Нравственная проблема в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Значение романа для духовно-нравственного развития современного читателя

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нравственная проблема в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Значение романа для духовно-нравственного развития современного читателя

Сидоренко Дарья Дмитриевна 1
1МБОУ "СОШ № 46" г. Калуги
Яловая Анастасия Егоровна 1
1МБОУ "СОШ № 46" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
I. Введение

Открывая книгу И.С. Тургенева «Отцы и дети», читатель понимает, что речь в романе будет идти о семейных отношениях, о проблемах, которые возникают между представителями старших и младших поколений. Безусловно, центральное место в книге занимает нравственная проблема взаимоотношений поколений, поиска смысла жизни, выхода из конфликта, который часто сопровождает взаимоотношения людей. В толковом словаре С.И. Ожегова «конфликт» толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор. Основной конфликт в романе «Отцы и дети» разворачивается между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. Базаров – молодой человек, демократ, убежденный революционер-нигилист, который отрицает все возвышенное, по его мнению, бесполезное. Павел Кирсанов, его оппонент, является либералом, аристократом, дворянином, который имеет безупречные манеры и «принсипы». Он не терпит инакомыслия, источником которого становится Базаров. После того, как мы узнаем основные черты этих героев, становится понятно, что конфликта избежать никак не получится. Удивительно, но несмотря на разницу в происхождении, воспитании, образе мыслей, у этих героев много общего. Они оба самолюбивы. По характеру это сильные люди, которые могут влиять на окружающих, наконец, они одиноки, и каждый по-своему несчастен.

Конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым трудно разрешим, потому что он политически, идеологически окрашен. Этот конфликт шире, чем просто конфликт поколений. Ведь нашли же общий язык отец и сын (Аркадий и Николай Петрович). Конечно, это совершенно другие натуры, мягче, терпимее. Вот в этом и кроется ответ на вопрос: можно ли избежать конфликта поколей? Можно, если каждая сторона проявит уважение к взглядам, привычкам другого. Можно ли избежать идеологического конфликта поколений как конфликта смены уклада общественных отношений? Конечно, это труднее, но любым реформаторам-разрушителям надо помнить о конкретных людях, жизнь которых они хотят «улучшить», часто помимо их воли. Возможно, иногда хирургическое вмешательство в организм крайне необходимо, но надо пациента готовить к принятию такого вмешательства.

Цель исследования: на основе анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и изучения критических статей о романе прийти к пониманию решения проблемы конфликта поколений автором и определить значение романа для духовно-нравственного развития современного читателя.

Задачи исследования:

Проанализировать роман, выделить основные проблемы, определить точку зрения автора на проблему конфликта поколений.

Прочитать критические статьи о романе и определить основные тенденции в осмыслении нравственной проблемы.

Сделать вывод о роли романа в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

II. Основная часть

1. История создания и особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» создавался в период отмены крепостного права. Россия переживала в это время ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России. Это была попытка писателем осмыслить направление движения «новых людей».

Роман был начат в 1860 году на о. Уайте Франции. Образ молодого провинциального врача, с которым случайно встретился И.С. Тургенев, послужил, в некоторой степени, прототипом Базарова. Работа над романом продолжилась в Париже. В течение зимы были написаны первые главы.

Заканчивает Тургенев роман в Спасском-Лутовинове, усадьбе писателя в Орловской губернии. В марте 1862 года роман «Отцы и дети» появляется в «Русском вестнике». И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

По жанру роман является социально-психологическим. Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино-Никольское – дом родителей. Во второй половине романа мы замечаем изменения в образе Базарова, мучительно старающегося сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Как известно И. С. Тургенев долгое время работал в журнале «Современник». Уход Тургенева из «Современника» был связан со статьей Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», написанной по поводу романа Тургенева «Накануне».Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий.

2. Основная нравственная проблема в романе

Проблема «отцов» и «детей» – одна из важнейших как в романе, так и в общечеловеческом плане. Это нравственная проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым, гордость за славные страницы истории дает ему будущее. Великий русский поэт, писатель, драматург 19 века А.С. Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»0.

Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного пути – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. Нельзя строить фундамент будущего на отрицании прошлого. Русский философ и религиозный мыслитель 20 века С.А. Франк предупреждал, что «всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение». Он подчеркивал, что человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство»0. Конфликт поколений особенно остро чувствуется в переломные моменты истории. В такой период развития общества ярко выступают несогласия по поводу переустройства страны. Молодое поколение часто выдвигает новые моральные ценности, забывая об их вечности и незыблемости. А ведь добро и зло, честь и предательство, жестокость и милосердие нельзя подменить, они всегда сохраняют свою суть в любые времена.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» показана, можно сказать, вечная проблема непонимания между людьми. Если рассматривать роман с точки зрения исторической, нужно понимать, что автор писал о проблемах своего времени. Вот как он сформулировал свой замысел: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?..» Мы видим, что симпатии И.С. Тургенева не на стороне аристократов, его внимание привлекает, как ни странно, нигилист, разрушитель, революционер. Для современного читателя во многом утрачиваются причины спора, на поверхность выходит глобальная проблема – конфликт поколений вообще. Суть этого конфликта заключается в том, что каждое последующее поколение считает себя умнее, лучше предыдущего. Новое поколение, как правило, отрицает старые устои, считая их пережитками, устаревшими, часто бунтует против прежних порядков, чем и вызывает возмущения в обществе представителей старшего поколения. И отсюда вытекает основной нравственный вопрос: этот конфликт неизбежен? Чтобы ответить на него, обратимся к роману.

С первых страниц романа Иван Сергеевич Тургенев говорит о том, что, безусловно, России нужны преобразования: «Нет, не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы, но как их исполнить? как приступить?» Эти вопросы тревожат всех героев романа. Старшее поколение надеется на мудрость правительства, на преобразования в стране путем реформ. Аркадий в начале романа предстает перед нами как отрицатель, нигилист, но читатель понимает, что это лишь модное слово для него, он ничего не понимает в революционных вопросах. И только Базаров, кажется, знает, что и как надо делать, чтобы жизнь поменялась в лучшую сторону. Весь его образ, начиная с одежды, занятий, например, препарирование лягушек, вызывают удивление и, в некотором роде, недоумение у всех. Евгений Васильевич – естествоиспытатель, он занимается изучением медицины, зоологии, ботаники. Он единственный кажется человеком деятельным. Однако герой романа умирает молодым, не успев ничего сделать, проявить свою деятельность в масштабах страны. Но мы уверены, что, если бы не смерть, ему бы не помешали ни любовь, ни дружба, чтобы посвятить себя важному делу.

Читая роман, мы понимаем, что каждое поколение рождает людей – преобразователей, разрушителей, смело идущих к своей цели. Только жизнь (известные события 1917 года и памятные 90-х) показывает, что жесткие реформы, крутые исторические перевороты в политике не приносят народу облегчения. Такие реформы, где основным действием является разрушение, губительны как для отдельных людей, так и для страны в целом.

Конечно, это роман не только о противостоянии двух интересных, неординарных людей, которые думают, что заботятся о судьбе страны. В романе мы находим раздумья о любви и дружбе, о проявлении любви и уважения к родителям, о смысле жизни. Мы с интересом наблюдаем «возвращение» Аркадия к истокам семьи. В начале романа это молодой человек, который подражает старшему другу, стараясь во всем походить на него. Но воспитание, мягкие, но настойчивые поиски со стороны отца пути подхода к сердцу Аркадия, делают свое дело. Николай Петрович, растивший сына один, старается интересоваться, чем живет его взрослый сын, не раздражать его, оберегать от семейных потрясений, читает рекомендованные сыном книги, чтобы понять его. В свою очередь, Аркадий с пониманием относится к чувствам отца в отношении Фенечки, старается больше времени проводить вместе с отцом, думает об оптимизации семейного поместья и экономических делах в целом. Так представители разных поколений находят общие точки для бесконфликтного существования, потому что прикладывают соответствующие усилия для того, чтобы понять друг друга. Вот ответ на поставленный вопрос: можно ли избежать конфликта поколений?

3. Споры критиков о романе

Ни одно произведение И. С. Тургенева не вызывало таких разноречивых откликов, как «Отцы и дети». И это понятно. Роман "Отцы и дети” создавался Тургеневым в трудное для России время. Отмена крепостного права в 1861 году как следствие кризиса крепостнической системы. Правительство понимало, что в России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: революционеров-демократов, которые провозглашали революционные перемены, и либеральное дворянство, стоявшее за поэтапное изменение путем реформ.

Тургенев неоднозначно относился к образу Базарова. В письме к
А. Фету: он говорит: «Хотел ли я отругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»0.

Редактор журнала «Русский вестник», где был напечатан роман,
М. Н. Катков был возмущен всесильностью «нового человека», каким, с его точки зрения, был изображен Е. Базаров. Он говорит о природе привычки все отрицать: «
Итак, сила нашего нигилизма заключается не в свойстве его содержания, - он в том и состоит, чтобы не иметь никакого существенного содержания, - а в обстоятельствах среды. Среда делает его силою, она обусловливает его значение и развитие. Отрицание за отрицанием порождает склонность к отрицанию, образует навык, и из этой склонности, из этого навыка вырастает наконец непреодолимая страсть, которая, как и всякая страсть, может доходить до степени помешательства, теряя всякую определенность и всякий предмет. Отрицания для отрицания - вот сущность этой страсти»0.

Критик А. Антонович в статье с выразительным названием «Асмодей нашего времени» (то есть «дьявол нашего времени») отметил, что Тургенев «главного героя и его приятелей презирает и ненавидит от всей души». Он увидел положительное начало в «отцах»: «Они, в противоположность детям, проникнуты любовью и поэзией, они люди нравственные, скромно и втихомолку делающие добрые дела; они ни за что не хотят отстать от века. Даже такой пустой фат, как Павел Петрович, и тот поднят на ходули и выставлен человеком прекрасным». О нигилистах он говорит так: «они собою вполне довольны, - они вполне довольны тем, что все легко поддается, легко ломается, легко отрицается. Им незачем обращаться на себя, они нападают на других, и нападают тем охотнее, что все само собою валится». Антонович упрекает Тургенева, что тот не объясняет природу происхождения взглядов Базарова. Автор статьи задается мыслью – «имеет ли у нас этот нигилизм серьезное значение и суждено ли ему будущее?». «Объем» нигилизма может определяться, по мнению автора, «объемом той среды, в которой он обнаруживается». Верное средство против явлений отрицания Адамович видит в усилении «всех положительных интересов общественной жизни. Чем богаче будет развиваться жизнь во всех своих нормальных интересах, во всех своих положительных стремлениях, религиозных, умственных, политических, экономических, тем менее будет оставаться места для отрицательных сил в общественной жизни. При таких обстоятельствах Базаровым было бы крайне неловко; им приходилось чувствовать себя в положении презрительном и бессильном, а это для них самая лютая смерть»0. Мне кажется эта мысль интересной. Действительно, отрицать легко, когда общество находится в поиске дальнейшего пути, когда разрушена экономика, социальные институты не работают. Но если страна крепка своими экономическими и социальными позициями, если общество нравственно здорово, то разрушителю сложно будет найти последователей и сочувствующих.

Д. И. Писарев, редактор «Русского слова» увидел в романе правду жизни: «Тургенев не любит беспощадного отрицания, а между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает читателю уважение»; «...Никто не может в романе ни по силе ума, ни по силе характера сравниться с Базаровым»0. Роман Тургенева, по Писареву, замечателен еще и тем, что он будоражит ум, наводит на размышления. Писарев принимал в Базарове все: и пренебрежительное отношение к искусству, и упрощенный взгляд на духовную жизнь человека, и попытку осмыслить любовь через призму естественнонаучных взглядов. В статье Д. И. Писарева «Базаров» есть много спорных положений. Но общая трактовка произведения убедительна, и читатель часто соглашается с мыслями критика. Общественное значение Базаровых Писарев видел в том, что они разрушают суеверия и авторитеты, расчищают почву для формирования передового мировоззрения. Именно такие люди, как Базаров, по мнению Писарева, необходимы стране. Базаров не отступит перед препятствиями и не струсит перед опасностью,- пишет критик, намекая на те качества тургеневского героя, которые должны быть присущи революционеру.

Увидеть в романе внешнее различие «отцов» и «детей» несложно, а вот разобраться во внутреннем содержании полемики между ними — гораздо труднее. В этом нам помогает Н. А. Добролюбов — критик журнала «Современник». «...Люди базаровского склада, — считает он, — решают ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». Сравнивая позиции людей 40-х и людей 60-х годов, Н. А. Добролюбов сказал о первых: «Они стремились к истине, желали добра, их пленяло все прекрасное, но выше всего для них были принципы. Принципами они называли общую философскую идею, которую признавали основанием всей своей логики и морали». Шестидесятников Добролюбов назвал «молодым действующим поколением времени»: они не умеют блестеть и шуметь, никаким кумирам не поклоняются, «их последняя цель не рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству»0.

Привлекает ли этот образ современного читателя? Базаров смел, своеобразен, имеет свою позицию на все. Можно уважать его желание жертвовать собой ради идеи. Но эта его идея — переделать мир, лично меня, настораживает.

IV. Заключение

Значение романа для духовно-нравственного воспитания молодежи

«Отцы и дети» являются, в какой-то мере, историческим документом идеологической борьбы в России середины XIX века. Но тургеневское произведение нельзя ограничить только этим смыслом. Писатель говорит о важной для всех времен проблеме - об опасности утраты последующим поколением достижений человеческой культуры, о трагических последствиях вражды и разъединения людей.

Н. Н. Страхов в статье «И.С.Тургенев. «Отцы и дети» пишет: «Написать роман с прогрессивным или ретроградным направлением еще вещь нетрудная. Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний»0.

Современен ли роман? Вслед за критиком Писаревым хочется сказать, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». В наше время приверженцев нигилизма становится больше, чем, скажем, лет 30-40 назад. Иногда людям проще все отрицать, говорить, что все плохо, не предлагая лучшего пути. Разрушителям всегда проще показать свою «деятельность», нежели созидателям. Ведь созидание – это процесс трудный, поэтапный, требующий больших душевных сил и самоотдачи. И в наше время есть много приверженцев известных слов:

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем…

Как правило, разрушители оставляют хаос и страдание после себя, а строить, создавать приходится ни одному поколению. И здесь уже не проблема «отцов» и «детей» в возрастном плане, а проблема мировоззрений. Еще раз повторюсь, что эта проблема вечная. Еще Геродот писал: "Нынешняя молодежь ужасна - для них нет авторитетов, они ни во что не ставят своих родных, гуляют и хулиганят".

Я хочу сказать, о мере ответственности каждого поколения, и человека в отдельности, в сохранении единства общества. Ведь ни одна реформа, будь она социальной, или демократической просто не способна зачеркнуть нравственную составляющую семейных ценностей в жизни каждого человека. Связь поколений всего общества начинается с порога каждой конкретной семьи. Как члены семьи смогут решать возникающие противоречия, как они смогут беречь душевное состояние друг друга, во многом определяет нравственный климат всего общества. И, конечно, главная роль в решении противоречий, все же должна принадлежать родителям. Ведь смог же Николай Петрович не потерять духовную связь с сыном. И.С. Тургенев показывает в романе, как отец старается лучше узнать интересы сына, общаясь с его друзьями. Да и Аркадий старается принять выбор отца (Фенечка). Значит конфликт поколений может решиться, если каждый найдет в себе силы для компромисса, если на первое место в каждой семье встанут вопросы уважения друг друга, нравственные вопросы, человеческие.

И. С. Тургенев и его роман «Отцы и дети» учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах, если своевременно не приложим усилий.

Список использованной литературы, в том числе и из интернет-источников:

http://az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml

http://esse-ege.ru/критерии-оценивания-эссе-по-русскому/цитаты-и-афоризмы-по-теме-историческ/

https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/

А. А. Фету - Письма 1862-1864 - Мемуары и переписка- Тургенев Иван Сергеевич http://www.ivan-turgenev.ru/memyari/088-42.html

Антонович М.А. Асмодей нашего времени («Отцы и дети». Роман Тургенева) //http://az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml

Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года // http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0150.shtml

Катков М.Н. О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева // http://az.lib.ru/k/katkow_m_n/text_0080.shtml

Писарев Д.И. Базаров // http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

Страхов Н.Н. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» // http://az.lib.ru/s/strahow_n_n/text_0050.shtml

0 http://esse-ege.ru/критерии-оценивания-эссе-по-русскому/цитаты-и-афоризмы-по-теме-историческ/

0 https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/

0 А. А. Фету - Письма 1862-1864 - Мемуары и переписка- Тургенев Иван Сергеевич http://www.ivan-turgenev.ru/memyari/088-42.html

0 Катков М.Н. О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева // http://az.lib.ru/k/katkow_m_n/text_0080.shtml

0 http://az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml

0 Писарев Д.И. Базаров // http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

0 Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года // http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0150.shtml

0 Страхов Н.Н. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» // http://az.lib.ru/s/strahow_n_n/text_0050.shtml

Просмотров работы: 8368