ВВЕДЕНИЕ
Год назад наша семья стала больше. У меня появилась младшая сестра Ирочка. Этим летом, читая сестричке сказки, я задумалась – оказывается, сказки учат детей правилам поведения, уважительному отношению к старшим. Спросила об этом у мамы, а она предложила найти ответ самой. Я пошла в библиотеку, взяла сборник русских народных сказок и выяснила много интересных фактов. Так и началось моё исследование.
Сказки любят все. В детстве нам их читали родители, воспитатели, учитель, а сейчас мы сами можем знакомиться с народной мудростью.
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык:
Мне мил и дорог простодушный
Животворящий их язык.
Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Актуальность работы:
Когда мы пришли в начальную школу, многие из моих одноклассников не выполняли правила поведения и неуважительно относились к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Почему так получается? Может быть, из сказок дети узнают правила поведения? Возможно, если с детства читать поучительные сказки, можно многому научиться?
Цель нашего исследования: проследить, как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим, правилам поведения в той или иной ситуации. И ответить на вопрос: нужны ли поучительные сказки современным детям?
Чтобы выполнить цель, мы поставили задачи:
изучить русские народные сказки;
провести опрос среди детей начальной школы «Чему учат сказки»;
анкетирование родителей «Как Вы понимаете смысл пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения и хорошего тона;
проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
привлечь внимание учащихся к этой проблеме;
сочинить поучительные сказки для своей младшей сестры.
Объектом исследования выступают герои русских народных сказок.
Предметом исследования являются русские народные сказки.
Гипотеза:
Мы предположили, что сказки учат нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, хорошо учиться в школе.
Методы работы: изучение литературы, анализ, практическое исследование, обобщение.
ГЛАВА 1. ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКАЗОК
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Изучив разную литературу по данной теме, мы узнали, как возникло слово «сказка».
«Скоро сказка сказывается…». Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка — сказывать — рассказывать [9; 16].То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Согласно научному определению, сказка – это "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, середина и концовка" [10]. То есть, сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, то есть мораль. Именно сказка поставила резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, поясняя читателям, что действительно хорошо, а что, наоборот, плохо. Всю свою любовь и симпатию сказка отдает добру, а зло старается уничтожить. Сказка всегда идет в ногу со временем.
Никто не знает, где появилась первая сказка. Никто не знает, почему эти древние сказания пережили столько эпох и до сих пор радуют взрослых и детей. Сказка полна светлой веры в победу добра, сказка показывает возможность чуда; в ней уживается фантастическое и самое реальное, и мы начинаем верить в мир древний и живой, полный светлых видений и существ, способных помочь нам и указать верный путь.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Сказки бывают фольклорные (народные) и литературные (авторские).
Фольклорные сказки – это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад – "и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало". Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз – повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое – например, три медведя, три брата, три сестры [6; 12].
Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки.
Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. А известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп разделил сказки на 4 вида: волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных [7; 13].
В сказках о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.) обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Их герои - звери и птицы, но как они похожи на людей! Сказки о животных помогают верно, понять жизнь, людские нравы. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.
В бытовых сказках прослеживаются реальные черты народной жизни («Каша из топора», «Жена-спорщица» и т. п). В них автор высмеивает негативные человеческие качества.
И самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.). Прекрасные и загадочные волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев.
Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на жизнь людей.
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой. Но Яга не всегда являет нам силу зла: например, именно она часто указывает герою путь к спасению и направляет его.
Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье... Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных. Крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а Василисе – ее мягкий нрав и доброта.
И хотя назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь… Сказка - наша верная спутница в жизни. Сказки – это энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.
ГЛАВА 2. ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СКАЗОК
2.2 СКАЗОЧНАЯ МУДРОСТЬ
Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
На уроках литературного чтения в 3а и в 4а классах нашей школы мы провели практическое исследование по русским народным сказкам. Читали их, обсуждали, находили главную мысль сказок, находили ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения и хорошего тона.
Русская народная сказка «Колобок»
Колобок сбежал от бабы и деда. Он не знал, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание Колобка привело его к гибели.
Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
Непослушание родительскому наказу, привело к беде. «… Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…» В этой сказке девочке спасти братика помогли упорство, трудолюбие, вежливое обращение и помощь другим.
Русская народная сказка «Морозко»
За свое трудолюбие и ответственность, за уважительное отношение к старшим старикова дочь была вознаграждена.
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»
«И стал ворочать старушку: - Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое. Ведь я с досады вымолвил». Такое поведение, признание своих ошибок помогло Царевичу в поисках.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Смекалка Маши, позволила ей обхитрить медведя и вернуться домой [8].
В результате исследования мы выяснили:
в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы, читатели, можем получить урок;
в народных сказках непослушание родителям или взрослым, глупость и наивность наказывалось, а терпение и послушание вознаграждались;
герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался; обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;
главным в сказках был труд и ум, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
2.2. СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать», – так говорил замечательный педагог В. А. Сухомлинский. А итальянский сказочник, автор знаменитого «Чипполино», Джанни Родари отмечал, что сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности [12].
Сказки развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Конечно, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Любая сказка – это история, придуманная для того, чтобы научить ребенка как вести себя в той или иной ситуации. Все поучительные сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
Короткие, поучительные и интересные сказки позволяют сформировать из ребенка гармоничную личность. Также они заставляют детей думать и размышлять, развивать фантазию, воображение, интуицию и логику. Обычно сказки учат детей быть добрыми и смелыми, вкладывая в них смысл жизни – быть честным, помогать слабым, уважать старших, делать свой выбор и отвечать за него.
Поучительные сказки для детей младшего возраста предполагают наличие героя, в чем-то очень похожего на самого ребенка. Например, этот герой не хочет ходить в садик, потому что боится незнакомого коллектива, чужих людей, боится остаться надолго один без мамы и т. д. Герою дается какое-то имя, а затем рассказывается история его жизни, которая предполагает преодоление им собственной проблемы и счастливый финал. Если же существует другая проблема, то и ее можно творчески обыграть в поучительной сказке. Например, ребенок, приходя в магазин игрушек, начинает капризничать и просить купить ему все подряд, тогда можно создать историю о подобном мальчике или девочке-плаксе, с который произошли из-за его или ее капризов какие-то большие неприятности.
И очень важный момент: не только читать надо сказки с детьми, но и обязательно обсуждать все, разговаривать с ними на важные темы: как поступил главный герой, хорошо ли так делать, а как бы сделал он сам. Так развивается речь ребенка, его логическое мышление, воспитываются многие качества.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Мы провели опрос среди взрослых: «Как Вы понимаете смысл пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Получили следующие ответы:
- «В каждой шутке есть доля правды, даже в самых сказочных персонажах часто заложены людские пороки и показаны какие то вещи, которые автор видит как "неправильные или нехорошими".
- «Каждая сказка поучительна. У сказки всегда есть воспитательная функция. Поэтому и побеждают добрые, смелые, хитрые, умные герои»
- «Сказка сама по себе это вымысел, а вымысел характеризуется ложью. Где видели, чтоб мальчик стал меньше гуся и полетел в Лапландию? Но суть урока заключается в том, что выдуманные события как-то более эмоционально влияют на человека и он видит поведение и поступки в этих "небылицах", на которых он лучше понимает суть происходящего, выводя из этого урок».
- «Содержание пусть и вымышленное, но уроки сказки применимы к современным реалиям жизни»
- «Сказка - это придуманный пример жизненной ситуации, другими словами сказка учит действовать правильно отделять чёрное от белого, хорошее от плохого...Каждый человек, читая сказку, увидит в ней то, чему стоит поучиться»
- «Сказка - это вымысел. Но при этом в каждой сказке есть доля правды, есть над чем задуматься и чему поучиться. В каждой сказке, есть поучительный припрятанный смысл, который учит нас, как правильно поступать, как не делать ошибок, как отличать добрые дела от злых. Каждый человек, должен стараться этот смысл уловить и сделать правильные выводы»
- «Любая сказка-это ложь, но в каждой сказке есть урок, совет, намек, благодаря которому можно избежать своих ошибок»
- «Сказка-это вымысел. Но при этом в каждой сказке есть доля правды, есть над чем задуматься и чему поучиться».
- «Сказка выдумка, но в забавной форме дает жизненную информацию, над которой стоит призадуматься».
- «В любой сказке разыгрывается какая-то ситуация, зачастую жизненная, не смотря на то, что действия происходят между сказочными героями. Читатель должен сделать определенные выводы, чтобы, столкнувшись с подобной ситуацией в жизни, найти верное решение».
- «Сказка это мудрость предков. Как никто они знали, что нравоучения и наставления воспринимаются подрастающим поколением "в штыки" и такие глубокие понятия как "добро и зло", " справедливость", " милосердие", "смелость", "честность" и т.д. закладываются в раннем детстве, через правильные переживания в процессе прослушивания сказки. Что и позволяло детям выработать правильный ориентир для своих собственных действий».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что взрослые солидарны в своих ответах: все понимают, что сказка – это вымысел, но в ней есть поучительный смысл, ответ как нужно себя вести, чтобы не сделать ошибок. То есть наши родители, учителя высоко оценивают воспитательный потенциал сказок.
Кроме опроса мы провели анкетирование в двух классах – 3а и 4а. Задали ребятам несколько вопросов и предложили проанализировать сказку, найти в ней поучительный смысл.
На первый вопрос: «Читают (или читали в детстве) тебе сказки?» из 46 человек 45 ответили положительно.
Самые любимые сказки у детей – это «Сказка о рыбке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «О попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина, «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Баба-Яга» и др.
Научились у героев этих сказок смелости, хитрости, волшебству.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки – это интересные истории с поучительным смыслом, сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся за нас и читают нам сказки с самого раннего детства. Сказкипрославляют ум, смелость, трудолюбие, доброту, смеются над жадностью и хвастовством, леностью и корыстью. Они учат нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки помогают нам это понять.
Гипотеза моя подтвердилась: сказки – выдумка, но в них есть свой смысл, главное надо его понять; сказки необходимы современным детям.
В 3 и 4 классах мы с ребятами обсудили эту тему и предложили им написать собственную книгу сказок с красивыми рисунками. У нас получится альманах, который мы подарим нашей школьной библиотеке.
А я продолжу изучать русские народные сказки и писать свои поучительные сказки для своей любимой младшей сестренки.
Как хорошо, что есть на Земле
Сказки чудесные эти!
Сказку возьмём, вместе прочтём
И про неё пропоём!
Пусть живут вечно сказки,
Пусть они дарят людям
Волшебство, справедливость,
Красоту и добро!
ЛИТЕРАТУРА
Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» - Издательство «Астрель», 2005 г.
Квятковский А. Поэтический словарь - Москва «Советская энциклопедия», 1966
Мамин-Сибиряк Д.Н. Сказки и рассказы. - Москва, «Астрель», 2006 г.
Обо всём на свете, Большая детская энциклопедия - «Астрель»
Русский фольклор - Москва,2002 г.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
Русский фольклор - Москва,2002 г.
Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.
http://writerstob.narod.ru Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.
https://zen.yandex.ru/media/mirokru/skazkoterapiia.