Опасно ли быть художником

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Опасно ли быть художником

Маслова О.В. 1
1МАОУ СШ №1378
Мушакова Н.М. 1
1МАОУ СШ №137
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Навык рисования у малышей развивается раньше, чем умение говорить и ходить. Скорее всего не найдется ни одного человека на земле, который никогда не рисовал.

Художник — человек творческий. В нем живет вдохновение и желание создавать.

Еще в 3 годика я стала заниматься в художественной студии, так как очень любила и люблю рисовать. Это занятие и сейчас является моим любимым хобби. В игре «Мемори» под названием «Любимые художники» я познакомилась с биографиями художников и названиями картин.

В современном мире все чаще люди релаксируют с помощью рисования, существуют сессии у психологов, где взрослые рисуют и решают свои проблемы. Дети рисуют с первого года жизни. Это занятие актуально для всех детей и даже взрослых. Я задумалась, а не носит ли вред краски? Из чего они состоят? И можно ли самому сделать краски?

Поэтому я и выбрала тему для исследования «Опасно ли быть художником?»

Цель: исследование красок для детского творчества

Гипотеза: при попадании на кожу краска наносит вред

Задачи:

1. Узнать историю возникновению красок

2. Исследовать краски по составу

3. Провести практический эксперимент по изготовлению красок

5. Проанализировать и сделать выводы по полученным результатам

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования

2. Экспериментальный метод получения пигментов и красок на их основе

3. Обработка и анализ данных эксперимента

1. Теоретическая часть

1.1.История красок

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Из энциклопедии «Юный художник» я узнала, что до нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. 

Д ревние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.                                               

До девятнадцатого века использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. Ещё в 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно - зелёная) является смертельно - опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. Есть даже версия, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев - изумрудно - зелёной краской были выкрашены стены в его доме на острове Святой Елены. 

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Краски стали частью повседневной жизни.

1.2. Состав красок

Краски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Чаще всего под словом «краски» подразумевают суспензии пигментов или их смеси с наполнителями, в связующем веществе, наносящиеся на имеющийся материал или на грунт.

Проанализировав литературу, статьи в интернете,  аннотацию на коробочках с красками я выяснила их состав.

Все они схожи тем, что обязательно имеют пигмент или сухой краситель и связующее вещество. Самые популярные краски, которыми работают дети это акварель и гуашь и поэтому более подробно я остановлюсь на них.

А кварельные краски — это водяные краски.  содержат также глицерин. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. Так же в состав входит мёд или сахар, что делает их пластичными. Так вот почему пишут на упаковках "Акварель медовая". В акварельные краски вводится и такое вещество, как бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится — фенол. Фенол - это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени.

П олучается что, несмотря на безобидность состава, пробовать акварель не стоит. При попадании в организм он может стать причиной нешуточного отравления. А долгое нахождение на коже может вызвать аллергическую реакцию, либо всасываясь через кожу опять же отравление.

Гуа́шь - это клеевые водорастворимые краски, более плотные и матовые, чем акварель. Гуашевые краски изготавливаются из различных пигментов и клея с добавлением белил. Так же входит: фенол, животная желчь и глицерин. Я сравнила гуашь для детского творчества и оформительскую гуашь.

Гуашь для детского творчества

Оформительская гуашь

Вода питьевая

Декстрин

Органические и неорганические пигменты

Глицерин

Клей

Минеральные наполнители

Пигменты

Биоцид

Вода

Получилось, что гуашь для детского творчества мало чем отличается от взрослой

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. Краски наносят вред, если попадают на кожу и длительное время находятся на ней. Для безопасности здоровья краску надо удалить с кожи путем смывания водой и ни в коем случае не допускать попаданию внутрь, иначе может получиться отравление.

2. Практическая часть

 

Рисунок1

2.1. Изготовление красок

Узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

В любой краске можно выделить 4 компонента:

красящий пигмент,

связующие вещества,

растворитель,

наполнитель.

Но самыми безобидными компонентами являются пигмент и связующее вещество.

Я решила сделать именно краски без вредных веществ.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел, кофе и уголь. Сырье необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Мои эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую, болотную и белую краски.

После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, на этот раз я стала использовать природный пигмент. Так я провела еще несколько эксперимента. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски. В приложении, в виде таблицы указаны результаты.

2.2. Анализ приготовленных красок

Органические краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Номер эксп

Сырье

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

1

Сок свеклы,

глина

вода

песочный

жидкая

2

Сок свеклы

мед

малиновый

густая

3

Сок черники

вода

фиолетовый

жидкая

4

Уголь

вода

черный

жидкая

5

Кофе, сок черники

масло

мед

темно - бордовый

густая

6

Мел

яйцо

белый

вязкая

7

Глина

масло

болотный

густая

8

Глина

масло

клей

болотный

вязкая

Работая разными видами красок можно говорить о недостатках и преимуществах материалов.

Краска из магазина:

Яркая

Разнообразие цветов

В удобной упаковке

Не дорогая

Легко купить

Имеет запах

Содержит вредные компоненты

Краска домашнего приготовления:

Не имеет в составе вредных веществ

Используется в современных креативных идея

Долго готовить

Быстро портится

Мало оттенков

Сложно подобрать упаковку и место для хранения

Заключение:

Проделав данную работу, я поняла для себя что:

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов, которые могут быть опасны для здоровья человека.

* Моя гипотеза подтвердилась. Краски наносят вред, если попадают на кожу и длительное время находятся на ней. При работе с красками лишь надо соблюдать определенные правила

*Краски, приготовленные в домашних условиях  экологически чистые и безвредные для здоровья.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков и   нарисовать рисунок, приготовленными мною красками.

*  «Домашние» краски целесообразно использовать для создания особо креативных работ, так как их цвет не очень разнообразен, а в использовании они сложны. Будут быстро портиться.

Своими исследованиями я поделилась с одноклассниками. И рассказала им несколько простых правил при работе с красками:

не используйте посуду, из которой вы едите

не облизывайте кисти и не ешьте краску

при любых симптомах аллергий или отравлений обратитесь к врачу

не рисуйте акварелью, гуашью или любыми другими красками на лицах и коже. для этого есть специальные краски

почаще мойте руки, если испачкались.

И художником тогда быть совсем НЕ ОПАСНО!!!

Литература:

Энциклопедия юного художника, Фиона Уотт, год издания: 2010, издательство: РОБИНС, страниц 128.

Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.

http://vseokraskah.net/pigmenty/dispergiruemost-pigmentov.html

http://himsnab26.ru/stati-o-dobavkakh/vse-o-pigmentakh-chto-takoe-pigmenty-kakie-byvaiut-pigmenty-i-kak-pravilno-nimi-polzovatsia-pri-okraske-betona.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EC%EF%E5%F0%E0

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0

https://mir24.tv/articles/16302227/bolnye-i-znamenitye-strashnye-nedugi-velikih-hudozhnikov

https://lepnina.top/articles/Istoriya-krasok-ot-drevnosti-do-sovremennosti/

Просмотров работы: 69