Введение
Современный человек живёт совершенно не так, как жили наши дедушки и бабушки. Мы торопимся в школу, секции, кружки. И наши родители постоянно заняты. Не всегда хватает времени, чтобы приготовить здоровую домашнюю пищу. Всё чаще покупают продукты быстрого приготовления. Резко возросла популярность и газированных напитков. Часто повторяющаяся реклама этих напитков, их сладкий вкус, приятный аромат, разнообразные яркие этикетки вызывают интерес как у детей, так и у подростков. Газированные напитки продают во всех магазинах, не один праздник не обходится без сладкой газировки. Почему же наши родители запрещают пить этот напиток? Я решила ответить на этот вопрос
Цель моего исследования: выявить влияние любимого многими детьми напитка на организм человека и предметы быта.
Задачи исследования:
- изучить информационные источники с целью получить больше знаний о газированных напитках;
- провести анкетирование среди учеников школы по вопросу их употребления;
- провести эксперименты, демонстрирующие процесс взаимодействия газированных напитков с различными веществами;
- на основе экспериментов сделать вывод, наносит ли газированный напиток вред организму и как влияет на некоторые предметы быта.
Гипотеза исследования.
Я предполагаю, что в результате исследования узнаю, что газированные напитки неблагоприятно влияют на организм человека и разрушают некоторые предметы быта.
План действий:
1. Изучить литературу: историю появления, дать характеристику, ознакомиться с составом.
2. Закупить напитки для исследования;
3. Исследовать их влияние на организм человека (на примере яичной скорлупы, мяса) и на предметы быта.
4. Опровергнуть или доказать мифы проведя эксперименты.
5. Сделать вывод (подтвердить или опровергнуть собственную гипотезу).
2. Теоретическая часть
2.1. История напитка
Из Википедии - прохладительный напиток из минеральной или обычной воды, насыщенной углекислым газом.
История самой газировки начинается с 1767 года. Тогда в Англии был изобретен прибор, наполняющий жидкость пузырьками, – углекислым газом. Газированная вода получила широкое распространение в начале XIX века.
В 1833 году в газированную воду впервые попробовали добавить лимонную кислоту, которую научились производить незадолго до этого. Полученный напиток, который назвали лимонадом, быстро завоевал популярность во многих странах мира, включая и Россию.
Чего только не происходило с производством любимых многими напитков за два с лишним века их существования! Особенно в США. Например, во время Первой Мировой войны люди чуть не остались без газировки совсем. Сахар оказался в страшнейшем дефиците, ведь не входил в списки необходимых продуктов питания. Зато во Вторую мировую американским солдатам могли не доставить на фронт лекарства или патроны, но уж свою бутылочку колы они получали обязательно.
Газированную воду знали и любили еще в царской России, но доступна она была только обеспеченным слоям населения. Зато в СССР она наконец стала достоянием всего народа. В 1920 году был налажен выпуск первой бутилированной газировки под названиями «Ситро», «Крем-сода» и «Дюшес».
Первый автомат для продажи газировки изобрел простой работник ленинградского завода «Вена» в 1932 году. С 1950-х такие автоматы появились повсеместно. Работали они с мая по сентябрь и благодаря дешевизне напитков пользовались огромной популярностью среди населения. Мои родители ещё успели застать их на улицах нашего родного города Красноярска.
2.2. Состав газированного напитка
В ходе анализа этикетки Образца №1(газированного напитка) я получила следующие данные:
Вещества |
Воздействие |
Очищенная газированная вода (вода + углекислота) |
Углекислота окисляет организм, может повредить желудок и пищевод, увеличивает диарею. |
Сахар |
Сахар вызывает отложение жира, чувство ложного голода, лишает организм витаминов группы В, воздействует на сердце, вымывает кальций из организма, снижает силу иммунной системы в 17 раз |
Бета каротин |
Вредное воздействие не установлено |
Натуральные ароматизаторы |
??? Не указаны какие. Возможны аллергические реакции |
Сок апельсиновый 3% |
Возможны аллергические реакции |
Е 330 лимонная кислота |
Может развиться кариес, происходит эрозия эмали зуба, может вызвать желудочное кровотечение и сильные боли, способна вызвать аллергию, активизирует гнилостные процессы во рту |
Е445 (Эфиры глицерина и смоляных кислот) |
Вещество может вызвать аллергическую реакцию, способно раздражающе воздействовать на слизистые оболочки, пищевые волокна в ряде случаев вызывают диарею, боли в животе |
Е 412 Гуаровая камедь |
Чрезмерное употребление может привести к неприятным последствиям в виде: болей в животе; тошноты; рвоты. |
Вывод: изучив этикетку, я выяснила, что в данном образце есть количество разных веществ: подсластители и сахарозаменители, стабилизаторы и регуляторы кислотности, разные консерванты и красители.
Все вещества в той или иной степени влияют на наш организм и могут при частом употреблении вызывать заболевания и аллергические реакции. Сахар, а количество его – 10гр на 100мл, неизбежно приведет к ожирению.
2.3. Слухи, мифы или правда о газированном напитке
Из разных источников информации я узнала, что газированные напитки:
- хорошо удаляет ржавчину с металлических предметов,
- удаляет накипь;
- растворяет мясо и капроновые изделия;
- портит зубы, вредно влияет на организм человека;
- ведет к ожирению;
- портит кишечник;
-отрицательно влияет на мозг.
Вот и я решила узнать, как взаимодействует этот напиток с различными веществами, влияет ли на растущий организм школьника, действительно ли разрушает зубы? Что из всего найденного в литературе правда, а что миф.
3. Исследовательская часть.
3.1. Анкетирование школьников
Чтобы ответить на все вопросы и понять где миф, а где правда я начала со школьной столовой и попробовала там найти заветную бутылочку. Там я ее не обнаружила! Заведующая столовой Виктория Александровна предложила нам чай, какао, сок, компот. На вопрос: «Почему в школьном буфете нет газированного напитка?» Виктория Александровна сообщила нам, что этот напиток запрещают в продажу медицинские работники. Я обратилась в медпункт школы. Волкова Ярослава Олеговна – медицинский работник школы, рассказала, что газированные напитки запрещены в продаже в столовых учебных учреждений, потому что разрушительно воздействуют на клетки печени ребенка, при избыточном применении вызывают ожирение, вредят эмали зубов.
Далее я попросила ребят ответить на вопросы:
1.Употребляете ли вы газированные сладкие напитка? Если «Да», то, как часто?
2.Какие напитки Вы любите пить? Почему?
3.Как Вы думаете: вредна или полезна сладкая газированная вода?
Опрос проводился среди учащихся младших и старших классов (2, 3, 7, и 9 класс).
Результаты опроса представлены в приложении №1.
Вывод:
Ученики начальной школы не злоупотребляют напитком.
Ученики старших классов более самостоятельны в выборе, родители не всегда могут повлиять на их решение, потому и растёт количество подростков, часто употребляющих сладкую газ воду.
Наверное, причиной популярности напитка является и то, что он имеет сладкий, густой, насыщенный вкус, и то, что разлит напиток в разнообразную удобную, яркую упаковку.
3.2. Экспериментальное доказательство
Для доказательства влияет ли газировка на ожирение я провела сравнительный анализ. По данным этикетки Образца №1 - в 100 мл напитка содержится 11г сахара, следовательно, в 0,5 л напитка - 55г. Таким образом, выпивая бутылку напитка ёмкостью 0,5 л, мы употребляем почти суточную норму сахара. Но так ли это плохо? Примерно столько же содержится в стакане чая с пятью ложками сахара. Заметим, что газированные напитки мало кто пьёт по 100-200 мл, они потребляются литрами, особенно в жару. Таким образом, наш организм получает огромное количество рафинированных сахаров, являющихся фактором развития таких заболеваний, как кариес, ожирение, болезни сердечно-сосудистой системы и даже сахарный диабет.
Затем я приступила к опытам. Так хочется выяснить, что из того что мне удалось узнать – правда, а что – выдумка, где миф, а где реальность в рассказах о газировке!
Для опытов понадобилось:
Газировка (образец №1)
куриное яйцо
кусок свиной печени
капроновая изделие
конфета «Ментос»
ржавая полка (для ванны)
чайник с накипью
Данные предметы были помещены в Образец №1. Интересно, что произойдёт с этими предметами?
Эксперимент №1:
Скорлупа куриного яйца выбрана для эксперимента не случайно. Она содержит много кальция, вещества, которое участвует в строении зубов и костей человека. Любопытно, растворит ли данный образец скорлупу?
Наблюдения за погружённой скорлупой яйца показали: через 7 дней скорлупа треснула и растворилась.
Вывод: эксперимент со скорлупой куриного яйца подтвердил способность газировки растворять кальций, значит негативно влияет на зубы, зубную эмаль и кости
Эксперимент №2:
Железная ржавая полка из ванной комнаты была погружена полностью в Образец на трое сутки. При погружении полки, жидкость начала пениться. Когда полку извлекли, на ней практически не осталось ни следа ржавчины, оставшуюся легко оттерли механическим путем.
В ывод: Образец газированной воды содержит ортофосфорную кислоту (регулятор кислотности), которая и вступает в реакцию с ржавчиной. Похожая реакция происходит и со слизистой желудка
Эксперимент №3:
Пинцетом захватила кусочек мяса и поместила в стаканчики с Образцом. Уже через 5 минут мясо посветлело. Оставили его в стаканчике на 3 дня. После того как вытащила мясо, увидела, что оно выглядит как будто сваренными. Опыт показывает, что данный образец наносит вред и нашем желудку. Но слух о том, что мясо растворяется в газированном напитке, не подтвердился.
Эксперимент №4:
Поместила капроновые изделия (носок). Через7 дней вытащила вещь, увидела, что изменился только цвет. Значит слух о том, что данный образец растворяет вещи из капрона не подтвердился.
Не такая уж и всесильная это газировка!
Эксперимент №5:
Мятную конфету «Ментос» я опустила в стаканчик с Образцом. Можно было наблюдать сильное бурление.
Когда в газировку попадает мятная конфета, происходит реакция. Вещество, входящее в состав конфеты, взаимодействует с углекислым газом. Скорее всего, это может быть эмульгатор или пищевой краситель. Во время реакции выделяется тепло. Оно то и провоцирует углекислый газ усиленно выделяться и бурлить.
В желудке человека произойдет то же самое, но в меньших масштабах. Начнет сильно пучить, тошнить…, будет нанесен сильный вред желудку
Эксперимент №6:
Для доказательства удаляет ли взятый мной Образец накипь, я налила в чайник, где на стенках была накипь газировки и прокипятила. Чайник оставила на ночь с напитком. После того, как утром вылила, в чайнике накипи стало заметно меньше.
У даление накипи происходит благодаря углекислому газу и лимонной кислоте, которые содержатся в газировке. Воздействуя на известковый налет, они легко растворяют накипь. То есть такая концентрация лимонной кислоты не безвредна для нашего желудка.
4. Заключение
Проводя исследование, я узнала, что напиток очень популярен, в основном среди старшеклассников.
Проведя эксперименты я пришла к выводу, что взятый образец газированной воды неблагоприятно влияет на пищеварительную, опорно-двигательную систему и зубы. Таким образом моя гипотеза подтвердилась, действительно напиток негативно сказывается на организм человек
Я рассказала ребятам – ученикам начальных классов о своих наблюдениях и постаралась убедить, что гораздо больше пользы принесут натуральные соки, напитки или обычная вода, которые и были выбраны ребятами в вариантах ответов анкеты.
Беседа со школьным врачом также подтвердила вредность данного напитка, было дано пояснение, какие последствия ожидают ребят, которые часто употребляют газированные напитки. Это кариес, метеоризм, вздутие живота, гастрит.
Конечно, газировка - не такой жестокий враг человечества. Даже не совсем здоровому человеку не принесет существенного вреда стакан газировки, но если в организм этот напиток будет поступать регулярно - месть будет жестокой. Всплывет и лишний вес, и подпорченные зубы, и нарушенное пищеварение, которое мешает полноценному усвоению пищи...
Практическая значимость моей работы заключается в информированности одноклассников о последствиях употребления газированных напитков. Для этого я предлагаю провести классный час – «Влияние газированных напитков на организм человека». Если рассказывать детям, да и взрослым о влиянии этого продукта на здоровье, то можно ожидать улучшения показателей здоровья
Литература:
«Горькая правда о сладком лимонаде. Здоровье школьника.№9, 2006г.
«Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья» — Москва, изд. «Физкультура и спорт», 1992 — 592 страницы.
Энциклопедия для детей. Человек. Том 18, ч.1.-М.: Аванта+, 2001
Энциклопедия для детей. Экология. Том 19.-М.: Аванта +, 2001
Аликберова «Химия и эффектные опыты по химии». – М.: Дрофа, 2002.
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Электронная версия журнала «Лучик» https://zen.yandex.ru/media/luchik/vsemirnaia-istoriia-gazirovki-5cdd5ecddee36d00b47e4566
Приложение №1
Как часто употребляете газировку? |
Ученики начальных классов, % |
Ученики старших классов, % |
Каждый день |
4 |
38 |
Раз в неделю |
18 |
16 |
Очень редко (на праздничных мероприятиях) |
36 |
22 |
Не употребляю |
42 |
24 |
Какой напиток Вы предпочтёте: |
Ученики начальных классов, % |
Ученики старших классов, % |
Газированный напиток |
14 |
52 |
Сок |
74 |
38 |
Ваш вариант (вода, какао компоты пр.) |
12 |
10 |