Антропонимы в пословицах и поговорках русского языка

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Антропонимы в пословицах и поговорках русского языка

Юлгильдина Л.Н. 1
1МОАУ СОШ 2 с Исянгулово
Мамурина Т.В. 1
1МОАУ СОШ 2 с Исянгулово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Что в имени тебе моём?...» (А.С.Пушкин ).

Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

а у каждого оно есть. (Имя)

Часто на уроках русского языка и литературы мы работаем с пословицами. Пословицы и поговорки часто встречаются и в повседневной жизни. Меня заинтересовали такие изречения, в которых встречаются имена человека. Употребляются в пословицах личные имена не случайно: они выражают качество, указывают на достоинства и недостатки человека. Например, пословица «Иван на дуде играет, а семья с голоду помирает» говорит о лени и глупости человека. В пословице «Мели, Емеля, твоя неделя» имя использовано для того, чтобы зарифмовать все предложение: Емеля – неделя. Но только ли в рифме дело?

Меня заинтересовал вопрос: имена в пословицах используются для рифмы и созвучия или же они неразрывно связаны с конкретными личными именами?

Я решила исследовать их, изучить, прослеживается ли характеристика конкретного имени в тех пословицах и поговорках, в которых употреблено данное имя человека.

Эта проблема и лежит в основе моей работы, которая ставит следующую цель: проанализировать русские пословицы и поговорки, отражающие оценочность поведения человека, носящего конкретное личное имя, особенностей его характера.

В процессе работы я решала следующие задачи:

1) глубже изучить русский фольклор, 2) систематизировать знания о малых жанрах устного народного творчества, 3) проанализировать тематическую группу пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, 4) классифицировать пословицы, содержащие антропонимы; 5) выяснить, какие черты характера человека нашли отражение в данных языковых единицах.

Объектом моего исследования является словарь В. И.Даля «Пословицы русского народа»; предметом исследования – пословицы и поговорки, включающие в свою структуру личные имена, в которых отражаются черты характера человека.

В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение научной и справочной литературы по русскому фольклору, работа со словарями пословиц и поговорок, анализ собранного материала, классификация пословиц и поговорок, содержащих антропонимы.

Глава I.

Роль имени в жизни человека

Имя (своё или близкого человека) дорого нам. При звуке знакомого имени мы не задумываемся о его значении и происхождении, мы представляем себе человека, о котором говорим или к которому обращаемся. Народ очень правильно оценивает имя человека. «Не смотри на кличку – смотри на птичку», – говорится в одной из русских пословиц. Однако мы должны изучать историю своего имени, его происхождение, смысл и значение точно так же, как мы должны знать родовые корни своей семьи и страны. Наше имя – это и история русского народа, и составная часть русского языка.

Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова имя. Говорят: у него доброе имя или: не позорь моего имени и т. д., имея в виду: он хороший человек, или не позорь меня.

Окружающие судят о человеке по его делам, по поступкам и зовут человека в соответствии с тем, чего он заслужил. Становится понятным, почему кого-то зовут официально, например, Иван Михайлович, кого-то – тепло и доверительно Михалыч, а кого-то и вовсе до смерти – просто Санёк.
Конечно, не имя создаёт личность, но оно вскрывает некоторую сущность человека. Любой писатель тщательно продумывает, какие имена он может и должен включить в текст своего сочинения, особенно - имена действующих лиц, посредством которых обязательно выражает субъективное отношение к создаваемому персонажу ,изображаемым характерам, типам личности. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию идеи произведения.

Многие русские и нерусские имена связаны с этическими, нравственными понятиями, как, например, Софья (мудрость), Надежда, Вера, Любовь. 

Имя собственное, идентифицирующее человека, в науке о языке имеет название – АНТРОПОНИМ. К антропонимам относятся имя, фамилия, отчество, прозвище, псевдоним (вымышленное имя), криптоним (скрываемое имя), мононим (полное имя, выраженное одним словом). В имени отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, исторические контакты. Интерес к именам, знание их происхождения и смысла воспитывают чувства патриотической причастности, любовь к родине, к народу, его языку и культуре общения. В этом заключается актуальность моего исследования.Я решила в своей работе выяснить роль антропонимов в пословицах и поговорках русского языка.

Глава II.

Имена в русских пословицах

2.1. Использование имен в пословицах и поговорках в качестве рифмы.

В русском фольклоре широко используются устойчивые изречения с именем собственным, в которых содержится оценочность поведения человека, особенностей его характера. Личные имена являются внешней одеждой пословиц. Они большей частью взяты наудачу, часто для рифмы, созвучия: таковы, например, пословицы, где рифмуются слова: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак и пр.

Пословицы подчеркивают «случайность» имени. Одно имя могло заменяться другим. Имя выбиралось в большинстве случаев «под рифму» и лишь в незначительной степени создавало обобщенный образ человека.

Так, весьма популярны рифмованные поговорки с именами, ставшими постоянной характеристикой: Алеха не подвоха; Андрей-ротозей; Афонька-тихонька; Илья-свинья; Федул губы надул; Фома пьёт до дна; Филат не виноват и т. п. Для большинства русских имя Емеля ассоциируется с характеристикой «болтун». Имя сходно с глаголом молоть, вошедшим в прибаутку: «Мели Емеля твоя неделя».

Может быть, некоторые имена и взяты изначально с известных в самом тесном кругу лиц, и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка.

2.2. Пословичное имя как обобщение характерных свойств человека

Значение имени в пословице и поговорке отличается от имени в обыденном общении. Отсутствует привычная связь имени с индивидуальным человеком. Пословица применяется в жизни к конкретной ситуации и к конкретному лицу, у которого есть свое собственное имя, не совпадающее с именем в пословице. Именно этим столкновением двух  имен  – настоящего и «ненастоящего» – достигается обобщение. Речь в пословице, когда ее применяют в жизни, идет не о пословичном Емеле, Филе, Фоме, Ереме, Кирюхе, Ерохе и т. д., а о конкретных жизненных персонажах, поступающих так, как поступают Емеля, Филя, Фома, Ерема, Кирюха и т. д. Антропоним приобретает обобщенный смысл. Развитие образной основы имени, его переосмысление происходит на основе случайных ассоциаций. В дальнейшем эти ассоциации закрепляются в народной памяти как обобщение каких-либо свойств человека.

Социальная оценка многих имён глубоко о села в языке. Нередко знание этой оценки помогает понять пословица.

Например, греческим именем Филипп, превращённым на русской почве в Филю, Фильку, Филюху, бояре часто называли своих слуг. Филя в русских пословицах выступает в роли простака, неудачника, простофили: «У Фили пили да Филю и побили», «Филипп ко всему привык», «Спит Филька без подстилки».

Имя Сидор восходит к древнеегипетской богине земледелия Исиде. Греческое Исидор, превращённое у нас в Сидора, значит «дар Исиды», т. е. обильный, щедрый дар. В русских пословицах и поговорках Сидор обычно богатый, но скупой и мелочный человек. Может быть, поэтому, как гласит пословица, «На Сидора ни одна беда не пришла», ведь у него на любой голодный год припасена копеечка. За скверный характер Сидора отдувается его коза (пороть, бить, как Сидорову козу).

Русские пословицы дают нелестную характеристику Макару. Он беден («У Макара лишь соплей пара», «Не рука Макару калачи есть». Он и бездомен («Грядёт Макар к вечерне от собак в кабак»), незнатен («Не рука Макару с боярами знаться»), послушен и почтителен («Макару поклон, а Макар на семь сторон»), а главное безответен («На бедного Макара все шишки валятся»). Пословицы подчеркивают, что он обычно занимается тяжелым крестьянским трудом: «Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал», «Куда Макар телят не гонял».

Кузьма в русских пословицах злой и драчливый: «Наш Кузьма всё бьёт зла», «Не грози, Кузьма, не дрожит корчма». Он несообразителен: «Эта пословица не для Кузьмы Петровича». Происхождения он такого же низкого и бедного, как и Макар: «Прежде Кузьма огороды копал, а нынче Кузьма в воеводы попал», «Горькому Кузеньке – горькая и песенка». Быть сыном драчливого и бедного неудачника не особенно приятно. Разве что крайняя нужда заставит признать такое родство: «Поживёшь – и Кузьму отцом назовёшь».

Таким образом, мы видим, что пословичное имя является обобщением характерных свойств человека с таким наречением.

К сожалению, мною отмечено, что в основном пословицы с личными именами запечатлели отрицательные черты человека. Одно и то же имя отражает чаще всего одну и ту же характеристику. Например, Авдей в русских говорах – добряк, смирный человек, об этом свидетельствуют все пословицы, в которые входит данный антропоним: «Наш Авдей никому не злодей», «Пропал Авдей от злых людей», «Глупому Авдею наколотили шею». Характеристика мечтательного добряка Андрея подтверждается изречениями: «Наш Андрей никому не злодей», «Андрей – ротозей», «У нашего Андрюшки ни полушки», «Друг на дружку – всё на Андрюшку».

Глава III.

Анализ тематической группы пословиц и поговорок,

включающих в свою структуру личные имена

В ходе исследования мною проанализирована тематическая группа пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, представленная в сборнике В. И.Даля «Пословицы русского народа».Пословицы в народном быту играют важную роль: на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Поэтому немаловажно знать значение пословиц, содержащих в своём составе имена собственные.

Мною рассмотрено около 3000 единиц – это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Из них отобрано для исследования 158 устойчивых выражений, в которых использовано 104 личных имени, 28 женских и 76 мужских. Самое распространенное имя в пословицах, поговорках – Иван, оно встречается 25 раз. Часто употребляется имя Фома - 32 раза. На третьем месте стоит имя Макар – оно встречается 21 раз. Однако все эти три антропонима имеют общее значение и создают образ глупого, неуклюжего, неотесанного, ленивого человека, простака и шута.

Среди женских имён на первом месте имя Маланья (простая глуповатая женщина, которую легко одурачить, обмануть), оно встретилось 16 раз, далее следует Варвара (нерешительная, любопытная, завистливая, нечистая на руку) – 11 примеров и Марья – 9 примеров (справедливая, искренняя и благожелательная в суждениях, готовая постоять за других, терпеливая).

Чаще всего личные имена взяты для рифмы, созвучия. Например: «Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку», «Наш Андрей никому не злодей», «Сидит Арина, рот разиня», «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «Богат Ермошка: есть козел да кошка», «Ленивому Микишке все не до книжки», «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

Однако в русской народной пословице большую роль играет рифма не слов, а смысла: Алёха – мелёха, Настя – напасти, Андрей – ротозей, Арина – разиня, Емеля – пустомеля, Иван – болван, Маланья – голова баранья, Мартын – алтын, Петрак – батрак, Роман – карман, Савва – слава, Федора – дура, Фома – без ума.

В большинстве данных пословиц и поговорок рифма, ритм присутствует, но рифмуются не имена, а другие слова, создающие образное выражение. Например: «Если бы не был молодцом, Акулькой бы звали», «Не хвастай, Настя: немного напряла, да и то потеряла», «По бедному Захару всякая щепа бьёт», «Иван Марьи не слушается: сам приказывать горазд», «Горькому Кузеньке – горькая и долюшка», «Один у Мирона сын, да и тот Миронович», «Проснулась Ульяна не поздно, не рано – все с работы идут, а она тут как тут», «Голодному Федоту и редька с квасом за мёд», «Фоку да Якова и сорока знает».

Личные имена в пословицах конкретизируют определенное качество, получая при этом обобщающее, типовое значение.

Вывод.

Значение антропонимов в пословицах и поговорках русского языка.

Проанализировав тематическую группу пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, можно сделать следующие выводы:

Личные имена в пословицах важны, так как они конкретизируют определенное качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека.

Самыми распространенными именами в пословицах и поговорках являются имена Иван, Фома, Ерёма, Макар и Маланья, которые имеют общее значение и создают образ глупого, ленивого человека, простака и шута.

В русском фольклоре широко используются устойчивые изречения с именем собственным, в которых личные имена употреблены для рифмы и созвучия: Андрей – ротозей, Вавило – рыло, Иван – болван, Мартын – алтын, Роман – карман, Савва – слава.

Во всех пословичных изречениях люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым закрепилось одно значение: Андрей – ротозей, Иванушка и Емеля – дурачки, Фомка и Сергей – воры, плуты, Кузька – горемыка, Петрак – батрак.

Антропонимы в пословицах представляют собой часть истории и общечеловеческой культуры, так как в них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, история народа.

Используемая литература:

В. И.Даль «Пословицы русского народа»

А. В. Суперанская . Словарь русских имен

Е.Н.Полякова «Из истории русских имён и фамилий»

Л. В.Успенский «Ты и твоё имя».

Л.А.Введенская «От собственных имён к нарицательным».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы и поговорки русского языка с антропонимами

Алеха не подвоха; сдуру прям.

Аринушка Маринушки не хуже.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Какова Аксинья, такова и ботвинья.

Каждая Аленка хвалит свою буренку.

Наш Андрей никому не злодей.

Наш Афоня в одном балахоне и в пир, и в мир, и в подоконье.

Каков Ананья, такова у него и Маланья.

Без вотчины, так без отечества (отчества).

Без вымени овца - баран. 

Без имени ребенок - чертенок.

Богатого по отчеству, убогого по прозвищу (т. е. по прозванью).

В лицо человек сам. себя не признает, а имя свое знает.

В людях Ананья (ласа), а дома каналья.

В трех братьях дураки - Иванушки, а одиночные - Емели да Афони.

Ванька, встань-ка; Семка, пойдем-ка; да ступай и ты, Исай!

Васька идет, бородою трясет.

Всякий черт Иван Иванович.

Варлам ломит пополам, а Денис со всяким делись.

Наша Варвара не любит ухи без навара.

Горькому Кузеньке горькая и долюшка.

У всякого Гришки свои делишки.

Не гордись, Гордей, ты не лучше людей.

Друг сердечный; а как зовут, не знаю.

 Каков Дема, таково у него и дома.

Два Демида, а оба не видят.

Дмитрий да Борис за огород подрались

Наша Марья вашей Дарье двоюродная Парасковья.

Дядя Мосей любит рыбку без костей.

Оробей Еремей - обидит и воробей.

Наговорил Егор с гору, да все не в пору.

На всякого Егорку есть поговорка.

Каждый Еремей про себя разумей.

Ефрем любит хрен, а Федька - редьку.

Емеля дурачок. Иванушка дурачок, Мотря дура.

Живет мордвин и некрещеный.

И по рылу знать, что Созонном звать.

В людях Илья, а дома - порося.

Нашему Ивану нигде нет талану: к обедне пришел - обедня отошла, к обеду пришел - отобедали.

Нашему Ванюхе на печке ухаб.

Когда у Ивашки белая рубашка, тогда у Ивашки и праздник.

Кобылка бежит, а Ивашка лежит.

Добрый  Иван  —  и  людям,  и  нам;  худой  Иван  —  ни  людям,  ни  нам

Иван был в Орде, а Марья вести сказывает.

Иван в дуду играет, а Марья с голоду помирает.

На Ивана слава, а виноват-то Савва.

Ваня,  Ваня  —  простота,  сел  на  лошадь  без  хвоста,  сел  задом  наперед  и  поехал  в  огород

Поп  Ваньку  не  обманет,  а  Ванька  попу  правды  не  скажет

Щеголь  Ивашка:  что  ни  год,  то  рубашка

Когда  у  Ивашки  белая  рубашка,  тогда  у  Ивашки  и  праздник.

Иван  в  дуду  играет,  а  Марья  с  голоду  умирает

Для  милого  Ванечки  —  пельмени  да  шанежки,  а  для  постылого  Мишки  —  ухват  да  шишки

Ростом  с  Ивана,  а  умом  с  болвана.

Был  Иван,  а  стал  болван,  а  все  винцо  виновато

Дядя  Иван  —  и  людям  и  нам.

Иван  не  болван:  не  всяк  на  нем  исправливал  шапки.

Ипат наделал лопат, а Федос продавать понес.

Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.

Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).

Кабы она не выла, так и не была бы выпь.

Как вчера меня звали, так и сегодня зовут.

 Бредет Катерина к себе на перину.

Княгине - княжа, кошке - котя, а Катерине - свое дитя (милее)

Радуйся Кирюшка, будет у бабушки пирушка.

Прежде Кузьма огороды копал, а ныне Кузьма в воеводы попал.

Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.

Как зовут, так и обзывают.

Как тебя зовут? - Зовут зовуткой, а величают уткой.

Как хочешь зови (Как ни зови. Хоть чертом зови), только хлебом корми.

Катя-Катерина - ножка голубина.

Корова без клички - мясо.

Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.

Легок на помине. Помяни по имени, а он тут.

Лихое лихим называют, а доброе добрым поминают.

Макар да кошка - комар да мошка.

Марья Васильевна да Василь Василич (коза с козлом).

Марья-Марина - очи голубины.

 Не ждет Мартын чужих полтин, стоит Мартын за свой алтын.

Каков Мартын, таков у него и алтын.

Нашего Мины не проймешь и в три дубины.

Наш Мишка не берет лишка.

Макару поклон, а Макар на семь сторон.

На каждого Макара найдется своя Хавронья.

Ленивому Микишке все не до книжки.

Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.

Дед Мосей любит рыбку без костей.

Грелся Максим возле осин.

Матрена Михайловна Топтыгина (медведица; она же Авдотья, Акулина, Марфушка, Матрена).

Машка коза да Васька козел.

Михаиле Потапович Топтыгин (медведь).

На бедного Макара и шишки валятся.

На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).

Не хвастай, Настя: немного напряла, да и то потеряла.

Не всяк Наум наставит на ум.

Наш Наум себе на ум: слушать - слушает, а знай щи хлебает.

Муж Нестерка, да детей шестерка, воровать боимся, работать ленимся, - как тут жить прикажете?

Люди с базара, а Назар на базар.

Каждый Никитка хлопочет о своих пожитках.

Наш Демид не туда глядит.

Не крещен младенец - Богдан (обычай).

Нет воров супротив Романов, нет пьяниц супротив Иванов.

Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.

Один Иван должно; два Иван - можно; три Иван - никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова).

 Нашего Обросима невесть куда забросило.

И стала наша Олена ни пава, ни ворона.

Наварила, напекла Окулина про Петра.

Павлушка - медный лоб.

У всякого Павла своя правда.

Такой-сякой Пантелей, а вдвоем веселей.

Не все Потапу на лапу.

Наш Пахом с Москвой знаком.

Каков Пахом, такова и шапка на нем.

Петька-петух на яйцах протух.

По шерсти собаке кличка.

Разумником поп окрестил, да не тем слывет.

Рожден, а не крещен, так Богдашка.

Роман - кожаный карман.

С именем Иван, без имени - болван.

Савва съел сало, утерся, заперся, сказал: не видал.

Каков Савва, такова ему и слава.

Как у Сенюшки две денежки -так Семен да Семен, а у Сенешки ни денежки - ни во что - Семен.

Всяк Семен про себя умен.

По Сеньке - и шапка, по Еремке - колпак, а по Ивашке - и рубашки.

И по роже видать,что Сазоном звать.

Сашенька, Машенька - фу, пропасть какая!

Сашки - канашки, Машки - букашки, Маринушки - разинюшки.

Сергей (Сережа) - пройми ухо (плут).

Слывет Нижним, да стоит на горе.

Стало плохо: указчиком Аноха.

Степанидушка все хвостом подметет.

Сын не родился, а уж ему имя дали.

Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.

Трынка, волынка, гудок; прялка, моталка, валек да матери их козодойки.

Ты, Исай, наверх ступай; ты, Денис, или на низ; а ты, Гаврило, подержись за молотило!

У всякой собаки своя кличка.

Убогому кличка голыш (никто его не знает и не зовет по имени).

Филимон Иванович и Марья Ивановна (филин и сова).

 Федюшке дали денежку, а он и алтын просит.

Послали Филиппа по липы, а он ольху волочит.

И рад Филипп, что пирог велик.

Пашет Федот разинув рот, а толку не на иголку.

Ни от камени меду, ни от Фофану приплоду.

Наш Фаддей - ни на себя, ни на людей.

Наш Филат не бывает виноват.

Молилась Фекла, да Бог не вставил стекла.

Любил шутить над Фомой, так люби и над собой.

Люди как люди, а Фома как бес.

Как на Фому напасти нахлынут, так Фому и люди покинут.

Не бей Фому за Еремину вину.

Как придет на Флора неспориха, дойдет и Флориха до лиха.

Фоку да Якова и сорока знает. Фофан с толокном, а Сидор с волокном.

Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит.

Фомка вор: на долото рыбу удит.

Хоть горшком назови, только в печь не станови.

Хоть звать не зови, только вытью корми (выть: рабочие часы между еды, или самая пища: обед, полдник, ужин и пр.)

Просмотров работы: 298