Волшебная сила колыбельных

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебная сила колыбельных

Малахова П.А. 1
1МОУ "СОШ№2", г. Белоусово Калужская область Жуковский район
Штырева О.И. 1
1МОУ "СОШ№2", г. Белоусово Калужская область Жуковский район
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

      В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Ребенку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку. Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке.

      Колыбельная - это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире и начальные представления о жизни.

      Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживаний. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека. Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес к ней исследователей, собирателей фольклора, педагогов и воспитателей.

            Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок.

      Цель моей работы: проследить изменение в содержании колыбельных песен в течении поколений и их влияние на сон ребёнка.

Задачи работы:

1.изучить литературу о народных и авторских колыбельных;

2.овладеть ритмом и мелодиями русских колыбельных;

3.рассказать об опыте сочинения колыбельных во 2 «Б» классе.

Колыбельные песни - это лирика материнства

"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен"
(Расул Гамзатов)

"Малыш заснул!" - сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы - немного отдохнуть.
Каждая мама по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы "усыпить" свое чадо. А секрет достаточно прост.
Испокон веков существовало универсальное "снотворное" средство для детей и взрослых - это колыбельные песни
Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя - ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была его оберегом.
Отсутствие музыкальных способностей у мамы - не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. Пение мамы целительно для малыша. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека - матери. Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее…
Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького существа.
Колыбельные первые уроки родного языка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни.
Кроме того, в колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я", колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира.
Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение.
Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновения зла.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, менее успешными и подвержены психическим расстройствам.
На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека:" Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен".

В.А Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям" писал о колыбельных:

" Нет слов, какими бы можно было передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни. Они играют, волнуют сердца подростков.

При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность - именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, "чудесно прикасаясь к глубине души" (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту.

Чувство сердечной нежности, утонченной ласковости пробуждает в юных сердцах музыка, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной."

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.

Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.

Истоки русских колыбельных песен

Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни. Колыбельные песни, конечно, складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки.... Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка—дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку» Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям,—продукт позднего времени. Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать.

Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца:

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

сели грачи на ворота:

Ворота-то скрып, скрып!

А Колинька спит, спит.

Помимо песен с установившимся текстом встречаются и импровизации, но развивающие старые традиционные формы:

О, о, о, о, о, о, о!

О, о! баиньки,—

поет женщина и продолжает:

О! баю, баю, баю!

Баю милую.

И снова:

О, о, о, о, о, о, о!

О, о! баиньки

Баю (имя ребенка).

После каждого трехстишия нянька прибавляет какое-нибудь слово, смотря по обстоятельствам: «баю дитятку», «баю милую», «баю славную», «баю-бай, глазки закрывай».

Колыбельные стихи из «мира детей» и «мира взрослых»

Любые стихи развивают внимание и восприятие, благодаря эмоциональному наполнению, которое в стихотворениях всегда присутствует в избытке. Ребёнок получает эмоциональный опыт, соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому мы часто не помним стихи из школьной программы, выученные нами сознательно, но почти каждый человек, помнит стихотворения и колыбельные песни из своего детства.

Учёные насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные стихи есть у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Майкова, Гумилева, Набокова, Бродского и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Хармса, Маршака, Усачёва, Токмаковой и Аким – всех не перечислить! И современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной: многие любимые нынче мамами колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кинофильмов и мультфильмов. И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок-исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у Высоцкого, Башлачёва, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной). Выходит, что авторская колыбельная – это непрерывный жанр в истории русской литературы? И если литературоведческая наука обделяет вниманием этот феномен, то психологи и педагоги более внимательно изучили этот вопрос и могут помочь родителям в выборе песен для своего ребёнка, и объяснить чем авторские колыбельные песни и стихотворения отличаются от фольклорных и оценить их пользу для психики малышей.

     Колыбельные стихи известных поэтов

     Если с народными колыбельными всё более-менее понятно, то литературные колыбельные – неотделимы от творческого мироощущения их авторов. Когда колыбельные адресуются непосредственно детям, то это есть, по сути, - хорошие детские стихи. И в сокровищнице мировой поэзии таких стихов немало. Стиль и даже характер автора заметин в этих произведениях. Например, шуточная колыбельная Саши Чёрного:
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки:
А девочкам, дин-дон,
Пусть приснится сон-сон,
Полный красненьких цветов
И зелененьких жучков
Или явное «хулиганство» Даниила Хармса:

Баю-бай, да  баю-бай,
Ты-ко спи да засыпай!
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Живот, сердце надорвали.
Такие стихи, вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же, народные, вот например, английская, в переводе С. Маршака:
Баю-баю, детки
На еловой ветке.
Тронет ветер нашу ель –
Закачает колыбель,
А подует во весь дух –
Колыбель на землю бух.
Вообще авторские колыбельные стихи очень часто идут от фольклора, воссоздавая и преумножая сказочные, игровые обстоятельства малышовой жизни. Это было очень свойственно, например, замечательной поэтессе Елене Благининой:
У кота-воркота
Шерстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется:
Будут гладить-
          миловать,
Спать положат
          на кровать
В авторских колыбельных домашнее тепло и тишина песнях нередко противопоставлены законному миру, в котором не все и не всегда благополучно. В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:
Сам узнаешь, будет время, бранное житьё
Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё.
Или в шутку, как у Евгения Евтушенко:

Потише-ка, потише-ка,
Усни ты, мой детишечка.
Себе приснись ты дедушкой
За ласковой беседушкой,
Когда поешь ты баюшки
Внучонку вместо бабушки
Авторы желают детям самой лучшей жизни и волшебных снов, как, например, Владимир Высоцкий:
И надежно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир внизу, а над ним
Ты легко паришь
Под тобою древний Рим
И ночной Париж.

     В чём польза колыбельных стихов?

      Итак, если со стихами для детей всё понятно, то есть множество колыбельных, написанных скорее о детях, нежели для детей и мало доступных пониманию ребенка: это песни исторического содержания, религиозного, или описывающие скорее «мир матери», чем «мир ребёнка», её переживания, настроения. Вспомните, например, песню в исполнении Булановой, где мама, обращаясь к сыну, в колыбельной рассказывает о своем одиночестве. Есть и такие колыбельные стихи, в которых описаны очень личные переживания автора, или просто красивые стихи о ночи. У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые, есть повтор одних и тех же слов. Немецкие учёные  в ходе ряда  экспериментов выяснили, что запись народных колыбельных песен имеют успокаивающий и лечебный эффект, гораздо более сильный, чем авторские колыбельные. Поэтому, в первые годы жизни ребёнка ему лучше всего петь фольклорные песни. Детям постарше необходимы колыбельные песни и стихи самые разные, чтобы ребёнок видел образы, запоминал слова, развивал память, речь и фантазию. Вы спросите, стоит ли развлекать ребёнка перед сном, не будут ли мешать его засыпанию рассказываемые стихи и нагруженные смыслом песни? Стоит. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. Чтение стихов на ночь, успокаивает ребёнка и готовит ко сну. Естественно не надо декламировать колыбельные стихи громко и с выражением, ведь это всё-таки колыбельные. Детям можно пропивать и читать любые хорошие стихи, а не только объявленные автором, как колыбельные. Что даёт это малышу? Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, буквально магическим образом действуют на малышей. Они очень чутко воспринимают ритм и рифму поэтического текста.

Примеры современных колыбельных песен

Лунная песня

(Из к\ф "Красная Шапочка")

Как хорошо, от души

Спят по ночам малыши,

Весело спят - кто в люльке, кто в коляске.

Пусть им приснится во сне,

Как на Луне, на Луне

Лунный медведь вслух читает сказки.

Там высоко-высоко

Кто-то пролил молоко,

И полyчилась млечная доpога.

А вдоль по ней, вдоль по ней

Между жемчужных полей

Месяц плывет, как белая пиpога.

Там, на Луне, на Луне

На голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

Зеленая карета
Дриз Овсей

Спят,

Cпят мышата, спят ежата,

Медвежата,

Медвежата и ребята.

Все,

Все уснули до рассвета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета

Мчится, мчится в вышине,

В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных

В шляпах алых и зеленых

Над землей несутся вскачь,

На запятках черный грач.

Не угнаться за каретой,

Ведь весна в карете этой,

Ведь весна в карете этой.

Спите,

Спите, спите, медвежата,

И ежата,

И ежата, и ребята.

В самый, в самый тихий ранний час

Звон подков разбудит вас,

Звон подков разбудит вас:

Только глянешь из окна -

На дворе стоит весна!

Тсс!

Спят,

Спят мышата, спят ежата,

Медвежата,

Медвежата и ребята.

Все,

Все уснули до рассвета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета,

Лишь зеленая карета...

Над лесною спаленкой
(Из к\ф "Человек родился")

Над лесною спаленкой

Огоньки последние.

Спят медведи маленькие,

Спят медведи средние.

Только самый крошечный

Жмурит глазки-бусинки.

Он, как ты, хорошенький

И, как ты, малюсенький.

Огоньки не светятся

Над лесною спаленкой.

Спит сынок медведицы.

Спи и ты, мой маленький

Спят усталые игрушки

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться.

Ты ей пожелай: "Баю-бай!"

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее,

Глазки закрывай! Баю-бай!

В сказке можно покататься на луне,

И по радуге промчаться на коне,

Со слоненком подружиться,

И поймать перо жар-птицы.

Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень,

Скажем всем: "Спокойной ночи!"

Глазки закрывай! Баю-бай!

Сон приходит на порог
(Из к/ф "Цирк")

Сон приходит на порог,

Крепко-крепко спи ты ,

Сто путей ,

Сто дорог

Для тебя открыты !

Все на свете отдыхает:

Ветер затихает,

Небо спит,

Солнце спит,

И луна зевает.

Спи, сокровище мое,

Ты такой богатый:

Все твое,

Все твое -

Звезды и закаты!

Завтра солнышко проснется,

Снова к нам вернется.

Молодой,

Золотой

Новый день начнется.

Чтобы завтра рано встать

Солнышку навстречу,

Надо спать,

Крепко спать,

Милый человечек!

Спит зайчонок и мартышка,

Спит в берлоге мишка,

Дяди спят,

Тети спят,

Спи и ты, малышка!

Колыбельная медведицы
Ю. Яковлев - Е. Крылатов

Ложкой снег мешая,

Ночь идёт большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи -

Белые медведи,

Спи скорей и ты, малыш.

Мы плывём на льдине,

Как на бригантине,

По седым, суровым морям.

И всю ночь соседи,

Звёздные медведи

Светят дальним кораблям.

Колыбельные песни 2 «Б»

В 1 и 2 классах на уроках чтения мы знакомились с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось вспомнить ту кроватку, в которой каждый из них спал в детстве. Затем педагог начинал рассказ о том, что давным-давно у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных и даже назывались по-другому: колыбелька, зыбка, люлька. Рассказ сопровождался показом иллюстраций с изображением детских кроваток. Объясняли, почему они так назывались. Потом детям говорилось о том, что в этих кроватках не просто качали малышей, а напевали им песню. Ребятам предлагалось подумать и сказать, как называется песня, которая исполнялась ребенку перед сном. Затем педагог дал сам определение колыбельной песни, пытаясь вызвать интерес к ней. После рассказа предложили послушать колыбельную и самим исполнить любимые из них. Эти занятия вызвали положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание еще раз их услышать и запомнить.

Эмоциональное состояние учеников нашего класса на этих уроках и знания, которыми мы овладели, позволили всем ребятам с лёгкостью и любовью создать свои колыбельные песни, которые мы исполнили на уроке, качая свою любимую игрушку.

Получился очень интересный урок, который запомнился всем моим друзьям.

Примеры колыбельных, сочинённых учащимися 2 «Б» класса

Гуляев Павел

Баю- бай, баю – бай,

В мире есть волшебный край.

Баю- бай, баю – бай,

Спи, мой Паша, засыпай.

Баю - бай, баю – бай,

Есть волшебная страна,

В мире всех важней она.

Баю - бай, баю – бай,

Спи, мой Паша, засыпай.

Репина Мария

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Я сама научилась недавно

Колыбельную песенку петь,

Потому, что для кукол я – мама.

За день нужно так много успеть.

Кукле Маше заштопать гамаши.

Кукле Верочке бант постирать.

Новой гостье и моднице нашей –

Кукле Барби костюм подобрать.

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Баюшки – бай, баюшки – бай,

Багирова Дарья

Баю, баюшки, баю,

Баю Дашеньку мою.

Баю маленькую,

Бай хорошенькую.

Эту девочку мою

Я качать буду.

Я качать буду,

Буду приговаривать.

Даша, баюшки - бай.

Даша глазки закрывай!

Заключение

Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную» песню, которая бы сопровождала его всю жизнь. Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, «оканья», «баюшки», «баюкальные песни» или просто «байки» - оказываются первыми музыкальными впечатлениями младенца.
Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека – природой, семьей, общиной и др.

  Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Значит, возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

У учеников 3 «Б» класса есть опыт в сочинении и исполнении колыбельных песен. Все мы знаем, что этот опыт пригодится всем нам, и будущим мамам, и будущим папам в дальнейшей жизни. Кто-то из нас уже использует его, помогая маме в укачивании маленьких братишек и сестрёнок. А кому-то из нас этот опыт пригодится только тогда, когда у нас появятся свои дети. Важно сохранить его в нашей памяти, в наших душах и наших сердцах.

      Мамы, пойте своему ребенку песни! Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.

БИБЛИОГРАФИЯ

Баранов Д. "Стоит город не на земле, не на воде": К мифологии колыбели: Фольклор // Живая старина. - 1998. ? 2. - С. 21-23.
      Гриценко 3. "Положи твоё сердце у чтения": Приобщение маленького ребёнка к книге: (Колыбельные песни) // Дошкольное воспитание. - 2000. - ? 4. - С. 41 - 48; ? 5. - С. 65-73.
      Бахтин B.C. От былины до считалки: Рассказы о сроль-лоре. - Л.: Дет. лит., 1988.
      Жизнь человека в руском фольклоре: Младенчество. Детство / Под ред. В. Аникина, В. Гулва, Н. Толстого - М, 1991.
      Запорожец В. На рогах он дрему носит: Интереснейший пласт песенного творчества, называемый в народе "баюш-ки", "пригудки", "кукушки" / Зап. и нотировка авт. // Народное творчество. -1988. - ? 1. - С. 13-15.
      Колпакова К. На Буяне, славном острове. - М.: Дет. лит., 1976.
      Колпакова Н.Т. Русская народная бытовая песня. - М.-Л., 1962.
      Лазутин С.Г. Русские народные песни. - М., 1965.
      Маркова П. Колыбельная песня: О русском фольклоре // Нач. школа. -1993. - ? 8.- С. 60 - 62.
      Павлова Л. Маме о колыбельной: Психолог рекомендует // Дошкольное воспитание. - 2001. - ? 3. - С. 87 -89.
      Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа - М.: Олма-Пресс, 1999
      Радыкова О. Народные колыбельные: Тем. занятия в дет. саду: беседа, тексты, концерт, ноты // Дошкольное воспитание. - 1995. - ? 6. - С. 104 - 111, ? 7. - С. 102 - 112, ? 8. - С. 105 - 122.
      Русские письменные и устные традиции и духовная культура. - М., 1982.
      Шушаков Н. Народная педагогика: Фольклор от самой колыбели // Лит. в школе. - 1994. - ? 4. - С. 70 - 73.
      Хафизова Л. Персонажи колыбельных русского Севера // Живая старина - 1999. - ? 1. - С. 19 - 21. - (Дети в народной культуре

Просмотров работы: 1791