Введение
Значение знаков препинания в русском языке сложно переоценить. Без точки, запятой, восклицательного и вопросительного знака, тире и дефиса, кавычек и двоеточия тексты напоминали бы просто нагромождение слов, невозможно было бы понять смысл, интонацию авторов. В школе мы изучаем знаки препинания, и пользуемся ими на уроках с самого начала обучения. Знаки препинания сопровождают человека всю жизнь. Читая книги, я обращаю внимание, что многие запятые мне еще не знакомы. Поэтому тема пунктуации для меня актуальна: захотелось узнать подробнее об истории возникновения знаков препинания, их значении в русском языке, правилах применения, чтобы не допускать ошибок на письме.
В данной работе подробнее хочется изучить запятую: уж частенько с ней бывают сомнения: ставить или нет.
Цель моей работы:
Обобщить правила постановки запятой на письме.
Задачи моей работы:
Познакомиться с историей возникновения запятой в русском языке.
Изучить роль запятой в русском языке.
Научиться правильно применять правила постановки запятых на письме.
Создать развивающую игру «Расставь знаки препинания», с помощью которой можно будет узнавать новые правила расстановки запятых и закреплять уже имеющиеся.
Исследуемый объект: Запятая как знак препинания в русском языке.
2. Основное содержание
История возникновения запятой.
В древние времена тексты писали без знаков препинания, и между словами даже не ставили пробелы. Точки и запятые начали появляться во времена развития книгопечатания. Знаки препинания входили в тексты постепенно. Запятую стали использовать лишь в XV веке. По мнению лингвистов, слово «запятая» происходит от глагола запятися (зацепиться, задеть). В.И. Даль, автор Толкового словаря живого великорусского языка, растолковал происхождение слова «запятая» от глаголов «запясть», «запинать», что обозначает: останавливать, задерживать.
В конце XVI – начале XVII вв. вышли печатные грамматики Лаврентия Зизания «Грамматика Словенска…» 1596 г. и Мелетия Смотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» 1616 г., которые сыграли значимую роль в развитии русской пунктуационной системы.
Лаврентий Зизаний говорил о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. Л. Зизанием запятую рекомендовалось употреблять как разделительные знаки в середине предложения.
Великий русский ученый М. Ломоносов определял функцию запятой лишь для разделения однородных «одинаких» членов предложения и не описывал других правил использования данного знака препинания. [5]
К началу XVII в. большинство современных знаков препинания уже было введено в обиход. Так, в первом издании В. Шекспира в 1623 г. уже использовались точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. [5]
В настоящее время запятая на письме используется очень широко. Бeз этoгo знaкa препинания значение письменного высказывания донести до собеседника уже просто невозможно.
На сегодняшний день правила постановки запятых регулируются Правилами русской орфографии и пунктуации, которые утверждены в 1956 году Академией наук СССР и Министерством просвещения РСФСР).
Роль запятой в русском языке
Роль запятой трудно переоценить, особенно если вспомнить фразу из произведения Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков» – «Казнить нельзя помиловать». Главный герой, Виктор Перестукин, на своем примере понимает важность правильной расстановки знаков препинания, от которой зависит понимание смысла написанного. Попытавшись сначала поставить запятую как попало, он чуть было не получил приговор без права обжалования «Казнить, нельзя помиловать». Но хорошо подумав и переставив запятую на место, после слова «нельзя», он смог избежать страшной участи, изменив смысл фразы: «Казнить нельзя, помиловать» и тем самым спас себя. В русском языке существуют другие примеры фраз, в которых правильно поставленная запятая может придать конкретный смысл предложению. Например, фраза Петра I: «Строить нельзя сносить». В зависимости от постановки запятой, эта фраза может быть преподнесена совершенно по- разному: или нужно строить и нельзя сносить или, наоборот, нельзя строить, а нужно обязательно сносить.
Таким образом, в зависимости от места постановки запятой, значение фразы может быть истолковано совершенно по-разному. Лишь правильно поставленная запятая может придать конкретный смысл предложению.
Правила постановки запятой на письме
В каких же случаях запятая необходима? Рассмотрим правила, которые мне уже знакомы и используются на письме.
Во-первых, запятая ставится между однородными членами предложения:
- которые не соединены союзами. Например: В огороде растут капуста, свекла, морковь, кабачки.
- которые соединены союзами а, но, да, однако, хотя и т.п. Например: Сегодня на улице сыро, дождливо, но очень холодно.
- которые соединены повторяющимися союзами и, или. На перемене школьники и шумят, и балуются, и бегают.
Второй случай – когда запятая ставится между предложениями, которые объединяются в одно сложное предложение с помощью союзов и, да, и, или, либо или без союзов. Например: С утра шёл дождь, однако к полудню небо прояснилось. [2]
Запятыми выделяются обращения. Например: Мама, приготовь мне, пожалуйста, завтрак.
Запятыми отделяются междометия: эй, ах, о, ох, эх, ну. Например: Ах, какая красота!
При помощи запятых мы отделяем прямую речь от косвенной.В качестве примера можно привести такое предложение: «Дети, собираемся на экскурсию», - говорил учитель.
Еще запятыми обозначаются такие конструкции в предложениях, как причастные и деепричастные обороты. Мы еще не изучали их школе, но такие предложения встречаются часто в текстах, которые мы читаем. Например: Крепко держась за руки, ребята побежали к морю.
Запятая ставится в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного предложения. Например, Пока мы делали уроки, дождь закончился, и выглянуло солнце.
Если запятая ставится правильно, то она становится связующим элементом, который наполняет смыслом все части по отдельности и предложение в целом. [3]
А еще запятая имеет смысловое значение. Ведь там, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу и прочитаем с особой интонацией, эмоционально.
Создание развивающей игры
Чтобы лучше запомнить правила расстановки запятых, узнавать новые правила, мы с моим учителем, Чуйковой Натальей Валерьевной, придумали игру «Расставь знаки препинания», с помощью которой закрепляем имеющиеся у нас знания о знаках препинания и знакомимся с новыми правилами пунктуации. Игра состоит из карточек с предложениями, в которых отсутствуют запятые и их нужно расставить верно. Верные ответы, то есть предложения с правильно расставленными запятыми, записаны на отдельной карточке. Карточки размещены в приложении I.
После выполненного задания, можно проверить ответы. Они размещены на специальном листе, где под номерами предложения с верно расставленными запятыми. Ответы размещены в приложении II.
Карточки мы заламинировали, поэтому их можно использовать многократно.
На переменах или в другое свободное время мы с ребятами из класса можем занять себя, поиграть, одновременно повторить правила и даже посоревноваться между собой.
Заключение
Таким образом, изучив историю возникновения запятой в письменной речи, ее роль в русском языке, случаи, в которых запятая ставится при написании письменных работ, можно сделать выводы. Без запятой было бы сложно и даже невозможно понять написанное: все слилось бы в один бесконечный текст без смысла, интонации, невозможно было бы донести мысль до собеседника. Как бы пострадал наш великий русский язык без этого важного знака препинания! Хорошо, что она у нас есть!
Список используемой литературы.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015.
Правила русской орфографии и пунктуации. Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.
Пунктуация (правила постановки знаков препинания) русского языка. Образовательный журнал Текстология. ру https://www.textologia.ru/russkiy/punktuatsia/?q=504
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Издательство: Владос, 1997.
Федорова Л. Из истории пунктуации. - Интернет журнал «Филолог» выпуск 10.
Приложение I
Карточка 1 Возможны кратковременные осадки продолжительные дожди кое-где грозы снегопады метели оттепели. Снег ещё не лёг но заяц оделся в белую шубку. Солнце светит ещё ярко но звери уже готовятся к зиме. Выглянуло солнце и дети пошли гулять.[1] |
Карточка 2 Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин) Потемневшее море пенилось бурлило шумело. Буря прошла и земля освежилась. Цветут розы гладиолусы маргаритки.[1] |
Карточка 3 Последние сосульки последний снег последняя метель. (Н.Сладков) Первые цветы первые бабочки первые комары первые листья первый дождь первая песня жаворонка. (Н.Сладков) Возвращаются из теплых стран грачи скворцы и жаворонки. Осенью небо хмурое серое облачное.[1] |
Карточка 4 Отцветают астры ноготки георгины. Изпод листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов красуются красноголовые подосиновики. Три котенка черные а два – пестрые: черные с белыми пятнами. Ночью Мурка ловит мышей а котята сладко спят.[4] |
Карточка 5 Лена Коля и Сережа пошли в лес за грибами. Я погладил его успокоил и мы двинулись дальше. (И.Тургенев) Дрожит заяц от страха думает куда бы ему спрятаться. (В.Бианки) Кружится филин над елкой но ничего не может сделать. (В.Бианки)[4] |
Карточка 6 Глаза большие и добрые но зато зубы острые. Дома в аквариум положили камешки опустили растения налили воды и пустили рыбок. Все пятнадцать цыплят были желтенькие как пушистые комочки. Получилось восемь петушков а остальные были курочки.[4] |
Карточка 7 Он бросил в воду якорь но цепь оборвалась и якорь остался на дне моря. Стояла она на столе солила понемногу всякую еду: борщ кашу котлеты и овощи. «Надо пойти соли поискать» – сказала тогда Солонка и отправилась в путь. Обрадовались котлеты заплясали овощи в кастрюле улыбнулись друг другу борщ и каша.[4] |
Приложение II
Правильные ответы к игре «Расставь знаки препинания».
Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели.
Снег ещё не лёг, но заяц оделся в белую шубку.
Солнце светит ещё ярко, но звери уже готовятся к зиме.
Выглянуло солнце, и дети пошли гулять.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин)
Потемневшее море пенилось, бурлило, шумело.
Буря прошла, и земля освежилась.
Цветут розы, гладиолусы, маргаритки.
Последние сосульки, последний снег, последняя метель. (Н.Сладков)
Первые цветы, первые бабочки, первые комары, первые листья, первый дождь, первая песня жаворонка. (Н.Сладков)
Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.
Осенью небо хмурое, серое, облачное.
Отцветают астры, ноготки, георгины.
Изпод листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики.
Три котенка черные, а два – пестрые: черные с белыми пятнами.
Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.
Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами.
Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше. (И.Тургенев)
Дрожит заяц от страха, думает, куда бы ему спрятаться. (В.Бианки)
Кружится филин над елкой, но ничего не может сделать. (В.Бианки)
Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.
Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки.
Получилось восемь петушков, а остальные были курочки.
Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.
Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи.
«Надо пойти соли поискать», – сказала тогда Солонка и отправилась в путь.
Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша.
Приложение III
Приложение IV