СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Архипова К.А. 1
1МБОУ "Покровская СОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева"
Луковцева Т.Н. 1
1МБОУ "Покровская СОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Мой брат учится в 4 классе МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева. Когда он учился в 3 классе, он испытывал затруднения в определении частей слова. И я задалась вопросом: как же ему помочь в изучении этой темы?

Разбор слова по составу относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка, и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правильный морфемный анализ помогает избежать большинство орфографических ошибок. Чем быстрее, увереннее и правильнее ученик анализирует состав слова, тем выше его орфографическая грамотность.

В своей работе мы основывались на многочисленные исследования в области изучения состава слова в русском языке, в том числе на работы М.Ю. Козака «Морфемика и словообразование современного русского языка. Теория», М.М. Козловой и Е.В. Верещагиной «Экспериментальное исследование как основа организации работы по формированию понятия о морфемном составе слова у младших школьников».

Таким образом, тема, поднятая нами, является актуальной.Новизну своей работы видим в том, что разработали новые тренажеры для освоения темы «Состав слова» для младших школьников, а также для развития навыков определения структуры слова в online-формате. Необходимость решения данной проблемы повлияло на выбор темы «Словообразовательные тренажеры по русскому языку для младших школьников».

Предмет исследования – раздел «Словообразование» предмета «Русский язык», объект исследования – тренажеры по теме «Состав слова» в 4 «б» классе МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева.

Методы исследования:

изучение теоретической и методической литературы по теме исследования;

интервью с классным руководителем 4 «б» класса;

анализ результатов ученической деятельности;

количественный и качественный анализ полученных результатов.

В качестве экспериментальной базы, для проведения экспериментальной работы по теме исследования был выбран 4Б класс МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева г. Покровск Хангаласского улуса, так как этот год является решающим в формировании указанных навыков.

Цель: разработка тренажеровдля младших школьников по русскому языку, с помощью которых ученикисмогут с увлечением закрепить свои знания по теме «Состав слова». Исходя из цели, поставили следующие задачи:

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;

Разработать тренажеры по теме «Состав слова»;

Провести экспериментальную работу;

Проанализировать результаты проведенного эксперимента.

Исследование осуществлялось в 4 этапа:

1 этап (июнь - август 2021) - изучениелитературы по данной проблеме.

2 этап (сентябрь – октябрь 2021) –разработка тренажеров по данной теме.

3 этап (октябрь – ноябрь 2021) – проведение экспериментальной части работы.

4 этап (ноябрь 2021) - обобщение и систематизацияматериалов экспериментальной работы.

Гипотеза: разработанные мною тренажеры способствуют лучшему усвоению темы морфемного анализа слова у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Практическая значимость работы видится в том, что результаты исследования и тренажеры могут быть использованы на уроках русского языка учителями начальных классов и русского языка в среднем звене.

ГЛАВА I . МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

1.1 Понятие морфем

Морфемика – раздел языкознания, изучающий структуру и типы морфем. С морфемы начинается ряд двусторонних единиц: морфема – слово – словосочетание – предложение, где морфема есть низшая (элементарная) единица, а предложение – высшая (производная) единица.

Основной единицей и предметом изучения морфемики является морфема. Термин морфема был введен в научный обиход выдающимся польским и русским языковедом Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ в1877-1878 учебном году в курсе лекций, который он читал в Казанском университете. В наше время этот термин является общепринятым в лингвистике.

Морфема — минимальная значимая единица языка. В некоторых учебниках по современному русскому языку морфема характеризуется как наименьшая или минимальная значимая часть слова, однако такое определение не совсем точно, так как в языке много слов, где морфема (корневая) является не частью слова, а самим словом: меню, возле, да. Следовательно, логичнее употреблять термин «морфема» для обозначения минимальной значимой единицы языка.

Основными свойствами морфемы являются ее элементарность(минимальность) и воспроизводимость. Например, слово мама состоит из двух минимальных по семантике частей— мам-а. Первая часть имеет значение женщина по отношению к ее ребенку (детям)', а вторая— значение'имя существительное женского рода в форме им. падежа'. Воспроизводимость морфем выражается в том, что в процессе устной и письменной речи они воспроизводятся говорящим или пишущим в готовом виде, т. е. извлекаются им из памяти. Важнейшим признаком морфемы, как уже было сказано, является ее двусторонность, т. е. наличие в ней плана содержания и плана выражения. Для морфемы типична также ее повторяемость, т.е. функционирование более чем в одном слове.

Кроме этого, выделяют так же основные признаки морфем, среди которых:

1) обязательное наличие значения  (в отличие от фонемы);

2) минимальность, т. е. дальнейшая нечленимость. 

3) на значимые части (можно расчленить только на фонемы).

Таким образом, необходимо отметить важнейшую роль морфемики и словообразования в структуре современного языкознания. Обобщив сущность этих понятий, можно представить основные задачи изучения этих разделов:

- работа над словообразованием и составом слова способствует формированию у личности понимания сущности и структуры построения предложения, лексической взаимосвязи слов в нем, обогащение словарного запаса и развитие осознанного употребления в речи;

- работа над морфемикой закладывает основу для формирования умений осуществлять морфемный анализ любого слова, понимания природы и сущности морфем, особенностей их выявления и обозначения на письме.

1.2 Системность в изучении структурных элементов слова

Слово как основная единица языка может рассматриваться с точки зрения его морфологического строения. Морфологическое строение – это те морфемы, которые входят в структуру слова, т. е. наименьшие формальные части слова, имеющие значение. Морфемика и словообразование – особые разделы языкознания, предметом которых является слово с точки зрения его структуры, морфемного строения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове.

Сущность процесса членения слова на морфемы имеет свое обоснование в самой науке о языке. Морфемы все чаще становятся предметом изучения многих лингвистов, в результате чего было были установлены характерные для них грамматическое и семантико-словообразовательное значение. Известно, что само лексическое значение определенного слова создается путем слияния морфем. Однако учитывая природу отдельных морфем (многозначность префиксов, корней и суффиксов), трудность составляет определение лексического значения слова только на основании морфемного состава.

В общем случае выяснить состав слова – это значит установить все морфемы, из которых состоит слово, это и есть морфемный анализ слова. Проделать словообразовательный анализ – это значит найти то исходное слово, т. е. ту производящую основу, от которой образовано данное, именно это слово; словообразующие аффиксы и определить, каким способом оно образовано.

К ачество умений по морфемному разбору слов зависит от умения учителя объяснить его сущность, приводя примеры. Умения осуществлять морфемный разбор слов для ученика является базой для получения понимания о лексической структуре слова и их видоизменении.

Структурными элементами слова являются: приставка, корень, суффикс, окончание. Обобщение информации касательно определения этих структурных элементом и их особенностей представлены таблице.

Таблица 1

Сущность структурных элементов слова (морфем)

Структурная единица

Сущность

Приставка

При помощи приставок образуются новые слова. Приставки вносят в слово часть смысла. Меняя их, можно придумать целый рассказ. Пример: вышел – пошел – перешел – подошел – ушел – сошел – обошел.

Корень

Корень – сердцевина слова, его смысловой центр. Слова «растут» от него, как ветви от ствола дерева. Уч = учеба, заучить, неуч, завуч, училище, ученый, выучить, учитель, ученик и т. д. Т. е. общая часть родственных или однокоренных слов называется корнем слова.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и выделить общую часть, в которой заключается главный смысл слова. Например: гора – горит

Так же, чтобы найти корень, необходимо «обрезать» слово, насколько это возможно: писательница – писатель – писать – пишет.

Суффикс

Суффиксы придают словам разные смысловые оттенки:

с уменьшительным и увеличительным значением. Пример: дом – домик – домище;

с ласкательным значением. Пример: хлебушко, гнездышко, мамочка;

с выражением презрения, пренебрежением. Пример: умишко, городишко, ружьишко;

обозначающие человека по профессии. Пример: летчик, каменщик, аптекарь, учитель.

Могут из одной части речи сделать другую:

из глагола – существительное. Пример: учить – учитель, носить – носильщик;

из прилагательного – существительное. Пример: белый – белизна, красный – краснота;

из существительного – прилагательное. Пример: зависть – завистливый, правда – правдивый.

Суффиксы помогают называть животных – родителей и их детенышей. Пример: зайчиха – зайчонок, зайчата; медведица – медвежонок, медвежата

Интерфикс

Структурные части слова, которые не имеют ни словообразовательного, ни грамматического значения. Они выполняют в слове чисто строевую функцию и используются как соединительные элементы между частями слова (сам-о-лет, басн-о-писец).

В узком значении интерфиксами называют аффиксальные морфемы, которые соединяют простые основы в сложных словах (пар-о-воз, сем-и-летка, гряз-е-лечебница). Это могут быть гласные звуки: -о- и-е- (градостроение, полеводство, бурелом, чернобровый, кро-веносный), звукосочетания, возникшие на месте окончаний имен числительных , -и, -у, -ух, -ѐх (сорок-а-летний, сем-и-этажный, дв-у-член, дв-ух-метровый, четыр-ѐх-этажный).

В широком значении к интерфиксам относят те элементы, ко-торые появляются между суффиксом и другой частью слова: реле-й/н-ый, шоссе-й/н-ый, кино-ш/ник, арго-т/изм, арго-т/ический

Унификсы

Уникальные элементы в составе слова обычно определяются как морфемы, встречающиеся лишь в одном слове: стекл-ярус, пав-лин, пас-тух, кон-юх. Они не обладают важнейшим свойством аффиксальных морфем –по-вторяемостью.Выделяется две разновидности унификсов:

1) уникальные по форме, но не уникальные по семантике. В этом случае уникальные части имеют аналоги среди полноценных аффиксов: поп-адьи-а и апрекар-ш-а, генераль-ш-а со значением ‘жена лица, названного производящим словом’; рис-унок и отрез-ок, обруб-ок со значением результата действия, префиксы в словах ба-хвалиться и пере-греть, пере-хвалить со значением интенсивного совершения действия;

2) уникальные как по форме, так и по значению, и в этой группе унификсы не имеют соответствий в системе словообразовательных аффиксов, например, почт-амт, стекл-ярус, ва-банк. На долю таких частей слова приходится та часть значения, которая остается за вычетом основы (или корня), например, унификс -ярус в паре стекло – стекл-ярус имеет значение «украшение» (из стекла)

Аффиксоиды

Морфемы переходного типа. Они выполняют в слове функцию словообразовательного суффикса, но не утрачивают связи с родственными словами. Такие словообразовательные части слов занимают промежуточное положение между корневыми и аффиксальными морфемами и не тождественны ни аффиксам, ни корням.

Аффиксоиды могут употребляться как на месте суффикса (тогда они называются суффиксоидами), так и на месте префикса (префиксоиды). К префиксоидам относятся морфемы, употребляющиеся в функции префиксов, например, пол(у)- (пол-у-бортинки, пол-у-круг, пол-у-мера, пол-у-пустыня, пол-у-голый)

Окончание

Изменяемая часть слова. Оно образует формы изменяемого слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении

Постфиксы

Служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и (или) словообразовательное значение.

Постфиксов в русском языке немного. К ним относятся: глагольные постфиксы -ся/-сь и -те; морфемы, образующие неопределенные местоимения и наречия -то, -либо, -нибудь; постфиксы -таки, -ка, придающие словам дополнительные оттенки значения (радовать-ся, трудящий-ся, иди-те, какой-то, ушел-таки, поедем-ка). По старой традиции постфиксы иногда называют частицами или относят к суффиксам, поэтому в разных учебниках приводится разный состав постфиксов.

Постфиксы отличаются от других аффиксов своей способностью употребляться в абсолютном конце слова: после окончаний (какой-то, какая-либо) или после суффиксов и других постфиксов (подерж-и-ка, согни-сь-ка, запомни-те-ка, умой-те-сь-ка).

Нулевой суффикс

Нулевые суффиксы встречаются в формахглаголов прошедшего времени: увез

(0), запер

(0), но виде-

л

(0), слуша-

л

(0). Образование отвлеченных существительныхсо значением процессуальности также может осуществляться спомощью нулевой суффиксации: вывозить – вывоз

(0), бегать – бег

(0), выходить – выход

(0), но петь – пе-

ний

-э, выши

вать – вышива-

ний

-э.

Таким образом, в прямой зависимости от формирования у учащихся точности речи находится осознание сущности и роли морфем в слове. Качество этой связи зависит от целенаправленности действий учителя. Учитывая это, построение учебно-воспитательного процесса должно способствовать не только приобретению понимания лексического значения слова, его грамматических особенностей учащимися, но и осознанного комментария их словообразовательных и морфемных особенностей, которые влияют на грамотность использования слова в своей устной и письменной речи и на приобретение орфографических навыков.

1.3 Задачи изучения морфемного состава слова в начальном общем образовании (программные требования)

Сущность методики работы над составом слова заключается в приобретении понимания учащимися смысловой и структурной связи между однокоренными словами, существующими в русском языке. Это обусловлено тем, что по своей лингвистической направленности понимание семантики и структурных особенностей слов формирует основу для усвоения особенностей их образования в русском языке и особенностей формирования однокоренных слов. Кроме этого, задача методики работы над составом слова сформирована с учетом существующих трудностей, которые возникают у учащихся в процессе изучения морфем и однокоренных слов.

Порядок разбора слова давно известен и исследован многими авторами. Наиболее общий порядок действий ученика при разборе слова по составу было предложено Т. И. Зиновьевой:

определить лексическое значение слова;

определить слово как часть речи;

определить в слове окончание: а) изменить его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравнить изменения слова; в) отделить изменяющуюся часть. Это окончание. Обвести его рамочкой;

выделить основу слова;

выделить корень: а) надо подобрать однокоренные слова; б) определить их сходство по смыслу; в) выделить в них общую часть. Это и есть корень. Обозначить его дужкой;

выделить приставку: а)отделить часть слова перед корнем; б) образовать другие слова при помощи этой приставки; в) подобрать слова с другим корнем, но с этой же приставкой; г) проверить, действительно ли эта часть в слове – приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку). Обозначить приставку условным знаком;

выделить суффикс: а) выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б)подобрать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом (т.е. слова с другим корнем, но с этим же суффиксом); в) проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовать слова при помощи этого суффикса). Отметить суффикс условным знаком.

Изучая состав слова в начальной школе, следует обратить внимание на то, что с течением времени, с утратой одних слов, появлением других, изменением значения слов, их звуковой оболочки происходят изменения в морфемной членимости слов.

Таблица 2

Изменения в морфемной структуре слова

Опрощение

это изменение морфемной структуры слова, при котором ранее производная и членимая на морфемы основа перестает выделять в своем составе аффиксы и превращается в непроизводную, нечленимую. Так, стали непроизводными основы слов знак, звук вследствие утраты языком словообразовательного суффикса – ъ-.

Усложнение основы

изменение морфемной структуры слова, при котором ранее непроизводная основа превращается в производную, членимую на морфемы. Например, заимствованные слова фляжа и зонтик были вначале словами с непроизводной основой. Под влиянием русских одноструктурных слов типа дорожа – дорога, столик – стол появились слова фляга и зонт, а основы слов фляжа и зонтик стали члениться на корень и суффикс: фляж-к-а и зонт-ик.

Диффузия

важнейшей и почти единственной причиной явления диффузии морфем являются различные звуковые изменения, при этом диффузия, возникшая при этом, может на письме не обозначаться и тем самым существовать лишь в устной речи. Например, сшить [шшить], детский [децкий].

У многих слов меняется количество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят изменения значения, функций морфем и т. д. В связи с этим принято говорить об изменении морфологической структуры слова, или его основы.

Также, при разборе слова следует помнить:

окончание может быть нулевым (то есть не выражаться звуками);

в слове может быть один корень или два (такие слова называются сложными);

некоторые корни употребляются только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями: -де-(надеть), -(прийти), -ня-(занять), пт-(птенец), -сяг-(присяга), -у- (обуть), ул- (улица);

многие суффиксы употребляются только в определённых частях речи: -ость, -ение, -тель, -чик, -щик, -ец, -ель, -ист, -ниц, -иц (в существительных); -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -вш- (у причастий); -вши, -ши (в деепричастиях); -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-(в глаголах); -то, -либо, -нибудь (в местоимениях и наречиях);

во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются (восхищаться, восторгаться). Принятые обозначения структуры слова реализуются в конкретном морфемном анализе слова:

Таблица 3

Сущность и специфика методики работы с составом слова в начальном общем образовании напрямую связана с теми умениями и навыками, которыми обучающийся должен обладать в результате знакомства и работы с составом слова.

Таблица 4

Перечень программных требований по изучению состава слова младшими школьниками.

Знания

Умения и навыки

Однокоренные (родственные) слова

Подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Использовать однокоренные слова как средство связи предложений в тексте

Корень как общая часть родственных слов

Выделять корень. Образовывать однокоренные слова от данного корня. Различать слова с омонимичными корнями

Окончание как изменяемая часть слова, выражающая его грамматическое значение

Выделять в слове окончание. Подбирать словоформы с указанным значением. Различать словоизменение и словообразование. Использовать словоформы с учетом синтаксических связей слова

Основа слова

Выделять основу слова

Приставка как значимая часть слова, выполняющая словообразовательную функцию

Выделять приставку (приставки) в слове. Образовывать новые слова с помощью приставок. Разбирать слово по составу. Объяснять простейшие случаи словообразования. Понимать лексическое значение слова с учетом значения приставки (приморский и морской). Осознанно употреблять в речи слова с определенными приставками (влетел и взлетел)

Суффикс как значимая часть слова, выполняющая словообразовательную функцию

Выделять суффикс (суффиксы) в слове. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Разбирать слово по составу. Объяснять простейшие случаи словообразования. Понимать лексическое значение слова с учетом значения суффикса (советчик и советник). Осознанно употреблять в речи слова с определенными суффиксами (забинтовать, а не забинтить)

Таким образом, назначение работы над составом слова заключается в том, чтобы учащиеся приобрели навыки анализа морфемной структуры слова, изучили продуктивные морфемы русского языка, присущие конкретным частям речи. Качество этого навыка зависит от компетенции учителя, основной задачей которого является создание оптимальных условий для приобретения учащимися понимания связи, существующей между лексическим, грамматическим значением слов в русском языке и их морфемной структурой.

Глава 2 Создание тренажеров по теме «Состав слова»

2.1 Место темы «Слово и его значимые части (морфемика)»

в курсе начальной школы

Перед разработкойтренажеровмы рассмотрели рабочую программу предмета «Русский язык» начальной школы в МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им.И.М. Яковлева.

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования России от 05.03 2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Класс

Основной раздел, в котором изучается тема «Состав слова»

Кол-во часов

Описание

2 класс

Слова, слова, слова…

1ч.

Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова

3 класс

Язык как средство общения

13ч.

Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами( очк-, -ек-, -ик-, -еньк). Разбор слов по составу.

4 класс

Слово в языке и речи

5ч.

Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Состав слова. Суффиксы и приставки. Разбор слова по составу. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема «Состав слова» в начальной школе изучается в общей связи с разделом «Лексическое значение слова», основной упор на изучение морфем дается в 3 классе. Во 2 классе происходит ознакомление учащихся с основной морфемой корнем. В 4 классе происходит повторение и углубление темы.

2.2 Разработка тренажеров по теме «Состав слова» для младших школьников

М ой брат Никита учится в 4 классе МБОУ ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева. Когда он учился в 3 классе, он просил меня помочь с выделением морфем в тех или иных словах. И я задалась вопросом: как ему помочь в самостоятельном определении морфем в слове?

П ервым моим тренажером стали «Бумажные словообразовательные пазлы». Так, я разрезала бумажки, на которых написала приставки, корни, суффиксы и окончания. И научила брата складывать из них слова. Благодаря этой игре, он научился различать морфемы, узнал, что из одного корня можно придумать много разных слов, и обогатил свой словарный запас.

В этом году я придумала для него online-тренажеры с помощью мобильных приложений Wordwallи LearningApps. Эти приложения позволяют создавать online-тренажеры. Я свой выбор остановила на них, так как они очень просты в использовании, русифицированный интерфейс, создавать задания на основе шаблонов очень занимательно и интересно. Пошаговая инструкция для создания тренажеров:

Шаг 1

Заходите на сайт https://wordwall.net/ru или https://https://learningapps.org/.

Регистрируетесь, создаете учетную запись.Нажимаете вкладку СОЗДАТЬ УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ.

 

Шаг 2

Выбираете шаблон.

 

Шаг 3

Озаглавливаете. Вводите контент. Сохраняете.

 

Шаг 4

На экране видите интерактивный вариант задания.

 

Шаг 5

Если нужно распечатать, нажимаете ПЕЧАТНЫЙ

 

Шаг 6

Распечатываете.Или загружаете на компьютер.

 

На этих приложениях я создала такие игры как «Состав слова», «Приставки», «Словообразование», «Состав слова» и другие.

2.3 Апробация тренажеров в 4 «б» классе МБОУ ПСОШ №1 с УИОП

им. И.МС. Яковлева

С помощью классного руководителя моего брата Виктории Демьяновны я привлекла весь класс к выполнению моих тренажеров. Перед проведением занятий с использованием моих тренажеров мы проанализировали выполнение «Проверочной работы» учащимися 4 «б» класса, результаты которых представлены в диаграммах:

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Затем 11 ноября 2021г. я провела занятия с использованием моих тренажеров в 4 «б» классе, где поиграли в «Бумажные пазлы» и потренировались на онлайн-тренажерах. Ребята с удовольствием играли и тренировались, было видно их воодушевление и интерес, радовались, когда сами двигали фигурки на тренажерах. 1,5 часа занятия прошли не заметно как для детей, так и для меня.

После проведения занятия я в течение 3-х дней отправляла ребятам ссылки на мои тренажеры по теме «Состав слова» (https://wordwall.net/ru/resource/25022548, https://wordwall.net/ru/resource/25374191, https://wordwall.net/ru/resource/25374191).

И 17 ноября вновь с классным руководителем Викторией Демьяновной провели аналогичную контрольную работу в 4 «б» классе, результаты которого приведены в диаграмме 3-4:

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Таким образом, сравнив результаты проверочной и контрольной работы, пришла к таким результатам:

Повысилось количество справившихся с заданиями «Выделение корня слова», «Выделение приставки слова», «Разбор слова по составу»;

Процент качества по теме «Состав слова» повысился на 17%.

Сейчас мой брат с удовольствием играет на онлайн тренажерах, так как интерфейс этих игр близок к его любимым мобильным играм: фигуры можно самостоятельно перемещать, результаты можно увидеть сразу после выполнения, визуальный эффект привлекательный и разный по тематике, имеется звуковой фон.

По итогам работы я взяла интервью у классного руководителя 4 «б» класса Виктории Демьяновны, которая высоко оценила информативность моих тренажеров, отметив их удобство и простоту в выполнении, полезность для закрепления знаний учащихся и занимательную, интересную подачу материала.

З аключение

Таким образом, проведя исследование, пришли к таким результатам:

Учащиеся начальной школы приобретают навыки анализа морфемной структуры слова, изучают продуктивные морфемы русского языка;

Тема «Состав слова» в начальной школе изучается в общей связи с разделом «Лексическое значение слова», с основным упором на изучение морфем в 3 классе;

Результаты контрольной работы в сравнении с проверочной работой намного выше, что подтверждает эффективность моих тренажеров в закреплении знаний и навыков нахождения морфем в слове;

Классный руководитель 4 «б» класса высоко оценила информативность тренажеров за их удобство и простоту, полезность для учащихся, занимательность.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами «тренажеры способствуют лучшему усвоению темы морфемного анализа слова у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка», является верной.

Список использованной литературы

1.Абдрашева Г.К., Туткышбаева Ш.С., Калибекова Д.Ш.3//Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании -https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-i-mobilnye-prilozheniya-v-obrazovanii

2. М. М. Козлова, Е. В. Верещагина «Экспериментальное исследование как основа организации работы по формированию понятия о морфемном составе слова у младших школьников» - https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-kak-osnova-organizatsii-raboty-po-formirovaniyu-ponyatiya-o-morfemnom-sostave-slova-u-mladshih-shkolnikov

3. И.Г. Атрощенко, А.С. Коваленко, Т.В. Лебедева// Мобильные приложения и их использование в учебном процессе//Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2019. Выпуск 2 (47). С. 160-166

4. М.Ю. Казак «Морфемика и словообразование современного русского языка. Теория» - https://core.ac.uk/download/pdf/151221127.pdf

5. Программы для создания игр на телефон - https://4create.ru/games/android-ios/

6. Интерактивные методы обучения -https://open-lesson.net/1011

7. Статья, с пошаговым созданием интерактивной игры - http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/sozdanie-trenazherov-vprograme-powerpoint-poshagovaja-instrukcija-s-foto.html

Просмотров работы: 80