Введение
Английский язык – язык международного общения, а поэтому в какой бы точке земного шара мы с вами не оказались, везде он поможет нам в общении. Но сегодня далеко не каждый человек может похвастаться не только хорошим, но даже базовым уровнем английского языка.
Каждый заядлый турист, просто обязан хотя бы раз побывать в Англии. Здесь все пропитано историей. В самом крупном городе Европы – Лондоне до сегодняшнего дня сохранилось огромное количество средневековых строений, каждое из которых несет в себе память прошлых столетий. Но как же свободно посещать страны, которые общаются на совершенно другом языке. В этом нам поможет русско-английский словарик-разговорник, в котором будут собраны все важные слова и словосочетания, для комфортного проживания в другой стране.
Актуальность исследования состоит в очевидной значимости словарей-разговорников как источников ценной информации при организации эффективного общения.
Цель научно-исследовательской работы – составление русско-английского разговорника. Выбор английского языка в качестве основного объясняется высокой степенью его распространения в российском обществе в предыдущие столетия.
Задачи научно-исследовательской работы:
1. Собрать материал по затронутой теме;
2. Изучить понятие, разновидности и принципы создания карманного разговорника;
3. Определить роль разговорников в сфере образования и повседневной жизни;
4. Провести анкетирование учащихся; составить анализ полученных данных;
5.Создать карманный разговорник для изучающих английский язык в школе.
Предмет исследования - разговорники.
Объектом исследования является наиболее распространенные сферы общения и фразы, которые в основном используются в повседневной жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в попытке изучения разновидностей и типов разговорников.
Гипотеза–если использовать разговорник, то это облегчит общение и наладит речевой контакт с собеседником.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составленный собственный разговорник поможет мне и моим друзьям не только на уроках английского языка, но и в повседневной жизни при путешествиях за границу, а также встрече иностранных гостей.
Методы исследования:
-метод накопления, отбора и сравнения полученных данных;
-метод систематизации полученных знаний;
-анкетирование;
-создание словаря – разговорника
Проблема:
В настоящее время в мире существует мало карманных словарей, которые помогут быстро найти выход из любой ситуации.
Глава I. Теоретические основы изучения разговорников
1.1. Что такое разговорник и история его развития
Разговорник — сборник переводов полезных фраз на иностранном языке. Но в первую очередь он является средством общения с иностранцами, содержащие диалоги или обычно обиходные темы, с краткими словариками.Разговорник можно отнести к тем типам словарей, которые содержат нужные слова, предложения и обороты речи, с транскрипцией и переводом, чтобы можно было использовать его по возможности.
Всем известно, что отправляясь в путешествие за границу, желательно выучить или хотя бы записать себе несколько разговорных фраз на иностранном языке, которые могут понадобиться в разных ситуациях за границей. Достаточно сложно каждый раз перед путешествием учить фразы на разных языках, в зависимости от страны, куда вы отправляетесь.
Но как показывает практика, если вы “запасётесь” несколькими необходимыми выражениями на английском языке, то вас поймут практически в любой стране мира. Во всяком случае, персонал аэропортов, гостиниц и большинства магазинов в той или иной мере знает английский, чтобы понять вас и помочь в затруднительных ситуациях.
1.2. Виды словарей-разговорников
Первоначально разговорники выпускались в формате карманных книг. Существуют следующие виды:
Двуязычные или билингвальные словари-разговорники;
Это, вероятно, первый вид словаря, с которым мы познакомились, когда начали изучение иностранного языка. Двуязычные словари удобны и хороши для новичков: можно быстро узнать, как перевести слово на родной язык
Монолингвальные или толковые словари- разговорники;
Эти словари хороши для учащихся с более продвинутым уровнем английского. Монолингвальные словари побуждают людей думать по-английски и помогают практиковать навыки чтения на английском.
На сегодняшний день прогресс не стоит на месте и выпускаются портативные электронные разговорники, некоторые из которых способны озвучивать фразы.
С развитием сотовых телефонов и возникновением «умных телефонов» стали активно появляться программы-разговорники. С наличием сотового телефона привлекательность разговорника в отдельном устройстве снизилась, а разговорники стали «обрастать» дополнительными функциями «Прогноз погоды», «Курс валют» и т. п.
Среди словарей-разговорников можно выделить две категории: общие разговорники и специальные разговорники.
Предназначенные для специалистов с определенной филологической подготовкой – врачей, физиков, математиков и т.д., и специализированные разговорники, рассчитанные на специалистов без филологической подготовки – кассиров, продавцов и других работников сферы обслуживания.
1.3.Роль разговорника в образовании и повседневной жизни
Особую роль разговорники играют в сфере образования: для многих разговорник может стать важнейшим стартом в изучении языка. Кажется, это несерьезно, но на самом начальном этапе изучения любого языка мы стараемся просто вникнуть в обычные фразы, и только потом нам интересно, как строится предложение.
Пока будет изучаться обычный разговорник, уже может сложится персональное отношение к языку. Более серьезное изучение покажется не таким сложным. Фразы и слова, которые встречались в разговорнике, будут узнаваемы.
Кстати, у книжного разговорника есть одно не слишком удобное качество. Для того, чтобы найти в нем нечто нужное, требуется какое-то время, а в условиях живой беседы это становится фатальным препятствием. Так что, лучше подбирать в разговорнике какие-то нужные фразы чуть заранее – до того момента, когда нужно будет с этим фразами к кому-то обратиться.
1.4. Значение разговорника
Опытные путешественники знают, что владение языком хотя бы на уровне elementary English, существенно облегчает общение с местными жителями за границей. Поэтому абсолютно неподготовленным не стоит ехать даже в короткую поездку – неудобства гарантированы. Тут-то вам и понадобится русско-английский словарик, но желательно карманный для удобства, ведь именно он позволит в короткие сроки выучить самые элементарные фразы для коммуникации, что, в свою очередь, даст следующие плюсы:
- комфорт – вы сможете в любую минуту что-то попросить или спросить у прохожих;
- экономия – вы сможете посещать местные базары, а не туристические, где часто практикуется высокая наценка на товары;
- самостоятельность – вы сможете путешествовать по своим маршрутам, а не по избитым туристическим программам.
Важнейшая часть любого разговорника – транскрипция. Звучание иностранной лексики имеет массу особенностей, не зная которых можно попасть в неприятную ситуацию в разговоре с носителями. Чтобы этого избежать, туристу важно знать, как правильно произносятся конкретные слова. Поэтому в некоторых словарях делают транскрипцию.
Глава II. Практическая часть исследования по составлению разговорника
2.1 Создание разговорника
В ходе выполнения моей работы я приобрел много новых умений, знаний, которые обязательно помогут мне в будущем. Я узнал много нового о разговорниках. В ходе исследования мы также изучили о происхождении словарей и для чего их используют.
Я решил создать свой словарь-разговорник для моих сверстников, а также одноклассников, ведь они часто уезжают вместе с родителями за границу. А как мы знаем без знания английского в незнакомой стране будет тяжело. В этом словаре будут собраны самые распространенные слова и фразы, для общения с людьми, просьбы помощи и вызова врача.
Делил их на две колонки:
1)Слова и словосочетания на русском
2)Слова и словосочетания на английском
Я решил поинтересоваться, как распечатать свой словарь и дорого ли это будет. Я рассматривал полиграф «РПК Арт Адванс». Позвонил им и задал пару вопросов на счет распечатки моего словаря. Мне предлагали разные обложки словаря, различное оформление в зависимости от цены. Я приехал в полиграфический отдел, где мне показали, как распечатывают различные издания книг. Большинство заказов идет на 1000 экземпляров, но цена отличается в зависимости от заказа. Зависимость цены:
-Формируется из размера буклета, количество сгибов, плотности бумаги.
-В случае, где бумага плотностью до 150 гр. При сложении достаточно только фальца
-При использовании бумаги плотностью от 170 гр. и выше уже потребуется сделать вначале биговку, а только после неё фальцовку. Это нужно для того, чтобы бумага не сломалась при сложении и не образовались трещины на сгибе.
Какие же плотности бумаги предлагают:
Бумага - 80 г/м
Бумага - 90 г/м
Бумага - 120 г/м
Бумага - 160 г/м
Бумага - 170 г/м
Бумага - 200 г/м
Самые частые заказы идут на формат бумаги:
А3 (297х420), 4+4
А4 (210х297), 4+4
Я сравнивал различные полиграфы в центре Москвы и «РПК Арт Адванс». И пришел к выводу, что у полиграфа, который я выбрал самая низкая цена на изделие продукта. Я решил распечатать свой словарь в виде одного экземпляра, цена составила 10руб.
2.2. Анкетирование
Цель анкетирования - определение наиболее актуальных тем, а также самых часто используемых фраз для школьного карманного разговорника. Анкетирование было рассчитано на школьников с 5 по 11 классы (возрастная группа 11-18 лет). Всего в анкетировании приняло участие 140 учащихся.
Вопросы анкеты разделены на две части. Первая часть анкеты (1-5 вопрос) рассчитана на выявление популярного досуга среди подростков 13-17лет. Вторая часть анкеты (6-10 вопрос) выявляет самые распространенные фразы, необходимые подросткам 11-17 лет для общения с иностранцами (Приложение № 1). Результаты анкетирования приведены.
Результаты анкетирования
Вопрос №:1 на вопрос хотели бы вы посетить какую-нибудь страну?
«да» ответили 70% опрошенных (85 человека)
«нет» ответили 30% опрошенных (55 человек)
Вопрос №2: на вопрос «вы уже видели какие-либо карманные словари-разговорники?»
«да» ответили 46% опрошенных (62 человека)
«нет» ответили 54% опрошенных (78 человек)
Вопрос №3: на вопрос «как вы думаете вам бы понадобился карманный русско-английский разговорник в путешествии?»
«да» ответили 76% опрошенных (104человека)
«нет» ответили 24% опрошенных (36 человек)
Вопрос №4: на вопрос«на каком транспорте любите путешествовать?»
«на машине»ответили 23% опрошенных (32 человека)
«на самолете»ответили 36% опрошенных (43 человека)
«на поезде»ответили 32% опрошенных (39 человек)
«на любом» ответили 9% опрошенных (26 человек)
Вопрос №5: на вопрос «какие места вы любите посещать впутешествиях?»
«кафе»ответили 23% опрошенных (43 человека)
«кинотеатр» ответили 21% опрошенных (41 человек)
«различные достопримечательности» ответили 56% опрошенных (56 человек)
Вопрос №6: на вопрос «как вы проводите каникулы?»
«Путешествую» ответили 46% опрошенных (53 человека)
«Встречаюсь с друзьями» ответили 32% опрошенных (46 человек)
«Сижу дома» ответили 22% опрошенных (41 человек)
Вопрос №7: на вопрос«с кем вы любите путешествовать?»
«С семьёй» ответили 74% опрошенных (104 человека)
«С одноклассниками» 26% опрошенных (36 человек)
Вопрос №8: на вопрос «как часто вы путешествуете?»
«Часто» ответили 62% опрошенных (89 человек)
«Иногда» ответили 38% опрошенных (51 человек)
Вопрос №9: на вопрос «какие выражения и фразы вы используете, когда нужна помощь?»
«Помогите, пожалуйста...» ответили 33% опрошенных (42 человека)
«Извините, а вы не подскажите...» ответили 41% опрошенных (64 человека)
«Вы мне не поможете...» ответили 26% опрошенных (34 человека)
Вопрос №10: какие фразы вы используете, когда покупаете еду?
«Здравствуйте, можно мне…?» ответили 22% (34 человек)
«Можно купить…?» ответили 54% (65 человек)
«Сколько это стоит?» ответили 24% (41 человек)
Заключение
В результате проведенного исследования был создан карманный разговорник, который пригодится моим сверстникам и одноклассникам. Большая часть моих друзей уже выезжала за границу и планирует отдыхать в будущем.
Открыв созданный мною разговорник, можно легко вспомнить слова приветствия и благодарности в разных ситуациях, представиться самому при необходимости, так же спросить, как зовут собеседника и рассказать о себе, узнать маршрут или дорогу к выбранному объекту, пожелать хорошего дня и удачи. В разговорнике выражения разделены по темам, что делает его более удобным в использовании. В разговорнике собраны только важные и часто используемые слова, и выражения, которые пригодятся в общении с иностранцами.
Любой человек может потеряться в новом незнакомом месте. В связи с этим, считаю необходимым включить во вторую часть разговорника фразы и выражения, которые необходимы для того, чтобы попросить помощи, рассказать информацию о себе, пожаловаться на боль.
Надеюсь, что созданный мною разговорник, поможет мне и моим одноклассникам при отдыхе заграницей, а также окажется полезным и в случае, если человек потерялся и нуждаться в помощи.
Список литературы
1)https://tonkosti.ru/Русско-английский_разговорник
2)https://www.tourister.ru/publications/368
3)https://skyeng.ru/articles/300-poleznyh-anglijskih-slov-i-fraz-dlya-turistov/
4)Русско-английский словарь, англо-русский словарь под редакцией О.С. Ахмановой, Москва «Русский Язык», 1987 года.
5)https://elenaruvel.com/anglijskij-dlya-turistov-razgovornik/
6)https://postila.ru/post/72086198
7)Англо-русский русско-английский иллюстрированный словарь для начинающих/ Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2014. - 384 c.
Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2018. - 63 c.
8)Англо-русский русско-английский визуальный мини-словарь
Под ред. Ж.-К. Корбея. - М.: Эксмо, 2017. - 192 c.
Приложение №1
Анкета
Вопрос №1: вы бы хотели посетить какую-нибудь страну?
-да ------
-нет ------
Вопрос №2:вы уже видели какие-либо карманные словари-разговорники?
-да -----
-нет -----
Вопрос №3:как вы думаете вам бы понадобился карманный русско-английский разговорник в путешествии?
-да -----
-нет, я хорошо знаю английский ------
Вопрос №4:на каком транспорте любите путешествовать?
- на машине ------------
- на самолете -------------
- на поезде --------------
- на любом ---------------
Вопрос №5:какие места вы любите посещать в путешествиях?
- кафе; -------------
- кинотеатр; -------------
- различные достопримечательности --------------
Вопрос №6: как вы проводите каникулы?
-Путешествую----------
-Встречаюсь с друзьями------------
-Сижу дома-------------
Вопрос №7: с кем вы любите путешествовать?
- С семьёй-------------
- С одноклассниками---------------
Вопрос №8: как часто вы путешествуете?
-Часто------------
-Иногда-----------
Вопрос №9: какие выражения и фразы вы используете, когда нужна помощь?
- Помогите, пожалуйста... ---------
- Извините, а вы не подскажите... ------------
- Вы мне не поможете... ------------
Вопрос №10: какие фразы вы используете, когда покупаете еду?
-Здравствуйте, можно мне…? --------
-Можно купить…? ---------
-Сколько это стоит? -------