Прозвища жителей села Новопетровское

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прозвища жителей села Новопетровское

Багаутдинов Р.А. 1
1МОАУ СОШ 2 с Исянгулово
Мамурина Т.В. 1
1МОАУ СОШ 2 с Исянгулово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Имена собственные  давно привлекали внимание простых людей и исследователей. Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы,  историки, этнографы, психологи, литературоведы). В первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами.

Наука о собственных именах называется ономастикой.Ономастика тесно связана с диалектологией. Диалектология - это лингвистическая дисциплина, которая изучает территориальные диалекты (говоры) конкретного языка.

Региональная ономастика включает в себя несколько разделов. Антропонимика- раздел ономастики, изучающий происхождение имен, отчеств, фамилии, прозвищ.

С официальным именем человек проходит через всю жизнь. Но есть ещё одно имя собственное, которое может появиться у человека и сопровождать его какое-то время, а иногда и в течение всей его жизни. Конечно, это прозвище, которые являются малоисследованным видом в разряде антропонимов. Исследования современных прозвищных именований базировалось преимущественно на диалектной лексике.

Один из источников изучения русской антропонимии - лексические богатства русских говоров, которые представляют интерес не только как источник исторического изучения языка, но и как народная устно-разговорная разновидность современного языка. В этом плане большое значение имеет изучение прозвищ.

Особый интерес у нас вызвало исследование прозвищ, которыми наделены не только дети нашей школы, но и взрослые люди. Ещё не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе «Лексика» мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как они широко распространены не только в школьной среде, особенно в подростковом возрасте, но и в более зрелом возрасте, причём прозвища в нашем селе имеет почти каждая семья. Очень интересно и познавательно наблюдать за тем, как одним словом определяется характер человека, его привычки, поведение, особенности внешности. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров между детьми, создают трудности в общении, так как дети могут оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы нашей исследовательской работы:

«Прозвища жителей села Новопетровское».

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования –1) индивидуальные и семейные прозвища, собранные в селе Новопетровское в 2018-нач. 2019 г.

2) Система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени, а также классификация прозвищ всего населённого пункта.

База исследования – учащиеся 1-9 классов МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово ООШ д.Новопетровское, учителя, местные жители. 

Актуальность:В бытовой коммуникации, которая составляет сферу неформального общения, занимающую значительное место в повседневной жизни индивидума, большую роль играют ПРОЗВИЩА - дополнительные, неофициальные именования человека, использующиеся для наиболее точной, личностной, оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе

Именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов, возможно, потому, что это имена неофициальные, дополнительные идентификаторы личности. Сбору прозвищ уделяется значительное внимание, ведь именно в сельской местности прозвища бытуют наиболее активно в силу объективных причин : своеобразный контингент сельских жителей, условия бытовой коммуникации - небольшие, относительно замкнутые коллективы, в которых люди хорошо знают друг друга, наличие фольклорных традиций и прочее. Для настоящего исследования мы взяли прозвища нашего села ,а именно села Новопетровское.

Прозвища данной местности еще не изучены, именно этим объясняется актуальность и перспективность работы.
Изучение данной темы дает основание сделать вывод, что надо стараться избегать употребления прозвищ в речи, поскольку вопрос тесно связан с культурой нашей речи. Учащиеся должны знать о происхождении своих фамилий, знать основные словообразовательные модели, орфографические, структурные, грамматические особенности прозвищ.
Цель исследования:показать языковую и социальную сущность современных прозвищ, их роль в бытовой коммуникации современного общества, связь с историческими и культурологическими традициями 

Задачи:

-Ознакомиться с литературой по ономастике и антропонимике;

-Сгруппировать прозвища в соответствии с их происхождением;

-С учетом выработанной методики расклассифицировать и проанализировать собранный материал в двух аспектах:лингвистическом и социокультурологическом;

-Определить роль прозвищ в современной системе антропонимических средств идентификации личности в бытовой коммуникации;

-По возможности выявить особенности и причины возникновения каменскохуторских прозвищ;

-Особое внимание обратить на прозвища с диалектными основами, определяющими специфику нашего села;

-Составить картотеку индивидуальных прозвищ, бытующих в настоящее время в селе и школьном сообществе;

-Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища.

Методы исследования: изучение научно-популярной литературы (ономастические, этимологические, исторические словари), наблюдение; анкетирование; анализ; сравнение; статистические исследования (подсчет, вычисления); описательный, сравнительно-сопоставительный;

Практическое применение состоит в том, что мы сами узнали очень многое по этой теме,  с данной работой мы можем выступить перед детьми нашей школы на уроках истории, обществознания, литературы, классных часах, а также пополнить фонд школьного музея, создание ономастического словаря школьных прозвищ и прозвищ жителей села.

Из истории появления прозвищ

Имя, прозвище, фамилия фиксируют в памяти народов общественно-исторические факты, культурные традиции и обычаи предков

С официальным наименованием человек проходит через всю жизнь. Но есть ещё одно имя собственное, которое может появиться у человека и сопровождать его какое-то время, а иногда и в течение всей его жизни. Конечно, это прозвище.

Почему наряду с именами, отчествами и фамилиями существуют в живом языке прозвища? Если исходить из того, что суффикс -ищ- имеет в русском языке увеличительное значение, можно предположить, что прозвище могло дать гораздо более объёмную характеристику человеку, чем его имя.

Много вопросов возникает по поводу прозвищ: когда сложилась традиция употреблять прозвища, надо ли бороться с ними и если надо, то как и кому, почему одни прозвища обидные, а другие нет и даже красивые, приятные, почему одни понятны любому, кто бы их ни услышал, а другие - небольшой группе людей?

В прозвищах заключено много интересного: видны в них и буйная фантазия авторов, и наблюдательность - умение выделить в человеке какие-то черты, которые характеризуют и тех, кому их дают, и тех, кто даёт, свидетельствуют об их доброте или, наоборот, недоброжелательности. Но что самое удивительное - в возникновении прозвищ обнаруживается очень чёткая система. И появляются они на свет, оказывается, не просто так, а подчиняясь этой системе.

Имена людей - часть истории народа. Имя человека - своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда за право носить то или иное имя шла жестокая борьба. До крещения на Руси использовались языческие имена. Имя служило своеобразным оберегом. Отсюда обилие славянских имен с корнем «слава»: Станислав, Владислав, Ростислав. Из этих же категорий имен-оберегов были: Волк, Зубр, Орел. Стараясь обмануть «нечистую силу», наши предки могли использовать такие имена, как Сатана, Дурак, Горе, Ненаш, Чертко. Источником языческого имени могло быть что угодно: внешность (Белянка), характер, день недели (Суббота), название животных, растений. В 988 году Владимир Красное Солнышко «огнем и мечем» крестил Русь. Обычные понятные имена заменились чужими, христианскими, которые для русских были просто набором звуков. Внешне подчинялись, наши предки сохранили для общения в быту языческие имена. Со временем славяне привыкли к христианским именам. Одно из них даже стало символом русского человека «Иван». Развитие экономических связей, налогообложение заставляло уточнить наименование человека. Появляются отчества: Федька Иванов сын, Гришка Ильин сын. Но это мало помогло. Ввели в наименование еще одну часть - фамилию. Они появились в России массовом порядке только в 18 веке. Что же использовали наши предки вместо фамилий до 18 века, когда переписи были уже регулярными. Говорили так - «прозванье», «назвище», «прозвище». И ничего обидного в этих словах не было. Вот когда снова пригодились языческие имена, вернее их источники. К ним теперь добавились название местности, реки, социальной группы, профессии, события. В нашей истории навсегда остались Ярослав Мудрый, Александр Невский, Юрий Долгорукий, Петр Великий, Иван Грозный и другие видные политические деятели. Учёными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Источником их являлись дохристианские, т.е. древнерусские имена, которые после принятия Русью христианства не исчезли бесследно, а перешли в прозвища, а затем на основе прозвищ появились фамилии.

Длительный процесс превращения дохристианских имён в прозвища можно наблюдать в памятниках древнерусской литературы. В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор, не раз упоминая брата Игоря, князя Всеволода, называет его постоянно Туром: «И сказал ему Буй Тур Всеволод». Не имя ли это? Ведь мы уже узнали, что рядом с христианским (календарным) именем в памятниках может стоять имя не календарное, древнерусское. Но эта версия тоже отпадает, так как Всеволод и есть имя древнерусское, то есть не календарное. Ведь не может же рядом стоять два древнерусских имени. Значит, скорее всего это прозвище. Красивое, почётное, характеризующее Всеволода как сильного, смелого, дерзкого воина.

То есть можно предполагать, что в 12 веке прозвища уже существовали в речи. О том, что древнерусские антропонимы (именования людей) трудно разделить на прозвища и имена, свидетельствует и словарь В.И.Даля. Словарной статьи к слову «прозвище» в том издании, которое у нас есть в школе, мы не нашли. Зато есть словарные статьи к словам «рекло» и «имя», из которых видно, что эти слова: «имя», «рекло», «прозвище» - стоят в одном ряду как синонимы.

Рекло (по В.И.Далю) - имя, придаваемое человеку по святцам, кроме крестного; давалось родителями при рождении или при молитвовании, иногда содержалось даже в тайне. Боярин Илья, по реклу Борис Иванович Морозов. Ангельское или крестное имя, рекло, отчество, прозвание (семейное) и нередко ещё прозвище.

Имя - прозвище, данное в семье или народом в прибавку к родному. Ещё одно доказательство того, что прозвища возникли очень давно, из древнерусских имён и параллельно с ними.

Вот и появляются в памятниках 15 - 17 веков записи: при древнерусских именах пояснения «по назвищу», «по прозвищу», например: «Ивашка по прозвищу Бажен сын Лазарев», «Петрушка по назвищу Любим Никиткин сын». Если в 11 - 13 веках люди прежде всего были известны по имени древнерусскому, (Остромир, Смеяна), а христианское упоминалось в каких-то ситуациях, связанных с церковными обычаями, то в 16 - 17 веках календарные имена становятся обычными для любых ситуаций, а древнерусские сохраняются лишь в виде прозвищ.

Вообще, древнерусские имена были разнообразны и изначально очень походили на прозвища. Имена давались, например, по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка; по росту: Малой, Долгой…; по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба…; по особенностям внешности: Елтыш (обрубок дерева), т.е. невысокий крепкий человек.

Давались специальные «плохие» имена, которые должны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Нелюба, Немил, Тугарин (туга - печаль); имена, связанные с растительным и животным миром: Бык, Волк, Пырей…

Наряду с прозвищами, возникшими на основе древнерусских имён, в бытовой речи, в древности, во время трудового процесса (полевых работ, разработок леса, строительства) появляются прозвища другого характера.

Темп и условия работы в древности требовали краткого обращения. А если одних имён для различения людей было мало, т.к. было очень много одинаковых календарных имён (Василий, Иван, Фёдор…), то использовали прозвища. И даже официально, как видно из документов, людей и в городах, и в деревнях различали по прозвищу: Федька Кузнец и Федька Хромой. Документы 16 - 17 веков пестрят прозвищами, если речь в них идёт о крестьянах или ремесленниках: «Ивашка Лаврентьев сын Швецов прозвищем Щербак сказал…»

По прозвищам 15 -17 веков можно узнать много интересного: какие кушанья готовили (Борщ, Кисель), что носили (Лапоть, Дерюга, Рунь (лохмотья), какие были предметы быта (Голик - веник без листьев, Кулема - капкан, ловушка, Копыл - часть прялки), какими были отношения между людьми, то есть древние прозвища помогают ближе познакомиться с бытом России прошлого, а значит, современные прозвища могут многое рассказать нашим потомкам.

Множество русских фамилий были основаны на прозвищах, которые, в свою очередь, появляются на основе названий предметов, животных, человеческих свойств и так далее. Получается, что значение корня фамилии в некоторой степени отображает, какими были предки этого рода.

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища, например, Малой, Лысый, Нытик.

Итак, возраст прозвищ довольно солидный - около 9 веков. Они очень подвижны. Они не только могут исчезать, сменяться другими, совсем не связанными с первыми, но и порождать новые.

Отличие имени от прозвища.

Личные имена христианского календаря до XIV – XV вв прививались среди других восточных славян медленно. Долгое время шла борьба против нецерковных имен. Новые имена были не понятны по значению и трудны для произношения восточных славян. Поэтому в X -XI веках и позже стали употребляться среди восточных славян два имени - официальное (полученное при крещении) и домашнее (мирское).

В XV – XVII веках все имена христианского календаря стали занимать первое место и постепенно приобрели значение собственных имен; русские и другие восточно-славянские имена (за исключением тех, которые попали в святцы) начали занимать второе или третьи места и стали прозвищами – второстепенными именами.

С прозвищем человек сталкивается с детства. Сейчас, в современной жизни, это именования неофициальные, они не записываются в деловые бумаги, как в древности, и используются, как правило, в небольшом коллективе. В разных коллективах прозвища могут быть различными. Наблюдения, опросы показали, что встречаются они чаще всего в детских коллективах с пятого по восьмой классы, в старших классах их меньше. У взрослых они чаще всего отсутствуют. Общая закономерность такова: чем выше уровень образованности и культуры в коллективе, тем меньше там прозвищ.

В местных говорах сохранились своеобразные отношения между личными именами и прозвищами.

Прозвище – это имя, приобретенное лицом, семьей, целым коллективом по тому или иному их признаку, под которым они известны в определенной социальной среде.

Есть и другое определение: прозвище — это название, данное человеку помимо его имени (обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности).

Прозвища возникают в живой звучащей устной речи, часто в речи народной. Прозвище дают так, чтобы оно выделило человека из толпы, обратило на него внимание, подчеркнуло его индивидуальность. Прозвища, возникающие в народной речи, всегда звучны, ярки, красочны.

Прозвища имеют характерные особенности, отличающие их от других собственных личных имен. Так, известно, что когда- то собственноличное имя давалось человеку по какому - то его качеству, признаку или как пожелание, чтобы ребенок имел то качество, на которое в имени указывалось: Илларион (греч.) – веселый, Валентина (лат.) сильная, Евгения (греч.) – благородная. Прозвища же не лишены собственного значения, т.е. прямо указывают или намекают на какие – либо признаки данного лица: Машка Рыжа, Шура Курноса, Витька Петух (задиристый).

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

Помимо имени, отчества и фамилии у многих людей имеются ещё и прозвища, которые отражают какие–либо характерные черты человека. В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище –название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

3. Особенности прозвищ как языкового явления.

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:выдвижение лидеров микросообщества, выделение из группы отвергнутых людей,различение детей с одинаковыми именами,подчеркивание преемственности по родовой линии,поддразнивание и унижение,проявление симпатии.

4. Прозвища жителей села Новопетровское.

4.1. Семантика и происхождение школьных прозвищ, имеющихся в нашей школе.

У прозвищ, как и у всех слов в языке, - есть своя биография, история, своя судьба. Как же они возникают? Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 9 классов, а также опрос старожилов села. Но собранный материал позволяет нам выделить следующие группы прозвищ:

1)прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ :

Мамур (Мамурин), Гончар (Гончаров),Хомяк (Хаминин),Кукан(Куканов),Исмагил(Исмагилов),Вавил(Вавилов) и пр.

2)прозвища, образованные от личных имён носителей прозвищ:

Коколя (Коля), Степанида, (Степан), Лизун (Лиза), Жеки-чан (Женя).

3)прозвища, связанные с особенностями внешности человека: Пончик, Доска (по фигуре), Косой (косят глаза), Седая (причёска) и пр.

4)прозвища, связанные с возрастом человека: Малая.

5) прозвища, связанные с особенностями характера, поведения, привычками человека: Тёлка (плаксивый мальчик), Крыса (агрессивный нрав).

6) прозвища, в основу которых положены поступки, а также какие-то события в жизни человека:Цуцик, Бычок

7) прозвища, связанные с национальностью человека: Татарка

8) прозвища уменьшительно - ласкательные, не связанные с личным именем человека: Зайка, Киса, Маруська

9) прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Ленка- пенка.

10) прозвища, определить лексическое значение которых трудно или непонятно их происхождение: Яйцо, Лапша, Боксёр.

Мы видим, как много существует прозвищ и все они разные по своей структуре. Одни состоят из одного слова, другие из двух и более.

Таким образом, проследив источник возникновения прозвищ, мы заметили, что большинство из них даются по следующим смысловым значениям:

1) по фамилиям или от личных имён носителей – 17. 2) по внешнему виду – 8.

3) по характеру, поведению, привычкам – 3 . 4) просто так - 3

Итак, и у мальчиков и у девочек чаще всего прозвища возникают по имени и фамилии носителей. Сами школьники на вопрос: почему они создают эти прозвища и часто употребляют их – говорят: «Так короче говорить, интереснее общаться». Таким образом, у учеников видно стремление к экономным формам речевого общения и к оригинальности речи.

4.2Прозвища учителей.

Интересно образование и функционирование прозвищ учителей в речи школьников. В нашей школе, правда, учительское прозвище - это редкое явление. Старшеклассники между собой называют учителей по отчеству: Владимировна, Васильевна,Галимьяновна, Фаритовна, очень редко по предмету: Химичка, Химка, Математичка, Географичка и т.д. «Создание» прозвищ преподавателей – это индивидуальное творчество, в разных коллективах проявляющееся по-разному. Но общие схемы, по которым «строятся» клички, выделить можно. Это либо обыгрывание необычных для слуха имен, отчеств и фамилий, либо подмеченная характерная черта внешности, манеры речи, характера.

В результате исследования было выявлено, что в школах это явление все - таки распространено, так как имя учителя может сказать о нем (учителе) немного, а прозвище более информативно. Девочки считают, что прозвища учителям давались, даются и будут даваться всегда.

Прозвища даются учителям разных предметов, но наиболее часто дети «награждают» прозвищами учителей русского языка, математики, истории и химии, редко - учителей экономики и информатики. Девочки считают: "Это происходит потому, что русский язык, математика, история и химия являются основными в школе. Учащиеся успевают узнать характер этих учителей, особенности их поведения и т.д. А учителям экономики, информатики прозвища дают гораздо реже, потому что эти предметы преподаются редко или только ученикам старших классов".

Девочки также определили основные принципы неофициальной номинации учителей школьниками:

-по особенностям внешности (самый распространенный способ): Миссис Клювдия ( по наличию подбородков);

-по особенностям фамилии, например: Мурка (Мамурина),Тулумбай (Тулумбаев)

-по особенностям имени, например: Татьянушка, Салимуша;

-по особенностям отчества, например:Ахмадулыч;

-по принадлежности к профессии: Завучка (завуч),.

Некоторые прозвища ученики объяснить не могут, используют их по традиции.

4.3 Прозвища семейные

Не менее интересны в исследовании оказались и прозвища семейные, переходящие из поколения в поколение. Семантика прозвищных наименований всегда хорошо «читаема», понятна окружающим, но иногда связь между прозвищем и человеком со временем утрачивается. Удалось выяснить, что чем ярче личность на селе, тем больше у нее индивидуальных особенностей, тем чаще члены коллектива маркируют ее прозвищем. Есть прозвища, резко негативные в оценке называемых, в коннотации этих именований присутствует недоброжелательность, иногда элементарная злоба, агрессия по отношению к адресату.
Наиболее частотны и востребованы в настоящее время следующие группы неофициальных именований:

1.Прозвища, выделяющие яркую, броскую черту внешности, заметный физический недостаток, представляют одну из самых малочисленных групп (16,7 %) Толстый, Вус, Усатый, Нос, Белый «светловолосый», Круглики, Костянка «об очень худом/толстом мужчине»), Беляк, Блондин (о светловолосом, кудрявом человеке), Тяпка (не умеет промолчать в нужном месте), Гусаковы (особенность походки) и т.д.

2 Прозвища, определяющие выделенные черты характера, свойства, личностные особенности именуемого (15,8 %) :Крысины (агрессивность, недружелюбие), Пробка (глупость), Кот (хитрость) и т.д.

3. Прозвища, данные по профессии, занятию, должности, бытуют недостаточно активно и составляют 1 % от общего числа: Мядичка, Дохтарь и т.д.

4. Часто берутся для образования прозвищ, которые носят ярко выраженный метафорический характер, названия животных . Это связано во многом с фольклорной традицией, именно поэтому в сельской местности таких прозвищ очень много (13,3 %) Бик «о человеке со взглядом исподлобья» , Слон «о неуклюжести», Ежик «о мальчике, который недоверчив, неуживчив с людьми», Крот «слабовидящий, Лоси (большие, неповоротливые) и т.д.

5. Названия птиц и насекомых также традиционны в системе номинации (10,2 %). Вороны «бестолковые, рассеянные», Гусак «спокойный, безразличный ко всему человек, но имеющий важный вид», Сыч «молчаливый, угрюмый, насупившийся человек» и др.

6. Имена и прозвища, даваемые по сравнению с разными предметами (9%). Тяпка «о мужчине со спотыкающейся походкой»

Отдельные группы неофициальных именований представлены менее активно:

1. Прозвища, указывающие на социальное и экономическое положение называемого : Царёк, Царица «главенствующие люди, которые задают тон в селе», Бомж «опустившийся алкоголик. Однако эта группа достаточно значима, так как ярко показывает социальную функцию прозвищ. В нашей картотеке такие неофициальные идентификаторы составляют 1 %.

2 .Не активно бытуют прозвища, указывающие на прежнее место проживания или на место рождения именуемого: Хохлуха, Оцэ. Эта группа прозвищ немногочисленна (1%), потому что контингент сельских жителей довольно устойчив и миграционные процессы развиты слабо.

3 .Насмешливые именования (часто оскорбительные), Глист(а) «о худом высоком бледном человеке», Козёл «о человеке с дребезжащим голосом», Тормозиха ( о малоподвижном человеке) и пр. Отрадно, что таких прозвищ совсем немного (1,2 %), ибо они оскорбляют человеческое достоинство.

4. Также мало востребованы прозвища, обозначающие имя народа (около 1,7 %) Хохол, Урус «русский»,Хохляндия «украинец». Причем некоторые этнонимы употребляются не в прямом значении, а в образном - помогают выделить какую-либо черту, обычно внешности или особенности разговорной речи.

В сельской местности, где люди хорошо знают друг друга, прозвища наиболее стабильны и функционируют особенно активно.

Отсечённые формы от фамилий, например:Зинчак,Хамяк,Емельчак,Павлюк пр.

По именам, отчествам родственников, главенствующих в семьях:Шадриха,Хамичиха и т.д.

По национальной принадлежности:Татарка (Гадельшина)

4.4Структурно – образовательные модели прозвищ.

Нами было выделено 5 структурно - словообразовательных моделей и прозвища были распределены по следующим типам: Основа – существительное: Пончик, Бычок и др. Основа – прилагательное: Седая, Сухостой, Длинный и др.

Словосочетание: Винни Пух.

Прозвища, образованные по физическим признакам: Пончик, Бычок и т.д.

Созвучные с начальным вариантом фамилии: Гончар, Курица, Кишка и пр.

Таким образом, школьные прозвища образованы, в основном, от существительных. Устойчивое бытование прозвищ с иронической, насмешливой семантикой заставляет людей задуматься о своей внутренней или внешней сущности, возможно, подвигает постараться откорректировать личностные особенности в позитивную сторону, а следовательно, активизировать процесс самосовершенствования. Имеют место случаи, когда именно меткое прозвище способствовало избавлению от вредных привычек, отрицательных черт характера, нелицеприятной манеры поведения

5. Отношение к прозвищам.

1.Как же относятся учащиеся к своим прозвищам? Что предпочитают: имя или прозвище?Опрос показал, что большинство учащихся предпочитают имена прозвищам, хотя есть и такие, кому свои прозвища нравятся, и есть те, кому всё равно, как их называют. Что касается учителей нашей школы, то они считают прозвища «опасной эпидемией» потому, что часто прозвища бывают обидными и несправедливыми. Дети, особенно в подростковом возрасте, дают прозвища ради насмешки. Часто коверкаются имя и фамилия. Иногда прозвища указывают на физические недостатки человека, что тоже очень неприятно. Например, Пончик, Горбатый и другие.

2. Опасны ли прозвища?Я считаю, что некоторые прозвища не опасны, напротив, они подчёркивают внешность или характер человека. Например, Краля, Везунчик. Таким образом, мы против оскорбительных прозвищ, но допускаем прозвища, которые нравятся самому человеку.

Также мы задали себе вопрос: как меняются прозвища с возрастом ребят?Анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9 класс, а затем либо резко сокращается, либо уходят вообще. Почему так происходит? Мы считаем, что чем старше становится ребёнок, тем серьёзнее относится к своим словам, старается меньше причинять боль окружающим. Он начинает осознавать, что необдуманно сказанное слово может нанести душевную рану человеку.

Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до пяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяется другим? Мы заметили, что это зависит от характера, поведения человека. У спокойного, тихого, незаметного ученика прозвище долго не меняется, а у подвижных, энергичных, общительных детей в зависимости от ситуации, смены интересов прозвище может легко замениться другим.

И ещё: там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.

Анализируя результаты анкеты,  мы выявили, что, если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ   дается   школьникам от их фамилий и имен.На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду. Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая. Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении.    Как правило, даются  ребятам прозвища в школе друзьями и одноклассниками. 
     Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении подростков и молодежи

6. Влияние прозвищ на детей.

Как прозвища влияют на детей? С этим вопросом мы обратились к психологу-консультанту. По мнению психолога, прозвища могут травмировать ребенка, отрицательно влиять на отношения между учениками. Обидные прозвища получают, как правило, бесхарактерные и незащищенные дети. Даже безобидные, на первый взгляд, прозвища, как будто даже ласковые все равно отрицательно воздействует, в том числе и неприятным сочетанием звуков. Сама фамилия уже накладывает отпечаток на характер ребенка.

Заключение

После систематизации и обработки всего материала мы сделали заключение, обобщили полученные результаты и отобразили их в настоящей работе.

и среди них преобладают прозвища, образованные от имён и фамилий. В «семейных» прозвищах большую часть составляют прозвища, утратившие с течением времени своё первоначальное значение.

2.Прозвища выполняют различные функции.

3.Существует много способов образования прозвищ. Среди прозвищ, собранных нами, преобладает способ образования прозвищ от существительного.

4.Прозвища активно формируют особое «прозвищное самосознание» индивидуума, которое создает в целом благоприятную среду для актуализации самообразовательной и самовоспитательной деятельности человека, особенно молодого, его становления как личности.

5.Функциональная особенность прозвищ формировать конкретные представления человека о собственной личности (как позитивные, так и негативные) связана, в первую очередь, с особой внешней близостью нарицательной лексике, практически не характерной для других личных имен.
6.Прозвища, таким образом, живут в стихии яркой, образной народной речи. Зачастую бытовая разговорная речь может рассматриваться как особая форма народного искусства, в которой реализуется эстетический тип восприятия действительности, свойственный народному сознанию.
7.Прозвища должны быть добродушны, слегка ироничны, могут поддразнивать, но не должны унижать человека, оскорблять его достоинство.
Для анализа прозвищ с диалектными основами, которые являются наиболее ярким показателем диалектной антропонимии, выявляющей особенности быта, культуры, народных промыслов , использовались различные диалектные и толковые словари
Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом они отягощены различными коннотациями, поэтому неформальны, личностны

От прозвищ никуда не денешься. Главное, чтобы они были безобидными и не унижали честь и достоинство человека.

Список литературы

1. Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества): элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. Исаева Е.Л. Как назвать вашего ребёнка. Выбирая имя – выбираем судьбу. – М.: Центрполиграф, 2008.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Просвещение, 2004.

4. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

5.Суслова А.В.,Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М., 1984.

6. Интернет-ресурсы: mirznanii.cominfo/istoriya-proiskhozhdeniya-imen

microarticles.ruarticle/storija…prozvisch.html

http://cheloveknauka.com/prozvischa-kak-vid-antroponimov-i-ih-funktsionirovanie-v-sovremennoy-rechevoy-kommunikatsii#ixzz4RZGxBJye

Приложение №1

Анкета

1. Фамилия. Имя. Отчество.

2. Класс.

3. Есть ли у вас прозвище? Назовите его.

4. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

5. Кто дал вам прозвище?

6. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

7. Менялось ли у вас прозвище?

8. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

9. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

10. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

11. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

12. Как вы считаете, почему людям дают прозвища?

По итогам проведенного анкетирования  была составлена картотека школьных прозвищ (приложение №1)  и  получены следующие результаты:  

Приложение2

Картотека семейных прозвищ

Отсечённые формы от фамилий, например: Хамяки(Хамины), Емелята (Емелины), Зинчаки (Зинченко),Павлюки (Павловы),Чаплай (Чаплаевы),Лиса(Лисичкины),Завалёк(Завалихин) и т.д.

По именам, отчествам родственников, главенствующих в семьях: Рудики (Руденко),Зингаи (Зинченко),Мамуры(Мамурины), Завальки(Завалихины) и т. д.

По национальной принадлежности: Татарка(Павлова), Татарка (Гадельшина)

Картотека школьных прозвищ

1)прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ (14):

Гончар (Гончаров),Мамур (Мамурин), Завалёк (Завалихин), Лиса (Лисичкин).

2)прозвища, образованные от личных имён носителей прозвищ:

Николя (Мамурин Никита), Лизун (Шеина Лиза), Жеки-чан (Женя).

3)прозвища, связанные с особенностями внешности человека:Пончик, Доска (по фигуре), Косой (косят глаза), Седая (причёска), Сухостой, Длинный (по росту), Грудка (по размеру), Минус (слабое зрение), Зубастый (строение челюсти).

4)прозвища, связанные с возрастом человека: Малая (самая младшая по возрасту среди одноклассников).

5) прозвища, связанные с особенностями характера, поведения, привычками человека: Тёлка (плаксивый мальчик), Крыса (агрессивный нрав), Котяра (ласковый характер)

6) прозвища, в основу которых положены поступки, а также какие-то события в жизни человека:Цуцик, Бычок (слабохарактерный мальчик), Терминатор

7) прозвища, связанные с национальностью человека: Татарка (по национальности).

8) прозвища уменьшительно - ласкательные, не связанные с личным именем человека: Зайка, Киса, Маруська, Танька, Ленка.

9) прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Ленка- пенка.

10) прозвища, определить лексическое значение которых трудно или непонятно их происхождение: Яйцо, Лапша, Боксёр.

Просмотров работы: 68