Введение
Актуальность исследования состоит в том, что мир детства - это неотъемлемая часть развития, культуры и образа жизни как любого отдельно взятого человека, так и в целом всего человечества. Изучение детства в рамках истории детской литературы даёт очень ценную информацию, однако, чтобы верно осмыслить многообразие фактического материала, необходим не только синтез психологии, социологии и литературоведения, но и взгляд на мир, окружающий маленького персонажа, его же глазами. Андрея Платонова еще современники называли самым сострадательным представителем советской литературы. Его любовь к униженным и оскорбленным, слабым и беспомощным особенно ярко проявилась в отношении темы детства. Известно, что детство - одна из центральных, даже, излюбленных, тем творчества Платонова. Писатель считал детство не только начальным этапом жизни любого человека, но и более совершенной формой бытия человеческого. Он писал в 1920-ом году в своей статье «Знамёна грядущего» следующее: «…Почему мы такие плохие и ничтожные, а наши дети - такие радостные и вольные…», «Дети - спасители вселенной». Детство одна из наиболее важных характеристик творчества писателя, и не в качестве отдельных героев, а в целой системе персонажей. В плане философском, эстетическом и этическом эта тема одна из наиболее объемных. Тот факт, что творчество Платонова всегда являлось как бы реакцией на происходящие политические и культурные волнения в стране, и было, несомненно, создано на уникальном строительном историческом материале, делает его творчество более весомым и правдивым. Именно благодаря Платонову мы сегодня в состоянии взглянуть глазами очевидца на проблематику детства, беспризорничества, сиротства и нищеты. Эти проблемы остаются актуальны и по сей день, и вряд ли перестанут таковыми являться. Именно поэтому тема нашей работы актуальна и по сей день.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать своеобразие темы детства и образа ребенка в русской литературе XX века.
Задачи: - Обозначить место повести «Котлован» А. Платонова с учетом образа ребенка; - Разобрать мотив детства, который был представлен в художественном творчестве данного писателя.
Изучение и исследование концепции детства - отдельная многоуровневая задача, предполагающая анализ и выявление закономерностей ее художественного развития. Таким образом, мы можем проследить, какие эстетические, духовные мотивы и жизненные обстоятельства побудили автора XX века обратиться в своем творчестве именно к феномену детства и образу ребенка.
Андрей Платонович Платонов один из тех редких писателей, занимающих особое место в русской литературе XX столетия, которые сумели осознать и прочувствовать эпоху, всю ее трагичность, и изобразить в этом контексте нелегкую судьбу народа.
При написании научно-исследовательской работы использовалась база критических статей и биографических исследований таких авторов, как Л.Шубин, Л.Карасев, В.Вьюгин, А.Харитонов, и, конечно же, в первую очередь произведения писателя.
Тема детства, так волновавшая Андрея Платонова, особенно, в период Великой Отечественной войны, вылилась в его творчестве в уникальную по своей широте, точности изображения и тонкой психологической подоплеке систему персонажей. Невозможно понять Платонова без подробного анализа образа ребенка в его творчестве и соотношения этого образа с самим автором, ведь сам художественный стиль автора порой не позволяет с достоверностью определить его авторскую позицию.
Повесть Платонова «Котлован» выбрана нами не случайно. Андрей Платонов не входит в широкий круг писателей XX века. Мало кто из писателей выбрал для творчества детскую тему, мотивы детства, сиротства, и как раз мы хотели осветить эту проблему. За все время поиска материала мы узнали много нового из биографии Платонова, как биографические мотивы отражаются в повести, при этом писатель демонстрирует стык глубинных сердечных чаяний, его героев и новой, приятой на веру идеологии, замешанной на тотальном разделении и ненависти.
Научно-исследовательская работа состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Короткое детство Андрея Платоновича Платонова
Многодетная семья, одиннадцать детей, из которых Андрей Платонов был старшим. Мать его рожала почти каждый год, отец его, железнодорожный рабочий практически не бывал дома, приходя только ночевать. На старшего сына легла равноправная взрослому забота о пропитании и воспитании своих младших братьев и сестер; с четырнадцатилетнего возраста, он вынужден оставить учебу и пойти работать. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», - писал позже о своем детстве Платонов. Семейная ситуация с малых лет учила его правилам существования в коллективе, терпению, общественной морали, трудолюбию; воспитывала в нем сочувствие, сострадание, умение помочь другому, зачастую не обращая внимания на себя.
Отца Платонов большее время не видел дома, работая слесарем на железной дороге, он приходил только за бытовым: постелью и питанием. Поэтому маленький Платонов чувствует большую близость и родство с матерью. Мама - это начало, семья, родина, душа; отец же выступает как дух, сознание, труд и благополучие этой семьи. Через мать ребенок постигает мир чувств и переживаний, отец же несет в себе сознательное начало – труженик, добытчик, плотный и уверенный семейный тыл.
Семья матери и отца порождает душу, платоновского «одухотворенного» человека. Семья – первый перрон, с которого отправляется ребенок в жизненный самостоятельный путь.
Семья дает каждому ребенку начальные представления о мире, с высоты своего жизненного опыта, как страховочные тросы, предостерегают от падения в пустоту. Каждая семья вносит свой вклад в наследие страны; без семьи обществу невозможно получить полноценного человека. «Семья» - основная символическая константа писателя, потому что объединение народа с пастырем, идеологом должно по логике порождать большую семью - государство, которой на метафизическом уровне соответствует гармоническое объединение естественного и социального, реального и идеального», - утверждает исследователь Н.Г. Полтавцева. Но, к сожалению, есть дети оставшиеся в сиротстве, поэтому Платонов ставит перед собой цель преодоление сиротства, возвращение ребенка в семью.
Очевидно, что тяжелое детство писателя получило отражение в его повести «Котлован», взрослые дела, полученные в детстве, повлияли на формирование определенных мотивов в его творчестве. Одной из основных является тема детства и образы детей в «Котловане». Он развивает тему взаимоотношения ребенка и матери, ребенка и общества, в которых можно выделить мотив сиротства (Настя лишена и отца, и матери).
Мотив детства и образы детей в повести «Котлован»
В творчестве А. Платонова мотив детства был одним из ведущих. Л. Карасев полагает, что «принцип. «детского» в мире Платонова утверждался автором настойчиво и повсеместно - к нему может быть сведен любой из постоянных мотивов писателя». Именно в художественном расширении мотива детства наблюдается предельная метафоризация платоновского текста. Исследователи считают «Котлован» одним из «самых загадочных и самых трудных для интерпретации текстов писателя».
В «Котловане» нами были рассмотрены наиболее значимые фрагменты, раскрывающие мотив детства на сюжетном, образном и метафоричном уровнях.
Дети в повести Андрея Платонова «Котлован» выражены символом бессмертия, будущего нового мира, над которым так трудится пролетариат. Автор не раз подчеркивал в своих выражениях, что «дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира».
Представляется важным гендерное содержание концепта детства в повести: как в системе детских персонажей, так и в повествовательной стратегии автора. В системе детских персонажей доминируют женские. Для самого Платонова образ матери ближе, он священ, не сопоставимо выше образа отца-мужчины. Строители в повести Платонова роют котлован для будущего «общепролетарского дома». Образ дома имеет расширенное символическое значение: это и дом «для детей», и город будущего, и социализм как новая политическая форма в рамках не только одной страны, но и в мировом масштабе. Так, чрезвычайно важная у А. Платонова идея дома как метафора нового жизнеустройства . Мотивы сиротства, отсутствия семьи и дома существуют как ужасное данное в задаче «Котлована». «Бессемейная» Настя была принята в этот мир для его перестройства, в мсир идеальный, но такой несуществующий.
Метафора «трудность немощи ранней жизни» говорит не только о тяжелых условиях, в которых дети растут, но и о «тяжести» самого роста: физического, психического и духовного. Сравнивая данную метафору, можно отметить, что в ней сохраняется платоновская двусмысленность: это не только физическая болезненность, но и психологическая неустроенность, а также «болезненность» социальных обстоятельств. Платоновское «не все дети имели кожу в час своего происхождения» трансформируется в «некоторые девочки были невыношенными в момент своего рождения». Невыношенность государственной системы, отторжение плода революции самой маткой, вот та стремительная действительность, коротая порождает быстрое изнеможение, истощение детей по типу Насти.
В начале всего произведения Вощев услышал ссору шоссейного надзирателя и его жены. Герой обратил внимание на то, что на коленях этой самой женщины сидел ребёнок, который выслушивал ругань своих родителей и просто молчал.
«Сам же ребёнок молча щипал оборку своей рубашки, понимая, но ничего не говоря». Родители в этом отрывке по словам Вощева «Не чувствуют смысла жизни и раздражены». Вощев всем своим нутром хотел доказать, что ребенок в их жизни играет главную роль. Для Вощева, как и для Платонова дети - продолжения нас. Так упомянул и герой: «А вы чтите своего ребёнка, когда вы умрете, то он будет».
Вощев наблюдал строй молодых пионеров, которые «с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем». Вощев, увидя этих детей «стоял с робостью перед глазами», ведь «дети - это время, созревающее в свежем теле». Тогда же герой и почувствовал стыд, от того, что сам же не более, чем «тщетная попытка жизни добиться своей цели». В юных пионерах Вощев видит тот самый наполненный чувствами и долгом смысл жизни. Ведь герою захотелось «немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей». Это нельзя назвать завистью со стороны Вощева, а скорее ощущением собственной неполноты, которая так отчетливо отражается в детях.
Сцена появления Настеньки в котловане ознаменована приходом новых перемен. Сам Чиклин нашёл бедную девочку рядом с мертвой матерью, которая умерла на заводе своего отца. Про Настеньку писали, что она «девочка, дочка буржуйки, умершей голодною смертью». И ведь не зря мать девочки называли «буржуйкой». Сама она говорила своей дочери «никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят».
Главным детским персонажем повести и образом надежды строителей на осуществление счастья и истины является девочка Настя. Она для них - живой символ будущего. Настя живет на котловане, «покинутая без родства среди людей». На социалистической стройке девочка вынуждена все время отрекаться от своего происхождения, скрывать, что ее мать Юлия - «буржуйка». Характеристика «покинутая без родства среди людей». Очевидно, что Настю нельзя считать брошенной: все строители без исключения заботятся о ней. Однако теряется важное в смысловом отношении платоновское «без родства», говорящее е о том, что государство, как ни старалось, не смогло заменить Насте родную семью и материнскую любовь.
Этот момент как то странно повлиял на Чиклина. Он видел, как женщина лежала на земле, а возле неё ещё томился сгусток чего то тёплого. Им и была Настенька.
Само же имя девочки говорит о ее судьбе в этом романе. «Воскресшая» или «Возвращение к жизни». Вот только для Настеньки это сыграло другую роль. Вся ее жизнь от начала и до конца была наполнена смертью. Начиная сценой с умирающей матерью, и заканчивая финальным моментом ухода девочки из барака.
Для Насти Чиклин пытался сделать все, чтобы ее еще по настоящему детская душа осталась такой же беззаботной. Он даже нашёл два крестьянских гроба, которые обустроил для удобства девочки. Один - кроватка, а второй - для игрушек.
Все в Котловане пытались уделить хоть какое-то внимание к девочке. Да и сама Настенька согревала своим присутствием рабочих. «В тот вечер Настя постелила Сафронову отдельную постель и села с ним посидеть. Сафронов сам попросил девочку поскучать о нем, потому что она одна здесь сердечная женщина».
До появления девочки в котловане все жители этого барака были не больше, чем простые марионетки. Куклы, не имеющие души. Но с появлением в этом чёрном месте девочки, рабочие сразу увидели свет. Они работали с большем усердием ради того, чтобы девочка была счастлива. Развлекали ее и пытались создать все нужные условия, но к сожалению это не помогло.
Настенька умерла, и для всех жителей барака это стало потрясением. Вощев даже специально привёз игрушки, каждая из которых напоминала о вечной памяти забытого человека. Но в глазах ранее живой девочки не отображалось ничего. «Настя хотя и глядела на Вощева, но ничему не обрадовалась».
В этом небольшом моменте сразу стало ясно, все, что они раньше делали и работали стало абсолютно бессмысленным. Зачем строить новый режим, растить новое поколение, если даже в глазах простой маленькой девочки больше не горит огонь? Самый мыслящий человек котлована задался вопросом «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина Всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека?».
И многие жители барака впали в отчаяние с приходом смерти девочки. В этом маленьком тельце была истина всего котлована. Смысл, ради которого все так упорно старались. Вощев же, который каждый день думал о сущности его существования, готов был забыть обо всем и снова жить без надежды, лишь бы Настенька была целой. Готовой на жизнь.
Похороны Настеньки оставили в душе каждого жителя барака уныние и пустоту. Чиклин и Елисей, которые всю ночь так бережно и кропотливо пытались согреть девчоку и вовсе позабыли о том, кто они есть. Жачев, инвалид произнёс слова «коммунизм - это дело детское, за то я и Настю любил..». Эти слова послужили раскрытием смысла всего произведения.
Вместе с Настей погибли Вера и Надежда. Ведь девочка была тем самым предвестником счастливого будущего, а по итогу с ее смертью никто не может достичь этой цели.
В эпилоге «Котлована» писатель выстраивает публицистически прямую образную параллель «девочка Настя - страна-эсесерша». Платонов выражает сомнение в правильности «генеральной линии», навязанной стране: «Погибнет ли эсесерша подобно Насте.» Все детали Настиной биографии, обстоятельства появления на котловане и смерть в аллегорической форме изображают безысходность разрыва национальной истории, тревогу автора за будущее родины и социализма.
Заключение
Наиболее символичными образами повести являются образы детей, ярчайшим представителем которых является образ Насти. Дети у Платонова — это двойственный символ. С одной стороны, речь идет о том, что на их примере Андрей Платонов показывает светлое будущее, которое декларировали пролетарии, а с другой (учитывая тот факт, что все они являются сиротами и погибают — к примеру, Настя) — предостережением о том, что светлое будущее нельзя строить на костях представителей предыдущей эпохи.
Платонов твёрдо даёт нам понять, что сомневается в создании социализма. Ведь для самого автора «Счастливое будущее в котловане проверяется судьбою умершей от голода девочки»
Он не верит в утопию, где можно достичь счастья всем людям без исключения. Это для него не больше, чем простая прихоть. И автор думает, что ради такого мира не стоит жертвовать жизнями тысяч людей.
Для создания такого прекрасного будущего у рабочих не было ничего, кроме цели. Но ведь для достижения нужна не только установка, а так же условия, которых Платонов к сожалению не видит. Автор отчетливо показал нам, что «самым ужасным последствием социальной неустроенности является драматическая гибель бедных детей»
Список литературы
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 3-е изд., стереотип. М.:Эдиториал УРСС, 2005.576с.
А.Платонов - Знамена грядущего // Платонов А. Чутьё правды. М.1990. С.130.
Корниенко Н. История текста и биография А.П.Платонова (1926-1946)/Н.Корниенко// Здесь и теперь.-№1.-М., 1933.-С.110-121.
Котлован: повесть / Андрей Платонов.-СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.-192с.-(Азбука-классика).
Платонов А.П. Государственный житель-М.: Советский писатель. 1988.
Ювенильное море: Повести, роман.-М.: Современник, 1988 –560с.