Введение
Тема исследования: «Братья наши меньшие» в лирике югорских поэтов.
Проблема исследования: образ собаки в литературе имеет важное значение, и отношение к животным позволяет оценить поступки людей такие, как добро, милосердие, сострадание.
Гипотеза исследования: через изображение собаки югорские поэты призывают нас к любви и ответственному отношению к животным.
Цель исследования: выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях поэтов Югры.
Задачи:
1. Познакомиться с содержанием стихотворений, определить тему.
2. Определить в стихотворении два ключевых образа: собака и человек.
3. Установить художественные средства, проясняющие мысль поэта.
Актуальность: аналогия стихотворений позволяет оценить поступки людей по отношению к животным, определить позицию автора, помогает понять то, что нельзя нарушить гармонию человека и природы.
Объектом исследования стало изображение образа собаки в лирике югорских поэтов: А. С. Тарханова «Забытый щенок», Н.Е. Урванцева «Брошенный щенок», Ювана Шесталова «Старый пёс», Р. П. Ругина «Бродячие собаки».
Предмет исследования – образ собаки в указанных произведениях.
Всем известно, что собака стала первым животным, прирученным человеком. О собаке говорят, что она верная, все понимает, умная, друг человека. Её образ воспевают в стихах и песнях, ставят памятники с изображением собаки. Но именно их за ненадобностью чаще всего бросают или выкидывают на улицу. А ведь, живя рядом с вами, они полюбили, привыкли и не хотят вас покидать.
Как образ животного в произведениях писателей позволяет оценить поступки людей? Какую роль в стихах югорских поэтов играет образ собаки? Эта тема меня заинтересовала, и я решила провести исследование.
Для начала я познакомилась с произведениями писателей, героями которых были наши четвероногие друзья – собаки.
В ходе работы я использовала различные методы исследования:
1. Чтение стихов югорских поэтов.
2. Анализ данных произведений.
3.Работа со справочной литературой и научными источниками.
4. Подготовка презентации.
Основная часть
История одомашнивания собаки
Собаки – это домашние млекопитающие семейства волчьих. Произошли от волка. Приручение собак относят к мезолиту (10-15 тысяч лет до н. э.). Мезолит – с древнегреческого означает мезо – средний, лидос– камень, средний каменный век. Принято считать, что первоначально собака служила человеку как сторожевое животное, но весьма
скоро стала использоваться и на охоте. Именно охотничьи качества собаки стали основным фактором ее одомашнивания. Древние люди в борьбе за выживание искали наиболее совершенные методы добычи пищи. Также домашние собаки использовались человеком для охраны и пастьбы скота. Позднее появились декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы.
Самой популярной породой собак в Югре и в Сибири в целом считается западносибирская лайка. Это коренная российская охотничья порода происходит с Урала, из лесов Западной и Восточной Сибири и была выведена из ханты-мансийских охотничьих собак. В начале 20-го столетия российскими кинологами были созданы первые стандарты вогульских (Манси) и остякских (Ханты) лаек. В 1952 году был принят новый стандарт породы Западносибирская лайка.
В условиях континентального климата, в суровой таежной природе формировались характер и рабочие качества современных западносибирских лаек. Выживали только сильнейшие собаки, которые приносили человеку реальную пользу.
«Эта порода – уникальное создание человека и природы. Она рождалась в споре искусственного отбора с естественным. С одной стороны, в создании участвовал человек, с другой – ее величество Природа. Вечный спор человека и природы. Человек отбирал для себя особей, то есть рабочих собак, Природа нещадно отбраковывала особей, не выдерживающих мороз, жару, не способных быстро размножаться и т.п.» Г.З. Насыров, эксперт-кинолог.
Охота – главное предназначение западносибирской лайки. С давних времен они использовались для добычи пушного зверя.
Образ собаки в мансийской мифологии
У обских угров существует несколько мифов о собаке. По одной версии собаку создал сын верховного бога, потерев друг о друга камешки. Другой миф гласит, что собака вместе с медведем была спущена на землю самим Нуми-Торумом. Прощаясь, он сказал собаке, что ей предтсоит жить вместе с человеком, но она не расслышала. Рассерженный Бог изменил решение, сказав: будешь есть то же, что и человек, но отдельно от него. Существует также миф о том, что собака жила на земле вместе с людьми и не подпустила к ним черта.
В мифологии народа манси есть упоминания о связи собаки с миром духов: собаки видят духов и могут уберечь от них человека. Также, с помощью следов собаки прогоняли душу умершего.
Кондинские манси полагали, что собаки громко лают при появлении мистических существ Йэлэль, эйэ «дьявола, черта» и других. Древнее предание гласило, что если ночью посмотреть между ушей лающей черной собаки, то можно получить дар провидца. Также манси считали, что собаки лесных духов приносили охотничье и рыбацкое счастье.
У народа ханты было запрещено убивать собак. Нарушитель этого запрета вызывал презрение, а его дети и племянники лишались права снимать шкуры у других собак. В хантыйской легенде богатырь, убивший собаку, был наказан смертью.
Образ собаки в творчестве поэтов Югры
В лирике поэтов Югры тема «братьев наших меньших» становится актуальной. Основная проблема – беззащитность животных перед жестокостью человека. Героем является собака, которая, как и всё живое, имеет душу. Горе и страдание собаки не меньше, чем человеческое.
Данные стихотворения похожи по настроению. Человек здесь изображён жёстким и беспощадным. Автор не просто жалеет собаку, он ей сочувствует, сопереживает, жалеет.
Главная мысль каждого стихотворения рождает ассоциации – преданность собаки и предательство хозяина.
Стихотворение «Забытый щенок» мансийского поэта Андрея Семёновича Тарханова заставляет читателя понять и почувствовать беззащитность, страдание никому с рожденья не нужного малыша. «Судьба покарала его ни за что»,/доверчиво «глядит с надеждой в лица людей». Автор с нежностью называет его «малышок, похож на ежа и ликом и страстью, похож на хвоинку, бродит потерянно. Голодный и забытый всеми, тянется к людям, «видно верит, что кто-то от беды защитит».
Но в этом «огромном жестоком и скользком мире» он один.
Описывая трудности питомца, автор приоткрывает читателю такие свойства человеческой души, как душевная глухота, чёрствость, жестокость, неспособность к состраданию.
Образно рисует доверчивость собачки Николай Евстафьевич Урванцев в стихотворении «Брошенный щенок». Мы видим «белого, пушистого баловня», который «шалым взглядом ласкал лица хозяев, лизал шершавым языком руки, ловил кузнечиков, радостно играя…» Пёс привязался и полюбил своих хозяев, и люди сначала полюбили, играли с ним, ходили в лес по грибы, на речку ловить рыбу. Начало стихотворения радостное, ничто не предвещает беды.
Но собачье счастье продолжалось недолго. «Лето пролетело прекрасной чудо-птицей», люди уехали в город, а щенок остался один.
В прологе автор ещё раз хочет напомнить о человеческой жестокости и равнодушии к животным, к миру природы. Он тревожится за «безгласную скотину или другую животину» в момент, когда «ты решил завести щенка».
В стихотворении Ювана Шесталова «Старый пёс» собака потеряла последнюю веру в человека. С помощью эпитетов и метафор автор передаёт её тоску «пёс под сосенкой кудрявойтоскует,/ждёт, когда придёт хозяин, друг его хороший».
Новизна стихотворения в том, что оно представляет размышление собаки, автор её олицетворяет и приписывает ей мысли и думы «неужель он сердце друга разучился трогать,/неужель его охоты пройдена дорога». В этом стихотворении воплотились представления манси о собаке: охотник, друг человека, который мыслит, чувствует. У него черные лапы, как у мифической мансийской черной собаки вогула.
Актуальной является тема судьбы, жизни и смерти четвероногих. Так в стихотворении «Бродячие собаки» Роман Прокопьевич Ругин, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении проблемы нравственности человека, которые не потеряли своей актуальности и по сей день.«Я думаю: за что же человек/наколдовал им эту злую долю?/Как можно друга вышвырнуть на снег,/к бездомной жизни брата приневолить?/На то ли разум человеку дан?» Чувства, которые испытывает автор, глядя на брошенных собак – боль, тоска, печаль. В строках:
Бывало, ханты свято берегли
Помощников четвероногих.
Есть или нет еда, а поделись
С собакою. Я не встречал убогих
Таких животных в северном краю,
Им там, как нищим, кус не подают.
Роман Прокопьевич призывает все человечество относиться к собаке как к другу и священному животному, охраняющему человека, и от реального врага, и от злых духов, как это делают северные люди. Коренные северяне не относятся к собаке как к нищему, для них – это верный друг и охранник.
Все представленные авторы испытывают чувство печали и жалости к брошенным собакам. Они не понимают, как можно предать существо, которое тебе так верит и любит, или пройти мимо собаки, не обращая внимания на ее глаза, светящиеся надеждой.
На основании анализа вышеперечисленных произведений мной была составлена сопоставительная таблица:
Название/ автор |
Средства художественной выразительности, которые использует автор для создания образа собаки |
Какими средствами показано отношение человека к собакам |
Основная художественная идея произведения |
«Забытый щенок». А. С. Тарханов. |
Метафора «судьба покарала его ни за что». Олицетворение «глядит с надеждой в лица людей», «видно верит, что кто-то от беды защитит». Сравнение «малышок, похож на ежа и ликом и страстью, похож на хвоинку. Олицетворение «бродит потерянно». |
Метафора «…что мы – его старшие братья,/ позабыли о том в суете», «никому он не нужен»; «Погибнет от голода или от стужи,/ Вернее всего, от ударов авто». |
Тема одиночества. В этом «огромном жестоком и скользком мире» он один. Описывая трудности питомца, автор приоткрывает читателю такие свойства человеческой души, как душевная глухота, чёрствость, жестокость, неспособность к состраданию. |
«Брошенный щенок». Н.Е. Урванцев. |
Эпитеты «белого, пушистого баловня». Олицетворение «шалым взглядом ласкал лица хозяев, лизал шершавым языком руки, ловил кузнечиков, радостно играя…» |
Эпитеты«безгласную скотину или другую животину». Метафора «Не успели отпуском вдоволь насладиться./ И умчались в город в вагоне скрипучем». |
Автор образно рисует доверчивость собачки,автор ещё раз хочет напомнить о человеческой жестокости и равнодушии к животным, к миру природы. |
«Старый пёс». Юван Шесталов. |
Эпитеты Олицетворение «пёс под сосенкой кудрявойтоскует,/ждёт, когда придёт хозяин, друг его хороший» Олицетворение «неужель он сердце друга разучился трогать,/неужель его охоты пройдена дорога». |
Метафора Эпитет «Друг …не вышел,/ Хозяин чуткий Лая не услышал?» |
Новизна стихотворения в том, что оно представляет размышление собаки, автор её олицетворяет и приписывает ей мысли и думы. |
«Бродячие собаки». Р. П. Ругин. |
Олицетворение Савнение «…они, скучая,
|
Метафора Эпитеты «…за что же человек/наколдовал им эту злую долю?/Как можно друга вышвырнуть на снег,/к бездомной жизни брата приневолить? /На то ли разум человеку дан?» Метафора Сравнения Бывало, ханты свято берегли Помощников четвероногих. Есть или нет еда, а поделись С собакою. Я не встречал убогих/ Таких животных в северном краю, Им там, как нищим, кус не подают. |
Тема судьбы, жизни и смерти четвероногих. Рассказывая о собачьей верности и преданности, автор поднимает в произведении проблемы нравственности человека, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Автор призывает все человечество относиться к собаке как к другу и священному животному, охраняющему человека, и от реального врага, и от злых духов, как это делают северные люди. Коренные северяне не относятся к собаке как к нищему, для них – это верный друг и охранник. |
В заключение своего исследования я провела анкетирование среди одноклассников. Я ознакомила их со своей работой, прочла им стихи югорских поэтов, а затем провела опрос: Какие чувства у тебя вызвали данные произведения? Чему учат данные произведения? Повлияло ли знакомство с данными произведениями на твое отношение к собакам?
Какие чувства у тебя вызвали данные произведения?
Чему учат данные произведения?
Повлияло ли знакомство с данными произведениями на твое отношение к собакам?
Подавляющее число моих одноклассников положительно ответили на вопросы анкеты, что показывает значимость произведений литературы для формирования нравственных качеств личности.
Основные выводы по теме исследования:
Рисуя образ собаки, обско-угорские поэты через использование широкого спектра средств художественной выразительности способствуют формированию нравственных качеств личности человека. Их лирика учит тому, что не бывает чужой боли, что нельзя нарушать гармонию в отношениях человека и природы, призывает задуматься над тем, какую роль играют животные в нашей жизни.
Список использованных информационных источников
Андреева Г.О. Учебник-хрестоматия для 5 – 9 классов по программе модульного курса «Диалог культур» https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/11/uchebnik-hrestomatiya-dlya-5-9-klassov-po
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под редакцией члена-корреспондента А Н СССР Шведовой Н.Ю. – 18-е издание. М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн.1996, - 304 с.
Урванцев Н.Е. «Память». Сборник стихотворений «Серебряная Обь», 2005.
Хантыйская литература: учебник-хрестоматия: [в 4-х частях]: частьII//сост. Е.В. Косинцева. – Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. – 34 с.
«Государственная библиотека Югры» «Твори творение, творец!»https://docplayer.ru/
https://cyberleninka.ru/
http://etnic.ru/
http://mansi-era.com/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шесталов,_Юван_Николаевич
http://ugralit.okrlib.ru/
Хантыйская литература: file:///C:/Users/1/Downloads/39-1212.pdf
Приложение 1.
Стихи поэтов Югры
1.А.С.Тарханов
Забытый щенок
Похож на ежа он и ликом, и статью,
Совсем малышок –
и в ужасной беде.
Не знает, что мы – его старшие братья,
А мы позабыли о том в суете.
Он бродит потерянно возле киосков.
Наверное, ищет свою конуру.
Он в мире огромном,
жестоком и скользком,
Сегодня похож на хвоинку в бору.
С рожденья уже никому он не нужен,
Судьба покарала его ни за что.
Погибнет от голода или от стужи,
Вернее всего,
от ударов авто.
Где люди – он там.
Видно, верит, что кто-то
Найдётся, его от беды защитит.
Подходит автобус.
Как много народа!
Он в лица с надеждой глядит и глядит.
2.Н.Е.Урванцев Брошенный щенок
(из цикла «Мы в ответе за тех, кого приручили»)
Пролог
Мой юный друг!
Поскольку ты решился завести щенка или другую животину,
Подумай, не загубишь ты безгласную скотину?
Ведь для него ты будешь Богом и творцом,
А ты окажешься всего лишь подлецом.
Немного поиграешь, порезвишься на природе
И выгонишь его при всём честном народе.
_________________
Подарили нам щенка, белого, пушистого,
Полюбили мы его, баловня игристого.
Наши лица он ласкал взглядом своим шалым,
Наши руки он лизал языком шершавым.
С нами на реку ходил, хвостиком виляя,
В траве кузнечиков ловил, радостно играя.
Если по грибы идём – наш питомец с нами,
Зверька любого схватит он острыми зубами.
Пролетело лето прекрасной чудо-птицей,
Не успели отпуском вдоволь насладиться.
И умчались в город в вагоне скрипучем,
А щенок остался в кустарнике колючем…
3. Р.П. Ругин
Бродячие собаки
Когда я вижу брошенных собак,
Такая боль одолевает сердце,
Что затмевает белый свет в глазах,
И камень давит душу; и деться
Куда от той сжимающей тоски,
От темной наплывающей печали,
Когда я вижу, как они, скучая,
Подолгу бродят улицами, ждут
Чего-то, вечно сидя у помоек,
Как будто грязь отбросов стерегут,
Как будто ждут, что позовут домой их.
Я думаю: за что же человек
Наколдовал им эту злую долю?
Как можно друга вышвырнуть на снег,
К бездомной жизни брата приневолить?
На то ли разум человеку дан?
Их жизнь – что плод на стебельке увядшем:
Подкарауливать кусок дразнящий,
Чтоб у помойки волю дать зубам;
Отстаивать у жизни каждый час,
Когда судьба так безучастна стала…
Собака эта руки вам лизала
От радости, когда встречала вас!
Она бы снова дом ваш стерегла,
Она детей бы из беды спасала.
Но человеку дружбы стало мало,
Или в душе огонь уже угас?
Бывало, ханты свято берегли
Помощников своих четвероногих.
Есть или нет еды, а поделись
С собакою. Я не встречал убогих
Таких животных в северном краю,
Им там, как нищим, кус не подают.
Ужель и я смогу привыкнуть сам
К голодным их и жаждущим глазам?
4. Юван Шесталов
Старый пёс
На снегу пылает солнце.
В небе синь – края.
Белка резвая на ветках
В серебре играет.
Белка скачет, звёздный иней
Сыплет в глушь лесную.
А под сосенкой кудрявой
Старый пес тоскует.
СтарыйХанси кружит с лаем,
Ствол кусает, крошит:
Ждёт, когда придёт хозяин,
Друг его хороший.
Целый день напрасно лает,
Кличет на охоту.
Погрузился лес унылый
В зимнюю дремоту.
Пёс не знает: почему же
Друг к нему не вышел,
Почему хозяин чуткий
Лаяне услышал?
Облетает звёздный иней
С молчаливых сосен,
Запахом зверька живого
Нос щекочет песий.
Хочет пес, чтоб трепетала
Белка в чёрных лапах,
Хочет он вдохнуть седого
Дыма горький запах.
Всё играет белка, скачет
В искристой вершине,
Всё дрожит и гнётся ветка
И слетает иней.
Неужель он сердце друга
Разучился трогать?
Неужель его охоты
Пройдена дорога?