Русско-английский разговорник: как объясниться в незнакомой стране

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русско-английский разговорник: как объясниться в незнакомой стране

Степанов Н.Д. 1
1Первый Рузский казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора
Лалаева Е.С. 1
1Первый Рузский казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Английский язык – язык международного общения, а поэтому в какой бы точке земного шара мы с вами не оказались, везде он поможет нам в общении. Но сегодня далеко не каждый человек может похвастаться не только хорошим, но даже базовым уровнем английского языка.

Каждый заядлый турист, просто обязан хотя бы раз побывать в Англии. Здесь все пропитано историей. В самом крупном городе Европы – Лондоне до сегодняшнего дня сохранилось огромное количество средневековых строений, каждое из которых несет в себе память прошлых столетий. Но как же свободно посещать страны, которые общаются на совершенно другом языке. В этом нам поможет русско-английский словарик-разговорник, в котором будут собраны все важные слова и словосочетания, для комфортного проживания в другой стране.

Актуальность исследования состоит в очевидной значимости словарей-разговорников как источников ценной информации при организации эффективного общения.

Цель научно-исследовательской работы – составление русско-английского разговорника. Выбор английского языка в качестве основного объясняется высокой степенью его распространения в российском обществе в предыдущие столетия.

Задачи научно-исследовательской работы:

1. Собрать материал по затронутой теме;

2. Изучить понятие, разновидности и принципы создания карманного разговорника;

3. Определить роль разговорников в сфере образования и повседневной жизни;

4. Провести анкетирование учащихся; составить анализ полученных данных;

5.Создать карманный разговорник для изучающих английский язык в школе.

Предмет исследования - разговорники.

Объектом исследования является наиболее распространенные сферы общения и фразы, которые в основном используются в повседневной жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в попытке изучения разновидностей и типов разговорников.

Гипотеза–если использовать разговорник, то это облегчит общение и наладит речевой контакт с собеседником.

Практическая значимость исследования состоит в том, что составленный собственный разговорник поможет мне и моим друзьям не только на уроках английского языка, но и в повседневной жизни при путешествиях за границу, а также встрече иностранных гостей.

Методы исследования:

-метод накопления, отбора и сравнения полученных данных;

-метод систематизации полученных знаний;

-анкетирование;

-создание словаря – разговорника

Проблема:

В настоящее время в мире существует мало карманных словарей, которые помогут быстро найти выход из любой ситуации.

Глава I. Теоретические основы изучения разговорников

1.1. Что такое разговорник и история его развития

Разговорник — сборник переводов полезных фраз на иностранном языке. Но в первую очередь он является средством общения с иностранцами, содержащие диалоги или обычно обиходные темы, с краткими словариками.Разговорник можно отнести к тем типам словарей, которые содержат нужные слова, предложения и обороты речи, с транскрипцией и переводом, чтобы можно было использовать его по возможности.

Всем известно, что отправляясь в путешествие за границу, желательно выучить или хотя бы записать себе несколько разговорных фраз на иностранном языке, которые могут понадобиться в разных ситуациях за границей. Достаточно сложно каждый раз перед путешествием учить фразы на разных языках, в зависимости от страны, куда вы отправляетесь.

Но как показывает практика, если вы “запасётесь” несколькими необходимыми выражениями на английском языке, то вас поймут практически в любой стране мира. Во всяком случае, персонал аэропортов, гостиниц и большинства магазинов в той или иной мере знает английский, чтобы понять вас и помочь в затруднительных ситуациях.

1.2. Виды словарей-разговорников

Первоначально разговорники выпускались в формате карманных книг. Существуют следующие виды:

Двуязычные или билингвальные словари-разговорники;

Это, вероятно, первый вид словаря, с которым мы познакомились, когда начали изучение иностранного языка. Двуязычные словари удобны и хороши для новичков: можно быстро узнать, как перевести слово на родной язык

Монолингвальные или толковые словари- разговорники;

Эти словари хороши для учащихся с более продвинутым уровнем английского. Монолингвальные словари побуждают людей думать по-английски и помогают практиковать навыки чтения на английском.

На сегодняшний день прогресс не стоит на месте и выпускаются портативные электронные разговорники, некоторые из которых способны озвучивать фразы.

С развитием сотовых телефонов и возникновением «умных телефонов» стали активно появляться программы-разговорники. С наличием сотового телефона привлекательность разговорника в отдельном устройстве снизилась, а разговорники стали «обрастать» дополнительными функциями «Прогноз погоды», «Курс валют» и т. п.

Среди словарей-разговорников можно выделить две категории: общие разговорники и специальные разговорники.

Предназначенные для специалистов с определенной филологической подготовкой – врачей, физиков, математиков и т.д., и специализированные разговорники, рассчитанные на специалистов без филологической подготовки – кассиров, продавцов и других работников сферы обслуживания.

1.3.Роль разговорника в образовании и повседневной жизни

Особую роль разговорники играют в сфере образования: для многих разговорник может стать важнейшим стартом в изучении языка. Кажется, это несерьезно, но на самом начальном этапе изучения любого языка мы стараемся просто вникнуть в обычные фразы, и только потом нам интересно, как строится предложение.

Пока будет изучаться обычный разговорник, уже может сложится персональное отношение к языку. Более серьезное изучение покажется не таким сложным. Фразы и слова, которые встречались в разговорнике, будут узнаваемы.

Кстати, у книжного разговорника есть одно не слишком удобное качество. Для того, чтобы найти в нем нечто нужное, требуется какое-то время, а в условиях живой беседы это становится фатальным препятствием. Так что, лучше подбирать в разговорнике какие-то нужные фразы чуть заранее – до того момента, когда нужно будет с этим фразами к кому-то обратиться.

1.4. Значение разговорника

Опытные путешественники знают, что владение языком хотя бы на уровне elementary English, существенно облегчает общение с местными жителями за границей. Поэтому абсолютно неподготовленным не стоит ехать даже в короткую поездку – неудобства гарантированы. Тут-то вам и понадобится русско-английский словарик, но желательно карманный для удобства, ведь именно он позволит в короткие сроки выучить самые элементарные фразы для коммуникации, что, в свою очередь, даст следующие плюсы:

- комфорт – вы сможете в любую минуту что-то попросить или спросить у прохожих;

- экономия – вы сможете посещать местные базары, а не туристические, где часто практикуется высокая наценка на товары;

- самостоятельность – вы сможете путешествовать по своим маршрутам, а не по избитым туристическим программам.

Важнейшая часть любого разговорника – транскрипция. Звучание иностранной лексики имеет массу особенностей, не зная которых можно попасть в неприятную ситуацию в разговоре с носителями. Чтобы этого избежать, туристу важно знать, как правильно произносятся конкретные слова. Поэтому в некоторых словарях делают транскрипцию.

Глава II. Практическая часть исследования по составлению разговорника

2.1 Создание разговорника

В ходе выполнения моей работы я приобрел много новых умений, знаний, которые обязательно помогут мне в будущем. Я узнал много нового о разговорниках. В ходе исследования мы также изучили о происхождении словарей и для чего их используют.

Я решил создать свой словарь-разговорник для моих сверстников, а также одноклассников, ведь они часто уезжают вместе с родителями за границу. А как мы знаем без знания английского в незнакомой стране будет тяжело. В этом словаре будут собраны самые распространенные слова и фразы, для общения с людьми, просьбы помощи и вызова врача.

Делил их на две колонки:

1)Слова и словосочетания на русском

2)Слова и словосочетания на английском

Я решил поинтересоваться, как распечатать свой словарь и дорого ли это будет. Я рассматривал полиграф «РПК Арт Адванс». Позвонил им и задал пару вопросов на счет распечатки моего словаря. Мне предлагали разные обложки словаря, различное оформление в зависимости от цены. Я приехал в полиграфический отдел, где мне показали, как распечатывают различные издания книг. Большинство заказов идет на 1000 экземпляров, но цена отличается в зависимости от заказа. Зависимость цены:

-Формируется из размера буклета, количество сгибов, плотности бумаги.

-В случае, где бумага плотностью до 150 гр. При сложении достаточно только фальца

-При использовании бумаги плотностью от 170 гр. и выше уже потребуется сделать вначале биговку, а только после неё фальцовку. Это нужно для того, чтобы бумага не сломалась при сложении и не образовались трещины на сгибе.

Какие же плотности бумаги предлагают:

Бумага - 80 г/м

Бумага - 90 г/м

Бумага - 120 г/м

Бумага - 160 г/м

Бумага - 170 г/м

Бумага - 200 г/м

Самые частые заказы идут на формат бумаги:

А3 (297х420), 4+4

А4 (210х297), 4+4

Я сравнивал различные полиграфы в центре Москвы и «РПК Арт Адванс». И пришел к выводу, что у полиграфа, который я выбрал самая низкая цена на изделие продукта. Я решил распечатать свой словарь в виде одного экземпляра, цена составила 10руб.

2.2. Анкетирование

Цель анкетирования - определение наиболее актуальных тем, а также самых часто используемых фраз для школьного карманного разговорника. Анкетирование было рассчитано на школьников с 5 по 11 классы (возрастная группа 11-18 лет). Всего в анкетировании приняло участие 140 учащихся.

Вопросы анкеты разделены на две части. Первая часть анкеты (1-5 вопрос) рассчитана на выявление популярного досуга среди подростков 13-17лет. Вторая часть анкеты (6-10 вопрос) выявляет самые распространенные фразы, необходимые подросткам 11-17 лет для общения с иностранцами (Приложение № 1). Результаты анкетирования приведены.

Результаты анкетирования

Вопрос №:1 на вопрос хотели бы вы посетить какую-нибудь страну?

«да» ответили 70% опрошенных (85 человека)

«нет» ответили 30% опрошенных (55 человек)

Вопрос №2: на вопрос «вы уже видели какие-либо карманные словари-разговорники?»

«да» ответили 46% опрошенных (62 человека)

«нет» ответили 54% опрошенных (78 человек)

Вопрос №3: на вопрос «как вы думаете вам бы понадобился карманный русско-английский разговорник в путешествии?»

«да» ответили 76% опрошенных (104человека)

«нет» ответили 24% опрошенных (36 человек)

Вопрос №4: на вопрос«на каком транспорте любите путешествовать?»

«на машине»ответили 23% опрошенных (32 человека)

«на самолете»ответили 36% опрошенных (43 человека)

«на поезде»ответили 32% опрошенных (39 человек)

«на любом» ответили 9% опрошенных (26 человек)

Вопрос №5: на вопрос «какие места вы любите посещать впутешествиях?»

«кафе»ответили 23% опрошенных (43 человека)

«кинотеатр» ответили 21% опрошенных (41 человек)

«различные достопримечательности» ответили 56% опрошенных (56 человек)

Вопрос №6: на вопрос «как вы проводите каникулы?»

«Путешествую» ответили 46% опрошенных (53 человека)

«Встречаюсь с друзьями» ответили 32% опрошенных (46 человек)

«Сижу дома» ответили 22% опрошенных (41 человек)

Вопрос №7: на вопрос«с кем вы любите путешествовать?»

«С семьёй» ответили 74% опрошенных (104 человека)

«С одноклассниками» 26% опрошенных (36 человек)

Вопрос №8: на вопрос «как часто вы путешествуете?»

«Часто» ответили 62% опрошенных (89 человек)

«Иногда» ответили 38% опрошенных (51 человек)

Вопрос №9: на вопрос «какие выражения и фразы вы используете, когда нужна помощь?»

«Помогите, пожалуйста...» ответили 33% опрошенных (42 человека)

«Извините, а вы не подскажите...» ответили 41% опрошенных (64 человека)

«Вы мне не поможете...» ответили 26% опрошенных (34 человека)

Вопрос №10: какие фразы вы используете, когда покупаете еду?

«Здравствуйте, можно мне…?» ответили 22% (34 человек)

«Можно купить…?» ответили 54% (65 человек)

«Сколько это стоит?» ответили 24% (41 человек)

Заключение

В результате проведенного исследования был создан карманный разговорник, который пригодится моим сверстникам и одноклассникам. Большая часть моих друзей уже выезжала за границу и планирует отдыхать в будущем.

Открыв созданный мною разговорник, можно легко вспомнить слова приветствия и благодарности в разных ситуациях, представиться самому при необходимости, так же спросить, как зовут собеседника и рассказать о себе, узнать маршрут или дорогу к выбранному объекту, пожелать хорошего дня и удачи. В разговорнике выражения разделены по темам, что делает его более удобным в использовании. В разговорнике собраны только важные и часто используемые слова, и выражения, которые пригодятся в общении с иностранцами.

Любой человек может потеряться в новом незнакомом месте. В связи с этим, считаю необходимым включить во вторую часть разговорника фразы и выражения, которые необходимы для того, чтобы попросить помощи, рассказать информацию о себе, пожаловаться на боль.

Надеюсь, что созданный мною разговорник, поможет мне и моим одноклассникам при отдыхе заграницей, а также окажется полезным и в случае, если человек потерялся и нуждаться в помощи.

Список литературы

1)https://tonkosti.ru/Русско-английский_разговорник

2)https://www.tourister.ru/publications/368

3)https://skyeng.ru/articles/300-poleznyh-anglijskih-slov-i-fraz-dlya-turistov/

4)Русско-английский словарь, англо-русский словарь под редакцией О.С. Ахмановой, Москва «Русский Язык», 1987 года.

5)https://elenaruvel.com/anglijskij-dlya-turistov-razgovornik/

6)https://postila.ru/post/72086198

7)Англо-русский русско-английский иллюстрированный словарь для начинающих/ Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2014. - 384 c.

Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2018. - 63 c.

8)Англо-русский русско-английский визуальный мини-словарь

Под ред. Ж.-К. Корбея. - М.: Эксмо, 2017. - 192 c.

Приложение №1

Анкета

Вопрос №1: вы бы хотели посетить какую-нибудь страну?

-да ------

-нет ------

Вопрос №2:вы уже видели какие-либо карманные словари-разговорники?

-да -----

-нет -----

Вопрос №3:как вы думаете вам бы понадобился карманный русско-английский разговорник в путешествии?

-да -----

-нет, я хорошо знаю английский ------

Вопрос №4:на каком транспорте любите путешествовать?

- на машине ------------

- на самолете -------------

- на поезде --------------

- на любом ---------------

Вопрос №5:какие места вы любите посещать в путешествиях?

- кафе; -------------

- кинотеатр; -------------

- различные достопримечательности --------------

Вопрос №6: как вы проводите каникулы?

-Путешествую----------

-Встречаюсь с друзьями------------

-Сижу дома-------------

Вопрос №7: с кем вы любите путешествовать?

- С семьёй-------------

- С одноклассниками---------------

Вопрос №8: как часто вы путешествуете?

-Часто------------

-Иногда-----------

Вопрос №9: какие выражения и фразы вы используете, когда нужна помощь?

- Помогите, пожалуйста... ---------

- Извините, а вы не подскажите... ------------

- Вы мне не поможете... ------------

Вопрос №10: какие фразы вы используете, когда покупаете еду?

-Здравствуйте, можно мне…? --------

-Можно купить…? ---------

-Сколько это стоит? -------

Просмотров работы: 33