Составление кейса ораторских приемов для развития речи школьников

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Составление кейса ораторских приемов для развития речи школьников

Олесов Н.Б. 1
1МБОУ "Легойская СОШ (с УИОП)"
Протодьяконова С.И. 1
1МБОУ Легойская СОШ с УИОП Усть-Алданский р-н
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мир меняется, меняется человек, меняется время. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый современный человек: решать комплексные задачи; думать критически; творчески мыслить; управлять людьми; работать в команде; распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими; формировать суждения и принимать решения; ориентироваться на клиента; вести переговоры; быстро переключаться с одной задачи на другую.

В России специалисты образования эту десятку сократили до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

критическое мышление (Critical Thinking);

креативность (Creativity);

коммуникация (Communication);

координация (Coordinating With Others).

По большому счету, это признаки гармоничной и счастливой личности. Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.

На сегодняшний день в школах наметилась тенденция того, что многие выпускники успешно оканчивают школу с высокими баллами по ЕГЭ, имеют огромный багаж знаний, но такого жизненно важного навыка, как умение выступать перед публикой, не имеют или слабо выражено. А ведь умение выступать на публике, доступно и связно выразить свою мысль, то есть ораторскую речь надо развивать со школьной скамьи.

Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования на тему «Составление кейса ораторских приемов для развития речи школьников».

Объект исследования - процесс исследования использования ораторских приемов в речи учащихся.

Предмет исследования – использование ораторских приемов в речи учащихся

Основная цель работы: исследовать использование ораторских приемов в речи школьников.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

Изучить теоретическую литературу в аспекте исследования.

Проанализировать и узнать историю ораторского мастерства

Провести исследование использования приемов ораторского мастерства в выступлениях школьников.

Создать условия для развития умения публичного выступления у обучающихся через школьные мероприятия.

Составить кейс приемов ораторского искусства и провести апробацию.

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: анализирование теоретической литературы по ораторскому мастерству, проектирование работы, метод эксперимента, практическая работа.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: процесс развития речи оратора будет эффективнее, если изучить и использовать приемы ораторского мастерства.

Научная новизна исследования заключается в воплощении идеи создания кейса ораторских приемов для развития речи школьников.

Структура исследовательской работы.

Работа состоит из введения, где представлены цель, основные задачи, предмет, объект исследования. Сформулированы новизна и практическая значимость исследования. Основная часть исследования состоит из двух глав: теоретической части, где представлены материалы по изучению темы, во второй части описана практическая работа, проведенная в МБОУ «Легойская СОШ (с УИОП)» Усть – Алданского улуса Республики Саха (Якутия). В конце работы сделаны основные выводы по работе и дан список использованной литературы.

Глава I. Ораторское искусство

1.1.Краткая история ораторского искусства

Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времён и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:

- в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;

- в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;

- в 20 в. само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчёркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить".

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители школы философов-просветителей - обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.

Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чём угодно.

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин.

Новое время, начавшееся западноевропейским возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность.

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности.

Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала 17 века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизменённый при переводе, дошёл до нас в 34 списках. В этой книге даётся представление о риторике, её частях, видах речей и украшении речи.

В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И.Усачёв.

Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале 18 века на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

Значительный вклад в развитие риторики в России сделал М.В.Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

Риторика М.В.Ломоносова состоит из трёх частей: "О изобретении", "О украшении", "О расположении". Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. Он выделяет:

- собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;

- ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;

- поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

В 19 веке расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-ых годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-ой половине 19 века развивается академическое красноречие.

В начале 20 века активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.

Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-ые годы 20 века. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели: В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт, Б.М.Эйхенбаум, Л.П.Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности.. К началу 30-ых годов институт прекратил своё существование.

В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина.

Демократизация общественной жизни в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы.

 
 

1.2.Что такое ораторское искусство?

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Убедительность и красочность – обязательные признаки речи.

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания в современной практике публичного выступления выделяют следующие виды красноречия:

1. социально-политическое.

2. академическое, помогающее формировать научное мировоззрение. К нему относят учебные вузовские лекции, научные доклады, обзоры, сообщения, научно-популярные лекции;

3. судебное. К данному виду красноречия относят речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым;

4. социально-бытовое. Приветственные, юбилейные, речи и т.п.;

5. духовное, или церковно-богословское.

Личность оратора

Что нужно человеку для того, чтобы приобрести навыки ораторского выступления? Конечно, в первую очередь нужно отметить значение природных данных. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строение голосовых связок, двигательного аппарата. Будущему оратору необходимо обладать развитым произвольным вниманием, хорошей образной и логической памятью, сообразительностью, глубиной и широтой мышления.

Кроме этого, в человеке, который хочет влиять на других, должна ярко проявляться Личность. «Типичными личностными качествами являются самостоятельность и оригинальность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, сильная воля и активный характер».

Если оратор является такой личностью – сильной, умеющей убеждать, влиять на поведение людей, – то очень важным фактором становятся нравственные установки, которые он несет в массы.

Подготовка к выступлению

Оратор должен во многих деталях предусмотреть ту конкретную речевую ситуацию, в которой он окажется:

• в каких условиях придется выступать;

• при каких обстоятельствах состоится встреча;

• кто те слушатели, которые придут на встречу: их численность; возраст; однородность или неоднородность по половому, национальному признаку; уровень образования и круг интересов; настроение.

Важно не упустить и такую деталь: как должен выглядеть сам выступающему? Его костюм должен быть уместен, то есть соответствовать ситуации общения. Но, с другой стороны, костюм должен отличаться и некоторой торжественностью, особенно если это первая встреча. Прическа должна быть аккуратной, макияж умеренным, украшения скромными.

Практическая подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна представлять несомненный интерес для Вас и для Ваших слушателей.

Заглавие речи должно отражать суть проблемы в лаконичной форме и носить рекламный характер: привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории.

Содержание речи должно раскрывать тему, и для этого используются факты, доводы, рассуждения, объяснения. Можно воспользоваться: официальными документами; научной, научно-популярной литературой; справочной литературой: энциклопедиями, энциклопедическими словарями, статистическими сборниками, ежегодниками по различным вопросам, таблицами; интернет-сайтами; материалами СМИ; результатами социологических опросов.

Структура ораторской речи

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Ораторская речь состоит из трех частей: вступления, средней части (рассуждение) и заключения.

Психологи утверждают что, в соответствии с так называемым «законом края»1, лучше всего усваивается то, что содержится в начале и в конце сообщения.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры, таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам. Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоцию, желание действовать в определенном направлении.

Доказательность и убедительность речи.

Основные виды аргументов

Ораторские выступления относятся к убеждающим жанрам. Речь должна быть доказательной, а суждения и положения – убедительными. Как же достичь этого?

Во-первых, необходимо отбирать и уточнять содержательный материал в зависимости от интересов аудитории.

Во-вторых, нужно представить проблему, т.е. описать истоки и противоречия, породившие ее. Это позволит аудитории глубже осмыслить происходящее и сделать прогноз на будущее.

В-третьих, выступающий должен сформулировать спорный вопрос, чтобы потом последовательно и аргументировано доказывать свою точку зрения.

В-четвертых, надо сформулировать главную мысль (тезис). ТЕЗИС – «Что доказываем?» – мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

В-пятых, привести систему аргументации.

Запоминание и произнесение речи

Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Иногда приходится заучивать текст выступления, и это бывает оправдано, когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии. Заучивать можно небольшую по объему речь. Если же речь большая (лекция, доклад), то выучить ее на память удается не каждому, и тут могут возникнуть проблемы при воспроизведении: сильное волнение, шум.

Сбившись, оратор не всегда может продолжить заученную речь. Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст: выделить основные смысловые части; подчеркнуть основные мысли; выделить фактический материал (фамилии, статистические данные, цитаты). Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления.

Чрезвычайно действенным инструментом оратора является его голос. Рассказывают, что Уинстон Черчилль, выдающийся политический деятель и прекрасный оратор, очень тщательно готовился к каждому своему выступлению. Он по нескольку раз прочитывал готовый текст речи и делал пометки на полях, которые способствовали бы эффективному воздействию его слов на слушающих. Так, в одной из рукописей на полях была сделана следующая пометка: «Здесь следует повысить голос: аргументов не хватает!»

Примем во внимание этот пример и проанализируем, что нужно сделать, чтобы научиться эффективно владеть этим «оружием». Прежде всего, надо определить недостатки и достоинства своего голоса, а затем научиться выразительному чтению, что предполагает хорошую дикцию, средний темп говорения, умение ставить логические ударения и делать логические паузы, уметь варьировать диапазоны высоты голоса, применять разнообразные интонации.

Существуют типичные недостатки ораторской речи.

Бедность словаря.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовнонравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили: о важных делах нельзя говорить низким стилем, о печальных – веселым. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонных, просторечных слов вообще нельзя употреблять в ораторской речи. Кроме того, не следует говорить слишком напыщенно или слащаво, что делает речь неестественной.

Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения подлежит сокращению, а сложные предложения разбиваются на 2-3 предложения.

Излишняя краткость. Опуская какую-то информацию или что-то недоговаривая, оратор делает свое выступление не совсем понятным.

Моменты неблагозвучия. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз (слов-паразитов) типа э-э- э-э…м-м-м-м…как это?…как его?… и др.

Контакт с аудиторией.

Этика и эстетика ораторского выступления

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Для установления контакта необходимо эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и присутствующие в аудитории должны испытывать сходные чувства по отношению к предмету речи, и выступающий должен «заразить» аудиторию своей заинтересованностью и эмоциональностью.

Доброжелательность исключает такие формы речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Аудитория чутко улавливает, пришел ли лектор «поучить», «осчастливить», «открыть глаза» или он представляет заботы и запросы сидящих в зале и обращается как бы к каждому лично.

Профессиональное отношение «предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору»2.

Главные показатели взаимопонимания между говорящим и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей: их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты.

Выступающему необходимо иметь в своем арсенале различные приемы управления аудиторией и заранее планировать их.

Коммуникативные качества речи.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ обеспечивается: знанием предмета; логикой мышления; умением выбирать нужные слова. А.С. Пушкин говорил: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы».

Лаконизм – краткость и четкость в изложении мысли -достоинство, которым обладает далеко не каждый. Антон Павлович Чехов приравнивал его к таланту («Краткость – сестра таланта»).

ПОНЯТНОСТЬ РЕЧИ связана с эффективностью русского слова. Понятность определяется, прежде всего, отбором речевых средств путем удаления из речи профессионализмов, диалектной лексики, жаргонизмов, терминов. Употребление в речи иноязычной лексики должно быть строго мотивировано, и, конечно же, говорящий должен точно знать их значение.

ЧИСТОТА РЕЧИ – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов, которые становятся таковыми из-за частого и неуместного их употребления.

БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ будет зависеть от того, каков у человека словарный запас (по подсчетам специалистов, словарный запас образованного человека может составлять до 10 тысяч слов). Для сравнения можно привести такие цифры: А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов; С. Есенин – 18890, Сервантес – около 17 тыс. слов, Н.В. Гоголь («Мертвые души») – 10 тыс. слов.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ усиливает ее эффективность.

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ - это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сюжета по схеме:

а) введение (вступление) – 1\12 часть общего объема;

б) развитие мысли в ходе основного рассуждения –5\6 текста и

в) заключение, сводящее воедино основные итоги. В конце обычно формулируется вывод или призыв, ради которого произносилась речь.

Требования, предъявляемые к речи выступающего

1. Владение орфоэпическими нормами (четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и прочее), ритмико-интонационными средствами языка и безукоризненное знание грамматики русского языка.

2. Владение коммуникативными качествами речи.

3. Логичность и речи.

4. Выразительность речи.

5. Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении.

 

Глава II. Составление кейса ораторских приемов для развития речи школьников

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной культуре человека. Актуальной формой распространения информации становятся публичные выступления: семинары, тренинги, вебинары, лекции, дискуссии.

Для успешной профессиональной деятельности выпускник должен обладать навыками связной речи, даром убеждения, умением вести диалог и аргументировать свою позицию. Формированию речевой культуры школьников в наши дни препятствует утрата интереса к чтению, преобладание виртуального общения.

Возникает проблема, когда при хорошем владении теоретическими знаниями ученик не в состоянии представить их на практике: защитить хорошо подготовленный доклад, презентовать интересный проект. Исходя из этого, мы решили изучить использование учениками приемов публичной речи.

В школе для того, чтобы обучающиеся развивались как личности, необходимо создать условия для развития ораторского искусства путем организации различных мероприятий. Ведь никакая теория не может дать человеку такого развития как практика в жизни, все приходит с опытом. Для этого мы создали проект «Развитие ораторского выступления в школе», рассчитанный на 3 года.

2.1.Практическая работа

«Развитие ораторского выступления в школе»

В рамках этого проекта запланировали и провели конкурсы ораторского мастерства. Всем желающим ученикам были созданы условия для реализации себя в качестве оратора в школе. А именно в разно уровневых выступлениях: в классе, затем в финале по школе.

За эти годы мы наблюдали за развитием умения выступать на публике. У тех, кто участвовал в разных конкурсах (школьных, улусных, республиканских) – имелись все зачатки умения публичного выступления, но и те, кто никогда не имел случая выступать на публике, начали проявлять свое умение.

Констатирующий этап. На этом этапе нами проведено первое мероприятие – конкурс ораторов.

Участники: среди 2-9 классов

Дата: 30 октября 2020 года.

Цель практической работы проекта: наблюдение и анализирование публичных выступлений – ораторской речи учащихся. По проекту мы задались целью узнать использование 17 ораторских приемов.

В конкурсе принимали участие только желающие. По положению было предложено выбрать любые темы, всего выступило - 51 учащихся.

Мониторинг использования ораторских приёмов учениками 2-9 классов МБОУ «Легойская СОШ с УИОП» (2020 год)

Классы

2

3

4

5

6

7

8

9

годы

2020

2020

2020

2020

2020

2020

2020

2020

Кол. участников

5

6

10

9

6

5

4

6

Использованные ораторские приёмы

1. Пример, подоб-ность и сравнение

-

-

1/10

-

1/17

-

1/25

3/50

2.Повторы

-

-

-

-

-

-

1/25

2/33

3.Иносказание

-

-

-

-

-

-

-

-

4.Призыв

1/20

1/17

-

-

3/50

2/40

1/25

1/17

5.Хиазм

-

-

-

-

-

-

-

-

6.Цитирование

-

-

1/10

1/11

2/33

1/20

1/25

2/33

7.Цепь

-

-

-

-

-

-

-

-

8 Антитеза

-

-

-

-

-

-

1/25

1/17

9.Намек.

-

-

-

-

-

-

-

-

10.Гипербола

-

-

-

-

-

-

-

-

11.Вставка

-

1/17

-

1/11

1/17

1/20

1/25

2/33

12.Рит. вопросы

1/20

1/17

2/20

1/11

-

2/40

1/25

1/17

13.Промедление

-

-

-

-

-

-

-

-

14.Напряжение

-

-

-

-

-

-

-

-

15.Неожид-ть

-

-

-

-

-

-

-

-

16. Софизм

-

-

-

-

-

-

-

-

17.Фокусировка

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Итого

2/

40

3/

50

4/

40

3/

33

7/

116

6/

120

7/

150

12/

200

Выводы по анализу ораторской речи, выступивших на конкурсе:

1.Пример, подобность и сравнение. Этот прием был использован шестью учениками 4, 6, 8, 9 классов.

2.Повторы употреблены тремя учениками 8, 9 классов.

4.Призыв ввели в речь девять учеников 2,3,6,7,8,9 классов

6.Цитирование наблюдалось в речи восьми учеников с 4 – 10 классы

8 Антитезу применили двое учеников 8,9 классов

11.Вставка использована семью учениками 2, 4 -10 классов.

12.Риторические вопросы поставлены в ораторской речи девятью учениками во всех классах кроме 6- классников.

Совсем не использованы следующие приёмы: 3.Иносказание, 5.Хиазм, 7.Цепь, 9.Намек, 10.Гипербола, 13.Промедление, 14.Напряжение, 15.Неожиданность, 16.Софизм, 17.Фокусировка.

Таким образом, можно сделать вывод, что ораторская речь выступивших учеников:

односложная, состоящая из простых предложений; ученики не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, т.к. недостаточный словарный запас;

бедна монологическая и диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно построить ораторскую речь;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

У большинства выступлений (из 51) мало использования ораторских приемов. Наиболее часто употребляются риторические вопросы, призыв, сравнение и вставка.

Формирующий этап. Изучение теоретического материала по теме исследования показало, что существует много приемов ораторского искусства. Эти приемы мы решили собрать вместе и составить кейс приёмов ораторского мастерства. Кейс состоит из 17 видеосюжетов. Этот кейс мы снимали и показывали в течение года в виде видеороликов, который транслировался в школе во время перемен.

2.2.Кейс приемов ораторского искусства

Приемов ораторской речи существует очень много.

Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью, если не использовать приемы и правила риторики.

1.Пример, подобность и сравнение

Тропы — это своего рода сравнения, которые помогают избавить речь от повторов. Начинают изучение ораторского искусства, как правило, с эпитетов и метафор. Сравнения являются базовыми приемами, используемыми в риторике для убеждающей силы. Они формируют у слушателя образное или ассоциативное мышление, в зависимости от того, как используется инструмент. Такой прием часто применяют лекторы, чтобы слушатели лучше запомнили числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. Тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 млн тонн нефти. Зато мы знаем, как выглядит этот поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать метки и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями. Схожим приём сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно - понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.

Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России. Синекдоха дает оратору возможность кратко и выразительно донести свою мысль до слушателей.

2.Повторы

Повторы — противоположность первому пункту. Позволяет сконцентрировать внимание публики на конкретном факте. Использовать надо осторожно, чтобы речь не была перенасыщенной и сохранялся баланс.Например: «Представьте, 200млн рублей! 200млн рублей!».

3.Иносказание

Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Например, в речи Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию «Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся ка сестры и братья за руки с маленькими белыми девочками и мальчиками». Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия.

4.Призыв

Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к каому-либо действию.

5.Хиазм

Хиазм – Перекрещивание – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф.Кеннеди на инаугурации «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»: «Делить веселье – все готовы: Никто не хочет грусть делить».

6.Цитирование

К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ильича Ленина, чей авторитет был беспрекословен. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это парафраза).

7.Цепь

Цепь – часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями. Пример: «Я хочу, чтобы ты умер…. Чтобы ты умер в 100 лет…чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца…и чтобы твоя смерть была заслуженной».

8.Антитеза.

Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний. Например «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других -все».

9.Намек.

Использование этого риторического примера оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Например: «Барак Обама, обладатель очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств». Намек, что Нобелевская премия мира не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут.

10.Гипербола

Гипербола – преувеличение. Данный прием ораторского мастерства резонно использовать, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, пафосно. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать» имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения.

11. Вставка

Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Такие замечания придают сильный оттенок сказанному и изменяют восприятие слушателей в нужную сторону. Например, «…но не мне вам это говорить…».

12.Риторические вопросы

Вопросы, не требующие ответа.

13. Промедление.

Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей. Этим можно усилить любопытство слушателей.

14.Повышение напряжения.

Усиление внимания слушателей – это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего. Повышение напряжения – это использование промедления, аллегорий, намеков, повторений и других риторических техник.

15.Неожиданность

Чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от его никто не ожидает. Например, «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил «Но я за то, чтобы начало положил убийца!».

16.Софизм

Софизм — ложное высказывание под видом аксиомы. Применяется в случаях, когда хотят запутать оппонента. Бывает логическое и терминологическое, открытое и скрытное. Использование софизмов может подорвать доверие аудитории, поэтому употреблять их в речи нужно аккуратно.

17. Фокусировка

Фокусировка — один из методов подстройки материала под слушателя. Она подразумевает оценку аудитории, что для нее важно в вашем выступлении. К данному виду приемов относится фрейминг — умение преподнести информацию так, чтобы человек подумал, что это его собственная идея. Это довольно тонкая наука, включающая в себя свои собственные приемы.

Контрольный этап. Далее мы провели следующее мероприятие – конкурс ораторов.

Участники: среди 2-10 классов

Дата: 11 ноября 2021 года.

Цель практической работы проекта: наблюдение и анализирование публичных выступлений – ораторской речи учащихся. По проекту мы задались целью узнать использование 17 ораторских приемов.

В конкурсе принимали участие только желающие. По положению было предложено выбрать любые темы, всего выступило - 82 ученика.

Мониторинг использования ораторских приёмов учениками 2-10 классов МБОУ «Легойская СОШ с УИОП» (2021 год)

Классы

3

4

5

6

7

8

9

10

годы

2021

2021

2021

2021

2021

2021

2021

2021

Кол. участников

8

10

12

13

9

9

7

14

Использованные ораторские приёмы

1.Пример, подоб-ность и сравнение

1/13

1/10

2/17

1/7

2/22

1/11

1/14

3/21

2.Повторы

1/13

1/10

1/8

2/15

2/22

2/22

2/29

1/7

3.Иносказание

-

-

-

1/7

-

1/11

1/14

1/7

4.Призыв

2/25

2/20

2/17

2/15

2/22

3/33

2/29

2/14

5.Хиазм

-

-

-

-

-

-

-

1/7

6.Цитирование

1/13

1/10

1/8

2/15

3/33

2/22

2/29

3/21

7.Цепь

-

-

-

-

-

-

1/14

-

8 Антитеза

-

1/10

-

1/7

2/22

3/33

2/29

3/21

9.Намек.

-

-

-

-

-

-

1/14

-

10.Гипербола

-

-

-

1/7

-

-

1/14

-

11.Вставка

1/13

1/10

2/17

2/15

2/22

2/22

2/29

1/7

12.Рит. вопросы

2/25

2/20

2/17

3/23

1/11

3/33

2/29

1/7

13.Промедление

-

-

-

-

-

-

1/14

-

14.Напряжение

-

-

-

-

1/11

-

-

-

15.Неожид-ть

-

-

-

-

-

-

1/14

-

16.Софизм

-

-

-

-

-

-

-

-

17.Фокусировка

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Итого

8/

89

8/

80

9/

75

15/

115

15/

165

17/

187

19/

258

16/

112

Выводы по анализу ораторской речи, выступивших на конкурсе:

1.Пример, подобность и сравнение и 2.Повторы были использованы 12 учениками во всех классах.

3.Иносказание применено 4 учениками в 6,8,10 классах.

4.Призыв ввели в речь 17 учеников во всех классах.

5.Хиазм и 7.Цепь. Эти приемы использованы только одним учеником в 9 и 10 классах.

6.Цитирование наблюдалось в речи 15 учеников во всех классах.

8 Антитезу применили 10 учеников 4,6-10 классов

9.Намек применил только один ученик 9 класса.

10.Гипербола использована 2 раза учениками 6 и 9 классов.

11.Вставка использована 13 учениками всех классов.

12.Риторические вопросы поставлены в ораторской речи 16 учениками во всех классах.

13.Промедление и 15.Неожиданность применены в речи одного ученика 9 класса.

14.Напряжение наблюдалось в 7 классе в выступлении 1 ученика.

16.Софизм и 17.Фокусировка. не использованы.

Таким образом, можно сделать вывод:

ораторская речь выступивших учеников пополняется словарным запасом;

в монологической и диалогической речи наблюдается заметное увеличение использования следующих ораторских приемов: сравнение, повторы, призыв, цитирование, вставка, риторические вопросы

вызывают затруднение использование таких приемов как: хиазм, цепь, намек, гипербола, промедление, неожиданность, напряжение.

Совсем не использованы софизм и фокусировка.

Мониторинг сравнения использования ораторских приёмов учениками 2-10 классов МБОУ «Легойская СОШ с УИОП»

(по годам)

 

Количество использованных ораторских приёмов /в процентах

Классы

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

годы

2020

2021

2020

2021

2020

2021

2020

2021

2020

2021

2020

2021

2020

2021

2020

2021

Кол. участников

5

8

6

10

10

12

9

13

6

9

5

9

4

7

6

14

Использованные ораторские приёмы

1.Пример, подобность и сравнение

-

1/13

-

1/10

1/10

2/17

-

1/7

1/17

2/22

-

1/11

1/25

1/14

3/50

3/21

2.Повторы

-

1/13

-

1/10

-

1/8

-

2/15

-

2/22

-

2/22

1/25

2/29

2/33

1/7

3.Иносказание

-

-

-

-

-

-

-

1/7

-

-

-

1/11

-

1/14

-

1/7

4.Призыв

1/20

2/25

1/17

2/20

-

2/17

-

2/15

3/50

2/22

2/40

3/33

1/25

2/29

1/17

2/14

5.Хиазм

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1/7

6.Цитирование

-

1/13

-

1/10

1/10

1/8

1/11

2/15

2/33

3/33

1/20

2/22

1/25

2/29

2/33

3/21

7.Цепь

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1/14

-

-

8 Антитеза

-

-

-

1/10

-

-

-

1/7

-

2/22

-

3/33

1/25

2/29

1/17

3/21

9.Намек.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1/14

-

-

10.Гипербола

-

-

-

-

-

-

-

1/7

-

-

-

-

-

1/14

-

-

11.Вставка

-

1/13

1/17

1/10

-

2/17

1/11

2/15

1/17

2/22

1/20

2/22

1/25

2/29

2/33

1/7

12.Рит. вопросы

1/20

2/25

1/17

2/20

2/20

2/17

1/11

3/23

-

1/11

2/40

3/33

1/25

2/29

1/17

1/7

13.Промедление

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1/14

-

-

14.Напряжение

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1/11

-

-

-

-

-

-

15.Неожид-ть

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1/14

-

-

16. Софизм

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

17. Фокусировка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Итого

2/

40

8/

89

3/

50

8/

80

4/

40

9/

75

3/

33

15/

115

7/

116

15/

165

6/

120

17/

187

7/

150

19/

258

12/

200

16/

112

Мониторинг сравнения использования ораторских приёмов учениками 2-10 классов МБОУ «Легойская СОШ с УИОП»

(по процентам)

годы

2020

2021

Кол. участников

51

82

Использованные ораторские приёмы

1.Пример, подобность и сравнение

6/12

12/14

2.Повторы

3/6

12/14

3.Иносказание

-

4/5

4.Призыв

9/17

17/20

5.Хиазм

-

1/1

6.Цитирование

8/16

15/18

7.Цепь

-

1/1

8 Антитеза

2/4

12/14

9.Намек.

-

1/1

10.Гипербола

-

2/2

11.Вставка

7/14

13/15

12.Рит. вопросы

9/17

16/19

13.Промедление

-

1/1

14.Напряжение

-

1/1

15.Неожид-ть

-

1/1

16. Софизм

-

-

17. Фокусировка

-

-

 

Итого

44/86

108/127

Диаграмма сравнения использования ораторских приёмов учениками

2-10 классов МБОУ «Легойская СОШ с УИОП» (по процентам)

Мониторинг сравнения проведенной работы за два года показал, что после проведения формирующего этапа, а именно после демонстрирования нашего кейса, ученики стали активно применять ораторские приёмы в своих выступлениях.

Благодаря этому проекту в школе стало больше конкурсантов в конкурсе ораторского мастерства, научно-практических конференциях улусного, республиканского уровня, многие участники набрались опыта в публичном выступлении. Таким образом, школа набрала приличную команду для участия в разных конкурсах из своих обучающихся.

Заключение

Представленная исследовательская работа, многоэтапный проект имеет эффективный результат. Благодаря охвату большего количества обучающихся, мы научили желающих, во-первых, выступать на публике, победить страх выступать на публике у многих обучающихся. Во вторых, мы попытались научить учеников применять ораторские приемы в своих выступлениях. В третьих, они научились учиться на своих ошибках, организовывать свою деятельность.

Основные выводы по работе:

Изучена теоретическая литература в аспекте исследования.

Проанализирована история ораторского мастерства.

Проведено исследование использования приемов ораторского мастерства в выступлениях школьников МБОУ «Легойская СОШ (с УИОП)» Усть – Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

Созданы условия для развития умения публичного выступления у обучающихся через школьные мероприятия.

Составлен кейс приемов ораторского искусства и проведена апробация.

Мы думаем, что такие мероприятия в школах создают условия для развития публичного выступления у обучающихся. Ведь умение выступать на публике приходит только с опытом. И этот опыт, по нашим суждениям, должен начинаться в школе. Конечно, многие путем проб и ошибок и по необходимости годами учатся, но наш проект заложил в них крепкий фундамент. Мы считаем, что умение донести свою мысль, мнение, связно высказать точку зрения, необходимы каждому человеку.

Использованная литература

Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969.

Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989.

Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992.

Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000.

Русский язык и культура речи: Учебник / О.Я.Гойхман, Л.М.Гончарова и др. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=227832

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты [Электронный ресурс] / под ред. А.П.Сковородникова. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 480 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=454610

1 Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной. – М., 2000. С. 130

2 Русский язык и культура речи. / Под ред. проф. Максимова В.И. М., 2002. С. 109

Просмотров работы: 629