социальное явление"

4Социолект, Арго. Жаргон. Сленг - Социолингвистика

5 Большая российская энциклопедия - электронная версия

6 РУДЕНКО М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии. – Научная статья в журнале. - Донбасский государственный педагогический университет. – 2016.

Просмотров работы: 131