Идеал семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идеал семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Перова П.С. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа
Пулина Е.Ю. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение

Семья – это дом с большой буквы. Так сложилось, что в сознании людей понятия «дом» и «семья» стали синонимами, ибо не может существовать дом без живущих в нем людей, без семьи, и эти понятия только тогда наполнены смыслом, когда существуют в неразрывной связи, как единое целое. Семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Следовательно, семья является самым важным фактором в воспитании высоконравственной личности. А значит, в современном обществе возникла необходимость обращения к проблеме возрождения семейного воспитания.

Актуальность

Литература всегда отзывалась на нравственные проблемы общества. Семья – основная ячейка общества. Сейчас в мире происходит подмена ценностей, люди дезориентируются, понятия «добро» и «зло» меняются местами, теряются образцы семейного поведения, идеалы нравственности и семьи. Правильные ориентиры даёт древнерусская житийная литература

Цель: исследовать образ семьи в житийной литературе и определить влияние семьи, семейных отношений на личность ребенка

Задачи:

выявить основы христианской семьи, ее своеобразие в контексте современности.

рассмотреть отобранные произведения в аспекте семейных отношений, представленных в нем;

проанализировать, каким образом выстраиваются в «Повести о Петре и Февронии Муромских» семейные отношения героев.

Методы исследования: анализ, метод сопоставления, сравнения и классификация.

1.1 Семья и традиции в произведениях фольклора и древнерусской литературы

Семья призвана воспринимать, поддерживать

и передавать из поколения в поколение некую

духовно-религиозную, национальную и

отеческую традицию.

И.А.Ильин

Пословицы – распространенный и любимый жанр русского народного творчества. Более чем в других фольклорных жанрах, в них сосредоточены накопленные веками мудрость, опыт, мечты и чаяния простого народа. Особое место занимают пословицы, являющиеся как бы синтезом народной житейской мудрости. Такие пословицы до сих пор не потеряли своего значения и широко бытуют в народных массах. Среди них немало пословиц о роде-племени:«каков корень, таков и отпрыск», «от яблоньки яблочко, а от ели шишка», «каково деревце, таковы и яблочки», «от доброго дерева добрый и плод», «что посеяно, то и вырастет», «из роду в род тот же урод», «не далеко от дерева яблочко падает», « от терновника не жди винограду», «каков батюшка, таковы у него и детки», « по матери дочка, по отцу сынок», «бел лицом, да худ отцом». Пословицы подчеркивают мир и согласие между мужем и женой, хорошую жизнь в любящей семье: «Совет да любовь – на том свет стоит», «Куда иголка – туда и ниточка», «У хорошего мужа и жена досужа», «Не надобен клад, коли у мужа с женой лад». Пословицы – неистощимый источник народной мудрости и поэтической образности. Более поздние пословицы сохранились в памятниках древней русской литературы. В письменном виде пословицы засвидетельствованы в таких памятниках древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила-Заточника»: хорошая жена – венец мужу своему и беспечалие. Значение «Слова» особенно важно для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности. А плач Ярославны в «Слове», благодаря силе выраженных в нем чувств, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний Руси, что нашло отражение в литературе ХIХ и ХХ веков. Испокон веков внутри семьи складывались такие человеческие отношения, о которых упоминает «Пчела».1 «Матери боле любят сыны, яко же могут помогати им, а отци дщерь, зане потребуют помощи от отец…» В том постулате добрых семейных отношений матери отводится равная с отцом роль. Церковные поучения требовали от детей уважения к матери: «…вечно матери своей не забудь, вспомяни, яко тою родил еси»; «…не забывай матерня труда, еже о чадех печаль и болезнь. Можете о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей». Почтение к матери объявлялось делом «богоугодным», а пренебрежение и забвение памяти родителей резко осуждалось: «…и возплачется тогда, и Господь не услышит его…». Обобщением истин, выработанных вековой народной культурой, являются поучения «Пчелы»: «Какы чести принесешь ты своим родителям, такых и ты чаи от своих дети на старость». Требование: «Аще бо охудеет разумом в старости отец ваш или мати ваша, то не безчествуйте их, не укоряйте» - глубоко гуманно в своей сути. Основу церковной концепции семьи составлял тезис о святости супружества. Микроклимат в древнерусской семье зависел именно от женщины: «Подобает жене мужа своего мети аки главу на плечах, а муж жену свою – аки душу в теле». О взаимном согласии между мужем и женой говорил Лев Толстой: «Будьте оба осторожны, внимательны больше другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старания большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения как мужа с женою,- но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему,- эти-то отношения главное. В них держава». В летописях содержатся многочисленные примеры семейного «лада и береженья». Это Ян и его « подружье» Мария(Хвек), Мстислав Владимирович и его супруга(ХII век), Михаил Ярославич Тверской и его жена Анна Дмитриевна(ХIVвек), Владимир Василькович Волынский и его супруга, княгиня «милая» Ольга Романовна(ХIIIвек) Василий Васильевич(Темный) и его жена Марья Ярославна, Василий Дмитриевич и Софья Витовна, а также многие другие представители аристократических слоев. Шедевры древнерусской литературы наравне с фольклором донесли до нас образ «лады» («…уж нам своих милых лад не мыслию смыслити…» - читаем в «Слове…»2), т.е. верной жены. Брак издревле считался святою обязанностью между славянами, мир и целомудрие господствовали в семействах. Согласно православной концепции, величайшим «благом» для семьи были дети («сладка есть беседа родившему дети своих» - «Пчела»), рождение же дочери – будущей матери – считалось «честью дому». Поощряя «многочадие», православная церковь формировала идеал женщины – многодетной матери.

1.2 Личность Ермолая-Еразма – автора «Повести о Петре и Февронии Муромских».

В данной главе работы я обращусь к личности Ермолая-Еразма, автора «повести о Петре и Февронии Муромских». "повесть о петре и февронии муромских" написана в конце 40-х годов XVI в. писателем и публицистом ермолаем-еразмом. в 40-е годы он был священником во пскове, занимался литературной деятельностью. по благословению святителя макария митрополита московского он написал "повесть" как житие святых" новых муромских чудотворцев", в связи с происходившими в 1547 и 1549 годах Соборами по канонизации различных русских святых. одним из условий канонизации является большое число чудес - помощи, исцелений, совершающихся по молитвам к этим святым. это отчасти объясняет ту большую любовь к петру и февронии муромским, которая сохранила устные предания о святых на протяжении 300 лет. но как житие "повесть" не была включена в "великие минеи четии", так как ее литературная форма не соответствовала строгим церковным канонам. литературный талант ермолая-еразма был замечен приближенными царя и в 1555 году автор "повести" был возведен в сан протоиерея и переведен в московскую кремлевскую церковь спаса на бору. это было наиболее благоприятное время для его творчества, хотя и очень короткое. уже в "молении к царю", написанном в эти годы, он жалуется на притеснения и враждебное отношение к себе со стороны царских вельмож. протоиерей ермолай написал много литературных произведений, и церковных, и публицистических: "книга о троице","зрячая пасхалия","повесть о епископе василие","повесть о водворении христианства в муроме","слово о рассуждении любви к правде и о побеждении вражде и лже","поучение к своей душе","благохотящим царем правительница".последнее было проектом государственных преобразований и было подано ивану грозному. однако мысли ермолая, утверждавшего, что все богатство происходит от "насилия" и "ухищрения" и что христианская любовь равняет всех, не нашли понимания. даже в XIX веке историки, заново открывшие для себя проекты ермолая-еразма, часто отказывались верить, что такая сложная и оригинальная работа могла возникнуть в XVI веке. тем более не оценило ее боярское окружение царя. священник был вынужден вернуться во псков. некоторое время спустя он принял монашество с именем еразм.

1.3 По местам жизни святых супругов.

Хочется отправиться по местам, связанным с жизнью святых благоверных Петра и Февронии, муромских чудотворцев. Традиция духовного почитания Петра и Февронии не прерывалась никогда. Поэтому в течении 800 лет бережно хранится память о местах, где они когда-то бывали, подлинные места и предметы, которые видели они, которых касались их руки. «Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нём когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что злой крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто это сам князь сидит со своей женой. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала о всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. А злой змей силой овладел ею. Он же, злой обманщик… пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча» (Так и вышло. Юный брат Павла, князь Пётр, и меч нашёл, и к змею с ним подступил, и ударил Агриковым мечом поганую тварь). Змей же,обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, и обрызгал он блаженного князя Петра своей кровью. Пётр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его».3 Мещера - заповедный край. Именно здесь охотился юный муромский князь Пётр с братом Павлом:

«…Выезжали они со двора княжеского терема и мчались на лёгких конях в дремучие Муромские леса на охоту. Весёлые, шумные и долгие были эти охоты, ведь зверья в ту пору водилось столько, что охотничья страсть по многу дней братьев из лесу не отпускала»4. Эти волшебные места донесли до наших дней небывалую красоту и обаяние тех лет, когда не существовало мегаполисов и асфальтированных трасс, когда в лесах водилась в изобилии дичь, в озёрах – рыба, и вся природа была девственной и прекрасной.

1.4. Родина Февронии и исцеление Петра

«Отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошёл бортничать, и когда он ползёт вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвётся, тот ведь с жизнью расстанется». Село Ласково -место, где родилась святая Феврония и где исцелила князя Петра,находится на автодороге Рязань – Спас-Клепики в объезд Солотчи 30 километров. По пути следования есть поворот с указателем на Ласково. Сама деревня Ласково занимает вершину обширного взгорья-холмища. Такие песчаные холмы народ издавна называл островами, имея в виду положение среди топких болот. Вершины таких холмищ, как правило, плоские. Но стоит пойти от деревни напрямую в лес, — и вот уже песок под ногами начинает собираться в мозаику отдельных холмов, разделённых котловинами замшелых ям. Дальнейшее удаление в лес сопровождается общей ходьбой под уклон и после долгого спуска путник оказывается среди мшистых зарослей черники под пологом сосны и берёзы. На этой равнине разбросана россыпь озёр. Наиболее доступное из них известно как Ласковское. На старых картах именовалось Ближним. Чередование сухих боровых островов и сырых болот-мшар — вообще-то характерная черта мещёрской природы, и вековая дилемма для многих поколений её обитателей. Большинство деревень издавна возникали на островах, потому как в болотах ни строить, ни жить невозможно. Но острова эти сложены толщей песка, не способного порадовать крестьян урожаем.5 Окрестности деревни волшебные, невероятные. Озеро поражает красотой, лес одаряет жителей грибами и ягодами, ранним летом или весной – россыпью редких цветов, зимой – застывшими сказочными деревьями и кустами, а может, и заяц дорожку перебежит, и лось перейдёт, и барсук прошествует мимо. Почти в каждом дворе есть баня. Она такая же, как та, где лечился князь Пётр. Написано о той парной, где лечился князь вот что: «Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, дунула на неё и сказала: “Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим всё тело своё, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!” И принесли князю эту мазь; и велел он истопить баню…Потом князь Пётр пошёл в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным,как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит – все тело его здорово и чисто, только один струп осталася, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению». Местные жители используют квасную гущу для растирания в бане. Натираются, парятся, вениками можжевеловыми хлещаться, да не забывают, что баня от всех недугов лучит, и телесные и душевные хвори изгонять помогает, как и произошло с Петром по молитве Февронии.

Неподалеку от изб, находится тот самый ореховый куст, где восемьсот лет назад молилась дочка бортника, вымаливая себе жениха. Куст сохранился до наших дней. Сколько раз вырубали его, корчевали, а он заново вырастал на том же месте. Вокруг не растёт трава, а со стороны часовни, стоящей через дорожку, сохранились две ямки от коленей Февронии. Это сколько же нужно было на коленях стоять, как молиться, чтобы на несколько сотен лет следы от твоих колен остались. Неподалеку от орешника часовенка – маленькая, белая, нарядная, с луковичной главкой. Часовня освещена во имя святой благоверной Февронии. Рязанские предания рассказывают, что у Февронии отношения с земляками не складывались. С ней избегали общения, насмехались. Когда молодые … проезжали Ласково, то народ стал смеяться, что князь взял дурочку за себя. И та сказала: «Не расти больше Ласкову!». В нём постоянно было с тех пор, как и при Февронии, шесть изб. Лишь к началу XX века простила она односельчан, и Ласково стало постепенно разрастаться.

1.5«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение традиций христианской семьи.

Традиции определяются мировоззрением, нравственными правилами, а выражаются в бытовых правилах, в принятом образе жизни. У православных христиан семья – это "малая церковь". В церкви в древности принято было мужчинам стоять на правой стороне храма, женщинам - на левой. Соответственно и дома зажиточных людей из христиан делились на мужскую и женскую половину. Это мы видим в "Повести" в самом начале, когда "змей" сидит "у жены", т.е. в ее покоях, и далее, когда княгиню Февронию перед мужем обвиняют, что она некрасиво ведет себя за столом – она обычно обедала на своей половине дома. В христианской семье глава – муж, и ему принадлежит вся полнота ответственности за семью. Но жена – помощница, советчица, и к ее слову муж должен прислушиваться. Поэтому Петр и отсылает клеветников-бояр: "Послушаем, что она скажет". В православных благочестивых семьях принято молиться перед едой, крестить трапезу, призывая благословение Божие. Отсюда и шла традиция не выбрасывать крошки со стола. (Эта традиция сохранилась до сих пор особенно в деревнях, где народ не приобрел тщеславных городских привычек). В традиционной православной семье брак – единственный и на всю жизнь. Православная церковь допускает второе и третье вступление в брак. Если первый брак распался (здесь может быть либо смерть одного из супругов, либо измена – это единственная причина, по которой расторгался церковный брак), однако это делается только для того, чтобы те, кто не в силах сохранить себя в чистоте, не впали бы в больший грех. "Последование о второбрачных" отличается от Таинства венчания и включает в себя много покаянных молитв. Петр остается верен обещаниям, данным в Таинстве венчания, и не соблазняется словами бояр, которые предлагают ему прямое прелюбодеяние, т.е. страшный грех: "Отпусти жену свою (т.е. обвини ее в измене), а мы тебе дадим новую жену и будешь властвовать". Бояре не могли не знать церковных правил, но были настолько уверены в своей власти (они предлагают "новую жену" т.е. уверены, что их епископ развенчает прежний брак и совершит новый по единому их слову), что посягают уже на власть церковную. Бояре в "Повести" – при внешней образованности – образец полного забвения веры и православный традиций, одержимые грехом люди. По возвращении из изгнания, княжеская чета правит "милостиво, но без слабости". Княгиня принимает странников, кормит голодных, печется об освобождении из-под стражи невиновных. Это еще одно проявление православных традиций, основанное на "заповеди блаженства": "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". В конце повести Петр и Феврония, опять-таки, по благочестивой традиции, уходят в монастырь (так же поступили, например, и родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария). Вырастив детей и передав им свое дело, родители часто уходили в монастыри – чтобы на склоне лет не обременять себя житейскими заботами, а заботиться только о спасении души, готовясь к переходу в вечную жизнь. Но уникальность этой супружеской пары в том, что здесь Бог позволил нарушить традицию в том, что оба супруга были похоронены в одном гробу (ведь, по традиции, монахи и монахини хоронятся отдельно, каждый в своем гробу и часто каждый в своем монастыре). Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» вложил в свое произведение ключ к истинному пониманию христианского брака. Уже в первой части повести мы наблюдаем картину гармоничных семейных взаимоотношений, построенных на доверии супругов друг к другу: «Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что злой крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И, волшебством своим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людям представлялось, будто это сам князь сидит со своей женой. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказало о всем, что с ней произошло князю, мужу своему». Пред женой муромского князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признается мужу, — княгиня выбрала признание. Такой поступок полностью соответствует канонам христианского брака: жене нечего было стыдиться перед мужем, так как змей совершал над ней насилие, то есть измена мужу была не следствием греха женщины, а кознями дьявола. Жена Павла знала, что муж не осудит ее, не отвернется от нее, узнав правду, и ее признание не навлечет на нее гнева мужу. Князь Павел, в свою очередь не мог осудить жену, и не отказался от нее, потому что его предназначение в браке – забота о супруге, и он должен был любым способом избавить ее от змея, поскольку он был ее мужем. Семья князя Павла прошла жизненное испытание, сохранив любовь и честь, потому что их отношения выстраивались по христианским канонам семейных отношений. С другой стороны, взаимная уверенность супругов друг в друге помогла им избавиться от змея и победить козни дьявола. Стоит отметить, что, обсуждая с женой способ избавления от змея, Павел не говорит жене ни одного укоризненного слова, но при этом он проявляет заботу о ее душе, говоря ей о том, что, выведав у змея тайну его смерти, жена будет чиста перед Христом после смерти. Жена же, не переча мужу, а «запечатлев его слова в сердце своем», отправляется «обольщать» змея, хотя ей это вряд ли хотелось делать. Но семья – это не только муж и жена, но и родственники – братья и сестры, которые так же поддерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается к своему брату Петру, который без колебаний решает помочь Павлу. Анализируя первые главы повести через призму традиционного свадебного обряда, мы можем увидеть, что «знакомство» Петра и Февронии отражает некоторые его части. Например, князь сначала общается с будущей женой через слуг, которых можно сравнить со сватами, потом сам является к ней. По традиции, именно муж приходит к жене, а не наоборот. Именно поэтому Феврония призывает к себе князя, а не сама приезжает к нему. Традиция здесь полностью соблюдается. Мотив невыполнимой задачи и загадки часто встречается в русских народных сказках, одним из распространенных сюжетов является женитьба князя на простолюдинке, обладающей необыкновенной мудростью, или мотив волшебной невесты, которая загадывает будущему мужу загадки и владеет волшебством. Загадки также являются частью народных обрядов.

Обратимся к другому эпизоду, который также раскрывает перед нами «Повесть о Петре и Февронии» как образец христианских семейных отношений. Петр, после смерти брата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами и в конце концов приходят к Февронии с просьбой «отдать им, кого они просят», то есть отдать им князя Петра, говоря современным языком – развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары. Феврония же, в ответ просит бояр «дать и ей того же» — то есть остаться женой князя Петра. Бояре же ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии, он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете. В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу. Князь принимал решение, также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти. Необходимо отметить и то, что и Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов. Следующий эпизод по своему строению напоминает притчу. Когда бояре изгнали супругов из Мурома, те вместе поплыли по реке Оке. На лодке оказался человек, который, забыв о своей жене, смотрел на Февронию с нечистым помыслом. Мудрая Феврония повелела ему испить воды с разных бортов и сказать, какая слаще. Человек так и поступил, сообщив, что вода одинакова со всех сторон, на что Феврония добавила: таковы и женщины, поэтому не заглядывайся на чужую жену. Этот эпизод является нравоучением для тех супругов, которые готовы поддаться искушению прелюбодеянием – Феврония говорит им о том, что плоть всех людей одинакова, и физическое желание не должно вести к разрыву духовных уз брака. Таким образом мы видим прямую отсылку к заповедям брака – верности супругов друг другу и чистоте супружеского ложа. В нескольких словах, просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены. Завершается повесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака. После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту. Показателен в этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни. Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» — специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может. Феврония-Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она сама. Автор подчеркивает приоритет слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным. Тогда блаженная Феврония-Ефросиния, уже успевшая вышить лики святых, воткнула иголку в ткань, обвила ее ниткой, как рачительная рукодельница, чтобы кто-то смог продолжить начатое ею дело, и послала к блаженному Петру-Давиду сообщить о ее готовности преставиться вместе. Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью. Но даже после смерти Петр и Феврония неразлучны. Они завещали похоронить себя в одном гробу, сделав тонкую перегородку, однако люди решают, что нельзя хоронить иноков в один гроб, и разделяют их. Однако чудесным образом они оказываются в одной могиле, и хотя люди трижды разделяют их, они все равно возвращаются друг другу. Это тоже притчевый эпизод – Бог соединяет мужа и жену, которые оставались верны друг другу и его заветам, после смерти, показывая то, что они воссоединились на небесах, то есть достигли Царствия Небесного вместе. Петр и Феврония становятся примером идеального супружества для верующих людей. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» показаны не только супружеские отношения главных героев; на примере Павла и его жены автор показывает, что не только Петр и Феврония живут в «правильном» браке, то есть гармоничные семейные отношения должны существовать не только у людей «блаженных», близких к Господу, таких как Петр, избранный для победы над змеем, или Феврония, наделенная даром творить чудеса, но и у мирян. Показательно и то, что заповеди брака хранят именно правящие супруги, своим поведением они показывают пример своим подданным. По русской традиции государственное устройство повторяет общемировой порядок, поэтому именно власть имущие должны быть праведны, только тогда они могут требовать соблюдения христианских законов от своих подопечных. Таким образом, анализируя текст «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем обнаружить несколько эпизодов, которые напрямую относят нас к христианским заповедям семейной жизни. Такими эпизодами являются история о Павле и его жене, в которой заключена мысль о том, что супруги всегда должны быть честны друг перед другом, и заботиться о душе друг друга. Эпизод с изгнанием Петра и Февронии из Мурома, в котором мы видим, что узы брака превыше мирской власти и богатства. История о том, Феврония объясняла бессмысленность прелюбодеяния и завершающая глава повести, в которой мы можем увидеть пример супружеского единства в смерти и после нее. Примером гармоничных отношений служат отношения именно правящей семьи, таким образом, христианские заповеди брака словно осеняют все семьи княжества. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является великолепным образцом того, как христианские семейные традиции нашли свое отражение в русской литературе.

1.6 Жизненные испытания Петра и Февронии Муромских

В данной части нашей работы я проанализирую, каким образом складывались отношения между Петром и Февронией в браке, как распределялись их «роли» в семье и какие качества характера главных героев помогли им преодолеть жизненные трудности и сохранить гармоничные отношения в семье. В следующих главах «Повести о Петре и Февронии Муромских» автор описывает, как складывалась жизнь главных героев после того, как они соединились узами брака. Пройдя долгий путь друг к другу, Петр и Феврония становятся мужем и женой, но для того, чтобы их семья обрела настоящую гармонию, героям предстоит пройти ряд испытаний, чтобы приобрести качества, необходимые для христианских супругов. Именно на испытаниях, выпавших на долю Петра и Февронии, сосредотачивает свое внимание Ермолай-Еразм. Он делает это потому, что в таких ситуациях наиболее отчетливо обнаруживается путь следования заповедям Божиим.

Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи) – это испытание бытом, а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни. Мы застаем их в то время, когда Петр начал княжить в Муроме после смерти своего брата Павла. И тогда разница в происхождении и в воспитании становится поводом для следующего происшествия. Однажды один из слуг пришел к благоверному князю Петру и стал наговаривать на княгиню: «Из-за стола, говорит, она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает крошки в руку свою, словно голодная!» Князь решил проверить, стало быть, усомнился в жене своей, соблазнился по боярскому наговору. После совместной трапезы, когда, по обычаю своему, Феврония собрала в горсть крошки, разогнул он ее пальцы, и обнаружил в ладони ладан и фимиам – церковные благовония, то есть подтверждение того, что Феврония отмечена Богом. «И с того дня», — замечает автор: «Князь оставил свою жену искушати (испытывать)». Жест Петра, в котором можно уловить оттенок превозношения над женой и, может быть, уже приготовленное поучение, оказываются бессмысленными: "обычай" жены, пусть несоответствующий привычкам супруга и даже противоречащий придворному этикету (этот "чин" – только человеческое установление), свят и должен приниматься мужем с терпением и благоговением. Тем более он не должен принимать чьих-то наговоров на супругу. Петр "от того дни" перестал "искушать" Февронию, проверять, соответствует ли ее поведение некоему порядку, принятому в его доме. В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам. Но испытания возникают не только внутри семьи, часто они приходят и извне. Такое испытание постигло и семью князя Петра. Через некоторое время, когда мир и любовь были уже постоянными гостями в его доме, знать Мурома воздвигла гонение на свою княгиню. "И по мнозе времени приидоша к нему сь яростию боляре его, ркуще: "Хощем вси, княже, праведно служити тебе и самодержцем имети тя, но княгини Февронии не хощем, да господьствует женами нашими. Аще хощеши самодержцем быти, да будет ти ина княгиня. Феврония же, взем богатество довольно себе, отоидет, аможе аще хощет!" Блаженный же Петр, яко же бе ему обычей, ни о чесом же ярости имея, со смирением отвеща: "Да глаголита к Февронии, и яко же рчет, тогда слышим".

Бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. Не мог гневаться Петр, и не стал он говорить все это жене, а посоветовал им самим все об этом объявить. Бояре устроили пир, и заявили Февронии за столом о том, что она им не по душе. Девушка не стала гневаться и удалилась, но не одна - князь Петр не захотел править без нее. Причина просьбы бояр – зависть их жен, которую Ермолай-Еразм Объясняет двояким образом. С одной стороны,они завидуют тому, что крестьянка стала княгиней, с другой – видят явное благоволение Божие к жене своего князя:"Княгини же его Февронии боляре не любяху жен ради своих, яко бысть княгини не отечества ради ея, Богу же прославляющу добраго ради жития ея" Бояре не просто требуют выдворения Февронии, с самых первых своих слов они мыслят супругов раздельно: "Хотим, чтоб Петр остался, Феврония же ушла; возьми себе другую жену, не все ли тебе равно!". С самого начала советчики как бы не берут в расчет, что их князь и княгиня – муж и жена, что они – одно целое, что люди не могут их разлучать; с самого начала бояре пренебрегают браком как таинством, как Божиим установлением. Нас может удивить: почему Петр отсылает бояр к Февронии, почему он сразу не отказывает им? Ответ Петра свидетельствует об одной из важнейших черт христианского брака, а именно о том, что каждый из супругов имеет над другим власть. Причем власть эта распространяется на самые сокровенные стороны личности другого. Бояре ставят вопрос так: или ты, Петр, самодержец, или муж Февронии. Петр – князь, самодержец по призванию. Он, по свидетельству самих бояр, обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы быть во главе города, наверное, он имеет к этому и личную склонность. Более того, он поставлена это место Божиим Промыслом. Но именно в вопросе, быть ли ему князем, тот есть следовать ли ему его природному и Божественному призванию, он обращается за советом к жене. Ей делить с ним все тяготы его пути, поэтому она имеет право дать согласие на путь своего мужа или закрыть для него этот путь. И вот бояре устраивают пир, надеясь получить у Февронии согласие покинуть город:"Они же неистовии, наполнившееся безстудия, умыслиша, да учредят пир. И сотвориша. И егда же быша весели, начаша простирати безстудныя своя гласы, аки пси лающе, отнемлюще у святыя Божий дар, его ей Бог и по смерти неразлучна общал есть". Бояре не просто имеют в виду политическую выгоду и потворствуют тщеславию своих жен, но исподволь посягают на нечто большее: они дерзают разлучать мужа и жену, отнимать у Февронии Божий дар, его же дал ей Бог. Это слова можно повторять вновь и вновь, напоминая каждому, живущему в браке, драгоценность того дара, которым он обладает. Феврония знает его ценность. Она не возмущается требованием бояр: княжение – ценность временная. Она не хочет богатства, потому что желает только одного сокровища: "Ничто же ино не прошу, - говорит Феврония, - токмо супруга моего князя Петра!" Петр также знал ценность того, чем он обладает. Кроме этого, выше его призвания, выше власти, почестей, привычного комфорта была для него заповедь Христова: "Блаженный же князь Петр не возлюби временного самодержавьства, кроме заповедей Божиих, но по заповедем Его шествуя держашеся сих, якоже богогласный Матфей в своем благовестии вещает рече бо, яко иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодейного, и оженится иною, прелюбы творит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори: одержание свое, яко уметы вмени, да заповеди Божия не разрушит". Вместе с Февронией Петр покидает город. В это, по-видимому, самое трудное для семьи время Феврония вновь проявляет свою мудрость, высокое нравственное чувство и замечательную выдержку. Мудрость ее проявляется в следующем эпизоде. На судне, не котором плывут в неизвестность Петр и Феврония, оказался какой-то человек с женою. Он увидел Февронию и посмотрел на нее с плотским помыслом. Она же уразумела его мысли и попросила зачерпнуть и испить воды с одной стороны судна, а затем с другой. После того как он повиновался, Феврония спросила: "Как по твоему, одинакова ли вода?" Он же рече: "Едина есть, госпоже, вода". Паки она рече сице: "И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!". Той же человек… бояся к тому таковая помышляти". Это бесхитростное высказывание откроет нам глубину христианского учения о браке. Жена дана мужу не ради удовлетворения его естественного желания, но призвание ее несравнимо больше. В браке они соединяются в один дух, ибо имеют общие духовные устремления – ко Христу, в одну душу, ибо у них должны быть общие жизненные устремления, в одно тело. Только такое соединение дает полноценную христианскую семью. Примечательно, что эпизод, раскрывающий учение о христианском браке, Ермолай-Еразм композиционно помещает именно после повествования об изгнании Петра и Февронии, тем самым как бы дополнительно убеждая читателя, что выбор, сделанный святыми, был верен и единственно возможен для христианина, тем самым еще раз подтверждая непреложную ценность христианского брака. В тот же день, к вечеру, когда изгнанники готовились к ночлегу на берегу Оки, между супругами произошел следующий разговор: Блаженный же князь Петр яко помышляти начат: "Како будет, понеже волею самодержьства гознув?" Предивная же Феврониа глагола ему: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и промысленник всему, не оставит нас в низшете быти!" Вопрос Петра не имеет никакого отношения к честолюбию, поскольку княжеская власть дается Богом, и княжеское служение – это мирское служение Богу. Получается, что он сам, добровольно, отказался от своего княжеского служения Богу, нарушил свой долг перед людьми и Господом, оставив Муром боярам, которые желают не процветания жителям города, а богатства себе. Князь Петр “помышляет”, т.е. размышляет, думает по этому поводу, поскольку он не обладает даром предвидения, и не знает, правильно ли поступает, согласно воле Господа, или против нее. «Предивная же Феврония» «умом сердца» ощущает Божий Промысел и произносит: «Не скорби, княже» — автор подчеркивает, что здесь Феврония обращается к Петру не как к мужу, а как к правителю: « милостивый Богъ, Творец и Промысленик всему, не оставит нас в низшете». Феврония, имея дар от Бога прозревать будущее и творить чудо, пытается укрепить дух своего супруга. В одной фразе Февронии проявляется все ее мужество, все ее верность призванию. Если призвание мужчины – брать на себя и нести ответственность за других, то призвание женщины – в другом; она призвана в любых ситуациях хранить единство, целостность, дух семьи. В подтверждение ободряющих слов Февронии той же ночью происходит следующее. Для приготовления ужина князю повар срубил небольшие деревца, чтобы повесить котлы. После ужина святая, автор уже открыто ее так называет, так как она творит чудеса, княгиня Феврония увидела эти срубленные деревца и благословила их со словами: «Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и листвие». Проснувшись, они вместо обрубков увидели большие деревья с ветвями и листьями, а когда собрались отплывать, то прибыли вельможи из Мурома с раскаянием и смирением, прося их обоих вернуться. Таким образом, Феврония предстает перед читателем как верная жена, готовая в трудный момент поддержать мужа, она не только осознает причину его печали, но и разделяет ее: для княгини так же важен тот факт, что Петру Господом предназначено управлять Муромом. Феврония творит чудо для мужа, чтобы укрепить его веру в себя и свое предназначение. Следует заметить, что святые творили чудеса не по собственному желанию, а по воле Бога, поэтому Феврония, сотворив чудо, не стремилась подчеркнуть свой «статус» святой (мол, с такой женой муж не пропадет), а уверить Петра в том, что его выбор правилен. Так реализуется еще один закон супружеской жизни – жена должна быть опорой своему мужу в трудный час. Но не только Феврония выполняет данный завет: князь Петр также остается «правильным» мужем: он не пытается переложить даже часть ответственности за содеянное на свою супругу. Вот так, замечает автор, блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в град свой. И стали они править в городе том, как и положено самодержцам: «ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних бес порока, в молбах (молитвах) непрестанных и милостынях и ко всем людем, под ихъ властию сущим, аки чадолюбивии отецъ и мати. Беста бо ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богатства тленнаго щадяще, но в Богъ богатеюще. Беста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника». Блаженные супруги и управляют народом, и живут по заповедям Божиим, в Боге богатея. Свой жизненный путь супруги так же завершают совместно – оба принимают иночество, и умирают в один день, завещав похоронить себя в одном гробу. В награду за их праведную жизнь и верность заповедям брака, Господь соединяет их и после смерти, вопреки желанию людей похоронить их в разных местах: муж и жена оказываются в общем гробу, разделенном лишь тонкой перегородкой. Следует отметить и то факт, что Петр принимает по иноческому чину имя «Давид», а Феврония – «Ефросиния». Имя Давид значит “возлюбленный”, надо понимать – и Богом, и супругой. Ефросиния – это “радость”, радость спасения. Повесть завершается похвалой автора:«Радуйся, Петре, яко дана ти бысть от Бога власть убити летящаго свирепаго змия! Радуйся, Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси! Радуйся, Петре, яко струпы и язвы на теле своем нося, доблествене скорби претерпел еси! Радуйся, Февроние, яко от Бога имела еси даръ в девьственней юности недуги целити! Радуйся, славный Петре, яко заповеди ради Божия самодержьства волею отступи, еже не остати супруги своея! Радуйся, дивная Февроние, яко твоим благословением во едину нощь малое древие велико возрасте и изнесоша ветви и листвие! Радуйтася, честная главо, яко во одержании ваю в смирении, и молитвах, и в милостыни без гордости пожиста; тем же и Христос даст вам благодать, яко и по смерти телеса ваю неразлучно во гробе лежаще, духом же предстоита владыце Христу! Радуйтася, преподобная и преблаженная, яко и по смерти исцеление с верою к вам приходящим невидимо подаете!». Таким образом, я проанализировала образы Петра и Февронии, и выяснила на их примере, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье. Гармоничный брак основывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, на взаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра и Февронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранить гармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака. В традиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудных ситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которые могут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличную ответственность. Жена же, должна своим примером укреплять дух мужа и направлять его на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения или искушает судьба. Петр и Феврония – выразительный пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви.

III Заключение

В процессе своей работы я опиралась непосредственно на анализ авторского текста, и нескольких его переводах, сделанных разными исследователями. Я рассмотрела «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в аспекте семейных отношений, представленных в нем, и выявила, что данное произведение является символическим указанием на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития. Я выяснила, что в основе христианского брака лежат такие духовные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи. Супруги, по канонам христианства, предназначены друг другу Богом и несут ответственность за свою семью не только друг перед другом, но и перед Господом, и должны любить и почитать друг друга, несмотря на жизненные испытания. Анализируя текст «Повести о Петре и Февронии Муромских», я рассматривала не только супружеские отношения главных героев, но и семейные отношения второстепенных персонажей: Павла и его жены, и притчевый элемент – историю о «некоем человеке», «соблазнившимся Февронией». Я выявила, что гармоничные семейные отношения должны существовать не только у людей «блаженных», близких к Господу, таких как Петр, избранный для победы над змеем, или Феврония, наделенная даром творить чудеса, но и у мирян. Важным элементом является и то, что заповеди брака хранят именно правящие супруги, своим поведением показывая пример подданным. Таким образом, в тексте «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем обнаружить несколько эпизодов, которые напрямую относят нас к христианским заповедям семейной жизни. Такими эпизодами являются:

1. История о Павле и его жене, в которой заключена мысль о том, что супруги всегда должны быть честны друг перед другом, и заботиться о душе друг друга.

2. Эпизод с изгнанием Петра и Февронии из Мурома, в котором мы видим, что узы брака превыше мирской власти и богатства.

3. Притча о том, как Феврония объясняла бессмысленность прелюбодеяния.

4. Завершающая глава повести, в которой мы можем увидеть пример супружеского единства в смерти и после нее.

Примером гармоничных отношений служат отношения именно правящей семьи, таким образом, христианские заповеди брака словно осеняют все семьи княжества. На примере «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы можем увидеть, какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в будущей семье. Брак же, как мы можем наблюдать, анализируя текст повести, должен иметь духовные корни, супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению. Будущая жена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь быть терпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругу самому «дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом. Будущий муж должен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в брак должен излечиться от гордыни. Обратившись к анализу последующих глав повести, я выявила, что образы Петра и Февронии, являются примером того, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье: гармоничный брак основывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, на взаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра и Февронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранить гармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака. В традиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудных ситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которые могут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличную ответственность. Жена же, должна своим примером укреплять дух мужа и направлять его на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения или искушает судьба. Петр и Феврония – яркий пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви. Именно такие образы, по моему мнению, послужили образцами для великих русских классиков, в своих произведениях создававших картины счастливых и гармоничных семей. Затронутая мной проблема может быть раскрыта как в рамках анализа произведений древнерусской литературы, так и в контексте русской классической литературы в целом, что показывает широкие перспективы работы с представленной проблемой.

Список использованной литературы

Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма./Литература древней Руси – М. – изд. " Высшая школа" – 1990. Сост. Л. А. Дмитриев под редакцией Д. С. Лихачева. – С. 296-313.

История Русской Церкви./Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. – 1991. – С. 92-96.

Жития всех святых / – М. – изд. Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета – 2007. Сост. священник Иоанн Бухарев. – С. 351-352.

Святые русской земли/ - М. – издание Международных Рождественских Образовательных Чтений. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. – 2007. – С. 87-96

Святые супруги./ - М. – изд. Прихода храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище. – 2015.

Алфавит духовный. Святитель Иоанн Златоуст/ - М., 2010 – изд. Православного братства святого апостола Иоанна Богослова. - С. 54-56, 154.

Последняя крепость./ - М. – изд. Сретенского монастыря. – 2006. Автор протоиерей Максим Козлов. – С.426-427, 429.

Слова. Том 4. Семейная жизнь./ - М. – изд. дом Святая гора, Суроти, Салоники, монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. – 2006. Святой Паисий Святогорец, перевод с греческого иеромонаха Доримедонта.- С. 40,47,48,55,

Слово о полку Игореве,М.,1972.С.69

Тишины в отчем доме ради. Рязанские истории. Книга для внеклассного чтения. Сост. Л. Д. Максимова, Т. В. Ерошина, Э. К. Киселева. Липецк: Кода, 1994. 74 с.: ил.

Пчела» 14 – 15 век,М.,2002.С.288

Материалы с сайтов:

www.pravkniga.ru

Ласково. Достояние. https://dostoyanie.info/ryazanskaya-oblast/laskovo/

1 «Пчела» 14 – 15 век,М.,2002.С.288

2 Слово о полку Игореве,М.,1972.С.69

3 Тишины в отчем доме ради. Рязанские истории. Книга для внеклассного чтения. Сост. Л. Д. Максимова, Т. В. Ерошина, Э. К. Киселева. Липецк: Кода, 1994. 74 с.: ил.

4Тишины в отчем доме ради. Рязанские истории. Книга для внеклассного чтения. Сост. Л. Д. Максимова, Т. В. Ерошина, Э. К. Киселева. Липецк: Кода, 1994. 74 с.: ил.

5 Ласково. Достояние. https://dostoyanie.info/ryazanskaya-oblast/laskovo/

Просмотров работы: 1290