Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.
(В.Распутин «Уроки французского»)
Введение.
При чтении произведений художественной литературы в 6 классе мы обратили внимание на то, что во многих автобиографических произведениях присутствует образ учителя.
Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога — человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни — науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Об этом задумывались писатели всегда.
Актуальность. Интересна эта тема и сейчас. Ей посвящены телевизионные передачи, книги, газетные статьи, художественные фильмы. Но в последнее время всё чаще образ учителя в них является негативным. Профессия педагога уже не является такой престижной, и общество озабочено будущим этой профессии. Тема достаточно широко изучена как в научных исследованиях, так и представлена в учебно-исследовательских работах учащихся. Отличие нашей работы заключается в сравнении сформировавшегося в литературе XX века образа учителя с представлением об учителе в современном обществе. Для этого было проведено анкетирование среди учащихся 6, 10 классов и их родителей.
Цель исследования: изучить образ учителя в литературе и выяснить, соответствует ли этот образ представлениям об учителе в современном обществе.
Задачи:
- изучить произведения советских писателей, в которых героем является учитель;
- проанализировать образ учителя в этих произведениях;
- провести социологическое исследование с целью составления психологического портрета современного учителя;
- определить, каким, по мнению учеников и родителей, должен быть учитель.
- сравнить образ учителя в литературе XX века и современное представление об учителе.
Объект исследования – образовательная среда МОБУ СОШ №1, русская художественная литература XX в.
Гипотеза
Мы предположили, что представления о личности учителя и её роли в современном обществе отличаются от представлений XX веков в связи с тем, что появились новые, альтернативные источники получения знаний, уровень образованности населения вырос.
Глава 1. Портрет учителя на страницах произведений XX в.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Попробуем увидеть учителя таким, каков он в художественной литературе прошлого столетия.
В 6 классе на уроках литературы мы прочитали замечательный рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Темой этого небольшого рассказа является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил вчепатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики замирают. С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое веселье, организованное самим же учителем. И это веселье не мешало введению урока, наоборот, в классе устанавливалась мертвая тишина. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому спокойному человеку, невольно заставившему учеников серьезно относится к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже совершил. Харлампий Диогенович - учитель с большой буквы. У него есть своя методика, свой способ общения с учениками. Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка является положительной. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало.
Следующее произведение, которое мы проходили в 6 классе и на котором хотелось бы остановиться, это рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. Мальчику, который жил в деревне и делал успехи в учебе, пришлось поехать в райцентр, потому что в деревне была только начальная школа. Так, в одиннадцать лет, началась его самостоятельная жизнь.
Лидия Михайловна была учителем французского.У ее ученика было плохое произношение по этому предмету. Однажды на ее уроке он пришел весь в синяках, один из ее учеников выкрикнул, что он играл на деньги и его избили. Она думала, что он играет на деньги ради того, чтобы покупать конфеты, а он покупал молоко из-за малокровия. Лидия Михайловна поставила себя на место мальчика и попыталась ему помочь с уроками француского и накормить его, а мальчик, имеющий чувство собственного достоинства, отвергал помощь учительницы. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Интересно, что Валентин Распутин посвятил рассказ "Уроки французского" матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин писал: "Глядя в лицо это удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительтницуи знал, что детям было хорошо и с той, и с другой. Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней его рассказа.
Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Его проходят позже, в конце 8 класса, но мы его тоже изучили в рамках научной работы. Писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описывает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет.
Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».
И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские бабы приносят им молоко, творог, сметану (у них - маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; бабушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посетил учитель... И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».
Почему же односельчане с таким уважением и любовью относились кЕвгению Николаевичу и ею семье? В.Г. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни. Особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.
Особенно привлекают такие личностные качества учителя Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам. «Как мною он знал!» - восклицает Витя.
В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
Следовательно, образ педагога в советское время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.
Литература всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки в этих произведениях уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека. А так как произведения автобиографичные, можем сказать, что эти учителя оказали большое влияние на будущих писателей. Мы видим здесь и отношение людей прошлого века к учителю. Оно неизменно уважительное к тому, кто несёт знание. Как со стороны учеников, так и со стороны родителей.
Глава 2. Портрет учителя глазами современников
В современных условиях, когда старая школа ушла безвозвратно вместе с XX в., государство стоит перед необходимостью создать новую школу во имя новой жизни и применительно к новым требованиям существования и культурных запросов, проблема педагога в своем значении удвоилась. Интересно, как же изменилось отношение людей к этой профессии?
С целью выявления мнения учащихся и родителей о том, каким должен быть учитель, было проведено анкетирование мы предложили родителям 6в класса ответить на следующие вопросы:
1.Был ли у вас в детстве любимый учитель? Назовите его имя, отчество, фамилию.
2. Был ли у вас в школе нелюбимый учитель?
3.Какое качество характера для вас является главным в учителе? Отметьте его или допишите другое.
А) доброта;
Б) честность;
В) строгость;
Г) чувство юмора;
Д) умение заинтересовать предметом
Е) терпеливость.
Ж) справедливость.
З) наличие стиля
4. Назовите качества, которых, по вашему мнению, не должно быть у учителя.
5.Считаете ли вы, что личность учителя влияет на формирование характера человека? Отметьте вариант: а)да; б)нет; в) в какой-то степени; г) в современном мире нет.
Ученикам двух разных возрастных категорий (6-го и 10-го классам) были предложены похожие вопросы:
1.Есть ли у вас в школе любимый учитель?
2. Есть ли нелюбимый учитель?
3.Какие качества характера для вас являются главным в учителе? Отметьте три или допишите, если что-то не указано.
А) доброта;
Б) честность;
В) строгость;
Г) чувство юмора;
Д) умение заинтересовать предметом;
Е) терпеливость;
Ж) справедливость;
З) наличие стиля.
4. Назовите качества, которых, по вашему мнению, не должно быть у учителя.
5.Считаете ли вы, что личность учителя влияет на формирование характера человека? Отметьте вариант: а)да; б)нет; в) в какой-то степени;г) в современном мире нет.
Вот какие результаты дал опрос родителей.
В опросе участвовало 26 родителей 6а класса. Почти все родители ответили, что у них в детсве был любимый учитель. 93% вспомнили, как их звали. Один родитель, сказал что у него не было любимого учителя. Своих нелюбимых учителей не назвал никто. Среди положительных качеств самыми главными старшее поколение назвали
1) доброту - 66%,
2) честность и умение заинтересовать своим предметом – по 33 %.
На четвертом месте строгость, справедливость, далее терпеливость, чувство юмора и наличие стиля.
Родители также считают, что у учителей не должно быть таких качеств:
1) грубость,
2) злость,
3) несправедливость,
4)безразличие,
5) неуважение к ученикам.
В опросе 6а класса участвовало 24 ученика. По результатам опроса учащихся мы определили, что у всех есть любимый учитель. У 68% есть нелюбимый учитель, у 32% - нет. Какие качества они более всего ценят в учителе?
1) доброту – 100 %,
2) умение заинтересовать предметом – 68%,
3) честность – 47 %
Далее идут такие качества: чувство юмора, строгость, терпеливость. Внешний вид и наличие стиля мало интересует 6-классников, этот ответ не выбрал никто. Среди отрицательных качеств были названы:
1) грубость,
2) несправедливость,
3) наличие любимчиков.
4) строгость,
5) недоверие.
Мы провели подобное анкетирование и в 10 классе, чтобы сравнить, как меняется отношение к учителю с возрастом. Данные здесь вышли несколько иные. В опросе участвовало 27 учеников. 20 из них подтвердили, что у них есть любимый учитель (74%). А 7 человек не имеют такового. Нелюбимого учителя назвали 70%, что намного больше, чем у 6-классников и родителей. Привлекательными качествами назвали следующие:
1) умение заинтересовать предметом – 74%,
2) чувство юмора – 50%,
3) доброта и справедливость – по 44%
Для старшеклассников важны честность, строгость и наличие стиля.
Также учащиеся выделили качества учителей, которые являются для них непривлекательными:
1) злость,
2) агрессия,
3) глупость.
В ответах об отрицательных качествах присутсвовали такие качества, как мягкость, нелюбовь к детям, наглость, лицемерие, неприятный голос, постоянно плохое настроение, игнорирование, оскорбление учеников и так далее. У нескольких учащихся есть свои пожелания к внешнему виду учителя.
Последний вопрос был самым интересным и звучал в анкете так: «Считаете ли вы, что личность учителя влияет на формирование характера человека?» Анализ ответов на этот вопрос показывает, что роль учителя в современном обществе остаётся довольно высокой, хотя родители эту роль определяют выше, чем их дети. 44% родителей, 21% шестиклассников и 31% десятиклассников дали на этот вопрос утвердительный ответ. 10% родителей и 26% детей считают, что учитель никак не влияет на характер учеников. Остальные выбрали ответ «в какой-то степени».
Следовательно, требования к учителю, как мы видим, нисколько не уменьшились в нашем веке, даже возросли. Родители главным требованием к учителю выдвигают «доброту», это неудивительно, ведь они беспокоятся за своих детей, им хотелось бы, чтобы и в школе они были окружены заботой и вниманием. Для моих ровесников «доброта» тоже является самым важным качеством. Нам бы хотелось видеть рядом доброго и заботливого наставника. В старших классах запросы несколько меняются. Эти ученики настроены в первую очередь на получение знаний, на поступление в хорошие вузы, поэтому главным положительным качеством здесь назвали «умение заинтересовать предметом». Очень важны подросткам и такие качества, как чувство юмора и справедливость.
Оба поколения солидарны в том, что учитель не должен быть грубым, агрессивным, несправедливым.
Конечно, меняется жизнь, а вместе с ней и люди. Ученики в том числе. Если раньше знания черпались в основном из книг, то сейчас источников информации множество. Чего только один интернет стоит. Изменился и поведенческий тип ученика. Он чувствует себя свободнее и увереннее. Подчас эта уверенность перерастает в самоуверенность. К тому же с экранов телевизоров мы часто слышим обвинения и пошлость в адрес учителей. Их обвиняют во всем: в том, что плохо учатся дети; в том, что они стали черствыми и жестокими; в том, что кто-то бросил школу, кто-то стал наркоманом, кто-то покончил жизнь самоубийством.
Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.
Как мы понимаем, роль учителя в современном обществе не могла остаться прежней. Это особенно отчетливо видно по ответам на последний вопрос. В современном мире влияние учителя на личность ученика заметно уменьшается, хотя СМИ преувеличивает эту проблему. Мы видим, что большинство людей всё-таки уважительно относится к этой профессии и считает, что педагог оказывает влияние на своего ученика, а значит и на будущее поколения в целом.
Воспоминания бывших учеников ХХ в. хранят образы педагогов, которым свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы. Главное, что отмечает художественная и мемуарная литература в работе "любимых учителей" – побуждение учащихся к саморегуляции поведения, к самосовершенствованию, возбуждение интереса к науке, воспитание доверительного и ответственного отношения к научному знанию.
Мы доказали, что представления о личности учителя и её роли в современном обществе отличаются от представлений XX в. И всё же, несмотря на негативный информационный фон в СМИ, профессия учителя остаётся уважаемой в обществе. К личности учителя во все времена предъявляются высокие требования. А сейчас они еще больше возросли. Роль учителя в воспитании подрастающего поколения велика, и несмотря на изменения в образовании, связанные с техническим прогрессом, не уменьшается. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.
Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – и в ХХI в. остается одной из самых ответственных и благородных.
И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей.
Хочется выразить самые тёплые слова благодарности за ваш благородный труд, за то, что, несмотря на трудности, вы отдаёте свои силы, знания, тепло души нам, своим ученикам, за служение идеалам добра и человечности.
Список литературы
1. Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет/ Литература. 8 класс. В 2 ч. Ч.2 – М.: 2017.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя -М., Издательский центр «Академия. – 2002.
3. Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла/ Литература. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2018.
4. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание,1988 г.
5. Коканович М. Образ учителя в литературе/ https://infourok.ru/konkurs-proektnoissledovatelskih-rabot-zolotoy-proekt-proekt-obraz-uchitelya-v-russkoy-literature -1182761.html
6. Кухарь А. Образ учителя словесности в русской литературе ХХв./ https://stud-baza.ru/obraz-uchitelya-slovesnosti-v-russkoy-literature-XX-veka-kursovaya-pedagogika
7. Распутин В.Г.Уроки французского/ Литература. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2018.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся
1.Есть ли у вас в школе любимый учитель?
2. Есть ли нелюбимый учитель?
3.Какие качества характера для вас являются главным? Отметьте три (1,2,3) или допишите, если что-то не указано.
А) доброта;
Б) честность;
В) строгость;
Г) чувство юмора;
Д) умение заинтересовать предметом;
Е) терпеливость;
Ж) справедливость;
З) наличие стиля.
4. Назовите качества, которых, по вашему мнению, не должно быть у учителя, поставив их на 1,2,3 места.
5.Считаете ли вы, что личность учителя влияет на формирование характера человека? Подчеркните правильное: а)да; б)нет; в) в какой-то степени; г)в современном мире нет.
Анкета для родителей
1.Был ли у вас в школе любимый учитель? Напишите его ФИО
2. Был ли нелюбимый учитель?
3.Какие качества характера для вас являются главным в учителе? Отметьте три (1,2,3) или допишите, если что-то не указано.
А) доброта;
Б) честность;
В) строгость;
Г) чувство юмора;
Д) умение заинтересовать предметом;
Е) терпеливость;
Ж) справедливость;
З) наличие стиля.
4. Назовите качества, которых, по вашему мнению, не должно быть у учителя, поставив их на 1,2,3 места.
5.Считаете ли вы, что личность учителя влияет на формирование характера человека? Подчеркните правильное: а)да; б)нет; в)в какой-то степени; г)в современном мире нет.