Необычные кристаллы из смеси солей

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Необычные кристаллы из смеси солей

Миняйленко М.Д. 1
1МОУ Быковская СОШ №14
Макаренкова Г.Ю. 1
1МОУ Быковская СОШ №14
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в природе и жизни человека. Они широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике. Практически все горные породы состоят из разных кристаллов. В нашем мире существуют различные виды кристаллов, однако, говоря о кристаллах натуральных камней и минералов, стоит сказать, что лишь небольшое количество из них имеют состав, соответствующий чистому веществу. В природе все вещества непрерывно смешиваются под воздействием, например, ветра, воды и других факторов. Стопроцентной чистоты вещества добиться практически невозможно.

В прошлом году я подготовила проект, в котором вырастила в лаборатории кристаллы из чистых солей.

Для достижения целей своего прошлогоднего проекта я брала сульфат меди или медный купорос (CuSO4), сульфат никеля или никелевый купорос (NiSO4), поваренную соль или хлорид натрия (NaCl), кальциевую соду или карбонат калия (К2СО3), сульфат натрия (Na2SO4), калий железосинеродистый или красную кровяную соль (K3[Fe(CN)6], кобальт уксуснокислый или ацетат кобальта (Со(CH3COO)2). Мне удалось вырастить удивительные по красоте кристаллы. Они различались по цвету, форме, хрупкости и скорости образования. Мне очень понравилось выращивать кристаллы, наблюдать, как они растут и я задалась вопросом: получатся ли кристаллы, если смешать разные соли? Какой формы и какого цвета вырастут такие кристаллы? Попробовать повторить в лаборатории природный процесс.

Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила попробовать в своем исследовании вырастить кристаллы из смеси двух солей.

Гипотеза: при соблюдении одинаковых условий выращивания из разных солей вырастают кристаллы разного цвета, формы и размера. А при смешивании разных солей, некоторые из них взаимодействуют друг с другом и дают новую форму кристаллов, а некоторые нет.

Цели проекта:

вырастить кристаллы из смеси двух разных солей,

рассмотреть их внешний вид, сравнить с чистыми кристаллами.

описать, сделать выводы по результатам эксперимента.

Задачи исследования:

найти в литературе и изучить информацию о кристаллах, о смеси кристаллов, о выращивании кристаллов из соли в лабораторных или домашних условиях;

изучить необходимые меры безопасности и соблюдать их при проведении эксперимента;

подобрать оборудование и соль для выращивания кристаллов в школьной лаборатории;

вырастить кристаллы из смеси двух солей, одной из которых является поваренная соль;

рассмотреть их, описать их форму, сфотографировать;

проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Объект исследования: кристаллы смеси двух солей.

Предмет исследования: процесс кристаллизации.

Практическое значение: исследования состоит в том, что полученные умения и навыки могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, полученная небольшая коллекция может служить наглядным пособием.

2. Краткие сведения о кристаллах.

Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος первоначально — «лёд», в дальнейшем — «горный хрусталь; кристалл») — твёрдые тела, в которых частицы (атомы и молекулы) расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку — кристаллическую решётку.

В 2000 году самые крупные природные кристаллы были обнаружены в Пещере кристаллов в шахтовом комплексе Найка, в мексиканском штате Чиуауа. Некоторые из найденных там кристаллов гипса достигают 15 метров в длину, а в ширину — 1 метр. Известен своими гигантскими, метровыми, кристаллами сподумен (рисунок 1). В 1914 году был найден кристалл сподумена длиной 42 фута (12,8 м) и весом 90 тонн.

Рисунок 1. Кристалл сподумен.

Кристаллы распространены в природе, их можно получить в лаборатории. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. Кристаллы можно легко увидеть и без микроскопа. Они бывают очень разнообразной величины и формы, они могут иметь от четырех до нескольких сотен граней.

Прежде всего, кристаллические тела (кристаллы) — это твердые тела, в которых атомы расположены в соответствии с определенным правилом и образуют дальний порядок. Это значит, что в кристаллах атомы образуют периодически повторяющуюся последовательность вдоль направлений пространственных осей. Примеры разных кристаллических решеток приведены на рисунке 2.

Морфология кристаллов — наука, изучающая, как происходит развитие естественных граней кристалла, размещение этих граней в пространстве.

Рисунок 2. Примеры кристаллических решеток.

Кристаллы встречаются как в виде отдельных кристаллов – монокристаллов, так и в виде поликристаллов, представляющих собой скопление мелких кристаллов.

Большинство природных кристаллов имеют гладкие грани; грани кристаллов оптически плоские и обычно дают чёткие отражения окружения (как в оконном стекле). Плоские грани у кристаллов свидетельствуют о правильности внутреннего расположения атомов.

Кристаллы, которые, встречаются в природе, не являются чистым веществом и имеют различные примеси, которые могут понижать симметрию кристаллической решетки, давать шероховатые грани, кристалл может иметь неправильную форму, дефекты оптических свойств: кристалл будет непрозрачный или ограниченно прозрачный. У природных кристаллов отражения бывают более размытыми и, следовательно, сами грани не идеально плоские. Условия, в которых растут кристаллы, имеют решающее значение для формы их образования. Действие таких факторов, как изменения температуры, тесное окружение соседними твердыми телами, иногда не позволяют растущему кристаллу приобрести характерную для него форму.

Заметной вехой в истории кристаллографии явилась книга, написанная в 1784 французским аббатом Р. Гаюи. Он выдвинул предположение, что кристаллы возникают в результате правильной укладки крохотных одинаковых частиц, которые он назвал «молекулярными блоками». Гаюи показал, каким образом можно получить гладкие плоские грани кальцита, укладывая такие «кирпичики». Различия в форме кристаллов разных веществ он объяснил разницей, как в форме «кирпичиков», так и в способе их укладки. Если внутри «кирпичиков» выделить соответственные точки, например, их центры или вершины, то можно получить модель пространственной решётки.

В правильной форме кристалла находит отражение упорядоченное внутреннее расположение частиц и нужны лишь благоприятные условия, чтобы внутренняя упорядоченность проявилась в виде правильной формы. Примерный механизм роста кристалла можно представить в виде схемы, которая изображена на рисунке 3.

Если в растворе находятся одновременно две соли, то они могут реагировать друг с другом, образуя нерастворимое или малорастворимое вещество. Тогда его кристаллы, выпадая из раствора, будут образовывать растущий кристалл.

Рисунок 3. Схемы роста кристаллов: а) укладывание «молекулярных блоков», б) спиральный рост кристаллов.

Кристаллы применяют в разных областях. Часто их выращивают искусственно для технических нужд.

3. Особенности выращивания кристаллов.

С кристаллами человек познакомился в глубокой древности. Человека всегда завораживала способность кристалла самоограняться в природе, т. е. самопроизвольно принимать форму изумительных по совершенству многогранников. Даже сейчас, впервые столкнувшись с природными кристаллами, не верится, что они не являются делом рук искусного мастера-ювелира (рисунок 4).

Рисунок 4. Природные сросшиеся кристаллы аквамарина, аметиста и спессартина.

Кристаллы могут расти как в природе, так и в искусственных условиях. В соляных озёрах, а также на мелководье морей и заливов вода, нагреваясь, испаряется. Соль, растворенная в воде, выпадает в осадок, оседая на дне, на камнях и т.д. Так образуются солончаки, чаще они являются дном высохших озёр.

В искусственных условиях кристаллы выращивают из раствора или из расплава. Опыты по выращиванию искусственных кристаллов начинались еще в древности, со времен алхимиков. Изначально они преследовали другие цели: получение философского камня, обогащения, получения идеального кристалла и так далее.

Как уже я сказала выше, значительным трудом по теории кристаллов явилась книга, написанная в 1784 французским аббатом Р. Гаюи. Свой закон целочисленных отношений и закономерностей роста кристаллов он вывел на основе первого каталога кристаллов, составленного другим французским исследователем Роме де Лилем. В 1783 г. этот каталог содержал описания 500 кристаллических веществ.

Но еще раньше, в начале XVII века Кеплер, а позднее Ньютон, Гюйгенс и Ломоносов независимо друг от друга объясняли форму и оптические свойства кристаллов упорядоченным расположением составляющих частиц, для которых тогда не было даже общепринятого термина. Все различные законы таких расположений были выведены в 1891 году нашим замечательным соотечественником, родоначальником современной кристаллографии Е. С. Федоровым (1853-1919). Правильные формы кристаллических многогранников легко объясняются в рамках этих законов. И сами эти законы настолько красивы, что не раз служили основой для создания произведений искусства.

Особенности выращивания кристаллов в лаборатории строятся на том, что соли имеют различную растворимость и этот показатель растворимости меняется при изменении температуры (при понижении температуры растворимость уменьшается, а при повышении температуры растворимость увеличивается). Например, медный купорос (CuSO4) можно растворить при 30 градусов всего около 25 г на 100 мл воды, но если повысить температуру до 80 градусов его растворимость увеличивается до примерно 55 г на 100 мл.

Кристаллизация соли наступает из-за падения температуры, потому что уменьшается растворимости соли. Также кристаллизация наступает из-за выпаривания воды из раствора соли. Получается, что для растворения соли не хватает воды, в которой она растворена, и, следовательно, соль будет оседать на дно стакана, или, другими словами, кристаллизоваться.

4. Общие правила безопасности.

Все этапы моего эксперимента сопровождали взрослые – руководитель моего проекта Макаренкова Г.Ю., а при выращивании кристаллов дома – моя мама Алена. Они помогали мне и контролировали на некоторых процессах.

Я строго соблюдала следующие правила:

Очистите и вымойте всю лабораторную посуду и оборудование после использования.

Тщательно и плотно закрывайте все контейнеры с реагентами после использования.

Не используйте контейнеры для еды или посуду для проведения экспериментов. Контейнеры после проведения эксперимента не пригодны для хранения пищи.

Соблюдайте меры предосторожности при работе с кипятком и горячей водой.

Проводить работу только под наблюдением взрослых.

Тщательно вымыть под проточной водой руки по окончании эксперимента.

Нельзя пробовать кристалл или реактивы на вкус.

В случае попадания раствора в глаза их нужно промыть большим количеством воды.

5. Порядок проведения эксперимента.

Для выращивания кристаллов я взяла окрашенные соли (названия приведу ниже) и растворяла их напополам с поваренной солью (по массе). Все массы отмеряла при помощи лабораторных электронных весов, а количество воды примерно, при помощи химических стаканов.

Выращивание всех кристаллов проходило в одинаковых условиях для того, чтобы условия эксперимента не влияли на результат.

Я придерживалась следующего порядка действий:

Взять чистую посуду – химические стаканы из стекла на 150-200 мл и емкости из пластика объёмом 300-500 мл;

Насыпать в химический стакан соли 10 г, в тот же стакан досыпать поваренной соли 10 г;

Долить при помощи взрослых горячей воды, лучше кипятка. Это необходимо для того, чтобы как можно больше соли растворилось;

Размешать соль стеклянной палочкой до полного растворения;

Досыпать смеси соли 1:1 (соль и поваренную соль) понемногу, периодически помешивая и измельчая палочкой соль, до тех пор, пока она перестанет растворяться в горячей воде;

Уложить на дно чистой пластиковой емкости чистые камни, перелить при помощи взрослых горячий раствор из химического стакана в пластиковую емкость;

Оставить на длительное время для кристаллизации, при этом соли начнут оседать на стенках, дне и внесенных камешках в виде мелких кристалликов;

Вынуть готовые кристаллы из раствора при помощи пинцета, высушить салфетками;

Рассмотреть при помощи лупы, сфотографировать;

Сравнить с результатами моего прошлого проекта.

Очень важные детали, на которые важно обращать внимание:

Посуда для эксперимента должна быть чистой. Раствор соли готовится именно в заданном соотношении – соль для данного эксперимента и поваренная соль.

Обратите внимание! Чем выше температура воды, тем быстрее в ней растворяются соли. При охлаждении раствора, соль меньше растворяется и избыточная соль начинает образовывать кристалл.

Надо сразу определите место, где ёмкость с раствором сможет безопасно стоять долгое время. Также это место должно находиться подальше от батареи.

Надо запастись терпением. Кристаллизация – процесс длительный, занимающий от нескольких дней до двух-трёх недель.

Когда кристалл вырастет, обязательно просушите его и покройте лаком — он защитит изделие от белого налета при хранении и придаст ему блеск.

Для выращивания кристаллов я брала следующие соли:

медь уксуснокислая или ацетат меди (Сu(CH3COO)2);

медный купорос или сульфат меди (CuSO4);

никелевый купорос или сульфат никеля (NiSO4);

сода кальциевая или карбонат калия (К2СО3);

кобальт уксуснокислый или ацетат кобальта (Со(CH3COO)2);

аммоний азотнокислый (NH4NO3);

калий йодистый или йодид калия (KI);

железоаммонийные квасцы NH₄Fe(SO₄)₂·12H₂O.

Ко всем солям я добавляла поваренную соль или хлорид натрия (NaCl), массы были одинаковые – по 10 г соли и поваренной соли. Мне удалось вырастить удивительные по красоте кристаллы.

Рост кристаллов на каменной основе во всех растворах начался примерно через два-три дня. Через неделю их можно было рассмотреть и даже достать из раствора с помощью пинцета. Мы практически не тревожили кристаллы, не передвигали емкости, чтобы не нарушить рост кристаллов. Кристаллы становились больше с испарением воды. Чем больше испарялось воды, тем больше становился кристалл.

Кристаллы росли не только на каменной основе, но и на стенках емкости и на дне. Рост кристаллов прекратился только тогда, когда вся вода испарилась. После этого мы сфотографировали полученные кристаллы.

6. Результаты эксперимента.

Растворы, которые мы оставляли для кристаллизации, представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Готовые растворы оставили для кристаллизации.

Фотографии выращенных кристаллов, которые мы делали в ходе эксперимента, представлены на рисунках далее по тексту. Фотографии некоторых кристаллов представлены в сравнении с кристаллами чистого вещества, которые я выращивала в прошлом году.

Медь уксуснокислая и поваренная соль.

Фотографии готовых кристаллов представлены на рисунках 6-8.

Рисунок 6. Полученные разнообразные кристаллы уксуснокислой меди в емкости, на дне, стенках и каменной основе.

Рисунок 7. Монокристаллы уксуснокислой меди вблизи.

Рисунок 8. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей уксуснокислой меди и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе.

Кристаллы чистого вещества я выращивала в этом году, так как в прошлом году этой соли у меня не было.

Рассмотрев кристаллы, мы обратили внимание, что кристаллы чистого вещества имеют правильную форму шестигранника, также они твердые, темного сине-зеленого цвета, некоторые из них полупрозрачные. Кристаллы, выращенные из смеси солей напоминают по форме кораллы или облачка. На фотографии 8 можно видеть кристаллы поваренной соли и ацетата натрия, подкрашенные уксуснокислой медью, также отдельно (в основном на дне) кубические кристаллы поваренной соли и отдельные кристаллы уксуснокислой меди (темные кристаллы-вкрапления).

Никелевый купорос или сульфат никеля.

Никелевый купорос - это соль никеля и серной кислоты, представляет собой кристаллы изумрудно-зелёного цвета. Кристалл растет не так быстро, как остальные соли, имеет более темную окраску и форму усеченной пирамиды. Эта соль хорошо растворяется в воде. При стоянии на влажном воздухе, а также при кристаллизации из водных растворов образуются кристаллы.

Фотографии готовых кристаллов представлены на рисунках 9-10.

Можно отметить, что кристаллы чистого вещества выраженно игольчатой формы, тогда как форма кристаллов из смеси солей имеет сглаженные края, округлую форму, как будто оплавленные края. Имеется переход цвета (подкрашенные кристаллы). Скорее всего, из раствора выпали кристаллы и сульфата натрия, и хлорида никеля.

Рисунок 9. Кристаллы никелевого купороса (проект прошлого года).

Рисунок 10. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей никелевого купороса и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе.

Сода и поваренная соль.

Кристаллы чистой соды оказались нестойкими, хрупкими, покрывались белым налетом, разрушались. Кристаллы смеси солей оказались более прочными. Они похожи на белые облачка. На дне емкости в смеси солей можно также рассмотреть отдельные кристаллы поваренной соли – они кубической формы.

Кристаллы чистой соды выглядят более воздушными.

Фотографии готовых кристаллов представлены на рисунках 11-12.

Рисунок 11. Кристаллы соды (проект прошлого года).

Рисунок 12. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей соды и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе.

Калий йодистый и поваренная соль.

Аммоний азотнокислый и поваренная соль.

Эти два эксперимента не удались, так как обособленных больших кристаллов получить не удалось. Соль осела в виде желтоватой и бело-кремовой пленки на дне, каменной основе и стенках емкости. Кристаллы очень мелкие, плохо различимы, невзрачные. Виден переход цвета, кристаллы разной формы.

В процессе остывания раствора, на его поверхности, кристаллы принимали вид белёсой полупрозрачной плёнки. Кристаллы на стенках начали появляться через несколько дней, когда вода испарилась.

Фотографии готовых кристаллов представлены на рисунках 13-14.

Железоаммонийные квасцы и поваренная соль.

При приготовлении раствора этой соли совместно с поваренной солью раствор помутнел, и я думала, что ничего не выйдет, но все же оставила его для кристаллизации. Скорее всего, в растворе между веществами произошла реакция обмена и в итоге выросли совместно кристаллы поваренной соли, сульфата аммония, хлорида аммония, сульфата железа и сульфата натрия.

Фотография готовых кристаллов представлена на рисунке 15.

Медный купорос и поваренная соль.

Раствор чистого медного купороса синего цвета. При растворении смеси солей, он приобретает светло-зелёный цвет. При испарении воды образуются необычные светло-зелёные кристаллы необыкновенной формы, похожие на зелёные кустики. Точно также как описано выше, происходит реакция обмена и вырастают кристаллы четырех разных солей: сернокислой меди, сернокислого натрия, хлорида натрия и хлорида меди.

Фотографии готовых кристаллов представлены на рисунке 16-18.

Рисунок 13. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей йодистого калия и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе.

Рисунок 14. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей аммония азотнокислого и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе.

Рисунок 15. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей железоаммонийных квасцов и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе. Представляет собой смесь различных кристаллов.

Рисунок 16. Кристаллы медного купороса (проект прошлого года).

Рисунок 17. Кристаллы смеси различных солей, похожи на зеленые кустики.

Рисунок 18. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей медного купороса и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе. Представляет собой смесь различных кристаллов.

Уксуснокислый кобальт и поваренная соль.

Раствор получился тёмно-розового цвета. Кристаллы из уксуснокислого кобальта и поваренной соли выросли похожие на тёмно-розовые водоросли. Можно заметить отдельные кристаллы как поваренной соли (прозрачные мелкие кубики) и мелкие игольчатые кристаллы уксуснокислого кобальта.

Фотографии готовых кристаллов представлены на рисунках 19-20.

Рисунок 19. Кристаллы уксуснокислого кобальта (проект прошлого года).

Рисунок 20. Полученные разнообразные кристаллы из смеси солей уксуснокислого кобальта и поваренной соли в емкости, на дне, стенках и каменной основе. Видны кристаллы разной формы.

7. Выводы по результатам работы.

Делая опыты с солями и смесями солей, я пришла к следующим выводам:

Кристалл можно вырастить, используя насыщенный раствор соли;

Горячая вода способна растворять большее количество соли, поэтому при охлаждении соль, которая не может растворяться, выпадает из раствора и начинает образовывать кристалл;

Для того, чтобы кристалл начал формироваться, необходима площадка или поверхность. Я использовала камни, но в большинстве случаев кристаллы росли также на стенках емкостей;

Кристаллы не очень прочно прикреплены к камням, кристаллы разных солей различаются по прочности. Некоторые кристаллы, к сожалению, разрушились и остались только на фотографиях;

Кристаллы растут разное время – некоторые кристаллы образуются быстро в течение 2-3 дней, некоторые растут очень медленно, и образуются лишь тогда, когда испарится достаточное количество воды из раствора;

Разные соли образуют разные кристаллы, даже если выращивать их в одинаковых условиях;

Соли, смешиваясь друг с другом, способны образовывать кристаллы различной формы, вырастая как совместно, так и параллельно, рядом;

Кристаллы, выросшие из смеси солей, чаще всего не похожи по форме на кристаллы этих же солей в чистом виде;

Часто в растворах солей происходят реакции обмена и вместо двух солей при кристаллизации образуются четыре разных соли;

Окрашенные соли способны подкрашивать прозрачные кристаллы поваренной соли или белую соль сульфата натрия, образуя различные оттенки и переход цветов (размытость цвета);

Кристаллы чистого вещества отличаются удивительной правильностью и точностью строения, одинакового в любой его части. В то время как кристаллы смеси солей образуют причудливые формы, похожи на живые растения или кораллы, имеют переливы цвета;

Кристаллы очень красивы, они завораживают, хочется их держать в руках, рассматривать бесконечно;

Исследовательская работа мне очень понравилась, так как это очень интересно, необычно, и я могу создавать что-то красивое.

8. Заключение.

Природные кристаллы всегда вызывали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. С кристаллами были связаны суеверия; как амулеты, они должны были не только ограждать своих владельцев от злых духов, но и наделять их сверхъестественными способностями.

Позднее, когда те же самые минералы стали разрезать и полировать, как драгоценные камни, многие суеверия сохранились в талисманах «на счастье» и «своих камнях», соответствующих месяцу рождения.

Сегодня же кристаллы, помимо их свойства соблазна, нашли очень большое применение в науке и технике: полупроводники, призмы и линзы для оптических приборов, твердотельные лазеры, оптические и электрооптические кристаллы, ферромагнетики и ферриты, монокристаллы металлов высокой чистоты и другие.

Многие ученые, внесшие большой вклад в развитие химии и минералогии, начинали свои первые опыты с выращивания кристаллов, пытаясь понять, как они образуются.

Из кристаллов различных солей и их смесей образованы горные породы нашей земли. Так как в природе практически не бывает чистого вещества, то так или иначе различные кристаллы имеют примеси и образуются совместно. Очень распространенная соль на земле это хлорид натрия или поваренная соль. Мне стало интересно, как изменится форма кристалла, если при его образовании в смесь попадет поваренная соль. Вырастут ли кристаллы различных солей независимо друг от друга или вместе образуют один кристалл?

В моей работе я вырастила кристаллы разной формы и цвета из смесей различных солей с поваренной солью и открыла для себя этот удивительный мир кристаллов. Я рассмотрела вопрос о том, как растут кристаллы в природе и как можно вырастить их в школьной лаборатории или в домашних условиях. Изменяя виды соли для выращивания можно получить кристаллы разной формы, что было подтверждено экспериментально.

Наша тема оказалась очень интересной, и если её изучать глубже, то она будет интересна каждому. Кристаллы загадочные и очень красивые. В нашей работе я рассказала лишь малую часть того, что известно о кристаллах и их применении в настоящее время. Но некоторые люди занимаются этим и они много чего знают о кристаллах. Мне очень понравилось выращивать кристаллы.

9. Список использованных источников:

О.Г. Козлова «Рост и морфология кристаллов.» - М.: Издательство московского университета, 1980 г., 368 стр.,

https://legkovmeste.ru/

http://megapoisk.com/

https://sovets24.ru/

https://melscience.com/RU-ru/chemistry/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сульфат_никеля

https://www.studmed.ru/view/lidin-ra-molochko-va-andreeva-ll-himicheskie-svoystva-neorganicheskih-veschestv_e3f34d9fc75.html?page=44

https://chem. ru/acetat-kobalta-ii.html

https://kristallov.net/metodica.html

Опыты в домашней лаборатории.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы,1980г,144с.

Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург. «Мим-экспресс» 1995г.

Иллюстрации в главах 2. Краткие сведения о кристаллах и 3. Особенности выращивания кристаллов взяты из свободных источников, в частности с сайта Яндекс Картинки.

Просмотров работы: 147