Слова-паразиты в речи школьников

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Слова-паразиты в речи школьников

Карабаева У.Е. 1
1МБОУ "Калачевская сош"
Косилова Н.Я. 1
1МБОУ "Калачевская сош"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вопросы о культуре речи всегда были актуальны, а сегодня как никогда. Ведь за последние несколько десятилетий русский язык претерпел не самые лучшие изменения. Как часто на публичных выступлениях, докладах и лекциях, в телевизионных передачах мы слышим «эмм», «короче», «как бы», «в общем» и так далее. Речь выступающих бывает маловыразительна, сильно засорена и поэтому неинтересна.

Слово является визитной карточкой человека. По его речи, по тому, что и как он говорит, можно судить, каково образование, социальная значимость, интеллигентность. Наше поколение хочет быть успешным, однако мало кто задумывается над тем, что это напрямую связано с культурой речи.

Все учащиеся нашей школы, включая старшеклассников, употребляют в своей речи ненужные слова, так называемые слова-паразиты, не только в процессе общения, но и при ответах на уроке. Это лингвистическое явление, влияющее на культуру речи, и стало темой исследования.

Актуальность проблемы очевидна: наш богатый русский язык засоряется ненужными словами, а речькаждогодолжна быть чистой и красивой. Возродить её – насущная задача нашего поколения.

Цель работы: выявление наличия в речи учащихся школы слов-паразитов, выяснение причин их употребления и появления.

Задачи исследования:

- изучить теорию и узнать, почему слова называются паразитами;

- классифицировать слова, относящиеся к словам-паразитам;

-провести анкетирование среди обучающихся 7-11 классов;

- определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи и

создать буклет-памятку«Как избавиться от слов-паразитов»

Объект исследования: речь обучающихся 7-11 классов Калачевской средней школы

Предмет: слова-паразиты, используемые школьниками в устной речи

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование, наблюдение, оформление результатов, построение графиков и диаграмм

Гипотеза: большинство школьников в своей речи употребляют слова-паразиты, потому что мало читают и имеют скудный словарный запас.

Сроки проведения работы: октябрь 2020 - февраль 2021 года

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности, на классных часах и на уроках русского языка при изучении раздела «Культура речи»

Глава 1. Теоретическая часть исследования

Слова - паразиты - грубое нарушение норм языка

«Высшей формой национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его других форм существования языка: обработанность, нормативность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых всех членов стилей»[7, с.82].

Слово - это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для высказывания. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла. Появление таких слов есть нарушение правил языка. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, жаргонизмов, а также слов-паразитов.

В литературе встречаются разные термины этих слов: «незнаменательная лексика», «пустые частицы», «лишние слова» [7, с.82], «вставные элементы» [3. С.132], «слова-заменители» [1, с.112]. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». В «Викопедии» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов».Они примыкают к таким пластам лексики, как жаргон, арго, сленг. «Слова-паразиты слова- связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие его разговорную речь, ставшие привычкой». В отличие от простых слов, которые, так или иначе, связаны с содержанием высказывания,слова-паразиты связаны с самим процессом говорения и ничего нового в сообщаемое не вносят. Возможно, именно этому обстоятельству они и обязаны своей «дурной репутацией» [2, с.113]. Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию, сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. Л.В.Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом».

Классические паразиты - те, которые в организме или в природе живут за счёт других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих их слов и фраз, «беспощадно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон"[1, с.112].

Причина появления слов-паразитов

Большинство лингвистов считают, что слова-паразиты используются вследствие скудного словарного запаса. Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме, мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. В речи же нужна определённая последовательность слов, она должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Человек, не привыкший выступать публично, произносить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И если на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит.

Интересно об этом рассказывает в фельетоне журналист А.Суконцев:

«Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришёл однажды с лекции.

- Ну, как, - спросил я,-понравилось?

Он молча положил передо мною листок бумаги, весь испещрённый крестиками и кружочками.

- Что это? Крестик-это слово «значит», а кружочек-слово «так сказать». Сто восемьдесят четыре кружочка, восемнадцать крестиков за два академических часа.

Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось» (19, с.69].

Иногда слова-паразиты используются для того, чтобы «выиграть время».Например, чтобы подумать над заданным вопросом, произносятся нараспев «видите ли», «понимаете какое дело», «ну, как вам сказать».

Конечно, много людей употребляют слова-паразиты к месту и нечасто.А о том, что человек имеет привычку засорять свою речь, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово он вставляет практически в каждое предложение.

Особенно часто человек, имеющий в своём активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда торопится произнести свою речь или сильно волнуется. В книге «Говорим по-русски с Ольгой Северской» замечательный современный поэт Сергей Соловьёв говорит: «...У каждого времени есть свой вербальный вирус, нечто вроде лихорадки на губе. У нашего поколения — это словечко «как бы». Всё реже человек говорит, всё чаще - как бы хочет сказать.» [6, 35].

Бывает, в ряде случаев на какие-то слова возникает своего рода мода, и поэтому их могут использовать и люди с богатейшим словарным запасом.

Писатель Пётр Вайль так пишет о причинах употребления слов-паразитов: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова- связки». А И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах» говорит: «Наша обычная речь - это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать подходящее слово. Вот тут приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-ээ, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа» [5, с.6].Похожее мнение и у К.В.Кожевниковой, которая считает, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.n. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего оформления» [4, с.82].

Среди слов-паразитов есть такие, которые отражают эмоции. Одним словом,можно выразить несколько эмоций сразу. Например,словами реально, круто, жесть. пипец выражается удивление и радость, возмущение и огорчение. Эти слова очень популярны в молодёжной среде.

Таким образом, в ходе теоретического этапа исследования удалось выяснить, что многие учёные-лингвисты занимаются изучением слов-паразитов. В научной литературе дано несколько определений слов-паразитов, но они не имеют принципиальных различий. Все лингвисты выделяют четыре причины употребления в речи слов-паразитов:

1. Бедный словарный запас (говорящий не всегда может быстро найти нужное слово);

2.Заполнение паузы между словами и выражениями;

3.Спонтанная, неподготовленная речь;

4.Мода на некоторые слова.

Исходя из всего сказанного в первой главе, можно сделать вывод: слова- паразиты не несут в речи никакой смысловой нагрузки и являются лишними и ненужными словами. Появляются такие слова по разным причинам, а чаще всего употребляются в связи с бедностью словарного запаса. Но в любом случае они засоряют нашу речь, и поэтому от их употребления нужно избавляться.

Глава 2. Экспериментальное исследование употребления слов-паразитов

2.1. Классификация речевых паразитов

Слова– паразиты,встречающиеся речи в речи школьников, имеют разные функциональные значения.

1.Короче,так сказать выражают определенную резкость, желание скорее закончить речь

2. Слово жесть употребляется при одобрении, положительной реакции

3.Употребление как бы означает неуверенность говорящего, приблизительность суждения

4. При желании что-то вспомнить, вместо не приходящих на ум слов вставляют как его, как это, ну вот

5.Для выражения лёгкого возмущения, подведения итога речи используются слова вообще, ваще, пипец, ёлки-палки, ёлы-палы

6.Удовлетворение от услышанного выражается словом печки-лавочки

7. Слова типа, типа того выражают желание выделиться, являются заменителем паузы

8.Слово факт показывает уверенность говорящего в своих словах

9. Когда возникает пауза во время говорения или употребления каких-то слов, то звучит это, эт самое

10.Щасили щаз-з показывают нежелание что-либо делать

11. При обращении к собеседнику,для подтверждения своих слов вставляют понимаешь, понимаешь ли

12.Чтобы избежать употребления лишних слов, используют слово-паразит собственно говоря

13В принципе часто выражает желание убрать лишние слова в объяснении

14.Чё-о-о– это и вопрос, и недоумение

15.Слово блин придает эмоциональную окраску речи

16.«Э-э-э», «а-а-а» или «мм-м» звучат при подборе подходящих слов

Слова – паразиты, которые употребляют школьники, распределены по частям речи. Это представлено в таблице (Приложение 2, таблица 1).

2.2. Результаты анкетирования

В ходе проведения исследования респондентам была предложена ​​анкета (приложение1)

В исследовании приняли участие 108 учеников нашей школы от 12 до 17 лет (7-11 классы).

В результате анкетирования было выявлено, что почти все респонденты (92,4%) используют ненужные слова в своей речи.Было отмечено, чем младше школьник, тем больше в его речи слов-паразитов. (Приложение 5, диаграмма 1)

71% учеников замечают в своей речи использование слов-паразитов;

30,8% респондентов не замечают эти слова ни в своей речи, ни в речи собеседников.50 ребят (50%) узнали о существовании слов-паразитов в школе, 25 (25%) из интернета, 26 школьников (25%) из телевизионных передач и других источников.

При этом большая часть учащихся считает, что слова-паразиты засоряют речь говорящего (70%), треть учащихся (36%) уверена, что они помогают сформулировать мысли, и только один ученик (2,5%) написал, что слова- паразиты украшают нашу речь. (Приложение 5, диаграмма 2)

27 школьников никогда не задумывались, нужно ли искоренять из речи слова-паразиты, 66 человек считают, что нужно искоренять, а 25 ученикам эти слова не мешают. (Приложение 5, диаграмма 3)

Из 108 опрошенных любят читать и читают много 24 человека, по заданию учителя- 49, стараются читать регулярно-18, а 17 респондентов практически не читают. (Приложение 25, диаграмма 4)

Из 108 опрошенных школьников только 28 человек смогли предложить некоторые способы искоренения слов-паразитов из речи. Одни (17человек) предполагают, что важно прислушиваться к своей речи и стараться избавляться от ненужных слов. Другие (11 человек) предлагают такой способ борьбы с засорением речи, как чтение книг, особенно классической литературы. (Приложение 5, диаграмма 5)

В ходе анкетирования было выяснено, что мальчики и девочки употребляют одинаковые слова-паразиты.

На основе полученных данных в эксперименте «Частота употребления слов-паразитов» составлена таблица самых популярных среди учащихся нашей школы слов-паразитов (Таблица 3, приложение 4) и диаграммы (Приложение 5). Отмечены самые употребительные среди учащихся слова: блин, как бы, прикинь, пипец, короче, реально, типа, ваще, это самое, в принципе.

На основе предложенных респондентами способов борьбы со словами- паразитами выпущен буклет-памятка «Рекомендации по избавлению от слов-паразитов».

1.Читайте больше книг, особенно классическую литературу.Это обогатит ваш словарный запас, улучшит речь.

2. Контролируйте свою речь, правильно расставляйте акценты.

3. Старайтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, что иногда лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова- паразиты.

4. Краткость — сестра таланта. При подготовке доклада, помните, чем объёмнее доклад, тем больше слов-паразитов вы произнесёте.

5. Готовясь к выступлению, прочитайте вслух свой доклад, стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.

6. Как только вы захотите сказать «эээмм»,сделайте вдох. Лучше сделать паузу, чем произнести слово-паразит.

7. Научитесь делать паузы, ведь ваша речь должна быть размеренной.Часто слушателю сложно воспринимать бессмысленный поток слов.

8.. Слова-паразиты часто возникают в результате волнения, поэтому старайтесь быть спокойнее.

9. Всякое слово имеет смысл, не произносите его бездумно, а вспоминайте, что каждое из них означает.

10. Придумайте для себя штраф и наказывайте за каждое сказанное слово-паразит, например, приседаниями, ограничением в сладком, отказом от телефона на определенное время.

12.Возьмите за правило каждый день заучивать по несколько новых слов из толкового словаря.

13. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.

Все перечисленные меры помогут повысить уровень общей культуры, а вместе с ней и уровень культуры речи.

Заключение

В ходе теоретического этапа исследования удалось выяснить, что учёные-лингвисты занимаются изучением слов-паразитов. В научной литературе дано несколько определений слов-паразитов: незнаменательная лексика», «пустые частицы», «лишние слова», «вставные элементы» «слова-заменители». Но эти определения не имеют принципиальных различий, мнения учёных на этот счёт схожи. Также все ученые-лингвисты считают, что слова- паразиты не несут в речи никакой смысловой нагрузки и являются лишними и ненужными словами, засоряющими нашу речь. В речи эти слова появляются из-за взволнованности или растерянности, но чаще всего употребляются в связи с бедностью словарного запаса.

В ходе экспериментального исследования изучена распространённость слов-паразитов среди школьников нашей школы; классифицированы слова-паразиты; составлены таблицы и диаграммы. В результате анкетирования выяснено отношение школьников к словам-паразитам,составлен буклет-памятка «Рекомендации по борьбе со словами- паразитами»

В результате работы сделаны выводы, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как систематическое употребление слов-паразитов. Гипотеза полностью нашла свое подтверждение: большинство школьников в своей речи употребляют слова-паразиты, потому что мало читают и имеют скудный словарный запас.

Несомненно, слова-паразиты заслуживают того, чтобы объявить им войну, ведь они мешают лаконично строить речь, правильно и грамотно выражать свои мысли. Чистота языка – первая и важная ступень к овладению родным языком.

Литература

1. Дараган, Ю.В. Функции слов-паразитов в русской спонтанной речи [Текст]/ Ю.В.Драган. - М. juliadar@mail.ru.

2.Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] www.wikipedia.org

3. Головин, Б.Н. Как говорить правильно [Текст] / Б.Н. Головин. // - М., 1988.- 119 с.

4. Кожевникова, К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе [Текст] / К. Кожевникова //-Praha, 1970. -164 с.

5. Левонтина, И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке? /[Текст]уВ.Я.Левонтина. // 1сентября. Русский язык. -2004. -No15. -C.8-9.

6. Северская, О.И. «Говорим по-русски с Ольгой Северской» [Текст] / О.И.Северская. - М.: СЛОВО/SLOWO, 2004г.- 142 с.

7. Розенталь, Д.Э. Современный русский литературный язык [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Д.Э.Розенталь. М.:Просвещение, 1987.-175 с.

8. Суконцев, А. До и после фельетона [Текст] /А.Суконцев. Издательство «Мысль», 1989. -163 с.

Приложения

Приложение 1

Анкета

1.Возраст

2. Пол

3.Вы знаете, какие слова называют словами-паразитами?

4. Откуда вы узнали о словах-паразитах? (телевидение, интернет, школа, дом, другой источник)

5. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?

Как бы, вы знаете, в принципе,ёшкин кот, евпат-коловрат, знаешь, как говорится, так, так вот, это, типа, ну, ёлы-палы, ваще, видите ли, понимаешь, как его, просто, этот самый, короче, на самом деле, чёрт, блин, в натуре, так сказать,эт самое,буквально, то есть, прикинь, скажем, я скажу

Другие слова-паразиты:

6.Замечаете ли вы в своей речи слова-паразиты?

7. Мешают ли вам слова-паразиты выражать свои мысли?

8. Считаете ли вы, что эти слова:

a) засоряют речь говорящего

б) украшают речь говорящего

в) помогают сформулировать речь говорящего?

9. Встречали ли вы в жизни человека, который в своей речи не употребляет слова-паразиты?

10. Часто ли вы выступаете публично (с докладами, лекциями, на уроках)?

Не выступаю

Редко

Регулярно

Часто

Много ли вы читаете?

Не люблю читать

Читаю по заданию учителя

Стараюсь читать регулярно

Много читаю

12. Считаете ли вы, что слова-паразиты нужно искоренять из русской речи?

-да

- они мне не мешают

- никогда не задумывался (не задумывалась) над этим вопросом

13. Какие способы борьбы вы можете предложить?

14. В данном отрывке из «Повести о капитане Копейкине» отметьте те слова, которые, по вашему мнению, мешают восприятию текста:

«Вот, сударь мой, ставши пораньше, поскреб он себе левой бороду, потому что платить цирюльнику - это составит, в некотором роде, счёт, натащил на себя мундиришка и на деревяшке своей, можете себе вообразить, отправился в комиссию. Расспросил, где живёт начальник. Вон, говорят, дом на набережной: избёнка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, мраморы, лаки, сударь ты мой...словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери конфорт первейшего свойства, так что прежде, понимаете, нужсно забежать в лавочку, да купить на грош мыла, да часа с два, в некотором роде тереть им руки, да уж после разве можно взяться за неё. Один швейцар на крыльце, с булавкой: графская эдакая физиономия, батистовые воротнички, откормленный жирный мопс какой-нибудь...»

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Группа

Примеры

1.

Имя существительное

Блин, чёрт, евпат-коловрат, факт, жесть, ёлы-палы, ёкарный бабай, ёшкин кот, ёпрст, ёклмн

2.

Частицы

Ну, вот, типа, просто, прямо, как бы, пожалуй

3.

Местоимения

Это, это самое, как его, там, ё-моё

4.

Союзы

Чё, как

5.

Глаголы

Понимаешь, слушай, допустим, так сказать, значит, знаете, кажется

6.

Наречия

Вероятно, ваще, короче, например, в общем-то, наверное, конечно, реально

Приложение 3

Таблица 2

Вопрос

Ответы

1.

12-14 лет - 30

15-17 лет – 31

   

2.

М. - 30

Ж. – 31

   

3.

Да – 54

Нет – 7

   

4.

В школе – 30

Интернет -15

Из др. источников - 15

 

5.

Не выступаю – 13

Редко – 28

Регулярно - 10

Часто – 15

6.

Не люблю читать - 8

Читаю по заданию учителя - 28

Стараюсь читать регулярно - 18

Много читаю - 8

7.

Да – 59

Нет – 2

   

8.

Да – 59

Нет – 2

   

9.

Нет – 61

     

10.

Нужно исискоренять - 40

Никогда не задумывались -13

Не мешают - 8

 

Приложение 4

Таблица 3

Слова, употребляемые учениками нашей школы

Блин, олень, пипец – 94,8%

Как бы – 87,6%

Типа, на самом деле – 72,15%

Не вопрос, без проблем – 68,4%

Короче, короче говоря -63,18%

Ну, ну ваще – 62,9%

Ё-мое, Ёшкин кот – 57,85%

Практически, фактически, ясно – 51,6%

Это самое – 50,1%

Зачет, отлично, прикольно, жесть, отпад, шикарно – 51,6%

Ниочем, вообщем (в одно слово) – 48,9%

Ёлки-палки, ёлы-палы – 46,18%

Прикинь – 45,8%

Как говорится, собственно говоря, я скажу – 43,73%

Представь себе, можешь вообразить – 41,3%

Оки, чмоки, поки - 33,46%

В натуре – 30,4%

Так-то, так-то вот – 28%

В принципе -26,09%

Чё – 24,07%

Евпат-коловрат – 18,75%

Черт – 15,91%

Как его – 13,3%

Приложение 5

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Просмотров работы: 115