ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПАРАДИГМЕ ВРЕМЕНИ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПАРАДИГМЕ ВРЕМЕНИ

Софронова М.Н. 1
1МБОУ "Покровская СОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева"
Луковцева Т.Н. 1
1МБОУ "Покровская СОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В мире существуют тысячи интересных и разных профессий. Кто-то управляет страной, кто-то делает бумагу, кто-то рисует картины. Но одной из самых сложных и самых интересных является профессия учителя.

Учитель, мугаллим, педагог, гуру, наставник, преподаватель… Пожалуй, трудно

найти других представителей человеческого общества, которых возвеличивали бы все известные поэты и писатели, мыслители и ученые… Ведь у них тоже были учителя, благодаря которым, они и стали именно тем, кем мы их знаем. Учитель всегда на виду и от него зависит будущее тех, кого он учит.

Таким образом, тема, поднятая нами, является актуальной.

С течением времени менялись требования к учителю и сейчас к этой профессии предъявляются самые серьезные требования, потому что в руках учителя будущее детей, а значит и всей страны. Учитель является неотъемлемой составляющей учебного процесса, то образ идеального педагога с течением времени постоянно модифицируется. Новизну своей работы видим в том, чтобы раскрыть образ учителя в парадигме времени через литературу. Необходимость решения данной проблемы повлияло на выбор темы «Образ учителя в русской литературе и современной действительности».

Предмет исследования – история развития образования в 18-21 веке, объект исследования – образ педагога.

Методы исследования:

метод анализа художественного текста, описательный метод;

метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия;

анкетирование.

Цель: проследить динамику образа педагога в русской литературе и истории. Исходя из цели, поставила следующие задачи:

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;

Сопоставить образы учителей в русской литературе 18-21 веков;

Провести социологический опрос по данной проблеме;

Провести сравнительный анализ образа педагога в русской литературе и истории.

Гипотеза: образ учителя в сознании людей меняется под влиянием политического режима и общественного мнения.

Практическая значимость работы видится в том, что результаты исследования и теоретические выводы могут быть использованы на уроках литературы, а также полезна для учащихся, сдающих ЕГЭ по этим предметам.

Глава 1 Образовательные реформы в России

Реформы в образовании в 18 веке

XVIII век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

При Елизавете (1741—1762) военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе фаворита императрицы И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1757 г. — Академия художеств.

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

В 1782—1786 годах Екатериной II была осуществлена школьная реформа. В 1786 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60—70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.

К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

1.2 Реформы в образовании в 19 веке

К нач. XIX в. Общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

В 1802 году при Александре I было учреждено Министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений с ее новыми принципами в системе образования:

бессословность учебных заведений,

бесплатность обучения на низших его ступенях,

преемственность учебных программ.

Предварительными правилами в 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда:

1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища,

2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе,

3) 4-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах,

4) университеты.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г. Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер:

приходские школы для крестьян;

уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей;

гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).

для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. Существовало 5 кадетских корпусов. К середине XIX в. Их насчитывалось двадцать. Если в нач. XIX в. Числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Реформы в образовании в 20 веке

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковно-приходские школы были значительно увеличены (почти вдвое).

К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось:

Название страны

Россия

Австрия

Великобритания

Германия

США

Франция

Япония

Число обучающихся

59

143

152

175

213

148

146

К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания, 2414 других ведомств. Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %).

По данным обследования, проведенного в 1894 г. Комитетом Грамотности, начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися. Таким образом, уровень образования низших слоёв населения был очень невысок, даже начальное образование не было общим. Развитие системы школьного образования затруднялось также отсутствием закона о всеобщем обязательном обучении. К этому времени во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено всеобщее обязательное обучение. В России после обсуждений в Государственной думе в 1908—1912 гг. реформа образования заключалась с введением общего начального образования, которое планировали завершить примерно в половине губерний России (в европейской части) до 1918 г, а в полном объёме, по всей империи — к концу 1920-х годов. Фактически к 1917 году практически полный охват начальным образованием был обеспечен в европейской части РИ среди мальчиков, но среди девочек — только на 50 %.

Финансирование системы начального образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5088029.

После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %).

В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.

Глава 2 Образ учителя в русской литературе

Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. Многие века к этой теме обращались многие знаменитые авторы. Так, в период с 18 по 21 век были написаны такие известные всем произведения как «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Детство» Л.Н. Толстого, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Первый учитель» Ч.Айтматова, «Обелиск» В. Быкова и другие.

Образ учителя в литературе XVIII-XIX веков

Самыми известными произведениями о профессии учителя в литературе XVIII-XIX веков являются комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» и роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повесть Л.Н. Толстого «Детство».

В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» мы встречаем в качестве учителей Кутейкина, Цыфиркина, немца Вральмана. Отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком. Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин – это недоучившийся семинарист. Но если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, неравнодушен и жаден к деньгам. В сатирическом образе представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало, что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку. Но, так или иначе, все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В комедии Фонвизина представлены не профессиональные учителя, а люди, случайно попавшие в эту профессию.

В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию». «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Учитель был уличен в беспутстве, пьянстве и пренебрежении обязанностями. Образ учителя, несомненно, отрицательный.

В первой части трилогии Л. Н. Толстого «Детство» учитель Николеньки Иртеньева – Карл Иваныч. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехи час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отраженное в повести отношение Николеньки к Карлу Иванычу показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, он – совершенный учитель. Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Вывод: в 18 веке и начале 19 века образование не ценилось в дворянских кругах, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Такой портрет учителей в литературе 18-19 веков связан и с политикой государства. Только в 18 веке Россия начинает заявлять о себе как о светском государстве, это связано с реформами Петра I, Елизаветы I, Екатерины II, Александра II и Николая II. Учителя приезжали в основном из-за границы, так как специализированных учителей на тот момент было очень мало. Малограмотные дворяне набирали гувернеров особо не вдаваясь в их образование, порой, желая сэкономить, нанимали людей без специального образования.

К концу 19 века меняется отношение людей к педагогу, в литературе учитель предстает как компетентный, высокообразованный, добросовестный, ответственный человек, дворяне старались подыскать своим детям компетентных гувернеров, а также отсылали получать образование в лицеи и пансионаты.

Образ учителя в литературе XX века

Самыми известными произведениями о профессии учителя в литературе XX века являются рассказы В. Распутина «Уроки французского», А. Платонова «Песчаная учительница», В. Быкова «Обелиск» и Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

Бездушие и жестокость противоестественны для учителя Лидии Михайловны, героини рассказа В. Распутина «Уроки французского». «Это один из лучших моих рассказов, - позднее признавался писатель. – Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». Прообразом учительницы французского языка послужила учительница самого писателя, которую он впоследствии отыскал. Настоящим учителем можно назвать только того, кто учит доброте и неравнодушию к окружающим – главная мысль этого произведения.

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», - начинается рассказ «Уроки французского». Так в начальных строках автор определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, становление героя. В голодные послевоенные годы молодая учительница всячески предлагала помощь мальчику из деревни, но он отказывался. Приглашая его на дополнительные уроки французского языка, она угощала его чаем, но гордость не позволяла ему притрагиваться к еде. Лидия Михайловна стала играть с ним на деньги в «пристенок». Став взрослым, он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш». Этот бескорыстный поступок директор оценил как «… преступление. Растление. Совращение». Учительница была уволена и уехала к себе домой. Даже оттуда она отправила своему ученику посылку с крупными яблоками, о которых рассказывала, и макаронами.

Потом Лидия Михайловна так и не вспомнила об этой посылке, а он этот урок запомнил на всю жизнь, в его судьбе она сыграла огромную роль: помогла осознать, что нельзя пройти мимо чужой беды. Французский язык наш герой так не выучил, а вот уроки доброты и милосердия усвоил на всю жизнь. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Главная героиня рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» - Мария Нарышкина. Свой короткий рассказ автор делит на пять небольших частей, и этот прием превращает рассказ в маленькую повесть о трех годах жизни молодой учительницы, посвященных труду на благо других людей. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя М.А. Платонова.

Первая глава посвящена предыстории этой молодой, но необыкновенно сильной духом женщины. У нее было спокойное безоблачное детство и любящий отец учитель, закончилась ее беззаботная жизнь, когда ее распределили после окончания учительских курсов в село Хошутово, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Наблюдая за безотрадной жизнью крестьян, она понимает, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». Сильный и мужественный характер, целеустремленность и милосердие не позволили ей остаться в стороне: она возглавила борьбу с песками и победила. Но через три года ей пришлось встретиться с кочевниками, чтобы принять и их правду: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Но ее ждет новое испытание, она получает задание еще более сложное – поехать в другое село, чтобы обучить его жителей окультуривать пески. Желание спасти народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да».

Эта женщина, молодая и красивая, жертвует своей личной жизнью ради жителей села. Она преданно служит людям, отдавая личное счастье взамен общественному, поэтому и заслужила такое уважение: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».

Образ молодой учительницы стал героическим. Она проделала большой путь и была готова сделать еще столько же, ради победы. Таким человеком можно гордиться и ставить его в пример!

Алесь Иванович Мороз, главный герой рассказа «Обелиск» В. Быкова – обычный сельский учитель начальных классов. У Мороза был иной взгляд на воспитание учащихся. Для него самой главной задачей было сделать ребят Людьми. Этого, по его мнению, можно было добиться лишь личным примером.

Он работал вместе с учениками, он учил ребят любить животных и заботиться о них, приучал к ответственности. По мнению Мороза наиболее важная для становления личности литература – это произведения Толстого. Несмотря на болезнь, Мороз продолжал преподавать: читал детям найденные им книги.

Доброта и отзывчивость, неравнодушие учителя проявляются в ситуации, когда Морозу нужно было отвести девочек домой из-за темноты зимой.

Во время войны Мороз активно помогает партизанам: жители Сельца принесли ему радиоприемник, он слушал сводки и передавал их партизанам. Из-за связи с партизанами весной полиция нагрянула в школу. Ребята решили совершить диверсию на мосту, подпилив у него столбы, чтобы машина не прошла. Они пытались таким образом наказать «Каина», полицая, который «много бед принес людям… С усердием служил немцам». Ребят в результате арестовали и когда эта новость дошла до Мороза, он, прекрасно зная, что это приведет к его неминуемой гибели, все равно пошел к своим ученикам. Пошел через туман, чтобы немцы не обнаружили местонахождение партизанского отряда. Даже когда их повели на казнь, Мороз попытался спасти Павлика Миклашевича. Мороз отвлек полицаев и Павлик сумел скрыться в лесу, но ему выстрелили в спину и он был тяжело ранен. Мороза за это очень сильно избили. В итоге Павлик, даже сильно раненый, спасся и избежал казни.

Поступки Мороза оказали ключевое влияние на формирование личности Миклашевича. Благодаря упорству и настойчивости Миклашевича имя Мороза было реабилитировано и увековечено на обелиске.

Еще один яркий образ учителя воссоздает Г.Н. Щербакова в рассказе «Вам и не снилось». Татьяна Николаевна, учительница литературы, использует демократический стиль общения, относится к ученикам как к равным, способным переживать сильные чувства. Ученики доверяют ей, советуются, ходят на прогулки, навещают ее, когда она была больна. Несмотря на то, что Татьяна Николаевна предстает перед нами уставшей от работы, «перегоревшей», о своем предмете она отзывается с любовью: «Я же единственный предметник, который касается души».

Татьяна Николаевна старалась воспитать в своих учениках чувство доброты, порядочности. Она делала своих учеников ответственными и пунктуальными людьми. Но самое главное – обладающими способностями дружить, доверять и любить. С помощью доверительных отношений с детьми учительница рассуждает с ними о вечных жизненных проблемах и ценностях. Хоть дети и имеют своеобразные характеры, учительнице удается найти со всеми общий язык. Так, в повести образ учителя показан не просто как наставник, но и как друг, трепетно относящийся к формированию детских душ.

Вывод: литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – ликвидировал безграмотность в России. Учитель в это время – это в меру строгий наставник. Его отношения с учениками строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях этого периода на первый план выходят нравственные ценности, перед нами мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других.

После революции 1917 года перед педагогикой встаёт другая задача – обучить бедные и неграмотные слои населения. Советская власть активно пропагандирует и продвигает повсеместное образование в связи с чем, во все уголки страны направляются учителя. В годы ВОВ и послевоенное тяжелое время от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время. Таким примером учителя можно считать Лидию Михайловну из рассказа «Уроки французского», Алеся Мороза из «Обелиска».

2.3 Образ учителя в литературе конца 20 начала 21 века

Для анализа образа учителя в литературе XXI века нами взяты произведения «Работа над ошибками» Ю. Полякова и роман А. Иванова «Географ глобус пропил».

В своей повести «Работа над ошибками» Юрий Поляков смог показать тяжёлый период нашей страны, когда вслед за изменяющейся обстановкой к концу 20-го столетия советские принципы неизбежно сменились постсоветскими, и как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями. Становится очевидной необходимость создания государством новой школы во имя новых требований к существованию и культурных запросов. Понятно, что миссия учителя-наставника всегда была безмерно велика, а проблема современного педагога в своём значении увеличилась вдвое. И поиск такого нового учителя совершает Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова…

«Образование, - утверждал писатель, - основа основ любой социальной системы. Учитель, в особенности учитель словесности или истории, волей-неволей становится бойцом идеологического фронта». «Работа над ошибками» посвящена самой болезненной теме современности – взаимоотношениям учителей и учеников.

Сюжет повести незамысловат. Молодой журналист Андрей Петрушов временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы. Как лицу новому и непосредственному, Петрушову выпадает возможность увидеть многое свежим взглядом. И то, к чему давно привыкли учителя, открывается молодому учителю совершенно по-новому. Девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это становится составляющим современной школы. Это выглядит ново, и лишь школьные учителя по-прежнему завалены бумажной работой: «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет.

В повести затронут широкий круг проблем из жизни современной школы: «закулисные» махинации, интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети-акселераты и инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.

Ещё одним произведением о современной школе является роман молодого пермского писателя Алексея Иванова под сатирическим названием «Географ глобус пропил».

Главный герой произведения «Географ глобус пропил» - Виктор Сергеевич Служкин, переживающий кризис по всем фронтам. Он возвращается в родной город, чтобы начать новую жизнь. Неисправимый романтик, оптимист и шутник, здесь он влачит неброское существование со своей сварливой женой и дочкой в маленькой квартире в одном из российских городов под названием Пермь. Единственное место, куда ему удается устроиться – местная школа, где он начинает преподавать географию. И достаются ему девятые классы – «А», «Б» и «В» - один сложнее другого.

Случается так, что в его кабинете географии для урока оказывается «всего четыре наглядных пособия: глобус, кусок полевого шпата, физическая карта острова Мадагаскар и портрет Лаперуза». Вроде бы учитель обязан учить, но нет учеников, обязанных учиться, да и как учить с одним лишь глобусом и одной физической картой?

Отсюда нам становится понятно название романа: «Географ глобус пропил». «Географ» и «глобус» - ясно, остаётся лишь слово «пропил», но и это можно объяснить: пьёт сам Служкин, пьют его лучшие друзья и приятели, пьют его ученики – старшеклассники. Только на самом деле географ свой глобус не пропил, его выкрали из кабинета географии. Поэтому можно сказать, что название романа носит иронический смысл. Читатель также должен обратить внимание на постановку ударения в первом слове «пропил». С помощью этого ударения заглавие романа приобретает характер ритмически организованной дразнилки.

Роман, начинавшийся как произведение откровенно юмористическое, уже к середине переходит в трагикомедию – жанр, в котором, видимо, и следует писать о современной жизни.

Вывод: произведения этого периода рисуют учителя абсолютно противоположный образу учителя 20 века. Отношения ученика и учителя, натянутые. И соответственно меняется художественный образ. Профессия учителя малооплачиваема, непрестижна. С одной стороны учителя пытаются в такой сложной обстановке повсеместной разрухи научить детей нравственности, дать им знания, с другой стороны учитель в погоне за благосостоянием сам не является примером добра и чистоты.

Такой образ учителя неразрывно связан с веянием того времени, когда в стране на первый план выдвигаются материальные блага, царит разруха, каждый человек вынужден думать о хлебе насущном, зарплата не выдается месяцами.

Глава 3 Описание исследования и его результаты

3.1 Образ учителя в современной действительности

Для представления образа учителя в 21 веке мы провели анкетирование среди учащихся, родителей и педагогов МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им.И.М. Яковлева. В анкете всего приняло участие 252 респондента.

По итогам анкетирования получили такие данные:

Педагог должен обладать глубокими профессиональными знаниями и регулярно повышать свою квалификацию

Не всегда должен быть строг с учащимися, должен находить общий язык с каждым учеником и объяснять объективность выставленных оценок ученикам

Обладать адекватным чувством юмора, быть пунктуальным и коммуникабельным

При этом пол учителя не имеет особого значения, возраст - до 50 лет и особого критерия к внешнему виду не предъявляют

Респонденты перечислили такие произведениями, как «Уроки французского», «Республика ШКИД», «Человек в футляре», «Чучело», «Джэйн Эйр», «Шарлотта Бронте» и др.

Эти произведения запомнились им тем, что в них учителя добрые, отзывчивые, внимательные, умеют найти выход в безвыходной ситуации, принципиальность и строгость, терпение, душевная теплота и забота, а также индивидуальная харизма педагогов

К современному педагогу предъявляют следующие качества: человечность, доброта, юмор, творческий подход к обучению, умение мотивировать детей, профессионализм, коммуникабельность итд.

Таким образом, современный учитель – профессионал своего дела, компетентный, пунктуальный, коммуникабельный, иметь адекватное чувство юмора, уметь увлечь за собой детей, чутким и в меру требовательным и строгим. При этом к его возрасту, полу и стилю одежды особых требований не предъявляется.

3.2 Сравнительный анализ образа педагога в литературе и истории

Для наиболее точного представления изменения образа педагога в глазах общественности мы сделали сравнительный анализ. Для анализа утвердили следующие критерии: мнение общества и образ в литературе 1 – очень плохо, 2- плохо, 3 – средне, 4 – хорошо, 5 – отлично; государственная политика в области образования: 1 – отрицательная, 2 – ограниченная (частичная), 3 – нестабильная (попустительская), 4 – стабильная (положительная), 5 – стабильная (высокая). Все свои наблюдения, исходя из исследовательской работы, представили в диаграмме:

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Самой высокой точкой пересечения является точка «Середина 20 века». В это время и к педагогу обращено пристальное внимание государства, общества и литературы. Учитель здесь с высокими моральными качествами, который выполняет великую миссию – ликвидировать безграмотность в России.

Самая низкая точка пересечения – «18 век». Это обусловлено тем, что только с начала 18 века Россия благодаря реформам Петра I заявляет о себе как о светском государстве. Учителя приезжали в основном из-за границы, так как специализированных учителей на тот момент было очень мало. Малограмотные дворяне набирали гувернеров, особо не вдаваясь в их образование, порой, желая сэкономить, нанимали людей без специального образования.

Резкий спад происходит в точке «Конец 20 века», когда в стране происходит переворот, население больше заботит не образование, а насущные проблемы, материальное благосостояние. Профессия учителя малооплачиваема, непрестижна. С одной стороны учителя пытаются в такой сложной обстановке повсеместной разрухи научить детей нравственности, дать им знания, с другой стороны учитель в погоне за благосостоянием сам не является примером добра и чистоты.

Заключение

Таким образом, проведя исследование, пришли к таким результатам:

В период с 18-21 век в русской литературе идет повышение статуса и образа педагога с небольшим снижением в конце 20-начале 21 века под влиянием сложившихся обстоятельств 90-ых годов 20 века и 10-ых годов 21 века;

На общественное представление людей о педагоге важную роль играет государство, ее реформы в сфере образования (реформы Екатерины II, Александра II, политика советской власти и политика В.В. Путина);

Идеальный образ педагога сложился в середине 20 века, это мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других, в меру строгий наставник. Его отношения с учениками строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях этого периода на первый план выходят нравственные ценности.

В наше время учитель должен быть профессионалом своего дела, коммуникабельным, в меру строгим, добрым, наставником ученикам, подходить к своим урокам творчески. К полу и внешнему виду учителя особых предъявлений нет (он должен одеваться строго, современно и стильно), но при этом быть в возрасте до 50 лет.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами «образ учителя в сознании людей меняется под влиянием политического режима и общественного мнения», является верной.

Использованные источники:

Е. Гудкова «История образования: от первых школ Руси до советских»/ https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh

Е. С. Безбородкина/ Образ учителя в художественной литературе конца xlx-начала xx века/ https://docplayer.com/119922499-Obraz-uchitelya-v-hudozhestvennoy-literature-konca-xlx-nachala-xx-veka.html

В. Распутин «Уроки французского»

Л.Н. Толстой «Детство»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В. Быков «Обелиск»

А. Платонов “Песчаная учительница”

Г.Н. Щербакова “Вам и не снилось”

Ю. Поляков «Работа над ошибками»

А. Иванов «Географ глобус пропил»

Т.П. Эйхман «Учитель и общество. Размышления на тему»/Проблемы и перспективы образования в современной России/ cyberleninka.ru/article/n/uchitel-i-obschestvo-razmyshleniya-na-temu

https://infourok.ru/obraz-uchitelya-v-klassicheskoy-i-sovremennoy-literaturei-vekov-1829811.html

https://school-science.ru/6/10/38516

https://letidor.ru/psihologiya/5-proizvedenii-russkoi-literatury-s-samymi-yarkimi-obrazami-uchitelei.htm

www.festival.1september.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://www.englishnanny.ru/blog/inostrannye-guvernery-v-rossii-istoricheskiy-vzglyad/

Просмотров работы: 130